ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ
УДК 330.322
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ
DEVELOPMENT FINANCIAL INSTITUTIONS TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE REGIONS
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются особенности создания и развития финансовой инфраструктуры инновационной деятельности в регионах. Оценивается роль различных финансовых институтов в финансировании инноваций, автором предлагается модель финансовых институтов для обеспечения развития территориальной инновационной деятельности.
Resume. This article discusses the features of the establishment and development of financial infrastructure of innovation activity in the regions. It assesses the role of various financial institutions in the financing of innovation, the author proposes a model for financial institutions to ensure the development of territorial innovation.
Ключевые слова: инновации, финансовая инфраструктура инновационной деятельности, инновационная инфраструктура, финансирование инноваций, государственное финансирование инноваций, венчурное финансирование.
Keywords: region, innovation infrastructure, elements, business incubator, technology park, technopolis, innovation center, territorial cluster, infrastructure support._
В настоящее время инновации становятся важным элементом всех видов деятельности общества, они приобрели статус локомотива экономического и социального развития. Исходя из этого, именно инновации должны стать импульсом для развития и укрепления имиджа России в экономике и политике, той основой, которая укрепляет конкурентные преимущества государства [Романовский, 2011]. На сегодня уже бесспорно, что без инновационной деятельности нельзя в перспективе получить экономический и культурный рост по интенсивному пути развития. Эффективность инновационной деятельности, как и любой другой, в большей степени зависит от форм ее организации и способов финансирования. В настоящее время действующая система финансирования инновационной деятельности в России не эффективна из-за ограниченности и низкой результативности централизованных источников финансирования, сложных схем привлечения заемных средств, все это приводит к тому, что невозможно реализовать имеющийся потенциал инновационного развития. Учитывая сложившуюся ситуацию, необходимо создавать и постоянно совершенствовать финансовую инфраструктуру, которая обеспечит необходимыми финансовыми ресурсами предприятия для инновационного развития, это позволит обеспечить процесс интеграции высокотехнологичных и наукоемких предприятий в российскую экономику и повысить их инновационной активность.
В данной статье рассматривается вопрос, касающийся особенностей создания и развития финансовых институтов инновационной инфраструктуры в регионах. Проведена оценка роли различных форм организации в финансировании инноваций. Предложена эффективная финансовая инфраструктура инновационной деятельности в регионах, которая повысит коммерциализацию инноваций на их территориях.
Е.Н. Парфенова E.N. Parfenova
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, ул. Победы, 85, г. Белгород, Россия, 308015
Belgorod State National Research University, 85, Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia
E-mail: [email protected]
Введение
Серия Экономика. Информатика. 2016. № 9 (230). Выпуск 38
Результаты исследований
Создание инновационной инфраструктуры в России начало происходить в 90-е годы ХХ века, при этом многие организации образовывались на базе научно-исследовательских центров. Необходимо отметить, что главным ее назначением не было инновационное развитие. Она создавалась с целью поддержки и сохранения огромного научного комплекса, в том числе и той ее части, которая занята прикладными научными разработками и исследованиями [Давыденко, 2014]. Региональная инновационная инфраструктура представляет собой общий состав находящихся на территории региона предприятий, которые создают и распространяют научно-технические инновации и фирмы, потребляющие новшества, а также взаимосвязей между ними, обеспечивающих благоприятные условия для производства и использования нужных интеллектуальных продуктов [Парфенова, 2015] (рис. 1).
Рис. 1. Инновационная инфраструктура в 2015 г., единиц Fig. 1. Innovative infrastructure in 2015, units
Оценка инновационной инфраструктуры показывает несоответствие между реальными потребностями инновационной деятельности и существующим его обеспечением. Финансовые институты занимают в инновационной инфраструктуре меньшую долю в общем составе организаций, обеспечивающих благоприятные условия для инновационного развития [Офиц. сайт НЦМИИНТДРИС]. При этом основной их функцией является целенаправленная деятельность по созданию условий для развития инновационных процессов. Поэтому формирование эффективной финансовой инфраструктуры, тесное взаимодействие между всеми ее элементами является главным требованием для повышения инновационного развития. Анализ российской и зарубежной практики финансовой поддержки инновационной деятельности позволил сгруппировать финансовые институты инновационной инфраструктуры по формам организации с ориентацией их на выполнение определенных задач с использованием разных подходов и механизмов их функционирования (табл. 1).
Таблица 1 Table 1
Характеристика финансовых институтов инновационной инфраструктуры Characteristics of financial institutions, innovative infrastructure
Форма организации Основные задачи организации
1 2
Ассоциация Развитие подходов для финансирования. Распространение прогрессивных форм финансовой поддержки. Снижение инвестиционных рисков при финансировании инновационных проектов. Оптимизация налоговых платежей участников инновационной деятельности
Бюджетные фонды Непосредственное финансирование инновационных проектов по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий преимущественно на ранних стадиях жизненного цикла продукта или технологии. Предоставление гарантий под финансирование инновационных проектов
Инновационные фонды Финансирование инновационно- активных предприятий для развития промышленно-технологической базы по освоению производства новой продукции или применению новой технологии
Венчурные фонды Разнообразная финансовая поддержка инновационных проектов. Предоставление консультаций и помощи в управлении малыми инновационными предприятиями. Поиск стратегических инвесторов для инновационных бизнесов. Помощь при акционировании инновационных предприятий путем повышения их стоимости
Окончание табл. 1
1 2
Бизнес-ангелы, частные инвесторы Предоставление безвозмездной адресной помощи малым предприятиям на начальных стадиях их жизненного цикла. Предоставление бесплатных консультаций руководителям инновационных фирм. Помощь в продвижении новых продуктов и технологий на рынок, преимущественно некоммерческая
Страховые фонды Страхование рисков инновационно--активных предприятий
Ииновационныз компании Предоставление гарантий по финансовым обязательствам инновационных предприятий. Финансирование инновационно--активных предприятий
Финансовые институты Накапливание временно свободных финансовых ресурсов для их дальнейшего вложения в инновационные проекты
Необходимо учесть, что единых требований к организационному проектированию финансовых институтов в субъектах Российской Федерации не существует, поэтому формы организаций и их функциональные задачи характеризуются исчезновением функциональных границ между ними и большим уровнем диверсификации. Вследствие этого перечень форм финансовых институтов инновационной инфраструктуры, приведенный в табл. 1, указывает лишь только те финансовые организации, которые в зарубежной практике доказали свою эффективность.
Данные Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем [Офиц. сайт НЦМИИНТДРИС] указывают на то, что в финансовой инфраструктуре инновационной деятельности большая доля принадлежит бюджетным и венчурным фондам (рис. 2).
Рис. 2. Финансовая инфраструктура инновационной деятельности в 2015 г., единиц Fig. 2. Financial infrastructure of innovation activity in 2015, units
Анализ данных Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем показывает, что на сегодняшний день финансовая инфраструктура не способствует развитию инновационной деятельности, повышению ее эффективности и потребностям рынка. Некоторые формы институтов в финансовой инфраструктуре не задействованы, что приводит к неэффективной системе финансирования инновационной деятельности. При этом исследование данных о финансовых институтах позволило выявить, что в разных субъектах Российской Федерации формы и состав институтов, финансирующих инновационную деятельность, меняются в зависимости от особенностей осуществления инновационных процессов в этих регионах. Так, на территории Центрального федерального округа сосредоточено более 36% институтов финансовой инфраструктуры региональной инновационной системы, а на территории Северо-Кавказского Федерального округа наименьшее их число, лишь 3,65%. При этом на сегодняшний день основным источником финансирования инновационной деятельности на предприятиях являются их собственные средства, так как банковский кредит остается очень дорогим и слишком коротким для предоставления финансовых ресурсов на развитие инновационной деятельности [Боткин, 2015]. Финансовые средства из государственного бюджета доступны в основном для больших компаний. Но и для них объем обеспечения бюджетными финансовыми ресурсами составляет всего лишь не более 10% от требуемых средств. Проблема финансирования малых инновационных предприятий еще более сложная. Развитие этих предприятий финансируется их учредителями, поэтому из-за недостаточности финансовых средств и своевременности их перечисления не позволяет достигнуть тех результатов, на которые они рассчитывали. Существуют региональные программы поддержки малого бизнеса, а также программа стартового финансирования, проводимая Фондом содействия развитию малых форм предприятий
Серия Экономика. Информатика. 2016. № 9 (230). Выпуск 38
научно-технической сферы, однако их распространение приходится в основном на малые инновационные предприятия, которые находятся в крупных городах [Боткин, 2015].
В этой связи, несмотря на то, что Россия имеет значительный потенциал инновационного развития, сегодня продолжают внедрять инновации, которые не меняют радикально процесс производства, а лишь вносят несущественные изменения. Поэтому необходимо сформировать эффективный финансовый блок инновационной инфраструктуры для того, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами инновационный сектор.
В развитых зарубежных странах финансовая инфраструктура инновационной деятельности включает высокоразвитый финансово-кредитный механизм современного рынка, который обеспечивает финансовыми средствами инновационный сектор. Эффективной формой финансирования инновационной деятельности является венчурное инвестирование, которое представляет собой уникальный механизм, дающий возможность концентрации ограниченных финансовых ресурсов для очень перспективных инновационных проектов за счет эффективной коммерциализации разработок обеспечить очень быстрый возврат финансовых средств. Появление новых институциональных структур, которые создадутся в рамках развивающейся венчурно-инновационной системы, будет способно обеспечить продуктивный союз новых научных знаний, финансовых технологий и методов управления. Зарубежный опыт показывает, что без продуктивного венчурного бизнеса нельзя создать условия для инновационного развития экономики. Венчурное инвестирование становится неординарным проводником прогрессивных научно-технических идей в сферу производства и потребления. Этот вид бизнеса будет способствовать продвижению новшеств, при этом он существенно упрощает получение финансовых ресурсов инновационным компаниям, и в тоже время повышает уровень коммерциализации передовых разработок [Лиман, 2012]. Очень многие развитые страны совершенствование венчурного бизнеса рассматривают в качестве национальной стратегии продвижения науки, технологии и инноваций, по которой определяют приоритетные направления экономики.
В последние годы в Российской Федерации венчурное инвестирование получило развитие. Во многих регионах стали создаваться венчурные фонды. Однако во многих таких случаях «венчурный» в названии отображает лишь модную тенденцию. В действительности многие эти структуры нацелены лишь на поддержание инновационной деятельности с ориентацией на финансирование НИОКР, которые не предполагают создание новых предприятий. Такая ситуация связана с тем, что промышленность в Российской Федерации не сформировала потребности в развитии системы венчурного инвестирования. А между тем венчурное финансирование осуществляется тогда, когда коммерциализация идеи уже достаточно продвинута. Существование разрыва в финансировании инновационной цепочки «идея - технология - промышленное производство» на стадии перехода от исследований и разработок к рыночному продукту приводит к тому, что поток интересных предложений для коммерческих инвестиций не обеспечивается. Очень важную роль в этой ситуации могут играть такие финансовые организации, которые обеспечат прямое финансирование на этой стадии или уменьшат риски кредиторов до приемлемого уровня. Этими финансовыми институтами могут стать гарантийные фонды.
Для создания эффективной модели венчурного инвестирования необходимо внедрять механизм государственно-частного партнерства (в развитых странах, где эффективно осуществляется механизм софинансирования, 70% предпринимательского сектора участвует в финансировании науки и инноваций [Лиман, 2012]). Кроме того, во многих западных странах функционируют различные схемы государственных гарантий кредитования для инновационно-активных предприятий. Успешно работает схема в предоставлении гарантии возврата не всего, а только его части с условием, что заемщик сам обеспечит оставшуюся часть залога. Очень эффективен зарубежный опыт создания гарантийных фондов в виде обществ взаимного кредитования за счет самих малых предприятий. Однако такой подход не может предоставить гарантию под достаточно крупные кредиты. Опыт международных организаций, создающих стартовые и гарантийные фонды, важен не только с точки привлечения денежных средств, но и их практических знаний, которые нужны для успешной работы этих структур. Поэтому с этой точки зрения очень полезными будут средства технической поддержки (оплата услуг юристов, консультантов, обучающие программы менеджеров и т. д.). Существование этих средств позволит более результативно работать кадровому сектору инновационной инфраструктуры. Создание таких гарантийных фондов позволит привлечь в инновационную среду дополнительные финансовые ресурсы в объемах в 3-5 раз больших, чем величины этих гарантийных институтов. Это приведет к тому, что банки, имея систему обеспечения, могут снижать объем финансовых ресурсов, отвлекаемых Центральным Банком для резервирования необеспеченных кредитов, это даст возможность привлечь в инновационную сферу новые перспективные группы клиентов. При этом малые инновационные предприятия получают доступ к существенным денежным средствам.
В последнее время в ряде российских регионов стали создаваться гарантийные фонды, которые должны решать проблемы обеспечения кредитов малых предприятий в банковской сфере.
Для решения проблемы финансирования в инновационный бизнес необходимо привлекать денежные средства крупных производственных предприятий. На сегодняшний день крупные промышленные компании пока не заинтересованы в финансировании НИОКР. Изменить эту ситуацию можно только путем привлечения крупных покупателей инноваций из сырьевого сектора региональной экономики. Необходимо их заинтересовать инновационными проектами и привлечь к финансированию перспективных разработок.
Кроме того, важнейшим источником перспективного финансирования инновационной деятельности, а также быстрого обновления и внедрения передовых технологий является лизинг -способ, который обеспечивает деятельность по продвижению инновационного продукта на рынок путем нефинансового инвестирования материальных средств в процесс его создания. Поэтому в регионах необходимо создавать лизинговые организации, которые дадут возможность желающим предприятиям приобрести высокотехнологичное современное оборудование и коммерциализировать инновации на их территориях.
Неотъемлемой частью комплекса финансовых институтов могли бы стать страховые организации. Воздействие этих институтов на инновационное развитие двойственно: с одной стороны, страховые институты создадут «длинные» финансовые ресурсы, необходимые для инновационного процесса за счет накопления страховых резервов. С другой стороны, для частного бизнеса предлагаются стимулы в форме развитого инструментария страхования инноваций для вложения средств в исследования и разработки. Кроме того, эти финансовые институты помогут снизить высокие риски инноваций за счет создания системы перераспределения рисков между участниками инновационной деятельности. Так, созданная эффективная система страхования помогла бы решить проблему недофинансирования инновационной деятельности в российских регионах. Создание системы страхования инноваций будет способствовать снижению рисков, что повысит заинтересованность частных инвесторов в финансировании инновационной деятельности. Уже на российском рынке существует большая потребность в разнообразных страховых продуктах, которые бы были направлены на оптимизацию финансовых рисков инновационного предприятия. В этой связи в современных условиях необходимо развивать следующие направления страхования инновационных рисков:
1. Совместная работа страховых компаний и инновационных предприятий позволит открывать филиалы в третьих странах, что дает возможность заключить трехсторонние сделки между предприятием, его инвестором (если проект реализуется за счет заемных средств) и страховщиком.
2. Создание в российских регионах частного рынка в лице многонациональных страховых институтов. Эти компании не привязываются в квотировании рисков к рейтингу государства и рассматривают проекты как таковые. В зарубежных странах около 60% всех инновационных проектов реализуется по системе частного страхования в форме предоставления гарантии инвестору в отношении защиты его финансовых вложений. Такой способ является менее затратным, но при этом он содержит в себе ряд стимулов для национального страхового рынка. Так, российские страховые институты должны будут осваивать новые виды и технологии страхования инновационных рисков.
Внедрение этих направлений, с одной стороны, в значительной степени увеличит поступление финансовых ресурсов, направленных на поддержку инновации, что сформирует благоприятные условия для инновационного развития российских регионов. С другой стороны, будут повышены требования к качеству инновационных продуктов, увеличится доля инноваций, востребованных на рынке.
Огромный импульс в развитии финансовой инфраструктуры могут создать банки развития. На сегодняшний день практика показывает, что банки развития проявляют интерес прежде всего к крупным компаниям и их системообразующим проектам. Нетребовательные к ресурсам компании, а также небольшие по размерам не интересны банкам развития из-за небольшого масштаба получаемой отдачи, а также трудоемкости их администрирования, но именно эти компании и являются основой инновационной экономики. Президент Российской Федерации еще в 2007 г. подписал Закон о создании Банка развития. Однако до настоящего времени нет исчерпывающей информации об участии этого финансового института в крупных инновационных проектах, поэтому пока не представляется возможным говорить о его эффективной деятельности. Кроме того, капитал банка невелик, на сегодняшний день он составляет всего 32 млрд. руб., в то время как изначально планировалось, что к 2010 г. активы банка будут доведены до 231 млрд. руб. При этом зарубежный опыт свидетельствует о достаточно большой эффективной деятельности этого финансового института. Так, международные банки развития обладают большим капиталом (у китайского банка развития активы составляют 200 млрд. долл. [Терновская, 2014], а группе банков развития в Германии KfW Bankengruppe принадлежит 415 млрд. евро [Терновская, 2014]). Кроме того, у этих финансовых институтов очень легкий доступ к «длинным» финансовым ресурсам (для кредитования привлекаются средства пенсионных фондов и резервы коммерческих банков). При этом сроки предоставления кредитов составляют 10-15 лет под 3-5% годовых [Терновская, 2014]. В российских регионах банкам развития для их поддержки надо активизировать банковский сектор, в том числе посредством выделения коммерческим банкам кредитов на льготных
условиях для финансирования инновационных компаний, а также предоставления гарантий по инновационным кредитам.
Для эффективной работы финансовых институтов необходимо изменить подход к финансированию инновационных разработок. Так, для повышения результативности бюджетных фондов необходимо усовершенствовать действующую систему распределения грантов, сформировать прозрачные схемы финансирования инноваций, не допускать политического или административного вмешательства при распределении средств из бюджета, изменить подход к отбору инновационных проектов и оценке их результатов. Финансовые ресурсы должны выдаваться на развитие бизнеса, а не выполнение определенной работы. Результатом выполнения инновационного проекта должно быть появление нового продукта, технологии или снижение издержек, а не отчет о результатах исследования [Боткин, 2015].
Для совершенствования деятельности банковского сектора по финансированию инновационных разработок необходимо внедрить принципиально новые инструменты регулирования инновационной сферы как на федеральном, так и региональном уровне. Целесообразно перевести кредитные организации, которые финансируют инновационную деятельность на всех ее стадиях, на льготное налогообложение, кроме того, государственные и частные гарантии возврата кредитов необходимо обеспечить с помощью государственных дотаций, залога и др. Зарубежный опыт показывает, что коммерческие банки способны не только предоставить денежные средства участникам инновационной деятельности, но и объединить интересы всего спектра субъектов инновационного сектора. Главным сдерживающим фактором на сегодняшний день является отсутствие достаточных залогов, которые необходимы кредитным организациям для принятия положительных решений по финансированию.
Важной частью комплекса финансовых институтов инновационной инфраструктуры смогли бы стать институты рынка ценных бумаг, которые понизили бы высокую стоимость ресурсов для реализации инновационных проектов за счет использования инструментов и механизмов этого рынка. Так, целесообразно использовать такие способы привлечения финансовых средств: выпуск акций или облигаций; секьюритизация кредитов, выданных на реализацию инновационного проекта; секьюритизация активов предприятия. Однако сегодня они недостаточно задействованы.
Еще одним важным источником финансирования инноваций может стать участие компаний в международных проектах. Увеличить финансовые поступления из этого источника можно только созданием сети центров трансфера технологий с участием иностранных партнеров.
При совершенствовании системы финансовых институтов инновационной инфраструктуры необходимо учитывать, что важную роль играют не только организации, которые непосредственно финансируют разработки и внедрения инноваций, но и те организации, которые косвенно могут оказывать влияние на расширение возможности привлечения ресурсов в инновационную сферу.
Эффективная финансовая инфраструктура инновационной деятельности представлена на рис. 3.
Рис 3. Финансовая инфраструктура инновационной деятельности Fig. 3. Financial infrastructure innovation
Представленная финансовая инфраструктура инновационной деятельности объединяет организации, которые смогут финансировать инновационные проекты и обеспечить непрерывный
поток финансовых средств на всех этапах его реализации, проводить оценку их эффективности, а также, координировать деятельность инновационных предприятий с целью формирования целостной сбалансированной системы, обеспечивающей необходимый уровень поддержки их на всех стадиях инновационного процесса. Это поможет повысить коммерциализацию инновационных результатов.
Таким образом, кардинальное изменение качества российских инноваций до уровня мирового класса возможно только при совершенствовании финансовой инфраструктуры инновационной деятельности [Строева, 2010]. Практика зарубежных стран с высоким уровнем инновационной активности показывает. что, создавая для инвесторов благоприятные условия в части инвестирования в инновации, государство получит больше эффекта при минимальных затратах.
Предлагаемая финансовая инфраструктура должна обеспечить комплексное использование финансовых инструментов в зависимости от потребностей инновационно-активных предприятий, а также сформировать систему перераспределения рисков между всеми участниками инновационной деятельности за счет развития страхования, привлечения гарантов, как государственных, так и частных, создания центров коммерциализации технологий, которые будут отбирать оптимальные инвестиционные проекты и частично нести ответственность за их реализацию и т.п.
Если такая финансовая инфраструктура будет создана в регионах, то можно с большой долей вероятности утверждать, что отдача проявится довольно быстро, поскольку инновационный задел уже есть. Выстраивание цепочки непрерывного финансирования обеспечит оптимальное использование финансовых ресурсов, что позволит создать целостную сбалансированную систему, которая обеспечит необходимый уровень поддержки на всех стадиях инновационного процесса всех участников, а это проведет к увеличению выпуска инновационной продукции и ускорит интеграцию России в мировую интеллектуальную элиту.
1. Давыденко Е.В. 2014. Становление инновационной модели развития российской экономики как результат глобального экономического кризиса. Ученые записки Международного банковского института. (2): 55-66.
Davydenko E.V. 2014. An innovative model development of the Russian economy growth as a result of the global financial crisis. Academic notes of the International banking institute. (2):55-66.
2. Романовский М.В., Верхотурова Т.А., Вострокнутова А.И. 2011. Инновационные процессы в Российской Федерации: проблемы и тенденции развития. Монография. Санкт-Петербург, Изд-во МБИ: 84-105.
Romanovsky M.V., Verkhoturova T.A., Vostroknutova A.I. 2011. Innovative processes in the Russian Federation: problems and trends. Monograph. St. Petersburg, International banking institute Publishing house: 84-105.
3. Официальный сайт Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.miiris.ru /infrastruct /view_organizations.php? mplevel=22000&pplevel=2.
Official website The National Centre for innovative infrastructure monitoring of scientific and technological activities and regional innovative system. [Electronic resource]. - URL: http: //www.miiris.ru /infrastruct /view_organizations.php? mplevel=22000&pplevel=2.
4. Парфенова Е.Н. 2015. Развитие элементов инновационной инфраструктуры региона. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Экономика Информатика. 19 (216) вып.36/1. - С. 14-20.
Parfеnovа E.N. 2015. The development elements of the region's innovation infrastructure. Scientific statements Belgorod State University. Economy Informatics. 19 (216) vyp. 36/1. - P. 14-20.
5. Боткин И.О. 2015. Источники финансирования инновационной деятельности. Вестник удмуртского университета. Экономика и право. вып.1. - С. 19-23.
Botkin I.O. 2015. Sources of innovation funding. Bulletin of Udmurt University. Economics and Law. vyp. 1. - P.
6. Лиман И.А., Журавкова И.В. 2012. Развитие и проблемы финансирования венчурного бизнеса в совре-
менной экономике России. Вестник Тюменского государственного университета. 3. - С. 142-150.
Zimin I.A., Zhuravkova I.V. 2012. Development and problems of financing a business venture in the modern Russian economy. Bulletin of Tyumen State University. 3. - P. 142-150.
7. Строева О.А. 2010. Развитие инновационной инфраструктуры региона. ИнВестРегион. 4. - С. 48-53. Stroeva OA. 2010. Development of Innovative Infrastructure of the Region. InVestRegion. 4. - P. 48-53.
8. Терновская Е.П. 2014. Банки развития: зарубежный опыт и российская практика. Финансы и кредит. 14
(302). - C. 81-88.
Ternovskaya E.P. 2014. Development banks: foreign experience and the Russian practice. Finance and credit. 14 (302). - P. 81-88.
Заключение
Список литературы References
19-23.