УДК 658.14 Поснов Егор Владимирович
аспирант кафедры экономики и управления социальной сферой
Санкт-Петербургского государственного экономического университета [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА СЧЕТ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИЙ
Posnov Egor Vladimirovich PhD student of
the Economics and Social Management Department, St. Petersburg State University of Economics [email protected]
FORMATION OF THE RISK REDISTRIBUTION SYSTEM FOR THE INNOVATIVE ACTIVITY BY MEANS OF THE FINANCIAL INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT
Аннотация:
В статье рассматриваются способы перераспределения рисков в инновационной деятельности. Обосновывается необходимость формирования системы перераспределения инновационных рисков. Отмечается роль и место участников инновационной деятельности, государства, кредитно-финансовых институтов, страховых компаний в данной системе.
Ключевые слова:
инновации, инновационная деятельности, риск, диверсификация инновационной деятельности, трансфер рисков, страхование рисков, система перераспределения рисков, финансовая инфраструктура инноваций, финансовое посредничество.
Summary:
This article discusses tools of the risk redistribution modes in the innovative activities. The author substantiates the need for development of the innovation risk redistribution system, and considers role and place of the innovative activity participants, as well as the state, credit and financial institutions, and insurance companies in the risk redistribution system for the innovative activities.
Keywords:
innovation, innovative activity, risk, diversification of innovation, risk transfer, risk insurance, risk redistribution system, financial infrastructure of innovations, financial intermediation.
Работа, связанная с получением новых знаний и их практическим использованием, характеризуется более высоким риском и отсутствием уверенности в достижении приемлемого результата. Полностью исключить риски в работе с инновациями невозможно, так как они являются взаимосвязанными понятиями [1, с. 20]. Движущим мотивом инновационной деятельности является шанс получить прибыль. Если шанс существует, то всегда найдется инноватор, готовый им воспользоваться. Тем более что успешная реализация одного инновационного проекта может компенсировать убытки по нескольким другим проектам. Принятие решения о разработке, реализации и внедрении инноватором нововведения основывается на его оценке шанса в соотношение с возможностью принятия на себя предполагаемых убытков. Соответственно, принимаемые риски должны быть разумны, контролируемы и находиться в пределах финансовых возможностей и компетенции предпринимателя.
Риски при разработке и применении инноваций чаще всего определяются как вероятность появления потерь ресурсов и средств, используемых предприятиями в процессе создания прогрессивных материалов, технологий, новой техники, товаров, услуг, управленческих решений, которые возможно не будут востребованы потребителями [2].
Каждый инновационный проект обладает своим собственным набором рисков, который может изменяться со временем. Более того, данная опасность отличается на различных стадиях проекта и зависит от «готовности» и характера инновационного продукта [3, с. 228-229], от типа инноваций (принципиально новые процессы и продукты; базовые инновации на основе старого способа; модернизирующие старые продукты и технологии, удовлетворяющие спрос на новых рынках); от уровня новизны производимых нововведений (принципиально новые, с относительной, частичной, локальной новизной, либо имитацией новизны) и т.п.
Анализ исследований, посвященных рискам, присущим инновационной деятельности, и способам их снижения позволил нам сделать следующие выводы.
1. Самостоятельно разработкой, внедрением и реализацией могут заниматься только крупные фирмы, имеющие хорошую ресурсную базу, квалифицированные кадры и определенные позиции на рынках, или промышленные корпорации, холдинги, в структуре которых имеются научно-исследовательские центы, занимающиеся разработкой инноваций для соответствующих предприятий. Но даже они не в состоянии взять на себя все риски, особенно по разработке базисных (радикальных) нововведений, способных поднять производство на новый уровень развития, но которые практически не имеют шансов на успех. При этом, согласно статистическим данным, в промышленном производстве основная доля затрат на технологические инно-
вации осуществляется за счет собственных средств предприятий. При этом она постепенно сокращалась с 82,3 % в 2000 г. до 69,3 % в 2011 г. В то время как доля прочих источников (средств кредитно-финансовых организаций, венчурных, инвестиционных фондов и т.п.) повысилась с 5,5 % до 24,3 % соответственно [4].
2. При оценке рисков нельзя оставлять без внимания тот факт, что реализуя нововведение, предприниматель должен оценить не только его эффективность, но и безопасность, так как он несет ответственность перед обществом за возможные негативные последствия от подобного внедрения инноваций [5, с. 50-59].
Г.О. Гамидов [6, с. 25-26] выделяет следующие критерии безопасности инноваций: экономический, экологический, социальный, информационный, правовой и психологический. Отказ от внедрения инновации из-за возможного отрицательного эффекта ведет к потере прибыли, а отказ от них на последней стадии производства может привести к существенным убыткам и даже к банкротству предпринимателя. Поэтому должны быть созданы стимулы для недопущения негативного эффекта. Например, штрафы за нанесение вреда окружающей среде могут быть выше, чем расходы на внесение необходимых изменений в технологию производства с целью обеспечения его безопасности.
3. Основными рисками, которые в той или иной степени оказывают влияние на все остальные, являются информационные, финансовые и риски «человеческого фактора». В то же время именно информация, квалифицированные кадры и доступ к дешевым источникам финансирования (инвестиционным ресурсам) являются основой для эффективного управления рисками.
4. Высокие риски инновационной деятельности, на наш взгляд, могут быть снижены за счет их перераспределения, как между участниками, действующими в рамках одного инновационного проекта, так и с привлечением сторонних организаций.
Распределение (диссипация) риска между участниками инновационной деятельности может осуществляться как во времени, так и в пространстве. Распределение риска во времени можно использовать, если инновационный проект позволяет выделять последовательные, достаточно четко разграничиваемые этапы, и существует возможность предусмотреть определенные меры управления ими на каждом этапе. Распределение рисков в «пространстве» может быть достигнуто несколькими способами: диверсификацией инновационной деятельности, распределением риска между участниками предпринимательской деятельности, «дроблением» рынка сбыта и рынка поставщиков, диверсификацией источников финансирования [7].
Кроме того, часть риска может быть передана путем оформления договоров на выполнение слишком рискованных или достаточно специализированных работ в рамках инновационного проекта тем участникам, которые обладают наилучшими возможностями по управлению данным, как правило, достаточно специфическим, видом риска (наличие квалифицированных кадров, доступ к необходимым источникам информации). Это организации, которые специализируются на определенных видах деятельности: строительные работы, лизинговые операции, хранение и транспортировка грузов, сервисное обслуживание оборудования, снабжение сырьем и материалами, организация и сопровождение биржевых сделок, покупка банком у своего клиента поставщика требований к его покупателям (факторинг).
Одной из наиболее эффективных форм перераспределение рисков инновационной деятельности является страхование предпринимательских рисков, которое направлено на повышение финансовой устойчивости ее субъектов за счет минимизации потерь от негативных рыночных событий, возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности участников инновационного проекта.
При страховании инновационных рисков объектом, как правило, являются в первую очередь риски несвоевременного завершения проектно-конструкторских, строительно-монтажных работ по инновационному проекту, невыхода на запланированную производственную мощность и другие [8]. Целью страхования является возмещение, компенсация материального ущерба в случае возникновения рисков, а не снижение вероятности наступления рискового события.
Данные инструменты снижения рисков применяются отдельными предприятиями и организациями, однако возможности их полноценного использования ограничены.
В создании системы перераспределения рисков существенную роль должно играть государство. Основными направления развития государственной поддержки должны стать:
- создание равных конкурентных условий для участников рынка;
- обеспечение правовой защиты их деятельности;
- формирование кадрового потенциала за счет совершенствования системы образования на всех стадиях;
- создание благоприятных условий для работы выпускников на отечественных предприятиях;
- формирование информационной инфраструктуры.
Информационная инфраструктура, с одной стороны, позволит науке в большей степени соответствовать потребностям бизнеса, а с другой - будет стимулировать участие частного капитала во внедрении инноваций. Информационная инфраструктура должна обеспечивать доступность, достоверность и своевременность информации: о результатах интеллектуальной деятельности хозяйствующих субъектов, о возможности приобретения прав на использование результатов, полученных другими хозяйствующими субъектами; о существующих налоговых льготах и других государственных преференциях; о возможности получения кредитов на льготных условиях и т.п. При этом государство должно нести ответственность за достоверность предоставляемой информации. Кроме того, государство должно обеспечивать и защиту прав на интеллектуальную собственность.
При создании базовых условий для формирования инновационного потенциала страны может быть сформирована финансовая инфраструктура инновационной деятельности. И тогда существенную роль в
разработке и внедрении инноваций смогут и должны играть финансовые посредники. К институтам финансового посредничества относятся:
- банковские организации (коммерческие банки, инновационные банки и банки развития);
- небанковские кредитные институты (лизинговые, факторинговые организации);
- контрактные финансовые институты (страховые, пенсионные, инвестиционные фонды).
Именно они обладают наилучшими возможностями по сбору, хранению и обработке информации, и
поэтому могут не только предоставлять финансовые ресурсы, но также проводить экспертизу, осуществлять консультирование, как по вопросам управления, так и по техническим вопросам. Например, они могут порекомендовать наиболее дешевые источники привлечения ресурсов для реализации определенного проекта, в частности путем выпуска ценных бумаг предприятием. Банк может провести андеррайтинг выпуска ценных бумаг (акций, облигаций): оценить потенциальный спрос на ценные бумаги предприятия, разработать оптимальные условия выпуска, содействовать в распространении ценных бумаг, а в некоторых случаях и их выкупа. Кроме того, кредитные организации могут осуществлять консультирование и проведение сделок по слиянию и приобретению инновационных предприятий, а также по созданию дочернего предприятия на базе крупного производства. Коммерческие банки могут создать или участвовать в создании венчурного фонда и финансировать из него инновационные проекты. Оказывая лизинговые и факторинговые услуги наравне с соответствующими финансовыми организациями, банки также способствуют привлечению ресурсов на более выгодных условиях. При финансировании наиболее крупных и рискованных проектов, кредитные организации, объединившись, могут выдать синдицированный кредит или предоставить банковскую гарантию.
Заинтересованность банков в финансировании инноваций может быть повышена, в том числе и за счет снижения рисков. Банки в большей степени были бы готовы вкладывать средства в инновационные проекты, если бы часть их рисков была бы застрахована.
Сегодня на российском рынке существует высокая потребность в гибких комплексных страховых продуктах, направленных на оптимизацию финансовых рисков инновационного предприятия. Однако для создания эффективной системы страхования инновационных рисков, которая способствовала бы решению проблемы недофинансирования инновационных проектов в России, необходимо предпринять следующие меры: решить проблемы законодательного регулирования, развивать национальный перестраховочный рынок, повысить информационную открытость рынка страховых услуг, совершенствовать инструменты долгосрочного размещения страховых резервов, при повышении их надежности.
Приходится констатировать, что в Российской Федерации сегодня нет механизма, способного обеспечить эффективное распределение рисков в экономике [9, с. 3]. В результате, финансирование инноваций, как из государственных, так и из частных источников, происходит в основном на этапе их внедрения, а не на этапе разработки и проектирования. Другими словами, именно в тот период, когда финансовая поддержка наиболее необходима, так как в этот момент возможность положительного результата не очевидна, получить финансирование практически невозможно. Частные сектор не готов взять на себя риски финансирования инновационной деятельности, а финансирование из государственного бюджета не всегда эффективно.
Создание эффективной системы перераспределения инновационных рисков способствовало бы становлению инфраструктуры финансирования для поддержки инновационных мероприятий особенно на ранних этапах, что в свою очередь помогло бы решить проблему недофинансирования инновационных проектов в России и, в целом, стимулировало бы активность инновационной деятельности.
Ссылки:
1. Дыбов А.М. Возможности минимизации рисков в процессе инновационной деятельности // Вестн. Удм ун-та. Сер. Экономика и право. 2012. Вып. 1.
2. Там же. С. 20.
3. Самоволева С.А. Анализ рисков инновационных проектов // Альм. «Наука. Инновации. Образование». 2006.
4. Статистика инноваций в России (презентация). Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/(дата обращения: 24.07.2013).
5. Иванов В.А. Методологические основы инновационного развития агропромышленного комплекса // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Сер. Региональная экономика. 2008. № 2 (2).
6. Ларичева Е.А. Двойственная роль инноваций // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 3. С. 22-26.
7. Соменкова Н.С. Методы управления рисками инновационной деятельности промышленных предприятий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сек. Экономические науки. 2012. № 6 (1). С. 218-221.
8. Захарченко В.И., Мельник Ю.Н. Инструменты снижения инновационных рисков // Материалы международного экономического форума. Институт экономики и права им. Ивана Кушнина. URL: http://be5.biz/ekonomika1/r2010/00640.htm (дата обращения: 25.07.2013).
9. Марчук А.П. Формирование системы управления финансовыми рисками промышленных предприятий в современной России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009.