Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-11-Х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ПРЕДМЕТ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ НЕМЕДИЦИНСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ НОВОСЕРГИЕВСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)'

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-11-Х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ПРЕДМЕТ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ НЕМЕДИЦИНСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ НОВОСЕРГИЕВСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
430
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ 7-11-Х КЛАССОВ / ТЕСТИРОВАНИЕ / НАРКОТИКИ / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / АНКЕТА / ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ / ФАКТОРЫ РИСКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пахарь Виктор Вячеславович, Пахарь Елена Ивановна, Пахарь Вячеслав Андреевич

В статье представлены результаты тестирования обучающихся 7-11-х классов Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Сузановская средняя общеобразовательная школа». Основной целью тестирования было раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ школьниками. В работе были описаны основные этапы тестирования, показана методика осуществления процесса подготовки и заполнения анкеты. Полученные на основе теста данные были систематизированы, предоставлены рекомендации по повышению уровня защиты и снижению уровня риска у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пахарь Виктор Вячеславович, Пахарь Елена Ивановна, Пахарь Вячеслав Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULT AND ANALYSIS OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL TESTING OF STUDENTS OF GRADES 7-11 OF THE SECONDARY SCHOOL FOR THE EARLY DETECTION OF NON-MEDICAL USE OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS (ON THE EXAMPLE OF A RURAL SCHOOL IN THE NOVOSERGIEVSKY DISTRICT OF THE ORENBURG REGION)

The article presents the results of testing students in grades 7-11 of the Municipal General Educational Budgetary Institution “Suzanovskaya Secondary School”. The main purpose of the testing was the early detection of non-medical use of narcotic drugs and psychotropic substances by schoolchildren. The paper describes the main stages of testing, shows the methodology for the process of preparing and filling out the questionnaire. The data obtained on the basis of the test were systematized, recommendations were provided to increase the level of protection and reduce the level of risk among students.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-11-Х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ПРЕДМЕТ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ НЕМЕДИЦИНСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ НОВОСЕРГИЕВСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). С. 111-118. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). P. 111-118.

Научная статья УДК 316. 3\.4

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-11-Х КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ПРЕДМЕТ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ НЕМЕДИЦИНСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ НОВОСЕРГИЕВСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

1 2 Виктор Вячеславович Пахарь , Елена Ивановна Пахарь ,

Вячеслав Андреевич Пахарь

12 3

' ' Сузановская средняя общеобразовательная школа, село Сузаново, Новосергиевский район, Оренбургская область, Россия

1 pahar.viktor@mail.ru

2 3

' suzanovo@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты тестирования обучающихся 7-11-х классов Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Сузановская средняя общеобразовательная школа». Основной целью тестирования было раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ школьниками. В работе были описаны основные этапы тестирования, показана методика осуществления процесса подготовки и заполнения анкеты. Полученные на основе теста данные были систематизированы, предоставлены рекомендации по повышению уровня защиты и снижению уровня риска у обучающихся.

Ключевые слова: обучающиеся 7-11-х классов, тестирование, наркотики, психотропные вещества, анкета, факторы защиты, факторы риска

Для цитирования: Пахарь В. В., Пахарь Е. И., Пахарь В. А. Анализ результатов социально-психологического тестирования обучающихся 7-11-х классов средней школы на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в образовательных организациях (на примере сельской школы Новосергиевского района Оренбургской области) // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 2 (89). C. 111-118.

Original article

THE RESULT AND ANALYSIS OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL TESTING OF STUDENTS OF GRADES 7-11 OF THE SECONDARY SCHOOL FOR THE EARLY DETECTION OF NON-MEDICAL USE OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES

IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS (ON THE EXAMPLE OF A RURAL SCHOOL IN THE NOVOSERGIEVSKY DISTRICT OF THE ORENBURG REGION)

© Пахарь В. В., Пахарь Е. И., Пахарь В. А., 2021

12 3

Viktor V. Pakhar , Elena I. Pakhar , Vyacheslav A. Pakhar

12 3

' ' Suzanovskaya Secondary School, Village Suzanovo, Novosergievsky District, Orenburg Region, Russia

1 pahar.viktor@mail.ru

2 3

' suzanovo@mail.ru

Abstract. The article presents the results of testing students in grades 7-11 of the Municipal General Educational Budgetary Institution "Suzanovskaya Secondary School". The main purpose of the testing was the early detection of non-medical use of narcotic drugs and psychotropic substances by schoolchildren. The paper describes the main stages of testing, shows the methodology for the process of preparing and filling out the questionnaire. The data obtained on the basis of the test were systematized, recommendations were provided to increase the level of protection and reduce the level of risk among students.

Keywords: students of grades 7-11, testing, drugs, psychotropic substances, questionnaire, protection factors, risk factors

For citation: Pakhar V. V., Pakhar E. I., Pakhar V. A. The result and analysis of the socio-psychological testing of students of grades 7-11 of the secondary school for the early detection of nonmedical use of narcotic drugs and psychotropic substances in educational organizations (on the example of a rural school in the Novosergievsky district of the Orenburg region). Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 2 (89). Pp. 111-118. (In Russ.)

Федеральным законодательством устанавливается компетенция образовательных организаций по обеспечению раннего выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся1 путем проведения социально-психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений.

Система ранней диагностики потребления наркотических средств и психотропных веществ, состоит из двух этапов:

1. Первый этап: социально-психологическое тестирование (далее - СПТ) обучающихся с целью выявления группы риска.

2. Второй этап: проведение медицинского осмотра обучающихся в выявленных группах риска.

Цель тестирования: выявить обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение.

Задачи тестирования:

- оценка наличия скрытого контингента из группы риска и уровня латентности правонарушений, связанных с деструктивным поведением;

- изучение эффективности профилактической работы среди учащихся;

- корректировка профилактической работы в общеобразовательных организациях.

Принципы социально-психологического тестирования:

- Принцип добровольности. Обучающиеся от 15 лет самостоятельно, от 13 до 15 лет - их родители (законные представители) дают информированное согласие на проведение добровольного тестирования (по прилагаемой форме).

- Принцип конфиденциальности. К материалам тестирования допускаются члены специальной комиссии и координатор. Результаты тестирования не подлежат осознанному или случайному разглашению. Результаты СПТ сообщаются только лично учащемуся, прошедшему обследование, или родителям (законным представителям) при условии его

1 О наркотических средствах и психотропных веществах [Электронный ресурс]: федер. закон от 08.01.1998 № З-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 15.04.2021).

несовершеннолетия. С согласия родителей информация предоставляется в Государственное автономное учреждение здравоохранения «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер» и его филиалы для проведения медицинского осмотра.

- Принцип ненаказуемости. Результаты не могут являться основанием для применения иных мер дисциплинарного наказания.

Порядок проведения социально-психологического тестирования включает в себя несколько этапов. Рассмотрим процедуру, содержание и результаты подобного СПТ на примере его проведения в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Сузановская средняя общеобразовательная школа» (далее - Сузановская СОШ) [2].

На подготовительном этапе руководитель Сузановской СОШ:

- организовал получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласий;

- утвердил поименные списки обучающихся, составленные по итогам получения от обучающихся либо от их родителей (иных законных представителей) информированных согласий;

- создал комиссию, обеспечивающую организационно-техническое сопровождение тестирования, и утвердил ее состав численностью не менее трех работников общеобразовательной организации, проводящей тестирование (далее - Комиссия), включая лиц, ответственных за оказание социально-педагогической и (или) психологической помощи обучающимся;

- утвердил расписание тестирования по классам и кабинетам.

Члены Комиссии Сузановской СОШ:

- проводили информационно-разъяснительную работу с обучающимися и родителями по проведению тестирования, информировали о целях и порядке проведения СПТ;

- организовали мероприятия по формированию среди родителей и учащихся позитивного отношения к тестированию;

- получали от обучающихся либо от их родителей (иных законных представителей) информированные согласия;

- составляли список обучающихся, подлежащих СПТ, присваивали каждому персональный код.

Результатами подготовительного этапа явились:

- согласие родителей (законных представителей), обучающихся на участие в тестировании;

- расписание тестирования по классам в общеобразовательной организации.

На основном этапе социально-психологическое тестирование проводилось методом получения информации на основании ответов на вопросы.

Форма проведения тестирования определялась образовательной организацией, проводящей тестирование. Вообще, форма тестирования могла быть как бланковой (на бумажных носителях), так и компьютерной (в электронной форме). В Сузановской СОШ заполнение анкет проводилось на бумажных носителях.

Само тестирование представляло собой заполнение анкет (опросных листов), содержащих вопросы, целью которых являлось определение вероятности вовлечения обучающихся в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ.

При проведении тестирования в каждой аудитории присутствовал член Комиссии. В процессе тестирования допускалось присутствие в классе в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании.

Перед началом тестирования член Комиссии обеспечил рассадку обучающихся в классе по одному за партой с целью соблюдения конфиденциальности, провел инструктаж обучающихся, участвующих в тестировании, в том числе информировал об условиях тестирования и его продолжительности.

Перед началом тестирования каждый учащийся получил от члена Комиссии персональный код, который используется для заполнения бланка тестирования. С целью обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения не допускалось свободное общение между обучающимися, участвующими в тестировании, перемещение по классу. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имел право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии.

По завершении тестирования члены Комиссии комплектовали обезличенные заполненные анкеты (опросные листы) на бумажных носителях: группировали по классам и упаковывали в пакеты. На лицевой стороне пакетов с результатами тестирования указывалось наименование общеобразовательной организации, проводящей тестирование, ее местонахождение, количество обучающихся, принявших участие в тестировании, а также класс, в котором они обучаются, дата и время проведения тестирования; ставились подписи всех членов Комиссии с расшифровкой фамилии, имени и отчества (при наличии).

Руководитель образовательной организации обеспечивал соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования [1].

В данном социально-психологическом тестировании приняли участие 43 обучающихся Сузановской СОШ (89 % от всех учеников 7-11-х классов). Проводили тестирование среди школьников с 13-летнего возраста:

- 7-й класс - 9 человек;

- 8-й класс -12 человек;

- 9-й класс - 15 человек;

- 10-й класс - 4 человека;

- 11-й класс - 3 человека.

Количество отказавшихся - 0 человек (0 %).

Количество недостоверных ответов - 0 человек (0 %).

Перед анализом результатов данного тестирования организаторы ознакомились с границами факторов риска и защиты от немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в целом по Оренбургской области (табл. 1).

Таблица 1

Нижняя и верхняя границы факторов риска и защиты от немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ по Оренбургской области

Факторы риска Факторы защиты

Классы Нижняя граница Верхняя граница Нижняя граница Верхняя граница

нормы по регио- нормы по регио- нормы по регио- нормы по регио-

ну, % ну, % ну, % ну, %

7-9-й класс 48,20 59,12 62,54 75,82

10-11-й класс 37,75 48,48 70,96 85,21

Тестирование в Сузановской СОШ показало, что средние показатели по факторам риска для 7-9-х классов следующие:

- потребность в одобрении - 63 %, выше нормы;

- подверженность влиянию группы - 42 %, ниже нормы;

- принятие аддиктивных установок социума - 48 %, норма;

- склонность к риску - 38 %, ниже нормы;

- импульсивность - 29 %, ниже нормы;

- тревожность - 52 %, норма.

Индивидуальные результаты учащихся 7-9-х классов Сузановской СОШ, участвовавших в тестировании, по отдельным факторам риска (показатели выше нормы) представлены в табл. 2.

Таблица 2

Индивидуальные результаты учащихся по факторам риска (показатели выше нормы),

7-9-е классы

Фактор риска Учащиеся с показателями выше нормы

Кол-во чел. %

Потребность в одобрении 17 53

Подверженность влиянию группы 3 9

Принятие аддиктивных установок социума 4 12

Склонность к риску 5 15

Импульсивность 1 3

Тревожность 10 31

В целом среди учащихся 7-9-х классов средний показатель по факторам риска составил 45,42 %, что ниже региональной нормы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средние показатели по факторам защиты для 7-9-х классов следующие:

- принятие родителями - 85 %, выше нормы;

- принятие одноклассниками - 79 %, выше нормы;

- социальная активность - 78 %, выше нормы;

- самоконтроль поведения - 76 %, выше нормы.

Индивидуальные результаты учащихся 7-9-х классов Сузановской СОШ, участвовавших в тестировании, по отдельным факторам защиты (показатели ниже нормы) представлены в табл. 3.

Таблица 3

Индивидуальные результаты учащихся по факторам защиты (показатели ниже нормы),

7-9-е классы

Фактор защиты Учащиеся с показателями ниже нормы

Кол-во чел. %

Принятие родителями 5 16

Принятие одноклассниками 10 31

Социальная активность 10 31

Самоконтроль поведения 13 40

В целом среди учащихся 7-9-х классов средний показатель по факторам защиты составил 79,42 %, что выше региональной нормы.

Средние показатели по факторам риска для 10-11-х классов следующие:

- потребность в одобрении - 64 %, выше нормы;

- подверженность влиянию группы - 34 %, ниже нормы;

- принятие аддиктивных установок социума - 38 %, норма;

- склонность к риску - 26 %, ниже нормы;

- импульсивность - 24 %, ниже нормы;

- тревожность - 33 %, ниже нормы;

- фрустрация - 24 %, ниже нормы;

- наркопотребление в социальном окружении - 16 %, ниже нормы.

Индивидуальные результаты учащихся 10-11-х классов Сузановской СОШ, участвовавших в тестировании, по отдельным факторам риска (показатели выше нормы) представлены в табл. 4.

Таблица 4

Индивидуальные результаты учащихся по факторам риска (показатели выше нормы),

10-11-е классы

Фактор риска Учащиеся с показателями выше нормы

Кол-во чел. %

Потребность в одобрении 5 71

Подверженность влиянию группы 3 43

Принятие аддиктивных установок социума 2 28

Склонность к риску 1 14

Импульсивность 1 14

Тревожность 0 0

Фрустрация 1 14

Наркопотребление в социальном окружении 0 0

Таким образом, среди учащихся 10-11-х классов средний показатель по факторам риска составил 45 %, что является нормой по региону.

Средний показатель по факторам защиты для 10-11-х классов следующий:

- принятие родителями - 82 %, норма.

- принятие одноклассниками - 86 %, норма

- социальная активность - 80 %, выше нормы.

- самоконтроль поведения - 67 %, ниже нормы.

- самоэффективность - 80 %, норма.

Индивидуальные результаты учащихся 10-11-х классов Сузановской СОШ, участвовавших в тестировании, по отдельным факторам защиты (показатели ниже нормы) представлены в табл. 5.

Таблица 5

Индивидуальные результаты учащихся по факторам защиты (показатели ниже нормы),

10-11-е классы

Фактор защиты Учащиеся с показателями ниже нормы

Кол-во чел. %

Принятие родителями 0 0

Принятие одноклассниками 0 0

Социальная активность 2 28

Самоконтроль поведения 4 57

Самоэффективность 3 43

Вообще, среди учащихся 10-11-х классов средний показатель по факторам защиты составил 79 % - это значение находится в рамках региональной нормы по данной возрастной группе.

Руководитель Сузановской СОШ, в которой проводилось тестирование, направил результаты тестирования, как требовалось, в муниципальный орган управления образованием в течение трех рабочих дней со дня проведения тестирования. Информированные согласия, данные о персональных кодах и результаты тестирования будут храниться до мо-

мента отчисления обучающегося из образовательной организации, проводившей тестирование, в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним. После осуществления тестирования координатор сформировал отчет в обобщенном виде по муниципалитету и направил его региональному оператору.

Обобщая результаты тестирования в Сузановской СОШ, хотелось бы отметить, что средние показатели по факторам риска как в группе учащихся 7-9-х классов, так и у 10-11-классников являются примерно равными (в районе 45 %) и находятся либо на уровне ниже региональной нормы, либо в ее рамках. Аналогичные же показатели по факторам защиты от немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ как в группе учащихся 7-9-х классов, так и у 10-11-классников также являются примерно равными (около 79 %) и находятся либо на уровне выше региональной нормы, либо в ее границах. На основании вышесказанного можно заключить, что обучающиеся Сузановской СОШ в целом имеют не очень высокий риск (по сравнению со школьниками других местностей Оренбургской области) оказаться в группе потребителей наркотических средств и психотропных веществ и обладают достаточно высоким уровнем защиты от того, чтобы стать зависимыми от них.

Однако анализ результатов тестирования приводит к выводу о том, что для поддержания существующего уровня и еще большего снижения риска и повышения защиты от вовлечения учащихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ необходима единая система мероприятий. Основными рекомендациями по итогам тестирования стали организация систематической профилактической и просветительской работы с обучающимися как 7-9-х, так и 10-11-х классов и их родителями по снижению негативных явлений в детской и подростковой среде, а также привлечение ребят к участию в конкурсах, спортивных состязаниях, фестивалях.

Список источников

1. Методические разъяснения по вопросам проведения социально-психологического тестирования обучающихся на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ [Электронный ресурс]. URL: http://cdc.minobr.ru/content/wp-content/uploads/2018/03/Методические-разъяснения.pdf (дата обращения: 15.04.2021).

2. Сайт МОБУ «Сузановская СОШ» [Электронный ресурс]. URL: http://suzanowo.ucoz.ru/ index/osnovnye_svedenija/0-55 (дата обращения: 15.04.2021).

References

1. Metodicheskie raz"yasneniya po voprosam provedeniya sotsial'no-psikhologicheskogo testiro-vaniya obuchayushchikhsya na predmet rannego vyyavleniya nezakonnogo potrebleniya narkoticheskikh sredstv i psikhotropnykh veshchestv [Methodological clarifications on the socio-psychological testing of trainees for early detection of illicit consumption of narcotic drugs and psychotropic substances]. (In Russ.). Available at: http://cdc.minobr.ru/content/wp-content/uploads/2018/03/Metodicheskie-raz"yasneniya.pdf (accessed: 15.04.2021).

2. Sait MOBU «Suzanovskaya SOSh» [Website of MOBU "Suzanovskaya secondary school"]. (In Russ.). Available at: http://suzanowo.ucoz.ru/ index/osnovnye_svedenija/0-55 (accessed: 15.04.2021).

Информация об авторах В. В. Пахарь - заместитель директора школы по научно-исследовательской деятельности, учитель истории, Сузановская средняя общеобразовательная школа;

Е. И. Пахарь - директор школы, учитель обществознания, Сузановская средняя общеобразовательная школа;

В. А. Пахарь - учитель физической культуры, Сузановская средняя общеобразовательная школа.

Information about the authors V. V. Pakhar - Deputy Director of the School for Research Activities, History Teacher, Suzanovskaya Secondary School; E. I. Pakhar - School Director, Social Studies Teacher, Suzanovskaya Secondary School; V. A. Pakhar - Teacher of Physical Culture, Suzanovskaya Secondary School.

Статья поступила в редакцию 20.04.2021; одобрена после рецензирования 12.05.2021; принята к публикации 12.05.2021.

The article was submitted 20.04.2021; approved after reviewing 12.05.2021; accepted for publication 12.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.