Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, ПРИНЦИПЫ, КОМПОНЕНТЫ'

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, ПРИНЦИПЫ, КОМПОНЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ПОЛОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-Уста Зарема Ремзиевна

В статье проанализирована сущность процесс гендерного воспитания детей дошкольного возраста: основные понятия, принципы, компоненты. Даны определения понятию «гендерная социализация». В дошкольной педагогике гендерная социализация определяется как процесс формирования у мальчиков и девочек дошкольного возраста представлений о мужественности и женственности, направленный на совершенствование их индивидуальности и ориентированный на становление и развитие их гендерной идентичности. Рассмотрены принципы гендерной социализации, в числе которых: принцип системности, принцип деятельности, принцип двустороннего взаимодействия личности и социальной среды, принцип личной активности и избирательности. Проведен компонентно-структурный анализ гендерной идентичности, позволивший выделить три основных компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный. Когнитивный компонент - это совокупность представлений об общепринятых формах взаимоотношений и взаимодействия между представителями обоих полов; знание основных образцов мужского и женского поведения. Эмоционально-ценностный компонент определяется способностью ребенка адекватно оценивать собственные и реагировать на эмоциональные проявления других, воспринимать себя в контексте отношений со сверстниками и взрослыми своего и противоположного пола. Деятельностный компонент обеспечивает воспроизводство гендерных ролей во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER SOCIALIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN: DEFINITION OF BASIC CONCEPTS, PRINCIPLES, COMPONENTS

The article analyzes the essence of the process of gender education of preschool children: basic concepts, principles, components. Definitions of the concept of "gender socialization" are given. In preschool pedagogy, gender socialization is defined as the process of forming ideas about masculinity and femininity in boys and girls of preschool age, aimed at improving their individuality and focused on the formation and development of their gender identity. The principles of gender socialization are considered, including: the principle of consistency, the principle of activity, the principle of two-way interaction of the individual and the social environment, the principle of personal activity and selectivity. A component-structural analysis of gender identity was carried out, which allowed us to distinguish three main components: cognitive, emotional-value and activity. The cognitive component is a set of ideas about the generally accepted forms of relationships and interaction between representatives of both sexes; knowledge of the main patterns of male and female behavior. The emotional and value component is determined by the child's ability to adequately assess his own and respond to the emotional manifestations of others, to perceive himself in the context of relationships with peers and adults of his own and the opposite sex. The activity component ensures the reproduction of gender roles in interaction with peers and adults. It is a marker of the quality of assimilation of gender concepts, as well as the formation of the emotional and value component of gender socialization.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, ПРИНЦИПЫ, КОМПОНЕНТЫ»

- проектная деятельность имеет длительную образовательную традицию и сформированную методологическую базу, она развивается с опорой на предыдущий опыт;

- судя по последним представленным выше классификациям, учебная проектная деятельность стала приобретать созидательную и социальную направленность (некоторые ранние подходы к построению классификаций отражают формальные подходы к деятельности);

- включение обучающихся в учебную проектную деятельность дает потенциальные возможности для развития их исследовательского и практического мышления.

Литература:

1. Зайцев В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - №6. - С. 52-62

2. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб., 1998. - 1536 с.

3. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: учебное пособие для 7-11 классов. Сургут: РИО СурГПУ. -2014. - 135 с.

4. Попов А.А. О классификации проектов [Электронный режим] - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=2maPsWA-l6g (дата обращения 03.06.2021).

5. Развитие субъектной позиции учащихся: Опыт педагогического проектирования: учебно-методическое пособие // Битянова М.Р., Беглова Т.В. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. - 212 с.

6. Теплицкая А.Г. Проектная деятельность со смыслом: как научить ребенка проектному управлению. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=YMWNQPcVwmg (дата обращения 03.06.2021).

7. ФГОС ВО [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения 03.06.2021).

8. Фещенко Т.С. Школа управления. Новые стандарты - новое качество работы учителя. Учебно-методическое пособие. УЦ «Перспектива». Москва. - 2013. - 224 с.

9. Саидов З.А., Ярычев Н.У., Соколова Н.И. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 318-320.

Педагогика

УДК 373:37.035

кандидат педагогических наук, доцент Амет-Уста Зарема Ремзиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ

ПОНЯТИЙ, ПРИНЦИПЫ, КОМПОНЕНТЫ

Аннотация. В статье проанализирована сущность процесс гендерного воспитания детей дошкольного возраста: основные понятия, принципы, компоненты. Даны определения понятию «гендерная социализация». В дошкольной педагогике гендерная социализация определяется как процесс формирования у мальчиков и девочек дошкольного возраста представлений о мужественности и женственности, направленный на совершенствование их индивидуальности и ориентированный на становление и развитие их гендерной идентичности. Рассмотрены принципы гендерной социализации, в числе которых: принцип системности, принцип деятельности, принцип двустороннего взаимодействия личности и социальной среды, принцип личной активности и избирательности. Проведен компонентно-структурный анализ гендерной идентичности, позволивший выделить три основных компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный. Когнитивный компонент - это совокупность представлений об общепринятых формах взаимоотношений и взаимодействия между представителями обоих полов; знание основных образцов мужского и женского поведения. Эмоционально-ценностный компонент определяется способностью ребенка адекватно оценивать собственные и реагировать на эмоциональные проявления других, воспринимать себя в контексте отношений со сверстниками и взрослыми своего и противоположного пола. Деятельностный компонент обеспечивает воспроизводство гендерных ролей во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Ключевые слова: гендерная социализация, гендерные стереотипы, половая принадлежность, дети дошкольного возраста.

Annotation. The article analyzes the essence of the process of gender education of preschool children: basic concepts, principles, components. Definitions of the concept of "gender socialization" are given. In preschool pedagogy, gender socialization is defined as the process of forming ideas about masculinity and femininity in boys and girls of preschool age, aimed at improving their individuality and focused on the formation and development of their gender identity. The principles of gender socialization are considered, including: the principle of consistency, the principle of activity, the principle of two-way interaction of the individual and the social environment, the principle of personal activity and selectivity. A component-structural analysis of gender identity was carried out, which allowed us to distinguish three main components: cognitive, emotional-value and activity. The cognitive component is a set of ideas about the generally accepted forms of relationships and interaction between representatives of both sexes; knowledge of the main patterns of male and female behavior. The emotional and value component is determined by the child's ability to adequately assess his own and respond to the emotional manifestations of others, to perceive himself in the context of relationships with peers and adults of his own and the opposite sex. The activity component ensures the reproduction of gender roles in interaction with peers and adults. It is a marker of the quality of assimilation of gender concepts, as well as the formation of the emotional and value component of gender socialization.

Keywords: gender socialization, gender stereotypes, gender identity, preschool children.

Введение. Дошкольный возраст является сензитивным периодом гендерной социализации ребенка, охватывающим все сферы его личностного становления. Как указывают Л.В. Астапович [2], В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман [4], Г.Л. Ильин [5] первые представления о половой принадлежности и содержании ролевого поведения, соответствующего полу, формируются в младшем дошкольном возрасте, когда начинают активно развиваться ценностные ориентации, потребности, мотивы, специфические для пола, усваиваются модели полоролевого поведения.

Цель статьи: проанализировать сущность процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста: основные понятия, принципы, компоненты.

Изложение основного материала статьи. Гендерная социализация в психологии понимается как процесс усвоения культурной системы гендера того общества, в котором живет человек, своеобразное общественное конструирование

различий между представителями мужского и женского полов. Социальные психологи также используют термин «дифференцированная социализация», подчеркивая тем самым, что в процессе социализации личность мальчиков и девочек формируется в различных социально-психологических условиях.

В дошкольной педагогике гендерная социализация определяется как процесс формирования у мальчиков и девочек дошкольного возраста представлений о мужественности и женственности, направленный на совершенствование их индивидуальности и ориентированный на становление и развитие их гендерной идентичности. Другими словами, это процесс вхождения ребенка в систему культурных норм поведения и взаимоотношений между полами. Гендерная социализация основывается на двух взаимосвязанных сторонах: а) освоении принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов; б) влиянии общества, семьи, социальной среды на личность с целью привития ей определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для представителей мужского и женского полов [8, С. 35].

Влияние общества реализуется посредством гендерных стереотипов, которые для дошкольников действуют как социальные нормы. По определению Л.В. Штылевой, гендерные стереотипы - это ценности, мотивы, типы поведения, рассматриваемые как более характерные представителям одного пола, по сравнению с другим [9]. Нормативное давление стереотипов заставляет подчиняться установленным гендерным ролям. Действие нормативного давления заключается в том, что личность старается выполнять соответствующие гендерные роли, чтобы получить социальное одобрение и избежать порицания [10].

Основной структурной и функциональной единицей гендерных стереотипов являются гендерные представления. Они непосредственно влияют на формирование гендерных ролей и гендерной идентичности, выступая в качестве когнитивной составляющей данных элементов психологического пола. На основе гендерных представлений и стереотипов формируется половое самосознание индивида. Как указывает И.С. Клецина, усвоение ребенком неадекватных представлений о себе как представителе определенного пола, о половых и ролевых различиях между мальчиками и девочками приводит к отклонению всех структурных элементов психосексуального развития личности и может привести к нарушению сексуальной ориентации в период полового созревания [6, С. 55].

Как отмечает Л.В. Астапович, для нормального социального и эмоционального развития дошкольника важно смягчение гендерных стереотипов. Жесткие стереотипы ограничивают общее развитие, заметно обедняют интеллектуальный потенциал ребенка. Взрослые могут помогать детям избавляться от них, объясняя значение той или иной социальной роли для самого ребенка и для окружающих его людей [2].

Очень рано родители начинают поощрять в ребенке то поведение, которое традиционно считается соответствующим его полу. Словом и делом в сознание детей внедряется набор правил поведения «для мальчиков» и «для девочек». Мальчиков раньше начинают приучать к сдержанности в проявлении ощущений, чем девочек. В любой подходящей ситуации папа напомнит сыну о том, как ведут себя настоящие мужчины: «не боятся темноты», «подают руку маме и сестре, когда выходят из автобуса» и т.д. Иногда в целях воспитания мужественности родители довольно либерально относятся к задиристости сына, поощряют суровость, агрессивность. Важно отметить, что отец проявляет большую, чем мама, требовательность к тому, чтобы занятия ребенка соответствовали его полу. Стремление дочери включиться в домашние дела встретит отцовскую поддержку, а сына за подобные дела папа может и высмеять. Мать, наоборот, менее дифференцированно относится к поведению, деятельности сына и дочери: она приветствует любую позитивную активность ребенка [1].

Для нашего исследования научный интерес представляет позиция Г.Л. Ильина, который считает, что гендерная социализация - это усвоение личностью социокультурных ценностей, которые предопределяют большинство имеющихся особенностей полоролевого поведения личности [5]. Это одна из сторон процесса социализации индивида, который обуславливает развитие человека как социального индивида, становление его как личности. То есть, речь идет о развитии и формировании определенных психологических черт и механизмов реагирования, которые обеспечивают становление психологического пола человека. В отличие от половой социализации гендерная - содержит в себе культурологический аспект, который раскрывается в ролевых и статусных отношениях ребенка со сверстниками и взрослыми обоих полов.

Как указывает Т.Н. Мартынова, процесс гендерной социализации в дошкольном возрасте приобретает особые черты в период с 5-6 лет. В качестве образцов для подражания дети выбирают книжных, а также кино- и видео героев. У девочек это принцессы, феи, персонажи сказок [7]. Подражание женским образам нередко подталкивает детей к развитию художественных способностей. Например, изображая свою любимую героиню, девочки пританцовывают, поют, заучивают высказывания. У современных мальчиков носителями мужского поведения, к сожалению, могут становиться не только положительные, но и отрицательные герои, персонажи мультфильмов, фильмов-боевиков, компьютерных игр. В результате в поведении мальчиков участились такие формы поведения, как дерзость, грубость, которые ошибочно расцениваются как проявления мужественности.

По Л.П. Шустовой процесс гендерной социализации происходит с помощью следующих принципов: принцип системности (предполагает влияние на личность как микро-, так и макросреды, которые тесно взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга); принцип деятельности (обусловливает активное взаимодействие личности с другими людьми, в которую она вступает в ходе деятельности и общения); принцип двустороннего взаимодействия личности и социальной среды (означает взаимообусловленность процесса вхождения личности в систему общественных отношений); принцип личной активности и избирательности (рассматривает человека в процессе социализации как личность, способную активно действовать и самостоятельно выбирать социальные условия собственного развития и формирования собственного «Я», исходя из собственного видения идеалов и убеждений) [10].

Согласно В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман, гендерная социализация требует усвоения личностью гендерных ролей, то есть обучения способам поведения, которые соответствовали бы тому, как должны вести себя мальчик/юноша/мужчина и девочка/девушка/женщина в определенном социальном окружении [4]. В течение всего процесса гендерной социализации личность усваивает модели ролевого поведения, которые являются целесообразными для того или иного пола.

Гендерная социализация определяется также как усвоение гендерных стереотипов и полоролевых ценностей, стандартизация речи, жестов, символов, характерных для представителей определенного пола, а также формирование полотипичного поведения. Гендерная социализация является дифференциальной и выступает непременной составляющей процесса идентификации ребенка и основывается на двух механизмах: дифференциальном усилении и подражании [3, С. 89].

Компонентно-структурный анализ гендерной идентичности, являющейся результатом гендерной социализации, позволил выделить три ее компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный.

Когнитивный компонент - это совокупность представлений об общепринятых формах взаимоотношений и взаимодействия между представителями обоих полов; знание основных образцов мужского и женского поведения. Этот компонент проявляется в совокупности социальных представлений, интересов, ценностных ориентаций детей,

свидетельствует о способности ребенка чувствовать свою принадлежность к определенной социальной группе. Когнитивный компонент также предполагает наличие четких, понятных, значимых для старших дошкольников представлений об отличии и сходстве, правах и обязанностях представителей обоих полов. Особо подчеркнем необходимость знаний об общих моральных принципах и качествах, которые являются регуляторами взаимоотношений в обществе, факторами согласования действий и поступков людей. Кроме того, значительный запас знаний и практический опыт способствуют овладению дошкольниками способами решения морально-этических задач. В свою очередь, отсутствие или формальное усвоение знаний лишает ребенка возможности дифференцировать и анализировать содержание многих поступков представителей своего и противоположного пола.

Ребенок дифференцирует явления действительности на двух уровнях - понятийном (когнитивный компонент: устанавливается сущность явления, его назначение, система связей с другими) и ценностном (эмоционально-ценностный компонент: объект или явление воспринимается как такой, что имеет отношение к нему, касается его, не оставляет равнодушным). Ощущение личностью ценности того или иного объекта или явления побуждает ее к активным действиям, превращаясь в мотив деятельности, причем мотивом могут быть лишь признанные личностью ценности. Это доказывает необходимость развития эмоционально-ценностного компонента гендерной социализации детей дошкольного возраста.

Эмоционально-ценностный компонент определяется способностью ребенка адекватно оценивать собственные и реагировать на эмоциональные проявления других, воспринимать себя в контексте отношений со сверстниками и взрослыми своего и противоположного пола. В возникновении ценностей важную роль играют эмоции и чувства -разнообразные переживания личности, в которых проявляется ее отношение к тому, что происходит вокруг. В эмоциях и чувствах отражается выборочный характер человеческого сознания, поскольку чаще всего переживания вызваны теми объектами и явлениями, которые приобретают для индивида определенное жизненное значение, становятся для него ценными, потому что способствуют (или препятствуют) удовлетворению его потребностей. Именно в связи с потребностями и интересами личности эмоции и чувства становятся побуждением к деятельности, регуляторами активности [6, С. 42].

Деятельностный компонент обеспечивает воспроизводство гендерных ролей во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Является маркером качества усвоения гендерных представлений, а также сформированности эмоционально-ценностного компонента гендерной социализации.

Выводы. Анализ научного наследия ведущих отечественных специалистов позволяет рассматривать гендерную социализацию как приобретение ребенком социального опыта и реализацию им социальных связей через знания, ценности, нормы и правила поведения. Подытоживая вышесказанное, приходим к выводу о том, что гендерная социализация - это своеобразная морально-этическая система, направленная, с одной стороны, на интериоризацию ценностей мужского или женского мира; с другой стороны - на взаимодействие с представителями противоположного пола и овладение культурными и общечеловеческими ценностями. Гендерная социализация, являясь неотъемлемой частью общего процесса социализации, обеспечивает гармоничное развитие человека не только, как представителя определенного пола, но и как субъекта межличностных взаимоотношений.

Литература:

1. Амет-Уста З.Р. Особенности гендерной социализации дошкольников - представителей разных этнических групп (на примере Республики Крым) / З.Р. Амет-Уста // Перспективы науки. - 2020. - № 10 (133). - С. 10-13.

2. Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л.В. Астапович. - М.: Красико-Принт, 2011. - 128 с.

3. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учебное пособие / Л.В. Градусова. - 2-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2016. - 176 с.

4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки - два разных мира / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 184 с.

5. Ильин Г.Л. Гендерная педагогика. Понятие «гендер» и его влияние на воспитание детей: уч. пособие / Г.Л. Ильин. - Москва: МПГУ, 2016. - 44 с.

6. Клецина И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. - 92 с.

7. Мартынова Т.Н. Гендерные основы воспитания и образования: учебное пособие / Т.Н. Мартынова. - Кемерово: КемГУ, 2012. - 92 с.

8. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста / И.П. Шелухина. - Издательство: «ТЦ Сфера», 2008. - 96 с.

9. Штылева Л.В. Гендерный подход в образовании / Л.В. Штылева // Мир образования - образование в мире. - 2005. - №1. - С. 89-101.

10. Шустова Л.П. Особенности процесса гендерной социализации детей в дошкольном возрасте / Л.П. Шустова // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. - № 4. - С. 173-180.

Педагогика

УДК 37.08

проректор по непрерывному образованию, директор НИИ педагогических инноваций и инклюзивного образования, доктор педагогических наук, профессор Ахметова Дания Загриевна

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (г. Казань);

старший преподаватель кафедры теоретической и

инклюзивной педагогики Бикбаева Марина Рунаровна

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (г. Казань);

старший преподаватель кафедры теоретической и

инклюзивной педагогики Сахнова Ирина Александровна

Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (г. Казань)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОСОЗНАННОГО УЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ВУЗ»

Аннотация. В статье доказывается важность компетентностного подхода к обеспечению осознанного учения в системе непрерывного образования. На примере одного из модулей программы повышения квалификации преподавателей раскрывается возможность формирования ключевых компетенций педагогов, влияющих на обеспечение осознанного учения обучающихся. Данная программа реализована на базе Казанского инновационного университета имени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.