Научная статья на тему 'Типовые модели государственно-частного партнерства'

Типовые модели государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКАЗЫ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глухов Владимир Викторович, Сафонов Михаил Михайлович

Рассмотрены типовые модели государственно-частного партнерства в современной экономике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typical models of state-private partnership in modern economy are considered

Текст научной работы на тему «Типовые модели государственно-частного партнерства»

идеи, научного открытия и разработки нововведений до выхода их на рынок. При этом должны обязательно учитывать данные марке-

тинговых исследований потребности в инновациях, обеспечивающих получение экономического эффекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тихомирова, Е.И. Экономический рост и кон- дарственного экономического ун-та, 2006. курентоспособность Российских регионов [Текст] / 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://

Е.И. Тихомирова. - Самара: Изд-во Самарского госу- www.nonlin.ru/node/190

УДК 334.723

В.В. Глухов, М.М. Сафонов ТИПОВЫЕ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Государственно-частное партнерство (ГЧП) -один из эффективных механизмов инвестирования в современной экономике. Масштаб его применения позволяет сформировать совокупность типовых моделей организационно-экономической реализации.

В каждом проекте ГЧП можно выделить жизненный цикл и разделить его на отдельные стадии - проектирование, строительство, финансирование, эксплуатация, обслуживание, передача, владение. В соглашение по реализации конкретного проекта ГЧП могут входить не все стадии.

ВОТ (Build, Operate, Transfer - строительство, эксплуатация, передача). Данный организационно-правовой механизм используется главным образом в концессиях. Инфраструктурный объект создается за счет концессионера, который после завершения строительства получает право на эксплуатацию сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По его истечении объект передается государству. Концессионер получает правомочие использования, но не владения объектом, собственником которого является государство.

BOOT (Build, Own, Operate, Transfer - строительство, владение, эксплуатация, передача). В этом случае частный партнер получает пра-

вомочие не только пользования, но и владения объектом в течение срока действия соглашения, после чего он передается публичной власти.

ВТО (Build, Transfer, Operate - строительство, передача, эксплуатация). Этот механизм предполагает передачу объекта государству сразу по завершении строительства. Затем он поступает в пользование частного партнера, но без перехода к нему права владения.

BOO (Build, Own, Operate - строительство, владение, эксплуатация) . В этом случае созданный объект по истечении срока действия соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора.

ВОМТ (Build, Operate, Maintain, Transfer -строительство, эксплуатация, обслуживание, передача). Здесь акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им объектов.

DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer -проектирование, строительство, владение, эксплуатация, передача). Особенность соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство объекта, но и за его проектирование.

DBFO (Design, Build, Finance, Operate - проектирование, строительство, финансирование, эксплуатация). В соглашениях такого рода специально оговаривается ответственность сторон

за финансирование строительства инфраструктурных объектов.

Мировой опыт становления ГЧП позволяет выделить следующие экономические модели:

- контракты на поставку товаров и услуг для государственных нужд, на предоставление технической помощи, на управление), когда права собственности четко разделены;

- концессионные соглашения всех типов, т. е. частичная передача некоторых правомочий собственности от государственного партнера частному (обычно правомочий пользования, владения и управления);

- акционерное или долевое участие частного капитала в государственном предприятии (совместное предприятие);

- соглашения о разделе продукции и лизинговые (арендные) соглашения;

- создание со стороны государства особых (льготных) условий функционирования.

Модели ГЧП разнообразны, но имеют некоторые характерные признаки:

- длительные сроки соглашений о партнерстве (до 20 лет, для концессий - до 50 лет).

- проекты создаются под конкретный объект (порт, дорога, объект социальной инфраструктуры);

- специфические формы финансирования проектов;

- специфические формы распределения ответственности между партнерами (государство устанавливает цели проекта с позиций общественных интересов и определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг реализации проектов, а частный партнер берет на себя оперативную деятельность - разработку, финансирование, строительство и эксплуатацию, управление, практическую реализацию услуг потребителям);

- разделение рисков между участниками соглашения на основе соответствующих договоренностей сторон.

Особое значение проекты ГЧП имеют на уровне местного самоуправления. На долю городов и поселков (коммунальное хозяйство) приходится основная нагрузка по реализации множества проектов социального значения в области дорожного и транспортного хозяйства, социальной инфраструктуры, водного хозяй-

ства и водоочистных сооружений, охраны окружающей среды, жилищного строительства, энерго- и газообеспечения. При этом главная проблема, с которой сталкиваются коммунальные власти, состоит в недостатке финансовых ресурсов.

Концессионное соглашение. Концессия (концессионное соглашение) - специфическая форма отношений между государством и частным партнером, получающая все большее распространение. Ее особенность состоит в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении. Право же собственности на выработанную по концессии продукцию передается концессионеру.

Характерные признаки концессии:

- предмет - государственная (муниципальная) собственность, а также монопольные виды деятельности государства (муниципального образования);

- субъект концессионного соглашения - государство или муниципалитет (в лице соответствующих органов исполнительной власти);

- цель - удовлетворение общественных нужд и потребностей;

- форма - концессионное соглашение;

- условие - возвратность предмета соглашения, который предоставляется частному партнеру за плату.

Если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта. В ряде стран частный бизнес проектирует

и строит больницы, школы и другие общественные объекты, а затем управляет ими.

Концессионное соглашение заключается, как правило, в отношении крупных проектов. Государственное участие проявляется в формировании инвестиционной привлекательности за счет авторитета властных структур, государственных гарантиях, предоставлении государственных средств.

Такое сотрудничество позволяет предпринимателю:

- снизить риски;

- привлечь крупных инвесторов, у которых ставка кредитования ниже, сократить объем своих первоначальных инвестиций;

- сократить срок реализации проекта (за счет крупных первоначальных разовых инвестиций);

- получить безвозмездно государственную поддержку в форме выделения земельных участков;

- получить права пользования инфраструктурой;

- получить софинансирование со стороны бюджетных средств региона.

Унитарное предприятие. Согласно этой модели государство полностью инвестирует создание объекта, частично или полностью поддерживает его эксплуатацию. Примеры такого рода объектов: школа, детский сад, спортивный объект (стадион, бассейн), бизнес-инкубатор, телестудия. Государство как представитель общественных интересов заинтересовано в создании некого объекта, к которому частный предприниматель не проявляет интереса. Государство несет всю полноту инвестиционной нагрузки и не претендует на прибыль в процессе эксплуатации. Его интерес состоит фактически в том, чтобы такого рода объект функционировал и удовлетворял соответствующие потребности населения. Предприниматель, «получая» готовый объект, организует его работу и возмещает свои расходы. Как правило, на таком объекте организуется бесприбыльная работа.

Рассмотрим в качестве типового примера порядок создания и эксплуатации бизнес-инкубатора.

Администрация города заинтересована в стимулировании развития сектора малого предпринимательства. Для города это новые рабочие

места, оперативность частного предпринимательства, развитие предпринимательской активности граждан, повышение удовлетворения спроса населения в услугах. В результате увеличиваются налоговые поступления в бюджет города.

Начать собственное дело предпринимателю мешает начальный инвестиционный барьер, включающий расходы на создание условий работы, обучение, лицензирование, закупку расходных материалов. Бизнес-инкубатор позволяет сократить начальные расходы предпринимателя, повысить темпы роста его бизнеса в первые годы работы.

Бюджетная инвестиционная поддержка складывается из расходов на создание бизнес-инкубатора:

- выделение бюджетных инвестиционных средств на разработку концепции функционирования объекта;

- проектирование и реконструкция здания и инфраструктуры (теплотрассы, электрообеспечение, водопользование);

- создание примыкающей инфраструктуры (спортивных сооружений, оздоровительных комплексов, паркингов, образовательных учреждений, консультационных пунктов);

- предоставление в бессрочное пользование бизнес-инкубатору земельного участка.

Субъектом малого предпринимательства предоставляются помещения в аренду на срок до трех лет. Фактически бизнес-инкубатор - это школа создания малого предприятия.

В период эксплуатации объекта организуется управляющая компания, которая, используя государственную собственность, достигает поставленных целей - «выращивает» малые фирмы. Управляющая компания находится под контролем государства, она обязана выполнять правила функционирования объекта, возмещать недостающие эксплуатационные расходы и она может быть заменена.

Соучастие государства через предоставление земельных участков (перебазирование предприятия). Развитие крупного города неминуемо ведет к постепенному наращиванию территории. В результате предприятие, которое первоначально строилось на окраине города, оказывается в его центре. При этом усложняются доставка материальных и энергетических ресурсов,

отгрузка готовой продукции, повышаются транспортные расходы. Высокая интенсивность пассажирских и автомобильных потоков ухудшает экологию территории. Функционирование предприятия вступает в противоречие с примыкающей частью города, которая начинает испытывать неудобства от близости промышленной деятельности. У собственников предприятия растут расходы, отсутствуют возможности для развития (нет свободных территорий). В Санкт-Петербурге в таком положении оказались предприятия ОАО «Силовые машины» («Электросила» и «Металлический завод»), ОАО «Ростехнологии», «Адмиралтейские верфи».

Выходом из этой ситуации может быть перенос предприятия из центра города на его окраину. Государство и частный предприниматель совместно стремятся к реализации такого проекта.

Государство предоставляет новый земельный участок, продает высвобождаемый земельный участок, компенсирует предприятию часть расходов по переносу мощностей, содействует в получении льготного кредита на расходы по перебазированию, предпринимает действия по повышению ценности высвобождаемой территории для предпринимателей. Предприятие несет инвестиционную нагрузку по проектированию, строительству, запуску производства на новой площадке.

У предпринимателя возникает потребность в крупном инвестировании, но одновременно появляются стратегические выгоды:

- новый земельный участок по меньшей цене (без конкурса);

- территориальные ресурсы для развития;

- средства от продажи прежнего участка земли (как правило, более дорогостоящего);

- возможность для создания современной инфраструктуры;

С позиции государства взаимовыгодное сотрудничество заключается в ликвидации крупного производственного объекта в центре города: сокращается интенсивность транспортных потоков, появляются территориальные ресурсы для развития городской инфраструктуры (например, возможна реконструкция в зону отдыха, бизнес-центр, торговый центр, автомагист-

раль, автостоянку, образовательное учреждение и др.). В новом месте расположения предприятия организуются лучшие условия труда, повышается занятость населения и привлекательность этого региона для проживания населения.

Стимулирование подобного проекта со стороны государства заключается в льготном предоставлении земельного участка. Это может быть безвозмездное предоставление, продажа без конкурса по договорной цене предоставление в долгосрочную аренду с правом продления или выкупа.

Соглашение о разделе продукции. В соглашениях о разделе продукции коммерческому партнеру государства принадлежит часть получаемой продукции. Условия и порядок раздела продукции между государством и инвестором определяются в специальном, предварительно заключаемом соглашении. В мировой практике такие соглашения особенно активно используются в сфере нефтедобычи.

Как и в случае концессии, государство предоставляет исключительные права на недропользование частному инвестору на возмездной основе и на определенный срок. Доступ частных партнеров к исключительным правам предоставляется с целью привлечения инвестиций в капиталоемкие сферы. Имеются различные модели раздела продукции: на две части; на две части после вычета затрат инвестора. При этом важен учет особенностей налогообложения.

Совместные предприятия - распространенная форма партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала они могут быть акционерными обществами либо совместными предприятиями с долевым участием сторон. Возможности частного партнера в принятии самостоятельных административно-хозяйственных решений определяются, как правило, долей в акционерном капитале. Риски сторон также распределяются в зависимости от ее величины.

Государственные закупки. Такие закупки на выполнение исследований и разработок по приоритетным направлениям должны обеспечивать взаимосвязь научных исследований и инновационных разработок с программами социально-экономического развития страны. Государст-

венные закупки позволяют стимулировать механизм инновационного развития. Увеличивая закупки, государство создает дополнительный спрос, что приводит к росту ВВП. Предприниматель, получив заказ (средства), наращивает производство.

Государственные закупки оказываются мультипликативным фактором национального дохода. В 2010 г. государство выделило на поддержку инноваций 1,1 трлн руб. Они пошли прежде всего на закупку современной продукции.

Крупнейшими секторами поставки продукции по государственному заказу являются, млрд руб./год: строительство - 114,8; дорожное строительство - 104,5; транспорт - 86,4; авиационная промышленность - 59,7; здравоохранение - 51,5; промышленность - 39,3; электроэнергетика - 39,3;

оборона - 24,7; нефтегазовый сектор - 21,2; системная интеграция - 19,7; судостроение - 19,5; космонавтика - 14,1; геология - 12,7; автомобильная промышленность - 9,4.

Развитие сферы государственных закупок сопровождается повышением их инновационной активности в экономике, а также повышением качества продукции и услуг. В качестве конкретных целей выступают: снижение расхода энергоресурсов, сокращение отходов, повышение эффективности использования невозобнов-ляемых видов ресурсов, внедрение новых технологий, освоение новых видов продукции и др.

Для государственного заказчика особенно важно обеспечивать общественную полезность закупок (экономическую, экологическую, социальную).

УДК 330

Г.С. Дмитриева

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ

Нефтедобывающая отрасль ТЭК испытывает острую потребность в обновлении значительно изношенных основных фондов. Для увеличения дебита скважин, добычи нефти из труднодоступных (например, высокообводненных) скважин необходимо совершенствование технологий, которое может быть достигнуто за счет инновационно-инвестиционных проектов, предполагающих использование наукоемкого дорогостоящего оборудования.

Вместе с тем в сложившейся экономической ситуации большую роль играет поиск доступных, дешевых финансовых ресурсов для его приобретения. Выбор финансовых ресурсов усложняется его ограниченностью: нефтедобывающие компании испытывают дефицит финансовых ресурсов, который усугублен потребностью в большом объеме капиталовложений. Пе-

ред финансовыми менеджерами нефтяных компаний возникает ряд вопросов: где получить дополнительные ресурсы, чтобы не ухудшилось финансовое положение компании? как отложить возвращение задолженности? стоит ли приобретать основные средства или воспользоваться услугами лизинговых компаний? Заметим, что решение данных проблем может быть затруднено структурным устройством компании.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов в нефтедобывающей отрасли важную роль играет вертикально-интегрированная структура нефтяной компании (ВИНК), позволяющая приобретать объекты основных средств с целью дальнейшего пользования дочерними предприятиями после применения их в производственном процессе компаниями-арендодателями. Допустима также и обратная ситуация, когда основ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.