Romanova Olga Vladimirovna, Kapichnikov Alexander Ivanovich, Didusenko Elena Nikolaevna and others DEVELOPMENT OF PHILOLOGICAL TALENT THROUGH INNOVATIVE ...
pedagogical sciences
УДК 376
DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0026
РАЗВИТИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ
© 2020
SPIN: 8455-0932
AuthorlD: 121616
Романова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и культура речи»
SPIN: 7853-8861
AuthorlD: 337210
Капичников Александр Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социально-правовые и гуманитарно-педагогические науки»
SPIN: 6233-4450
AuthorlD: 811602
Дидусенко Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки и культура речи»
Саратовский аграрный университет (410012, Россия, Саратов, Театральная пл., 1 e-mail:alexsgau@yandex.ru)
SPIN: 4823-2889
AuthorlD: 673230
Капичникова Ольга Борисовна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика» Саратовский государственный университет (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, 83, e-mail:alexsgau@yandex.ru)
Аннотация. Цель: Провести анализ актуальной для теории и практики педагогики проблемы развития одарённости студентов. Методы: Методологически показана связь данной проблемы с развитием отечественной системы образования задачей идентификации одарённых обучающихся и созданием условий для работы с ними на основе исследования различных источников. Был проведён подробный анализ научного массива. Результаты: Раскрыта социальная значимость проблемы одаренности обучающихся современных вузов, которые способны нестандартно решать профессиональные задачи, мыслить нетривиально. Раскрыта связь понятий одарённости, интеллекта, способности. Выделены известные педагоги и психологи, которые в своих трудах отметили зависимость результатов выполняемой деятельности от врождённых задатков, способностей. Раскрыты виды одарённости как потенциальные возможности в различных сферах человеческой деятельности - интеллектуальной, творческой, художественной, технической, социальной, спортивной. Кроме того, выделена одарённость в сфере общения. Научная новизна: Особое внимание уделено феномену филологической одаренности студентов вузов, как совокупности способностей, включающих языковой и коммуникативный компоненты. Показана возможность эффективного овладения иноязычной деятельностью в опоре на высокий уровень интеллектуальных способностей, соотносимый с понятием одарённость. Обозначены средства развития одаренности студентов. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов о сущности и тенденциях развития современного образования.
Ключевые слова. Одаренность, филологическая одарённость, лингвистическая одаренность, способности, интеллектуальные способности, коммуникативный и языковой компоненты, традиционные и инновационные педагогические средства.
DEVELOPMENT OF PHILOLOGICAL TALENT THROUGH INNOVATIVE MEANS
© 2020
Romanova Olga Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Foreign languages and speech culture Kapichnikov Alexander Ivanovich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Social-legal and humanitarian-pedagogical Sciences Didusenko Elena Nikolaevna, senior lecturer at the Department of Foreign languages
and speech culture. Saratov Agricultural University (410012, Russia, Saratov, Teatralnaya PL., 1 e-mail: alexsgau@yandex.ru) Kapichnikova Olga Borisovna, candidate of pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy Saratov State University (410012, Russia, Saratov, st. Astrakhan, 83 e-mail: alexsgau@yandex.ru)
Abstract. Purpose: to analyze the problem of developing students ' talent that is relevant to the theory and practice of pedagogy. Methods: Methodologically, the connection of this problem with the development of the national education system is shown by the task of identifying gifted students and creating conditions for working with them on the basis of research of various sources. A detailed analysis of the scientific array was carried out. Results: the article Reveals the social significance of the problem of gifted students of modern universities who are able to solve non-standard professional tasks and think non-trivial. The connection between the concepts of giftedness, intelligence, and ability is revealed. Well-known teachers and psychologists are singled out, who in their works noted the dependence of the results of the performed activity on innate inclinations and abilities. The types of giftedness are revealed as potential opportunities in various spheres of human activity-intellectual, creative, artistic, technical, social, and sports. In addition, talent in the field of communication is highlighted. Scientific novelty: Special attention is paid to the phenomenon of philological giftedness of University students as a set of abilities that include language and communicative components. The possibility of effective mastery of foreign language activities based on a high level of intellectual abilities, correlated with the concept of giftedness, is shown. Means of developing students ' talent are indicated. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities when considering the nature and trends of modern education.
Keyword. Endowment, philological endowment, linguistic endowment, abilities, intellectual abilities, communicative and language components, traditional and innovative pedagogical tools.
педагогические науки
Романова Ольга Владимировна, Капичников Александр Иванович, Дидусенко Елена Николаевна и другие РАЗВИТИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОДАРЕННОСТИ С ПОМОЩЬЮ ...
ВВЕДЕНИЕ.
Феномен развития филологической одарённости наряду с другими видами одарённости принадлежит к числу актуальных проблем теории и практики современной педагогики. На современном этапе развития высшего образования в важнейших законодательных и нормативных документах обозначена проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей и молодёжи, которая детерминирована социальными потребностями нашего общества [1,2]. Перед работниками высшей и средней школы поставлена задача идентификации одарённых обучающихся, разработки стратегии и создания психолого-педагогических условий работы с ними.
Представляется перспективным рассмотрение профессиональной деятельности преподавателей в этом ракурсе. Особое значение в этом смысле должно быть придано изучению индивидуальных особенностей, различных способностей обучающихся, которые тесно связаны с их одарённостью. Не меньшее значение имеет разработка тестовых заданий, направленных на выявление различных видов одарённости.
Актуальность проведения подобных исследований заключается в диагностировании одарённости подростков-студентов и их педагогической поддержки. Данная задача нацелена на выявление и создание условий для наиболее талантливых молодых людей - будущих учёных, руководителей, специалистов в различных сферах деятельности нашего общества. Это позволит нашей стране занимать лидирующие позиции в мировом сообществе, добиваться значимых результатов в различных областях - политике, экономике, науке, образовании, медицине, спорте и т.д. Другими словами, наблюдается тенденция достигать акме, вершину в профессиональной и творческой деятельности.
МЕТОДОЛОГИЯ.
Целью данной статьи является раскрытие понятия филологическая одарённость и поиск средств её развития у студентов. Для раскрытия обсуждаемой проблемы, использованы общенаучные методы исследования: дедукция, анализ, синтез, индукция. Стремление молодёжи быть личностью, индивидуальностью составляет важнейшую тенденцию современного общества. В различных странах наблюдается тренд в молодёжной среде добиваться лидирующих позиций в различных сферах жизнедеятельности, внедрять инновации, менять выполнение профессиональной деятельности.
Анализируемый феномен одарённости означает целостное развитие личности обучающегося, которое имеет не только персональное, но и социальное значение, востребованное в нашем обществе. Одарённая личность соответствует творческой, функциональной личности, которая мыслит нестандартно, находит инновационные пути и средства решения их профессиональных задач. Необходимость педагогической поддержки одарённых обучающихся вызвана их особой чувствительностью к осуществлению профессиональной деятельности, своеобразием поведения и мышления. Педагогическая поддержка одарённых детей и молодёжи направлена на реализацию права личности, на индивидуальность в современном мире.
Стремление молодёжи быть личностью, индивидуальностью, составляет важнейшую тенденцию современного общества. В различных странах наблюдается тренд в молодёжной среде добиваться лидирующих позиций в различных сферах жизнедеятельности, внедрять инновации, совершенствовать выполнение профессиональной деятельности.
Исследуя феномен одарённости выдающиеся педагоги (Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А., Бабанский Ю.К.); психологи (Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М., Юнг К.Г., Гилфорд Дж.); методисты (Крутецкий В.А., Лейтис Н.С., Матюшкин А.М., Кабанова-Меллер Е.П.) полагают, что «одарённость» означает выдающиеся способности, которые позволяют достичь наиболее значимых
результатов в той или иной области человеческой деятельности. Одарённый обучающийся имеет врождённые задатки для осуществления определённого вида деятельности в которой он достигает наиболее значимые результаты, высший уровень её реализации.
В психолого-педагогической литературе вид одарённости означает отличительные имеющиеся или потенциальные возможности в интеллектуальной, творческой, художественной сферах, в области общения (лидерства) и в области психомоторики [2]. Интеллектуальные способности означают большие возможности реализации в учебной деятельности, которые возможно будет применить в будущей деятельности исследователя или учёного. Творческие способности состоят из художественных, музыкальных, актёрских и филологических способностей, которые позволяют достигать вершины в этой деятельности. Технические способности соотносятся с инженерной деятельностью; социальные способности -с деятельностью лидера. Спортивные способности предполагают целый комплекс природных качеств.
Рассматривая понятие филологическая одарённость, следует отметить, что оно в современной психолого-педагогической литературе сформулировано с различных точек зрения. В большинстве трудов под одарённостью рассматривается высокий уровень знаний обучающихся, проявляемый как на занятиях, так и во внеурочной деятельности.
В данной связи следует обратиться к самому понятию одарённость. Общая одарённость, как считает Б.Г. Ананьев, определяется совокупностью интеллекта, эмоциональной сферы, темперамента, скорости выполнения деятельности [3]. Данные компоненты помогают обучающимся быть продуктивными во многих сферах человеческой деятельности. Общую академическую одарённость следует рассматривать как один из признаков одарённости филологической.
Обращаясь к вопросу филологической одарённости в области иностранных языков, необходимо отметить, что дополнительно к характеристикам филологической одарённости следует добавить владение умениями межкультурного взаимодействия, «языковое чутьё», развитые коммуникативные навыки.
Большое значение в данной связи имеет также понятие межкультурная коммуникативная компетенция. Само понятие компетенция получило многоаспектное освещение в трудах российских и зарубежных учёных (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, Дж. Равен, Н. Хомски).
Понятие коммуникативная компетенция впервые появилось в работах Д. Хаймса. Анализ понятия межкультурная коммуникативная компетенция предполагает рассмотрение феноменов коммуникация и общение. Их исследование проводилось лингвистами, психологами, социологами. При этом феномен коммуникация и общение с позиций социологии и психологии считаются взаимосвязанными понятиями. Сама коммуникация в данном случае есть процесс передачи информации в ходе межличностного общения, обмена чувствами и мыслями. Это есть межличностное взаимодействие которое реализуется в ходе обмена информацией.
В работах лингвистов феномен коммуникация представляет обмен мыслями в форме речевых сигналов. Представители лингвистической науки трактуют общение как коммуникацию языков в речевых ситуациях.
Таким образом, понятие общение представляет социально-обусловленный процесс обмена информацией, а также мыслями и чувствами в деятельности человека. В отличии от процесса общения коммуникация представляет социально-обусловленный процесс, в ходе которого происходит обмен информацией с помощью как вербальных, так и невербальных средств.
Рассматривая проблему филологической одарённости в области иностранных языков, необходимо отметить, что авторы обращаются при этом к понятиям
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3(32)
125
Romanova Olga Vladimirovna, Kapichnikov Alexander Ivanovich, Didusenko Elena Nikolaevna and others DEVELOPMENT OF PHILOLOGICAL TALENT THROUGH INNOVATIVE ...
pedagogical sciences
лингвистическая одарённость, которая соотносится с уровнем способностей к мышлению на чужом языке [4]. Данная одарённость также предполагает способность общаться на иностранном языке, а также сформированную мотивацию к изучению иностранного языка. В данном контексте филологическая одарённость опирается на выбор правильных устойчивых сочетаний в конкретной речевой ситуации.
Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе выделяется лингвистическая одарённость, которая анализируется в контексте изучения русского языка [5,6]. Лингвистическая одарённость в данном случае трактуется как способность к языку. В равной степени это относится и к изучению иностранных языков, когда обучающиеся овладевают иноязычными знаниями, а также умениями корректно использовать педагогические средства при изучении иностранных языков. Данные факторы обуславливают становление филологической грамотности и филологической одарённости [7].
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Результатом проведенного исследования является соотнесение филологической одарённости с надпред-метной совокупностью способностей, включающей в себя коммуникативный и языковой компоненты.
В этом отношении интересна модель филологически одарённого ребёнка, разработанная Н.В. Бухловой. Так, языковая (лингвистическая) одарённость в представленных её толкованиях соответствует двум уровням: коммуникативному (культура речи и общения) и языковому (способности к овладению знаниями о языке).
Данные компоненты в совокупности могут обеспечить эффективное овладение иноязычной речевой деятельностью с помощью традиционных и инновационных педагогических средств.
К результатам проведенного исследования следует отнести выявленные наиболее эффективные педагогические средства: технология критического мышления (critical thinking technology), видео-конференции, включение интернет - ресурсов в структуру занятия, порталы зарубежных вузов, использование электронной почты, различных дискуссионных групп, например веб-форумы и т.д. Проблема применения инновационных средств в образовательном процессе современных вузов получила освещение в работах вузовских учёных и практиков [812].
ВЫВОДЫ
Таким образом, в статье представлен один из путей решения развития филологической одарённости с помощью инновационных педагогических средств. Перспективами дальнейших исследований может быть определение педагогических условий развития данного вида одарённостей у студентов современного вуза.
Определение педагогических условий, которые преподаватели создадут в образовательном пространстве современных вузов обеспечит возможность студентам целенаправленно развивать филологические способности, достигать значимых результатов в процессе выполнения учебно-речевой деятельности. Достижение высоких уровней филологических способностей будет соответственно означать развитие филологической одарённости у бакалавров, магистрантов и аспирантов различных вузов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон РФ «Об образовании». [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Рабочая концепция одаренности. (под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова и др.). //М.: Министерство образования Российской федерации, 2003 90 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб. Питер, 2001. 200 с.
4. Румянцева М. В. Обучение лингвистически одарённых школьников иностранному языку в условиях дополнительного образования: дис. Канд. пед. наук. СПб., 2006. 188 с.
5. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: условия, решения, комментарии. М.: Индрик, 1995. 208 с.
6. Норман Б. Ю. Русский язык в задачах и ответах. М.: Флинта,
2009. 384 с.
7. Сидоренкова Л. И. Возрастные различия в структуре языковых способностей и возможности их учёта в процессе обучения иностранному языку //Психология обучения. 2008. №10. С. 14-28
8. Капичников А.И. Формирование мотивации учебной деятельности в системе «лицей-университет» //диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Саратов, 2000
9. Капичников А.И. Учебное пособие к курсу «педагогика и психология» //Саратов, 2009.
10. Балакирева Е.И., Игнатьева О.Г. Развитие творческой одаренности школьников: педагогические аспекты // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 228-231.
11. Дурманенко О.Л. Анализ видовых проявлений детской одаренности //Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 22-24.
12. Калиниченко Э.Б., Романова О.В., Капичников А.И., Капичникова О.Б. Проблема формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. //European Social Science Journal. 2016. № 9. С. 90-93.
Статья поступила в редакцию 12.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020