Научная статья на тему 'Особенности дыхания биатлониста во время лыжной гонки и стрельбы'

Особенности дыхания биатлониста во время лыжной гонки и стрельбы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1124
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЮШНОЙ ТИП ДЫХАНИЯ / ЦИКЛ ЗАТАИВАНИЯ ДЫХАНИЯ НА ПОЛУВДОХЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зрыбнев Николай Анатольевич

В статье подробно рассматривается суть дыхания с точки зрения функционального назначения для биатлониста. Анализируются особенности использования различных видов дыхания биатлониста во время лыжной гонки и стрельбы. Предлагается комплекс дыхательных упражнений, позволяющий биатлонисту эффективно использовать брюшной тип дыхания, значительно повышающий результативность стрельбы и выносливость во время лыжной гонки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зрыбнев Николай Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special aspects of biathlete’s breathing during ski racing and shooting

The article covers in detail the essence of the biathlete’s breathing from the functional perspective. Use of various types of breathing by the biathletes during the ski race and shooting is analyzed. A set of breathing exercises is proposed to enable efficient use of abdominal respiration which can significantly improve the shooting performance and endurance during the ski race.

Текст научной работы на тему «Особенности дыхания биатлониста во время лыжной гонки и стрельбы»

ЛИТЕРАТУРА

1. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика / А.В. Хуторский. - М. : Академия, 2008. -

253 с.

2. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. - М. : Академия, 2011. - 191 с.

3. Дружкин, А.В. Педагогика высшей школы / А.В. Дружкин, О.Б. Капичникова, А.И. Калинников. - Саратов : ООО Издательский Центр «Наука», 2013. - 124 с.

4. Положение о модульной системе обучения / составитель А.В. Дружкин ; ФГОУ ВПО «Саратовский Гос. аграрный ун-т». - 3-е изд. - Саратов : [б.и.], 2010. - 16 с.

REFERENCES

1. Khutorskoy, A.V. (2008), Pedagogical innovatics, Academy, Moscow.

2. Guslova, M.N. (2011), Innovative pedagogical technologies, Academy, Moscow.

3. Druzhkin, A.V., Kapichnikova, O.B. and Kapichnikov, A.I. (2013), High School Pedagogics, Science, Moscow.

4. Ed. Druzhkin, A.V. (2010), Regulation on the modular system of training, publishing house Saratov State Agrarian University, Saratov.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.03.2015.

УДК 796.922.093.642

ОСОБЕННОСТИ ДЫХАНИЯ БИАТЛОНИСТА ВО ВРЕМЯ ЛЫЖНОЙ ГОНКИ И

СТРЕЛЬБЫ

Николай Анатольевич Зрыбнев, преподаватель, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В статье подробно рассматривается суть дыхания с точки зрения функционального назначения для биатлониста. Анализируются особенности использования различных видов дыхания биатлониста во время лыжной гонки и стрельбы. Предлагается комплекс дыхательных упражнений, позволяющий биатлонисту эффективно использовать брюшной тип дыхания, значительно повышающий результативность стрельбы и выносливость во время лыжной гонки.

Ключевые слова: брюшной тип дыхания; цикл затаивания дыхания на полувдохе.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p39-42

SPECIAL ASPECTS OF BIATHLETE'S BREATHING DURING SKI RACING AND

SHOOTING

Nikolay Anatolevich Zrybnev, Marksmanship Instructor, Smolensk State Academy of Physical Training, Sports and Tourism

Annotation

The article covers in detail the essence of the biathlete's breathing from the functional perspective. Use of various types of breathing by the biathletes during the ski race and shooting is analyzed. A set of breathing exercises is proposed to enable efficient use of abdominal respiration which can significantly improve the shooting performance and endurance during the ski race.

Keywords: abdominal respiration, holding of breath halfway through intake.

Известно, что во время прицеливания дышать нельзя: дыхание сопровождается ритмичным движением грудной клетки, живота, плечевого пояса, что вызывает смещение и колебание оружия. При этом невозможно произвести точный выстрел. Поэтому

нельзя одновременно дышать и производить выстрел; на некоторое время надо задержать дыхание.

В силу специфики данного вида спорта, биатлонист на протяжении дистанции вынужден дышать как лыжный гонщик или стрелок-пулевик. Его дыхание должно обеспечить высокий темп лыжной гонки и на огневом рубеже войти в состояние нормы, обеспечивающей минимальные колебания оружия во время стрельбы.

Вместе с тем не следует забывать о функциональном назначении дыхания, которое представляет собой физиологический процесс, связанный с кровообращением, обменом веществ, газообменом и состоянием нервной системы. От этого зависит жизнедеятельность всего организма, поэтому постановка дыхания имеет огромное значение. Неправильное дыхание отрицательно сказывается на общем состоянии организма биатлониста, что, в свою очередь, отражается на результатах стрельбы и всей гонки в целом.

Человек может без особого труда, не испытывая неприятных ощущений, задержать дыхание на 12-15 секунд. Этого времени более чем достаточно для производства серии выстрелов. Однако при этом нужно иметь в виду то, что биатлонист начинает стрельбу после интенсивной лыжной гонки и при высокой частоте сердцебиения. Несмотря на снижение темпа перед огневым рубежом с целью восстановления дыхания и сокращения частоты сердцебиения, организм биатлониста ещё продолжает пребывать в лыжной гонке. С выходом на огневой рубеж он продолжает интенсивно работать, снабжая кислородом органы и мышцы спортсмена. Сделать задержку дыхания на более длительное время биатлонисту всегда проще на вдохе, чем на выдохе. Это вызвано тем, что при задержке дыхания на вдохе организм продолжает получать необходимый кислород и выделять углекислоту и другие продукты газообмена. В этом случае рефлекс по восстановлению цикличности дыхания задерживается на некоторое время. А при полувыдохе в организме резко повышается уровень углекислоты, понижается уровень кислорода и, как следствие, возникает потребность в максимально быстром восстановлении цикличности дыхания. Тем самым значительно сокращается время пребывания биатлониста в зоне затаивания дыхания. Следовательно, суммарная задержка дыхания на вдохе менее сказывается на общем состоянии организма стрелка, так как он испытывает меньшее кислородное голодание. У биатлониста во время обработки выстрела при стрельбе лёжа и стоя пульсация при задержке дыхания на вдохе значительно менее ощутима, чем при задержке на выдохе. Некоторые стрелки при стрельбе применяют способ задержки дыхания, производя его почти на вдохе. Для стрелков-пулевиков такой тип дыхания может быть приемлем, так как они не испытывают значительных динамических нагрузок. У биатлонистов это будет отвлекать внимание и, следовательно, увеличивать время на стрельбу.

Для биатлониста важно выполнить пять прицельных выстрелов за один цикл затаивания дыхания на полувдохе или 0,75% вдоха, в течение 15-20 сек. Если биатлонист по каким-либо причинам не смог выполнить все пять выстрелов за одно затаивание дыхания, то ему придётся делать это на каждый последующий выстрел отдельно. Это вызвано тем, что при повышении в крови углекислоты в период затаивания дыхания сердце увеличивает интенсивность сокращений, чтобы обеспечить кислородом мозг и мышцы, задействованные в статической работе по удержанию оружия в точке прицеливания.

Поскольку дыхание является физиологическим процессом, непосредственно связанным с жизнедеятельностью организма, то недостаточно развитая дыхательная система и неправильное дыхание могут отрицательно сказаться на общем состоянии биатлониста и его готовности к соревнованиям.

Прекрасным средством для развития дыхательной системы являются виды спорта циклического характера: легкоатлетический бег, плавание, гребля, лыжные гонки. В соответствующей литературе приведены специальные упражнения для развития грудной клетки и грудных мышц, даны необходимые рекомендации по их использованию. Однако сами по себе эти упражнения не дают большого эффекта в умении биатлонистом

управлять своим дыханием. Эти упражнения должны сочетаться со специальными дыхательными упражнениями.

В физиологии принято выделять три типа дыхания: грудной, или рёберный, брюшной, или диафрагмальный, и смешанный. Для того чтобы научиться правильно дышать, рекомендуется выполнять специальные упражнения.

1. И.п. - лёжа на спине, руки за головой. Поднимая и расширяя грудную клетку, делаем продолжительный вдох в течение 5-7 сек; опуская грудную клетку, - выдох, 7-9 сек. Повторить 5-6 раз.

2. И. п. - лёжа на спине. Выпячивая живот, делаем продолжительный вдох; медленно напрягая мышцы брюшного пресса и втягивая живот - выдох. Выдох должен быть всегда несколько длиннее вдоха.

3. И.п. - лёжа на спине, руки за головой. Вначале, постепенно выпячивая живот и расширяя грудную клетку, делаем вдох. Выдох - опускается грудная клетка; при этом сводятся плечи и скрещиваются руки на животе, а затем, напрягая мышцы живота, делаем окончательный выдох. Вдох и выдох выполняется медленно, 7-10 раз, причём выдох должен быть всегда длиннее вдоха, паузы между выдохом и вдохом не делаются.

4. Ходьба в медленном темпе 2-3 мин; дыхательные движения сочетаем с шагами: два шага, выпячивая живот, - вдох, плечи при этом несколько приподнять и отвести назад; четыре шага, втягивая живот, - выдох.

5. И. п. - основная стойка. Выпячивая живот и расширяя грудную клетку - вдох; при выдохе сгруппироваться, втянуть живот и присесть, наклонившись и обхватив руками колени.

6. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Медленное вращение таза: таз вперёд - выпятить живот и сделать вдох, таз вправо, назад и влево, втягивая живот, - выдох.

7. Ходьба в среднем темпе 5-7 мин, считать дыхательные движения с шагом: три шага - сделать вдох, выпячивая живот и расслабляя мышцы; шесть шагов - выдох, напрягая мышцы живота. Во время выполнения данного упражнения стараться не использовать для дыхания мышцы грудной клетки.

8. И. п. - лёжа на спине. Сделать вдох, выпячивая живот и не расширяя грудную клетку. На вдохе зафиксировать положение грудной клетки и сделать продолжительный выдох; снова сделать вдох, затем - продолжительный выдох, опуская грудную клетку.

9. И. п. - основная стойка. Выпячивая живот и расширяя грудную клетку, сделать вдох. Зафиксировать положение грудной клетки, а затем продолжительно выдохнуть за счёт диафрагмы (втягивая живот). Повторить. После этого сделать продолжительный выдох, напрягая мышцы брюшного пресса и опуская грудную клетку; присесть и, наклоняясь, руками коснуться пола.

10. Ходьба в медленном темпе 2-3 мин., сочетаем дыхательные движения с шагами: четыре шага, не расширяя грудную клетку и выпячивая живот, сделать вдох; восемь шагов, фиксируя грудную клетку и втягивая живот, - выдох.

Описанные выше упражнения представляют собой полный комплекс, поэтому выполнять их нужно последовательно, в том порядке, в каком они перечислены.

Во время занятий по общефизической подготовке, направленных на развитие выносливости, установлено, что переход стрелка во время бега с грудного или смешанного вида дыхания на брюшное дыхание позволяет существенно снизить ЧСС. Тем самым повышаются возможности спортсмена переносить более высокие физические нагрузки.

Для эксперимента было приглашено трое испытуемых, занимающихся пулевой стрельбой из винтовки. Их разная физическая подготовленность определяется по состоянию частоты сердечных сокращений после бега. В начале занятия испытуемые после разминки в течение 5 мин. выполняли бег в среднем темпе, используя грудной тип дыхания; в конце занятия были выполнены те же действия, с такой же интенсивностью и

нагрузкой, но с использованием брюшного дыхания. Замеры ЧСС проводились до начала бега и сразу после завершения бега, а также через каждую минуту после завершения бега, но в ходьбе. Результаты изложены в таблице.

Таблица

Распределение ЧСС при грудном и брюшном видах дыхания_

Фамилия ЧСС до начала ЧСС после за- ЧСС через ЧСС через ЧСС через ЧСС через

испытуемого бега вершения бега 1 мин. 2 мин. 3 мин. 4 мин.

Грудное дыхание

Гусева А. 80 156 132 102 96 80

Шалыгина В. 83 174 168 138 114 90

Поляков Ю. 74 144 102 90 73

Брюшное дыхание

Гусева А. 79 136 108 79

Шалыгина В. 80 154 135 105 81

Поляков Ю. 77 127 102 79

Как следует из таблицы, стрелки, выполняющие одинаковую нагрузку за одно и то же время, затрачивают меньше энергии и быстрее восстанавливаются.

Использование брюшного дыхания перед выходом на огневой рубеж и затаивание дыхание на полувдохе во время стрельбы позволяют биатлонисту избежать кислородного голодания и снизить колебания оружия, возникающие в результате сокращения сердца. Тем самым биатлонист может подавить предстартовое волнение и повысить физическую выносливость и результативность стрельбы.

Во время гонки биатлонист должен менять тип дыхания. При преодолении подъёмов он, как правило, будет использовать грудной или смешанный тип дыхания. С выходом на равнинные участки трассы и спуски биатлонисту лучше использовать брюшной тип дыхания. Это позволит спортсмену подходить к огневому рубежу с минимальными значениями ЧСС после нагрузки в лыжной гонке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зрибнев, М. А. Базова школа та методика навчання влучно! стршьби зi стршецько! збро! : навч. поабник. Частина I. Початкова та базова тдготовка i спецiалiзацiя. - Львов : АСВ, 2014. -242 с.

REFERENCES

1. Zrybnev N. A. (2014), Basic Marksmanship Training System and Methodology. Part I. Initial and Basic Training and Specialization: guidance Manual, Army Academy, Lviv.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.03.2015.

УДК 796.011

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗА ЖИЗНИ

СТУДЕНТОВ

Инсаф Басырович Ишмухаметов, кандидат биологических наук, доцент, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Стерлитамак, Башкортостан

Аннотация

Целью работы явилось исследование образа жизни и состояния здоровья студентов, обучающихся в высшем учебном заведении. Согласно специально составленной оздоровительной программе студенты экспериментальной группы активно занимались физическими упражнениями и вели здоровый образ жизни в течение исследуемого периода. Результаты исследования показали, что у студентов с высокой двигательной активностью потребность к сохранению и укреплению своего здоровья оказалась значительно выше, чем у студентов с низким уровнем двигательной ак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.