Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА'

РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО / МАЛЬЧИКИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МУЖЕСТВЕННОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА / ГЕНДЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мардашова Рамзия Суфияновна, Рахматуллина Лэйла Вагизовна, Хакимова Наиля Газизовна

Авторами статьи утверждается, что формирование у мальчиков социально детерминированных представлений о мужчинах и воспитание на их основе гендерного поведения возможно и должно осуществляться уже на этапе дошкольного детства. В доказательство этого в статье размещён материал экспериментальной работы с применением специально выбранных форм, методов и условий воспитания у мальчиков старшего дошкольного возраста мужественности как нравственно-психологического качества мужчины, определяющего принадлежность пола в культурном и социальном плане. Полученные результаты эксперимента свидетельствуют в пользу их активного применения в практике дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мардашова Рамзия Суфияновна, Рахматуллина Лэйла Вагизовна, Хакимова Наиля Газизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF GENDER IN BOYS DURING PRE-SCHOOL CHILDHOOD

In the article, the authors argue that the formation of socially determined ideas about men in boys and the upbringing of gender behavior on their basis is possible and should be carried out already at the stage of preschool childhood. To prove this, the article contains material from experimental work using specially selected forms, methods and conditions for raising masculinity in older preschool boys as a moral and psychological quality. The obtained results of the experiment testify in favor of their active use in the practice of preschool educational organizations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА»

критически мыслить и анализировать информацию, работать в группе и разрабатывать продукты совместной деятельности. Именно эти компетенции определяют современное качество образования и способствуют формированию и развитию личности ученика.

Литература:

1. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения [Текст] / А.Н. Леонтьев // Известия Академии педагогических наук РСФСР. - М., 2017. - Вып. 7: Вопросы психологии понимания. - С. 3-40.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 1974 - 352 с.

3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2007. - С. 112.

4. Назаретян А.П. Объединяющая и разобщающая функции коммуникации // Научно-техническая информация. -Серия 2. - 1978. - №3. - С. 1-8

5. Новые педагогические и информационные образовательные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 1999.

6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Сфера, 2016. - 240 с.

7. Развитие общения у дошкольников [Текст]: характеристика осн. форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7-ми лет / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 2014. - 288 с.

8. Семенова Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2012. - Вып. 11. - С. 209-211

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Мардашова Рамзия Суфияновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук, доцент Рахматуллина Лэйла Вагизовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук, доцент Хакимова Наиля Газизовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Аннотация. Авторами статьи утверждается, что формирование у мальчиков социально детерминированных представлений о мужчинах и воспитание на их основе гендерного поведения возможно и должно осуществляться уже на этапе дошкольного детства. В доказательство этого в статье размещён материал экспериментальной работы с применением специально выбранных форм, методов и условий воспитания у мальчиков старшего дошкольного возраста мужественности как нравственно-психологического качества мужчины, определяющего принадлежность пола в культурном и социальном плане. Полученные результаты эксперимента свидетельствуют в пользу их активного применения в практике дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: дошкольное детство, мальчики старшего дошкольного возраста, мужественность, гендерная педагогика, гендер.

Annоtation. In the article, the authors argue that the formation of socially determined ideas about men in boys and the upbringing of gender behavior on their basis is possible and should be carried out already at the stage of preschool childhood. To prove this, the article contains material from experimental work using specially selected forms, methods and conditions for raising masculinity in older preschool boys as a moral and psychological quality. The obtained results of the experiment testify in favor of their active use in the practice of preschool educational organizations.

Keywords: preschool childhood, older preschool boys, masculinity, gender pedagogy, gender.

Введение. Современная действительность такова, что происходящие политические, экономические и социальные перемены в обществе способствуют формированию новой постиндустриальной цивилизации и нового информационного общества. В происходящих переменах всё более очевидными становятся изменения в традиционных социальных установках места и роли мужчины и женщины в обществе. Сегодня достаточно быстро идет процесс социальной нивелировки, характеризующийся тем, что мужчины и женщины приобретают схожие черты, которые находят выражение в поведении, в выполнении профессиональных обязанностей и образе жизни в целом.

Происходящие социокультурные трансформации в статусе полов указывают, что в условиях выраженных изменений в полоролевой стратификации общества фактор пола является важнейшей составляющей в исследованиях социально-гуманитарных и, в том числе, педагогических наук. К числу последних следует отнести гендерную педагогику. Признавая, что современный социокультурный фон меняет психологические стереотипы, что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и к полной утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных - у девочек и девушек, гендерная педагогика призвана ставить и решать задачи гендерного воспитания молодого поколения. Центральное место среди них занимают вопросы формирования у детей и молодёжи социально детерминированных представлений о мужчинах и женщинах и воспитание на их основе гендерного поведения.

Признавая наличие многочисленных отечественных и зарубежных исследований в области гендерной педагогики [5], следует признать, что в настоящее время до сих пор не сложилась целостная научная концепция гендерного воспитания детей и молодёжи, где нижней возрастной границей являлся бы ранний и дошкольный возраст [2]. Отсутствие такой концепции не позволяет в полной мере решать задачи дошкольного образования с учётом гендерных различий детей-дошкольников. В свете сказанного продолжает оставаться востребованным изучение вопросов воспитания детей дошкольного возраста с учётом гендерного подхода, в процессе которого должно осуществляться становление и развитие как женских, так и мужских моделей половой идентификации и самореализации. Учитывая данный факт, мы обратились к рассмотрению одного из них. Выбор его обозначил цель исследования: выявить и экспериментальным путём доказать эффективность развития гендерной принадлежности у мальчиков дошкольного возраста с помощью специально выбранных форм, методов и условий образовательно-воспитательной деятельности.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы о роли мужчины и женщины в развитии

общества (Н.Г. Чернышевский [14], В.С. Соловьёв [11], Н.А. Бердяев [15] и др.); зарубежные и отечественные теории развития и гендерной идентификации личности (Burn S.M., Ward A.Z. [4], Flandrin J.-L. [13], Maccoby, E.E., Jacklin, C.N. [8], Т.К. Антонова [2], В. Вдовюк [5], С. Рыков [1] и др.); теоретические и практические исследования вопросов воспитания гендерной идентичности у дошкольников (М.А. Радзивилова [9], Н.Е. Татаринцева [12], А.М. Щетинина [16] и др.).

Реализация выдвинутой цели исследования осуществлялась в рамках методологических подходов: культурологического (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Л.В. Коломийченко, И.С. Кон и др.); деятельностного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, и др.); средового (К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик и др.). Методологическим ориентиром в исследовании выступил гендерный подход, в понимании сущности которого мы принимаем точку зрения Е.Н. Каменской: «...тендерный подход в педагогике - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы гендерного самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. ...» [6].

В работе были использованы методы исследования: анализ психолого-педагогической, социокультурной литературы, классификация, сравнение, обобщение, систематизация, эксперимент, наблюдение, методы математической статистики.

Изложение основного материала статьи. Приступая к описанию деятельности по реализации выдвинутой цели исследования, дадим определения основным понятиям, используемым в работе: «гендер», «мужественность».

Термин «гендер» (gender) впервые был введён в научный оборот исследователем и педагогом Джоан Уоллах Скотт в 1986 г., которая определила его как «.составной элемент социальных отношений, основанный на осознанных различиях между полами» [10]. В последующих работах гендер рассматривался как «комплексный механизм», «технология», «гендерная система», определяющие субъект нормативности в обществе, включающие выработанные обществом в процессе развития культурные символы, регулирующие жизнь человека и общества, законы, социальные институты, а также самоидентификацию личности, т.е. осознание человеком самого себя и своего места в обществе в связи с полом [5].

Понятию «мужественность» Большой толковый социологический словарь даёт следующее толкование: «Мужественность (masculinity) - характерные черты, присущие мужскому полу. Историческое изучение следующим образом фиксирует «мужественность»: кодекс поведения, героизм, сила, акцент на общем характере мужчины как естественном.» [3, с. 444].

В психологии мужественность рассматривается как совокупность качеств личности мужчины, выражающееся в «.способности действовать решительно и целесообразно в сложной опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы на достижение цели» [7, с. 344].

Ориентируясь на содержание приведённого понятия «мужественности» и понимая, что на этапе раннего и дошкольного детства закладываются первоначальные основы этого нравственно-психологического качества, мы провели исследование, с помощью которого доказали, что применённые в работе с детьми старшего дошкольного возраста специальные формы, методы и условия позволяют получить положительные результаты.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Жемчужинка» № 63» г. Набережные Челны Республики Татарстан (воспитатель - З.М. Толстопятова). В исследовании приняли участие воспитанники двух старших групп дошкольной образовательной организации (экспериментальная и контрольная группы). Среди них - 33 мальчика.

Для начала мы исследовали имеющийся у мальчиков уровень сформированности нравственно-психологического качества - мужественности у мальчиков 6-го года жизни. С этой целью определили критерии: 1) наличие и актуальный уровень развития представлений о мужественности по следующим шкалам: а) по шкале внешнего соответствия, б) по шкале физической подготовки, в) по шкале ответственности, г) по шкале активности, д) по шкале смелости; 2) сформированность мотивов соответствовать в гендерном поведении представлениям мужественности; 3) проявления ребёнком гендерной идентичности.

К указанным критериям разработали показатели для трёх уровней сформированности мужественности (высокий, средний, низкий). Проведя диагностическую работу по разработанным критериям и показателям, произвели оценку полученных результатов и получили результаты: мальчиков с высоким уровнем сформированности качества в экспериментальной группе оказалось 6%, в контрольной - 7%; со средним уровнем - в экспериментальной - 19%, контрольной - 16% и с низким уровнем - в экспериментальной - 75%, в контрольной - 77%.

Полученные в ходе обследования результаты говорили в пользу организации специальной целенаправленной деятельности по воспитанию мужественности у мальчиков старшего дошкольного возраста, которая предполагала совокупность работы по трём компонентам и имела следующее содержательно-смысловое наполнение:

1. Когнитивный компонент - вооружение дошкольников представлениями о своей принадлежности к определённому полу, основных маскулинных и фемининных качествах, особенностях поведения людей в зависимости от половых различий.

2. Эмоционально-личностный компонент - формирование у дошкольников мотивов соответствовать эталону мужественности, проявлениям и предпочтениям мужчин.

3. Поведенческий компонент - отражение усвоенных представлений о полоролевом поведении во взаимодействии с представителями своего и противоположного пола.

Для реализации указанных направлений (по обозначенным компонентам) был разработан перспективный план воспитания мужественности у мальчиков на период учебного года с включением в него специально выбранных форм, методов и условий воспитания. План включал в себя: 1) разные виды деятельности (познавательная, продуктивная, игровая, изобразительная, трудовая, чтение), направленные на поддержку и развитие гендерной принадлежности ребёнка; 2) проведение специльно выбранных форм, методов и релизацию условий работы с дошкольниками, способствующих воспитанию мужественности у мальчиков как нравственно-психологического качества; 3) приобщение семьи к решению вопросов воспитания у детей гендерной идентификации.

Работа в направлении формирования у дошкольников представлений (когнитивный компонент) о своей принадлежности к определённому полу, основных маскулинных и фемининных качествах, особенностях поведения людей в зависимости от половых различий включала серию занятий на темы: «Мы - мальчики», «Мы - девочки», «Моё тело», «Мои игры и любимые занятия». Проведённые занятия позволили сформировать у детей представления о себе, как о биосоциальном существе по внешним признакам, особенностях поведения людей в зависимости от половых различий. В процессе проведённых занятий дети узнали, что мальчики и девочки имеют много общего (голову, туловище, руки, ноги и т.д.), но имеют и отличительные признаки (Азат отметил, что главным отличием является разная одежда, Костя указал на разную длину волос и т.д.). Дети узнали, что и мальчики, и девочки разные не только внешне, но и испытывают различные чувства: девочки нежнее, их чувства проявляются ярче, мальчики - сильные, как настоящие мужчины стараются

сдерживать свои чувства, не показывают страх, редко плачут. Дети познакомились с разными видами работ, которые традиционно выполняют мужчины (спасатели, моряки, лётчики, вертолётчики) и женщины (воспитатель, няня в детском саду, швея), о своеобразии мужских и женских увлечений.

На занятиях по изобразительной деятельности дети рисовали мужские и женские портреты, обогащая тем самым свои знания, учились видеть различия между мальчиками и девочками, отражая в рисунках характерные признаки мужчин и женщин (портрет мамы, папы, портрет маленькой принцессы, портрет былинного героя, наделённого чертами мужественности). Начатую на занятиях работу, продолжили дома. Многие дети принесли рисунки, выполненные совместно с родителями (портрет мамы в нарядном платье, портрет дедушки с усами и т.д.). В группе организовали выставку рисунков. Дети с удовольствием рассказывали, кого нарисовали, какой сюжет придумали к нарисованному портрету.

Для закрепления, конкретизации и обобщения знаний детей, полученных на занятиях, предлагались дидактические игры («Кто что носит?», «Собери портрет», «Одень правильно», «За что нам нравятся мальчики и девочки?», «Чем похожи наши мамы? Чем похожи наши папы?», «Имена» и др.). Наглядность и доступность данного вида игр, наличие соревновательности создавали эмоционально-позитивный фон игрового общения детей, способствовали дифференциации мужских и женских образов, адекватной идентификации себя с представителями своего пола по видовым характеристикам. В использовании дидактических игр мы старались соблюдать ряд условий, а именно: отбор игр осуществлялся согласно основным параметрам гендерной воспитанности; содержание игр всегда соотносилось с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста; любая игра (новая или уже разученная) предусматривала методы её руководства в соответствии с логикой становления игровой деятельности на разных этапах дошкольного детства.

Широкое применение в проделанной работе имел метод - чтение художественной литературы. Созданию собирательного образа мужского героя помогло чтение сказок («Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.), рассказов (И. Винокурова «Сквозь буран», Б. Житкова «На льдине», С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» и др.). Беседуя с детьми о содержании прочитанных произведений, подчёркивалась направленность качеств - мужество, сила нужны при защите слабых, при выполнении мужской работы.

Интересным приёмом стало предложение детям самим сочинить рассказ или сказку. В придуманных рассказах героями становились папы и старшие братья. Дети впервые узнали, что настроение героев выдуманных рассказов можно «нарисовать». Для этого провели комплексное занятие «Знакомство с эмоциями», на котором дети учились распознавать настроение героев по различным признакам: мимике, голосу с разной интонацией, а также графическому изображению эмоций. В своих рисунках дети пытались передать внутреннее состояние персонажей (мальчики рисовали героев мужского пола, девочки - женского и наоборот).

Среди произведений художественной литературы особенное место занимали те, которые помогали формированию образа семьи (П. Мумин «У нас рабочая семья», Е. Серова «Папа дома»). В беседах с детьми мы подводили их к выводу: счастливая семья - это дружная семья, где все заботятся друг о друге, где дети помогают родителям. Прочитав рассказ В. Донниковой «Как Витя маму лечил», провели беседу о прочитанном. На вопрос: «Почему мама почувствовала себя лучше, ведь Витя ухаживал за ней не очень умело?» Наиль и другие дети отвечали, что маме было радостно узнать, что у неё хороший сын, что он её любит и заботится о ней. Во время беседы дети вспомнили и о своих добрых делах, как и они помогают маме. Подобные беседы существенно расширяли представления детей о мужественности и женственности, обогащали впечатлениями, что способствовало развитию сюжетов игр детей обоего пола.

Формирование у дошкольников мотивов (эмоционально-личностный компонент) соответствовать эталону мужественности, проявлениям и предпочтениям мужчин успешно происходило в сюжетно-ролевых играх, особенно в играх героического содержания. Любимой игрой мальчиков стала военная игра. С удовольствием также мальчики играли в игры, отражающие героизм некоторых профессий, например, игра в «Вертолётчики», которая получила высокое содержательное развитие. Поначалу игра в вертолётчиков передавала лишь процесс управления вертолётом: взлёт, заход на посадку. Чтобы расширить содержание игры, мы провели большую предварительную работу. Вначале прочитали рассказы В.А. Бахревского «Вертолётчики», Б Житкова «На льдине». Беседуя по произведениям, разъясняли, что такое «мужество», «сила», что эти качества особенно важны при выполнении сложной и опасной работы. Разбирали ситуации «Спасение людей в горах», «Дети заболели» и др. Попросили маму Азата и маму Кости сшить комбинезоны для вертолётчиков, на занятиях ручного труда с детьми сделали шлемы вертолётчиков из картона. Папу Алины попросили рассказать мальчикам о разных видах летательной техники. После этой беседы прочитали книгу К. Беляева и Г. Маркуши «На земле, небесах и на море». В ознакомлении мальчиков с летательной техникой широко применялись информационно-коммуникативные технологии, что существенно расширяло границы объёма и качество предлагаемого для ознакомления материала. Дети с интересом рассматривали модели вертолётов, их отличительные особенности, самостоятельно делали выводы о назначении данного вида транспорта.

Для преодоления существующей разобщённости мальчиков и девочек в группе детям была предложена игра «Автосервис». Для этой игры смастерили из подручных средств бензоколонку, рядом с ней построили кафе, игровую площадку для детей. Распределили роли между детьми: мальчики выполняли роли водителей, девочки - роли мам, официантки кафе, воспитательницы - на детской площадке. Попросили родителей дома организовать просмотр художественного фильма «Королева бензоколонки», что обогатило детские впечатления и внесло яркие эмоции в творческую игровую деятельность.

Отражению усвоенных гендерных представлений в реальном поведении мальчиков при реализации деятельностного компонента способствовала организованная игра в тайные общества настоящих мужчин и женщин по методике Ш.А. Амонашвили «Секретные совещания» [1], адаптированная к возможностям и потребностям детей старшего дошкольного возраста. Целью игры было актуализировать полученные представления о мужественности в реальном поведении мальчиков и повседневном общении детей разного пола. В начале игры воспитатель обратилась к мальчикам с вопросом, согласны ли они создать в группе тайное общество настоящих мужчин? Тем, кто высказал согласие, воспитатель объяснила правила тайного мужского общества, а именно: не обижать девочек, всегда пропускать девочек вперёд, более тяжёлую «мужскую» работу брать на себя, не садиться за стол, пока не сядут девочки и т.д. Чтобы научить девочек ценить внимание мальчиков и воспитать у них чувство заботливости, подобное общество было организовано и с девочками, но со своими правилами. Игра в тайные общества оказалась действенным средством в воспитании поведения мальчиков и продолжалась длительное время. Увлечение данной игрой объяснялось тем, что правила преподносились в игровой форме, с использованием элемента таинственности, запрет на разглашение секрета воспитывал у мальчиков самообладание и волевые усилия.

Правильно выстроенная, на наш взгляд, организация разных видов деятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации позволила наблюдать происходящие изменения, которые выражались в проявлении детьми своей гендерной устойчивости. Поведенческие реакции мальчиков и девочек, их представления о себе стали всё более отвечать параметрам социального и эмоционального развития согласно идентификации своему полу и нашим гендерным

ожиданиям. Замеченные изменения в поведении мальчиков и демонстрируемые детьми представления о мужественности позволили рассматривать использование разных видов детской деятельности как первостепенное условие гендерного воспитания в дошкольном возрасте.

Не менее важным условием гендерного воспитания являлось создание в дошкольной организации полофункциональной предметно-развивающей среды, которая рассматривалась нами и как условие обеспечения разных видов активности мальчиков (умственной, игровой, физической и др.), и как основа самостоятельной деятельности детей с учётом их гендерных особенностей. Окружающая мальчиков предметно-развивающая среда подразумевала выделение для них специальных игровых зон. Необходимым элементом предметно-развивающей среды для мальчиков стала мини-среда мужского труда, необходимая для формирования мужских умений («Гараж», «Автосервис», «Аэродром»). При организации сюжетно-ролевых игр предлагались различные игрушки (образные, транспортные, спортивные и др.), способствующие выполнению различных социальных ролей. Вместе с тем детям предлагались схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола; карточки - символы добра, смелости, честности, храбрости, выносливости, обозначающие социально ценные качества мальчика.

Вопросы организации игрового пространства для мальчиков в домашних условиях обсуждались с родителями. В беседах с родителями обращалось внимание на то, что воспитание гендерной идентичности мальчиков возможно лишь в среде, где дети могут проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему полу.

Выводы. Проделанная работа позволила получить положительные результаты. Очевидными стали такие изменения в мальчиках, как уверенность в себе, стремление быть сильным, защищать слабых, демонстрация снисхождения к слабостям девочек. Полученные результаты эксперимента подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать выводы:

1. Мужественность, как нравственно-психологическое качество мужчины, является собирательной, обобщающей характеристикой личности. Понятие «мужественности» объединяет такие качества мужчины, как сила, отвага, самообладание, решительность, честность справедливость. Формируясь на основе подражания, это качество не может быть сформировано без учёта психологической специфики пола.

2. Процесс воспитания качеств мужественности у мальчиков старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении условий: создании полофункциональной предметно-развивающей среды; включении детей в разные виды деятельности и организации общения, отражающие гендерные эталоны; совершенствовании гендерной компетенции педагогов и родителей.

Проделанная работа на представленном этапе позволяет констатировать, что целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности дошкольника, заключающийся в накоплении гендерного опыта, должен, без сомнения, иметь продолжение. Данное намерение позволяет ставить новые задачи для закрепления и углубления опыта выполнения детьми гендерных ролей и осознания себя как представителя своего пола уже на этапе самого раннего детства.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили // Предисл. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.

2. Антонова Т.К. Эволюция гендерной теории и ее отражение в педагогической научной мысли / Т.К. Антонова // Актуальные задачи педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011г.). - Чита: Издательство Молодой учёный, 2011. - С. 7-10.

3. Большой толковый социологический словарь (Collins). - Том 1 (А-О): пер. с англ. - М.: Вече, АСТ. - 1999. - 544 с.

4. Burn S.M., Ward A.Z. (2005). Men's conformity to traditional masculinity and relationship satisfaction. // Psychology of Men and Masculinity (англ.) русск., 6, 254-263.

5. Вдовюк В. Гендерные исследования в педагогике (обзор литературы) / В. Вдовюк, С. Рыков // Высшее образование в России. - № 4. - С. 110-117.

6. Каменская Е.Н. Гендерный подход в педагогике: автореф. дис. .д-ра пед. наук / Е.Н. Каменская. - Ростов н/Дону, 2006. - 62 с.

7. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Полииздат, 1985. - 431 с.

8. Maccoby E.E., & Jacklin C.N. (1974). The psychology of sex differences. - Stanford, CA: Stanford University Press.

9. Радзивилова М.А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4-2. - С. 453-456.

10. Scott J.W. Gender: A Useful Category of Historical Analysis // American Historical Review. - 1986. - Vol. 91. - №5. -P. 1053-1075.

11.Соловьев В. Россия и Вселенская церковь. - М.: Путь, 1911. - 451 с.

12. Татаринцева Н.Е. О полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности / Н.Е. Татаринцева // Дошкольное образование. - 2009. - № 3. - С. 28-33.

13. Flandrin J.-L. Le sexe et Occident: évolution des attitudes et des comportements (XV-XVIII siècles). - P.: Éditions du Seuil, 1981.

14. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. - М., 1939. - Т. 1. - С. 401.

15. Черный Ю.Ю. Философия пола и любви H.A. Бердяева / Ю.Ю. Черный. - М.: Наука, 2004. -132 с.

16. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 5-7 лет / А.М. Щетинина, О.И. Иванова. - М.: Сфера, 2010. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.