Научная статья на тему 'Инновации и эффективность преемственного обучения бакалавров, магистров и аспирантов'

Инновации и эффективность преемственного обучения бакалавров, магистров и аспирантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / АСПИРАНТУРА / INNOVATION / EFFICIENCY / CONTINUITY OF EDUCATION / BACHELOR'S / MASTER'S / POSTGRADUATE STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Ольга Владимировна, Капичников Александр Иванович, Солотова Наталия Викторовна, Дидусенко Елена Николаевна, Капичникова Ольга Борисовна

В статье анализируется взаимосвязь понятий инновации и эффективность в процессе преемственного обучения в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Показано, что модернизация высшего образования детерминировала разработку инновационных педагогических технологий и их внедрение в образовательный процесс вузов. В статье обозначена проблема зависимости применения инновационных педагогических технологий и повышения эффективности обучения бакалавров, магистрантов и аспирантов, повышения творческой активности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Ольга Владимировна, Капичников Александр Иванович, Солотова Наталия Викторовна, Дидусенко Елена Николаевна, Капичникова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations and efficiency of continuous training of bachelors, masters and postgraduates

The article analyzes the relationship between the concepts of innovation and efficiency in the process of continuous learning in the undergraduate, graduate and postgraduate studies. It is shown that the modernization of higher education determined the development of the innovative pedagogical technologies and their implementation in the educational process of the universities. In the article the problem of dependence of application of the innovative pedagogical technologies and increase of efficiency of training of bachelors, undergraduates and postgraduates, and increase of creative activity of students have all been designated.

Текст научной работы на тему «Инновации и эффективность преемственного обучения бакалавров, магистров и аспирантов»

УДК 378.02

ИННОВАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ, МАГИСТРОВ И АСПИРАНТОВ

Ольга Владимировна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Викторовна Солотова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Николаевна Дидусенко, магистр, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова; Ольга Борисовна Капичникова, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский национальный исследовательский университет имени Н.Г. Чернышевского

Аннотация

В статье анализируется взаимосвязь понятий инновации и эффективность в процессе преемственного обучения в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Показано, что модернизация высшего образования детерминировала разработку инновационных педагогических технологий и их внедрение в образовательный процесс вузов. В статье обозначена проблема зависимости применения инновационных педагогических технологий и повышения эффективности обучения бакалавров, магистрантов и аспирантов, повышения творческой активности студентов.

Ключевые слова: инновации, эффективность, преемственность обучения, бакалавриат, магистратура, аспирантура.

INNOVATIONS AND EFFICIENCY OF CONTINUOUS TRAINING OF BACHELORS,

MASTERS AND POSTGRADUATES Olga Vladimirovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Ivanovich Kapichnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Viktorovna Solotova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Nikolaevna Didusenko, magister, Saratov State Vavilov Agrarian University; Olga Borisovna Kapichni-kova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Saratov State University named after

N.G. Chernyshevsky

Annotation

The article analyzes the relationship between the concepts of innovation and efficiency in the process of continuous learning in the undergraduate, graduate and postgraduate studies. It is shown that the modernization of higher education determined the development of the innovative pedagogical technologies and their implementation in the educational process of the universities. In the article the problem of dependence of application of the innovative pedagogical technologies and increase of efficiency of training of bachelors, undergraduates and postgraduates, and increase of creative activity of students have all been designated.

Keyword: Innovation, efficiency, continuity of education, bachelor's, master's, postgraduate studies.

Вступление России в мировое содружество образовательных систем детерминировало поиск путей и средств совершенствования подготовки обучающихся в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре, пересмотр ее теоретических основ, разработку различных инноваций, предназначенных для использования в процессе обучения и воспитания современных студентов.

Научные изыскания, посвящённые различным вопросам инновационной модели высшего образования, применение педагогических форм, методов и средств обучения, ориентированных на активизацию учебной деятельности студентов вуза, отмечено в важнейших нормативных документах в образовании [1, 2].

Наиболее подробно феномен эффективности и взаимосвязанного с ним понятия оптимизации процесса обучения, были раскрыты в трудах ряда известных педагогов [3, 4, 5]. Данные понятия являются предметом современных научных исследований, проводимых как в теории, так и практике. На сегодняшнем этапе развития высшего образования понятие эффективность сущностно связано с феноменом педагогических

инноваций. Изучение педагогических трудов и деятельности педагогов по проблеме эффективности и педагогических инноваций обеспечило определение 2-х основных моментов: связанного с путями модернизации процесса обучения (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, М.И. Махмутов) и исследованиям эффективности с привлечением математического аппарата (В .П. Беспалько, В.М. Блинов, Б. Битинас и др.).

Актуальность и практическое значение базовых и практико-прикладных исследований повышения эффективности образовательного процесса в высшем образовательном учреждении в зависимости от внедрения педагогических инноваций, специфика ее достижения при изучении гуманитарных и естественных научных дисциплин остаются открытыми для научного поиска. Данная проблема приобретает особое значение в аспекте преемственного обучения студентов в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Данная проблематика рассмотрена представителями различных вузов города Саратова [6, 7, 8].

Заданная цель исследования в виде теоретического обоснования, а также экспериментальной проверки эффективного обучения бакалавров, магистрантов и аспирантов детерминирует следующую гипотезу. Образовательный процесс получит качественные характеристики обновления на основе использования инновационных средств, если учебную деятельность будущих бакалавров, магистров и аспирантов рассматривать как социально заданную педагогическую систему, а эффективность обучения определить как качество процесса обучения, которое означает его социальную значимость. Это позволит рассматривать результаты процесса обучения на основе их соответствия социально-заданной цели образовательного процесса. В этом случае оценка эффективности обучения будущих бакалавров, магистров и выпускников аспирантуры проводится на уровне теории и практическом уровне в соответствии с целями обучения по специальным и общеобразовательным дисциплинам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Достижение эффективности обучения бакалавров, магистрантов и аспирантов в условиях различных вузов г. Саратова обеспечивается с помощью использования инновационных технологий, направленных на развитие творческих способностей студентов. Использование данных технологий формирует у будущих бакалавров, магистров и аспирантов способность критически мыслить, представляющий важный компонент универсальных компетенций, входящих в новые ФГОСы.

Эффективность обучения студентов в условиях 3-х ступенчатой системы вуза обеспечивается применением следующих педагогических технологий: case-study, технология критического мышления (Critical Thin King), проект, ролевая игра, дистанционное обучение, экскурсия, «мозговой штурм», тренинг, деловая игра, Power Point presentation и т.д.

Подводя итог, следует отметить, что применение инноваций в образовательном процессе современного вуза направлено на повышение качества и эффективности процесса обучения в современном вузе, придаёт ему преемственный характер и направлено на решение социальных задач современного высшего образования, детерминированных мировыми трендами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.11.2019).

2. Концепция модернизации отечественного образования на период до 2020 года. - URL : http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 01.11.2019).

3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. -Москва : Просвещение, 1982. - 192 с.

4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - Москва : Педагогика, 1989. - 192 с.

5. Блинов, В.М. Эффективность обучения / В.М. Блинов. - Москва : Педагогика, 1986. - 191 с.

6. Романова, О.В. Эффективность преемственного обучения бакалавров, магистров и аспирантов / О.В. Романова, А.И. Калинников, О.Б. Калинникова // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 5-1 (45). - С. 79-81.

7. О преемственности формирования компетенций студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры / Э.Б. Калиниченко, О.В. Романова, А.И. Капичников, О.Б. Капичникова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 4 (24). - С. 104-107.

8. Гижов, В.А. Традиции и инновации в среде российского студенчества / В.А. Гижов, А.И. Капичников // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : сборник статей всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2016. - С. 31-37.

REFERENCES

1. Federal Law on Education in the Russian Federation, 29.12.2012 N 273-Fz, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

2. The concept of modernization of domestic education for the period up to 2020, available at: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf.

3. Babansky, Yu.K. (1982), Optimization of educational process, Education, Moscow.

4. Bespalko V. P. (1989), Components of pedagogical technologies, Pedagogy, Moscow.

5. Blinov, V. M. (1986), Effectiveness of training, Pedagogy, Moscow.

6. Romanova, O.V. Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2015), "Efficiency of succession training of bachelors, masters and postgraduates", Humanitarian scientific researches, Vol. 5-1 (45), pp. 79-81.

7. Kalinichenko, E.B., Romanova, O.V., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2016), "On the continuity of the formation of competencies of undergraduate, graduate and postgraduate students", Professional education in Russia and abroad, Vol. 4 (24), pp. 104-107.

8. Gizhov, V.A. and Kapichnikov, A.I. (2016), "Of tradition and innovations in the environment of the Russian students", Current problems of education in educational process of higher education institution: collection of articles of the all-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 31-37.

Контактная информация: alexsgau@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.11.2019

УДК 378

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

Светлана Васильевна Рослякова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Михайловна Харланова, доктор педагогических наук, профессор, Наталья Павловна Артемьева, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Геннадьевна Черникова, кандидат социологических наук, доцент, Ирина Георгиевна Рябых, старший преподаватель, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, г. Челябинск

Аннотация

В статье раскрывается сущность понятия конфликтологическая готовность педагога, представлена ее модель как профессионально-личностного образования, включающего личностно-аксио-логический, когнитивный и технологический компоненты. Для реализации конфликтологической подготовки будущих педагогов в вузе разработана модель, в которой используется потенциал учебных дисциплин, производственной практики и внеучебной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, модель конфликтологической готовности, процесс конфликтологической подготовки в вузе, диагностика, профилактика и разрешение конфликтов.

CONFLICTOLOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS AT THE UNIVERSITY

Svetlana Vasilievna Roslyakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Elena Mikhailovna Harlanova, the doctor of pedagogical sciences, professor; Natalya Pavlovna Ar-temyeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Elena Gennadiyevna

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.