Научная статья на тему 'Инструменты финансирования и государственной поддержки развития малых промышленных компаний'

Инструменты финансирования и государственной поддержки развития малых промышленных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
392
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Корпоративные финансы
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛАЯ КОМПАНИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПОДДЕРЖКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / SMALL COMPANY / INDUSTRY / SUPPORT / FINANCE / GOVERNMENT / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павловский Сергей Владимирович

В статье рассматриваются тенденции привлечения финансирования малыми промышленными предприятиями в России. Проведен анализ существующих финансовых инструментов государственной поддержки малых промышленных компаний, указаны их преимущества и недостатки. Несмотря на то что активная государственная политика последних нескольких лет существенно улучшила возможности малых промышленных компаний по привлечению необходимого финансирования, в работе выявлен дисбаланс в объемах финансовой поддержки на различных стадиях развития компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financing instruments and public support for the development of small industrial companies

The article examines trends in fundraising of small industrial enterprises in Russia. There is an analysis of existing financial instruments of state support of small industrial companies, advantages and disadvantages. Despite the fact that an active government policy the past few years has greatly improved the ability of small industrial companies to attract the necessary funding, an imbalance in the amount of financial support at various stages of company development was revealed.

Текст научной работы на тему «Инструменты финансирования и государственной поддержки развития малых промышленных компаний»

Инструменты финансирования и государственной поддержки развития малых промышленных компаний

13

Павловский С.В.

В статье рассматриваются тенденции привлечения финансирования малыми промышленными предприятиями в России. Проведен анализ существующих финансовых инструментов государственной поддержки малых промышленных компаний, указаны их преимущества и недостатки. Несмотря на то что активная государственная политика последних нескольких лет существенно улучшила возможности малых промышленных компаний по привлечению необходимого финансирования, в работе выявлен дисбаланс в объемах финансовой поддержки на различных стадиях развития компании.

ЖЬ: 0280

Ключевые слова на русском: малая компания, промышленность, поддержка, финансирование, государство, инфраструктура

Экономический кризис 2008-2009 годов в очередной раз подтвердил зависимость российской экономики от сырьевых отраслей и отсутствие ее достаточной диверсификации. В связи с этим активно обсуждается развитие малых предприятий, как фактор устойчивого развития российской экономики, а также формы их государственной поддержки.

Целью настоящей статьи является исследование существующих источников финансирования малых промышленных компаний и форм государственной поддержки, используемых в России. Особое внимание уделяется компаниям, имеющим потенциал быстрого роста и осуществляющим инновационную деятельность.

В 2009 году в России было зарегистрировано 1 602 491 малых предприятий, в том числе 165 263 малых предприятий в обрабатывающей промышленности (Малое и среднее... 2011). В российской практике к малому предпринимательству относятся компании с численностью менее 100 человек и годовой выручкой менее 400 млн рублей (Постановление Правительства. 2008).

В отдельный ряд необходимо поставить малые промышленные компании, осуществляющие инновационную деятельность. Для определения инновационности деятельности можно использовать следующее определение: это процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введение ее на рынок для коммерческого применения (Инновационная деятельность. 2011). Учитывая широкий спектр возможной инновационной деятельности (в технологиях, маркетинге, менеджменте, бизнес-процессах и т.д.), автор фокусирует внимание на технологических инновациях, которые используют малые промышленные компании. В рамках настоящей статьи это может быть новое оборудование и технологии, требующее существенных инвестиций (превышающие годовую выручку предприятия) и дающее компании конкурентные преимущества на рынке.

Удельный вес малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, в обрабатывающей промышленности составляет 4,3%, а удельный вес инновационных товаров (услуг) в общем объеме производства - всего 1,5% (Малое и среднее. 2011). Это относится не только к малым предприятиям: удельный вес российских предприятий, занимающихся инновационной деятельностью в промышленности, составляет 7,3%, в то время как в развитых странах этот показатель составляет от 25 до 80% (Поляков, 2006).

Чтобы создать малую промышленную компанию, конкурентоспособную на рынках

13 Менеджер проектов ГК «Ренова», преподаватель кафедры экономики и финансов фирмы НИУ ВШЭ.

США, Евросоюза, Юго-Восточной Азии и Израиля, требуется не менее $1-5 млн. Для создания проекта, ориентированного на российский рынок, в ряде случаев достаточно $0,20,7 млн, а инвестиции в объеме $1,5-2 млн - уже очень серьезная сумма (Каширин, 2008).

При анализе источников финансирования деятельности малых промышленных компаний их можно разделить на заемное финансирование и собственный капитал предприятия. Заемное финансирование для малого промышленного российского бизнеса доступно в России со значительными ограничениями, что связано с готовностью банков работать с малыми компаниями и стоимостью кредитов (высокие процентные ставки снижают привлекательность инвестиционных проектов).

Российский рынок венчурного капитала, который мог бы служить источником финансирования собственного капитала малых компаний, только начинает развиваться. Например, в США венчурные инвестиции в компании на «посевной» и ранних стадиях в 2007 году составили 6,5 млрд долл. (5,3 млрд долл. в 2006 году), а количество сделок - 1438 (1277 в 2006 году). Лидерами являются сферы программного обеспечения (18% всех венчурных инвестиций в 2007 году в США), биотехнологии (17%) и медицинские инструменты и приспособления (14%) (National Venture, 2008).

В России объем венчурных инвестиций в 2009 году составил 124 млн долл., что более чем в 1,5 раза превышает показатель 2006 года - 75 млн долл. Количество сделок на венчурных стадиях постоянно растет - в 2009 году было профинансировано не менее 48 компаний (27 компаний в 2005 году) (Никконен, 2010). В перспективе венчурный рынок с активно работающими малыми и средними компаниями может стать одной из точек роста финансирования малых промышленных компаний.

В последние годы необходимо отметить существенное увеличение государственной поддержки источников финансирования малых промышленных предприятий, в том числе и российский рынок венчурного капитала.

Финансовые формы государственной поддержки малых промышленных компаний можно условно разделить на две группы (на основании объекта поддержки) - проектов посевной стадии (на данной стадии проверяется техническая жизнеспособность идеи) и венчурных проектов (в которые переходят проекты посевной стадии и включающие массовое производство продукции и ее коммерческую реализацию).

Финансирование проектов «посевной стадии»

Рынок частных инвестиций на посевной стадии оценивается в размере 0,5 млрд руб. в год (Каширин, 2008) и представлен бизнес-ангелами (частными лицами, самостоятельно инвестирующими собственные средства в проекты ранних стадий) и частными посевными фондами.

К государственной поддержке проектов посевной стадии можно отнести финансирование блока «Разработка технологий» в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» (далее - ФЦП), деятельность Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Посевного фонда Российской Венчурной компании. Кроме государственных инструментов финансирования существенную роль играют частные источники средства - бизнес-ангелы и посевные венчурные фонды.

Совокупные расходы по ФЦП в 2007-2012 годах составляют 102 млрд рублей (или 17 млрд руб. в среднем ежегодно), которые малые промышленные компании могут использовать на основании контрактов на НИОКР. Осуществляется поддержка проектов в отдельных отраслях: в области индустрии наносистем и материалов - 40% от общей суммы расходов, 25% - в области живых систем, в области энергетики и энергосбережения - 18%, в область рационального природопользования - 9%, в области информационно-телекоммуникационных систем - 8%.

Вторым государственным источником финансирования малых промышленных компаний является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, в который направляются 1,5% средств федерального бюджета на науку (1,1 млрд рублей в 2006 году) (Фонд содействия, 2011).

В 2009 году был создан Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании для вложений денежных средств в ценные бумаги и доли в уставных капиталах российских инновационных компаний «посевной» стадии развития. Участниками Фонда являются ОАО «Российская венчурная компания» (99%) и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (1%). Объем средств под управлением Фонда - 2 млрд руб., но реально на проекты посевной стадии планируется инвестировать около 1 млрд руб. (остальное пойдет на второй раунд инвестиций и содержание фонда) (Найден, 2009). Фонд осуществляет соинвестирование средств совместно с частными инвесторами; предоставляя не более 75% от объема инвестиционной потребности компании в денежных средствах и не более 25 млн рублей на первом раунде инвестирования. В течение 2010 года было одобрено 20 проектов посевной стадии (Инвестиционный портфель, 2011). Фонд работает через венчурных партнеров, роль которых заключается в отборе проектов и гарантии инвестирования частных средств (в январе 2011 года в реестре РВК было 73 венчурных партнеров).

Ряд инициатив по содействию развития малых промышленных компаний реализован на уровне регионов. Уровень поддержки связан с уровнем развития региона - наиболее активными являются Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, в которых созданы стратегии и программы региональной политики, специальные органы и структуры для их реализации. Кроме информационной и консультационной поддержки оказывается финансовая помощь в виде субсидий и субвенций по следующим направлениям: 1) субсидии субъектов малого предпринимательства (до 2,5 млн руб. для отдельных видов деятельности); 2) компенсация части затрат на процентные займы и по лизинговым платежам (до 3,75 млн руб.); 3) компенсация расходов на участие в ярмарках; 4) возмещение части затрат, связанных с сертификацией по международным стандартам (до 0,4-0,5 млн руб.); 5) на подготовку и переподготовку кадров для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности.

Кроме перечисленных форм поддержки имеется ряд субсидий и льгот для малых инновационных предприятий более поздних стадий развития, которые будут рассмотрены ниже.

Финансирование, стадия стартап

Общий объем средств частных венчурных фондов, доступных для инвестирования в российские малые компании стадии стартап оценивается в 5 млрд руб. (Каширин, 2008). Однако наравне с частными венчурными фондами в России действует достаточно много инструментов финансовой поддержки малых промышленных компаний стадии стартап.

Например, источником инвестиций для наукоемких компаний могут быть расходы по блоку «Коммерциализация технологий» в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», которые составляют 35,3 млрд рублей (или 5,8 млрд руб. в среднем ежегодно).

Одним из основных государственных институтов поддержки малых промышленных, в первую очередь инновационных, предприятий является Российская Венчурная Компания (РВК), созданная в 2006 году по инициативе МЭРТ и выполняющая функцию фонда фондов. На РВК возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Размер инвестиций в отдельный венчурный фонд в обмен на 49% от общего числа инвестиционных паев: от 600 млн руб. до 1,5 млрд руб.

Фонды инвестируют только в инновационные компании, чья деятельность внесена в «Приоритетные направления науки и техники РФ» или чьи продукты входят в перечень «Критические технологии РФ». Не менее чем 80% средств фонда должны быть инвестированы в компании на ранней фазе (под «ранней фазой» понимается компания с ежегодным оборотом не более 150 млн рублей на момент первого приобретения ее ценных бумаг, но фонд может участвовать и в последующих раундах инвестирования в эту компанию, независимо от дальнейшего объема продаж компании). Фонд должен инвестировать не менее чем в восемь инновационных компаний за пять лет. На настоящее время действует семь фондов с общей капитализацией 9,1 млрд рублей.

РВК также ответственно за деятельность региональных венчурных фондов. Структура региональных венчурных фондов предполагает в качестве источников финансирования средства федерального бюджета (до 25% фонда), средства регионального бюджета (до 25% фонда) и средства частных инвесторов (не менее 50% фонда). Управляют фондами отобранные на конкурсе профессиональные управляющие компании (УК), которым из-за ограниченного размера фондов и соответственно невысокой комиссии за управление (2-3%) разрешалось одновременно управлять несколькими фондами в нескольких регионах. К началу 2011 года были проведены тендеры по выбору управляющих компаний и создано 22 региональных венчурных фонда инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере с общим объемом средств 8,624 млрд руб. Фокус инвестиций региональных венчурных фондов - инновационные проекты и компании ранней стадии развития (средняя инвестиция в проект 0,5-1,5 млн долл.). Число одновременно профинансированных проектов всех фондов может составить 250-300, что в среднем составит около 50 проектов в год, при ежегодных инвестициях в объеме 1,3 млрд руб.

Отдельную нишу в поддержке малых промышленных компаний занимает Госкорпорация «Роснанотех», созданная в 2007 году с целью ведения инвестиционной и внешнеэкономической деятельности по реализации проектов в области нанотехнологий в России и за рубежом. Основной деятельностью является софинансирование в инвестиционные проекты совместно с частными инвесторами, что позволяет рассматривать не менее 30% бюджета корпорации (40 млрд рублей) в качестве потенциальных расходов на софинансирование проектов малых промышленных предприятий.

На региональном уровне действует достаточно много программ, содействующих малым компаниям, в том числе и промышленным, в привлечении кредитных ресурсов. В Москве работает НО «Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы» (О фонде, 2011), предоставляющий банкам поручительства по кредитам малых компаний до 70% от суммы кредита и на сумму до 30 млн руб. (могут быть исключения в сторону повышения). Стоимость поручительства составляет 1,75% от суммы гарантий, но 90% этих затрат компенсируются компании из бюджета города. В рамках одной из программ Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы из бюджета города может быть компенсировано 2/3 ставки по банковскому кредиту (Кредитные ресурсы, 2011).

Однако необходимо отметить, что данная поддержка осуществляется малому бизнесу в целом, хотя в большей степени актуальна для малых промышленных предприятий в связи с потребностью приобретения оборудования.

Подводя итоги по источникам собственных средств, доступных малым промышленным компаниям, необходимо отметить появление в 2007 году и начало работы нескольких крупных государственных институтов по поддержке малых промышленных компаний и их инновационной деятельности. Это потенциально увеличивает совокупный объем привлеченных финансовых ресурсов до 100 млрд руб., что в сравнении с существующими объемами привлеченного финансирования частными венчурными фондами в размере 5 млрд руб. видится значительным и даже избыточным при существующем на рынке количестве и качестве проектов.

Данная ситуация увеличивает риски переоценки инновационных компаний и принятие управляющими фондами неэффективных инвестиционных решений. Одним из решений

проблемы дефицита проектов является создание нефинансовых форм поддержки малых промышленных компаний, в том числе и для посевной стадии.

Оценки объемов привлеченных средств и их источники на рынке собственного капитала в 2008-2012 годах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средства финансирования собственного капитала малых промышленных компаний

Объем инвестиций в год / в 1 проект Кол-во проектов/ успешных в год Комментарий (объем инвестиций, сроки)

Посевная стадия 2,5 млрд руб. / - До 500 / 30

ФЦП 2007-2012 гг. (бюджетные средства) 0,5 млрд руб. / 10 млн руб. До 50/ 10 10% проектов в рамках мероприятия «Генерация знаний». Поддержка до 10 млн руб. в год, до двух лет (минимум 10% внебюджетных средств)

Фонд содействия МП НТС 1 млрд руб./ 2 млн руб. 400 / до 10 Различные сферы деятельности, в среднем 400 проектов в год по программе СТАРТ

Посевной фонд РВК 300 млн руб. / 15 млн руб. 20 / 5 Объем фонда 1 млрд руб. В 2010 г. одобрено 20 проектов

Региональные власти < 0,5 млрд руб./ < 1 млн руб. Суммы поддержки незначительны и не могут самостоятельно обеспечить высокотехнологичный проект

Бизнес-ангелы и инкубаторы 0,5 млрд руб. / 2,5 млн руб. До 10* Часто используют поддержку по ФЦП и Фонда содействия МП НТС

Стартап 20 млрд руб. / - Более 120

ФЦП 2007-2012 гг. (бюджетные средства) 2,3 млрд руб. / 150 млн руб. 15 20% проектов, в рамках мероприятия «Разработка технологий» (40% крупный бизнес и 40% институты науки)

ФЦП 2007-2012 гг. (бюджетные средства) 0,4 млрд руб./ 150 млн руб. 3 20% проектов по блоку «Коммерциализация технологий».

Региональные фонды 1,3 млрд руб. / 250 млн руб. 50 20 региональных фондов от 120 до 800 млн руб. (25% федеральный бюджет, 25% -региональный, 50% - частные)

РВК и фонды 6 млрд руб. / 200 млн руб. 30 Общий объем фондов должен превысить 30 млрд руб.

ГК Роснанотех, финансировани е проектов 5 млрд руб./ 200 млн руб. 25 Планирует утверждать для финансирования несколько проектов в месяц

Финансовая поддержка малого бизнеса 1 млрд руб. 5* 10% из государственной поддержки малого бизнеса

Бизнес-ангелы, инкубаторы и венчурные фонды 1 млрд руб. / 100 млн руб. 10* Русские технологии, АБЯТ и др. ИТ-фонды (до 90% составляют средства для инвестиций в сектор ИТ)

* Без учета инвестиций в проекты вместе с другими формами поддержки.

Основные выводы

В настоящее время институты финансирования проектов на стадии стартап имеют потенциал ежегодных инвестиций на уровне 20 млрд руб., что позволит финансировать более 120 компаний в год. Это в 4 раза больше количества компаний, прошедших посевную стадию. Существующий уровень поддержки малых промышленных компаний на посевной стадии (кроме ИТ) не обеспечивает достаточный поток проектов для инвестиций на стадии стартап. Нераспределенные средства в фондах российской венчурной компании и «Роснанотех» свидетельствуют об избытке выделенного государственного финансирования.

Существенная доля в финансировании компаний ранних стадий приходится на государственную поддержку (более 80% на посевной стадии и 60% на стадии стартап). Это подтверждается мнением представителей государственных органов о том, что увеличение бюджетного финансирования не приводит к увеличению объема ее финансовых ресурсов в целом, а лишь вытесняет и замещает средства частного сектора (Фурсенко, 2008).

Увеличение количества проектов посевной стадии (в том числе увеличение источников финансирования проектов) возможно за счет финансовых инструментов:

• Создания дополнительных фондов посевного финансирования и вхождение венчурных фондов в более раннюю стадию проектов;

• Использование нескольких форм поддержки на проектах стадии стартап. Например, участие в одном проекте Минобрнауки или «Роснанотех», с одной стороны (их участие и экспертиза снижают технологические риски), и венчурных фондов регионов или РВК - с другой (формирование тематик и роль внебюджетного финансирования);

• Снижение капиталоемкости проектов (создания нефинансовой инфраструктуры -замены необходимости создания основных средств на их аренду, лизинговых схем и т.д.).

Список литературы

1. Кредитные ресурсы // [Официальный сайт] Агентство по развитию инновационного предпринимательства, http://www.arip.ru/default2.aspx?s=0&p=319 (дата обращения: 27.03.2011).

2. Инвестиционный портфель Фонда посевных инвестиций РВК // [Официальный сайт] Российская венчурная компания. http://www.rusventure.ru/ru/investments/fpi/portfolio.php (дата обращения: 27.03.2011).

3. Инновационная деятельность. Основные термины // [Официальный сайт] Федеральный портал по научной и инновационной деятельности. URL: http://www.sci-innov.ru/law/base_terms/ (дата обращения: 27.03.2011).

4. Каширин А.И., Семенов А.С. В поисках бизнес-ангела. Российский опыт привлечения стартовых инвестиций. М.: Вершина, 2008.

5. Никконен А. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций в России за 2009 год. URL: http://www.allventure.ru/lib/8/#replies_page1 (дата обращения: 27.03.2011).

6. Найден М. РВК: построив «второй этаж», возводим первый. 18 июня 2009 г. URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=21034 (дата обращения: 27.03.2011).

7. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010. // [Официальный сайт] Федеральная служба государственной статистики, URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticColl ections/doc_1139841601359 (дата обращения: 27.03.2011).

8. О фонде. // [Официальный сайт] Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, http://fs-credit.ru (дата обращения: 27.03.2011).

9. Поляков И., Инновационная активность российских предприятий должна быть выше // Российская бизнес-газета. 10 октября 2006. № 575, c. 3.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 (принят ГД ФС РФ 06.07.2007). URL: http://www.rg.ru/2008/07/30/biznes-dok.html (дата обращения: 27.03.2011).

11. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. // [Официальный сайт] Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. URL: http://www.fasie. ru/index. php?rid=91 (дата обращения: 27.03.2011).

12. Фурсенко А. Выступление на заседании Президиума Государственного совета РФ 18 апреля 2008 г. URL: http://www.znaniesvet.eom/content/view/83/1/ (дата обращения: 27.03.2011).

13. National Venture Capital Association MoneyTree™ Report, PrieewaterhouseCoopers, URL: https://www.pwemoneytree.com/MTPublie/ns/index.jsp (дата обращения: 27.03.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.