Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / СПОРТИВНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / СПОСОБНОСТИ / СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИУМ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / PEDAGOGICAL GIFTEDNESS / SPORTS GIFTEDNESS / MODERN SOCIETY / PERSONAL DEVELOPMENT / IMPROVEMENT OF STUDENTS' TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеев Игорь Владимирович, Капичникова Ольга Борисовна, Гордеева Елена Николаевна, Капичников Александр Иванович, Гуреева Влада Леонидовна

В предлагаемой статье рассмотрена проблема педагогических условий, способствующих развитию спортивно одаренных студентов. Глобальные изменения в различных сферах жизнедеятельности людей во многих странах определили необходимость инновационных изменений в подготовке студентов, в частности в области спортивной деятельности. Возросла потребность в развитии индивидуальных способностей студентов как будущих модераторов мирового прогресса. Развитие, способы и проявление субъектности студентов способствует эффективности их реализации в окружающем социуме. Концептуальным ориентиром в организации процесса обучения в вузе могут быть постулаты развития личности в окружающем социуме, определение педагогических средств, условий развития личностных функций студентов. В настоящее время создаются предпосылки новой парадигмы образования, базирующейся на максимальном развитии творческих способностей студентов, различных видов их одаренности, в частности спортивной. Изменение содержательной и технологической составляющей образовательного процесса связанно с цифровизацией современного высшего образования. Всё большее значение в условиях высшей школы приобретают индивидуальные формы организации процесса обучения. Постоянно происходит трансформация педагогики грамотности в педагогику развития творческих способностей и различных видов одарённости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеев Игорь Владимирович, Капичникова Ольга Борисовна, Гордеева Елена Николаевна, Капичников Александр Иванович, Гуреева Влада Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SPORTS-GIFTED STUDENTS

The article deals with the problem of pedagogical conditions that contribute to the development of sports-gifted students. Global changes in various spheres of human life in many countries have determined the need for innovative changes in the training of students, in particular, in the field of sports. The need to develop students' individual abilities as future moderators of world progress has increased. The development, methods and manifestation of students' subjectivity contribute to the effectiveness of their implementation in the surrounding society. The postulates of personal development in the surrounding society, the definition of pedagogical tools, conditions for the development of students ' personal functions can be a conceptual guideline in the organization of the learning process at the University. Currently, the prerequisites for a new paradigm of education are being created, based on the maximum development of students ' creative abilities, various types of their giftedness, in particular sports. Changes in the content and technological component of the educational process are associated with the digitalization of modern higher education. Individual forms of organization of the learning process are becoming increasingly important in higher education. The pedagogy of literacy is constantly being transformed into the pedagogy of developing creative abilities and various types of giftedness of students.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ»

цированным тренером. В этой связи, многие прибегают к самостоятельным тренировкам. В таком случае, проблемой становится недостаточный уровень знаний занимающихся о правилах организации собственного тренировочного процесса. Поэтому, возникает необходимость использования различных ресурсов сети интернет, которые не всегда подойдут конкретному человеку из-за отсутствия контроля действий и обратной связи. Это послужило обоснованием для начала разработки программы-приложения «Спорт всегда под рукой», основанной на знаниях теории и методики физической культуры и физиологии мышечной деятельности, а также самоконтроле и учете динамики функционального состояния организма, с последующей коррекцией программы занятий по мере роста тренированности. Также, это будет актуально в рамках реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни», целью которого является плановое увеличение доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. Предполагается, что наличие доступных на современном этапе технических средств самоконтроля (пульсометры, мобильные телефоны, компьютерные программы) позволит повысить эффективность и безопасность тренировочных занятий за счет объективной индивидуализации нагрузок и их контроля у лиц, имеющих различный морфофункциональный статус и уровень здоровья [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Иорданская Ф.А. Компьютерные тесты в мониторинге функциональной подготовленности высококвалифицированных спортсменов в процессе тренировочных мероприятий / Ф.А. Иорданская. - Москва : Спорт, 2019. - 72 с.

2. Кучкин С.Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности: учебное пособие / С.Н. Кучкин. - Волгоград : [б. и.]. - 1994. - 104 с.

3. Макарова Г.А. Спортивная медицина : учебник. - Москва : Советский спорт, 2003. -

480 с.

4. Масляк И.П. Физическое здоровье женщин молодого и среднего возраста под влиянием упражнений степ-аэробики / И.П. Масляк // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2015. - № 10. - С. 45-50.

REFERENCES

1. Jordanskaya, F.A. (2019), Computer tests in monitoring the functional readiness of highly qualified athletes in the process of training activities, Sport, Moscow.

2. Kuchkin, S.N. (1994), Methods for assessing the level of health and physical performance: textbook, Volgograd..

3. Makarova, G.A. (2003). Sports medicine: textbook, Soviet sport, Moscow.

4. Maslyak, I.P. (2015), "Physical health of young and middle-aged women under the influence of step-aerobics exercises", Pedagogy, psychology and medico-biological problems of physical education and sport, No. 10, pp. 45-50.

Контактная информация: gorbaneva@bk.ru

Статья поступила в редакцию 11.10.2020

УДК 378.147

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО ОДАРЕННЫХ

СТУДЕНТОВ

Игорь Владимирович Гордеев, доцент, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.; Ольга Борисовна Капичникова, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского; Елена Николаевна Гордеева, старший преподаватель, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.; Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Сара-

товский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова; Влада Леонидовна Гуреева, преподаватель, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Аннотация

В предлагаемой статье рассмотрена проблема педагогических условий, способствующих развитию спортивно одаренных студентов. Глобальные изменения в различных сферах жизнедеятельности людей во многих странах определили необходимость инновационных изменений в подготовке студентов, в частности в области спортивной деятельности. Возросла потребность в развитии индивидуальных способностей студентов как будущих модераторов мирового прогресса. Развитие, способы и проявление субъектности студентов способствует эффективности их реализации в окружающем социуме. Концептуальным ориентиром в организации процесса обучения в вузе могут быть постулаты развития личности в окружающем социуме, определение педагогических средств, условий развития личностных функций студентов. В настоящее время создаются предпосылки новой парадигмы образования, базирующейся на максимальном развитии творческих способностей студентов, различных видов их одаренности, в частности спортивной. Изменение содержательной и технологической составляющей образовательного процесса связанно с цифровизацией современного высшего образования. Всё большее значение в условиях высшей школы приобретают индивидуальные формы организации процесса обучения. Постоянно происходит трансформация педагогики грамотности в педагогику развития творческих способностей и различных видов одарённости студентов.

Ключевые слова: педагогическая одаренность, спортивная одаренность, способности, современный социум, развитие личности, совершенствование подготовки студентов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p96-99

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SPORTS-GIFTED

STUDENTS

Igor Vladimirovich Gordeev, the senior lecturer, Yuri Gagarin Saratov State Technical University; Olga Borisovna Kapichnikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Saratov State University; Elena Nikolaevna Gordeeva, the senior lecturer, Yuri Gagarin Saratov State Technical University named after; Alexander Ivanovich Kapichnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Saratov State Vavilov Agrarian University, Vlada Le-

onidovna Gureeva, the teacher, Yuri Gagarin Saratov State Technical University

Abstract

The article deals with the problem of pedagogical conditions that contribute to the development of sports-gifted students. Global changes in various spheres of human life in many countries have determined the need for innovative changes in the training of students, in particular, in the field of sports. The need to develop students' individual abilities as future moderators of world progress has increased. The development, methods and manifestation of students' subjectivity contribute to the effectiveness of their implementation in the surrounding society. The postulates of personal development in the surrounding society, the definition of pedagogical tools, conditions for the development of students ' personal functions can be a conceptual guideline in the organization of the learning process at the University. Currently, the prerequisites for a new paradigm of education are being created, based on the maximum development of students ' creative abilities, various types of their giftedness, in particular sports. Changes in the content and technological component of the educational process are associated with the digitalization of modern higher education. Individual forms of organization of the learning process are becoming increasingly important in higher education. The pedagogy of literacy is constantly being transformed into the pedagogy of developing creative abilities and various types of giftedness of students.

Keyword: pedagogical giftedness, sports giftedness, modern society, personal development, improvement of students' training.

Большое значение на современном этапе имеет проблема развития спортивной одаренности студентов. Проблема определения, поддержки и развития одарённых студен-

тов принадлежит к числу важных направлений современной педагогической науки. Она названа в последних важнейших законодательных и нормативных документах в области педагогики высшей школы [4, 5]. В психолого-педагогических трудах поставлена задача идентификации одарённых школьников и студентов, а также определение психолого-педагогических условий их развития.

Во многих публикациях педагогов и психологов феномен одаренности трактуется как неповторимое уникальное развитие личности обучающихся. Оно включает не только процессуальное, но и социально значимое содержание, востребованное в нашем обществе.

Одаренные студенты, характеризуются творческим стилем мышления, позволяющим успешно решать инновационные задачи. Их также характеризует чувствительность при реализации различных профессиональных задач, нестандартные поведенческие реакции. Проблема одаренности не является абсолютно новой для педагогики. Отдельные её аспекты анализировались Ю.К. Бабанским, К. Д. Ушинским, В.А. Сухомлинским. Данная проблема интересовала психологов (С.Л. Рубинштейн, К.Г. Юн, Дж. Гилфорд). Методические аспекты обсуждаемой проблемы проанализированы ВА. Крутецким, Н.С. Лей-тисом, М.А. Матюшкиным, Е.П. Кабановой - Меллер. Общей позицией учёных является взгляд на одаренность как на выдающиеся способности личности, которые помогают ей достичь высоких результатов в том или ином виде жизнедеятельности.

Поскольку реализация одаренности возможна в различных видах жизнедеятельно -сти, выделяют различные виды одаренности - интеллектуальную, творческую, техническую, социальную, спортивную. Интеллектуальная одаренность помогает достичь значительных результатов в учебной и научной деятельности. Творческая одаренность, включающая художественные, музыкальные, литературные и иные способности, детерминирующие успехи в творческой деятельности. Успешной подготовке лидеров помогает обладание социальной одаренностью.

Остановимся на вопросе спортивной одаренности. Данный вид одаренности представляет комплекс природных качеств студента, который помогает достичь спортивных успехов. Это врожденные особенности студента, обеспечивающие уровень его спортивных достижений. В трудах педагогов и психологов различают три уровня развития спортивных способностей. К первой группе относятся общие способности, предполагающие хорошее или отличное здоровье, нормальное физическое развитие, настойчивость, работоспособность, а также мотивацию к спортивной деятельности. Ко второй группе относятся элементы спортивных способностей (успешное освоение спортивной техники, адаптация к различным мышечным напряжениям, хороший уровень функциональной подготовки, умение купировать утомление, своевременное восстанавливаться после тренировок). Третья группа включает специальные элементы спортивных способностей, а именно увеличение спортивных результатов, хороший уровень развития специальных спортивных качеств, высокая мобильность, умение находиться в условиях противоборства с соперниками. Следует отметить, что в различных видах спорта выделяет разные качества. Так в беге, плавании, спортивной ходьбе, лыжных гонках, конькобежном спорте, в структуре способностей присутствует стабильность мышечно-двигательных диффе-ренцировок, умение регулировать темп, ритм, адекватно оценивать своё функциональное состояние. В лёгкой атлетике, пятиборье, гимнастике, фигурном катании требуются мы-шечно-двигательные дифференцировки, пространственно-временная ориентировка, а также чувство ритма и темпа. В других играх и видах единоборства важны психические качества восприятия различных ситуаций, осуществление творческих решений в спортивных соревнованиях.

Особое значение имеет процесс выявления спортивно одарённых студентов. Он предполагает критерии, к числу которых относятся: интерес к спортивной деятельности, который требует тонкую и точную моторику; обладание зрительно-моторной координа-

цией; владение различными движениями; сохранение равновесия при выполнении двигательных упражнений; владение телом при маневрировании, в условиях старта, остановки, изменения направления; высокий уровень развития двигательных навыков, проявляющихся при ходьбе, беге, прыжках и т.д.

Создание условий для развития спортивно одарённых студентов должно носить планомерный и системный характер и включать несколько этапов: выявление спортивно одарённых студентов в процессе обучения в вузе (в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре); использование в процессе обучения студентов индивидуальной педагогической поддержки с учётом различных особенностей личности одарённого студента; отбор спортивно одарённых студентов для занятий в спортивных кружках; определение технологии развития спортивных способностей студентов, а также инновационных форм, методов и средств обучения в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Различные аспекты совершенствования подготовки студентов в вузе рассмотрена в работах учёных и практиков [1, 2, 3].

Проблема выявления и развития спортивно одарённых студентов в вузе требует системного и личностно-ориентированного подходов. Научная новизна данной статьи состоит в обосновании педагогических условий выявления и развития спортивно одарённых студентов. Практическая значимость статьи заключается в определении критериев отбора таких студентов и обеспечении их педагогической поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Капичников А.И. Учебное пособие к курсу «Педагогика и психология» / А.И. Капични-ков. - Саратов : Наука, 2009. - 106 с.

2. Капичников А.И. Формирование мотивации учебной деятельности в системе «лицей-университет» : дис. ... канд. пед. наук / Капичников Александр Иванович. - Саратов, 2000. - 175 с.

3. Рыжкова И. В. Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования / И. В. Рыжкова, А. И. Капичников, О. Б. Калинникова // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). - Челябинск, 2014. -С. 160-162.

4. Концепция 2020: развитие образования // Учительская газета. - 2008. - 17 июня. - URL: http://www.ug.ru/archive/25192 (дата обращения: 01.06.2020).

5. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева Ю. Д. и др. ; науч. ред. Шадриков В. Д. - Москва : Магистр, 1998. - 66 с.

REFERENCES

1. Kapichnikov, A.I. (2009), Textbook for the course "Pedagogy and psychology", Nauka, Saratov.

2. Kapichnikov, A. I. (2000), Formation of motivation of educational activity in the system "Lyceum-University", dissertation, Saratov.

3. Ryzhkova, I.V., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2014), "Development of educational motivation of students in the conditions of a new system of higher education", Pedagogy: traditions and innovations: materials of the V International. scientific. conf. (Chelyabinsk, June 2014), Chelyabinsk, pp. 160-162.

4. The concept of modernization of Russian education for the period up to 2020, available at: http://www.ug.ru/archive/25192 (date accessed: 01.06.2020).

5. Bogoyavlenskaya, D.B. et al (1998), Working concept of giftedness, Magister, Moscow.

Контактная информация: alexsgau@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.