Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРОФИЛАКТИКУ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРОФИЛАКТИКУ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиации / воспитание / зависимость / девиантное поведение / ценности / deviations / upbringing / dependence / deviant behavior / values

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гайнуллин Рустам Салаватович, Великанова Людмила Петровна, Подосинников Сергей Александрович, Подосинникова Евгения Анатольевна

В представленной статье показаны результаты исследования, направленного на построение научно обоснованной работы с детьми и родителями по снижению негативных явлений в подростково-молодежной среде, профилактике девиантного поведения и раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гайнуллин Рустам Салаватович, Великанова Людмила Петровна, Подосинников Сергей Александрович, Подосинникова Евгения Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND PROCEDURE OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF STUDENTS OF VARIOUS EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AIMED AT DEVIANT BEHAVIOR PREVENTION

The article presents the results of a study aimed at building a scientifically based work with children and parents to reduce negative phenomena in the adolescent and youth environment, prevent deviant behavior and early detection of non-medical use of narcotic drugs and psychotropic substances.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРОФИЛАКТИКУ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРОФИЛАКТИКУ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Гайнуллин Рустам Салаватович (Астрахань, Россия), директор, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Великанова Людмила Петровна (Астрахань, Россия), доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой наркологии, психотерапии и правоведения, Астраханский государственный медицинский университет.

Подосинников Сергей Александрович (Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент, директор (начальник отдела) центра оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. E-mail: s.a.podosinnikov@gmail.com

Подосинникова Евгения Анатольевна (Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры наркологии, психотерапии и правоведения, Астраханский государственный медицинский университет.

Аннотация. В представленной статье показаны результаты исследования, направленного на построение научно обоснованной работы с детьми и родителями по снижению негативных явлений в подростково-молодежной среде, профилактике девиантного поведения и раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Ключевые слова: девиации, воспитание, зависимость, девиантное поведение, ценности.

ORGANIZATION AND PROCEDURE OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH OF STUDENTS OF VARIOUS EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AIMED AT DEVIANT BEHAVIOR PREVENTION

Gainullin Rustam Salavatovich (Astrakhan, Russia), Director, Center of Psycho-Pedagogical, Medical and Social Assistance.

Velikanova Lyudmila Petrovna (Astrakhan, Russia), Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Narcology, Psychotherapy and Law, Astrakhan State Medical University.

Podosinnikov Sergey Aleksandrovich (Astrakhan, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Director (Department Head) of Professional Skills and Qualification Valuation Center, Center of Psycho-Pedagogical, Medical and Social Assistance, E-mail: s.a.podosinnikov@gmail.com .

Podosinnikova Evgeniya Anatolievna (Astrakhan, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Narcology, Psychotherapy and Law, Astrakhan State Medical University.

Abstract. The article presents the results of a study aimed at building a scientifically based work with children and parents to reduce negative phenomena in the adolescent and youth environment, prevent deviant behavior and early detection of non-medical use of narcotic drugs and psychotropic substances.

Keywords: deviations, upbringing, dependence, deviant behavior, values.

В связи с различными социокультурными процессами, происходящими в современном обществе ввиду изменений в ценностной сфере, проблема девиантного поведения среди молодежи приобрела особую значимость. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает культурные и духовные устои. Давление «ценностей общества потребления» в массовой культуре и другие негативные социальные тенденции особенно отражаются на подрастающем поколении.

Исследования девиантного, или отклоняющегося, поведения, как правило, носят междисциплинарный характер. Являясь предметом психологии, педагогики, социологии, оно рассматривается с позиций поступков и действий человека, не совпадающих с общественными нормами и ценностями. Выступая предметом социальной психологии, юриспруденции, рассматривается как социальное явление, выражающееся в относительно

массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным нормам и ожиданиям. Необходимо заметить, что одним из основных направлений изучения девиантности является исследование зависимости между теми или иными видами отклоняющегося поведения, другими словами — возможности одного вида девиантного поведения служить непосредственной причиной другого вида [2; 4].

В связи с этим на основании приказов Министерства науки и высшего образования РФ от 20.02.2020 № 239 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования» и Министерства просвещения РФ от 20.02.2020 № 59 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях» в Астраханской области региональным оператором ГАУ АО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» в 2020/2021 учебном году проведено исследование лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, находящихся на территории Астраханской области, направленное на выявление группы риска и профилактику незаконного потребления обучающимися наркотических средств и психотропных веществ.

Использовалась Единая методика социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ 2019), которая была разработана в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35) ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» Д.В. Журавлевым и А.В. Киселевой1.

Исследование проводилось для построения научно обоснованной работы с детьми и родителями по снижению негативных явлений в подростково-молодежной среде, приобщения к наркотическим средствам и психотропным веществам и раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Методика предназначена для выявления и определения динамики степени (актуальности) риска появления зависимого поведения в условиях системы образования и служит одним из инструментов оценки эффективности реализуемых программ профилактики. Методика основана на представлении о непрерывности и единовременности совместного воздействия на ребенка «факторов риска» и «факторов защиты». В исследовании принимали участие обучающиеся с седьмого по одиннадцатый класс общеобразовательных организаций (с 13 лет), с первого по четвертый курс профессиональных образовательных организаций и первого и второго курса высшего образования.

В исследовании, направленном на снижение негативных явлений в подростково-молодежной среде, приобщения к наркотическим средствам и психотропным веществам и раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ приняли участие 49178 учащихся из 289 образовательных организаций Астраханской области. Обработке и анализу подверглись результаты 49178 обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.

Не приняли участие в тестировании 9767 человек, из них по причине отказа — 3830 человек, по другим причинам, включая болезнь, — 5937 человек.

Результаты социально-психологического тестирования обучающихся, проведенного в 2020/2021 учебном году в образовательных организациях, расположенных на территории Астраханской области, в представлены в таблице 1.

1 Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 03.07.2019г № 07-4416. Руководство по использованию методики социально-психологического тестирования.

Распределение по категориям

№ Тип организации Количество обучающихся, прошедших СПТ Соотношение критических значений (СКЗ) Квазишкалирование

неблагоприятное нктуализация редукция благоприятное незначительная вероятность вовлечения повышенная вероятность вовлечения

1 Общеобразовательная организация 30890 2053 5558 5053 11528 18066 2020

2 Профессиональная образовательная организация 14975 39 204 787 7810 7920 842

3 Образовательная организация высшего образования 3313 6 24 146 1512 1506 170

Итого 49178 2098 5786 5986 20850 27492 3032

Соотношению факторов защиты и факторов риска по данным социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Соотношение факторов защиты (ФЗ) и факторов риска (ФР) по данным социально-психологического тестирования

Соотношение по ФР/ФЗ

Параллель/ курс Кол-во достоверных результатов (ДР) ФР (В) / ФЗ (Н) ФР (В) / ФЗ (В) ФР (Н) / ФЗ (Н) ФР (Н) / ФЗ (В)

Кол-во % от ДР Кол-во % от ДР Кол-во % от ДР Кол-во % от ДР

7 4707 618 13,13 1142 24,26 744 15,81 2203 46,8

8 5602 710 12,67 1140 20,35 954 17,03 2798 49,95

9 5542 707 12,76 1160 20,93 926 16,71 2749 49,6

10 2263 10 0,44 30 1,33 202 8,93 2021 89,31

11 1972 8 0,41 33 1,67 174 8,82 1757 89,1

Итого по ОО 20086 2053 10,22 3505 17,45 3000 14,94 11528 57,39

1 3827 11 0,29 73 1,91 321 8,39 3422 89,42

2 2592 13 0,5 44 1,7 222 8,56 2313 89,24

3 1584 12 0,76 34 2,15 148 9,34 1390 87,75

4 719 3 0,42 13 1,81 57 7,93 646 89,85

5 40 0 0 1 2,5 0 0 39 97,5

Итого по СПО 8762 39 0,45 165 1,88 748 8,54 7810 89,13

1 898 3 0,33 6 0,67 78 8,69 811 90,31

2 778 3 0,39 12 1,54 62 7,97 701 90,1

Итого по ВО 1676 6 0,36 18 1,07 140 8,35 1512 90,21

Известно, что непреложным требованием, предъявляемым к любым планам и программам, является их продуманность и реалистичность, игнорирование которых неизбежно переводит перспективное планирование в разряд прожектерства. В связи с этим результаты исследования с применением ЕМ СПТ могут и должны являться научно-практическим основанием для планирования и корректировки планов воспитательной работы. Полученные данные могут выступать основанием для формирования программы воспитательной работы как в образовательной организации, так и на уровне района и региона.

С целью повышения педагогической и психологической компетентности взрослых в вопросах взаимодействия с подростками и юношами образовательным учреждениям необходимо больше внимания уделять работе с родителями обучающихся до 15 лет. Утрата взаимопонимания между родителями и детьми все чаще в последнее время приводит к необратимым последствиям для конкретной личности и общества в целом [2, 3].

Ситуация с наиболее опасными для здоровья подрастающего поколения склонностями к зависимостям — никотиновой, алкогольной и наркотической — требует пристального внимания педагогов, медиков и руководителей муниципальных образований. Необходимо проводить профилактическую работу среди подростков и юношей на более высоком профессиональном уровне, с учетом возрастных особенностей. Надо учитывать, что склонность к зависимостям среди девочек и девушек часто не только не уступает по выраженности склонности к зависимостям среди юношей, но порой и превышает. Поэтому очень важно воспитывать в девочках высокую ответственность за свое здоровье, подчеркивая, что от этого зависит здоровье их будущих детей, а соответственно, и будущее страны.

Среди обучающихся, участвующих в исследовании, выявлена высокая общая склонность к зависимостям и толерантность к деструктивным ценностям. Это говорит о том, что среди подростков и юношей широкое распространение имеют психологические установки оправдания и потворства своим вредным привычкам, слабость волевой сферы, неспособность отказаться от вредных привычек при ясном понимании, что они наносят непоправимый вред здоровью, стремление к получению удовольствий любой ценой. Большое значение в данном контексте имеют условия социального развития.

Как показывают результаты исследования, особое значение необходимо уделить профилактике девиантного и аддиктивного поведения подростков и юношей. Одним из факторов, который оказывает влияние на улучшение ситуации, является комплексная работа как с родителями обучающихся, так и с самими обучающимися в образовательных организациях. При этом надо помнить, что исследование не выявляет факт употребления психоактивных веществ и не позволяет ставить диагноз испытуемому. Психологическая методика позволяет выявить лишь некоторые личностные характеристики, факторы риска, которые могут способствовать вовлечению в употребление психоактивных веществ.

Данное исследование носит профилактический характер, призвано удержать молодежь от первых «экспериментов» с наркотиками, своевременно принять необходимые профилактические меры. Полученные результаты имеют, прежде всего, прогностический и вероятностный характер.

Ряд педагогов принимают активное участие в работе секции педагогов-психологов и социальных педагогов регионального учебно-методического объединения, являющегося дискуссионной площадкой и организационным ресурсом диссеминации положительных педагогических практик данного направления.

Таким образом, на основании полученных данных исследования можно констатировать, что профилактика девиантного и аддиктивного поведения обучающихся

подросткового и юношеского возраста требует применения новых, более эффективных форм и методов.

Источником положительного сдвига может служить также повышение степени ответственности педагогов и родителей обучающихся образовательных организаций за результат их воспитательных воздействий на подопечных [1; 3].

В работе образовательных организаций и ведомств, заинтересованных в благополучии молодежи, необходимо в первую очередь обратить внимание на условия, формирующие жизненные ценности, в частности, на социальное окружение подростков и юношей и их семей.

Литература

1. Каверина О.В., Великанова Л.П., Коханова С.В. Вопросы психопрофилактики подростковой наркозависимости в ходе учебного процесса и в семье // Материалы научно-практической конференции с международным участием «Клиническая психология в структуре медицинского образования», 17—19 октября 2013 г. С. 81—93.

2. Майсак Н.В., Подосинников С.А. Концепция профилактики девиаций специалистов с деонтологическим статусом // Современные исследования социальных проблем. [Электронный научный журнал]. 2014. № 3. С. 17.

3. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие, смыслообразование, преемственность поколений: препятствия и ошибки воспитания / Материалы XXV Международного симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме». — М.: Психологический институт РАО, 15-16 апреля 2020 г.

4. Подосинникова Е.А. Психологические особенности социальной обусловленности творчества личности // Российский научный журнал. 2010. № 1 (14). С. 131-135.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Декина Елена Викторовна (Тула, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университета им. Л.Н. Толстого. E-mail: kmppedagpgika@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к работе куратора студенческой группы в направлении понимания воспитания студентов как создания условий для саморазвития личности, становления индивидуальности, в том числе в будущей профессии, проектирования оптимальной социально-психологической и социально-культурной среды. Куратор рассматривается как наставник, новатор, пример поведения, взаимоотношений, организации воспитательной деятельности.

Ключевые слова: студенческий период жизни, индивидуальность, куратор, психолого-педагогическая поддержка.

NEW APPROACHES TO THE WORK OF THE COURATOR OF THE STUDENT GROUP

Dekina Elena Viktorovna (Tula, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. E-mail: kmppedagpgika@yandex.ru

Abstract. The article discusses the approaches to the work of the student group curator in the direction of understanding the education of students as creating conditions for the self-development of the individual, the formation of individuality, including in the future profession, the design of the optimal socio-psychological and socio-cultural environment. The curator is seen as a mentor, innovator, example of behavior, relationships, organization of educational activities.

Keywords: student life, individuality, curator, psychological and pedagogical support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.