Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КАРТЫ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ «E-MAP SCHOOL» В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КАРТЫ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ «E-MAP SCHOOL» В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъекты образовательного процесса / цифровая образовательная платформа / цифровая образовательная среда / риски / дорожная карта / навигатор. / subjects of the educational process / digital educational platform / digital educational environment / risks / roadmap / navigator.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахарь В. В., Пахарь Е. И., Пахарь В. А.

Статья посвящена созданию интерактивной карты мероприятий «E-MAP SCHOOL» для субъектов образовательного процесса в Оренбургской области. Авторы статьи обозначили цель создания модели навигатора, преимущества и возможности от ее использования интересантами. В ходе работы были выявлены возможные риски и методы их минимизации, подготовлена дорожная карта (вехи) проекта, обозначены показатели для оценки эффективности от использования интерактивной карты мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING AN INTERACTIVE MAP ACTIVITIES FOR STUDENTS AND PARENTS «E-MAP SCHOOL» IN THE ORENBURG REGION

The article is devoted to the creation of an interactive map of events «E-MAP SCHOOL» for the subjects of the educational process in the Orenburg region. The authors of the article outlined the purpose of creating a model of the navigator, the advantages and opportunities from its use by interested parties. In the course of the work, possible risks and methods of their minimization were identified, a roadmap (milestones) of the project was prepared, and indicators for evaluating the effectiveness of using the interactive map of events were identified.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КАРТЫ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ «E-MAP SCHOOL» В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 373.51

СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КАРТЫ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

«E-MAP SCHOOL» В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2021 В. В. Пахарь1, Е. И. Пахарь2, В. А. Пахарь3

1 заместитель директора по научно-исследовательской деятельности

e-mail: pahar. viktor@ mail. ru 2директор школы e-mail: suzanovo @ mail. ru 3учитель физической культуры e-mail: suzanovo @ mail. ru

МОБУ «Сузановская СОШ» (Оренбургская область)

Статья посвящена созданию интерактивной карты мероприятий «E-MAP SCHOOL» для субъектов образовательного процесса в Оренбургской области. Авторы статьи обозначили цель создания модели навигатора, преимущества и возможности от ее использования интересантами. В ходе работы были выявлены возможные риски и методы их минимизации, подготовлена дорожная карта (вехи) проекта, обозначены показатели для оценки эффективности от использования интерактивной карты мероприятий.

Ключевые слова: субъекты образовательного процесса, цифровая образовательная платформа, цифровая образовательная среда, риски, дорожная карта, навигатор.

CREATING AN INTERACTIVE MAP ACTIVITIES FOR STUDENTS AND PARENTS «E-MAP SCHOOL» IN THE ORENBURG REGION

© 2021 V. V. Pakhar1, E. I. Pakhar2, V. A. Pakhar3

1Deputy Director for Research Activities e-mail: pahar.viktor@mail.ru 2Director of the School e-mail: suzanovo@mail.ru 3Teacher of Physical Culture e-mail: suzanovo@mail.ru

Sozanovsky School (Orenburg)

The article is devoted to the creation of an interactive map of events «E-MAP SCHOOL» for the subjects of the educational process in the Orenburg region. The authors of the article outlined the purpose of creating a model of the navigator, the advantages and opportunities from its use by interested parties. In the course of the work, possible risks and methods of their minimization were identified, a roadmap (milestones) of the project was prepared, and indicators for evaluating the effectiveness of using the interactive map of events were identified.

Keywords: subjects of the educational process, digital educational platform, digital educational environment, risks, roadmap, navigator.

Введение в проблему. Во время дистанционного обучения у нас возникла идея создания модели навигатора «E-MAP SCHOOL», функционирующего на территории

Оренбургской области. В настоящее время у родителей и учеников есть потребность в получении актуальной информации в интерактивном виде в любое время, в любом месте. Восприятие электронного формата более привлекательно и востребовано, чем информация на бумажном носителе. В связи с этим возникла необходимость агрегирования информации о проводимых мероприятиях на уровне школы, муниципалитета, региона на одной интерактивной карте.

В ходе работы над проектом мы должны были выявить желаемые результаты для каждого типа участника образовательного процесса, осознать различие целей и задач, найти общее и зафиксировать разное, ранжировать весь спектр желаемых результатов и выработать свой подход к их наиболее продуктивной реализации с опорой на возможности цифровых технологий.

Описание решения проблемы (теоретическое обоснование модели навигатора). Для решения существующей проблемы мы предлагаем создание модели навигатора «E-MAP SCHOOL» (интерактивная карта), где будут отображаться мероприятия, проводимые на уровне школы, муниципалитета, региона для учеников и родителей, что позволит оперативно сделать выбор и принять в них участие. Модель навигатора предоставит возможность активным родителям и учащимся предлагать и реализовывать собственные инициативы в организации и проведении мероприятий.

В ходе исследования были проанализированы работы ученых: А.А. Кораблёва [2006], А.В. Морозова и Л.Н. Самборской [2018], С.К. Омаровой [2018], Е.И. Петуховой [2013], П. Д. Рабиновича [2014], Д.П. Тевса и В.Н. Подковыровой [2006]. Кроме этого, также были рассмотрены возможные альтернативы предлагаемому нами решению, в числе которых: РЭШ, ЯКласс, РешуЕГЭ, СдамГИА, Lecta, ресурсы федеральной информационно-сервисной платформы Маркетплейс образовательного контента и услуг «Элемент», интерактивная тетрадь Skysmart и т.д.

Чтобы разработать концепцию данного проектного решения, нам надо было выделить потребительские сегменты и определить требования к возможному решению со стороны различных групп потребителей образовательных услуг. Для этого мы проанализировали требования «интересантов» (стейкхолдеров), то есть заинтересованных лиц, которые могут воздействовать на проект или на которых проект может оказать влияние.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нами в таком качестве были рассмотрены потребители образовательных услуг, участники образовательного процесса, органы, формирующие политику, осуществляющие управление и надзор в сфере образования, органы власти, а также другие образовательные организации, которые находятся на нашей территории. Из числа рассмотренных субъектов были выделены следующие пять ключевых интересантов, которые будут активно взаимодействовать с проектом: родители, ученики, педагогические работники, школьная администрация, IT-компании.

Требования интересантов (субъектов) образовательного процесса

Интересант Требования

Родители Удобство и доступность использования с любого мобильного приложения Владение актуальной информацией по проводимым мероприятиям Возможность внесения предложений по проведению мероприятий

Ученик Возможность выбора мероприятий Удобство и доступность использования с любого мобильного приложения Возможность раскрыть себя в полной мере и реализовать индивидуальную траекторию развития

Педагогические работники Возможность повышения интереса к преподаваемому предмету Повышение заинтересованности родителей в участии в образовательном процессе

Администрация школы Повышение конкурентоспособности школы Расширение сетевого взаимодействия Повышение заинтересованности родителей в участии в образовательном процессе Открытый ресурс для обсуждения и предложения новых идей учениками Открытый ресурс для обсуждения и предложения новых идей родителями

IT-компании Продвижение собственного продукта

Участники образовательных отношений будут взаимодействовать с навигатором следующим образом. Используя любое мобильное устройство, родители и учащиеся могут обратиться к навигатору и выбрать интересующее мероприятие, принять в нем участие. Также они могут предложиить свои мероприятия и оказать помощь в их организации и проведении.

Для донесения информации о предлагаемом нами решении до потенциальных потребителей предполагается использовать следующие каналы донесения информации: официальный сайт образовательной организации, различные мессенджеры, электронный дневник. Взаимодействие с участниками будет происходить в онлайн-и офлайн-режимах.

Школа, участвующая в проекте, может получить следующие выгоды:

- повышение имиджа и конкурентоспособности образовательной организации;

- привлечение большего числа родителей к школьной жизни;

- увеличение грантополучателей среди учащихся;

- увеличение количества мероприятий, проводимых школой;

- развитие сетевого взаимодействия.

Последующая поддержка и сопровождение будут обеспечиваться рабочей группой проекта.

Модель навигатора «E-MAP SCHOOL»

На рисунке представлена модель образовательной платформы навигатора, где будут происходить следующие варианты взаимодействия и партнерства:

- информационный: обмен информацией, прояснение стратегии и тактик в совместной деятельности (заказчика с партнерами и экспертами, участвующими в конкурсах на разработку диагностических материалов);

- организационно-методический: согласование планов, мероприятий и сроков деятельности, сфер совместной деятельности, способов определения ее результатов (заказчика с партнерами);

- взаимодействие и сотрудничество: согласование долгосрочной программы и конкретная деятельность на ее основе (заказчика с партнерами, подрядчика).

В рамках проекта будут осуществляться мероприятия (конкурсы, олимпиады и т.д.) по следующим направлениям: общеинтеллектуальное, общекультурное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, социальное, научно-познавательное.

Каким образом проект будет выходить на заданные показатели, можно видеть на дорожной карте проекта.

Дорожная карта (вехи) проекта навигатора «E-MAP SCHOOL»

Мероприятия Результат мероприятия Веха (ключевое событие) Срок

Заседание рабочей группы Появление модели навигатора май, 2021

Заседание совета родителей Согласование модели навигатора (корректировка) май, 2021

Заседание ученического совета Согласование модели навигатора (корректировка) май, 2021

Разработка интерфейса, карты Техническое задание июнь, 2021

Привлечение ГТ-специалистов для создания Создание интерактивной карты июль, 2021

интерактивной карты

Наполнение контента Появление уникального контента август, 2021

Презентация Начало функционирования интерактивной карты с сентября 2021

интерактивной карты

Анализ активности использования Аналитический отчёт декабрь, 2021

интерактивной карты

Нами также были рассмотрены возможные риски запуска и реализации проекта и способы их предотвращения или минимизации последствий.

Возможные риски (барьеры) запуска и реализации проекта навигатора

«E-MAP SCHOOL»

Наименование риска (барьера) Особенность риска (барьера) Меры реагирования

Технический Неустойчивый Интернет Неверные настройки платформы Сбой работы платформы Привлечение техн. специалистов со стороны и техн. обучение педагогов Создание качественной и бесперебойной интернет-связи

Управленческий Невостребованность, отсутствие интереса к платформе со стороны потенциальных пользователей Родители не разрешают регистрироваться на платформе Отсутствие рекламы, продвижения платформы, партнеров Цифровое отставание педагогов Неприятие педагогами и родителями цифровых форматов Риск невостребованности платформы должен решаться ее дальнейшим продвижением (например, реклама, пиар, беседы с родителями и т.д.)

Риски здоровья Увеличение времени работы за компьютером Сама платформа может напоминать о потребности отдыха, выполнения разминочных упражнений, тем самым компенсируя риск, связанный со здоровьем

Финансовый Высокая стоимость проекта, которая не позволит завершить проект или не будет дальнейшего технического сопр овождения Участие в грантах, региональных и федеральных образовательных программах, поиск спонсоров (меценатов)

Коммуникационный Потеря доверия к оценке учителя, превосходство оценки системы над оценкой учителя Коммуникационные риски компенсируются через объяснение функционала платформы в СМИ и бесед учителя с родителями и обучающимися

Для оценки эффективности и успешности проекта могут быть использованы следующие показатели:

- увеличение числа родителей, вовлеченных в мероприятия;

- увеличение числа учащихся, вовлеченных в мероприятия;

- увеличение числа инициативных родителей;

- удобство и наглядность получения информации о проводимых мероприятиях.

Выводы. Таким образом, наш проект навигатора «E-MAP SCHOOL» позволяет предоставить наглядную информацию и вовлечь родителей и учащихся в активное участие в различных мероприятиях (конкурсах, олимпиадах и т.д.). Навигатор «E-MAP SCHOOL» может использоваться родителями и учащимися, недовольными предоставлением информации в разных источниках. Кроме этого, навигатор будет иметь больше преимуществ по сравнению с бумажными носителями и многими онлайн-платформами.

Созданная наглядная интерактивная карта мероприятий (он же навигатор), проводимых на уровне школы, муниципалитета, региона для учеников и родителей, в отличие от существующих форм предоставления информации, будет обеспечивать возможность оперативного участия в них, свободу выбора и продвижения собственных инициатив. Представленные результаты могут быть успешно использованы всеми школами Оренбургской области.

Библиографический список

Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А. А, Кораблёв. - Текст : непосредственный // Школа. -2006. - №2. - С. 37-39.

Морозов, А. В. Профессионализм учителя как важнейший ресурс и детерминанта качества педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной среды / А.В. Морозов, Л.Н. Самборская. - Текст : электронный // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 6 (131). - С. 43-48. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalizm-uchitelya-kak-vazhneyshiy-resurs-i-determinanta-kachestva-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-usloviyah-tsifrovoy (дата

обращения: 12.01.2021).

Омарова, С. К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации / С. К. Омарова. - Текст : электронный // Педагогика. Вопросы теории и практики. -2018. - № 1 (9). - С. 78-83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-obrazovaniya-v-epohu-tsifrovizatsii.

Петухова, Е. И. Информационные технологии в образовании / Е. И. Петухова. -Текст : непосредственный // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. -С. 80-81.

Рабинович, П. Д. Создание мотивирующей интерактивной среды раннего личностного и профессионального самоопределения детей и подростков, развития у них множественного интеллекта, интереса к естественным наукам и научно-техническому творчеству / П. Д. Рабинович. - Текст : непосредственный // М.: Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Физика-математика», 2014. - № 4. - С. 136-146.

Тевс, Д. П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул : БГПУ, 2006. - 111 с. - Текст : непосредственный.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. -

URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 15.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.