Научная статья на тему 'Социокультурный аспект исследования инновационной педагогической деятельности'

Социокультурный аспект исследования инновационной педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / SOCIOCULTURAL ASPECT / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY / CLASSIFICATION OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY / MODERNIZATION OF HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капичников Александр Иванович, Булгаков Сергей Викторович, Поздникин Алексей Анатольевич, Капичникова Ольга Борисовн, Кольцов Борис Александрович

В представленной статье анализируется проблема инновационной педагогической деятельности, которая является актуальной в теории и практике современного образования. Обосновывается её теоретическая и практическая значимость на современном этапе модернизации высшей школы. Представлены следующие понятия: инновация, инновационная деятельность, инновационная педагогическая деятельность; разработана классификация инновационной педагогической деятельности. Раскрывается социокультурный аспект данной деятельности, связанный с новыми трендами становления нашей страны в условиях многополярного мира, претерпевающего многочисленные изменения, базирующиеся на современной парадигме развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Капичников Александр Иванович, Булгаков Сергей Викторович, Поздникин Алексей Анатольевич, Капичникова Ольга Борисовн, Кольцов Борис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural aspect of the study of innovative pedagogical activities

The article analyzes the problem of innovative pedagogical activity, which is relevant in the theory and practice of the modern education. Its theoretical and practical significance at the present stage of modernization of higher education is substantiated. The following concepts are presented: the innovation, innovative activity, innovative pedagogical activity; classification of innovative pedagogical activity is developed. The article reveals the socio-cultural aspect of this activity associated with new trends in the formation of our country in a multipolar world undergoing numerous changes based on the modern paradigm of development.

Текст научной работы на тему «Социокультурный аспект исследования инновационной педагогической деятельности»

УДК 378.016

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Викторович Булгаков, кандидат социологических наук, доцент, Алексей Анатольевич

Поздникин, кандидат исторических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова); Ольга Борисовна Капичникова, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (НИУ СГУ им. Н.Г. Чернышевского); Борис

Александрович Кольцов, кандидат философских наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова)

Аннотация

В представленной статье анализируется проблема инновационной педагогической деятельности, которая является актуальной в теории и практике современного образования. Обосновывается её теоретическая и практическая значимость на современном этапе модернизации высшей школы. Представлены следующие понятия: инновация, инновационная деятельность, инновационная педагогическая деятельность; разработана классификация инновационной педагогической деятельности. Раскрывается социокультурный аспект данной деятельности, связанный с новыми трендами становления нашей страны в условиях многополярного мира, претерпевающего многочисленные изменения, базирующиеся на современной парадигме развития.

Ключевые слова: социокультурный аспект, инновации, инновационная деятельность, инновационная педагогическая деятельность, классификация инновационной педагогической деятельности, модернизация высшей школы.

SOCIO-CULTURAL ASPECT OF THE STUDY OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL

ACTIVITIES

Alexander Ivanovich Kapichnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Viktorovich Bulgakov, the candidate sociological sciences, senior lecturer, Alexey An-atolevich Pozdnikin, the candidate historical sciences, senior lecturer, Saratov State Vavilov Agrarian University; Olga Borisovna Kapichnikova, the candidate of pedagogical sciences, Professor, Saratov state University; Boris Aleksandrovich Koltsov, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Saratov State Vavilov Agrarian University

Annotation

The article analyzes the problem of innovative pedagogical activity, which is relevant in the theory and practice of the modern education. Its theoretical and practical significance at the present stage of modernization of higher education is substantiated. The following concepts are presented: the innovation, innovative activity, innovative pedagogical activity; classification of innovative pedagogical activity is developed. The article reveals the socio-cultural aspect of this activity associated with new trends in the formation of our country in a multipolar world undergoing numerous changes based on the modern paradigm of development.

Keywords: sociocultural aspect, innovations, innovative activity, innovative pedagogical activity, classification of innovative pedagogical activity, modernization of higher school.

Глобализация, распространяющаяся по различным странам мирового пространства, создание многополярного мира, макро-изменения в многих сферах человеческой деятельности, утверждение цифровой экономики детерминировали появление инноваций в экономике, науке, промышленности и, конечно, в образовании.

Современные социокультурные изменения в различных странах обусловили инновационный характер деятельности педагога. В последних законодательных и нормативных документах по образованию в РФ содержится идея об инновационных структурных и содержательных преобразованиях в деятельности вузов; получила реализацию система 3-х

ступенчатого высшего образования, включающая бакалавриат, магистратуру и аспирантуру; определена цель формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у будущих выпускников вузов как ключевых результатов учебно-воспитательного процесса [1, 2]. Технологический компонент обучения в современном вузе предполагает внедрение инновационных технологий (онлайн технологии, веб квест, здоровьесберегающие технологии, проектно-исследовательские технологии и др.)

Наряду с перечисленными инновациями в современных вузах значительная роль принадлежит инновационному изменению деятельности педагога.

Переходим к понятию «инновационная педагогическая деятельность» в условиях российских вузов, рассматриваемого с позиций социокультурного анализа. Он должен быть направлен на определение роли педагогической деятельности как одного из решающих факторов развития в различных сферах нашего общества. Следует констатировать, что в современном мире задачи высшей школы в нашей стране не ограничиваются только подготовкой будущих специалистов, востребованных на современном мировом рыке труда. Высшее образование сегодня должно опережать инновационные изменения в различных сферах общественной жизни, становится фактором эффективного развития и утверждения нашей страны на мировой арене. В создавшихся социокультурных условиях важно готовить личность мобильную и адаптированную к инновационным изменениям, способную адекватно осуществлять инновационные преобразования в различных сферах (политической, экономической, научной и производственной деятельности). Данная проблема приобретает актуальность в связи с пересмотром перечня профессий и появлением новых. Данный вектор развития нашей страны обусловил психолого-педагогические исследования, касающиеся методологических проблем современного образования (В.В. Взятышев, В.И. Загвязинский, И.А. Колесникова, М.В. Кларин, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, В.Е. Шукшунов, П.Г. Щедровицкий и др.). В числе главных целей современного общества определено развитие у каждого обучающегося потребности в самоизменении, готовности реализовывать инновационную деятельность, творчески преобразовывать мир в различных сферах человеческой деятельности и научных отраслей.

Сложившиеся на современном этапе в нашей стране такие социокультурные условия выдвинули перед высшим образованием задачу становления и саморазвития личности, формирования у нее компетенций принимать самостоятельные инновационные решения в профессиональной деятельности.

Данные инновационные изменения в высшей школе необходимы, поскольку:

1) сложившаяся в прошлом отечественная система образования не соответствует современным вызовам и трендам;

2) современный студент бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в процессе высшего образования должен приобрести способность к проективному взгляду на своё профессиональное будущее, быть конкурентоспособным и мобильным на мировом рынке труда, готовым к осуществлению иных видов деятельности и профессий, что не представляется возможным в русле традиционной педагогической парадигмы высшего образования в нашей стране.

В последние десятилетия в нашей стране произошла кардинальная смена типа культурно-исторического наследования, связанного с масштабными изменениями в мировом социуме, который определяет новый социальный заказ высшей школы. Тенденции в различных сферах человеческой деятельности, характерные для современной действительности, обуславливают новые требования к выпускникам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры современного вуза. Прежняя цель подготовки, связанная только с дисциплинированным исполнением профессиональных задач заменена на формирование инициативной личности, способной к опережающей творческой деятельности, умеющей реализовывать себя в новых социокультурных условиях многополярного мира как в профессиональном, так и межкультурном взаимодействии.

Таким образом, возникающие в условиях единого мирового образовательного пространства образовательные тенденции определяют необходимость перевода российской высшей школы в режим ускоренного развития и подготовки творческой личности студентов в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Осуществляющаяся модернизация высшего образования ориентирована на выходе на личность, готовой активно, творчески подходить к решению задач в различных сферах социальной жизни в нашей стране.

К числу первоочерёдных задач в процессе инновационного обновления относится формирование у обучающихся вузов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [3, 4, 5]. Осуществление этой задачи поможет значительно повысить не только количественные, но и качественные показатели образовательного процесса.

Проблема повышения качества образования, помимо формирования компетенций студентов включает 2 ключевых аспекта:

- целевой и содержательный компоненты современного высшего образования детерминируются новыми стандартами по различным направлениям и профилям подготовки студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры;

- уровень профессиональной компетентности современных преподавателей, должен быть повышен за счёт их инновационной педагогической деятельности при организации образовательного процесса.

Инновационная педагогическая деятельность как рассматриваемый в статье феномен соотносится с практикой образовательного процесса, которая моделируется как отдельными педагогами, так и целыми педагогическими коллективами вузов, служит поиску эффективных путей модернизации и повышения качества высшего образования.

Она предполагает использование в процессе обучения будущих бакалавров, магистров и студентов аспирантуры инновационных педагогических технологий и лучших достижений отечественных и зарубежных педагогов, внесших существенных вклад в историю педагогики.

Дальнейшим продолжением изучения инновационной педагогической деятельности явились попытки создать классификации данного вида педагогической деятельности.

В ряде современных психолого-педагогических исследований предприняты попытки обосновать классификации данного вида педагогической деятельности.

В.С. Лоренсов, М.М. Поташник, О.Г. Хомерики классифицируют инновационную педагогическую деятельность по нескольким параметрам, в том числе:

1. На базе соотнесенности с той или иной частью образовательного процесса:

- в содержании образования (учебники, учебные пособия);

- в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах, способах организации образовательного процесса;

- непосредственно в организации образовательного процесса;

- в существующей системе управления конкретным образовательным учреждением.

2. На основе объема инновационных преобразований образовательного процесса:

- локальные, единичные инновации, имеющие изолированный характер;

- комплекс частных инновации, связанных между собой;

- системные инновации, в рамках образовательного учреждения.

3. На основе инновационного потенциала педагогической деятельности:

- модификационная, соотносимая с усовершенствованием реализуемой в массовой практике педагогической деятельности;

- комбинаторная, предполагающая использование элементов из различных педагогических технологий;

- радикальная, направленная на создание абсолютно нового, не применявшегося ранее в педагогической практике.

4. На основании отношения к применяющийся ранее педагогической деятельности:

- замещающая, направленная на введение нового педагогического средства взамен устаревшего;

- отменяющая, которая символизирует прекращение прежней педагогической деятельности;

- открывающая, нацеленная на освоение нового в педагогической деятельности;

- педагогическая деятельность на основе ретровведения, т.е. использование забытого старого, средства, метода в образовательном процессе [6].

Таким образом, инновационная педагогическая деятельность, рассматриваемая с позиций социокультурного аспекта, представляет важнейший феномен современного высшего образования, связанный с современным социумом в мировом контексте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Национальная доктрина образования в РФ // URL : http://www.karavella.nios.ru/DswMe-dia/nacionalnayadoktrinaobrazovaniyavrf.pdf (дата обращения: 12.12.2018).

2. Концепция модернизации отечественного образования на период до 2020 года // URL : http://edu.mari.ru/ou_respub/sh14/common-

docs/Концещия%20развития%20образования%20%20РФ%20доo/o202020o/o20o/o20гpdf (дата обращения: 12.12.2018).

3. Гижов, В.А., Традиции и инновации в среде российского студенчества / В.А. Гижов, А.И. Капичников // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : сборник статей всероссийской научно-практической конференции / Саратовский Гос. аграр. ун-т. - Саратов, 2016. -С. 31-37.

4. Бобылёва, Г.А. Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях модернизации высшего образования / Г.А. Бобылёва, А.И. Капичников, О.Б. Капичникова // Мир педагогики и психологии. - 2017. - № 4 (9). - С. 10-14.

5. Формирование учебной мотивации студентов в условиях повышения качества трёхступенчатого высшего образования / В.А. Гижов, А.И. Капичников, А.А. Поздникин, О.Б. Капичникова // Качество. Инновации. Образование. - 2016. - № 12 (139). - С. 24-27.

6. Управление развитием школы : пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. - М. : Новая школа, 1995. - 464 с.

REFERENCES

1. National doctrine of education in Russia, available at: http://www.karavella.nios.ru/DswMe-dia/nacionalnayadoktrinaobrazovaniyavrf.pdf

2. The concept of modernization of domestic education for the period up to 2020, available at: http://edu.mari.ru/ou_respub/sh14/common-

docs/Концепция%20развития%20образования%20%20РФ%20до%202020%20%20гpdf.

3. Gigov, V.A. and Kapichnikov, A.I. (2016), "Tradition and innovation in the environment of the Russian students", Actual problems of education in the educational process of the University" collection of articles all-Russian scientific-practical conference, Saratov state agricultural university; Saratov, рр. 31-37.

4. Bobyleva, G.A., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2017), "Intercultural communicative competence of students in the conditions of modernization of higher education", World of pedagogy and psychology, No. 4 (9), рp. 10-14.

5. Gigov V.A., Kapishnikov, A.I., Роzdnikin, A.A. and Kapichnikova, O.B. (2015), "Formation of educational motivation of students in terms of improving the quality of three-stage higher education", Quality. Innovations. Education, No. 12 (139), рр. 24-27.

6. Ed. Potashnik, M.M. and Lazarev, V.S. (1995), Managing the development of the school: manual for heads of educational institutions, New school, Moscow.

Контактная информация: alexsgau@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.01.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.