Научная статья на тему 'Организационно-экономическая основа реализации инвестиционных проектов в рамках концессионных соглашений в минерально-сырьевом комплексе России'

Организационно-экономическая основа реализации инвестиционных проектов в рамках концессионных соглашений в минерально-сырьевом комплексе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / CONCESSION AGREEMENT / КОНЦЕССИОННЫЙ ОБЪЕКТ / CONCESSION OBJECT / КОНЦЕССИОННАЯ СХЕМА / CONCESSION SCHEME / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INVESTMENT PROJECT / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Любек Ю. В.

Формируемая схема реализации общественно значимых инвестиционных проектов в рамках концессионных соглашений в горной промышленности на основе сложившейся институциональной среды и особенностей национального законодательства с учетом мировых тенденций развития концессионного процесса выступает действенным экономическим механизмом инновационного развития инфраструктуры, необходимой для активизации инвестиционной привлекательности интегрированных структур минерально-сырьевой специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC BASIS OF IMPLEMENTATION OF INVESTMENT PROJECTS WITHIN CONCESSION AGREEMENTS IN MINING INDUSTRY OF RUSSIA

The scheme of implementation of socially significant projects within concession agreements in mining industry is formed on the basis of the developed institutional environment and features of the national legislation taking into account world tendencies of development of concession process. The scheme developed on the basis of the concession agreement acts as the effective economic mechanism of innovative development of the infrastructure necessary for increase of investment appeal of integrated structures of mineral and raw specialization.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономическая основа реализации инвестиционных проектов в рамках концессионных соглашений в минерально-сырьевом комплексе России»

regulirovanija kachestva uglej dlja povyshenija ih konkurentosposobnosti na rynke) Nauchnyi vestnikMGGU, 9, 46-40.

9. Molchanov O.Y. (2010) Methodical aspects of the international competition in the coal market (Metodicheskie aspekty mezhdunarodnoj konkurencii na ugol'nom rynke) // Gornyj in-formacionno-analiticheskij bjulleten', 2, pp. 93-99

10. Molchanov O.Y. (2010) Current trends of the world coal market development (Sovremennye tendencii razvitija mirovogo ugol'nogo rynka). Gornyj informacionno-analiticheskij bjulleten', 1, pp. 36-43

11. Ponomarenko T. V. the Mechanism of formation of competitive advantages of mining companies/ Zapiski of the Mining Institute, 2011, vol. 194. pp. 291-300

12. Available at: http://www.kru.ru.

13. Available at: http://www.sds-ugol.ru.

УДК 342.5:347.19 (075.8) © Ю.В. Любек, 2015

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ В МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

Формируемая схема реализации общественно значимых инвестиционных проектов в рамках концессионных соглашений в горной промышленности на основе сложившейся институциональной среды и особенностей национального законодательства с учетом мировых тенденций развития концессионного процесса выступает действенным экономическим механизмом инновационного развития инфраструктуры, необходимой для активизации инвестиционной привлекательности интегрированных структур минерально-сырьевой специализации.

Ключевые слова: концессионное соглашение, концессионный объект, концессионная схема, инвестиционный проект, инвестиционная привлекательность.

Развитие экономики страны, связанное с изменчивостью интеграционных процессов и сопровождающееся сдвигами в территориальной организации промышленности, размыванием границ предпринимательской деятельности экономических структур, приводит к появлению одной из прогрессивных интеграционных схем - промышленным агломерациям. Формируясь на основе по-

следовательного комбинирования производства и создания узловых инфраструктурных объектов, промышленные агломерации представляют собой сложную интегрированную структуру, базовыми элементами которой являются предприятия промышленного узла и производственной инфраструктуры [1]. Повышение инвестиционной активности таких структур в условиях изменения роли государства в управлении общественно-значимыми объектами (в том числе снижения бюджетного инвестирования в инфраструктуру) связано с поиском организационно-правовых форм, альтернативных прямому управлению государственной и муниципальной собственностью, общественно-значимыми работами (услугами). Действенным экономическим механизмом разработки и реализации таких проектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), выступают концессионные соглашения [5].

Представляя новую ступень государственного регулирования экономики, сформированную на постулатах либеральной концепции развития1, в западных странах механизм партнерских отношений государства с частым бизнесом в рамках концессионных соглашений формируется при наличии институциональной среды, соответствующей рыночным подходам государственного регулирования экономики; соответствующей законодательной основе, обеспечивающей функционирование партнерских отношений; иных механизмов (экономического и финансового характера), позволяющих реализовывать потенциал частногосударст-венной инициативы.

Формируемая во многих странах мира новая институциональная структура экономики в русле либерально-консервативных подходов представляет собой либо новую экономическую

1 Истоки либеральной концепции развития исходят из основных положений экономических теорий: неолиберализма (сокращения вмешательства государства в экономику за счет развития частного предпринимательства, способного обеспечить подъем экономики и благосостояние населения); не-окейнсианства (обоснование государственно регулирования экономического роста с целью поддержания динамического равновесия в экономике); неоин-ституционализма (обоснование необходимости формирования институциональной среды экономических агентов за счет оптимизации транзакционных издержек, эффективного использования прав собственности и контрактного механизма).

политику государственного регулирования (реализуемую, к примеру, в Великобритании, Новой Зеландии, Аргентине и других странах); либо в виде дополнения к реально существующей системе государственного управления (например, в США, Канаде, Франции, Германии, Японии и других странах) [1] (табл. 1).

Таблица 1

Становление механизма концессионных отношений в различных странах

Государство Основа институциональных преобразований

Институциональные преобразования в рамках новой экономической политики государственного регулирования.

Великобритания Становление в начале 90-х гг. методологического инструментария ГЧП и в первую очередь концессионного на основе новой концепции управления государственной собственностью - «Инициативы частного финансирования» , позволяющей внедрять комплексные инфраструктурные проекты, способствующие эффективному развитию реального сектора экономики.

Аргентина Становление механизма концессионных отношений посредством проведения правительственных реформ начала 90-х гг., направленных на активизацию частного предпринимательства в экономике, способствовало развитию инфраструктурного сектора на основе создания уникальной моде- 3 ли концессий.

Новая Зеландия Внедрение принципов ГЧП в инфраструктурное развитие страны осуществлялось за счет повышения инвестиционной активности частного сектора, возможной благодаря экономическим и социальным правительственным реформам конца 80-х гг. прошлого века, направленным на переход страны к экономике свободного рынка.

Суть концепции заключалась в передаче в рамках соглашения о партнерстве функций финансирования строительства, а также эксплуатации, реконструкции и управления государственными объектами инфраструктуры, производственного и социального характера частному бизнесу.

3Инфраструктурная модель LDO (Lease, Develop, Operate), которая впоследствии была названа аргентинской, предполагает передачу концессионеру на условиях долгосрочной аренды всей совокупности объектов инфраструктуры и соответствующих прав в управлении.

Окончание табл. 1

Государство Основа институциональных преобразований

Институциональные преобразования в рамках дополнения к существующей системе государственного управления

США Основной предпосылкой активного расширения сферы использования концессий, в первую очередь на муниципальном уровне в США в 80-90-е гг. стала реформа межбюджетных отношений, связанная с привлечением частных инвестиций в сферу управления муниципальным имуществом и в результате способствующая повышению эффективности действующих муниципальных служб.

Франция Французская концессионная модель, развиваясь в течение нескольких столетий и пребывая в русле общего развития системы французского административного права, построена на одним из самых разработанных в мире концессионных законодательств, состоявшим из сложной системы правовых норм, содержащихся в разнообразных актах от законов о реформе местного самоуправления до отдельных инструкций.

Германия Сформировавшись на муниципальном уровне к началу 2000-х гг., механизм ГЧП выступил в роли катализатора административной реформы и модернизации органов государственного управления, что способствовало интеграции ГЧП с общей экономической политикой в стране.

В соответствии с новыми подходами в становлении институциональной экономики во многих странах мира за последние несколько лет значительно снизился объем проектов, реализуемых исключительно государственным сектором, а многие функции государственного регулирования и управления значимыми объектами жизнеобеспечения стали постепенно передаваться в частную собственность или во временное долго- и среднесрочное владение и пользование частному бизнесу (к примеру, инфраструктурные объекты газового, энергетического хозяйства, водоснабжения, канализации, коммуникационных систем) [1].

Процесс реформирования отношений, складывающихся между государством (выступающим в концессионном соглашении концедентом) и частным бизнесом (концессионером) при внедрении общественно-значимых федеральных и региональных проектов основан на соответствующей правовой основе, обеспечивающую значительную прозрачность разработки и внедрения

концессионных механизмов. В настоящее время в мировой практике концессионного законодательства известны две основные схемы внедрения концессионного механизма: одна предусматривает использование норм публичного права, распространяющих свое влияние на объекты собственности государства и муниципальных образований (в больше степени в эту группу входят страны, входящие в континентальную правовую семью: Франция, Германия, Австрия, Швейцария Италия, Испания и прочие); вторая нацелена на использование норм общего права (страны англосаксонской и англо-американской правовой семьи: США, Англия, Северная Ирландия, США, Канада, Австралия и другие).

В странах континентальной Европы концессионные объекты относятся к так называемым публично-правовым государственным и муниципальным имуществам4. Круг потенциально концессионных объектов зависит от размеров и предметно-отраслевого состава государственной собственности и не ограничивается имущественными объектами: в частности, предметом договора может являться деятельность концессионера (строительство, эксплуатация, управление и т.п. - концессии на общественные работы) или осуществление отдельных публичных функций, принадлежащих органам государственного и муниципального управления (концессия публичной службы5). Особенностью концессионных договоров публичной службы и общественных работ является то, что регламентарные условия приобретают силу не в результате согласия с ними концессионера, а возникают из полномочий концедента по организации службы. При всей плотности контроля концедента концессионер остается частным предпринимателем, действующим с целью извлечения прибыли и подвергающим себя обычным предпринимательским рискам. Несмотря на это положения публичной службы призваны обеспечить необходимую для общества и публичного интереса непрерывность предоставления общественных услуг [1].

4 Основные положения правового режима подобных объектов определяются фундаментальными признаками - их общественно-значимой природой и невозможностью перехода в частную собственность.

Концессия публичной службы - договор, заключаемый административным органом (концедентом) с частным лицом на оказание общественных услуг населению и ведения общественных работ и направленный на удовлетворение общественно необходимых или полезных потребностей [1].

В государствах англо-саксонской и американской группы законодательство не выделяет категорий публично- и частно-правовых государственных и муниципальных имуществ. При этом имущественные объекты, аналогичные по своему статусу публично-правовым (в том числе имущества общего пользования), являются неотчуждаемой и неотъемлемой государственной и муниципальной собственностью. В представленных странах публично-правовым договорам на осуществление публичной службы или ведение общественных работ соответствует система особых контрактов концессионного типа, разнообразных по видовому признаку и хорошо адаптированных к различным условиям применения [4, с.75].

Анализ мировых институциональных и правовых основ формирования концессионного механизма позволяет заключить, что концессионные схемы в большинстве зарубежных стран признаны действенным экономическим механизмом реализации общественно-значимых федеральных и региональных проектов, нацеленных на эффективное использование государственной собственности и собственности других публично-правовых образований. С точки зрения объема передаваемых концессионеру прав собственности, обязательств сторон концессионного соглашения, распределения рисков между субъектами договорных отношений, ответственности за различные виды осуществляемых работ в мировой практике известны следующие схемы реализации инвестиционных проектов на принципах ГЧП в границах концессионных соглашений [1], [2]:

I. Концессии, которые предусматривают строительство объекта инфраструктуры «с нуля» (GreenfieldProjects).

Представленная группа объединяет схемы, в которых концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию нового инфраструктурного объекта в течение концессионного соглашения, по истечении которого объект может быть возвращен конце-денту. При этом государство обеспечивает частной компании гарантию минимальной эффективности посредством выкупа услуг инфраструктурных объектов на значительный период или компенсацию минимального трафика:

— Схема «Строительство, владение и эксплуатация» (Build, Own and Operate — BOO);

— Схема «Строительство, владение, эксплуатация и трансфер» (Build, Own Operate, and Transfer — BOOT);

— Схема «Строительство, эксплуатация и трансфер» (Build, Operate and Transfer — BOT);

— Схема «Строительство, аренда и трансфер» (Build, Lease and Transfer — BLT);

— Схема «Строительство, трансфер и эксплуатация» (Build, Transfer and Operate — BTO).

II. Концессии, которые предусматривают восстановление инфраструктурного объекта («концессии на расширение»).

Данная группа объединяет схемы, в которых частный сектор осуществляет восстановление (реконструкцию) объекта инфраструктуры, управление принадлежащей государству собственностью и большую часть инвестиционных рисков в течение определенного периода:

— Схема «Восстановление (реконструкция), эксплуатация и трансфер» (Rehabilitate, Operate and Transfer - ROT);

— Схема «Восстановление (реконструкция), аренда и трансфер» (Rehabilitate, Lease or Rent and Transfer - RLT);

— Схема «Строительство, восстановление (реконструкция), управление и трансфер (Build, Rehabilitate, Operate and Transfer - BROT.)

III. Концессии, которые предусматривают проектирование инфраструктурного объекта.

Представленная группа объединяет схемы, в которых концессионер отвечает за проектную часть, строительный этап, эксплуатационную фазу и финансирование инфраструктурного объекта (без обязательного возвращения его концеденту):

— Схема «Проектирование и строительство» (Design and Build — DB);

— Схема «Проектирование, строительство и эксплуатация / содержание объекта» (Design and Build and Operate / Maintain -DBO/DBM);

— Схема «Проектирование, конкурсная часть и строительство» (Design, Bid and Build — DBB);

— Схема «Проектная часть, строительство, финансирование и эксплуатация объекта» (Design, Build, Finance and Operate - DBFO).

IV. Контракты, включающие управление и предоставление услуг.

Данная группа объединяет контракты, в которых частная

компания осуществляет управление государственным объектом на определенный временной период; при этом право собственно-

сти и обязанность обеспечения финансовой фазы остаются у кон-цедента:

— Контракт на управление (Management Contract - MC).

— Контракт на осуществление управление и эксплуатацию (Operation and Management Contract - OMC).

— Сервисный контракт объекта^^^ Contract — SC).

Анализ схем реализации инвестиционных проектов в рамках

концессионных соглашений свидетельствует, что в зависимости от режима собственности на эксплуатируемый объект схемы подразделяются на: концессии, объектом которых является материальные имущественные комплексы (схемы ВОТ, ВОО, ВООТ, ROT, ROO и другие) и концессии, объектом которых является осуществление определенной деятельности (контракты на управление (Management Contract), контракты на предоставление услуг (Service Contract) и концессии, связанные с разрешением заниматься определенной деятельностью (Operation and Management Contract)). Первая группа объединяет следующие концессионные схемы: концессии, предусматривающие строительство инфраструктурного объекта «с нуля» (Greenfield Projects); концессии, предусматривающие восстановление инфраструктурного объекта («концессии на расширение»); концессии, связанные с проектированием инфраструктурного объекта.

Одной из самых распространенных разновидностей первой группы является механизм ВОТ, который предполагает, что инфраструктурный объект создается за счет средств концессионера, после чего последний получает право эксплуатации данного объекта в течение временного периода, достаточного для окупаемости инвестиций. По истечении такого срока концессионер передает объект в собственность концедента безвозмездно. Из числа концессий второй группы особо выделяется схема ROT, предусматривающая передачу существующего объекта инфраструктуры, находящегося в государственной собственности, в частную собственность на условиях осуществления модернизации данного объекта с последующей его эксплуатацией при принятии концессионерам определенных обязанностей и ограничении его определенных прав по отношению к объекту с последующей передачей объекта государству или без осуществления таковой. С использованием механизмов ВОТ (ROT) был построен (реконструирован)

ряд электростанций в Индии, Таиланде, Турции, Вьетнаме; системы водоснабжения и водоотведения в Чили и Аргентине; автомобильные дороги в Южной Корее, Малайзии; аэропорты в США, Канаде, Египте, Греции.

Особенностью контрактов на управление выступает возложение ответственности частично или в полном объеме на концессионера за обеспечение предоставления инфраструктурных услуг; при этом с пользователей указанных услуг или объектов инфраструктуры взимается определенная плата (сборы), поступающие концеденту. При этом гарантии предоставления инфраструктурных услуг или возможностей пользования объектом инфраструктуры обеспечиваются концедентом. В силу особенностей данного соглашения представленный тип носит скорее экспериментальный характер и пока не стал основной схемой развития концессионных механизмов, хотя находит применение во многих государствах Европы и Америки.

Рассмотренные выше концессионные схемы и их адаптированные варианты с присущими им характерными особенностями широко применяются в странах Америки и Европейского союза, что обеспечивает необходимую гибкость в соответствии ожиданиям государства, широкий охват реальных условий осуществления общественно-значимых инвестиционных проектов.

Российская экономика и общество институционально и законодательно слабо подготовлены к использованию концессионных механизмов: отсутствуют концептуальная основа и стратегия перехода на концессионный механизм хозяйствования, непонятен инструментарий государственного регулирования деятельности концессионных предприятий, заметен недостаток комплексных, научно-обоснованных исследований концессионной проблемы в целом и по отраслям в частности. Особенность складывающего концессионного механизма в РФ заключается в том, что создается законодательная база и отрабатывается на практике реальный механизм функционирования отдельных концессионных объектов.

Становление законодательной базы концессионных отношений в РФ происходит под воздействием европейского и американского концессионных подходов. В частности, в современном российском праве отсутствуют понятия публично-правовой и ча-

стно-правовой государственной и муниципальной собственности, что характерно для развитых западных стран. Поэтому согласно российскому законодательству модель концессионного соглашения максимально приближена, в отличие от многих стран Европы и Америки, к модели гражданско-правового договора. При этом государство и муниципальные образования, вступая в договорные отношения с частным инвестором, выступают в соглашении как субъект гражданского права. Вместе с тем только государство или иное публично-правовое образование (одна из сторон соглашения) имеет в безраздельном, монопольном обладании объекты договорных отношений; другая сторона соглашения - частное лицо — принимает определенные обязательства в обмен на предоставляемые права. Поэтому в отличие от обычного гражданско-правового договора, по которым стороны обмениваются соответствующими правами и обязанностями концессионное соглашение по своей организационно-правовой основе выступает как акт наделения (дарения, пожалования, уступки) со стороны государства правами, которые недоступны или ограничено доступны в гражданском правовом обороте [3]. Представленное позволяет заключить, что модель концессионного соглашения, установленная действующим российским законодательством, имеет двойственную правовую природу: кроме частноправовых содержит ряд публично-правовых положений, выходящих за рамки гражданского права. Концессионному соглашению присущи все базовые моменты административно-правовой модели, которая используется в законодательстве стран Европы, но при этом модель характеризуются минимизацией публичных прерогатив концедента, предоставления ему лишь административно-контрольных полномочий [5].

Тем самым, институциональные и правовые особенности РФ позволяют констатировать, что из всех рассмотренных выше основных схем (ВОО, ВОТ, ВООТ) только механизмы ВТО (ЯТО) и ББО в большей степени соответствуют концепции и требованиям федерального закона и могут быть применены в рамках закона [5]. В рамках первой схемы (ВТО) предусматривается строительство нового объекта, введение его в эксплуатацию и последующая эксплуатация в течение временного периода, (достаточного для окупаемости инвестиционных вложений); используется для реализации масштабных инвестиционных проектов (строительство мос-

тов, дорог, тоннелей и т.п.). Сценарий на базе схемы RTO предусматривающий совершенствование (расширение, реконструкцию, преобразование) существующего и функционирующего объекта, чаще применяется в энергетике, коммунальном хозяйстве.

В отраслевом разрезе указанные схемы возможно использовать на основании разработки типового концессионного соглашения (проформы), которое позволит разрабатывать и внедрять инвестиционные проекты на проектирование, строительство эксплуатацию объектов инфраструктуры. В частности, строительство либо реконструкция объектов инфраструктуры для развития отраслей специализации предприятий горной промышленности, которые формируют базис интегрированных структур — промышленных агломераций, может быть осуществлено посредством использования комплексной схемы DBFO (Design, Build, Finance and Operate). Применение представленной схемы во многом обусловлено влиянием отраслевых особенностей предприятий горной промышленности, что связано с объективными трудностями формирования собственных финансовых ресурсов, обусловленными высоким уровнем фондо-, трудо- и материалоемкости производства, особенной системой распределения прибыли с направлением значительных сумм в финансовые схемы для снижения степени риска, что предопределяет особые отношения с государственным бюджетом. В условиях трансформации бюджетного финансирования, связанной с переориентацией в отраслевой и территориальной структуре инвестиционных вложений, представленные особенности влияют на формы и направленность взаимодействия государства и реального сектора экономики в горной промышленности при реализации общественно-значимых проектов, что проявляется в особом характере применения концессионных схем. Поэтому использование данной схемы (с основой ВТО) в ресурсных базах (Севера, Востока, и Северо-Востока страны) обусловлено необходимостью проведения значительного объема инфраструктурных работ при подготовке месторождений полезных ископаемых к эксплуатации в труднодоступных и малоосвоенных районах, осложненных влиянием природно-климатических факторов.

Использование модели DBFO (с основой RTO), предусматривающей реконструкцию объектов инфраструктуры производ-

ственного и социального назначения, может быть осуществлено в целях активизации инвестиционной привлекательной агломераций Западной зоны (кроме территорий Северного района). В настоящее время в рамках первого направления реализуются в большей степени федеральные проекты, предусматривающие новое строительство объектов инфраструктуры, необходимых для развития отраслей специализации промышленных агломераций: «Создание объектов транспортной инфраструктуры для освоения месторождений полезных ископаемых юго-востока Читинской области»; «Комплексное развитие регионов Нижнего Прианга-рья»; «Строительство железной дороги «Кызыл-Курагино» в увязке с освоением месторождений полезных ископаемых Республики Тыва». Второе направление в большей мере связано с внедрением региональных проектов, направленных на повышение инфраструктурного потенциала промышленных агломераций Западной зоны с целью развития реального сектора национальной экономики, повышения качества управления на государственном и муниципальном уровнях.

Таким образом, схема реализации общественно значимых федеральных и региональных проектов в рамках концессионных соглашений в горной промышленности формируется на основе сложившейся институциональной среды, соответствующей рыночным подходам государственного регулирования экономики и законодательной базе, обеспечивающей функционирование концессионных отношений. Разработанная на основе типового концессионного соглашения схема реализации инвестиционных проектов выступает действенным экономическим механизмом инновационного развития инфраструктурных объектов, необходимых для активизации инвестиционной привлекательности интегрированных структур минерально-сырьевой специализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варнавский В.Г. Концептуальные экономические и правовые основы концессионной деятельности. Режим доступа: http://www.irex.ru/press/pub/ ро1еш1ка/13/уаг.

2. Разработка предложений по нормативному обеспечению и механизмам финансирования проектов на условиях государственно-частного партнерства с привлечением институтов. Отчет по научно-исследовательской работе/ ЗАО «НИПИ ТРТИ». - М., 2007.

3. Сосна С.А. Концессионное соглашение - новый вид договора в европейском праве. Режим доступа: http://www.concession.ru/parseDocument.php? DocFName=76.

4. Сосна С.А Концессионное соглашение: теория и практика. - М.: 2002. - 256 с.

5. Федеральный закон от 06.07.2005.г. № 115-Фз «О концессионных соглашениях» (с последующими изменения и дополнениями) (в ред. Фз от 02.07.2010 №152-Фз). Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=117209;fld=134;dst=4294967295;from=73152—0.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

Любек Ю.В. - кандидат экономических наук, доцент, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», [email protected].

UDC 342.5:347.19 (075.8)

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC BASIS OF IMPLEMENTATION OF INVESTMENT PROJECTS WITHIN CONCESSION AGREEMENTS IN MINING INDUSTRY OF RUSSIA

Luebeck Ju.V., PhD in ec., associate professor, National mineral resources university, Russia.

The scheme of implementation of socially significant projects within concession agreements in mining industry is formed on the basis of the developed institutional environment and features of the national legislation taking into account world tendencies of development of concession process. The scheme developed on the basis of the concession agreement acts as the effective economic mechanism of innovative development of the infrastructure necessary for increase of investment appeal of integrated structures of mineral and raw specialization.

Key words: the concession agreement, the concession object, the concession scheme, investment project, investment attractiveness.

REFERENCES

1. Varnavskij V.G. Konceptual'nye jekonomicheskie i pravovye osnovy koncessionnoj de-jatel'nosti (Conceptual economic and legal bases of concession activity). Rezhim dostupa: http://www.irex.ru/press/pub/ polemika/13/var.

2. Razrabotka predlozhenij po normativnomu obespecheniju i mehanizmam finansiro-vanija proektov na uslovijah gosudarstvenno-chastnogo partnerstva s privlecheniem institutov (Development of offers on standard providing and funding mechanisms for projects on the terms of public-private partnership with involvement of institutes). Otchet po nauchno-issledovatel'skoj rabote/ ZAO «NIPI TRTI». Moscow, 2007.

3. Sosna S.A. Koncessionnoe soglashenie — novyj vid dogovora v evropejskom prave (The concession agreement - a new type of the contract in the European right). Rezhim dostupa: http://www.concession.ru/parseDocument.php? DocFName=76.

4. Sosna S.A. Koncessionnoe soglashenie: teorija i praktika (Concession agreement: theory and practice). Moscow: 2002. 256 p.

5. Federal'nyj zakon ot 06.07.2005.g. .№ 115-Fz «O koncessionnyh soglashenijah» (s posledujushhimi izmenenija i dopolnenijami) (v red. Fz ot 02.07.2010 N°152-Fz). Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=117209;fld=134;dst= 4294967295;from=73152—0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.