Инновационный потенциал
Удк 001.895
модели и механизмы финансирования инновационной деятельности с участием банков на примере фармкластера в северо-кавказском федеральном округе
В. П. АКИНИНА, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры финансов Е-mail: akininа_vp@mail. ru
Р. Г. АБАСОВ, аспирант кафедры финансов Е-mail: abasov-job@mail. ru Северо-Кавказский федеральный университет
пени определяется его хозяйственной структурой и направленностью. Причем центральное положение занимают структурообразующие предприятия:
- они создают доходную часть регионального бюджета;
- приносят региону значительную долю валютных поступлений;
- генерируют дополнительные рабочие места;
- непосредственно обусловливают социальную стабильность.
Для правильного построения и развития инновационной составляющей экономики прежде всего необходимо определить текущее положение, а также перспективные направления развития промышленных предприятий, характеризующиеся следующими показателями:
- фонд заработной платы;
- динамика выпуска продукции;
- численность занятых на предприятии;
- финансовая устойчивость предприятия;
- платежеспособность;
- возможность привлечения прямых иностранных инвестиций.
В статье на основании анализа зарубежного и отечественного опыта региональной статистики уточнены и доведены до структурно-логических моделей механизмы взаимодействия банков и предприятий фармкластера в рамках венчурного финансирования. Скорректированы основные направления региональной кластерной политики.
Ключевые слова: инновация, инновационный проект, венчурное финансирование, фармацевтический кластер, банки, инновационная активность.
Целью государственной политики в области инновационного развития является модернизация российской экономики на основе высокотехнологичного производства. Это дает возможность построения новой экономики:
- основанной на знаниях;
- способной обеспечить устойчивую динамику экономического роста в стране за счет расширения выпуска конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках наукоемкой продукции.
Формирование и развитие инновационной составляющей экономики региона в значительной сте-
Анализ данных показателей поможет выявить конкурентные и эффективные предприятия, на которые стоит делать ставку в регионе.
Помимо перечисленных мер в приоритетных для конкретного края, области, района сферах необходимо строительство заводов-модулей, играющих роль «локомотивов». Они могут посредством различных финансовых схем передаваться и выкупаться через займы и кредиты банков и специализированных фондов. Развитию инновационной составляющей способствуют технологические парки и кластеры.
Создание благоприятных условий для научно-производственной интеграции позволит объединить научно-исследовательские институты и промышленность, тем самым стимулируя более эффективное развитие научной сферы. Отсюда вытекает целесообразность ориентации науки с помощью региональных властей на решение прикладных задач, в том числе - кластеризации экономики региона.
В настоящее время на стыке четырех взаимодополняющих стратегий (Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, Стратегия развития медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года) на территории Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) идет реализация проекта по формированию фармацевтического кластера.
Северный Кавказ является перспективным не только из-за своих климатических особенностей и уникального разнообразия лечебных трав и минеральных вод, которые являются базой для производства многих лекарственных препаратов, но и с точки зрения прикладного характера инновационного производства, проявляющегося в применении новейших разработок в медицинских учреждениях и здравницах региона.
Наиболее благоприятные условия для осуществления намеченных планов сформированы на территории Ставропольского края. Создание здесь фармпроизводства на основе синергетической модели взаимодействия сонаправленных организаций и научных центров позволит создать платформу, на основе которой будут объединены имеющиеся в крае образовательный и научный потенциалы в
этой сфере. В результате усилятся конкурентные преимущества каждой из составляющих фармклас-тера. Цель создания регионального фармкластера -налаживание производства новых лекарственных препаратов и оригинальных лекарственных форм уже известных препаратов с особыми фармакологическими свойствами, а также импортозамещение наиболее востребованных лекарственных средств.
В настоящее время в крае достигнут высокий уровень концентрации фармпроизводств. Здесь действуют ОАО НПК «Эском», ЗАО «Биоком», ФГУП «НПО Микроген», ЗАО «СТ-МЕДИФАРМ», ОАО НПО «Пульс+» и ФГУП «Ставропольская биофабрика». В медицинских научных кругах России и всего мира известен также ФГУЗ «Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт» -монополист по целому ряду позиций медицинских препаратов государственной важности.
Подготовку квалифицированных кадров для этих производств обеспечивают Ставропольская государственная медицинская академия, Пятигорская государственная фармацевтическая академия, Институт живых систем СКФУ, Ставропольский государственный аграрный университет.
Импортозамещение является одной из главных задач Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.
Пока российский фармацевтический рынок является, мягко говоря, догоняющим. Доля импортных лекарственных средств составляет подавляющую его часть. Объемы реализации зарубежных препаратов растут более высокими темпами и занимают на рынке большую часть, нежели отечественные.
Успешная реализация проекта кластеризации фармацевтической промышленности на территории СКФО путем строительства и запуска индустриального парка «Фармацевтика» позволит внести весомый вклад в достижение целей импортозамещения. Помимо прочего улучшатся позиции Северо-Кавказского федерального округа как отечественного фар-мпроизводителя. Сейчас доля СКФО в производстве лекарственных средств на территории РФ крайне низка (регион занимает последнее место среди федеральных округов) и не превышает 4 %. Это является недопустимым, учитывая его инвестиционно-инновационный потенциал в этой области (рис. 1).
Первоочередными задачами региональных органов власти в развитии инновационной компоненты экономики являются:
7 4%
рис. 1. Рейтинг влиятельности субъектов российского
фармацевтического рынка: 1 - Центральный федеральный округ; 2 - Приволжский федеральный округ; 3 - Северо-Западный федеральный округ; 4 - Сибирский федеральный округ; 5 - Уральский федеральный округ; 6 - Южный федеральный округ;
7 - Дальневосточный федеральный округ;
8 - Северо-Кавказский федеральный округ
- устранение барьеров для осуществления инвестиционно-инновационной деятельности;
- централизованная подготовка кадров для инновационного производства;
- концентрация производства и связанных с ним организаций на одном географическом пространстве.
Зарубежный опыт кластеризации экономики предполагает, с одной стороны, стимулирование развития кластерных инициатив, с другой - создание благоприятной среды для развития уже существующих кластеров (рис. 2).
Главной целью кластерных инициатив считается создание сети взаимодействия между учеными, студентами, предпринимателями и государственными служащими. Это необходимо для того, чтобы как можно быстрее в практику внедрялись любые нововведения - управленческие научные и чтобы при принятии решений органами государственной власти были в максимальной степени учтены мнения представителей всех участников кластерной инициативы.
Для обеспечения текущего функционирования обычно создается исполнительный комитет во главе с менеджером (cluster facilitator), который отвечает за выполнение задач и достижение целей данной кластерной инициативы [4].
При этом может быть выбрана та или иная политика развития инновационного производства. К примеру, формирование инновационного кластера, когда органы власти делают акцент на создание условий для инновационного производства, либо стратегия стимулирования спроса инновационной продукции, заключающаяся в размещении государственного заказа и обеспечении трансферта технологий. И в том, и в другом случае для выбора инструментов развития инновационного кластера следует четко определить проблемные зоны. Если существует проблема с недостаточной критической массой участников кластера, то инструментами поддержки способны стать:
- поддержка стартапов;
- развитие инкубаторов;
- привлечение новых фирм.
Если участники потенциального кластера сталкиваются с недостатком информации, то в данном случае целесообразно:
- создавать информационные порталы для участников;
- организовывать выпуск различных информационных материалов;
- проводить аудит и картографирование компетенций.
Таким образом, смысл инновационного кластера нельзя сводить к простой сумме отдельных частей: ему присущ синергетический эффект. В процессе развития инновационного кластера все виды ресурсов начинают притекать к нему из изолированных сфер, которые не могут использовать их столь же продуктивно [2].
Таким образом, в числе основных направлений региональной кластерной политики СКФО можно выделить следующие:
1) определение финансовых возможностей по софинансированию с бизнесом индустриального парка «Фармацевтика»;
2) определение структуры кластера;
3) софинансирование аналитических исследований перспектив развития кластера на внешнем рынке и оценка влияния кластера на социально-экономическое развитие региона;
4) содействие в реализации программы инновационного развития территории, способствование
8
5
1
4
Рис. 2. Цели осуществления кластерных инициатив за рубежом
формированию институциональной среды для развития кластера;
5) принятие мер по стимулированию развития информационно-коммуникационной инфраструктуры региона;
6) содействие выходу предприятий на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, реализация образовательной программы, согласованной с основными представителями кластера, обеспечение возможности коммуникаций и коопераций предприятий и образовательных учреждений;
7) формирование благоприятной среды для эффективного развития кластера, разработка стратегии его совершенствования, обеспечивающей устранение негативных факторов.
Наличие инновационного кластера в СевероКавказском федеральном округе является условием, при котором возможно эффективное развитие соци-
ально-экономической системы. Однако инновационный кластер не является сам по себе признаком роста инновационной экономики. Его необходимо использовать и культивировать. Поэтому важно найти формы воздействия на него.
Одной из важнейших составляющих роста инновационной активности и высокотехнологичного производства наряду с такими показателями, как политическая ситуация в регионе и стране в целом, отсутствие законодательных барьеров и т. д., является финансирование инновационной деятельности. В качестве источников финансирования существенное значение для объектов инновационных процессов, в частности кластеров, играют как прямые, так и косвенные меры материальной поддержки (рис. 3).
В настоящее время большое внимание уделяется реализации инновационных проектов посредством венчурного финансирования. В современном мире использование рискового или венчурного
Финансирование инноваций
Прямые источники финансирования
(прямое бюджетирование):
- специальные, страховые, небюджетные фонды;
- бюджетные средства;
- кредиты;
- гранты;
- инновационные инвестиции;
- частные инвестиции («бизнес-ангелы»);
- финансовые ресурсы бизнеса и т.д.
V
Косвенные источники финансирования
(создание благоприятных условии для инновационной деятельности):
- кредитные и налоговые льготы;
- налоговые кредиты;
- таможенные льготы;
- амортизационные льготы;
- лизинг, франчайзинг, гарантии; и т.д.
Управление источниками финансирования инновационного процесса:
- федеральные (госбюджет, кредиты, фонды: внебюджетные, специальные);
- видовые (внебюджетные фонды, привлеченные средства,
бюджетные и банковские кредиты, финансовые ресурсы от международного сотрудничества);
- региональные (региональный бюджет, региональные внебюджетные фонды);
- институциональные (собственные средства, бюджетные средства, внебюджетные фонды, кредиты)
рис. 3. Финансирование инновационного процесса в кластерах
капитала становится одним из важнейших факторов экономического роста. Венчурный капитал оказал огромное влияние на развитие следующих отраслей промышленности:
- полупроводниковая электроника;
- вычислительная техника;
- информационные технологии;
- биотехнология.
Наличие венчурного капитала является определяющим фактором для запуска компаний, особенно б
5 4
3 2 1 О
» 1.3
2008
2009
•"Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, процентов
-Объем инновационных товаров, работ, услуг, в процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг
рис. 4. Соотношение затрат и производства инновационных товаров, работ, услуг
в 2008-2010 гг., %
на ранних этапах их деятельности.
Текущее положение в отечественной экономике относительно затрат на инновации выглядит весьма скудным по сравнению с передовыми странами. Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг на протяжении последних нескольких лет не превышает 1,9 %, что влечет за собой столь же низкие объемы производства инновационных товаров, работ, услуг - 5,9 %о (рис. 4).
Данная ситуация объясняется следующими причинами:
- уровень государственных вливаний в инновационную сферу недостаточен;
- собственный капитал инновационных предприятий слабо сформирован;
- потенциальные инвесторы, в том числе банки, не имеют достаточных гарантий для финансирования высокорисковых проектов.
В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для США, Канады и большинства стран Западной Европы характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов на НИОКР между частным капиталом и государством.
При этом принципы организации финансирова-
1.9
2010
ния должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.
В Северо-Кавказском федеральном округе (как и в России в целом) рост венчурного инвестирования является важнейшим фактором для развития высокотехнологичных отраслей. Привлечение в российскую экономику венчурных инвестиций будет способствовать созданию конкурентоспособной технологической базы страны, формирующей перспективу общего роста экономики РФ.
В развитых странах значительное место в качестве источников венчурного капитала занимают банки, которые активно осуществляют инвестиции в высокорисковые проекты. По мнению авторов, применение данной практики отечественными банками позволило бы им повысить свою прибыльность как за счет участия в высокодоходных проектах, так и в связи с переходом от консервативной продуктовой линейки к оказанию инновационных услуг. Это в свою очередь как нельзя лучше отразится на показателях конкурентоспособности в условиях вхождения России в ВТО.
Наглядным примером участия банковских институтов в венчурном финансировании является Канада. В 2001 г. политическая система данной страны сделала акцент на стимулирование создания фондов частного венчурного капитала, а также поддержку институциональных инвесторов.
Свидетельством тому служит Канадский банк развития бизнеса (Business Development Bank of Canada, BDC), который управляет своим подразделением венчурного капитала (BDC Venture Capital), начиная с 1975 г. Он производит инвестиции в пределах от 500 тыс. до 5 млн долл. по всем стадиям развития предприятий - как для частных, так и для зарегистрированных на биржах компаний. BDC принимает участие в заседаниях совета директоров фирмы и обеспечивает поддержку в управлении. Банк поддержал уже более 400 компаний [8]. Имеется еще несколько региональных фондов венчурного капитала, поддерживаемых правительствами провинций. Их главными целями являются:
- ускорение технологического развития;
- повышение конкурентоспособности компаний;
- вклад в создание рабочих мест;
- экономический рост.
Эти фонды финансируют компании-стартапы (в основном из технологического сектора) с первым
раундом финансирования в пределах от 250 тыс. до 2,5 млн долл. Помимо консультаций и мониторинга фонды могут обеспечить очень важный кредитный рычаг с помощью банков и других кредитных учреждений.
В 1995 г. фокус внимания BDC переместился на обслуживание финансовых нужд малых предприятий путем предоставления заемных средств для финансирования частного сектора. Инициатива Канадского банка развития бизнеса была направлена на организацию фондов посевного капитала совместно с частными партнерами для финансирования стадии развития молодых компаний, использующих новые технологии, по всей Канаде. К 2001 г. было создано четыре фонда посевного капитала с суммарным капиталом 112,5 млн долл. На новом витке этой инициативы BDC планировалось инвестировать 100 млн долл. в пять новых независимых венчурных фондов посевного капитала и коммерциализации технологий по всей Канаде.
Банк также предлагает ссуды венчурного капитала - гибридный инструмент финансирования, включающий в себя элементы долгового и венчурного финансирования. В отличие от традиционного банковского кредитования венчурный долг доступен для стартапов и компаний на стадии роста, когда они еще не обладают положительными денежными потоками или существенными активами, которые можно использовать в качестве залога. Поставщики венчурных кредитов комбинируют свои ссуды с варрантами или правами на покупку акций, чтобы скомпенсировать принимаемый на себя риск.
Таким образом, венчурный кредит является «гибридной» формой финансирования, соединяющей в себе признаки долга и акционерного капитала. Эти инструменты созданы специально для фирм, у которых мало или совсем нет активов для обеспечения долга и которые не хотят «размывать» свою структуру собственности. Выплата займа базируется на комбинации выплаты процентов и доли денежного потока компании [7].
При рассмотрении специфики еще одной наиболее быстро развивающейся страны - Японии можно заметить, что здесь более значительную роль в инвестировании играют банки. Венчурный капитал обеспечивает в основном поздние стадии финансирования низкотехнологических сфер промышленности. Более того, большинство венчурных компаний в Японии присоединены к банкам и другим финансовым институтам, которые с максималь-
ной степенью вероятности всегда будут оставаться акционерами венчурных предприятий. Даже после того, как венчурная компания начнет котироваться на фондовой бирже. Объяснением является тот факт, что, когда пакет акций компании, принадлежащий фирме - венчурному инвестору, выставляется на публичные торги, его реальная стоимость возрастает в среднем в 7 раз по сравнению с первоначальной оценкой инвестиций. 90 % японских фирм с венчурным капиталом, существующие более 10 лет, являются прибыльными [5].
Положительный эффект от участия банков в инновационных проектах демонстрирует китайская модель финансирования. Власти КНР поддерживают малые и средние инновационные компании не только в рамках инновационных госпрограмм. Банки с государственным участием (в том числе Промышленно-торговый банк Китая, Шанхайский банк развития «Пудун» и Банк развития Китая) предоставляют инноваторам кредиты и займы под льготные проценты. Помимо прямой финансовой поддержки технологических компаний эффективным рычагом стимулирования роста оказывается также предоставление гарантий и обеспечение обязательств по выданным кредитам. Согласно данным Национальной комиссии по развитию и реформированию, уже к середине 2003 г. количество финансовых институтов, предоставляющих гарантии по кредитам для малых и средних предприятий, достигло в Китае 966, а их совокупный капитал превысил 28,65 млрд юаней. Эти институты обеспечили финансовые гарантии более чем по 100 тыс. выданных кредитов на общую сумму 117,9 млрд юаней. Но главное то, что ежегодно количество организаций, оказывающих подобную поддержку (поручительства и гарантии по кредитам) малым и средним инновационным компаниям КНР, возрастает в среднем на 25 % [3].
В ходе исследования были изучены иностранные схемы финансирования инноваций с участием банков, а также проанализированы механизмы финансирования, существующие в России. По итогам сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что в отечественных моделях роль банков недооценена и недостаточно выявлена.
В приведенной авторами схеме венчурного инвестирования с участием банка рассматриваются два варианта.
Первый вариант предполагает создание внутреннего банковского венчурного фонда как струк-
турного подразделения банка или как аффилированной (дочерней) структуры. При таком развитии событий инвестиции осуществляются в интересах головной организации. Как итог - банк остается совладельцем венчурной фирмы.
Во втором случае предусмотрено участие в независимом (внешнем) венчурном фонде, созданном в форме командитного общества, в качестве партнера с ограниченной ответственностью. Здесь банк принимает решение об участии в стороннем венчурном фонде, который в свою очередь финансирует венчурную фирму. Результатом проекта является выход из внешнего венчурного фонда и изъятие банком своего вклада (рис. 5).
Данная схема представляет собой упрощенную модель сложной системы, в которой в свою очередь можно выделить две подсистемы:
1) непосредственное участие банков в инвестировании инновационной деятельности своими средствами, т. е. вложение ресурсов кредитных организаций в инновационные проекты;
2) содействие банков инновационному процессу, предполагающее участие в активизации инновационной деятельности иными методами.
Первая подсистема представлена различными видами активных операций:
- кредитованием;
- финансовым лизингом;
- приобретением банками ценных бумаг пред-приятий-инноваторов и т. д.
Вторая включает:
- банковское обслуживание инновационно активных субъектов (расчетные, кассовые, валютные и другие операции);
- размещение клиентами-инноваторами временно свободных денежных средств в банках (пассивные банковские операции);
- внедрение самими банками инновационных продуктов и процессов в своей деятельности.
Благодаря такому тесному сотрудничеству достигается максимальный результат как в области оперативности проведения различных операций, так и в части снижения рисков для самих банков за счет более глубокого внедрения во внутриэкономи-ческие и внутрихозяйственные операции финансируемого инновационного кластера.
В приведенной схеме помимо банка, государства и промышленности выделена роль вузов. Объясняется это тем, что на современном этапе становления и развития инновационной системы их значение
Внутренний банковский венчурный фонд (аффилированная структура)
Ставропольский краевой венчурный фонд
Инвестирование в интересах банка
Выдача инвестиционного кредита под долговые расписки с правом конверсии задолженности в акции
Возврат инвестиционного кредита с процентами
Финансирование научно-исследовательской, производственной и коммерческой деятельности индустриального парка «Фармацевтика»
акционерном капитале венчурной фирмы
Банк остается совладельцем венчурной фирмы, получая дивиденды из прибыли
" ™ - *
' Государство %
ч ✓
[ «Фармацевтика» ^Ч
^ Промыш- Ч\ ^ Университет
1 ленность '
Выход банка из независимого внешнего венчурного фонда, изъятие своего
вклада или передача его третьему лицу \ ......................
Окончание периода венчурного финансирования, реализация, получение дохода
Продажа венчурной фирмы через первичную публичную эмиссию акций
Прямое участие
.-« —
Косвенное участие
рис. 5. Структурно-логическая модель участия банка в венчурном фонде при финансировании инновационного кластера
существенно возрастает. Данная тенденция ведет к появлению новых задач и целей их функционирования, что в свою очередь вносит изменения в образовательный процесс. Вузы представляют собой исследовательский блок, который должен быть нацелен на решение следующих основных задач:
- создание и реализация целостной системы подготовки кадров в области образования и научно-технического предпринимательства, сочетающей накопленный организационный опыт и методический потенциал вузов в инновационной сфере и потребности в новых формах образования, которые диктуются требованиями современного рынка труда (дистанционное обучение, учебно-имитационная среда, кейс-технологии и т. д.);
- создание системы переподготовки преподавателей для регионов;
- создание единого банка учебно-методического обеспечения с использованием имеющихся в высшей школе и РАН компьютерных сетей;
- создание системы регионального и видового мониторинга и прогнозирования потребностей в под-
готовке кадров для реализации инноваций в образовании и научно-техническом предпринимательстве;
- разработка и внедрение новых технологий обучения при переподготовке кадров (особенно на базе форм дистанционного обучения);
- развитие связей с зарубежными инновационными и образовательными структурами, а также с ассоциациями и консорциумами, обеспечивающими послевузовское дистанционное обучение, для получения международных грантов, а также вхождения в международные образовательные проекты;
- консалтинговая поддержка программ кадрового обеспечения инновационной деятельности в области образования и научно-технического предпринимательства [1].
В целом же процессы, происходящие в кластере под воздействием финансирования со стороны банковского сектора, можно представить как кругооборот технологического влияния со стороны промышленности и бизнеса, трансферт технологий от исследовательского блока, которые могут протекать только при благоприятных условиях, создаваемых
БАНК
Финансирование
Государственная поддержка
Федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные лаборатории, университеты
Инновационный бизнес
(промышленность)
Трансферт технологий
Государственная поддержка
ла, как, например пенсионные фонды и страховые компании также довольно ограничены в силу несовершенства российского законодательства [6].
Реализация кластерной политики наиболее актуальна именно на региональном уровне вследствие тесного контакта между участниками кластера. Только расположение в одном регионе или федеральном округе позволяет быстро обсудить общую задачу, оперативно решить проблему, а также определить то направление деятельности, которое является для данной территории наиболее конкурентоспособным.
Рис. 6. Модель внутрикластерных процессов
государством путем как финансовой, так и нефинансовой поддержки, и культивируемых денежными вливаниями банковского сектора (рис. 6).
В отличие от своих зарубежных коллег отечественные банкиры почти не проявляют интереса к участию в венчурном инвестировании. Имеющиеся прецеденты участия банковских структур в кредитовании наукоемких проектов единичны, да и те, к сожалению, касаются в основном не освоения принципиально новых видов продукции и перспективных технологий, а производства традиционной техники, гражданских самолетов, речных и морских судов, медицинского оборудования.
Одним из перспективных шагов в этом направлении со стороны государства могло бы стать распространение государственных гарантий на инвестиции в венчурные проекты, позволяющие банкам относить затраты на эти проекты к первой группе риска, а также частично или полностью гарантировать беззалоговые кредиты. Кроме того, необходимо участие государства в предоставлении банками гарантий инвестору в части потерь от участия в венчурном фонде.
Возможности использования таких традиционных источников формирования венчурного капита-
Список литературы
1. БаткилинаЮ.М., ГудковаА. А., Кольцов А. В. Совершенствование механизмов и инструментов инновационной деятельности в регионах Российской Федерации // Центр исследований и статистики науки: информационно-аналитический бюллетень. 2011. № 6.
2. Ваганова О. В. Органы власти в становлении инновационного кластера: региональный аспект // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 3.
3. Героева А. Венчурная отрасль. 2011. URL: http://www. kommersant. ru/doc/1623306/print.
4. Квасов И. Н. Активизация инновационной деятельности в регионе с применением кластерного подхода // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 23.
5. Мухамедшин И. С. Проблемы развития венчурного финансирования (на примере США) // Российское предпринимательство. 2001. № 1.
6. Национальные инновационные системы в России и ЕС / под ред. В. В. Иванова (Россия), Н. И. Ивановой (Россия), Й. Розебума (Нидерланды), Х. Хайсберса (Нидерланды). М. : Центр исследований проблем развития науки РАН. 2006.
7. Financing Innovative Development Comparative Review of the Experiences of UNECE Countries in Early-Stage Financing United Nations. New York and Geneva. 2007.
8. URL: http://www. bdc. ca/EN/about/overview/ history/Pages/new_mandate.aspx.