ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА ВЛАСТИ И БИЗНЕСА
Е.С. НИКИТИНА
В России институт партнерства в бизнесе сравнительно молод, хотя отдельные предприятия использовали элементы партнерства, понимаемые как межфирменное сотрудничество, давно. Такой точки зрения придерживается А.В. Бусыгин, рассматривающий партнерские связи как договорные отношения, которые устанавливаются между двумя или более предпринимателями и дают возможность каждому из них получить искомый уровень прибыли за счет обмена результатами деятельности (покупка, поставка продукции), выступающими в товарной или денежной форме. До сих пор отсутствует четкое и однозначное понимание сущности партнерских отношений в бизнесе, хотя терминология партнерства широко используется сегодня в практике бизнеса, например, стратегический партнер, производственный, финансовый, инвестиционный и т.п. партнеры, а также партнерство как форма организации бизнеса.
В научной литературе практически мало существуют определения понятия партнерства бизнеса и государства. Все чаще встречается понятия «социальное партнерство» и «частно-государственное партнерство (ГЧП)», «корпоративная социальная ответственность». Так, по мнению Михеева В.А. партнерство государства и бизнеса определяется как система сотрудничества предприятий и организаций бизнеса с государственными учреждениями; а также региональных корпораций с государственными предприятиями, учреждениями, направленное на достижение общих экономических целей, на решение актуальных социальноэкономических задач [3].
В работе «Партнерские отношения между людьми, между компаниями, с клиентами и поставщиками увеличивают создаваемую ценность для всех заинтересованных сторон» Стенли Голт выделяет следующие ключевые характеристики партнерства:
- Добровольная основа;
- Взаимная зависимость, возникающая вследствие разделения рисков, ответственности, ресурсов, полномочий и доходов;
- Синергия - концепция добавленной стоимости, или целое больше суммы
составляющих;
- Явно изложенное обязательство или соглашение о доле участников;
- Совместная работа - участники стратегических партнерств в большинстве случаев работают вместе на всех уровнях и этапах от проектирования и руководства инициативой до реализации и определения стоимости;
- Разделение компетенций и ресурсов (партнерство - механизм использования различных типов ресурсов и компетенций, включая деньги) [3].
На практике партнерство используется в разных смыслах. Его можно рассматривать как:
- составную часть межгосударственных отношений (межгосударственное партнерство);
- элемент взаимоотношений между государством, предпринимателями и
наемными работниками по поводу заработной платы и условий труда (социальное партнерство);
- партнерство в бизнесе между субъектами рыночной экономики
(межфирменное партнерство или взаимоотношения предприятия с различными контрагентами) [3].
В зависимости от характера решаемых конкретных задач в рамках ГЧП все множество существующих и вновь возникающих форм партнерств можно подразделить на отдельные модели. Соответственно целям ГЧП различаются:
- организационные модели,
- модели финансирования
- модели кооперации.
ГЧП имеет широкий спектр различных форм, к которым можно отнести следующие из
них: [4, С. 13]
- контракты:
- концессии;
- коммерческий наем;
- аренда;
- лизинг;
- объединения;
- соглашения о разделе продукции;
- совместные предприятия.
Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, оказание общественных услуг, управление, поставку продукции для государственных нужд, оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах. Как правило, контракты с государственным или коммунальным органом - весьма привлекательный бизнес для частного предпринимателя, поскольку помимо престижа гарантируют ему устойчивый рынок и доход, а также возможные льготы и преференции.
Аренда в ее традиционной форме (договора аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что на определенных договором условиях происходит передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. Традиционные договора аренды предполагают возвратность предмета арендных отношений, причем правомочие по распоряжению имуществом сохраняется за собственником и не передается частному партнеру. В специально оговариваемых случаях арендные отношения могут завершиться выкупом арендуемого имущества. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупить государственное или муниципальное имущество.
Концессия (концессионное соглашение) - специфическая форма отношений между государством и частным партнером, получающая все большее распространение. Ее особенность состоит в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении. Право же собственности на выработанную по концессии продукцию передается концессионеру.
Можно выделить ряд характерных признаков концессии:
- ее предметом всегда является государственная (муниципальная) собственность, а также монопольные виды деятельности государства либо муниципального образования;
- одним из субъектов концессионного соглашения выступает государство или муниципалитет (в лице соответствующих органов исполнительной власти);
- цель концессии - удовлетворение общественных нужд и потребностей;
- она всегда имеет договорную основу (концессионное соглашение);
- концессия опирается на возвратность предмета соглашения, который предоставляется частному партнеру за плату, определяемую в соглашении.
Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом напоминает традиционную концессию, но все же отлична от нее. Различия заключаются прежде всего в разной конфигурации отношений собственности между государством и частным партнером. Если в концессиях, как уже упоминалось, концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпущенная продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит
только ее часть. Условия и порядок раздела продукции между государством и инвестором определяются в специальном соглашении. В мировой практике такие соглашения особенно активно используются в сфере нефтедобычи.
Совместные предприятия - распространенная форма партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала они могут быть либо акционерными обществами, либо совместными предприятиями с долевым участием сторон. В качестве акционеров в АО могут выступать органы государства и частные инвесторы. Возможности частного партнера в принятии самостоятельных административно-хозяйственных решений определяются, как правило, долей в акционерном капитале. Риски сторон также распределяются в зависимости от ее величины.
Существенная особенность совместных предприятий любого типа - постоянное участие государства в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности.
В последние годы области применения различных форм ГЧП стремительно расширяются; бурно развиваются и сами формы партнерств. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта. В ряде стран частный бизнес проектирует и строит больницы, школы и другие общественные объекты, а затем управляет ими [1].
При реализации проектов ГЧП используются разнообразные механизмы сотрудничества государственных структур и предприятий частного бизнеса. Они дифференцируются в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ. Наиболее распространены следующие механизмы партнерств.
ВОТ (Build, Operate, Transfer - строительство - эксплуатация/ управление - передача). Этот механизм используется главным образом в концессиях. Инфраструктурный объект создается за счет концессионера, который после завершения строительства получает право эксплуатации сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По его истечении объект передается государству. Концессионер получает правомочие использования, но не владения объектом, собственником которого является государство.
BOOT (Build, Own, Operate, Transfer - строительство - владение -эксплуатация/управление - передача). В этом случае частный партнер получает правомочие не только пользования, но и владения объектом в течение срока действия соглашения, после чего он передается публичной власти.
ВТО (Build, Transfer, Operate - строительство - передача - эксплуатация/управление). Этот механизм предполагает передачу объекта государству сразу по завершении строительства. Затем он поступает в пользование частного партнера, но без перехода к нему права владения.
BOO (Build, Own, Operate - строительство - владение - эксплуатация/управление). В этом случае созданный объект по истечении срока действия соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора.
ВОМТ (Build, Operate, Maintain, Transfer - строительство - эксплуатация/управление -обслуживание - передача). Здесь акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов.
DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer - проектирование - строительство - владение -эксплуатация/управление - передача). Особенность соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство инфраструктурного объекта, но и за его проектирование. В случае соглашений типа DBFO (Design, Build, Finance, Operate -проектирование - строительство - финансирование - эксплуатация/управление) специально оговаривается его ответственность за финансирование строительства инфраструктурных объектов [2, C. 61-77].
Наиболее активно образование партнерства государства и предпринимательских
структур происходит в следующих отраслях:
- жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе: эксплуатация коммунальных сетей, уборка улиц, вывоз и утилизация мусора, обслуживание населения;
- строительство и эксплуатация общественных зданий и муниципального жилья;
- транспорт, в том числе строительство, эксплуатация, обслуживание, управление движением, городской транспорт;
- социальная сфера, в том числе образование и здравоохранение (строительство и оборудование школ, больниц и иных учреждений);
- научный сектор, в том числе создание инновационных предприятий по различным современным отраслям;
- финансовый сектор, в том числе привлечение частных страховых и управляющих компаний в сферу обязательного социального страхования, государственного и негосударственного пенсионного обеспечения.
Литература:
1. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005.
2. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. - 2008. - №8 - С. 61-77.
3. Михеев В.А. Государственно-частное партнерство в реализации приоритетных национальных проектов. - М.:РАГС, 2007
4. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. - 2008. - № 2. - С. 13.
5. http://www.zakon-i-pravo.ru