Научная статья на тему 'Интеграция механизма «Инновационного лифта» в инновационную инфраструктуру региона'

Интеграция механизма «Инновационного лифта» в инновационную инфраструктуру региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
474
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННЫЙ ЛИФТ / INNOVATIONS / INNOVATION INFRASTRUCTURE / INNOVATIVE ELEVATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Анна Сергеевна, Харченко Екатерина Владимировна

Недостаточная теоретическая проработка вопросов состава, структуры и оценки инновационной инфраструктуры в целом и отдельных ее элементов, потребность выделения необходимых ключевых факторов производства и отсутствие методического обоснования для проведения такой оценки определяют актуальность выбора направления представленного научного исследования. Основной целью научной работы является формирование методических подходов к разработке направлений перспективного развития элементного состава инновационной инфраструктуры. В статье систематизированы подходы к определению сущности инновационной инфраструктуры региона для идентификации ее роли в развитии промышленного комплекса через последовательное раскрытие состава ее составляющих, форм организации и функционирования. В результате уточнен состав элементов (объектов) инновационной инфраструктуры промышленности как совокупности физических и юридических лиц, способствующих осуществлению (неосуществлению) инновационной деятельности: инновационное предпринимательство и непосредственное инновирование. Схема механизма «инновационного лифта» интегрирована с общей схемой инновационной инфраструктуры региона, что позволило осуществить проекцию уровней инновационного лифта на структуру инновационной инфраструктуры Курской области для выявления направлений ее развития. Предложены направления совершенствования инновационной инфраструктуры промышленности Курской области, ориентированной на обеспечение «технологического коридора» прохождения инноваций. Результаты научной работы могут быть использованы при разработке концептуальных положений инновационного развития регионов в рамках анализа эффективности и разработки направлений развития составляющих инновационной инфраструктуры. Выводы, полученные в работе, могут быть положены в основу формирования и развития элементов инновационной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION MECHANISM «INNOVATION LIFT» IN THE REGIONAL INNOVATION INFRASTRUCTURE

The lack of theoretical elaboration of the issues of composition, structure and evaluation of the innovation infrastructure as a whole and its individual elements, necessity to allocate key factors of production and the lack of methodological justification for such evaluation determines the selection of directions for presented research. The main purpose of the scientific work is the formation of methodological approaches to the development of promising directions of the elemental composition of the innovation infrastructure. In the article the authors approach to defining the essence of the region's innovation infrastructure to identify its role in the development of the industry through consistent disclosure of the composition of its components, forms of organization and functioning. As a result, composition of elements (objects) industry innovation infrastructure as a set of individuals and legal entities that contributes to the implementation of (not provided) innovation: innovative entrepreneurship and innovation are specified. Diagram of mechanism «Innovation Lift» integrated with the general scheme of the region's innovation infrastructure, which allowed carrying out the projection of the elevator levels of innovation in the structure of the innovation infrastructure of the Kursk region to identify the directions of its development. The authors propose Directions of improvement of innovation infrastructure Kursk industry, which focused on providing “technological corridor» of passage innovation. The results of the scientific work can be used in the development of innovative concepts of the development of the regions in the framework of the analysis of efficiency and development trends in the development of innovative infrastructure components. The conclusions obtained in this work can serve as a basis of formation and development of innovative infrastructure elements.

Текст научной работы на тему «Интеграция механизма «Инновационного лифта» в инновационную инфраструктуру региона»

УДК 338.2 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-12-138-144

ИНТЕГРАЦИЯ МЕХАНИЗМА «ИННОВАЦИОННОГО ЛИФТА» В ИННОВАЦИОННУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ РЕГИОНА

ШЕВЧЕНКО АННА СЕРГЕЕВНА Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, e-mail: samofalovae@mail.ru

ХАРЧЕНКО ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, e-mail: samofalovae@mail.ru

Недостаточная теоретическая проработка вопросов состава, структуры и оценки инновационной инфраструктуры в целом и отдельных ее элементов, потребность выделения необходимых ключевых факторов производства и отсутствие методического обоснования для проведения такой оценки определяют актуальность выбора направления представленного научного исследования. Основной целью научной работы является формирование методических подходов к разработке направлений перспективного развития элементного состава инновационной инфраструктуры. В статье систематизированы подходы к определению сущности инновационной инфраструктуры региона для идентификации ее роли в развитии промышленного комплекса через последовательное раскрытие состава ее составляющих, форм организации и функционирования. В результате уточнен состав элементов (объектов) инновационной инфраструктуры промышленности как совокупности физических и юридических лиц, способствующих осуществлению (неосуществлению) инновационной деятельности: инновационное предпринимательство и непосредственное инновирование. Схема механизма «инновационного лифта» интегрирована с общей схемой инновационной инфраструктуры региона, что позволило осуществить проекцию уровней инновационного лифта на структуру инновационной инфраструктуры Курской области для выявления направлений ее развития. Предложены направления совершенствования инновационной инфраструктуры промышленности Курской области, ориентированной на обеспечение «технологического коридора» прохождения инноваций. Результаты научной работы могут быть использованы при разработке концептуальных положений инновационного развития регионов в рамках анализа эффективности и разработки направлений развития составляющих инновационной инфраструктуры. Выводы, полученные в работе, могут быть положены в основу формирования и развития элементов инновационной инфраструктуры.

Ключевые слова: инновации, инновационная инфраструктура, инновационный лифт

Инновационное развитие является одним из направлений программы комплексного развития регионов, включающей также развитие всех сфер материального производства, непроизводственной и социальной сфер. При этом инновационное развитие осуществимо только в условиях постоянного потока инновационных решений, проходящего в инновационной среде в рамках инновационной деятельности.

Результатом и объектом инновационной деятельности является инновация, субъектами - социально-экономические институты, выполняющие определенные функции в общем инновационном процессе.

Инфраструктура инновационной деятельности - система субъектов инновационной деятельности

и их взаимосвязей, обеспечивающая выполнение всех стадий инновационного процесса. Совокупность правил и условий взаимодействия элементов инновационной инфраструктуры между собой образуют инновационный механизм. В то же время представление механизма инновационной деятельности в виде системы требует системного подхода к изучению.

Инновационное развитие региональной экономики базируется на инновационной восприимчивости общества и на инновационной культуре, в свою очередь основанной на мотивационном механизме инновационной деятельности. Инновационное развитие осуществимо в инновационной среде, создающей условия для инновационного процесса, проходящего в определенной инновационной инфра-

структуре, действующей на основе взаимосвязей инновационного механизма. Инфраструктура и механизм инновационной деятельности являются основными компонентами инновационной системы. Инновационно-прорывной сценарий регионального развития характеризуется совокупностью условий внешней среды и элементов промышленной и инвестиционной инфраструктуры, взаимодействующих посредством инновационных механизмов. Данный сценарий должен включать в себя ряд уровней: на-ноуровень (инновационная деятельность на уровне конкретного человека.), микроуровень (инновационная деятельность одного предприятия), мезоуро-вень (инновационная деятельность на уровне одного региона), макроуровень (инновационная деятельность в общероссийских масштабах). При этом, согласно принципу иерархии, каждый из нижестоящих уровней является управляемой подсистемой по отношению к вышестоящему уровню. А значит, следуя законам управления, эффективная их деятельность во многом зависит от посыла, данного вышестоящим уровнем-субъектом управления.

Уровень развития инновационной инфраструктуры является важным показателем для экономики страны. Проблема его недостаточности стоит в центре внимания уже несколько лет. Развитие инновационной инфраструктуры способствует развитию связей между производителями и потребителями инноваций. Понятие «инновационная инфраструктура» достаточно новое, но уже широко используются как в научной литературе, так и в государственных документах Российской Федерации. Многие авторы дают определение «инновационной инфраструктуры», но единого понятия не существуют. При этом сформировалось несколько подходов к выделению элементов инновационной инфраструктуры. Один из них определяет инновационную инфраструктуру как совокупность организаций, обслуживающих инновационный процесс. Данный подход довольно часто используется в общеэкономических учебниках и словарях. Другой - определяет инновационную инфраструктуру как совокупность элементов. В рамках третьего подхода инновационная инфраструктура рассматривается как комплекс организационно-экономических институтов. Четвертый подход рассматривает инновационную инфраструктуру как совокупность условий, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Выделение одного из элементов или одного этапа инновационной инфраструктуры не передает весь спектр функций, которым она обладает.

Российское законодательство оперирует целым рядом терминов и понятий, такими, как инновационная инфраструктура, инфраструктура инноваци-

онной системы, технологическая инфраструктура, инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, межотраслевая инфраструктура сектора исследований и разработок, инфраструктура научно-технической и инновационной деятельности, инфраструктура коммерциализации инноваций. Перечисленные виды инфраструктуры, не смотря на их многообразие, дают возможность определить основные элементы инновационной инфраструктуры, возможность их обеспечения государственной поддержкой, форму их организации, а также выполняемые элементами функции.

Нередко свои коррективы в трактование сущности инновационной инфраструктуры вносят нормативно-правовые акты отдельных регионов. Так, инновационная инфраструктура определена в «Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 г.» [1]. В соответствии с вышеназванным документом, «Инновационная инфраструктура региона состоит из интеграторов передовых технологий и проектов (высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и др.) регионального инновационного инкубатора, венчурных инновационных предприятий, отраслевых технопарков и производственных предприятий, реализующих проекты инновационного развития». Из данного определения на первый план выходит деление участников (организаций) на этапы жизненного цикла проекта. Однако, на наш взгляд, такое определение хотя и носит «объектный» характер и четко перечисляет состав инновационной инфраструктуры конкретного региона, не лишено серьезных недостатков, основной из которых - статичность. Развитие инновационной инфраструктуры и изменение ее состава потребует внесение изменений и в определение. Понятие инновационной инфраструктуры в большинстве субъектов РФ соответствует определению, утвержденному в федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» [2].

Формирование инфраструктуры инновационной системы является одним из важных механизмов реализации инновационной политики. В регионах России четко определяется политика, реализующая это направление. Проблемы развития инновационной инфраструктуры регионы рассматривают в комплексе, охватывая функции прохождения полного жизненного цикла внедрения нового продукта или технологии. Инновационную структуру рассматривают в составе характеристик институциональной среды инновационного развития [3].

Представление состава инновационной инфраструктуры в ряде нормативно-правовых актов феде-

А. 8. 8ЫЕУСЫЕККО, Е. V. ЫЛЯСЫЕККО

рального и регионального уровней инновационной структуры является узким.

В расширенном понимании перечень элементов инновационной инфраструктуры намного шире, и они могут быть обобщены в отдельные составляющие в зависимости от выполняемых ими функций [4].

Охарактеризуем роль отдельных видов инновационной инфраструктуры и проблемы их развития.

1. Производственно-технологическая инфраструктура призвана создать условия для доступа малых предприятий к производственным ресурсам. К ней относятся технопарки, инновационно-технологические центры, технологические кластеры и др.

2. Консалтинговая инфраструктура - это совокупность консалтинговых организаций, оказывающих услуги в инновационной сфере промышленности. Инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретается только с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий (МИП) «непрофессиональными» менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям (финансовым, экономическим, маркетинговым, а также по внешнеэкономической деятельности) представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие.

3. Инфраструктура подготовки кадров. Если более подробно рассмотреть проблемы подготовки кадров, то следует отметить целый комплекс проблем в этой области. Как отмечалось выше, нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки, остро стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

4. Информационная инфраструктура связана с обеспечением доступа к информации. В этой области существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающая малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в Интернете. Так, в 2015 г. Минпромторгом создана «Геоинформационная система индустриальных парков России» [5]. Интернет-портал «Инду-

стриальные парки и технопарки России» [6] популярен в своей отрасли, так как содержит аналитические материалы, профильные новости, практические рекомендации, отраслевые документы, дает ответы на часто задаваемые вопросы. Информацию о портале смотрят во всех регионах Российской Федерации, во многих зарубежных странах, в Правительстве РФ и в местных органах власти. В целом портал представляет собой агрегированную информационную систему, позволяющую с помощью реализованных здесь же программных средств получать разнообразные сведения об инновационном развитии российских регионов. С целью обеспечения комплексного подхода к мониторингу региональных инновационных систем Российской Федерации и, в целом, национальной инновационной системы разработан портал «Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем» [7].

5. Финансовая инфраструктура включает структуры, обеспечивающие доступ инновационных предприятий (как крупных, так и малых) к финансовым ресурсам. В настоящее время существует довольно много финансовых инструментов, однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства. Банковский кредит пока остается слишком дорогим и коротким для развития инновационной деятельности.

6. Сбытовая инфраструктура. Сбыт - один из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия. В силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта инновационной продукции, в результате чего нет активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.

Инновационная инфраструктура формируется на основе разделения труда инноваторов, генерирующих идеи и инноваторов, реализующих эти идеи в конкретных изделиях, продуктах и услугах. Эти виды труда, конечно же, взаимосвязаны, но в то же время специфичны [8]

В таблице 1 раскрыто содержание элементов инновационной инфраструктуры видов инновационной деятельности, имеющих различный характер участия в процессе инновационного развития.

Анализ формирования и развития инновационной инфраструктуры регионов ЦФО позволил сделать ряд выводов:

1. Состав объектов инновационной инфраструктуры свидетельствует о ее несбалансиро-

ванном развитии. Структурный сдвиг в сторону производственно-технологическая и консалтинговой составляющих свидетельствует о неразвитости таких ключевых элементов, как кадровая, информационная и сбытовая составляющие, что не может обеспечить «технологический коридор» прохождения инноваций в регионе.

2. Основной элемент инновационной инфраструктуры промышленности - индустриальные парки сформированы в регионах крайне неравно-

Сравнительная таблица элемен'

мерно. Большинство индустриальных парков регионов России (65 %) не имеют отраслевой специализации и предназначены для промышленных производств и логистических площадок широкого профиля, что создает инфраструктуру долгосрочной реновации региональной экономики. Однако такой подход в ряде регионов свидетельствует о невозможности решать ряд задач развития промышленности и высокотехнологичного производства в ближайшей перспективе.

Таблица 1

инновационной инфраструктуры

Характер инновационной деятельности инновационное предпринимательство инновирование

Сущность инновационной деятельности создание инноваций как предложений реализация и продвижение последних

Элементы инновационной инфраструктуры - Внедренческие фирмы; - Инженерные центры; - Инжениринговые фирмы; - Фирмы информационного обслуживания; - Консалтинговые фирмы; - Фирмы по рекламной деятельности; - Банки и прочие кредитные структуры; - Аудиторские фирмы, специализированные на инноватике; - Научно-технические кооперативы; - Центры подготовки и переподготовки кадров; - Центры сертификации; - Лизинговые компании; - Патентно-лицензированные организации; - Бизнес-инкубаторы; - Центры трансфера технологий - Исследовательские комплексы: университетов; промышленности и др.; секторов народного хозяйства; академий наук - Библиотеки и базы данных; - Опытные производства; - Испытательные лаборатории и центры; - Фирмы информационного обслуживания; - Патентно-лицензионные организации; - Научные парки; - Инновационные центры

3. Сформированная инновационная инфраструктура в большинстве регионов по составу ее элементов представляет собой инфраструктуру непосредственного инновирования, и не содействует развитию инновационного предпринимательства.

Сложившаяся ситуация связана с отсутствием системного подхода региональных властей к формированию инновационной инфраструктуры.

Описанные проблемы нарушают работу «Инновационного лифта», обеспечивающего полный цикл прохождения инноваций от уникальной идеи до реализации инновационной продукции (использования технологии) конечным потребителем в рамках территориальной системы. При этом, эффективная инновационная инфраструктура региона должна быть платформой для завершенного инновационного цикла.

Термин «инновационный лифт» ввели в оборот в апреле 2010 г. при подписании так называемого «Соглашения десяти», которое регулирует

взаимодействие созданных в России институтов развития, таких как ВЭБ, МСП Банк, Роснано, Фонд «Сколково», Российская венчурная компания (РВК). На настоящий момент число участников соглашения значительно выросло.

С целью методического обеспечения процесса формирования эффективной инновационной инфраструктуры региона считаем необходимым интеграцию механизма «инновационного лифта» с общей схемой инновационной инфраструктуры региона.

Каждый этап реализации инновационного проекта (допосевная стадия, посевная стадия, опытное производство, производство продукции, стадия капитализации) соответствует определенному уровню (этажу) инновационного лифта, где происходит активное взаимодействие инновационных предприятий и предпринимателей с объектами инновационной инфраструктуры, что обеспечивает «технологический коридор» прохождения инноваций в регионе.

А. 8. SHEVCHENKO, Е. V. ЫЛЯСЫЕККО

к»

УЭТАЖ Технологические кластеры Консалтинг в ооласги внешне-экономической деятельности Маркетинговый консалтинг Центр инноваций Курской Торгово-промышленной палаты Интернет Среднерусский экономический форум Курская Корейская ярмарка Интернет

комплексы Специализированные посреднические фирмы Внешнеторговые объединения

IV ЭТАЖ «Технопарк Курской области'} Консалтинг в сфере экономики и финансов К 1аркетннгоЕый консалтинг Венчурные фонды ЮЗГУ Центр инноваций Курской Торгово-промышленной палаты Интернет Среднерусский экономический форум Курская Корейская ярмарка Интернет

Технологические кластеры Цнвсблднсвно- промышленные комплексы

Повышение »-р зттттфтгт -гпту персонала Специализированные посреднические фкр;.сы

Государственная система научно-технической информации

III ЭГ.4Ж «Технопарк Курской области» Международный иентр трансфера технологий ЮЗГЪ Венчурные фонды Гарантийные структуры и фонды ЮЗГУ Областной иентр поддержки малого предпринимате.1ъства Интернет Среднерусский экономический форум Курская Корейская ярмарка

Технологические кластеры Ивговашюге- промышленные кохшлексы Технико-внедренческие зоны Специализированные посреднические фирьгы

Повышение аашщцн персонала

Консалтинг в сфере экономики и финансов Маркетинговый консалтинг

П ЭТ.4Ж «Технопарк Курской области» Технологический консалтинг Консалтинг е сфере экономики и финансов Бюджетные и внебюджетные фонды Посевные и стартовые фонды

Курский городской бизнес-инкуба/пор «Перспективам»

Центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием

I ЭГ.4Ж Технологический консалтинг Посевные и стартовые фонды Бюд жетные и внебюджетные фонды

Уровни (этажи) инновационного лифта Производственна-технологическая Консалтинговая Финансовая Кадровая Информационная Сбытовая

Составляющие инновационной инфраструктуры региона

О

о

£

к о

¿3 «

о к о

о

ш

8

о о №

Рис. 1. Механизм ^инновационного лифта" Курской области

На рисунке 1 представлена схема предлагаемой интегрированной системы инновационной инфраструктуры Курской области. Визуализация механизма инновационного лифта Курской области выявила значительные «белые пятна» во всех составляющих инновационной инфраструктуры промышленности региона.

Производственно-технологическая составляющая должна быть дополнена такими элементами, как: технологические кластеры, инновационно-промышленные комплексы, технико-внедренческие зоны, центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием. Это позволит значительно расширить условия доступа инновационных предприятий к производственным ресурсам.

Самой слабой составляющей инновационной инфраструктуры региона является консалтинговая, где действует только Международный центр трансфера технологий (МЦТТ) Юго-Западного государственного университета. Услуги в сфере маркетингового, технологического, экономического и финансового консалтинга в инновационной сфере специализированными инфраструктурными объектами не предоставляются. При этом обеспечение доступа к профессиональным консультациям является одним из средств интенсификации инновационного развития промышленности региона.

В Курской области не создана инфраструктура, обеспечивающая доступ инновационных предприятий к финансовым ресурсам на всех уровнях инновационного лифта. Усилия региональной власти должны быть активизированы в этом направлении.

Развитие кадровой составляющей должно состоять в содействии местных органов власти и бизнес-сообщества реализации образовательных программ по подготовке специалистов в области технологического и научного менеджмента, программ повышения квалификации персонала в области инноваций. На сегодня подобная образовательная деятельность осуществляется Юго-Западным государственным университетом, являющимся одним из ключевых звеньев региональной инновационной системы.

Удовлетворительное развитие получили информационная и сбытовая составляющие инновационной инфраструктуры промышленности региона, однако их значимость проявляется только на верхних этажах инновационного лифта.

Таким образом, первоочередными мерами по совершенствованию инновационной инфраструктуры Курской области и обеспечению ее эффективности должны стать целенаправленные действия по формированию инновационной инфра-

структуры для запуска 1 и 2 этажей инновационного лифта, что обеспечит «технологический коридор» прохождения инноваций в регионе и заложит основу высоких темпов инновационного и научно -технологического развития производства на территории Курской области.

Все вышеперечисленные мероприятия позволят значительно активизировать как развитие объектов инфраструктуры в регионе, так всей региональной инновационной системы, создадут объективные предпосылки для повышения эффективности процесса формирования и развития экономики, основанной на знаниях, что является одной из приоритетных задач для регионов и страны в целом на сегодняшний день.

Литература

1. Стратегия развития Уральского федерального округа до 2020 г. Утв. распоряжением Правительства РФ от 06.10.2011 № 1757-р. URL: http://docs.-cntd. ru/document/902307636

2. О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2016 г.)

3. Широкова Л. В., Алпеева Е. А. Совершенствование инструментов и механизмов инновационного развития корпоративных форм бизнеса в регионе // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 11. С. 185-194.

4. Шепелев Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Инновации. 2005. № 2. С. 6-15.

5. Информационный портал «Геоинформационная система индустриальных парков России». URL: https://www.gisip.ru

6. Интернет портал «Индустриальные парки и технопарки России». URL: http://russiaindustrialpark.ru

7. Интернет-портал «Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем». URL: http://miiris.ru

8. Управление инновациями для воспроизводства конкурентной экономики: монография / Л. П. Гонча-ренко [и др.]; Мин-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2012.

9. Финансовые аспекты инвестиционно-инновационного развития: монография / С. А. Орлова [и др.]; Мин-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО «ЮЗГУ». Курск, 2014.

10. Harchenko E. V. Improvement of industrial policy in the region of economics fragmentation // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 1-2(40). С. 142-146.

References

1. Strategiya razvitiya Ural'skogo federal'nogo okru-ga do 2020 g. Utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot

A. S. SHEVCHENKO, E. V. HARCHENKO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

06.10.2011 № 1757-r [The strategy of development of the Urals Federal Region until 2020 Approved Resolution of the Russian Government dated 06.10.2011 № 1757-r]. URL: http://docs.-cntd.ru/document/902307636

2. O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tekhnicheskoj politike: feder. zakon ot 23.08.1996 g. № 127-FZ [On Science and State Scientific and Technical Policy: Federal Law of 23.08.1996 № 127-FZ] (red. ot 23.05.2016 g.) (s izm. i dop., vstup. v silu s 03.06.2016 g.)

3. Shirokova L. V., Alpeeva E. A. Sovershenstvo-vanie instrumentov i mekhanizmov innovacionnogo razviti-ya korporativnyh form biznesa v regione [Improving the tools and mechanisms of innovative development of corporate forms of business in the region] // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. Tambov, 2014. № 11. S. 185-194.

4. Shepelev G. V. Problemy razvitiya innovacionnoj infrastruktury [Problems of development of innovative infrastructure] // Innovacii. 2005. № 2. S. 6-15.

5. Informacionnyj portal «Geoinformacionnaya sistema industrial'nyh parkov Rossii» [Information portal «Geographic Information System of Industrial Parks of Russia"]. URL: https://www.gisip.ru

6. Internet portal «Industrial'nye parki i tekhnoparki Rossii» [Internet portal «Industrial parks and industrial parks of Russia»]. URL: http://russiaindustrialpark.ru

7. Internet-portal «Nacional'nyj centr po monitor-ingu innovacionnoj infrastruktury nauchno-tekhnicheskoj deyatel'nosti i regional'nyh innovaci-onnyh sistem» [Internet portal «National Centre for Monitoring of the innovation infrastructure of scientific and technical activity and regional innovation systems»]. URL: http://miiris.ru

8. Upravlenie innovaciyami dlya vosproizvodstva konkurentnoj ekonomiki: monografiya [Innovation Management for the reproduction of a competitive economy: a monograph] / L. P. Goncharenko [i dr.]; Min-vo obr. i nauki RF, FGBOU VPO «REU im. G. V. Plekhanova». Tambov: Iz-datel'skij dom TGU im. G. R. Derzhavina, 2012.

9. Finansovye aspekty investicionno-innovacionnogo razvitiya: monografiya [Financial aspects of investment and innovation development: monograph] / S. A. Orlova [i dr.]; Min-vo obr. i nauki RF, FGBOU VO «YUZGU». Kursk, 2014.

10. Harchenko E. V. Improvement of industrial policy in the region of economics fragmentation // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 1-2(40). S. 142-146.

* * *

INTEGRATION MECHANISM «INNOVATION LIFT» IN THE REGIONAL INNOVATION INFRASTRUCTURE

SHEVCHENKO ANNA SERGEEVNA Southwest State University Kursk, the Russian Federation, e-mail: samofalovae@mail.ru

HARCHENKO EKATERINA VLADIMIROVNA Southwest State University Kursk, the Russian Federation, e-mail: samofalovae@mail.ru

The lack of theoretical elaboration of the issues of composition, structure and evaluation of the innovation infrastructure as a whole and its individual elements, necessity to allocate key factors of production and the lack of methodological justification for such evaluation determines the selection of directions for presented research. The main purpose of the scientific work is the formation of methodological approaches to the development of promising directions of the elemental composition of the innovation infrastructure. In the article the authors approach to defining the essence of the region's innovation infrastructure to identify its role in the development of the industry through consistent disclosure of the composition of its components, forms of organization and functioning. As a result, composition of elements (objects) industry innovation infrastructure as a set of individuals and legal entities that contributes to the implementation of (not provided) innovation: innovative entrepreneurship and innovation are specified. Diagram of mechanism «Innovation Lift» integrated with the general scheme of the region's innovation infrastructure, which allowed carrying out the projection of the elevator levels of innovation in the structure of the innovation infrastructure of the Kursk region to identify the directions of its development. The authors propose Directions of improvement of innovation infrastructure Kursk industry, which focused on providing "technological corridor» of passage innovation. The results of the scientific work can be used in the development of innovative concepts of the development of the regions in the framework of the analysis of efficiency and development trends in the development of innovative infrastructure components. The conclusions obtained in this work can serve as a basis of formation and development of innovative infrastructure elements.

Key words: innovations, innovation infrastructure, innovative elevator

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.