Научная статья на тему 'Феномен одарённости в свете историко-педагогических учений'

Феномен одарённости в свете историко-педагогических учений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННОСТЬ / ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ ОДАРЁННОСТИ / РАЗДЕЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ ПРИРОДНЫХ ЗАДАТКОВ / СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ / РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ / GIFTEDNESS / THE GENESIS OF THE CONCEPT OF GIFTEDNESS / DIVISION OF PHYSICAL AND INTELLECTUAL LABOR / INTELLECTUAL ABILITIES / DEVELOPMENT OF NATURAL INCLINATIONS / ABILITY TO CREATIVITY / DEVELOPMENT OF GIFTEDNESS IN THE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гижов Владимир Александрович, Капичникова Ольга Борисовна, Поздникин Алексей Анатольевич, Капичников Александр Иванович, Гуреев Дмитрий Леонидович

В статье рассматривается проблема одарённости в контексте историко-педагогических и религиозных учений. Представлены важнейшие нормативные документы по проблеме одарённости. Раскрыты исторические предпосылки возникновения понятий интеллектуальные способности и одарённость. Рассмотрены взгляды известных философов Платона, Аристотеля, Г.В. Гегеля, И. Канта на проблему интеллектуальных способностей, таланта и одарённости как высшего уровня развития интеллектуальных способностей личности. Проанализирован генезис понятий одарённость и талант в свете религиозных учений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гижов Владимир Александрович, Капичникова Ольга Борисовна, Поздникин Алексей Анатольевич, Капичников Александр Иванович, Гуреев Дмитрий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenon of giftedness in the light of historical and pedagogical teachings

The article deals with the problem of giftedness in the context of historical, pedagogical and religious teachings. The most important normative documents on the problem of giftedness are presented. The historical background of the concepts of intellectual abilities and giftedness is revealed. The views of famous philosophers Plato, Aristotle, G. V. Hegel, I. Kant on the problem of intellectual abilities, talent and giftedness as the highest level of development of intellectual abilities of the person are considered. The Genesis of the concepts of giftedness and talent in the light of religious teachings is analyzed.

Текст научной работы на тему «Феномен одарённости в свете историко-педагогических учений»

4. Лабунская, В.А. О смысловом пространстве невербального общения / В.А. Лабунская // Российский психологический журнал. - 2014. - Том 11. - No. 3. - С. 93-109.

5. Лебедев, Ю. А. Телесно-двигательная деятельность как основа педагогических технологий развития дошкольника / Ю.А. Лебедев, Н.В. Ермилова // Мир психологии. - 2010. - No. 1. - С. 79-85.

6. Малышева, Е.В. Тактильность в системе телесной коммуникации. Основные подходы, понятия и предпосылки исследований / Е. В. Малышева // Мир лингвистики и коммуникации. - 2016. - No. 44. - С. 57-69.

7. Никитин, В.Н. Онтология телесности: смыслы, парадоксы, абсурд / В.Н. Никитин. - М. : Когито-Центр, 2006. - 320 с.

8. Пегов, В.А. Телесность как основа педагогической системы: от физического к телесному / В.А. Пегов // Сборник материалов 67-й научно-практической и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Смоленской государственной академии физической культуры, спорта, туризма по итогам НИРС за 2016 г. / под редакцией Д.Ф. Палецкого, Л.П. Грибковой. -Смоленск, 2017. - С. 114-117.

9. Сляднева, Л.Н. Телесная пластика в теории биомеханики и физического воспитания : ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук / Сляднева Любовь Николаевна. - Майкоп, 2005. - 69 с.

REFERENCES

1. Gorlova, I.I. and Baniege, O.N. (2015), "Bodily Integrity, Bodily Practices and Bodily Code in Relation to Issues", Law and Practice, No. 4, pp. 117-123.

2. Gorichev, V.V. (2012), "On Bodily Touch in the Lesson of Physical Culture", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 35-38.

3. Korolkov, A.N. (2016), "Sports mental imagery: the individual, specific and general", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 236-239.

4. Labunskaya, V.A. (2014), "On the sense space of non-verbal communication", Russian Psychological Journal, Vol. 11, No. 3, pp. 93-109.

5. Lebedev YaA, Yermilova N.V. (2010), "Bodily and motor activity as the basis of pedagogical technologies for the development of pre-school children", Mirpsihologii, No. 1, pp. 79-85.

6. Malysheva, E.V. (2016), "Tactility in the system of bodily communication. Basic approaches, concepts and prerequisites for research", World of Linguistics and Communication, No. 44, pp. 57-69.

7. Nikitin, V.N. (2006). Ontology corporeality: Meanings, paradoxes, nonsense, Kogito-Centre. Moscow, Russian Federation.

8. Pegov, V. A. (2017), "Body as the basis of the pedagogical system: from physical to bodily", A collection of materials from the 67th Scientific, Practical and Scientific Methodical Conference of the Faculty of the Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk, 2017. pp. 114-117.

9. Sladneva, L.N. (2005), Bodily plastic in the theory of biomechanical and physical education, dissertation, Maykop.

Контактная информация: genchay@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2019

УДК 376

ФЕНОМЕН ОДАРЁННОСТИ В СВЕТЕ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УЧЕНИЙ

Владимир Александрович Гижов, кандидат исторических. наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова; Ольга Борисовна Капичникова, кандидат пед. наук, профессор, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского; Алексей Анатольевич Поздникин, кандидат исторических наук, доцент, Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова; Дмитрий Леонидович Гуреев, старший преподаватель, Саратовский государственный

технический университет имени Гагарина ЮА.

Аннотация

В статье рассматривается проблема одарённости в контексте историко-педагогических и религиозных учений. Представлены важнейшие нормативные документы по проблеме одарённости. Раскрыты исторические предпосылки возникновения понятий интеллектуальные способности и одарённость. Рассмотрены взгляды известных философов - Платона, Аристотеля, Г.В. Гегеля, И. Канта на проблему интеллектуальных способностей, таланта и одарённости как высшего уровня развития интеллектуальных способностей личности. Проанализирован генезис понятий одарённость и талант в свете религиозных учений.

Ключевые слова: одарённость; генезис понятия одарённости; разделение физического и интеллектуального труда; интеллектуальные способности; развитие природных задатков; способность к творчеству; развитие одарённости в процессе обучения.

PHENOMENON OF GIFTEDNESS IN THE LIGHT OF HISTORICAL AND PEDAGOGICAL TEACHINGS

Vladimir Alexandrovich Gizhov, the candidate of historical sciences, senior lecturer, Saratov State Vavilov Agrarian University; Olga Borisovna Kapichnikova, the candidate of pedagogical sciences, Professor, Saratov state University named after N.D. Chernyshevsky; Alexey An-atolevich Pozdnikin, the candidate historical sciences, senior lecturer, Alexander Ivanovich Kapichnikov, the candidate of historical sciences, senior lecturer, Saratov state agrarian University. N.I. Vavilova; Dmitry Leonidovich Gureev, senior teacher, Saratov state technical University named after YuA. Gagarin

Annotation

The article deals with the problem of giftedness in the context of historical, pedagogical and religious teachings. The most important normative documents on the problem of giftedness are presented. The historical background of the concepts of intellectual abilities and giftedness is revealed. The views of famous philosophers - Plato, Aristotle, G. V. Hegel, I. Kant on the problem of intellectual abilities, talent and giftedness as the highest level of development of intellectual abilities of the person are considered. The Genesis of the concepts of giftedness and talent in the light of religious teachings is analyzed.

Keyword: giftedness, the genesis of the concept of giftedness, division of physical and intellectual labor, intellectual abilities, development of natural inclinations, ability to creativity, development of gifted-ness in the learning process.

Вступление человечества в эпоху информационных технологий и цифровой экономики обусловило актуальность интеллектуального ресурса как решающего фактора в глобальной конкуренции между странами. В этих условиях проблема выявления и развития одарённых молодых людей приобрела статус важнейшего направления развития нашего общества; она имеет не только персональное, но и социальное измерение. Важность данной проблематики детерминировала её отражение в ряде нормативно-правовых документов не только федерального, но и регионального значения. В настоящее время более пятидесяти стран участвуют в работе World Council for Gifted and Talented Children.

По инициативе президента и правительства РФ получила распространение сеть центров одарённых детей, созданы и функционируют магистерские программы.

Вместе с тем, следует отметить, что существующая в нашей стране практика образовательных стандартов не может обеспечить решение задач развития личности и тем более одарённого ребёнка.

Неоценимую помощь в исследовании феномена одарённости оказывают современные учёные и практики в различных образовательных учреждениях. Феномен одарённости получил многоаспектное раскрытие в работах отечественных и зарубежных учёных.

Несомненный интерес при исследовании феномена одаренности представляет анализ генезиса и становления проблемы одарённости в работах выдающихся представителей исторической и педагогической науки, а также религиозных источников.

Одарённость и связанное с ней наличие высокого уровня способностей как качеств личности возникли в результате появления в глубокой древности разделения труда. Этому процессу способствовало совершенствование орудий труда и возникшая возможность передачи отдельным людям воспитательных функций, нравственной подготовки к различным видам жизнедеятельности подрастающего поколения. Возникшие предпосылки разделения труда привело к выделению отдельных членов социума, обладавших необходимыми интеллектуальными и волевыми качествами выполнять эти социальные функции. Дальнейшее разделение физического и интеллектуального труда способствовало большому вниманию в обществе к вопросу различных способностей, творческих возможностей, связанных с одарённостью личности.

Впервые данная проблема получила глубокое философское осмысление Платоном. В трактате «Государство» философ рассматривает идею природного неравенства людей, наличия способностей и наклонностей как основание идеального политического устройства в стране [1]. Платон значительное внимание уделяет воспитанию и обучению в процессе развития природных задатков. Правильное обучение и воспитание считает Платон «... пробуждает в человеке хорошие природные задатки, а у кого они уже были, те, благодаря такому воспитанию становятся ещё лучше - и вообще, и в смысле переданных своему потомству...»[1, с.193].

В соответствии со взглядами Аристотеля, Гераклита и Эпикура данные от природы человеку способности представляют собой только первоначальные данные, которые могут как развиваться до совершенных личностных качеств, так и остаться невостребованными. В частности, Гераклит полагал, что душа каждого человека взаимодействует с Логосом как смыслообразующим началом Вселенной, но только незначительная часть людей способная преобразовывать эту способность души в истинную мудрость.

Значение обучения и воспитания в процессе интеллектуального труда, развития способностей отмечал и Аристотель. Великий философ соотносил феномен одарённости (мудрости) с понятиями «... научное знание и постижение умом вещей по природе наиболее ценных» [2, с 180].

Интересно отметить, что философ обратил внимание на связь педагогических способностей и одарённости. Аристотель выделил двусторонний характер процесса обучения, когда «. не только обучаемый совершенствует свои природные задатки, но и обучающий развивает свои способности» [2, с. 66].

Проблема взаимосвязи феномена одарённости и процесса обучения рассмотрена в трудах известного немецкого философа И. Канта. В своей работе «Антропология с прагматической точки зрения» философ в основу различения природных способностей помещает интеллект, а понятие гений он связывает не только с разумом и оригинальностью мышления, но и с обучаемостью [3, с. 254].

Аналогичная точка зрения содержится в трудах другого известного немецкого философа - Г.В. Гегеля. Известный философ разделяет понятия талант и гениальность как высшую форму одарённости, которая проявляется в способности к творчеству. Г.В. Гегель отдаёт приоритет не просто обладанию человеком природными задатками, но и их развитию [4, с. 74-75].

Интересно отметить, что представители марксистко-ленинской философии К. Маркс и Ф. Энгельс также отмечали «.неравную индивидуальную одарённость людей» [5, с. 15].

Таким образом, анализ понятия «одарённость», его генезиса и становления в исто-рико-педагогических и религиозных учениях позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, возникновение данного феномена стало возможным благодаря разделению в глубокой древности физического и интеллектуального труда. Создались предпосылки для выделения отдельных членов социума, обладающих необходимыми интеллектуальными и волевыми качествами для выполнения функций по передаче социального опыта

подрастающему поколению. Во - вторых, одарённость личности напрямую связана с наличием природных задатков (способностей). И наконец, развитие способностей и одарённости осуществляется благодаря и в процессе обучения и воспитания в рамках инновационной педагогической деятельности. Данная проблематика нашла отражение в работах российских исследователей [6, 7, 8].

ЛИТЕРАТУРА

1. Платон. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 3 : Государство / Платон. - М. : Мысль, 1994.- 654

с.

2. Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 4 : Политика / Аристотель. - М. : Мысль, 1983. - 830 с.

3. Кант, И. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 7 : К вечному миру. Спор факультетов. Антропология. Успехи метафизики / И. Кант. - Москва : ЧОРО, 1994. - 494 с.

4. Гегель, Г.В. Энциклопедия философских наук. Философия духа / Г.В. Гегель. - М. : Мысль, 1979. - 471 с.

5. Маркс, К. Избранные произведения. Т. 3 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М. : Политиздат, 1979.

- 637 с.

6. Гижов, В.А. Традиции и инновации в среде российского студенчества / В.А. Гижов, А.И. Калинников // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : сборник статей всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2016. - С. 31-37.

7. Вяткин, Л.Г. Развивающее обучение: проблемы и решения / Л.Г. Вяткин, Ю.И. Тарский, О.Б. Капичникова. - Саратов : [б.и.], 1994. - 92 с.

8. Капичников, А.И. Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования / И.В. Рыжкова, А.И. Капичников, О.Б. Капичникова // Актуальные вопросы и тенденции развития в современной науке : материалы Международной научно-практической конференции. - Челябинск, 2014. - С. 160-162.

REFERENCES

1. Platon (1994), State, Collection of essays, Vol. 3, Thought, Moscow.

2. Aristotle (1983), Politics, Works, Vol. 4, Thought, Moscow.

3. Kant, I., (1994), Collected works, Vol. 7. To the eternal world; Controversy of faculties; Anthropology; The successes of metaphysics, CHORO, Moscow.

4. Hegel, G. V. (1979), Encyclopedia of philosophical Sciences, Vol. 3, Thought Moscow.

5. Marx, K. and Engels, F. (1979), Selected works, Vol.3, Politizdat, Moscow.

6. Gizhov, V.A. and Kapichnikov, A.I. (2016), "Of tradition and innovations in the environment of the Russian students", Current problems of education in educational process of higher education institution: collection of articles of the all-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 31-37.

7. Vyatkin, L.G., Tarskiy, Yu.I. and Kapichnikov,a O.B. (1994), Developmental learning: problems and solutions, Saratov.

8. Ryzhkova, I.V., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2014), "Development of educational motivation of students in the new system of higher education. In the collection", Current issues and trends in modern science: materials of the International scientific and practical conference, Chelyabinsk, pp. 160-162.

Контактная информация: alexsgau@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.10.2019

УДК 796.926

ОСНОВНАЯ СТОЙКА ГОРНОЛЫЖНИКА И АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ С ПОЗИЦИИ БИОМЕХАНИКИ

Геннадий Андреевич Гилев, доктор педагогических наук, профессор, Московский

педагогический государственный университет, Московский политехнический университет; Сергей Дмитриевич Леготин, кандидат технических наук, доцент, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана; Александр Александрович Ривлин, учебный центр Федерации горнолыжного спорта и сноуборда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.