Научная статья на тему 'Финансовые институты развития наноиндустрии в России'

Финансовые институты развития наноиндустрии в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1686
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАНОИНДУСТРИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ НАНОИНДУСТРИИ / ИСТОЧНИКИ И ФОРМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / DEVELOPMENT INSTITUTES / STATE REGULATION / NANOINDUSTRY / NANOINDUSTRY FUNDING / SOURCES AND FORMS OF FUNDING / PUBLIC-PRIVATE FUNDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Струкова Татьяна Владимировна

На современном этапе наноиндустрия России может формироваться на основе создания новых специализированных и использования имеющихся финансовых и нефинансовых институтов, образующих многоуровневую структуру обеспечения целевого инвестирования инновационных проектов. Активная государственная финансовая политика играет определяющую роль в формировании национальной наноиндустрии на разных этапах ее становления и утверждения. В статье обоснована необходимость государственного регулирования механизма финансирования развития наноиндустрии в России. Охарактеризованы основные принципы, субъекты, методы, инструменты и источники финансового механизма наноиндустриализации. Представлена система российских финансовых институтов развития, позволяющая выявить цели, задачи, формы и инструменты реализации функций каждого из них в процессе создания и внедрения инноваций. Раскрыты сущность, виды, роль и интересы институтов развития в процессе государственного и частно-государственного финансирования отечественной инновационной системы. Обозначены проблемы финансирования инновационных проектов, обусловленные особенностями состояния российской экономики; предложен ряд мер, направленных на координацию деятельности финансовых институтов развития, консолидацию государственных и частных финансовых ресурсов в приоритетных секторах и отраслях экономики. Обоснована необходимость построения механизма институционального, организационного и информационного взаимодействия органов управления федеральными целевыми программами, ориентированными на развитие системы инновационной активности, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, биржевых институтов, а также координационного механизма, позволяющего максимально эффективно использовать методы и инструменты поддержки инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL INSTITUTES OF NANOINDUSTRY DEVELOPMENT IN RUSSIA

At the present stage Russia's nanoindustry can be formed on the basis of new and old specialized financial and non-financial institutes, which form a milti-layered structure providing targeted investments for innovative projects. The active state fiscal policy plays a decisive role in the national nanoindustry formation at different stages of its development and approval. The article substantiates the need for state regulation of the nanoindustry development funding mechanism in Russia. The author characterizes the main principles, subjects, methods, tools and sources of nanoindustrialization financial mechanism. The article presents the system of Russian financial institutes of development, allowing to identify the goals, objectives, forms and tools for implementation of the functions of each of them in the process of innovative development. The author reveals the essence, types, role and interests of development institutes in the process of public and public-private funding of national innovation system. The problems of innovative projects funding, caused by the specific features of the Russian economy are designated; a number of measures aimed at coordinating the activities of financial institutions and consolidating the public and private financial resources in priority sectors and industries of the economy is proposed. The author substantiates the necessity of building a mechanism of institutional, organizational and informational interaction of the federal target programs regulation bodies focused on the development of innovative activity system, federal executive bodies and exchange institutes, as well as the coordinating mechanism allowing to maximize the effectiveness of using methods and tools for innovation support.

Текст научной работы на тему «Финансовые институты развития наноиндустрии в России»

www.volsu.ru

ФИНАНСЫ. БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТ

DOI: http://dx.doi.Org/10.15688/jvolsu3.2015.1.11

УДК 336:658 ББК 65.9(2)261.52

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ В РОССИИ

Струкова Татьяна Владимировна

Аспирант кафедры теории финансов, кредита и налогообложения,

Волгоградский государственный университет

[email protected]

просп. Университетский, 100, 400062 г Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. На современном этапе наноиндустрия России может формироваться на основе создания новых специализированных и использования имеющихся финансовых и нефинансовых институтов, образующих многоуровневую структуру обеспечения целевого инвестирования инновационных проектов. Активная государственная финансовая политика играет определяющую роль в формировании национальной наноиндустрии на разных этапах ее становления и утверждения. В статье обоснована необходимость государственного регулирования механизма финансирования развития наноиндустрии в России. Охарактеризованы основные принципы, субъекты, методы, инструменты и источники финансового механизма наноиндустриализации. Представлена система российских финансовых институтов развития, позволяющая выявить цели, задачи, формы и инструменты реализации функций каждого из них в процессе создания и внедрения инноваций. Раскрыты сущность, виды, роль и интересы институтов развития в процессе государственного и частно-государственного финансирования отечественной инновационной системы. Обозначены проблемы финансирования инновационных проектов, обусловленные особенностями состояния российской экономики; предложен ряд мер, направленных на координацию деятельности финансовых институтов развития, консолидацию государственных и частных финансовых ресурсов в приоритетных секторах и отраслях экономики. Обоснована необходимость построения механизма институционального, организационного и информационного взаимодействия органов управления федеральными целевы-^ ми программами, ориентированными на развитие системы инновационной активности, ^ заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, биржевых институтов, ® а также координационного механизма, позволяющего максимально эффективно исполь-(о зовать методы и инструменты поддержки инноваций.

Ключевые слова: институты развития, государственное регулирование, наноин-¿3 дустрия, финансирование наноиндустрии, источники и формы финансирования, госу-© дарственно-частное финансирование.

Высокая динамика инвестиционных и инновационных процессов, консолидация государственных и частных финансовых ресурсов на приоритетных направлениях обеспечения устойчивого долгосрочного роста российской экономики - настоятельная потребность России.

Механизм, способствующий решению задач по развитию и диверсификации экономики и позволяющий повысить эффективность использования ресурсов, запускают институты развития (ИР), как специальные организации, созданные государством либо с его участием, для содействия экономическому росту и социально-экономическому развитию страны [6]. Деятельность ИР направлена на устранение или смягчение ситуаций, при которых рыночные механизмы не способны обеспечить наиболее эффективное решение экономических и социальных проблем.

Критерии отнесения организации к ИР: наличие стратегических целей (миссии), зафиксированных в нормативных актах или уставных документах; нацеленность на развитие экономики в целом либо определенных отраслей, секторов, регионов; наличие специфической нормативной базы и регулятивных требований; использование в своей деятельности принципов государственно-частного партнерства (ГЧП).

ИР занимают в экономике специфическую нишу между собственно коммерческим сектором и прямым бюджетным финансированием. Их задача - выступать катализатором частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики, способствовать созданию и внедрению инноваций, улучшать институциональную среду [6].

Основной проблемой отечественной экономики является нехватка инвестиционных ресурсов. Наблюдается структурный дисбаланс между спросом и предложением в области финансирования инвестиционных проектов. Частные финансовые институты (ФИ) по разным причинам не готовы финансировать значительную часть тех проектов, которые с точки зрения государства могут и должны быть профинансированы. Государство, реализуя свои стратегические приоритеты, вынуждено вмешиваться в инвестиционные процессы через специальные финансовые институты развития (ФИР).

Вовлечение частных ФИР в инвестиционный процесс объективно сдерживается высоким уровнем рисков в российской экономике, недостаточной развитостью институтов коллективного инвестирования, низким уровнем капитализации банковского сектора. Вместе с тем тормозом на пути привлечения внешнего финансирования является недостаточный уровень деловой культуры отечественных предпринимателей, низкое качество подготовки бизнес-планов и другой документации, необходимой для продвижения инвестиционных проектов.

Важно учитывать, что определенные инновационные проекты могут быть недостаточно привлекательны для самостоятельной работы частных финансовых организаций в силу неблагоприятного соотношения риска и доходности. Однако при этом такие проекты могут успешно реализовываться при условии применения принципов ГЧП. Государство, с одной стороны, принимает на себя часть рисков, а с другой стороны, участвуя в финансировании проектов, подает определенный «сигнал» частному бизнесу и тем самым повышает доверие к ним.

Общее свойство ФИР - отбор и финансовая поддержка проектов, важных для развития национальной экономики, однако не получающих необходимых ресурсов со стороны частного сектора из-за своей высокой рискованности, длительных сроков окупаемости или сложности используемых финансовых инструментов. В качестве их вспомогательной функции можно отметить информационно-консультационную деятельность, направленную на облегчение частному бизнесу действий в инвестиционной сфере. То есть благодаря институтам развития могут быть реализованы проекты, имеющие длительный срок окупаемости, не слишком высокую рентабельность, но существенное государственное или социальное значение.

Государственные ФИР предоставляют хозяйствующим субъектам прямое или косвенное финансирование в различных формах (кредиты, займы, гарантии, лизинг, приобретение ценных бумаг, участие в капитале) для осуществления инвестиционных проектов в приоритетных сферах.

ФИР могут осуществлять финансовую поддержку проектов путем [8]:

- прямого предоставления кредитов и займов хозяйствующим субъектам (самостоятельно или совместно с частными ФИ);

- использования инструментов снижения рисков (предоставление гарантий, страхование кредитов и т. п.), повышающих привлекательность проектов для частных ФИ;

- финансирования проектов путем приобретения ценных бумаг или предоставления грантов.

Созданные к настоящему моменту ФИР наноиндустрии весьма разнообразны (см. таблицу). Их деятельность направлена на поддержку инновационной активности как малых и средних фирм, так и крупных компаний; они ориентированы на различные стадии развития (от посевной и начальной до поздних); механизмы поддержки связаны с выдачей грантов, предоставлением кредитов и гарантий.

Отметим, что в рамках отдельных функциональных направлений реализуются различные модели стимулирования инноваций. Так, для поддержки посевных проектов наряду с грантовым механизмом (Фонд содействия инновациям, Фонд «Сколково») используется механизм посевных инвестиций (Фонд посевных инвестиций РВК); поддержка венчурной индустрии реализуется как через модель «фонда фондов» (РВК, в меньшей степени - РОСНАНО), так и на основе механизма программной поддержки развития венчурных инвестиций на региональном уровне [13]. В число ФИР включают также организации, финансирующие науку: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ).

Деятельность государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (ВЭБ) с ее дочерними структурами - ОАО «Российский банк развития» и ЗАО «Российский экспортно-импортный банк» нацелена на поддержку реализации крупных проектов в приоритетных отраслях экономики в РФ и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, малого и среднего предпринимательства

(МСП). Основными целями ВЭБ стали: обеспечение повышения конкурентоспособности экономики РФ, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности. ВЭБ участвует в реализации инвестиционных проектов путем предоставления кредитов, займов, осуществления лизинговых операций и финансирования на возвратной и иной основе, выдачи гарантий и поручительств, участия в уставных капиталах хозяйственных обществ.

ВЭБ ведет программу поддержки инновационно ориентированных субъектов МСП с 2007 г. через дочернее ОАО «МСП Банк» и сеть региональных банков-партнеров и организаций инфраструктуры (лизинговые, факторинговые компании, микрофинансовые организации и др.), предоставляя займы и иные виды поддержки МСП во всех регионах России. Кредиты предоставляются на срок до 7 лет и объемом до 150 млн руб. при средневзвешенной ставке 12,6 % по всему портфелю кредитов, выданных банками-партнерами по программе МСП Банка [11].

Стоит отметить, что приоритетным направлением деятельности МСП Банка является сфера инновационного МСП, на рынке кредитования которого ОАО «МСП Банк» к концу 2015 г. планирует занять долю в 10 %, что эквивалентно 72,6 млрд руб. (против 7,5 % на конец 2012 г.). При разработке стратегической продуктовой линейки банк ориентируется на субъекты предпринимательства, обладающие наибольшим потенциалом с точки зрения производства инновационной продукции. Для этой цели МСП Банк внедряет «сквозные» продукты, ориентированные на потребности конечного заемщика.

Деятельность ВЭБ и ОАО «МСП Банк» по поддержке инновационно ориентированных субъектов МСП в этом направлении осуществляется в тесном сотрудничестве с другими ФИР - участниками многостороннего соглашения о взаимодействии заинтересованных организаций в обеспечении непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла - «инновационный лифт». Цель - создать слаженный механизм последовательной поддержки инновационных проектов, начиная от грантов на НИОКР и заканчивая выведением на IPO через рынок инноваций и инвестиций.

Таблица

Система российских финансовых институтов развития

Институт Цели и задачи Формы и инструменты реализации функций

ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» - Диверсификация и повышение конкурентоспособности экономики РФ. - Развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, поддержка экспорта российских товаров, малого и среднего бизнеса - Предоставление кредитов, займов, поручительств. - Участие в уставных капиталах обществ. - Поддержка экспорта (страхование, гарантирование)

Инвестиционный фонд Российской Федерации Формирование и развитие инфраструктуры, имеющей общегосударственное значение Господдержка в создании и развитии инфраструктуры, имеющей общегосударственное значение, с использованием механизма ГЧП

ОАО «Российская венчурная компания» Создание в России собственной индустрии венчурного инвестирования - Отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе. - Приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями

ГК «Российская корпорация нанотехноло-гий» Развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализация проектов, создание перспективных нано-технологий - Организационная и финансовая поддержка НИОКР в сфере нано-технологий. - Финансирование проектов, предусматривающих внедрение нано-технологий или производство продукции в сфере наноиндустрии. - Финансирование проектов по подготовке специалистов в сфере нанотехнологий

ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» Содействие развитию российской отрасли информационно-коммуникационных технологий путем инвестиций в перспективные и инновационные проекты Финансирование перспективных проектов информационно-коммуникационных технологий на стадии стартапа

ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» - Проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере. - Оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям. - Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства. - Содействие созданию новых рабочих мест, подготовка кадров. - Привлечение внебюджетных инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства - Реализация программ инновационного развития, направленных на создание новых и развитие действующих высокотехнологических компаний. - Коммерциализация результатов научно-технической деятельности

Примечание. Составлено по: [8, с. 67].

Одним из приоритетных направлений реализации соглашения в 2013 г. стало выполнение одобренного Поручением Правительства РФ от 10 ноября 2012 г. ВС-П13-6721 плана

по повышению доступности ФИР, прежде всего для среднего бизнеса, работающего в сфере инноваций. В соответствии с указанным планом запускается централизованная система

обмена информацией по проектам между участниками соглашения, что позволит создать аналог «бюро кредитных историй» для проектов, получивших поддержку ФИР, предотвратить проведение дублирующих друг друга экспертиз и ускорить принятие решений о поддержке проектов, переходящих на следующие этажи «инновационного лифта».

Для оперативной координации деятельности участников соглашения и выработки консолидированной позиции ФИР по вопросам, требующим совместного решения в ВЭБ создана постоянно действующая рабочая группа с участием представителей всех ФИР. За время своей деятельности она, помимо рассмотрения конкретных проектов, разрабатывала совместные программные и законодательные инициативы ФИР. Результат - изменения, принятые в федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства», предусматривающие либерализацию требований к инновационным компаниям, получившим инвестиции ФИР или иностранных физических лиц [10].

На современном этапе ВЭБ участвует в реализации 66 проектов, направленных на развитие инноваций. Они реализуются в таких отраслях промышленности, как оборонно-промышленный комплекс, авиастроение, медицинская техника и фармацевтика, ракетно-космический комплекс, электронная промышленность, двигателестроение. Сейчас доля инновационных проектов в общем кредитном портфеле банка составляет 34,5 %. К середине 2014 г. коллегиальные органы ВЭБ приняли решение о финансировании 26 инновационных проектов общей стоимостью порядка 199 млрд руб., размер участия ВЭБ - более 85 % [3].

Инвестиционный фонд Российской Федерации (Инвестфонд) создан как ФИР для целей формирования и развития инфраструктуры, имеющей общегосударственное значение, с использованием механизма ГЧП, по объему и охвату секторов экономики близкий к универсальным банкам развития, но юридическим лицом не является. Средства Инвестфонда выделяются в виде бюджетных инвестиций (в том числе на проекты на основе концессионных соглашений), субсидий и инвестиций в уставные капиталы ОАО.

Проекты, получающие государственную поддержку за счет бюджетных ассигнований Инвестфонда, должны отвечать приоритетам социально-экономического развития РФ или отдельных субъектов Федерации, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ, Концепцией совершенствования региональной политики РФ и другими документами стратегического планирования.

Инвестфонд в качестве ФИР обладает важными преимуществами:

- безвозвратность средств государственной поддержки, которые инвестор получает на проект, «пускает в дело» и не отдает назад с процентами;

- одна процедура для получения всего объема бюджетных ассигнований, требующихся даже для мегапроекта, а не отдельных его составляющих, в отличие от ФЦП, что существенно ускоряет процесс;

- оптимальное разделение рисков между государством и бизнесом (при оптимальном соотношении 50/50) как участниками проектов;

- наличие гарантии исполнения обязательств на основе гражданско-правового соглашения сторон, реализующих инвестиционный проект;

- справедливое разделение выгод: для частного инвестора - за счет получения дополнительных средств в бизнес, для государства - за счет частных вложений в приоритетные сферы экономики;

- вложение бюджетных средств для пополнения уставных капиталов ОАО, в том числе путем участия в их учреждении (одна из форм предоставления бюджетных ассигнований Инвестфонда);

- возможность получения средств не только на инфраструктурные, институциональные, но и инновационные проекты;

- возможность укрупнения бизнеса, концентрации капитала и повышения уровня капитализации компаний.

Инвестфонд как ФИР имеет и свои недостатки [2]:

- длительность процедуры получения средств, по опыту сопровождения инвестиционных проектов, составляет в среднем около 1 года;

- ограниченность срока государственной поддержки (5 лет);

- невозможность сочетания разных форм предоставления бюджетных ассигнований в рамках одного проекта, поскольку нельзя запрашивать государственную поддержку одновременно через Инвестфонд и ФЦП/ФАИП;

- правовые ограничения (Бюджетный кодекс РФ, закон N° 94-ФЗ) на проведение конкурсного отбора исполнителей работ (услуг), финансируемых из Инвестфонда, что не распространяется на выделение ассигнований в виде взноса в уставный капитал.

ФИР ОАО «Российская венчурная компания» (РВК) образован в целях стимулирования создания отечественной индустрии венчурного инвестирования, развития новых инновационных компаний и формирования культуры инновационного предпринимательства.

Основными задачами ОАО «РВК» в РФ стали:

- развитие новых инновационных компаний и формирование культуры инновационного предпринимательства;

- поощрение и совершенствование связи науки, образования и инновационного бизнеса, а также коммерциализации технологий;

- продвижение создаваемых новых технологий и технологических продуктов на международный рынок;

- поощрение спроса на новые технологии и инновации;

- освоение лучших практик международного венчурного инвестирования и создание партнерских связей между управляющими компаниями международных венчурных инвестиционных фондов и управляющими компаниями венчурных фондов;

- совершенствование инновационной инфраструктуры;

- совершенствование механизмов коллективных инвестиций и структурирование инновационного бизнеса.

На ОАО «РВК» возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. Средства венчурных фондов, в свою очередь, будут направляться

на инвестиции в инновационные высокотехнологические компании.

Деятельность РВК и Минэкономразвития России включает:

- развитие механизмов финансирования компаний на более ранних (посевных) фазах, финансирование стартапов;

- деятельность по подготовке инновационных предпринимателей и менеджеров;

- аналитическая поддержка отечественных стартапов, венчурных фондов.

Общая идея РВК - формирование экосистемы венчурной индустрии в России на примере конкретных проектов, поэтому ее фонды, включая Фонд посевных инвестиций, -это способ формирования отечественного венчурного бизнеса. Цель создания такого Фонда для РВК - не финансирование конкретных проектов, а отработка механизмов взаимодействия инновационных компаний с венчурным капиталом, и в последующем - демонстрация их действенности потенциальным венчурным партнерам.

Основная деятельность ФИР ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» (Росинфокоминвест) направлена на финансирование инновационных предприятий отрасли ИКТ.

Этот ФИР осуществляет поддержку соответствующей отрасли путем финансирования перспективных и инновационных проектов, включая поиск объектов инвестирования, отбор перспективных компаний, ценные бумаги которых могут приобретаться за счет средств данного фонда, инвестирование конкретных проектов (в том числе в составе консорциума инвесторов). Обязательным условием инвестирования средств ОАО «Росинфокоминвест» в проект является наличие частного стратегического соинвестора, особенно в секторе высоких технологий. Капитал данного ФИР составляет 1,45 млрд руб., 100 % акций принадлежит государству, а права акционера от имени правительства осуществляет Министерство связи и массовых коммуникаций РФ [12].

ГК «Российская корпорация нано-технологий» была создана в 2007 г. для содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехно-

логий, осуществления проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.

ГК «Роснанотех» для достижения целей своей деятельности реализовала следующие основные функции:

- рассматривала проекты в сфере нано-технологий в целях последующего предоставления финансовой поддержки за счет средств Корпорации;

- осуществляла организационную и финансовую поддержку НИОКР в сфере нано-технологий;

- финансировала проекты в сфере нано-технологий для их внедрения или производства продукции в сфере наноиндустрии;

- финансировала проекты по подготовке специалистов в сфере нанотехнологий;

- вела мониторинг реализации проектов в сфере нанотехнологий, финансируемых за счет средств ГК;

- выполняла другие функции в соответствии с законодательством РФ.

Денежные средства ГК «Роснанотех» направлялись на финансирование ее функций на безвозмездной и безвозвратной основе.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 2287-р, ГК «Роснанотех» первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 г. перерегистрирована в ОАО «РОСНАНО».

Миссия РОСНАНО - построить в РФ конкурентоспособную нанотехнологическую индустрию, реализовать государственную политику по развитию наноиндустрии, выступая соинвестором профильных проектов в отраслях промышленности с высоким технологическим потенциалом (микроэлектроника, биотехнологии, энергетика, авиастроение и ракетно-космический комплекс и др.).

Инвестиционная деятельность этого ФИР фокусируется на начальной стадии коммерциализации, когда возможности привлечения частного капитала ограничены в силу высоких рисков. Важным условием получения софинан-сирования РОСНАНО является участие в проекте других инвесторов. При этом компания практически всегда является миноритарным акционером. Объектом ФИР выступают инвестиционные проекты, способствующие построению технологических цепочек или обеспечи-

вающие развитие новых производств на территории РФ. Инвестиции могут получить компании, производящие нанокомпоненты или необходимое для их производства сырье, а также продукцию, выпускаемую с применением нанотехнологий. Компания финансирует инвестиционные проекты в форме долевого участия, предоставления денежных средств в виде комфортных займов, выдачи поручительств по кредитам, приобретения облигаций и конвертируемых долговых обязательств, осуществления лизинговых операций, а также методом софинансирования фондов.

Согласно стратегии РОСНАНО, объем производства российской наноиндустрии к 2015 г. должен был составить почти 1 трлн руб., из которых 300 млрд руб. составят проектные компании «РОСНАНО» и еще около 600 млрд руб. - независимые компании. Основные проблемы сферы - в слабости инфраструктуры, стандартизации и кадров, решением которых и занимается ФИР. В ближайшее время на поддержку этих направлений планируется выделить более 28 млрд рублей [14].

Государственное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (Фонд содействия) обеспечивает оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям (МИП), финансирование инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития, создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

Основными задачами Фонда содействия стали [15]:

- проведение государственной политики развития и поддержки МИП в научно-технической сфере;

- оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи МИП, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;

- создание и развитие инфраструктуры поддержки МИП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- содействие созданию новых рабочих мест для эффективного использования имеющегося в РФ научно-технического потенциала;

- привлечение внебюджетных инвестиций в сферу МИП;

- подготовка кадров и вовлечение молодежи в инновационную деятельность.

Финансирование этим ИР ведется на следующих условиях:

- поддерживаются НИОКР длительностью до 3 лет;

- объем финансирования со стороны Фонда содействия - до 6 млн рублей, в том числе до 1 млн рублей на первый год, до 2 млн рублей на второй год и до 3 млн рублей на третий год выполнения проекта;

- переход на второй и третий год финансирования осуществляется на конкурсной основе и только в случае достижения исполнителем проекта ранее заявленных результатов;

- со второго года к финансированию проекта должны быть привлечены внебюджетные средства на паритетной основе.

Созданный в 1994 г. Фонд содействия стал первым государственным ФИР, оказывающим поддержку МИП в научно-технической сфере, и за 20 лет деятельности рассмотрел свыше 35 000 заявок, профинансировал более 11 000 инновационных проектов, содействовал созданию более 4 500 компаний, поддержал более 500 проектов предприятий, созданных при образовательных и научных учреждениях. Ежегодно этот ФИР финансирует более 1 500 МИП.

Фонд содействия обладает значительным опытом поддержки МИП на разных стадиях развития и создания объектов инновационной инфраструктуры, имеет 64 региональных представительства на территории РФ. Благодаря этому инноваторы имеют реальный шанс получить грант на развитие проекта. При поддержке этого ФИР создано 28 инновационно-технологических центров.

Фонд содействия не претендует на долю в уставном капитале и возврат денег от профинансированных предприятий. Бюджетные средства, вложенные им в проекты МИП, возвращаются в бюджеты различных уровней за счет прироста налоговых платежей в течение 3-4 лет.

Фонд является одним из основных элементов современной Национальной инновационной системы, формирующейся в РФ. В 2009 г. он выступил соучредителем Фонда

посевных инвестиций РВК, в 2010 г. - Фонда «Сколково», а в 2011 г. - Сколковского института науки и технологий. Задача Фонда содействия - формирование потока качественных проектов для дальнейшей поддержки. По состоянию на начало 2014 г. около 200 малых предприятий страны, успешно прошедших программы Фонда содействия, получили дальнейшее развитие за счет финансовой поддержки других ФИР.

Российский фонд технологического развития (РФТР) создан с целью содействия реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. Данный ФИР оказывает российским организациям финансовую и консультационную поддержку в реализации научно-технических проектов и экспериментальных разработок, в том числе посредством международного научно-технического сотрудничества.

РФТР координирует реализацию особо важных и интеграционных проектов с участием среднего и крупного частного бизнеса, профессиональных групп разработчиков и МИП в рамках технологических платформ. В рамках своей деятельности этот ИР организует научно-техническую, юридическую и финансово-экономическую экспертизу научно-технических проектов и экспериментальных разработок и финансирует перспективные НИОКР на основе займов.

Благодаря многолетнему опыту финансирования научно-технических проектов на общую сумму около 6,8 млрд руб. при сотрудничестве с более чем 600 организациями РФТР располагает уникальной базой данных об инновационных российских разработках и разработчиках, их уровне технического оснащения, научно-технических и управленческих компетенциях, кредитоспособности [1].

Обобщенно в деятельности ФИР актуальны следующие проблемы:

- существующая система ФИР не образует целостной сбалансированной системы, обеспечивающей необходимый уровень поддержки на всех фазах инновационного процесса в связи с недостаточно эффективной координацией их деятельности;

- за период со времени создания в деятельности ряда фондов произошли существенные изменения по сравнению со «стартовы-

ми» задачами и специализацией, и в этой связи необходима корректировка их функций, в том числе с учетом изменившейся в условиях кризиса обстановки и ресурсной переориентации высокотехнологичных производств.

В апреле 2010 г. несколько российских ФИР подписали Соглашение о координации деятельности. Цель этого соглашения заключается в создании так называемого «механизма инновационного лифта», суть которого состоит в последовательном переходе проекта между ФИР - начиная от самой ранней стадии до выпуска продукта на глобальные рынки. Взаимодействие ФИР ведет к созданию «инновационного конвейера» РФ, который сможет последовательно продвигать проекты по стадиям от замысла до коммерциализации. Хотя каждый из участников данного Соглашения ориентируется на определенный этап реализации проектов, в конечном итоге оно должно способствовать созданию системы «одного окна», в которое будут обращаться все разработчики инновационных проектов. Отсутствие достаточной координации между ФИР отмечается многими критиками национальной инновационной системы. Поскольку каждый ФИР создавался по логике и масштабу адекватным решению «своих» задач, он часто слабо совместим по многим параметрам с другими, что не отвечает реальным потребностям отечественной экономики [5].

Для координации деятельности ФИР, ГК и профильных компаний, а также ведущих НИО и УВПО в обеспечении непрерывности цикла реализации инновационных проектов необходимо отработать механизмы их надежного трансакционного (институционального, организационного и информационного) взаимодействия.

Для использования ресурсов ФИР в поддержке конкретных инновационных проектов предпочтителен следующий порядок «подключения» к проблеме: научные организации и высшие учебные заведения ^ Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере ^ ОАО «Российская венчурная компания» ^ ОАО «РОСНА-НО» ^ ОАО «РосБР» ^ профильные компании ^ ВЭБ [6]. С целью реализации такого «инновационного лифта» важно организовать эффективное взаимодействие на стыках зон

ответственности ФИР и иных ИР в процессе реализации проектов.

Скоординированные усилия всех ИР будут также направлены на формирование современной инфраструктуры инновационно-технологического рынка, обеспечивающей доступность для инновационных компаний необходимых сервисов и специализированных услуг - экспертных, образовательных, консалтинговых, маркетинговых, - что позволит снять ряд инфраструктурных ограничений, сдерживающих рост компаний [9].

Кроме того, координацию деятельности ФИР и федеральных органов исполнительной власти в целях повышения эффективности коммерциализации результатов, получаемых посредством ФЦП, планируется обеспечить в рамках соответствующих соглашений о сотрудничестве и процедур совместной работы над проектами. Во-первых, разработки, профинансированные в рамках действующих ФЦП и получившие соответствующие положительные результаты, могут быть затем поддержаны инвестициями ФИР, прежде всего ОАО «РОСНАНО» и ВЭБ. С другой стороны, проекты, рассмотренные ОАО «РОСНАНО» и требующие доработки с проведением дополнительных НИОКР или уточнением технологического процесса, могут быть профинансированы заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках ФЦП [7].

Для формирования механизма обмена информацией, обеспечивающего постоянное взаимодействие при сопровождении и реализации инновационных проектов, планируется создание информационного ресурса, объединяющего возможности ФИР и заинтересованных органов исполнительной власти [4].

Приоритетной задачей является построение координационного механизма, позволяющего максимально эффективно использовать инструменты и институты поддержки инноваций. При этом необходима разработка отраслевых (секторальных) стратегий инновационного развития либо специальных разделов в составе стратегических документов развития отраслей (секторов) экономики и социальной сферы, содержащих мероприятия инновационного развития. Меры, направленные на реализацию положений указанных документов,

должны быть включены в состав государственных программ, а также входящих в их состав подпрограмм и ФЦП.

Со стороны государства необходимо скоординировать деятельность в сфере коммерциализации результатов научной деятельности. Главным инструментом обеспечения координации должен быть механизм обмена информацией о перспективных инновационных проектах между государственными органами и организациями, финансирующими стадию НИОКР, и созданными государством ИР, поддерживающими указанные проекты на стадии их коммерциализации. Такой механизм обеспечит интеграцию бизнеса и сектора НИОКР, а также создание новых предприятий на основе результатов прикладных исследований.

Этот механизм должен обеспечить взаимодействие всех ФИР, органов управления ФЦП, ориентированных на развитие системы НИОКР и инновационной активности, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также биржевых институтов [4].

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Закутнев, С. Е. Современные экономические механизмы стимулирования инновационной активности организаций оборонно-промышленного комплекса / С. Е. Закутнев // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 1, Экономика и управление. - 2014. - № 1. - С. 51-57.

2. Зусман, Е. Инвестиционный фонд РФ / Е. Зусман // Слияния и поглощения. - 2008. -№11.- Электрон. журнал. - Режим доступа: http:// www.vegaslex.ru/text/32334. - Загл. с экрана.

3. Инновационная деятельность. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.veb.ru/ strategy/innovation/. - Загл. с экрана.

4. Инновационная Россия - 2020. - Электрон. текстовые дан. - М. : Минэкономразвития России, 2010. - 105 с. - Режим доступа: http://www. portalnano.ru/files/692. - Загл. с экрана.

5. Институты развития: первый год полноценной работы // ПолитЭкономика.ру. - 2010. - № 7-8 (31-32). - Электрон. журнал. - Режим доступа: http:/ /politekonomika. ru/000017/instituty-razvitiya-pervyj -god-polnocennoj-raboty. - Загл. с экрана.

6. Иншаков, О. В. Механизм государственного финансирования и институты развития на-

ноиндустрии в России / О.В. Иншаков, Е. И. Инша-кова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. -2012. - № 1 (20). - С. 144-150.

7. Иншаков, О. В. Особые экономические зоны как институт развития наноиндустрии: сущность, структура, совершенствование / О. В. Иншаков, Е. И. Иншакова, Е. В. Крюкова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2014. - № 6 (29). -С. 81-95.

8. Лавров, С. Н. Совершенствование системы институтов развития в Российской Федерации и повышение эффективности их функционирования / С. Н. Лавров. - Электрон. текстовые дан. - Москва, 2007. - 208 с. - Режим доступа: https:// www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc= s&source =web&cd=1&ved=0CB0QFjAA&url=http%3A %2F%o2Faisup.economy.gov.ru%2Fniokr%2Fdownloadfile %3Fuuid %3Dpprtflfs000080000hibe5tih1ghi27k&ei= 8EkRVZnuL6bMygOgtoCADA&usg=AFQjCNHVk 0iKUTLzD_0zScJMmWXaQaW_GA&bvm=bv.89184060, d.bGQ&cad=rjt. - Загл. с экрана.

9. Орлова, А. А. Характеристики процесса формирования инфраструктуры национальной на-ноиндустрии: основные императивы и приоритеты ее развития на макроуровне / А. А. Орлова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - . 7. -С. 151-154.

10. Программа поддержки малого и среднего предпринимательства: финансирование и гарантии // ПолитЭкономика.ру. - 2013. - № 9. - Электрон. журнал. - Режим доступа: http://www. politekonomika. ru/sept2013/programma-podderzhki-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-finansirovanie-i- garantii/. - Загл. с экрана.

11. Программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.veb.ru/ strategy/bsup/. - Загл. с экрана.

12. Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.rosinfocominvest.ru/about/. - Загл. с экрана.

13. Симачев, Ю. Российские финансовые институты развития: верной дорогой? / Ю. Симачев, М. Кузык, Д. Иванов // Вопросы экономики. -2012.- № 7. - C. 4-29.

14. У «Роснано» новый план до 2020 года // Эксперт. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://2 9. expertnw. ru/news/2013-06-14/u-rosnano-novy-plan-do-2020-goda. - Загл. с экрана.

15. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.fasie.ru/o-fonde. - Загл. с экрана.

REFERENCES

1. Zakutnev S.E. Sovremennye ekonomicheskie mekhanizmy stimulirovaniya innovatsionnoy aktivnosti organizatsii oboronno-promyshlennogo kompleksa [Modern Economic Mechanisms of Stimulating the Innovative Activity of the Defense-Industrial Complex]. Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S. Yu. Vitte. Seriya 1, Ekonomika i upravlenie, 2014, no. 1, pp. 51-57.

2. Zusman E. Investitsionnyy fond RF [Investment Fund of the Russian Federation]. Sliyaniya i pogloshcheniya, 2008, no. 11. Available at: http://www.vegaslex.ru/text/32334.

3. Innovatsionnaya deyatelnost [Innovative Activity]. Available at: http://www.veb.ru/strategy/ innovation.

4. Innovatsionnaya Rossiya - 2020 [Innovative Russia - 2020]. Moscow, Minekonomrazvitiya Rossii Publ., 2010. 105 p. Available at: http://www.portalnano. ru/files/692.

5. Instituty razvitiya: pervyy god polnotsennoy raboty [Development Institutes: the First Year of Full-Fledged Operation]. PolitEkonomika.ru, 2010, no. 78 (31-32). Available at: http://politekonomika.ru/000017/ instituty-razvitiya-pervyj -god-polnocennoj -raboty.

6. Inshakov O.V, Inshakova E.I. Mekhanizm gosudarstvennogo finansirovaniya i instituty razvitiya nanoindustrii v Rossii [The Mechanism of State Financing and Nanoindustry Development Institutes in Russia]. Vestnik Volgogradskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2012, no. 1 (20), pp. 144-150.

7. Inshakov O.V., Inshakova E.I., Kryukova E.V Osobye ekonomicheskie zony kak institut razvitiya nanoindustrii: sushchnost, struktura, sovershenst-vovanie [Special Economic Zones as a Nanoin-dustry Development Institute: the Nature, Structure, and Improvement]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3, Ekonomika. Ekologiya [Science Journal of Volgograd State University. Global Economic System], 2014, no. 6 (29), pp. 81-95.

8. Lavrov S.N. Sovershenstvovanie sistemy institutov razvitiya v Rossiyskoy Federatsii i povyshenie effektivnosti ikh funktsionirovaniya [Improving the System of Development Institutions

in the Russian Federation and Increasing the Efficiency of Their Operation]. Moscow, 2007. 208 p. Available at: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc =s&source=web&cd=1&ved=0CB0QFjAA&url= http %3A %2F %2Faisup.economy.gov.ru %2Fniokr %2Fdownloadfile %3Fuuid%3Dpprtflfs000080000 hibe5tih1ghi27k&ei=8EkRVZnuL6bMygOgto CADA&usg=AFQjCNHVk0iKUTLzD_ 0zScJMmWXa QaW_G A&bvm=bv.89184060,d.bGQ&cad=rjt.

9. Orlova A. A. Kharakteristiki protsessa formirovaniya infrastruktury natsionalnoy nanoindustrii: osnovnye imperativy i prioritety ee razvitiya na makrourovne [The Characteristics of the National Nanoindustry Infrastructure Formation: Basic Imperatives and Priorities of Its Development at the Macrolevel]. Ekonomika i predprinimatelstvo, 2014, no. 7, pp. 151-154.

10. Programma podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva: finansirovanie i garantii [The Program of Small and Medium-Sized Enterprises Support: Funding and Guarantees]. PolitEkono-mika.ru, 2013, no. 9. Available at: http://www. politekonomika.ru/sept2013/programma-podderzhki-malogo-i-srednego predprinimatelstva-finansirovanie -i-garantii.

11. Programma finansovoy podderzhki malogo i srednego predprinimatelstva [The Program of Small and Medium-Sized Enterprises Support]. Available at: http://www.veb.ru/strategy/bsup.

12. Rossiyskiy investitsionnyy fond infor-matsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy [Russian Investment Fund of Information and Communication Technologies]. Available at: http:// www. rosinfocominvest. ru/about.

13. Simachev Yu., Kuzyk M., Ivanov D. Rossiyskie finansovye instituty razvitiya: vernoy dorogoy? [Russian Institutes of Financial Development: Right Path?]. Voprosy ekonomiki, 2012, no. 7, pp. 4-29.

14. U "Rosnano" novyy plan do 2020 goda [RUSNANO Has a New Plan Till 2020]. Ekspert. Available at: http://29.expertnw.ru/news/2013-06-14/u-rosnano-novy-plan-do-2020-goda.

15. Fond sodeystviya razvitiyu malykh form predpriyatiy v nauchno-tekhnicheskoy sfere [Foundation for Assistance to the Small Forms of Enterprises in Scientific and Technological Sphere]. Available at: http://www.fasie.ru/o-fonde.

FINANCIAL INSTITUTES OF NANOINDUSTRY DEVELOPMENT

IN RUSSIA

Strukova Tatyana Vladimirovna

Postgraduate Student,

Department of Theory of Finance, Credit and Taxation,

Volgograd State University

[email protected]

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. At the present stage Russia's nanoindustry can be formed on the basis of new and old specialized financial and non-financial institutes, which form a milti-layered structure providing targeted investments for innovative projects. The active state fiscal policy plays a decisive role in the national nanoindustry formation at different stages of its development and approval. The article substantiates the need for state regulation of the nanoindustry development funding mechanism in Russia. The author characterizes the main principles, subjects, methods, tools and sources of nanoindustrialization financial mechanism. The article presents the system of Russian financial institutes of development, allowing to identify the goals, objectives, forms and tools for implementation of the functions of each of them in the process of innovative development. The author reveals the essence, types, role and interests of development institutes in the process of public and public-private funding of national innovation system. The problems of innovative projects funding, caused by the specific features of the Russian economy are designated; a number of measures aimed at coordinating the activities of financial institutions and consolidating the public and private financial resources in priority sectors and industries of the economy is proposed. The author substantiates the necessity of building a mechanism of institutional, organizational and informational interaction of the federal target programs regulation bodies focused on the development of innovative activity system, federal executive bodies and exchange institutes, as well as the coordinating mechanism allowing to maximize the effectiveness of using methods and tools for innovation support.

Key words: development institutes, state regulation, nanoindustry, nanoindustry funding, sources and forms of funding, public-private funding.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.