Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЦОС «ИНТЕЛЛЕКТ ПЛЮС»'

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЦОС «ИНТЕЛЛЕКТ ПЛЮС» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Функциональная грамотность / проект / проектная деятельность / цифровая образовательная среда (ЦОС) / цифровизация образования / школа. / Functional literacy / project / project activity / digital educational environment (DSP) / digitalization of education / school.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахарь В. В., Пахарь Е. И., Пахарь В. А.

Статья посвящена развитию функциональной грамотности у обучающихся 7–9 классов с помощью цифрового портала «Интеллект Плюс». Авторы статьи обозначили основную идею создания проекта, преимущества и возможности от его использования участниками образовательного процесса. В ходе работы были выявлены риски (барьеры), подготовлена дорожная карта (вехи), обозначены основные показатели для оценки эффективности проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахарь В. В., Пахарь Е. И., Пахарь В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF THE DSP "INTELLECT PLUS"

The article is devoted to the development of functional literacy among students of grades 7–9 with the help of the digital portal "Intellect Plus". The authors of the article outlined the main idea of creating a project, the advantages and opportunities from its use by participants of the educational process. During the work, risks (barriers) were identified, a roadmap (milestones) was prepared, and the main indicators for evaluating the effectiveness of the project were identified.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЦОС «ИНТЕЛЛЕКТ ПЛЮС»»

УДК 373.51

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЦОС «ИНТЕЛЛЕКТ ПЛЮС»

© 2021 В. В. Пахарь1, Е. И. Пахарь2, В. А. Пахарь3

1заместитель директора по научно-исследовательской деятельности

e-mail: pahar.viktor@,mail.ru 2директор школы e-mail: suzanovo@mail.ru 3учитель физической культуры e-mail: suzanovo@.mail.ru

МОБУ «Сузановская СОШ» (с. Сузаново Новосергиевский р-н Оренбургская область)

Статья посвящена развитию функциональной грамотности у обучающихся 7-9 классов с помощью цифрового портала «Интеллект Плюс». Авторы статьи обозначили основную идею создания проекта, преимущества и возможности от его использования участниками образовательного процесса. В ходе работы были выявлены риски (барьеры), подготовлена дорожная карта (вехи), обозначены основные показатели для оценки эффективности проекта.

Ключевые слова: функциональная грамотность, проект, проектная деятельность, цифровая образовательная среда (ЦОС), цифровизация образования, школа.

DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF THE DSP "INTELLECT PLUS"

© 2021 V. V. Pakhar1, E. I. Pakhar2, V. A. Pakhar3

]Deputy Director for Research Activities e-mail: pahar.viktor@mail.ru 2Director e-mail: suzanovo@mail.ru 3Teacher of Physical Culture e-mail: suzanovo@mail.ru

Sozanovsky School (the village of Suzanovo Novosergievsky district, Orenburg region)

The article is devoted to the development of functional literacy among students of grades 7-9 with the help of the digital portal "Intellect Plus". The authors of the article outlined the main idea of creating a project, the advantages and opportunities from its use by participants of the educational process. During the work, risks (barriers) were identified, a roadmap (milestones) was prepared, and the main indicators for evaluating the effectiveness of the project were identified.

Keywords: functional literacy, project, project activity, digital educational environment (DSP), digitalization of education, school.

Введение. Во время дистанционного обучения у нас возникла идея создания проекта «Развитие функциональной грамотности школьников средствами ЦОС

«Интеллект Плюс»». Мы считаем, что проект будет интересен как руководству образовательных учреждений и педагогическому составу, так и обучающим образовательных учреждений.

Основная идея проекта в появлении модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений (ОУ) и социальных партнеров, содержащей ресурсы для развития функциональной грамотности и профессиональных компетенций школьников (7-9 классов). Проект предусматривает поэтапное изучение шести блоков функциональной грамотности (1. Читательская грамотность. 2. Естественно-научная грамотность 3. Математическая грамотность 4. Финансовая грамотность 5. Креативное мышление 6. Глобальные компетенции) с использованием ресурсов социальных партнеров во внеурочное время.

Проблема и изученная литература по данной проблеме. В Интернете существует множество платформ, где предполагается обучение функциональной грамотности школьников. Однако почти все эти платформы предлагают свои услуги за денежное вознаграждение.

Мы предлагаем создание платформы, которая будет предоставлять школьникам свои услуги бесплатно, то есть на бюджетной основе. Это возможно, если создать отдельную дополнительную общеобразовательную программу функциональной грамотности для школьников 7-9 классов.

После ее создания и экспертизы она может быть размещена на одном из навигаторов дополнительного образования, который помогает родителям выбрать направления развития детей: секции, кружки. В системе предусмотрен фильтр, где можно задать интересующие параметры (например, возраст ребенка, способности, особенности здоровья и т.д.) и получить возможные варианты кружков и секций.

Родителям детей будут выдаваться специальные сертификаты, которые можно использовать для изучения различных программ, размещенных на платформе «Интеллект Плюс». Оплачивать услуги платформы «Интеллект Плюс» по сертификатам станет государство. Главной целью платформы в этом случае выступит как можно большее привлечение родителей детей со своими сертификатами.

Для написания статьи мы проанализировали собственные работы [Пахарь В. В. и соавт. 2021, 2021а], статью О.А. Фиофановой [2019] и сборник материалов, в которых отражено содержание выступлений и докладов участников Международного педагогического Форума «Развитие цифровых компетенций и функциональной грамотности школьников: лучшие практики дистанционного образования на русском языке», состоявшегося 18.12. 2020 года.

Основные участники проекта. Чтобы разработать концепцию данного проектного решения, нам надо было выделить потребительские сегменты и определить требования к возможному решению со стороны различных групп потребителей образовательных услуг. Для этого нами были выделены следующие пять ключевых участников и оценена степень их интереса и влияния на проект.

Требования, преимущества и выгоды для интересантов (субъектов) цифрового портала «Интеллект Плюс»

Участник Требования Преимущества Выгоды

Ученик Ранняя профилизация, получение профориентационных навыков,повышение уровня знаний и повышение качества обучения Организация нестандартных обучающих занятий Внеурочная деятельность не дублирует обучение в школе Повышение качества образования Получение доступа к цифровым образовательным ресурсам

Дистанционное обучение, дистанционная поддержка Совместное выполнение проектных заданий

Родитель Повышение уровня функциональной грамотности Полезная досуговая занятость Помощь в профориентации Заинтересованность в бесплатном обучении, получении качественной услуги Сообщества (родительские клубы, социальные сети, фан-клубы, авторские страницы) Воспитание конкурентоспособного выпускника

Педагоги Они определяют эффективность реализации проекта. Диссеминация опыта, расширение связей профессиональных сообществ Заинтересованность в методической поддержке Развитие цифровых навыков Повышение профессиональной конкурентоспособности Финансовое вознаграждение и моральное поощрение

ОУ, директор Готовый пакет нормативно-правовых документов Программа обучения Разнообразие форм внеурочной работы Развитие материально-технической базы Повышение конкурентоспособности Повышение рейтинга и конкурентоспособности

Му ниципалитет Повышение качества образования Выполнение целевых показателей национальных проектов Повышение привлекательности образовательных учреждений муниципалитета для педагогических работников Возможность внедрения во все образовательные учреждения Выполнение показателей национального проекта «Образование» Прогрессивная система образования Повышение рейтинга

Среди участников образовательного процесса с высокой степенью важности выступают обучающиеся, педагоги, руководители образовательных учреждений. К средней степени важности относятся родители, высшие и среднее специальные учебные заведения.

Участники образовательных отношений будут взаимодействовать посредством цифрового портала «Интеллект Плюс». При этом каждый из участников образовательных отношений будет иметь ряд преимуществ.

Механизм функционирования платформы, риски и показатели эффективности проекта. Кратко рассмотрим модель создания и функционирования проекта. Предполагается, что руководитель проекта будет формировать дорожную карту и бюджет цифрового портала «Интеллект Плюс», организовывать сетевое взаимодействие с сетевыми партнерами. Рабочая группа разработает программы и методические материалы по развитию функциональной грамотности и организует обучение учеников 7-9 классов. Родители будут контролировать занятость детей во внеурочной деятельности. Ученики зарегистрируются в личном кабинете, изучат программы внеурочной деятельности, начнут формировать у себя функциональную грамотность, примут участие в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях по профессиональной ориентации.

Для донесения информации о предлагаемом нами решении до потенциальных потребителей предполагается использовать следующие каналы: 1) непосредственно в самом среднем образовательном учреждении на уроках основных дисциплин; 2) на информационных стендах образовательного учреждения; 3) посредством рекламации в общедоступной сети Интернет. С помощью данных каналов участники будут получать исчерпывающую информацию, а также узнают о методах сопровождения и поддержки при работе со всеми материалами.

Каким образом проект будет выходить на заданные показатели, можно видеть на дорожной карте проекта, который включает в себя вехи диагностики, разработки, реализации проекта, подведения итогов.

Дорожная карта (вехи проекта) цифрового портала «Интеллект Плюс»

Веха Результат Критерии достижения Срок Ответственный

Разработка нормативно- правовой документации проекта Положение о проектной инициативе, приказ о создании рабочей группы Наличие разработанной документации Февраль 2021 Руководитель проекта, рабочая группа

Разработка бюджета проекта Создание бюджета проекта Бюджет финансирования проекта Февраль 2021 Руководитель проекта, бухгалтерия

Организация взаимодействия с социальными партнерами Заключение договоров Наличие договоров Март 2021 Руководитель проекта

Обучение педагогов на курсах повышения квалификации Повышение квалификации участников рабочей группы Наличие удостоверений о повышении квалификации участников рабочей группы Март 2021 Руководитель проекта

Разработка учебно -методического обеспечения Содержание программы, рабочие программы Наличие учебно-методического обеспечения Апрель 2021 Рабочая группа

Проведение рекламной компании по популяризации проекта Повышение информированности субъектов участников образовательных отношений по проекту Количество ознакомленных с материалами проекта лиц Апрель 2021 Руководитель проекта, ответственные от организаций- партнеров, администратор школьного сайта

Определение уровня заинтересованности учащихся в проектных программах Формирование банка данных заинтересованных учащихся Сформированный банк данных заинтересованных учащихся Май2021 Рабочая группа

Согласование и выбор необходимого цифрового обеспечения ОУ и партнеров Согласованный перечень необходимого цифрового обеспечения Наличие необходимого цифрового обеспечения для запуска проекта Май2021 Руководитель проекта, ответственные от организаций- партнеров, 1Т-специалисты

Создание цифрового контента Создание цифрового контента на сайте ОУ и партнёров проекта Наличие страниц цифрового контента на сайте ОУ и партнёров проекта Июнь 2021 Руководитель проекта, ответственные от организаций-партнеров

Регистрация учащихся на программы Сформированные группы обучающихся Процент наполняемости обучающихся Август 2021 Рабочая группа

Реализация 1 модуля программ обучения Обучение по шести модулям Количество обученных по программам Декабрь 2021 Рабочая группа

Реализация 2 модуля программ обучения Обучение по шести модулям Количество обученных по программам Май2022 Рабочая группа

Оценка результативности программы обучения за первый год обучения Информированность родителей о полученных результатах Проведение отчетных мероприятий Май2022 Рабочая группа, администратор школьного сайта

Реализация 3 модуля программ обучения Обучение по шести модулям Количество обученных по программам Декабрь 2022 Рабочая группа

Реализация 4 модуля программ обучения Обучение по шести модулям Количество обученных по программам Май2023 Рабочая группа

Оценка результативности программы обучения. Выбор индивидуальных маршрутов профильного обучения Информированность родителей о полученных результатах Сформированные маршруты профильного обучения Проведение отчетных мероприятий Май2023 Руководитель проекта, рабочая группа, администратор школьного сайта

Нами также были рассмотрены возможные риски запуска, реализации проекта и способы их предотвращения или минимизации последствий.

Возможные риски (барьеры) запуска и реализации цифрового портала

«Интеллект Плюс»

Наименование риска Вероятность (выс/сред/низ) Последствия Меры реагирования

Отсутствие финансирования Низкая Проектне будет выполнен Поиск спонсоров

Проблемы технического оснащения проекта Средняя Сокращение потребителей проекта Тестирование оборудования до запуска проекта

Отсутствие мотивированных учащихся Низкая Небольшое количество потребителей проекта Популяция проекта среди обучающихся

Отсутствие квалифицированных кадров Низкая Проектне будет реализован в полном объеме Использование ресурсов другой ОУ и сетевого взаимодействия

Для оценки эффективности и успешности проекта могут быть использованы следующие показатели:

- увеличение количества обучающихся по программам цифрового портала «Интеллект Плюс»;

- увеличение количества обучающихся, успешно окончивших программы цифрового портала «Интеллект Плюс»;

- увеличение числнности победителей и призеров конкурсов, олимпиад из числа обучающихся по программам цифрового портала «Интеллект Плюс»;

- повышение доли учащихся с формированным индивидуальным маршрутом профессионального развития;

- повышение доли удовлетворенности родителей качеством образования в ОУ.

Вывод. Таким образом, проект «Развитие функциональной грамотности

школьников средствами ЦОС «Интеллект Плюс»» позволяет объединить интересы и возможности всех субъектов образовательного процесса, максимально удовлетворив их потребности в доступном, качественном и безграничном (как во времени, так в пространстве) образовании на основе его персонализации. Проект поможет развить способности каждого обучающегося и мотивировать его для дальнейшего развития. Цифровой образовательный портал позволит упорядочить локальные организационные акты и повысить квалификацию педагогов с применением дистанционных технологий.

Библиографический список

1. Пахарь В. В. ИКТ во внеурочной деятельности как основа обновления содержания и методов обучения предметной области «технология» / В. В. Пахарь, Е. И. Пахарь, В. А. Пахарь // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XIV международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 0105 марта 2021 года. Екатеринбург: Российский государственный профессионально -педагогический университет, 2021. С. 369-377.

2. Пахарь В. В. Создание интерактивной карты мероприятий для учащихся и родителей «e-map school» в Оренбургской области / В. В. Пахарь, Е. И. Пахарь, В. А. Пахарь // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 2(58). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3968/ (дата обращения: 12.09.2021).

3. Развитие цифровых компетенций и функциональной грамотности школьников: лучшие практики дистанционного образования на русском языке: материалы Международного педагогического Форума, Ереван, Армения, 18 декабря 2020 года / под ред. М.М. Шалашовой, Н.Н. Шевелёвой. Ереван, Армения: ПАРАДИГМА, 2020. 194 с.

4. Фиофанова О. А. Оценка и развитие глобальной компетентности в структуре функциональной грамотности школьников // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2019. № 3. С. 60-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.