Научная статья на тему 'Модульная технология обучения студентов бакалавриата аграрного вуза'

Модульная технология обучения студентов бакалавриата аграрного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / БАКАЛАВРИАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дидусенко Елена Николаевна, Капичников Александр Иванович, Капичникова Ольга Борисовна

Статья посвящена проблеме педагогических инноваций, среди которых значительное место занимает модульная технология обучения. Представлена структура, и элементы модульной системы обучения. Показано значение модульной технологии обучения для формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дидусенко Елена Николаевна, Капичников Александр Иванович, Капичникова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modular technology for training of the students getting the bachelor degree at agrarian higher education institution

The article deals with pedagogical innovations, among which the modular training technology occupies an important place. The structure and elements of the modular system have been presented. The significance of modular training technology for the formation of common cultural and professional competencies of bachelor students is shown.

Текст научной работы на тему «Модульная технология обучения студентов бакалавриата аграрного вуза»

УДК 378

МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

АГРАРНОГО ВУЗА

Елена Николаевна Дидусенко, соискатель,

Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент,

Ольга Борисовна Капичникова, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова)

Аннотация

Статья посвящена проблеме педагогических инноваций, среди которых значительное место занимает модульная технология обучения. Представлена структура, и элементы модульной системы обучения. Показано значение модульной технологии обучения для формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов бакалавриата.

Ключевые слова: педагогические инновации, инновационные педагогические технологии, модульные технологии обучения, бакалавриат.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p37-39

MODULAR TECHNOLOGY FOR TRAINING OF THE STUDENTS GETTING THE BACHELOR DEGREE AT AGRARIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Elena Nikolaevna Didusenko, the competitor, Alexander Ivanovich Kapichnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Olga Borisovna Kapichnikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov

Annotation

The article deals with pedagogical innovations, among which the modular training technology occupies an important place. The structure and elements of the modular system have been presented. The significance of modular training technology for the formation of common cultural and professional competencies of bachelor students is shown.

Keywords: pedagogical innovations, innovative educational technologies, modular training technologies, baccalaureate.

Вступление России в единое мировое евразийское образовательное пространство требует постоянных инновационных изменений как в содержательной, так и технологической составляющей обучения студентов. Реализуемые инновационные процессы по созданию, освоению и распространению новшеств включают, прежде всего, инновационные педагогические технологии. Их применение в практике высшей школы способствует повышению эффективности и качества обучения студентов различным дисциплинам, в том числе иностранным языкам, необходимым будущим бакалаврам и магистрам для осуществления международных профессиональных и межличностных контактов.

Проблема применения в образовательном процессе инноваций получила многоаспектное раскрытие в психолого-педагогических трудах как зарубежных (К. Ангеловски, В.Браун, А. Николс, А. Эллис), так и отечественных (В.И. Андреев, В.М. Полонский, А.И. Пригожин, Н.Р. Юсуфбекова, А.В. Хуторской) учёных.

В настоящее время повышенный интерес в практике высшей школы приобретает проблема использования инновационных технологий в образовательном процессе, включающих комплекс информационных, инфокоммуникационных и других сетевых технологий [1, 2].

Особое место в современных педагогических трудах отведено технологии модульного обучения, предполагающей соблюдение приоритетных, субъект - субъектных взаи-

моотношений между педагогами и обучающимися в образовательном процессе, гибкость и разносторонность педагогического консультирования, вариативность использования педагогических средств.

Изучение и анализ новых образовательных стандартов, научных трудов и существующей практики в вузах позволили выявить противоречия между:

- существующей системой подготовки бакалавров и современными требованиями к их будущей профессиональной деятельности;

- заложенной внутри модульного обучения студентов возможностью поэтапного формирования у них компетенций и традиционной организацией образовательного процесса в вузе.

Данное противоречие определяет проблему, состоящую в раскрытии влияния технологии модульного обучения студентов бакалавриата на процесс формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

Основные положения модульной технологии обучения студентов представлены в действующем в Саратовском аграрном университете «Положении о модульной системе обучения», а также учебном пособии А.В. Дружкина, А.И. Капичникова и О.Б. Капични-ковой «Педагогика высшей школы» [3, 4]. В них раскрыта её структура, которая включает модули, представляющие организационно содержательный компонент модульной системы, модульные единицы, как тематические части модулей и учебные элементы, представляющие учебные занятия, которые содержат учебную информацию.

Важно отметить, что для выполнения требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в Саратовском государственном аграрном университете существует единый модульный учебный план, положенный в основу образовательного процесса в вузе и предполагающего координацию целей и задач всех дисциплин.

Данное обстоятельство позволяет выполнить требования ФГОС по подготовке современных специалистов аграрного профиля сформировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Реализация модульной технологии обучения студентов в аграрном вузе предполагает определение учебных задач с включением в них описания учебных компетенций; содержательные и технологические характеристики входного, текущего, рубежного и выходного контроля; подробную характеристику модульных единиц и учебных элементов, а также раскрытие используемых при обучении форм, методов и средств.

Специальная организация эффективного применения инновационной технологии модульного обучения студентов бакалавриата иностранным языкам, позволит сочетать изучение теоретического материала и формирование компетенций студентов в соответствии с выделенными модулями; интенсифицировать учебно-речевую деятельность, создающей развивающую иноязычную среду в вузе; создать программу использования инновационной технологии модульного обучения, включающей модули, темы, формируемые общекультурные и профессиональные компетенции, а также комплекс традиционных и инновационных форм, методов и средств обучения, а также методические рекомендации.

Решение данной проблемы будет способствовать развитию идей теории и практики профессионального образования, а также расширению теоретических представлений о сущности использования инновационной технологии модульного обучения студентов бакалавриата; научному обоснованию необходимости учёта специфики модульного обучения студентов, предоставляющего возможность интенсификации учебно-речевой деятельности в рамках модулей; последовательного формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов соответственно поставленным целям, обучения студентов бакалавриата аграрного вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторский. - М. : Академия, 2008. -

253 с.

2. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. - М. : Академия, 2011. - 191 с.

3. Дружкин, А.В. Педагогика высшей школы / А.В. Дружкин, О.Б. Капичникова, А.И. Капичников. - Саратов : ООО Издательский Центр «Наука», 2013. - 124 с.

4. Положение о модульной системе обучения / составитель А.В. Дружкин ; ФГОУ ВПО «Саратовский Гос. аграрный ун-т». - 3-е изд. - Саратов : [б.и.], 2010. - 16 с.

REFERENCES

1. Khutorskoy, A.V. (2008), Pedagogical innovatics, Academy, Moscow.

2. Guslova, M.N. (2011), Innovative pedagogical technologies, Academy, Moscow.

3. Druzhkin, A.V., Kapichnikova, O.B. and Kapichnikov, A.I. (2013), High School Pedagogics, Science, Moscow.

4. Ed. Druzhkin, A.V. (2010), Regulation on the modular system of training, publishing house Saratov State Agrarian University, Saratov.

Контактная информация: alexsgau@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.03.2015.

УДК 796.922.093.642

ОСОБЕННОСТИ ДЫХАНИЯ БИАТЛОНИСТА ВО ВРЕМЯ ЛЫЖНОЙ ГОНКИ И

СТРЕЛЬБЫ

Николай Анатольевич Зрыбнев, преподаватель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В статье подробно рассматривается суть дыхания с точки зрения функционального назначения для биатлониста. Анализируются особенности использования различных видов дыхания биатлониста во время лыжной гонки и стрельбы. Предлагается комплекс дыхательных упражнений, позволяющий биатлонисту эффективно использовать брюшной тип дыхания, значительно повышающий результативность стрельбы и выносливость во время лыжной гонки.

Ключевые слова: брюшной тип дыхания; цикл затаивания дыхания на полувдохе.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p39-42

SPECIAL ASPECTS OF BIATHLETE'S BREATHING DURING SKI RACING AND

SHOOTING

Nikolay Anatolevich Zrybnev, Marksmanship Instructor, Smolensk State Academy of Physical Training, Sports and Tourism

Annotation

The article covers in detail the essence of the biathlete's breathing from the functional perspective. Use of various types of breathing by the biathletes during the ski race and shooting is analyzed. A set of breathing exercises is proposed to enable efficient use of abdominal respiration which can significantly improve the shooting performance and endurance during the ski race.

Keywords: abdominal respiration, holding of breath halfway through intake.

Известно, что во время прицеливания дышать нельзя: дыхание сопровождается ритмичным движением грудной клетки, живота, плечевого пояса, что вызывает смещение и колебание оружия. При этом невозможно произвести точный выстрел. Поэтому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.