Развитие инфраструктуры инновационной деятельности за счет ее
финансовой составляющей
Development of the infrastructure of the innovative activity by their financial
constituents
Хорева Любовь Викторовна доктор экономических наук, профессор профессор кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГЭУ.
e-mail: [email protected]
Поснов Егор Владимирович аспирант кафедры экономики и управления социальной сферой СПбГЭУ e-mail: [email protected]
Аннотация:
Статья посвящена проблемам финансирования инновационной деятельности. Обосновывается неэффективность государственного финансирования инноваций. Отмечается необходимость усиления роли частных финансовых институтов в реализации инновационных проектов. Предложены меры по повышению инновационного потенциала России за счет развития финансовой составляющей инновационной инфраструктуры.
Ключевые слова:
Инновации, инфраструктура инновационной деятельности, источники финансирования инновационной деятельности, государственное финансирование, банковское кредитование, стартап-кредиты, венчурное финансирование Summary:
This article is devoted to the problems of the funding for innovation activities. The inefficiency of the public funding of innovation is substantiated. The need of the strengthening of the role of the private financial institute is marked. The measures for increase innovative potential of Russian is suggested.
Keywords:
Innovation, infrastructure of innovative activity, sources of funding for innovation activities, public funding, bank lending, start up loans, venture capital financing
Введение
Инновационная инфраструктура является фундаментом новой экономики. Она формируется не только из материальных объектов (технопарков, бизнес-инкубаторов и т. д.), но и из системы финансовой поддержки, включая венчурную индустрию, инфраструктуру сервисов и компетенций, которая специализирована на предоставлении услуг высокотехнологичным компаниям, а также из информационных систем, обеспечивающих взаимодействие и обмен данными между участниками инновационной экосистемы [1].
Источники финансирования инновационной деятельности
Успех инновационной деятельности, как и любой другой, в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. Отличительной особенностью организации финансирования инновационной деятельности является множественность источников финансирования и комплексность охвата разнообразных направлений инновационного процесса в целом и отдельных его субъектов [2]. Источники финансирования инноваций и инвесторы представлены на рисунке 1.
\ /
Собственные
средства
/ предприятия
\
Г осударственное финанирование
Частные
инвестиции
Корпоративные Физические Страховые Пенсионные
инвесторы лица компании фонды
условные 0 ► юозначения Прямые инвестиции в инновации
Косвенные инвестиции в инновации через финансовых посредников
И Финансовые посредники, напрямую инвестирующие в инновации
Инвесторы, вкладывающие средства в инновации через финансовых посредников
Источники финансирования инноваций
Рис. 1. Источники финансирования инновационой деятельности
Согласно статистическим данным (рис. 2), основными источниками инноваций являются собственные средства предприятий.
Проценты 100
80
60
40
20
0
82,3 78,7 77,3 79,6 72,3 74,0 69,1 69,6
0,1 0,1 0,01 2,7 0
■3,1 0,01 3,5 5,0 5,0 0
5,1 0,1 4,0 0,1 0,6 4,2 0,1
4,1 2,7 1,5 0,3 24,4 19,1 23,2 24,3
5,3 5,5 14,6 18,0 15,8
1,1
2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
■ Прочие средства
■ Иностранные инвестиции
■ Внебюджетные фонды
■ Средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов ~ Собственные средства организаций
Рис. 2. Структура затрат на технологические инновации в промышленном производстве по источникам финансирования[3].
На наш взгляд, высокая доля собстенных средств в финансировании инноваций свидетельствует, во-первых, о том, что большинство инноваций не являются базисными, а в основном модифицируют существующие технологии или улучшают уже обращающиеся на рынке товары и услуги; во-вторых, о том, что имеется значительный потенциал инновационного развития в стране за счет расширения источников финансирования. Развитие новейших инновационных технологий, радикально меняющих процесс производства, не возможно без доступа к финансовой поддержки различных инвесторов.
В Российской Федерации по разным источникам доля государства в структуре внешнего финаннсировании инноваций составляет 70-80 %. Однако западные эксперты считают, что слишком интенсивная и длительная государственная поддержка (в виде свободных денежных средств) не идет бизнесу на пользу, делая его «нездоровым». Практика показывает, что предприятия, имеющие постоянное государственное финансирование, часто «застревают» на
фазе разработки и развития (R&D) и это, как правило, приводит к катастрофическим последствиям - к «непреодолимой лени»[4].
Неэффективность государственного финансирования инновационной деятельности в России связана с такими причинами как непрозрачность схем финансирования инноваций, несправедливая система распределения грантов, трудность получения инвестиций на начальной стадии разработки инноваций [5], ограничения на использование (целевое назначение) [2]; опасность неконструктивного политического или административного вмешательства; недостаточность стимулов для достижения высоких результатов; ограниченные возможности привлекать и пользоваться услугами высококвалифицированных менеджеров инвестиционных проектов, в том числе и зарубежных и т.п. В результате финансируются в основном эксперименты, которые дают формальные результаты и отчёты, но в целом бессмысленны.
Повышение роли частных инвестиций как необходимое условие развития инфраструктуры инновационной деятельности
Что касается частного финансово-кредитного сектора, то, как видно из рисунка 1, он обладает широкими возможностями по финансированию инновационной деятельности. Проанализируем, каким образом они могут быть использованы в России.
Прежде всего, банковское кредитование. Существует несколько видов кредита, которые могут быть использованы на инновационную деятельность (рис 3.).
Рис. 3. Виды банковских кредитов для финансирования инноваций
1. В России коммерческое ипотечное кредитование, в отличие от жилищного ипотечного кредитования, развивается медленно, однако в последние годы оно стало постепенно набирать обороты. В значительной степени это было связано с изменениями, внесенными в законодательство в 2009 г., благодаря которым появилась возможность закладывать не только имеющуюся, но приобретаемую коммерческую недвижимость [6]. Однако существуют и ряд не решенных проблем, тормозящих его развитие:
• неопределённость прав (собственности, аренды, субаренды, доверительного управления и т.п.) в отношении имущества, являющегося предметом залога;
• существование ряда категорий кредиторов, которые, согласно законодательству, в случае банкротства предприятия имеют преимущество в отношении залогодержателя;
• возможность обесценения залогового права в результате принятия административных решений (например, о сносе или реконструкции здания);
• низкая ликвидность предмета коммерческой ипотеки, связанная с индивидуальностью ценообразования, недостатками как конструктивного
(например, ветхий фонд), так и ситуативного характера (например, неразвитость инфраструктуры).
При реализации рискованного инновационного проекта данный вид кредитования не выгоден и для самого предпринимателя, так как при неудачном исходе он лишается заложенного недвижимого имущества, а в некоторых случае и возможности осуществлять бизнес.
На наш взгляд ипотечное кредитование может стать источником финансирования инновационных проектов при наличии гарантий со стороны государства, материнских структур, венчурных фондов, а также при участии кредитной организации в инновационном проекте.
2. Стартап кредитование представляет собой получение денежных средств на условиях возвратности и платности, в некоторых случаях срочности, направленных на осуществление бизнес-идеи. Это один из самых рискованных видов кредитования, так как только незначительное число новых идей обладают потенциалом принести доход. Исследование, проведенное Шикхаром Гошем из Гарвардской Школы Бизнеса, показывает, что 75% всех стартапов терпит неудачу
[7].
Несмотря на то, что стартап-кредиты предлагают большинство российский банков (в частности, Сбербанк, ОАО АКБ «РОСБАНК», ОАО КБ «Центр-инвест», ОАО «УРАЛСИБ»), получить их достаточно сложно. Требования банков: срок существования бизнеса не менее 3 месяцев (среднее значение), наличие
положительной кредитной истории, наличие материальных ресурсов для
предоставления их в качестве залога. Все это говорит о том, что кредиты
предоставляются уже действующему предприятию для реализации новой идеи или под конкретные заказы на выпуск уже разработанной продукции, а не на открытие нового бизнеса. Шанс получить кредит увеличивается, если
предприниматель предоставляет залог и поручительство крупной и/или известной компании, под эгидой которой предприятие начинает свой бизнес. Для того, чтобы реализовать свою идею, приходится обращаться к родственникам, друзьям и другим подобным «частным инвесторам».
Одной из причин неготовности банков к финансированию первоначального «посевного» этапа развития бизнеса - отсутствие квалифицированных специалистов, способных на первоначальном этапе оценить возможность успешной реализации инновационной идей. Однако, подобные специалисты в России есть, но, как правило, они не востребованы банками. Поэтому основная причина, на наш взгляд, это нежелание банков брать на себя слишком высокие риски. Ситуация может быть изменена при создании системы перераспределения рисков (за счет развития страхования, привлечения гарантов, как государственных, так и частных; создание центров коммерциализации технологий, которые будут отбирать оптимальные инвестиционные проекты и частично нести ответственность за их реализацию и т.п.). Кроме того, на основе изучения международного опыта необходимо совершенствовать сам процесс создания бизнеса, а именно:
• Изменить подход к разработке и реализации бизнес-идеи. Очень часто традиционный подход не дает результатов. Тщательное составление бизнес-планов, основанное на долгосрочных исследованиях, линейная последовательность реализации этапов разработки инновации иногда приводит к тому, что производится продукция, не востребованная рынком. Разработка и внедрение на рынок новых продуктов и технологий должны основываться на следующих принципах: отбор и систематизация ряда гипотез, требующих доказательств, на основе которых строится схема будущего бизнеса; научный подход к менеджменту стартапов; проведение экспериментов; повторная и пошаговая разработка продукта; постоянная модификация продукта на основе организации обратной связи от клиентов. Используя этот подход, компании могут проектировать продукты и услуги, которые бы соответствовали ожиданиям и потребностям клиентов без необходимости большого объёма первичного финансирования или затратных продуктовых запусков. К сожалению, следует отметить тот факт, что банки сегодня не предоставят ресурсы для реализации
абстрактной идеи, эффективность которой не подтверждена серьезными расчетами.
• Осуществлять процесс непрерывного обучения и заимствования опыта у других компаний. Российские инноваторы, как правило, не готовы делиться своими идеями и наработками в области инноваций, из-за боязни, что кто-то украдет их идею [4].
• Интегрировать в бизнес-структуры иностранцев, проживающих и обучающихся в России. По мнению западных экспертов (в частности, советника президента фонда «Сколково» по работе со стартапами Пекки Вильякайнена) большинство инноваций должны быть ориентированы на международный рынок. По его мнению, основополагающим мотивом успеха Силиконовой долины стал фактор «разношерстности» команды [4]. Многие страны заинтересованы в инноваторских идеях зарубежных предпринимателей. Ряд стран (Великобритания, Ирландия, Новая Зеландия, Чили, Сингапур, Канада) дают возможность предпринимателям, сумевшим привлечь инвестиции от местных инвесторов, получить вид на жительство [8].
На наш взгляд, вышеперечисленное повысит процент реализуемости стартапов, что будет способствовать увеличению объемов финансирования.
3. Инновационно-инвестиционное кредитование представляет собой
разновидность долгосрочного целевого кредита, направленного на модернизацию
производства, создание нового проекта или расширение уже существующего. Оно
может осуществляться в двух формах: проектное финансирование и
инвестиционное кредитование инновационных проектов. При проектном
финансировании инноватор уплачивает банку не только процент за пользование
кредитными ресурсами, но и часть предпринимательского дохода, в случае
успешной реализации целей проекта. Это также один из наиболее рискованных
видов кредита, так как выдается на длительные сроки на проект, эффективность
которого не очевидна. Поэтому если в стране не существует системы
перераспределения рисков в виде государственной поддержки, системы
9
страхования и гарантирования, системы экспертизы инновационных проектов, то банки могут выдавать кредиты только под высокую процентную ставку на относительно короткие сроки (до 3-х лет), при наличии договора страхования, а также поручителей или гарантов, что существенно повышает стоимость финансирования.
4. Краткосрочное кредитование на текущие нужды. Существует большое многообразие краткосрочных видов кредитов, которые могут быть классифицированы по следящим признакам: методу кредитования (прямое кредитования, открытие кредитной линии, кредитование в форме овердрафта, вексельное кредитование); по виду обеспечения (залог, поручительство, банковская гарантия); по цели кредитования; по срокам кредит и т.п. Данные виды кредитов в наименьшей степени относятся к кредитованию инновационной деятельности. Однако при определенных условиях в некоторых случаях могу подержать деятельность инновационного предприятия.
5. Синдицированное кредитование используется при финансировании наиболее крупных и рискованных проектов, риск которых не приемлем для одной кредитной организации.
Кроме банковского кредитования при финансировании инновационной
деятельности широко используется венчурное финансирование, которое является
одним из наиболее эффективных инвестиционных инструментов
ориентированных в первую очередь на малый и средний бизнес с большим
потенциалом роста. Инвестиции направляются либо в акционерный капитал
акционерного общества в обмен на долю или пакет акций, или предоставляются в
виде инвестиционного кредита. На практике очень часто встречается
комбинированная форма инвестирования [9]. Особенностью прямых и венчурных
инвестиций по сравнению с другими формами инвестирования является то, что
прибыль образуется по мере роста капитализации компании. Поэтому инвестор
вкладывает средства на самых ранних стадиях инновационных проектов, что
предполагает более высокие риски, в обмен на значительную (свыше 10 %) долю
в растущей компании в целях получения высокой прибыли посредством продажи
10
этой доли, которая в результате развития компании становится дороже в стоимостном выражении [10]. Достаточно часто инвестор оказывает помощь в процессе создания, развития и управления бизнесом.
Венчурное финансирование, как правило, осуществляется не напрямую, а через специализированные венчурные фонды, которые являются посредниками между коллективными инвесторами и предпринимателями. Минимизация риска достигается благодаря жесткому отбору проектов и одновременно поддержанию такого их числа, которое позволяет извлечь огромную прибыль из нескольких ошеломляющих успехов [10].
Финансирование инновационных проектов может осуществляться за счет лизинговых и факторинговых операции. Лизинг открывает инновационным предприятиям доступ к передовой технике в условиях ее быстрого морального старения, и не требует при этом крупных единовременных затрат. Предприниматель также получает возможность снизить налоговые отчисления и использовать ускоренную амортизацию. В Российской Федерации в рамках мероприятий по развитию лизинга для малых и средних предприятий федеральный бюджет субсидирует часть затрат, связанных с уплатой процентов по лизинговым договорам и уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования [11]. Следует отметить, что в свою очередь инновационное развитие инициирует и развития лизинга.
Факториговые операции позволяют постоянно пополнять оборотные денежные средства, с целью ликвидации задолженности перед основными контрагентами компании и перед сотрудниками, в независимости от сроков договоров. А иногда на банк или на факторинговую компанию можно перенести риск или часть риска неисполнения обязательства покупателя (фактроинг без регресса, non recourse factoring).
Как уже было сказано выше, роль финансовых посредников заключается не только в предоставлении финансовых средств для реализации инновационных проектов, но и в оказании консультационных услуг, необходимых особенно для молодых инноваторов:
• рекомендации по выбору наиболее дешевых источников привлечения ресурсов для реализации определенного проекта (кредитование, получение финансирования из венчурного фонда, выпуск ценных бумаг предприятием);
• консультирование и проведение сделок по слиянию и приобретению инновационных предприятий и организаций, или по созданию дочернего предприятия на базе крупного производства;
• консультации по выпуску и размещению ценных бумаг предприятием. Финансовые посредники, в частности банки, часто выступают в качестве
андеррайтера выпуска ценных бумаг инновационного предприятия. Особенно это актуально для компаний инноваторов, которые впервые расширяют свою деятельность за счет выпуска акций или впервые обратились к облигациям как новому способу привлечения капитала вместо традиционного банковского кредита. Андеррайтер оценивает потенциальный спрос на ценные бумаги предприятия, разрабатывает оптимальные условия выпуска, содействует в распространении ценных бумаг, а в некоторых случаях, принимает на себя риск неразмещения ценных бумаг (берет на себя твердые обязательства по выкупу всего или части выпуска по фиксированным ценам). Для привлечения ресурсов с финансового рынка для реализации крупных инновационных проектов образуется синдикат андеррайтеров (эмиссионный синдикат), что дает для эмитента неоспоримые преимущества: гарантируется быстрое размещение
выпуска, снижается стоимость заимствований и инвестиций, сокращаются затраты эмитентов по обслуживанию выпуска.
Как правило, в роли финансовых посредников или инвесторов выступают юридические лица. Однако во многих странах существенную роль в финансировании инновационной деятельности играют физические лица -состоятельные люди, инвестирующие собственные средства в частные компании, обладающие значительным потенциалом роста, на начальных стадиях развития и часто без предоставления какого-либо залога. Они получили название бизнес-ангелы, так как без их помощи многие инновационные идей так и не получили бы развития.
Согласно западным исследованиям большинство бизнес-ангелов являются успешными предпринимателями, имеющими значительный опыт развития собственного бизнеса, их средний возраст составляет 45-65 лет; 99 % из них -мужчины, каждый пятый - миллионер. Размер инвестиций бизнес-ангелов находится в пределах от 20 тыс. до нескольких миллионов долларов и обычно составляет 5-20 % имеющихся у них средств [12]. Риск подобных инвестиций достаточно высок, как видно из рисунка 4 [13].
■ полная неудача, потеря денег
34
■ частичные потери или выход на «точку безубыточности»
■ невысокая доходность
■ удовлетворительная доходность в размере 25-49 % годовых
■ высокая доходность в размере 50 %
13 годовых и выше
Рис. 4. Результаты инвестиции бизнес-ангелов в инновационные проекты
Существует ряд причин, побуждающих бизнес-ангелов финансировать рискованные проекты: возможность получения значительной финансовой
выгоды; удовольствие, испытываемое от участия в управлении выращиваемой компанией и помощь начинающим предпринимателям.
Как показывают многочисленные исследования, частные кредитные институты обладают существенным арсеналом инструментов для финансирования инновационных проектов. Однако их доля в финансировании инновационных проектов незначительна, по различным оценкам она составляет 20-30%.
Основные направления повышения инновационного потенциала Российской Федерации
Российская Федерация обладает высоким научным и интеллектуальным
потенциалом. Это неоднократно отмечалось многими специалистами, в том числе
зарубежными. Во многих научных институтах и проектно-конструкторских
организациях российских регионов есть большой задел инновационных
13
предложений. Их результаты опубликованы, на многие получены патенты и авторские свидетельства, но применения пока не найдено. В то же время есть инвесторы, готовые вкладывать средства в инновационное развите предприятий, региона, страны. Однако они не имеют возможности оценить риск того или иного инновационного проекта. Есть и специалисты, способные оценить не только эффективность инновацонных проектов, но и возможные эффекты от них, как положительные, так и отрицательные. Но в стране действует система всеобщего недоверия, основанная на правовой незащищенности участников рынка инноваций. В результате молодые специалисты уезжают на Запад, а технологии, разработанные в стране внедряются за рубежом.
Для того, чтобы система финансирования инновационной деятельности работала эффективно должны развиваться все ее взаимосвязанные элементы, находящиеся в иерархической соподчиненности. А именно: источники
поступления финансовых средств для осуществления инновационной деятельности (процесс финансирования); механизм аккумуляции средств, поступающих из различных источников, и вложения мобилизованного капитала; механизм контроля за инвестициями; механизм возвратности авансированных в инновационные процессы средств. Необходимо разработать механизмы, обеспечивающие взаимосвязь между этими элементами и снижающие риски участников инновационной деятельсность.
Мировой опыт показывает, что, создавая частным инвесторам благоприятные
условия для инвестирования в инновации, государство достигнет лучшего
эффекта при минимальных затратах. Государственная поддержка должна быть
направлена, прежде всего, на обеспечение правовой защиты деятельности
участников рынка; формирование кадрового потенциала за счет
совершенствования системы образования на всех стадиях; создание
благоприятных условий для работы выпускников на отечественных
предприятиях; формирование инновационной инфраструктуры. Важнейший
механизм государственной инновационно-инвестиционной политики должно
стать государственно-частное партнерство (ГЧП). Практика реализации
14
различных форм ГЧП, как за рубежом, так и в России, показала, что данный механизм позволяет привлечь частные средства для реализации приоритетных проектов, повысить эффективность управления производственной инфраструктурой, что является стимулом для развития инноваций. Для бизнеса участие в ГЧП означает получение финансовых и социальных выгод, а для государства - распределение финансовой нагрузки [14].
Развитие финансового рынка как неотъемлемого элемента инфраструктуры инновационной деятельности повысит возможности российских предприятий, организованных в форме открытых или закрытых акционерных обществ, при нехватке собственных средств для инновационной деятельности, даст возможность прибегнуть к дополнительной эмиссии ценных бумаг, позволяющей аккумулировать финансовые ресурсы за счет средств неограниченного числа инвесторов (как юридических, так и физических лиц). Сегодня очень немногие отечественные предприятия, нуждающиеся в долгосрочном финансировании инновационных проектов, в состоянии обеспечить приемлемый для инвесторов уровень доходности, ликвидности и надежности своих акций. Снижению риска по «инновационным» облигациям способствовала бы отлаженная система предоставления государственных гарантий, как по проектам, имеющим народнохозяйственное значения, так и по небольшим проектам мелких предпринимателей, производящих востребованные продукты и услуги и создающие новые рабочие места. Помимо корпоративных облигаций, на фондовом рынке России должны получить распространение деривативы -опционы и варанты, на которые продаются права на приобретение корпоративных ценных бумаг, что также будет способствовать привлечению в инновационную деятельность необходимых финансовых средств.
Заключение
Отсутствие эффективной системы финансирования инновационной деятельности в России приводит к тому, что в основном внедряются инновации не существенные, не изменяющие радикально процесс производства. В то же время
анализ показал, что в стране имеется значительный потенциал инновационного развития, который может быть реализован за счет совершенствования финансовых инструментов и схем финансирования инноваций. Однако, он так и останется потенциалом, если отношение к инновационной деятельности не изменится. Переход России на инновационное развитие может быть осуществлен только при создании стимулов для финансирования инноваций.
Библиографический список
1. Открытый экспертно-аналитический Отчет о ходе реализации стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Выпуск 1 (2013) ЦКЬ: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/Report_2_RU.pdf / (дата обращения: 31.07.2013).
2. Финансовые источники активизации инновационной деятельности / Н. Е. Бондаренко // Г осударственный капитализм в современной экономике : материалы интернет-конф., 11 апреля - 16 мая 2011 г. / Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова; Редкол.: О.А.Гритттина. (пред.), В.А.Галанов, Р.И.Хасбулатов и др. - М.
: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2011. - С. 177-183.
3. Статистика инноваций в России (презентация). Официальный сайт
Федеральной службы государственной статистики. иКЬ:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_inno vations/science/(дата обращения: 24.07.2013).
4. "Сколково": Российским стартапам нужно учиться открытости
"РосБизнесКонсалтинг" 27 мая 2013 и^:
http://top.rbc.ru/economics/27/05/2013/859371.shtml/ (дата обращения: 29.07.2013).
5. Батин М. Почему государственное финансирование исследований
неэффективно? / М. Батин // и^: http://m-batin.livejournal.com/158487.html (дата обращения: 30.07.2013).
6. Ст. 69.1 Федеральный закон N 102-ФЗ от 16.07.1998 "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 166-ФЗ).
7. Стив Бленд. Почему бережливый стандарт все изменил? (Steve Bland. Why the lean start-up changes everything). // URL: http://habrahabr.ru/post/186590/ (дата обращения: 27.07.2013).
8. Другие берега: 5 стран с наиболее доступными стартап-визами. // Hopes and fears. Ежедневный журнал о новом поколении предпринимателей. URL: http://www.hopesandfears.com/hopesandfears/ideas/cloud/119187-5-stran-so-startap-vizoy (дата обращения: 28.07.2013).
9. Е.С. Кузнецова. Стратегия привлечения инвестиционных ресурсов в
промышленный комплекс Мурманской области в рамках инновационно-активной промышленной политики // Вестник МГТУ, том 11, №2, 2008 г. стр. 313-318.
10. Бондаренко В.В. Проблемы и перспективы венчурного инвестирования в РФ / URL: http://ekonomic.narod.ru/nbene/econom/feconom24.htm (дата обращения: 30.07.2013).
11. Письмо Минэкономразвития РФ от 22.12.2011 N ОГ-Д05-2585.
12. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. Инновационный менеджмент
и государственная инновационная политика. Издательство "Академия
Естествознания", 2011.
13. Арнаутова А.А. Источники финансирования инноваций // Материалы IV
Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2012 г. URL:
http://www.rae.ru/forum2012/238/1698 (дата обращения: 29.07.2013).
14. Эпоха возрождения. Роль государственно-частного партнерства в инновационной деятельности реального сектора экономики на примере судостроительной отрасли // «Российское предпринимательство» № 12 Вып. 2 (174) за 2010 год, стр. 95-101.