Научная статья на тему 'ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОДАРЁННОСТЬ'

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОДАРЁННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННОСТЬ / ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ ОДАРЁННОСТИ / РАЗДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ ПРИРОДНЫХ ЗАДАТКОВ / СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ / РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ / GIFTEDNESS / GENESIS OF THE CONCEPT OF GIFTEDNESS / DIVISION OF PHYSICAL AND INTELLECTUAL LABOR / INTELLECTUAL ABILITIES / DEVELOPMENT OF NATURAL INCLINATIONS / ABILITY TO CREATIVITY / DEVELOPMENT OF GIFTEDNESS IN THE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гижов Владимир Александрович, Капичникова Ольга Борисовна, Поздникин Алексей Анатольевич, Рубанова Марина Евгеньевна, Капичников Александр Иванович

В статье представлена проблема одарённости в контексте философских и историкопедагогических работ. Рассмотрены важнейшие нормативные документы по проблеме одарённости. Определены исторические предпосылки возникновения понятий интеллектуальные способности и одарённость. Проанализированы взгляды Платона, Аристотеля, Г.В. Гегеля, И. Канта, Ф. Бекона на проблему интеллектуальных способностей и одарённости как высшего уровня развития этих способностей личности. Раскрыто значение процесса обучения при развитии одарённости. Теоретическая значимость данной статьи, в которой представлены анализ понятия одарённость, его генезиса и развития в философских, историко-педагогических учениях заключается в следующем. Показано, что возникновение данного явления стало возможным в связи с разделением физического и интеллектуального труда, созданием возможностей для выделения отдельных членов социума, наиболее уважаемых представителей, которые обладали интеллектуальными качествами для воспитания подрастающего поколения. Анализ трудов известных философов, историков, педагогов выявил, что одарённость личности соотносится с наличием природных задатков (способностей). Практическая значимость статьи заключается в возможности разработки педагогических условий и средств развития одарённости у студентов современного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гижов Владимир Александрович, Капичникова Ольга Борисовна, Поздникин Алексей Анатольевич, Рубанова Марина Евгеньевна, Капичников Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL, PEDAGOGICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE CONCEPT OF GIFTEDNESS

The article presents the problem of giftedness in the context of philosophical and historical-pedagogical works. The most important normative documents on the problem of giftedness are considered. The historical prerequisites for the emergence of the concepts of intellectual abilities and giftedness are defined. The article analyzes the views of Plato, Aristotle, G. V. Hegel, I. Kant, and F. Bacon on the problem of intellectual abilities and giftedness as the highest level of development of these personal abilities. The significance of the learning process in the development of giftedness is revealed. The theoretical significance of this article, which presents an analysis of the concept of giftedness, its genesis and development in philosophical, historical and pedagogical teachings is as follows. It is shown that the emergence of this phenomenon became possible in connection with the division of physical and intellectual labor, creating opportunities for identifying individual members of society, the most respected representatives who had intellectual qualities for the upbringing of the younger generation. The analysis of the works of famous philosophers, historians, and teachers has revealed that the giftedness of a person correlates with the presence of natural inclinations (abilities). The practical significance of the article lies in the conclusion that the development of students ' abilities is carried out in the process of training and education in modern conditions of effective three-stage higher education, which involves the formation of various types of educational activities.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОДАРЁННОСТЬ»

3. Kvashuk, P.V. and Zhilyakov, A.A. (2012), Nordic combined: an approximate program of sports training for CYSS, SDYUSHOR and SHVSM, Moscow, available at: . http://www.skijumpingrus.rU/_/12/Dvoebore_Programma_dlya_DYuSSh.docx (data of accessed: 01/10/2020).

4. Korovin, D.V. and Ardashev, A.E. (2016), "Problems of ski Nordic event in Russia", Modern trends in the development of science and technology, No. 11-8, pp. 100-102.

5. Pogudin, S.M. Chumakov, V.N. and Fonarev D.V. (2015), "Improvement of the educational and training process of qualified skiers-double-athlete", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 74-76.

6. Popova A.I. and Pashkin, R.B. (2015), "Actual problems of sports training qualified ski jumpers", Ecology. Health. Sports: VI International Scientific and Practical Conference, Chita, pp. 329-333.

7. Chumakov, V.N. and Cherepanov I.V. (2014), "Model characteristics of the competitive activity of qualified double-athlete skiers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (118), pp. 213-217.

Контактная информация: gmr_001@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2020

УДК 376.5

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ

ОДАРЁННОСТЬ

Владимир Александрович Гижов, кандидат исторических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова; Ольга Борисовна Капични-кова, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского; Алексей Анатольевич Поздникин, кандидат исторических наук доцент, Марина Евгеньевна Рубанова, кандидат юридических наук, доцент, Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова

Аннотация

В статье представлена проблема одарённости в контексте философских и историко-педагогических работ. Рассмотрены важнейшие нормативные документы по проблеме одарённости. Определены исторические предпосылки возникновения понятий интеллектуальные способности и одарённость. Проанализированы взгляды Платона, Аристотеля, Г.В. Гегеля, И. Канта, Ф. Бекона на проблему интеллектуальных способностей и одарённости как высшего уровня развития этих способностей личности. Раскрыто значение процесса обучения при развитии одарённости. Теоретическая значимость данной статьи, в которой представлены анализ понятия одарённость, его генезиса и развития в философских, историко-педагогических учениях заключается в следующем. Показано, что возникновение данного явления стало возможным в связи с разделением физического и интеллектуального труда, созданием возможностей для выделения отдельных членов социума, наиболее уважаемых представителей, которые обладали интеллектуальными качествами для воспитания подрастающего поколения. Анализ трудов известных философов, историков, педагогов выявил, что одарённость личности соотносится с наличием природных задатков (способностей). Практическая значимость статьи заключается в возможности разработки педагогических условий и средств развития одарённости у студентов современного вуза.

Ключевые слова: одарённость, генезис понятия одарённости, разделение физического и интеллектуального труда; интеллектуальные способности, развитие природных задатков, способность к творчеству, развитие одарённости в процессе обучения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p83-86

HISTORICAL, PEDAGOGICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE CONCEPT OF

GIFTEDNESS

Vladimir Alexandrovich Gizhov, the candidate of historical sciences, senior lecturer, Saratov State Vavilov Agrarian University; Olga Borisovna Kapichnikova, the candidate of pedagogical of sciences, professor, Saratov State University named after N. D. Chernyshevsky; Alexey Anatolievich Pozdnikin, the candidate historical sciences, senior lecturer, Marina Evgenievna Rubanova, candidate of law, senior lecturer, Alexander Ivanovich Kapichnikov, the candidate of pedagogical of sciences, senior lecturer, Saratov State Vavilov Agrarian University

Abstract

The article presents the problem of giftedness in the context of philosophical and historical-pedagogical works. The most important normative documents on the problem of giftedness are considered. The historical prerequisites for the emergence of the concepts of intellectual abilities and giftedness are defined. The article analyzes the views of Plato, Aristotle, G. V. Hegel, I. Kant, and F. Bacon on the problem of intellectual abilities and giftedness as the highest level of development of these personal abilities. The significance of the learning process in the development of giftedness is revealed. The theoretical significance of this article, which presents an analysis of the concept of giftedness, its genesis and development in philosophical, historical and pedagogical teachings is as follows. It is shown that the emergence of this phenomenon became possible in connection with the division of physical and intellectual labor, creating opportunities for identifying individual members of society, the most respected representatives who had intellectual qualities for the upbringing of the younger generation. The analysis of the works of famous philosophers, historians, and teachers has revealed that the giftedness of a person correlates with the presence of natural inclinations (abilities). The practical significance of the article lies in the conclusion that the development of students ' abilities is carried out in the process of training and education in modern conditions of effective three-stage higher education, which involves the formation of various types of educational activities.

Keyword: Giftedness, genesis of the concept of giftedness, division of physical and intellectual labor, intellectual abilities, development of natural inclinations, ability to creativity, development of gift-edness in the learning process.

Значение понятия и явления одарённости студенческой молодёжи усиливается в настоящее время. Приобретает особую значимость вопрос о развитии одарённости обучающихся в образовательном процессе вузов благодаря появлению информационных технологий и цифровой экономики. Интеллектуальный ресурс приобретает статус решающего фактора в процессе глобальной конкуренции в мировом масштабе и как следствие задача выявления и развития молодых людей с различными видами одарённости приобрела не только персональное, но и социальное и правовое измерение в нашем обществе. Важность данной проблемы привела к её отражению в нормативно-правовых документах не только федерального, но и регионального значения [1, 2]. Более 50 стран участвуют в работе мирового клуба для одарённых и талантливых детей.

Феномен одарённости стал предметом изучения в работах отечественных и зарубежных учёных (Г. Мюнстерберг, Г.И. Россолимо, Д.Б. Богоявленская, В.А. Крутецкий, В. Д. Шадриков и др.).

Плодотворность научных изысканий в данном направлении в значительной степени обусловлена рассмотрением генезиса и процесса становления проблемы одарённости в работах выдающихся представителей философской, исторической и педагогической науки.

Впервые философское осмысление феномена одарённости было дано Платоном в трактате «Государство». Великий философ выдвинул идею природного неравенства людей, наличия способностей и наклонностей отдельных представителей как фактора идеального политического устройства в стране [3]. Важно отметить, что Платон придаёт большое значение воспитанию и обучению в процессе развития природных задатков лич-

ности. Платон отмечает, что именно правильное обучение и воспитание «.... пробуждает в человеке хорошие природные задатки, а у кого они уже были, те, благодаря такому воспитанию становятся ещё лучше» [3, с.193].

Аристотель, Гераклит и Эпикур рассматривая данные от природы человеку способности, считают, что они представляют собой только первоначальные качества, которые могут развиваться до совершенных личностных качеств, или остаться невостребованными, нереализованными.

Развивая данную мысль, Гераклит полагал, что душа каждого человека взаимодействует с Логосом как смыслообразующим началом Вселенной. Однако, при этом только незначительная часть людей может преобразовывать эту способность в совершенное качество личности.

Развитие способностей в процессе интеллектуального труда также отмечал Аристотель. Великий философ феномен одарённости (мудрости) связывал с понятиями «... научное знание и постижение умом вещей по природе наиболее ценных» [4, с 180].

В контексте данной статьи важно отметить, что философ обратил внимание на взаимосвязь педагогических способностей и одарённости. Аристотель был первым, кто выделил двусторонний характер процесса обучения, во время которого «... не только обучаемый совершенствует свои природные задатки, но и обучающий развивает свои способности» [4, с. 66].

Проблема одарённости получила освещение в трудах Ф. Бэкона. В сравнении с античными философами, которые основу одарённости связывали с интеллектом, этот английский мыслитель считал необходимым развитие природной одарённости с помощью педагогики [7, с. 396]. Постулат о развитии природных способностей, лежащих в основе одарённости, получил в трудах этого учёного дальнейшее подтверждение.

Ещё одним учёным, кто рассмотрел проблему взаимосвязи феномена одарённости и процесса обучения был И. Кант. В своей работе «Антропология с прагматической точки зрения» философ феномен природных способностей соотносит с понятием интеллект, а понятие гений не только с понятием интеллект и оригинальностью мышления, но и со способностью к обучению [5, с. 254].

Другой известный философ - Г.В. Гегель рассматривает понятия талант и гениальность как высшую форму одарённости. А сама одарённость, по мнению учёного, осуществляется в способности к творчеству. Важна позиция И.В. Гегеля не только о важности обладания человеком природными задатками, но и их развития [6, с. 74-75].

Анализ трудов известных философов, историков, педагогов выявил, что одарённость личности соотносится с наличием природных задатков (способностей). Практическая значимость статьи заключается в возможности разработки педагогических условий и средств развития одарённости у студентов современного вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.09.2020).

2. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д.Б. (отв. исполн.) и др. - Москва : Магистр, 1998. - 66 с.

3. Платон. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 3 : Государство / Платон. - Москва : Мысль, 1994.- 654 с.

4. Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 4 : Политика / Аристотель. - М. : Мысль, 1983. - 830 с.

5. Кант, И. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 7 : К вечному миру. Спор факультетов. Антропология. Успехи метафизики / И. Кант. - Москва : ЧОРО, 1994. - 494 с.

6. Гегель, Г.В. Энциклопедия философских наук. Философия духа / Г.В. Гегель. - М. : Мысль, 1979. - 471 с.

7. Бэкон Ф. Сочинения в 2 т. : Т. 1/ Ф. Бэкон. - Москва : Мысль, 1977. - 567 с.

REFERENCES

1. State Duma of the Russian Federation (2012), "On education in the Russian Federation", Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 01.09.2020).

2. Bogoyavlenskaya, D.B. (1998), Working concept of giftedness, Thought, Moscow.

3. Platon (1994), State, Collection of essays, Vol. 3, Thought, Moscow.

4. Aristotle (1983), Politics, Works, Vol. 4, Thought, Moscow.

5. Kant, I., (1994), Collected works, Vol. 7. To the eternal world; Controversy of faculties; Anthropology; The successes of metaphysics, CHORO, Moscow.

6. Hegel, G. V. (1979), Encyclopedia of philosophical Sciences, Vol. 3, Thought Moscow.

7. Bacon, F. (1977), Works in 2 volumes, Thought, Moscow. Контактная информация: alexsgau@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.10.2020

УДК 799.31

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРЕЛКОВ СПОРТСМЕНОВ ИЗ

БОЕВОГО ОРУЖИЯ

Антон Михайлович Гилёв, старший преподаватель, мастер спорта России, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань

Аннотация

В статье представлено описание результатов экспериментального исследования методики физической подготовки стрелков из боевого оружия, строящейся с учетом конструкторских отличительных особенностей боевого оружия. Приведены виды физических упражнений, направленных на развитие необходимых двигательных качеств, обеспечивающих рост результатов стрелков из боевого оружия. Представлена структура физической подготовки стрелков в различных тренировочных периодах.

Ключевые слова: боевое оружие, общая физическая подготовка, физические упражнения, двигательные качества, уголовно-исполнительная система.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p86-90

GENERAL PHYSICAL TRAINING OF SHOOTERS ATHLETES FROM COMBAT

WEAPONS

Anton Mikhailovich Gilev, the senior teacher, master of sports of Russia, Academy of Law and Management of the Federal penitentiary service Russian, Ryazan

Abstract

The article describes the results of an experimental study of the method of physical training of shooters from combat weapons, which is being built taking into account the design features of combat weapons. The types of physical exercises aimed at developing the necessary motor qualities that ensure the growth of the results of shooters from combat weapons are given. The structure of physical training of shooters in different training periods is presented.

Keywords: combat weapons, General physical training, physical exercises, motor qualities, penal

system.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая подготовка в любом виде спорта, без исключения, является одним из главных компонентов. Стрельба из боевого ручного стрелкового оружия не исключение. Совершенствование мастерства, достижение высоких результатов требуют от организма спортсмена большие и разносторонние нагрузки. Боевой пистолей имеет некоторые различия и особенности от спортивного: калибр, большой вес порохового заряда в патроне,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.