Научная статья на тему 'Актуальные вопросы институциональной поддержки инновационного развития региона'

Актуальные вопросы институциональной поддержки инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / INSTITUTIONAL SYSTEM / ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / PROGRAM OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шипилова Т.В.

В статье обосновывается необходимость активизации аналитической, координационной, консалтинговой и финансовых функций в области инновационной деятельности на региональном уровне. Предлагается создание современной системы взаимодействующих институтов поддержки и развития инноваций для исключения разрывов инновационного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шипилова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explains the need to enhance the analytical, coordination, consulting, and financial functions in the field of innovation at the regional level. Proposes the creation of a modern system of interacting institutions supporting the development of innovation and to avoid discontinuities of the innovation cycle.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы институциональной поддержки инновационного развития региона»

Шипилова Т.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международные экономические отношения» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Эл. почта: shipta@,mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В статье обосновывается необходимость активизации аналитической, координационной, консалтинговой и финансовых функций в области инновационной деятельности на региональном уровне. Предлагается создание современной системы взаимодействующих институтов поддержки и развития инноваций для исключения разрывов инновационного цикла.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, институциональная система, программа инновационного развития, инвестиционная привлекательность региона

Shipilova T.V.

CURRENT ISSUES OF INSTITUTIONAL SUPPORT FOR INNOVATION DEVELOPMENT REGION

Keywords: innovation, investment, institutional system, a program of innovative development, investment attractiveness of the region.

The article explains the need to enhance the analytical, coordination, consulting , and financial functions in the field of innovation at the regional level. Proposes the creation of a modern system of interacting institutions supporting the development of innovation and to avoid discontinuities of the innovation cycle .

В настоящее время процесс фундаментальной трансформации мировой экономики набирает силу. России приходится предпринимать значительные усилия, чтобы не отстать в своем развитии от темпов роста мировой экономики и занять лидирующие позиции на выгодных для нее направлениях. Для этого необходима трансформация отечественной ресурсной экономики в инновационную, поскольку «умная», наукоемкая экономика дает огромные конкурентные преимущества. Инновационный путь развития - это единственный эффективный путь развития современной экономики.

Однако в настоящее время возможности использования интеллектуального потенциала и трансформация его в другие формы капитала в России используются далеко не полностью. Анализируя структуру российского экспорта, можно отметить, что мощных производственных кластеров, конкурентоспособных на мировом рынке, в России крайне мало.

Российской экономике нужны инвестиции и программа инновационного развития. В последние годы акценты в правовом регулировании инвестиционной и инновационной деятельности все больше смещаются на уровень регионов. Это обусловлено, прежде всего, усилением роли субъектов РФ, их острой потребностью в инвестициях на развитие инновационного бизнеса, а также отсутствием стратегии привлечения частных инвестиций, в том числе и в форме государственно - частного партнерства.[1]

Во многих регионах РФ программы инновационного развития часто имеют недостаточную проработку, не имеют достаточного финансирования и не носят целостного характера. Как правило, отсутствуют мероприятия, направленные на создание долгосрочных инструментов планирования и текущего управления инновационной дея-

тельностью и отсутствует обоснованное выделение средств бюджета по основным направлениям, поддерживаемым правительством региона. Отсутствуют реальные индикаторы, оценивающие эффективность программ поддержки инновационной деятельности в регионе. Нет четкого разграничения федеральных и региональных функций в области инновационной деятельности. Во многих регионах отсутствует четкая стратегия инновационного развития, отсутствуют механизмы интеграции региональной и национальной инновационных систем поддержки и развития инноваций, поэтому разрабатываемые программы развития, как правило, не приводят к ожидаемому результату. В настоящее время некоторые важные функции как на федеральном, так и на региональном уровне выполняются не в полной мере. Особенно сильно сказывается недостаточность аналитической, координирующей и консалтинговых функции.

Вместе с тем значимость создания инновационных региональных программ повышается это связано с тем, что в глобальном мире компании имеют все больше свободы перемещать свою производственную деятельность, и регион, таким образом, становится "естественной" экономической областью. Создавая условия для развития и поддержки инновационного бизнеса, развивая специальные институты, регион становится интересным для привлечения инвестиций, в том числе и иностранных, а также позволяет удерживать компании на своей территории. Однако регионы должны стремиться к тому, чтобы не только концентрировать на своей территории финансы и наращивать производство продукции, в том числе и экспортно-ориентированной, но и аккумулировать у себя интеллектуальные права и квалифицированные кадры, что в современных условиях имеет первостепенное значение.

Таким образом, для успешного развития инновационного бизнеса в регионе нужна скоординированная региональная программа развития и поддержки инноваций, а также система взаимодействующих институтов, включающих исследовательские и консалтинговые организации, финансовые компании, организации бизнес-образования, предприятия, координирующие центры. Для исключения разрывов инновационного цикла, когда от идеи до внедрения инновация проходит через разные стадии, на всех этапах должны присутствовать соответствующие поддерживающие институты, выполняющие необходимые функции.

По мнению зарубежных экспертов по инновационным системам (БсЫе^оск 2009), вопросы взаимодействия участников инновационных процессов и развитие системы поддерживающих институтов, то есть коммуникативные и институциональные аспекты инновационного развития, являются определяющими факторами для успешного развития инноваций в регионе. [2]

Основным координирующим звеном поддержки инновационного развития на уровне региона должна быть организующая структура - Центр развития инноваций, который стал бы координировать деятельность по разработке программы инновационного развития региона, выявлять заинтересованные институты и организаций.

Данная структура должна быть способна обеспечивать комплексное информационное и коммуникативное обслуживание, устанавливать эффективные контакты всех участников инновационно - инвестиционных процессов, содействовать доверию и согласованию экономических интересов, целей и деятельности всех участников при заключении контрактов и реализации проектов.

В обязанности Центра могли бы входить: сбор информационно-

аналитических данных о технологиях и рынках, организация оценки эффективности и востребованности разработок, организация обмена мнениями всех заинтересованных участников и обеспечение синергетического успеха каждого инновационного проекта. Это мог бы быть своего рода центр стратегического развития, дающий экспертную оценку и определяющий направления развития и взаимодействия. Приоритетные проекты, прошедшие оценку и рекомендованные Центром могли бы финансироваться на паритетных началах федеральным и региональным правительством, а также заинтересованными бизнес структурами и крупными банками.

Важно отметить, что проекты, которые получили положительную оценку в регионах, необходимо согласовывать с общей программой формирования инновационного развития России. Данный проект поможет сформировать институт экспертов в области инновационного развития регионального и национального уровня. Результаты национального инновационного проекта могли бы стать основой федеральной программы по поддержке региональных инновационных программ.

В повышении инвестиционной привлекательности региона, в том числе и для зарубежных инвесторов, ускорении его инвестиционной активности важную роль играет развитая институциональная система поддержки и развития инновационного предпринимательства, в которую могут входить: школа управления, венчурная компания, агентство поддержки инноваций, бизнес - инкубаторы, высшие учебные заведения и школы бизнеса, коммуникационные группы.

Школа управления, делая упор на практические знания, должна воспитывать лидеров, рассчитывающих применять свои профессиональные знания в условиях быстрорастущих рынков. В фокусе данного института должно быть

лидерство и предпринимательство, курс на быстроразвивающиеся рынки, инновационный подход к методам обучения. Данный институт может финансироваться как на средства частных инвесторов, так и на средства государственного и регионального бюджета. Школа может проводить краткосрочные образовательные программы для руководителей высшего и среднего звена - программы в открытом формате, а также специализированные, разработанные по запросу компаний интегрированные модули. В Ростовской области такая школа могла бы быть открыта на базе РГЭУ («РИНХ»), поскольку данный университет является старейшим ведущим экономическим институтом юга России, и обладает достаточным научным и педагогическим потенциалом.

В качестве венчурной компании можно рассмотреть ОАО «Российская венчурная компания» - государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы.

Уставный капитал ОАО «Российская венчурная компания» составляет более 30 млрд. руб. Сто процентов капитала ОАО «Российская венчурная компания» принадлежит РФ в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных ОАО «Российская венчурная компания», - двенадцать, их размер - 25,5 млрд руб. Доля ОАО «Российская венчурная компания» - 15 млрд руб. Количество проинвестированных фондами ОАО «Российская венчурная компания» инновационных компаний на октябрь 2011 года достигло 80. Совокупный объем проинвестированных средств -более 8,4 мрлд. руб.

Стратегия развития и направления работы ОАО «Российская венчурная

компания» на 2014-2015 годы, наряду с инвестиционной деятельностью, предусматривает последовательную и целенаправленную работу по формированию экосистемы технологического предпринимательства. Важным элементом деятельности компании является стимулирование спроса на инновационные фирмы и продукцию инновационных компаний, а также работа по развитию профессионализма участников инновационной экосистемы. Как институт развития ОАО «Российская венчурная компания» активно содействует формированию благоприятной среды для корпоративных инноваций в РФ, развитию R&D-подразделений в крупных и средних компаниях, а также распространению знаний, опыта и навыков, способствующих широкому внедрению модели Open Innovation в качестве инструмента деятельности корпоративных R&D-подразделений. Однако на территории региона (юга России) может быть создана своя венчурная компания как с государственным, так и с частным финансированием. Венчурная компания может рассматриваться в качестве инвестора как составная часть, наряду с бюджетным финансированием и финансированием частными компаниями.

Структурным подразделением Центра развития инноваций могло бы стать Агентство поддержки инноваций. Главная цель данного подразделения -поддержка уникальных общественно значимых проектов и инициатив малого и среднего предпринимательства, содействие профессиональной мобильности и поддержке молодых профессиональных коллективов в социальной сфере как для региона, так и для страны в целом. Деятельность агентства может быть направлена на поддержку молодых талантливых предпринимателей, в том числе: путем содействия в продвижении и реализации уникальных бизнес-проектов; улучшения предпринимательского климата, выявления и преодоле-

ния имеющихся барьеров развития среднего бизнеса; распространения лучших практик поддержки предпринимательства в субъектах Российской Федерации. Также деятельность агентства должна содействовать профессиональной мобильности, в том числе путем создания систем профессиональной аттестации работников; поддержки профессиональных ассоциаций; обновления стандартов профессиональных квалификаций. И, наконец, третье направление деятельности может быть нацелено на поддержку социальных инициатив, в том числе путем продвижения проектов развития социальных учреждений; поддержки молодых профессиональных коллективов, осуществляющих свою деятельность в социальных учреждениях, в том числе путем содействия в организации стажировок; распространения лучших практик развития социальных учреждений в субъектах Российской Федерации.

Деятельность агентства должна осуществляться на основе принципов открытости и публичности, широты общения и общедоступности; гибкости применяемых форм и подходов; профессионализме и компетентности невмешательства в конкуренцию на рынке.

Еще одним институтом поддержки инновационного развития в регионе в настоящее время является бизнес-инкубатор. Функции бизнес - инкубаторов трансформируются вслед за изменением рыночной конъюнктуры. Как показывает опыт, бизнес- инкубатор может предлагать услуги по поиску идей и технологических решений с помощью открытых конкурсов. Использование коллективного разума повышает вероятность прорывного решения, значительно сокращает сроки и снижает расходы на исследования. Деятельность бизнес-инкубаторов, ориентирующихся на инновационную экономику, может предлагать услуги по реализации проектов, найденных в ходе открытых кон-

курсов. Использование услуг такого бизнес- инкубатора позволит сократить срок внедрения инноваций и ускорить процесс коммерческого внедрения продукта. Важной функцией такого института могут стать услуги по хеджированию рисков при работе с инновационными проектами с помощью венчурного капитала. Использование венчурного капитала позволяет переложить риски работы с компаниями ранних стадий на венчурного инвестора, оплачивая только готовый продукт.

В качестве высшего учебного заведения в Ростовской области, важным институтом поддержки может стать РГЭУ («РИНХ»), на базе которого открыты курсы подготовки административного резерва региона, подготовки высших руководящих кадров для экономики региона. В настоящее время данный институт является активно действующей площадкой для дискуссий, обсуждений, в том числе и инновационных проектов.

РГЭУ «РИНХ» - один из старейших институтов региона. Сегодня в университете на программах бакалаврского и магистерского уровня по направлениям: менеджмент, экономика, финансы, право учатся около 5 тысяч студентов. «РИНХ» имеет широкие и разносторонние международные связи с зарубежными университетами и школами бизнеса. Двухсторонние соглашения о сотрудничестве подписаны с университетами многих стран, в том числе Франции, Испании.

Вместе с тем важным звеном в цепи институтов поддержки развития инноваций являются коммуникационные группы, которые могли бы предоставлять широкий спектр профессиональных услуг: от разработки коммуникационной стратегии до ее реализации через СМИ, рекламные носители и специальные мероприятия. В настоящее время некоторые коммуникационные группы активно развивают новое

направление в коммуникационной деятельности - коммуникации в сфере инноваций, например, InCo, Innovation Communication. Данная группа может активно стимулировать межотраслевые диалоги и разработку методологии и инструментов, способствующих устойчивому развитию инновационного сообщества. В рамках направления коммуникаций в сфере инноваций ею была успешно реализована организация и информационное сопровождение многих важнейших мероприятий в научной и инновационной сфере.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в свете последних финансово-экономических изменений регионам нужно повышать инвестиционную привлекательность, в том числе и для зарубежных инвесторов. В этой связи важно иметь сбалансированную программу инновационного развития территории, а также развитую институциональную систему поддержки развития инновационного предпринимательства, в которую могут входить: центр развития инноваций, школа управления, венчурная компания, агентство поддержки инноваций, бизнес - инкубаторы, высшие учебные заведения и школы бизнеса, коммуникационные группы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Самыгин С.И. Организационно-экономические аспекты реализации региональной инвестиционной политики // Финансовые исследования. - Ростов-на Дону.-2012.- №1(42), -С.137

2. Khmelevsky, S. "Miscommunica-tion between participants of regionalinnovation systems in Russia" ; Book of Abstracts of the International Conference "Cooperation and Participation in Technoscience in the Socialist and Post-Socialist Space", IFZ - Inter-University Research Centre for Technology, Work and Culture, Graz, Austria, 2009г.

3. Архангельский В. Об условиях инновационной модернизации //Экономист. -2012.-№6. -С.6

4. Голиченко О.Г. Модернизация и реформирование инновационной стратегии России: проблемы и реше-ния//Вопросы экономики.-2010.-№8.-С.41

5. Гергова З.Х., Багов А.Ю., Наго-ев А.Б. Основные направления модернизации и повышения роли региональной экономической политики. //Фундаментальные исследования. -2011.- №8.

6. Млоток Е. Принципы маркетингового исследования конкуренции на рынке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/m3/inde x.htm

7. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты.- URL: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.raexpert.ru/researches/regions/i nvestclimate

8. Родионова Н. Д. Инновационное развитие как стратегический приоритет государственного участия в модернизации экономики проблемных регионов //Финансовые исследования. 2011. Т. 2. № 1-1. С. 63-69.

9. Чепик О.В., Володина С.О. Приоритетные направления инвестиционно-инновационного развития отрасли растениеводства в регионе // Финансовые исследования. 2014. № 2 (43). С. 101-107.

10. Костоглодова Е.Д. Перспективы развития программно-целевых методов бюджетного планирования в сфере культуры // Финансовые исследования. 2010. № 2 (27). С. 26-31.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Samygin SI Organizational and economic aspects of the implementation of a regional investment policy // Financial

Studies . - Rostov-on Donu. -2012.- №1 ( 42) -S.137

2. Khmelevsky, S. "Miscommunica-tion between participants of regionalinnovation systems in Russia"; Book of Abstracts of the International Conference "Cooperation and Participation in Technoscience in the Socialist and Post-Socialist Space", IFZ - Inter-University Research Centre for Technology, Work and Culture, Graz, Austria, 2009 .

3. Archangel B. Conditions for the innovative modernization //Ekonomist.-2012.-№6.-S.6

4 Golichenko OG Modernization and reform of the innovation strategy of Russia: problems and solutions // Questions ekonomiki. -2010.-№8.- C.41

5. Gergova ZH, Bugs AY , Nagoya AB The main directions of modernization and enhancement of regional economic policy. // Basic research. -2011.- №8.

6. Mlotok E. Principles of marketing research competition on the market [electronic resource] . - Mode of access : http://www.marketing.spb.ru/read/m3/inde x.htm

7. A study of the investment climate regions of Russia : Problems and re-zultaty.- URL: [electronic resource] . -Mode of access : http://www.raexpert.ru/researches/regions/i nvestclimate

8. Rodionova ND Innovative development as a strategic priority of government involvement in the economy modernization problematic regions // Financial Studies. 2011. T. 2. № 1-1. S. 63-69.

9. Chepik OV, Volodin SO Priority areas for investment and innovation development plant growing in the region

// Financial Studies. 2014. № 2 (43). S. 101-107.

10. ED Kostoglodova Prospects for the development of program-target method of budget planning in the field of culture // Financial Studies. 2010. № 2 (27). S. 26-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.