вышесказанного. Смысл и назначение товарных знаков состоит в том, что они олицетворяют собой определенные сведения, являясь их проводниками. Главным образом, они призваны указывать на качество товара, ме -сто его происхождения, репутацию фирмы-изготовителя. Эти сведения, на наш взгляд, лишь констатируют сложившееся положение вещей, связанных с производством и продвижением данного товара на рынок. Чтобы «добыть» эти сведения, не нужно проявлять умственные усилия. На этом основании мы относим товарные знаки и знаки обслуживания ко второй группе знаний, т.е. к информации в узком смысле. Но это не простая совокупность сведений, выступающих в виде информации, а определенный объект, представленный в виде символа, абсолютно равнозначного этим сведениям. В этом и состоит специфика товарных знаков и знаков обслуживания как объектов знания.
Отдельно необходимо отметить такой объект интеллектуальной собственности, как коммерческая тайна. Коммерческая тайна определяется как научно-техническая, коммерческая, организационная или иная используемая в предпринимательской деятельности информация, имеющая действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры по охране ее конфиденциальности. Особенность коммерческой тайны как объекта интеллектуальной собственности в соответствии с данной классификацией состоит в том, что содержащие ее сведения
могут быть представлены как в виде результатов интеллектуального труда, так и в виде информации, не содержащей результатов творческой деятельности.
Таким образом, под объектами интеллектуальной собственности мы понимаем знания, осознаваемые субъектами, обладающими ими, как принадлежащие именно им и приобретающие для них значение объектов собственности. Предложенная классификация под -разделяет множество объектов интеллектуальной собственности на две группы, отличающиеся между собой по источнику происхождения. На наш взгляд, это первый этап в процессе изучения объектов интеллектуальной собственности, который является необходимым условием для достижения логичности и последовательности дальнейшего анализа структуры этих объектов и возникающих по поводу них отношений собственности.
1. Гойло В.С. Политическая экономия интеллектуального труда // МЭМО. 1994. № 1.
2. Гусарова Л. Развитие динамического подхода в сфере институциональных преобразований // Вестник СГСЭУ. 2004. № 7.
3. Гусарова Л. Тенденции динамики институциональных преобразований в России // Вестник СГСЭУ. 2004. № 8.
4. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966.
5. Полани М. Личностное знание. М., 1989.
6. Шеллер М. Формы знания и образования // Человек. 1992. № 4 - 5.
7. Downs A. An economic theory of democracy. Harpers New York, 1957.
УДК 330.3 А.С. Кирилюк
РАЗВИТИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
В данной статье рассматривается содержание государственно-частного партнерства как института современной экономики, разнообразные модели, формы и конкретные инструменты реализации партнерских отношений между государством и бизнесом, их развитие в условиях модернизационных преобразований.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессия, контракты, аренда, госзакупки, госзаказ.
A.S. Kirilyuk
DEVELOPMENT OF VARIOUS FORMS OF PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP
The paper considers public private partnerships as an institution of modern economy as well as various models, forms and specific tools for partnership development between state and business and their improvement in the context of modernisation.
The Key words: public private partnership, concessions, contracts, leases, contracts, government contracts.
Государственно-частное партнерство в системе институтов развития современной экономики занимает особое место. В последние годы во многих странах органы государственного управления все активнее привлекают частный бизнес, его средства и организационные возможности к решению стратегически важных для страны и ее регионов задач посредством механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Россия в этом плане не стала исключением.
Государственно-частное партнерство чаще всего понимается как объединение материальных и нема-
териальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).
Известный специалист в исследовании государственно-частного партнерства В. Варнавский определяет ГЧП как институциональный и организационный
альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и инновационной сфере [1]. Автор понимает государственно-частное партнерство как институт, в рамках которого осуществляются многообразные трансакции, связанные с передачей осуществляемых не только в одностороннем, но и взаимообразном порядке определенных прав собственности между основными институциональными единицами - государством и бизнесом. При этом происходит расщепление отдельных прав собственности (например, права пользования, права на получение дохода) и закрепление данных прав за обоими парт-i i.»i * (i , i*i i о i r . »i»). Данный подход позволяет глубже раскрыть содержание института государственно-частного партнерства. Оно представляется сложной субстанцией, которая не только наследует содержание и черты каждого из взаимодействующих институтов -института государственности и бизнес-института, - но и в процессе их взаимодействия обретает свое собственное внутреннее устройство и имманентные черты. Разделение прав собственности между государством и бизнесом является институциональной основой их взаи -моотношений. В соответствии с принципами и характером разделения этих прав между субъектами формируется в целом и механизм их взаимоотношений.
Первоначальное разделение прав собственности между государством и бизнесом происходит прежде всего в рамках разгосударствления и приватизации и может принимать многовариантные формы: концессии, аренды, аукционы, конкурсы, прямая продажа на основе переговоров, управленческие контракты, создание совместных предприятий, холдингов, коммерциализация госфункций и т.д.
Следует отличать ГЧП и госпредпринимательство. Последнее понимается как институт, связывающий на основе рыночных и нерыночных механизмов воедино деятельность институциональных структур - фирм, домохо-зяйств, государства - и устанавливающий определенные нормы и правила их взаимоотношений [2, с. 188]. Госпред -принимательство применимо к более широкому кругу субъектов по сравнению с ГЧП и не обязательно связано с разделением прав собственности между ними. Базовыми признаками института ЧГП являются следующее:
- институтами-субъектами являются государство и частный бизнес;
- институтами-объектами являются нормы, установки и правила, позволяющие управлять частными и публичными интересами в рамках ЧГП;
- взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе и имеет определенные организационные формы (субинституты);
- взаимодействие сторон имеет взаимовыгодный и равноправный характер;
- правомочия каждой из сторон, т.е. определяемые ими права и обязанности, связаны прежде всего с разделением прав собственности;
- существует взаимная ответственность за соблюдение установленных правил игры и мера ответственности за их нарушение по тем или иным причинам;
- данные субъекты доверяют друг к другу в отношении поставленных целей и задач партнерского взаимодействия;
- четко выражена публичная (общественная) направленность;
- в процессе реализации проектов консолидируются, объединяются ресурсы и усилия обеих сторон;
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определенных пропорциях.
Государственно-частное партнерство (ГЧП), или publicprivate partnership (РРР), необходимо четко разграничить с основными инструментами государственного регулирования, многие из которых неправомерно рассматриваются российскими исследователями в качестве механизмов или форм ГЧП. Например, по определению publicprivate partnership, принятому в современной западной экономической науке, кредитование и субсидирование частного сектора, дотирование предприятий, льготное налогообложение, таможенные по -шлины не считаются ГЧП. В то же время это инструменты государственного регулирования [3]. Но при определенных условиях все перечисленные выше и другие меры государственного регулирования имеют непосредственное отношение к государственно-частному партнерству. Это происходит в тех случаях, когда они применяются по отношению к проектам ГЧП, в частности когда они направлены на стимулирование частных компаний, выступающих операторами на объектах государственной и муниципальной собственности.
Государственно-частное партнерство позволяет избежать, с одной стороны, недостатков прямого регулирования государства, а с другой - «провалов рынка». Основной аргумент в поддержку ГЧП состоит в том, что и общественный (государственный), и частный секторы обладают своими собственными уникальными характеристиками и преимуществами, при объединении которых создается возможность более эффективно действовать и достигать лучших результатов именно в тех сферах, где особенно заметны «провалы рынка» или неэффективность государственного управления - как правило, это социальная сфера, проблемы экологии, создание инфраструктуры.
Государственно-частное партнерство выполняет следующие характерные функции:
1) удовлетворяет потребности общественного сектора, используя или заимствуя ресурсы частного сектора;
2) поддерживает государственные полномочия и функции, при этом предоставляя услуги совместно с частным сектором;
3) функционирует в составе двух или более сторон, работающих ради достижения совместных целей. Участниками ГЧП могут быть местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания или объединения по интересам), которые:
- разделяют полномочия и ответственность;
- функционируют на равных;
- совместно затрачивают время и ресурсы;
- разделяют инвестиции, риски и выгоды;
- поддерживают отношения в течение определенного срока, а не для осуществления одной трансакции;
- имеют четкое соглашение, контракт или иной правоустанавливающий документ.
В строгом смысле ГЧП институционально преобразует сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства.
В мировой практике сложилось множество разнообразных моделей, форм, типов и конкретных вариантов реализации партнерских отношений между государством и бизнесом [4]. Рассмотрим их подробнее и выявим новые формы ГЧП.
1. Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.
2. Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.
3. Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение. Наиболее распространенной за рубежом формой ГЧП при осуществлении крупных, капиталоемких проектов являются концессии. Концессия -это система отношений между государством (концеден -том) и частным юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства. Концессии -наиболее развитая, перспективная и комплексная форма партнерства. Во-первых, они, в отличие от контрактных, арендных и иных отношений, носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хо -зяйственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий. В-третьих, у государства в рамках как концессионного договора, так и законодательных норм остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий кон -цессии, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов. В-четвертых, государство передает концессионеру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя
за собой право распоряжаться ею. Особенность концессии заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.
Источником исключительности предоставляемых по концессионному соглашению прав является не статус государства как собственника, а его прерогативы как органа публичной власти. Исключительный (монопольный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также и самого государства.
Известно, что концессии как важнейшая форма партнерства государства и частного бизнеса получили наиболее широкое распространение в инфраструктурных отраслях, где особенно остро необходимы приток частных инвестиций и высококвалифицированное управление. Различаются по меньшей мере три вида концессий: 1) концессия на уже существующие объекты инфраструктуры; 2) концессия на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов; 3) передача объектов государственной собственности в управление частной управляющей компании.
Опираясь на мировой опыт, Россия предпринимает в последнее время активные шаги по институционали-зации концессий. С этой целью принят ФЗ о концессиях. Концессии используются более чем в 120 странах мира, которые при этом не теряют своего суверенитета.
В мировой экономике есть две принципиально различные системы построения концессионной модели в стране. Первая модель - концессионный механизм эволюционно встраивается в существующую систему права. Так происходит в развитых странах с устоявшейся правовой системой. Дело в том, что рыночная экономика - экономика права, доминанта права в рыночной экономике абсолютна. Поэтому встроить в нее концессионный механизм с правовой точки зрения несложно. В США, Великобритании, Германии, Франции, многих других странах концессии существуют в течение столетий как институт хозяйствования частного сектора на объектах государственной собственности. И есть вторая модель, которая широко применяется в развивающихся странах и на постсоветском пространстве: разрабатывается и принимается совокупность нормативных актов трех уровней: 1) федеральный закон «О концессиях» (рамочный, прямого действия); 2) законы о концессиях в отдельных отраслях (автомобильные дороги, порты, аэропорты, железные дороги, трубопроводный транспорт, электроэнергетика, коммунальные сети, недра, рыболовство, лесное хозяйство и т.д.); 3) подзаконная нормативная база (положения, инструкции, типовые договора и т.п.). Важно, чтобы этот па-
кет нормативных актов был написан в рамках единой концепции. Возможны три системы концессионного уп -равления. Первая - общенациональная (федеральный орган управления концессиями - отраслевые органы управления - контроль на местах). Вторая - межотраслевые комплексы (отсутствует федеральный орган уп -равления). Третья - отраслевая, когда каждая отрасль (например, рыболовство) работает автономно в рамках принятых законодательных норм и представляет на подпись председателю правительства подготовленный пакет документов по конкретной концессии.
Отметим, что активным сторонником концессий яв -ляется мэр Москвы С. Собянин, который предлагает использовать механизмы концессии (формы государственно-частного партнерства) при строительстве метро.
4. Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом частично напоминает традиционную концессию, но все же отлична от нее. Если в концессиях кон -цессионеру на правах собственности принадлежит вся выпушенная по соглашению продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Раздел продукции между государством и инвестором, его условия и порядок определяются в соглашении. В мировой практике соглашения о разделе продукции как форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом активно используются в сфере нефтяного бизнеса.
5. Совместные предприятия являются распространенной формой партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала разновидностями этой формы могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон. Существенной особенностью совместных предприятий любого типа является то, что государство постоянно участвует в текущей производственной, административно -хозяйственной и инвестиционной деятельности. Самостоятельность и свобода в принятии решений частным партнером здесь гораздо уже, чем, например, в кон -цессиях.
В последние годы области применения различных форм партнерства государства и частного бизнеса стремительно расширяются, бурно развиваются сами формы партнерств и их модификации. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта и др. В ряде стран частный бизнес проектирует, строит, а затем управляет больницами, школами и другими общественными объектами.
Государственно-частные предприятия являются распространенной в России формой ГЧП. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может предполагать акционирование (корпорати-зацию) и создание совместных предприятий. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется при этом его долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем мень-
ший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения.
В условиях мирового финансового кризиса кластерная политика является наиболее актуальной формой государственно-частного партнерства (ГЧП), способной эффективно преодолевать кризисные явления. Синер-гетический эффект от деятельности партнеров по кластеру обусловливает стабильное конкурентоспособное социально-экономическое развитие, причем не только одного или нескольких муниципальных образований , но и регионов в целом. В современных условиях редкое муниципальное образование не является дотационным. Поэтому целесообразно формирование межмуниципальных кластеров с общими материальными и нематериальными активами, разнесенных по видам деятельности.
В настоящее время распространены такие формы партнерства государственных и частных структур, как аутсорсинг и субконтрактинг. Аутсорсинг (outsourcing) -часть управленческой стратегии компании, применяемой при передаче работ и услуг стороннему исполнителю и основанной на двух тесно взаимосвязанных элементах: разделении труда и управленческих функций. Его научной базой считают концепцию разделения труда, но уже в новом качестве, которое предполагает наличие института ответственности за выполнение переданных на сторону работ и услуг и определенный механизм управления. Управленческая стратегия компании может разрабатываться как с учетом положений теории делегирования полномочий, так и основываться на других концепциях менеджмента. Аутсорсинг способствует: фокусировке собственных ресурсов на основных целях бизнеса, снижению себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру, получению доступа к ресурсам, которых нет у компании, к новейшим технологиям, передаче ответственности за выполнение конкретной функции, большей свободе направления инвестиций в инфраструктуру компании. Нормативно деятельность аутсорсинга закреплена только в Санкт-Петербурге, где создана специальная программа «Финансовый аутсорсинг», направленная на оказание услуг по содействию в обеспечении внешнего бухгалтерского обслуживания субъектов малого предпринимательства, размещенных на базе бизнес-инкубаторов, а также для кризисных субъектов малого предпринимательства.
Субконтрактинг - способ организации производства, когда используется разделение труда между заказчиком (контрактором) и субконтракторами (поставщиками). Это осуществляется на конкурсной основе. Конкурс в рамках субконтрактации важен как для заказчика, так и для поставщика. Целесообразность для заказчика - наиболее конкурентный способ закупки. Есть возможность выбора из большого числа предложений. Основная цель - повышение эффективности закупок, строго регламентированный вид закупки. Решение о победителе принимает конкурсная комиссия. Злоупотребления в процессе закупки сведены до ми -нимума; инструмент организации производства выявляет все недостатки в планировании и организации закупок и требует их исправления; способ повышения производительности труда - закупочная деятельность в рамках строго очерченного временного графика. Со-
блюдение сроков требует повышения эффективности работы. Целесообразность для поставщика - соревнование за заказ. Способствуя развитию конкуренции, это стимулирует совершенствование производства; игра осуществляется по четким, заранее прописанным правилам, которые не должны меняться. Это цивилизованный способ ведения бизнеса, имеющий механизм противодействия коррупции. Инструмент организации производства выявляет все недостатки в планировании и организации сбыта продукции и требует их исправления. Способ повышения производительности труда - маркетинг продукции в рамках строго очерченного временного графика. Соблюдение сроков требует повышения эффективности работы.
Достижением последнего десятилетия реформирования экономики в России явилось создание ЗАО «Межрегиональный Центр производственной субконтрактации и партнерства» - четко отлаженной структуры, действующей на принципах всеобщего менеджмента качества (TQM), располагающей внедренной системой менеджмента качества в соответствии с международным стандартом ISO 9001:2000. Методическая и информационная основа для работы, созданная центром, положена в основу деятельности большинства и региональных центров субконтрактации. В настоящее время сформирован мощный информационный канал для установления кооперационных отношений. В системе центров субконтрактации отработан до уровня технологии механизм поиска и отбора поставщика, который предлагается под названием «Биржа субконтрактов». Это совместная работа многих центров, и такое объединение усилий дает практический результат. В настоящее время предпринимаются определенные шаги по развитию системы поддержки субъектов малого предпринимательства за счет участия в государственных и муниципальных закупках. Подтверждение тому - Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в котором сделана попытка решения данной проблемы, правда, многие вопросы так и остались неосвещенными. Субконт-рактинг - наиболее эффективный путь развития малого предприятия в машиностроении. При возрастающей стоимости материальных и людских ресурсов он обеспечивает жизнедеятельность предприятия. Поддержка бизнеса путем развития субконтрактации предусмотрена законодательством многих регионов России (в их числе Московской области, Удмурдской республики, Ставропольского края, республики Башкоторстан, Свердловской, Волгоградской, Кировской, Саратовской, Пермской областей, Санкт-Петербура). Однако механизм поддержки субконтрактации в нормативных актах этих регионов не предусмотрен. Специальные нормативные акты по развитию субконтрактации разработаны в Воронежской области, Республике Татарстан, Ярославской области.
С институциональной точки зрения в развитых странах государственное регулирование партнерских отношений с бизнесом организовано по крупным межотраслевым комплексам, включающим группы взаимосвязанных отраслей. В качестве таких комплексов могут выступать: топливно-энергетический (электроэнер-
гетика, газо- и нефтепроводы), транспортный (железные и автомобильные дороги, морские порты и аэропорты), коммунальное хозяйство (водо- и теплоснабжение, жилищно-коммунальное хозяйство). Важно отметить, что при этом не создаются специальные агентские структуры по регулированию партнерских отношений, а специфические функции регулирования и контроля выполняются соответствующими профильными министерствами и ведомствами в рамках определенных процедур. При этом успешное развитие ГЧП во многом зависит от эффективного распределения прав, обязанностей и сфер ответственности между частными партнерами и государством. Опыт показывает, что наиболее эффективно задачи партнерства решаются, когда к сфере ответственности государства относятся проблемы общего планирования и административные процедуры, а также определение действий в форс-мажорных обстоятельствах. В свою очередь, в сферу пол -номочий и ответственности частного сектора включаются вопросы детального планирования, строительства объектов, финансирования и оперативного управления их деятельностью. Модели и структура собственно ГЧП, в свою очередь, также весьма разнообразны, однако их объединяют некоторые характерные признаки, позволяющие выделить партнерство в самостоятельную экономическую категорию. Партнерство строится как формализованная кооперация государственных и частных структур, специально создаваемая под те или иные цели и опирающаяся на соответствующие договоренности сторон.
Более конструктивным является подход к ГЧП как к особой форме государственной инвестиционной политики, позволяющей в ряде случаев заменять приватизационные программы и эффективно реализовать потенциал частно -предпринимательской инициативы, с одной стороны, и сохранить контрольные функции и собственность государства в социально значимых секторах экономики, с другой. Государственные инвестиции в инфраструктуру и частные капиталовложения в экономике смешаного типа функционально взаимосвязаны. Развитие инфраструктуры ускоряет транспортировку товаров от производителей к потребителям, а значит, сокращает и общие издержки производства на частных предприятиях. На основе международных сравнений можно сделать вывод о том, что такие страны, как, например, Япония, направляющая значительную часть ВВП на развитие инфраструктуры, отличаются высокими темпами роста производительности труда. В тех же странах, где в инфраструктуру вкладывается сравнительно меньше средств, производительность труда растет относительно медленнее. При реализации проектов ГЧП в рамках его организационно-правовых мо -делей используются разнообразные конкретные модели сотрудничества государственных структур и предприятий частного бизнеса (табл. 1). Они дифференцируются в зависимости от объема передаваемых частному партнеру прав собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ, в том числе строительства, эксплуатации, управления и др.
Т а б л и ц а 1
Базовые модели государственно-частного партнерства
Модель Собственность Управление Финансирование
Модель Частная/ Частное Частное
оператора государственная
Модель Частная/ Частное/ Частное/
кооперации государствен- государствен- государст-
ная ное венное
Модель Государствен- Частное/ Частное/
концессии ная государственное государственное
Модель Частная/ Частное Частное
договорная государственная
Модель Частная Частное/ Частное/
лизинга государственное государственное
Как следует из табл. 1, базовые модели ГЧП отличаются специфическими формами отношений собственности, управления и источниками финансирования. Выбор одной из этих моделей производится в зависимости от того, в каких целях и сферах реализуется соглашение. Мировой опыт реализации представленных государственно-частных партнерских проектов свидетельствует о том, что в конкретных отраслях определенные модели имеют наибольшую эффективность и соответственно распространенность. Особое значение ГЧП имеет для экономики регионов, где на его основе развиваются местные рынки капитала, товаров и услуг. Наиболее распространены следующие механизмы института ГЧП:
- ВОТ (Build, Operate, Transfer - строительство - эксплуатация/ управление - передача). Этот механизм используется главным образом в концессиях. Инфраструктурный объект создается за счет концессионера, который после завершения строительства получает право эксплуатации сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По его истечении объект передается государству. Концессионер получает правомочие использования, но не владения объектом, собственником которого является государство;
- BOOT (Build, Own, Operate, Transfer - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача). В этом случае частный партнер получает правомочие не только пользования, но и владения объектом в течение срока действия соглашения, после чего он передается публичной власти;
- ВТО (Build, Transfer, Operate - строительство - передача - эксплуатация/управление). Этот механизм предполагает передачу объекта государству сразу по завершении строительства. Затем он поступает в пользование частного партнера, но без перехода к нему права владения;
- BOO (Build, Own, Operate - строительство - владение - эксплуатация/управление). В этом случае созданный объект по истечении срока действия соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора;
- ВОМТ (Build, Operate, Maintain, Transfer - строительство - эксплуатация/управление - обслуживание -передача). Здесь акцент делается на ответственности
частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов;
- DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer - проектирование - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача). Особенность соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство инфраструктурного объекта, но и за его проектирование. В случае соглашений типа DBFO (Design, Build, Finance, Operate - проектирование - строительство - финансирование - эксплуатация/управление) специально оговаривается его ответственность за финансирование строительства инфраструктурных объектов.
В условиях модернизации российской экономики создаются новые ГЧП инструменты (субинституты), в числе которых:
- проектное финансирование;
- проектное финансирование с государственным плечом;
- инфраструктурные облигации с государственными гарантиями;
- квазиинфраструктурные облигации;
- контракты жизненного цикла;
- агентские соглашения;
- включение в перечень системообразующих предприятий;
- субсидирование процентных ставок по кредитам;
- бюджетный кредит;
- российские инвестиционные проекты за рубежом;
- государственные гарантии различных уровней;
- инвестиционный налоговый кредит;
- страхование экспортных кредитов;
- гарантии и контргарантии ВЭБа;
- государственные гарантии РФ в иностранной валюте.
В России в настоящее время говорить об эффективном развитии государственно-частного партнерства в масштабах страны не представляется возможным. Есть пока отдельные примеры ГЧП в электронной промышленности, в дорожном строительстве, самолетостроении. В качестве примера рассмотрим соотношение государственных и частных средств в отдельных видах ГЧП в Российской Федерации (табл. 2).
Т а б л и ц а 2 Соотношение государственных и частных средств в отдельных видах ГЧП в РФ, %
По проектам Инвестиционный фонд РФ Частные инвестиции
Санкт-Петербург, Западный скоростной диаметр (ЗСД) 32 51
Санкт-Петербург, Орловский тоннель 33 35
Москва, МКАД М-1 58 42
Москва - Санкт-Петербург, ЖД 47 53
Комплекс заводов в Нижнекамске 29 71
Читинская область, транспортная инфраструктура 13 87
В России в настоящее время реализуется 50 проектов ГЧП, в том числе два в Москве (табл. 3).
Можно выделить основные меры, способствующие повышению эффективности механизмов ГЧП как института модернизации экономики:
Т а б л и ц а 3
Крупнейшие российские проекты ГЧП (по состоянию на 2007 г.)*
Название проекта Общая стоимость проекта, млрд руб. Источники финансирования
Инвестиционный фонд РФ, % Региональный Частные бюджет, % инвестиции, %
Строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге 100 32 17 51
Строительство Орловского тоннеля под Невой в рамках развития Волго-Балтийского водного пути 32 33 32 35
Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автодорогу с федеральной автомобильной дороги М1 (Беларусь) Москва - Минск 17 58 - 42
Строительство скоростной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-58-й км 55 47 - 53
Комплексное развитие Нижнего Приангарья 214 16 - 84
Строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекаменске 130 29 - 71
Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области 168 13 - 87
Всего 716
*Источник:11К1-: Ийр:// www.gosinvestor.ru.
- при выборе проектов на условиях ГЧП органам федерального и муниципального уровня необходимо повысить качественную и, главное, своевременную проработку предлагаемых проектов и предлагать детальный регламент по каждому проекту на проведение кон -курса по выбору профессионального и кредитоспособного частного оператора;
- необходим федеральный закон о ГЧП;
- на региональном уровне требуется развитие контрактных моделей, инструментов гарантий и страхования, совершенствование регионального законодатель -ства и его «стыковка» с федеральным. В совокупности они должны обеспечить приемлемые риски частных инвестиций в общественную инфраструктуру. Со стороны государства при этом требуется четкое исполнение своих договорных обязательств;
- целесообразно введение в практику методики планирования перспективных расходов бюджета и объема госгарантий по проектам государственно-частного партнерства.
Отметим, что успешным примером ГЧП может служить эффективное сотрудничество СГСЭУ с компанией ТОСС - предприятием, специализирующимся на изготовлении высокотехнологичных стеклянных изделий для науки и промышленности в рамках проекта «Продвижение инновационных разработок путем формирования структуры взаимодействия инновационного под -разделения университетского комплекса и предприя-
тия малого/среднего бизнеса». Было выбрано и экономически обосновано производство нового инновационного продукта, определены приоритетные источники сырья, выбрана экспериментальная производственная площадка. Рекомендованное направление развития позволило компании заключить три договора поставки новой продукции - с РУП «Гомельский завод измерительных приборов», ЗАО «Экран ФЭП» и Китай-ской Северной Индустриальной Корпорацией НОРИНКО. В результате выполнения проекта объем реализации компании ТОСС возрос на 115% [5].
1. Варнавский В. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы методологии // Вестник Института экономики РАН. 2009. № 3.
2. Манохина Н.В. Институциональные структуры реальной экономики. Теория развития и практика хозяйствования. Саратов, СГСЭУ, 2002.
3. Бабайцева И.К. Влияние новых технологий на роль государства в экономике // Вестник СГСЭУ. 2010. № 5.
4. Манохина Н.В. Институциональный вакуум как атрибут институциональной среды // Вестник СГСЭУ. 2008. № 5.
5. Русановский В.А., Уманский И. Экономический вуз как интегратор инновационных процессов в регионе // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы коммерциализации научных исследований как основы модернизации экономики региона» (21 мая 2010 г., Байкальский государственный университет экономики и права). Иркутск, 2010.