Научная статья на тему 'Наркоситуация и профилактика наркопотребления в вузах'

Наркоситуация и профилактика наркопотребления в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES (DRUGS) / НАРКОТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМА-НИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ. / PREVENTION OF DRUG ABUSE AMONG STUDENTS / NARCOTICS / ANTI-NARCOTIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Невирко Дмитрий Дмитриевич, Коробицина Татьяна Валерьевна, Шинкевич Владимир Ефимович.

В статье анализируются результаты проведенного в 2010 г. мониторинга состояния наркоситуации и профилактики наркопотребления среди студентов высших учебных заведений Красноярского края, на основе которого предлагаются пути оптимизации анти-наркотической работы в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Невирко Дмитрий Дмитриевич, Коробицина Татьяна Валерьевна, Шинкевич Владимир Ефимович.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the results of monitoring of the situation with drugs and prevention of drug usage among stu-dents of the higher educational institutions of Krasnoyarsk region held in 2010. On the basis of the certain results the authors suggest the appropriate ways of optimization of antinarcotic activity in the institutes of higher education.

Текст научной работы на тему «Наркоситуация и профилактика наркопотребления в вузах»

Д. Д. НЕВИРКО доктор социологических наук, профессор, заместитель начальника Сибирского юридического института ФСКН России по научной работе*

Т. В. КОРОБИЦИНА доктор медицинских наук, профессор кафедры криминалистики Сибирского юридического института ФСКН России

В. Е. ШИНКЕВИЧ доктор социологических наук, доцент, начальник организационно-научного и редакционно-издательского отдела Сибирского юридического института ФСКН России

Наркоситуация и профилактика наркопотребления в вузах**

Потребление наркотиков в России распространено в меньшей степени, чем курение или злоупотребление спиртным, носящее массовый характер. Однако в последние годы стала очевидной угроза здоровью населения страны, ее социальным институтам, экономическому благополучию, правопорядку, обусловленная быстрым ростом распространенности немедицинского употребления психоактивных веществ как среди взрослых, так и среди детей, подростков, молодежи.

Необходимо отметить, что мнения специалистов относительно современной наркоситуации и возможностей ее изменения в России существенно различаются. Одни считают, что рост числа случаев наркопотребления населением страны происходит угрожающими темпами, приобретает характер пандемии, а наркотики становятся все более доступными для молодежи. Количество наркотизирующихся школьников и студентов в течение нескольких лет увеличилось в 6-8 раз и число лиц, злоупотребляющих наркотиками, в России в ближайшее

* Невирко Дмитрий Дмитриевич, e-mail: o nrio @ sibli. ru. Коробиц и на Татьяна Валерьевна, Шинкевич

Владимир Ефимович.

**

Работа выполнена при финансовой поддержке Краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности».

время может превысить уровень в 8-10 млн. человек1. Масштабы и темпы распространения наркопотребления, наркомании и наркопреступности в России таковы, что ставится под вопрос физическое и духовное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, а также социальная стабильность российского общества в ближайшей перспективе. В последние годы ежегодно в нашей стране выявляется до 45 тыс. административных правонарушений, связанных с потреблением молодыми людьми наркотических средств и психотропных веществ, отмечается рост количества преступлений, совершаемых ими в состоянии наркотического опьянения2. В числе причин ухудшения наркоситуации в Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. обозначена недостаточно эффективно организованная профилактическая деятель-

3

ность .

Основной группой риска немедицинского потребления психоактивных веществ являются подростки и молодежь: большинство пациентов наркологических клиник впервые попробовали наркотики в возрасте до 21 года4. Предупреждение злоупотребления психоактивными веществами среди лиц этой возрастной категории является достаточно сложной социальной задачей. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема профилактики наркопотребления в образовательной среде, в том числе в вузах, где формируется интеллектуальная элита нашего общества, закладывается потенциал его успешного дальнейшего развития и совершенствования.

В целях разработки эффективных форм профилактики наркотизации в мае - июне 2010 г. было проведено социологическое исследование отношения студентов вузов Красноярского края к употреблению психоактивных веществ, по-

1 См.: ГоршковМ.К. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.

2 Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2009 году / МВД России. М., 2010, с. 42.

3 Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Утверждена Указом Президента Российской Федерации № 690 от 9 июня 2010 года // СПС Консультант-Плюс.

4 См.: Пятницкая И.Н. Общая и частная наркология: Руководство для врачей. М., 2008.

нимания ими уровня их доступности и опасности потребления, а также включенности в антинаркотическую деятельность1.

Анализ полученных результатов свидетельствует, что в социальном окружении около 40% респондентов есть лица (знакомые, друзья, родственники), употребляющие психоактивные вещества, помимо алкоголя и никотина, что косвенно указывает на возможность такого опыта и у самих респондентов. Более 50% респондентов признали, что им предлагали попробовать наркотики, при этом объектом внимания сбытчиков являются, прежде всего, юноши.

Около 20% студентов вузов г. Красноярска имели опыт употребления наркотических средств и психотропных веществ, причем среди этих лиц респондентов-мужчин было несколько больше, чем респондентов-женщин; более 87% имели разовый или неоднократный опыт употребления наркотиков; более 3% опрошенных этой группы в прошлом регулярно употребляли психоактивные вещества, около 9% - от случая к случаю, около 5% в настоящее время регулярно употребляют наркотики.

Возраст первого опыта употребления психоактивного вещества в целом колеблется от 14 до 18 лет, хотя отмечены отдельные факты употребления и в более раннем возрасте. Вместе с тем около 30% респондентов отметили, что первый опыт употребления наркотиков ими приобретен после 18 лет. А это -возраст студенческой молодежи.

При относительно равных временных периодах получения первого опыта употребления психоактивных веществ большие количественные показатели у юношей, однако возраст первого употреблении наркотиков в 18 лет и старше преобладает у девушек.

У большинства студентов ослаблено чувство опасности по отношению к употреблению наркотических средств и повышена заинтересованность в «познании запрещенного» - 98% респондентов считают, что в лечении от наркоза-

1 Мониторинг состояния наркоситуации и профилактики наркопотребления в вузах Красноярского края: Отчет о НИР (закл.): 45 /СибЮИ МВД России ; рук. Михайлов Н.Ф.; исп.: Невирко Д.Д., Коробицина Т.В., Шинкевич В.Е. и др. Красноярск, 2010, № ГР 03109592.

висимости нет необходимости. Таким образом, справедлив вывод о том, что большинство потребляющих психоактивные вещества либо не понимают опасности, которую те несут для личности, либо находят в этом некоторое «удовлетворение», либо пытаются сами противостоять симптомам формирующейся наркозависимости, причем, как правило, безуспешно. Подавляющее большинство опрошенных считает, что для здоровья человека опасно регулярное курение, употребление алкоголя, иных психоактивных веществ и менее опасен первый опыт. Следовательно, молодежь не имеет четкого представления о том, что именно первый опыт дает толчок формированию психологической зависимости человека от психоактивных веществ.

Негативное отношение к курящим и употребляющим алкоголь и психоактивные вещества высказали около четверти опрошенных, практически данный выбор сделали студенты, которые не курят и не считают необходимостью употреблять спиртные напитки. В качестве положительного момента можно отметить негативное отношение и осуждение студенческой молодежью тех, кто употребляет (87%) либо допускает даже единичное употребление (66%) наркотиков.

В этой связи профилактика немедицинского потребления психоактивных веществ должна быть направлена, прежде всего, на целевую аудиторию студентов, включая находящихся в неблагоприятных семейных, социальных условиях, имеющих риск немедицинского потребления наркотиков, причем студенты, с одной стороны, выступают как большая социальная группа, на которую направлены основные усилия ранней профилактики, с другой - они должны сами выступать субъектами профилактической работы, реализуя профилактические программы как «равный - равному». Это наиболее эффективно формирует жизненную установку молодых людей на активное противодействие при вовлечении их в наркотизацию.

Как показывают наблюдения, на протяжении последнего десятилетия в России наиболее последовательно внедряются преимущественно меры «силовой» профилактики, но несмотря на ряд успехов в этом направлении ожидать

4

высокой эффективности в виде существенного ограничения количества и тем более полного отсутствия наркотиков на территории страны не приходится.

Медицинская профилактика определяется своевременным качественным лечением больных с зависимостью, но потребители инъекционных наркотиков в 60% случаев не попадают в поле зрения нарколога в течение 3-х лет от начала потребления1, что снижает вероятность достижения позитивного результата. Организация «Human Rights Watch» расценила эффективность лечения наркомании в России как ничтожную и представляющую собой нарушение права на здоровье2, так как ремиссия наблюдается менее чем у 2% больных3.

Это диктует необходимость приоритета мер, направленных на проблемных лиц и население в целом, мер профилактики наркомании над деятельностью по преодолению наркоманий и их социальных последствий4. Однако ведомства, формально отвечающие за защиту общества от наркотической угрозы, не имеют объективного интереса и лишены субъективных мотивов для эффективного решения поставленных перед ними задач, поскольку финансирование зависит от размера задачи и есть заинтересованность в росте проблемы5.

Образовательные учреждения высшего профессионального образования лишены такой негативной установки, однако уделяют профилактической антинаркотической деятельности скорее формальное внимание (по результатам проведенного мониторинга большинство студентов оценило такую деятельность образовательных учреждений как посредственную). Стремление избавиться от студентов, злоупотребляющих психоактивными веществами, противоречит основным принципам государственной политики в области образова-

1 См.: Кирианова В.В. Особенности поведения потребителей инъекционных наркотиков, связанного с риском гемоконтактных инфекций // Наркология, 2008, № 9, с. 67-73.

2 Доклад о международной стратегии по контролю за наркотиками за 2008 год - Россия // Наркология, 2008, № 12, с. 17-27 (по материалам сайта http://russian.moskow.usembassy.gov).

3 Заседание Государственного антинаркотического комитета 3 декабря 2008 г. // Наркология, 2009, № 1, с. 12-14.

4 См.: Дмитриева Т.В., Клеменко Т.В. Политика государства и общества по преодолению социально значимых проблем злоупотребления наркотиками (системный кризис антиалкогольной политики в России) // Наркология, 2008, № 5, с. 9-15.

5 См.: МацкевичМ.Г. Исследование наркотизма и проблем профилактики // Наркотизм. Наркомании. Нарколечение: Сб. статей / Под ред. А.Г. Софронова. СПб., 2006, с. 29-66.

ния, целям и задачам профилактической работы в образовательной среде, нарушает права обучаемых.

В связи с этим становится очевидной необходимость разработки комплекса мер, направленных на снижение риска наркоманического поведения студенческой молодежи, с учетом актуального состояния и прогноза наркоситуации.

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации предусматривает создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики, причем стратегической целью такой системы «является сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них».

Согласно Стратегии «включение в основные и дополнительные образовательные программы общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования разделов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами, а также программ, направленных на соответствующие целевые аудитории», является одним из предпочтительных направлений антинаркотической деятельности.

В ходе выполнения практического этапа работы были предложены мероприятия, соответствующие основным задачам Стратегии антинаркотической политики Российской Федерации с учетом выполненного анализа наркоситуации в вузах города Красноярска, современных научных разработок в превентивной наркологии и результатов собственных исследований в сфере профилактики наркоманий.

При разработке программы снижения риска наркоманического поведения студенческой молодежи принципиально важно учитывать следующее.

1. Необходимо вести грамотную антинаркотическую пропаганду и противодействовать деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков и других психоактивных веществ.

Никто не будет спорить с тем, что необходимо негативное отношение к немедицинскому потреблению наркотиков. Однако в нашей стране население и без того скорее осуждает прием наркотиков, нежели относится к этому терпимо, как, например, к потреблению алкоголя. По данным мониторинга состояния наркоситуации и профилактики наркопотребления в вузах Красноярского края, из опрошенных в различных вузах города молодых людей 87,2-94,4% считают опасным потребление наркотиков, в то время как употребление алкоголя вызвало категорическое неприятие только у 47,6% респондентов1. Более того, наблюдается крайне негативное отношение к наркозависимым лицам, что существенно затрудняет их ресоциализацию после проведенного курса ре- и неоаби-литации. Что касается ведения активной антинаркотической пропаганды, то в России достаточно негативного опыта такой деятельности.

Во-первых, антинаркотическая пропаганда, в том числе через средства массовой информации, осуществляется не только малоэффективными методами, но и в ряде случаев сама может рассматриваться как реклама наркотиков и пропаганда наркопотребления. Очевидно, что недопустим «бытовой» уровень знаний о наркотиках и наркомании, зачастую крайне неполно отражающих или искажающих действительность, так что получаемая в ходе просветительской деятельности информация о наркотиках может стимулировать желание их по-пробовать2. Неквалифицированно проводимая антинаркотическая просветительская работа может стать пусковым механизмом их потребления. Если учесть, что большинство современных наркотиков вызывает зависимость (а значит, и заболевание - наркоманию) после первого употребления, становится понятной недопустимость неадекватной подачи информации.

1 Мониторинг состояния наркоситуации и профилактики наркопотребления в вузах Красноярского края: проект. Грантовое исследование КГАУ «Красноярский крае-

и 1 с» и х Г

вой фонд поддержки научной и научно-техническои деятельности». Красноярск, 2010.

Воеводин И.В. Социально-психологические особенности и клиническая динамика этапов формирования опийной наркомании у подростков/ Автореф. дисс... канд. мед. наук. Томск, 2000.

Давно известно, что слоганы «Брось наркотики», «Скажи наркотикам нет!», «Не лезь в петлю» способны давать обратный эффект, поскольку не содержат аргументации, в них доминирует ключевое слово, навязывается проблемная идентичность («презумпция виновности»), да и после многократного, стереотипного повторения одной и той же фразы ее смысл вообще теряется.

Лекции антинаркотического содержания, в которых акцент в изложении проблемы делается на «страшилках» (подчеркивается широкое распространение проблемы, приводятся натуралистические изображения, мрачные иллюстрации, запугивание последствиями), не дадут эффекта, так как негативная информация вытесняется из памяти, физическая опасность неактуальна для молодых людей, и это не преодоление проблемы, а «застревание» в ней. Кроме того, если лекция читается в аудитории, слушатели которой в силу своего возраста если и начали уже употреблять психоактивные вещества, то, как правило, имеют небольшой «стаж» или знают потребителей, но также недавно начавших, то излагаемые лектором проявления наркомании ими не наблюдались. Обратившись к личному опыту, участники беседы быстро приходят к выводу: все, что им говорит лектор, неверно. И после этого, даже если в лекции (беседе) есть значимая информация, она никак не будет воспринята аудиторией - задачи просветительской работы оказались нерешенными.

Еще хуже, если в ходе лекции или беседы акцент делается на эффектах психоактивных веществ, особенностях получаемых ощущений. В таком случае велик риск того, что после окончания работы «лектора» слушатели поспешат за получением вещества, об эффекте которого так занимательно было рассказано. Таким образом, не только задачи просвещения оказались нерешенными, но и сама беседа имела негативный результат. Аналогичный эффект имеют современные телевизионные передачи, посвященные, например, проблеме изготовления наркотиков (дезоморфина) из кодеинсодержащих лекарственных препаратов, в которых авторы негодуют, указывая на доступность (безрецептурный отпуск в аптеке), дешевизну (гораздо дешевле героина), быстроту и простоту приготовления (демонстрируют необходимые компоненты и посуду).

Во-вторых, повышение уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков (традиционное изложение последствий хронической наркотизации в виде поражения центральной нервной системы, внутренних органов, социального падения и т.п.) не приводит к позитивному результату. Признаки начальной и конечной стадий наркомании противоположны, поэтому при ознакомлении аудитории с проявлениями III стадии заболевания именно они начинают ассоциироваться с заболеванием «наркомания», а признаки начальной стадии в виде хорошей переносимости психоактивного вещества, получения удовольствия - эйфории («кайфа») при его употреблении болезненными не расцениваются. Как следствие усугубляется наркологическая неграмотность населения.

В-третьих, повышение уровня осведомленности населения об ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков вовсе не приводит к росту правовой культуры. Имеющиеся на сегодняшний день проблемы в правоприменительной практике формируют у населения представление о безнаказанности деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, не говоря уже об их употреблении.

2. Должны быть организованы и проводиться профилактические мероприятия с группами риска немедицинского потребления наркотиков.

При проведении профилактических мероприятий следует отдавать предпочтение сочетанию индивидуальных и групповых методов работы, а также методам прямого и косвенного (опосредованного) воздействия на лиц из групп риска немедицинского потребления наркотиков, освоения и раскрытия ресурсов психики и личности, поддержки молодого человека и помощи ему в самореализации собственного жизненного предназначения.

У лиц, относимых к группе аддиктов, признается значимость эмоциональных отклонений, указывается на роль их инфантильности. Отмечается, что культурные установки таких личностей противоречат возможностям их реализовать, что они не в состоянии получить желаемый социальный статус, подчиниться социальным стандартам, их невысокий общеобразовательный и куль-

9

турный уровень ведет к неспособности заполнить свой досуг, у них доминируют тревожные черты, вектор которых проецируется на соответствие желаемому социально-экономическому статусу, общественной «экологической нише»1.

С началом приема наркотиков у подростка складывается такой круг знакомств, в котором их употребление только поощряется. Аддикты активно ищут алкогольные и им подобные неформальные группы, а лечение алкоголизма и наркомании, их психотерапия представляют собой сложную задачу переориентации человека, зависимого от алкоголя или наркотиков, на новый жизненный стиль, другие пути развития личности, перестройку системы отношений, системы жизненных ценностей, мотивов деятельностей2.

Обычные беседы взрослых с такими подростками не являются эффективными. Любое утверждение, замечание преломляется сквозь «призму» группового мнения, типичного для таких аддиктивных групп. Воспринимается только то, что подтверждает их убеждения, все остальное отвергается. Методы индивидуального и группового воздействия в психологии, психотерапии разработаны. Методика тренинга с элементами групповой психотерапии является наиболее оправданной при работе с лицами группы риска.

3. Профилактическая работа должна проводиться в организованных образовательных коллективах.

В качестве объекта профилактической работы в вузах чаще всего выступает молодежь, не дифференцированная по группам. Антинаркотические мероприятия, базирующиеся на жесткой административной направленности, существуют практически в едином варианте для всех образовательных учреждений, причем не достигают тех подростков «групп риска», которые редко посещают их или ушли из них. Если появляется подросток с наркопроблемой, наиболее частое развитие ситуации - вытеснение его из образовательной среды, в то время как должна осуществляться более конструктивная стратегия - сохранять

1 Harych H. Worries about the job, unemployment and health status - initial results of a study in Saxony // Gesundheitsweesen, 1995, vol. 57, № 2, р. 82-85.

2 Валентик Ю.В. Рабочая модель личности в психотерапии // Материалы XIII съезда психиатров России. М., 2000, с. 291.

наркопроблемных подростков в системе образования, создавать условия для их поддержки и социализации.

В подростковом возрасте можно изменить неверно сформированное мнение о сути наркологической патологии. Поэтому охват учебных коллективов просветительской и профилактической работой должен быть стопроцентным. В первую очередь решение этой задачи ложится на плечи педагогических работников. Задачу, заключающуюся в подаче подросткам основ наркологических знаний в интересной, доступной, грамотной форме, решают преимущественно специалисты - наркологи, социальные работники. После этого наступает время заключительного, самого важного этапа первичной профилактики - трансформации полученных знаний в убеждения. Для успешной реализации этого этапа требуются совместные усилия наркологов, социальных работников, психологов, педагогов и родителей, реже - сотрудников правоохранительных органов, хотя наиболее часто именно они привлекаются к проведению данной работы. Для обеспечения комплексного подхода к профилактике необходимо, чтобы основные представления о сущности и последствиях наркомании у всех, кто связан с вопросами педагогики и воспитания, были одинаковы и получены из компетентных источников.

Поэтому проводится ликвидация наркологической неграмотности студенческой молодежи, а также населения старших возрастных групп в отношении знания основных проявлений зависимости от психоактивных веществ. Осуществляется она последовательным обучением на семинарах руководителей образовательных учреждений, педагогов, кураторов как в пределах образовательного учреждения, так и на ФПК, и специальной подготовкой волонтеров для преодоления в последующем наркологической неграмотности населения «залпом» («залп» - практически одновременно во всех образовательных учреждениях силами подготовленных волонтеров проводятся занятия с населением - учащимися через занятия, уроки и их родителями через родительские собрания).

4. Существует потребность в развитии системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, в частности посредством ежегодной диспансеризации.

Данное направление деятельности уже не может быть отнесено к первичной профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, поскольку факт потребления наркотика свидетельствует о неэффективности первично профилактических мероприятий.

Для улучшения выявления лиц, потребляющих психоактивные вещества, необходимо: предусмотреть возможность повышения квалификации медицинских работников образовательных учреждений по программе обучения медицинскому освидетельствованию лиц на состояние опьянения; провести разъяснительную работу с родителями о важности выявления первых признаков употребления психоактивных веществ и возможности медико-психологической, наркологической, социальной помощи подростку и его семье; обеспечить содействие родителей тестированию учащихся на наличие психоактивных веществ в биологических средах организма человека; провести разъяснительную работу с населением о важности и желательности обращения по «телефону доверия» и «горячей линии» УВД, УФСКН по Красноярскому краю при появлении проблем с наркотиками у родственников, друзей, знакомых.

В ходе реализации проекта оценивается эффективность работы образовательного учреждения по выявлению обучающихся, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, другими одурманивающими веществами и (или) участвующих в незаконном обороте наркотиков, а также обучающихся группы риска употребления психоактивных веществ. Рассматривается возможность вести учет таких обучающихся, проводить с ними индивидуальную профилактическую работу, направленную на формирование активных жизненных ценностей. При этом действия администрации должны быть направлены не на вытеснение таких подростков и молодых людей из образовательного учреждения, а на оказание им необходимой психологической, медико-педагогической и социально-правовой помощи.

Выявлению студентов, злоупотребляющих психоактивными веществами, пресечению распространения наркотиков и иных одурманивающих веществ способствует система медицинского обслуживания в образовательных учреждениях, в том числе - система проведения ежегодных медицинских профилактических осмотров обучающихся. Возможность тестирования на употребление наркотических средств или психотропных веществ каждый вуз вправе решать самостоятельно.

5. Необходимы формирование, стимулирование развития и поддержка деятельности волонтерского молодежного антинаркотического движения.

Если учесть, что российские граждане, и студенты в частности, являются пассивными участниками антинаркотических мероприятий, а 50% населения России вообще об антинаркотической деятельности не имеют представления1, то формирование молодежного волонтерского движения в целях преодоления наркологической неграмотности населения оправданно.

6. Необходимо формировать психологический иммунитет к потреблению наркотиков у студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Только после 20 лет вероятность приобщения к наркотикам резко снижается, и основной возрастной группой риска начала потребления является молодежь до 21 года.2 Поэтому предпочтительна плановая, научно обоснованная и долгосрочная работа государственных структур, использование не отдельных просветительских или управленческих приёмов, а комплексных психогигиенических и психопрофилактических программ, внедрение которых не требует дополнительного длительного обучения специалистов и ведет к уменьшению фактической нагрузки на исполнителя при высоком конечном результате3.

1 См.: Об итогах мониторинга масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков на территории Российской Федерации в 2007 году // Наркология, 2009, № 1, с. 15-32.

2 См.: Рычкова М.В. Динамика риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Красноярск, 2006.

3 См.: Гирич Я.П. Разработка и оценка эффективности психогигиенических и профилактических программ на модели алкоголизма. Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. Томск, 1998.

Важная особенность предлагаемого комплекса мероприятий - обеспечение саморазвития и расширения профилактической программы за счет осуществления грантовой поддержки ее участников, поддержания инициативы и формирования волонтерского движения на основе принципов «равные - равным» и «тренинг тренеров». В перспективе такая работа в течение 3-4 лет позволит вовлечь в профилактическую программу более половины основной целевой группы как активных участников и тем самым обеспечить влияние на ситуацию с употреблением психоактивных веществ в целом. Предлагаемое направление деятельности по предупреждению распространения психоактивных веществ может быть успешно реализовано во всех регионах России, находящихся в относительно равных экономических, социальных условиях.

Невирко Д.Д., Коробицина Т.В., Шинкевич В.Е. Наркоситуация и профилактика наркопотребления в вузах. В статье анализируются результаты проведенного в 2010 г. мониторинга состояния наркоситуации и профилактики наркопотребления среди студентов высших учебных заведений Красноярского края, на основе которого предлагаются пути оптимизации антинаркотической работы в вузах.

Ключевые слова: психоактивные вещества, наркотические вещества, антинаркотическая работа, профилактика наркомании в студенческой среде.

Nevirko D. D., Korobitsina T. V., Shinkevich V.E. Situation considering drugs and drug usage prevention at higher educational institutions. The article analyses the results of monitoring of the situation with drugs and prevention of drug usage among students of the higher educational institutions of Krasnoyarsk region held in 2010. On the basis of the certain results the authors suggest the appropriate ways of optimization of antinarcotic activity in the institutes of higher education.

Key words: psychoactive substances (drugs), narcotics, antinarcotic activity, prevention of drug abuse among students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.