Научная статья на тему 'Исторический аспект изучения инновационной педагогической деятельности П. Ф. Лесгафта'

Исторический аспект изучения инновационной педагогической деятельности П. Ф. Лесгафта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.Ф. ЛЕСГАФТА / PEDAGOGICAL ACTIVITY / INNOVATIONS / PEDAGOGICAL INNOVATION / INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY / INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF P. F. LESGAFT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гижов Владимир Александрович, Капичникова Ольга Борисовна, Поздникин Алексей Анатольевич, Николаев Дмитрий Владимирович, Капичников Александр Иванович

В представленной статье рассматривается понятие и феномен инновационной педагогической деятельности наряду с другими педагогическими инновациями. Затрагивается вопрос возникновения новой отрасли педагогики педагогической инноватики. Само понятие инновационная педагогическая деятельность трактуется в статье как инновационная практика организации процессов образования и воспитания, реализуемая как отдельными педагогами, так и целым педагогическим сообществом с целью решения задач модернизации отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гижов Владимир Александрович, Капичникова Ольга Борисовна, Поздникин Алексей Анатольевич, Николаев Дмитрий Владимирович, Капичников Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical aspect of the study of innovative pedagogical activity of P.F. Lesgaft

The question of emergence of a new branch of pedagogy pedagogical innovation is discussed here. The article deals with the concept and phenomenon of innovative pedagogical activity along with other pedagogical innovations. The question of emergence of a new branch of pedagogy pedagogical innovation is touched upon. The concept of innovative pedagogical activity is interpreted in the article as an innovative practice of the organization of the processes of education and upbringing, implemented both by individual teachers and the whole pedagogical community in order to solve the problems of modernization of domestic education.

Текст научной работы на тему «Исторический аспект изучения инновационной педагогической деятельности П. Ф. Лесгафта»

УДК 378.016

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ П.Ф. ЛЕСГАФТА

Владимир Александрович Гижов, кандидат исторических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова); Ольга Борисовна Капичникова, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский национальный исследовательский университет имени Н.Г. Чернышевского (НИУ СГУ им. Н.Г. Чернышевского); Алексей Анатольевич Поздникин, кандидат исторических наук, доцент, Дмитрий Владимирович Николаев, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова)

Аннотация

В представленной статье рассматривается понятие и феномен инновационной педагогической деятельности наряду с другими педагогическими инновациями. Затрагивается вопрос возникновения новой отрасли педагогики - педагогической инноватики. Само понятие инновационная педагогическая деятельность трактуется в статье как инновационная практика организации процессов образования и воспитания, реализуемая как отдельными педагогами, так и целым педагогическим сообществом с целью решения задач модернизации отечественного образования.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, инновации, педагогическая инноватика, инновационная педагогическая деятельность, инновационная педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафта.

HISTORICAL ASPECT OF THE STUDY OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF P.F. LESGAFT

Vladimir Alexandrovich Gizhov, the candidate of historical sciences, senior lecturer, Saratov State Vavilov Agrarian University; Olga Borisovna Kapichnikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Saratov State University; Alexey Anatolyevich Pozdnikin, the candidate historical sciences, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Vladi-

mirovich Nikolaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Ivanovich Kapichnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State

Vavilov Agrarian University

Annotation

The question of emergence of a new branch of pedagogy - pedagogical innovation is discussed here. The article deals with the concept and phenomenon of innovative pedagogical activity along with other pedagogical innovations. The question of emergence of a new branch of pedagogy - pedagogical innovation is touched upon. The concept of innovative pedagogical activity is interpreted in the article as an innovative practice of the organization of the processes of education and upbringing, implemented both by individual teachers and the whole pedagogical community in order to solve the problems of modernization of domestic education.

Keyword: pedagogical activity, innovations, pedagogical innovation, innovative pedagogical activity, innovative pedagogical activity of P. F. Lesgaft.

В статье представлены сущностные характеристики данного вида педагогической деятельности, некоторые её классификации. Показано, что инновационная педагогическая деятельность включает инновационные педагогические технологии обучения и воспитания, личностно ориентированные методы и приёмы воздействия на личность обучаемых. В статье раскрыта инновационная педагогическая деятельность основоположника отечественной науки о физическом воспитании П.Ф. Лесгафта.

Современные тренды развития нашей страны в условиях многополярного и стремительно меняющегося миропорядка предполагают инновационные изменения в различных

сферах жизнедеятельности человека, в том числе образовании. К числу важнейших задач отечественного образования на современном этапе относится изучение и внедрение в образовательную практику педагогических инноваций, инновационной педагогической деятельности [1].

Обращение к понятию и феномену «инновационная педагогическая деятельность» требует теоретико-методологического анализа базовых понятий - «инновации», «педагогические инновации». Создание и внедрение инноваций в образовательную практику детерминировало в педагогической науке возникновение новой отрасли научного знания «Педагогическая инноватика», которая в настоящее время имеет разветвлённую структуру и включает:

- педагогическую неологию, исследующую особенности создания инноваций, их источники, классификации, критерии новизны;

- педагогическую аксиологию, изучающую проблемы восприятия, оценки и освоения нового педагогическим сообществом;

- педагогическую праксиологию, обобщающую данные о применении нового в сфере образования.

Педагогическая инноватика в зарубежной педагогике возникла в 60-х годах прошлого столетия, имеет несомненные успехи и отличается ярко выраженным прикладным характером. Зарубежные учёные теоретически обосновывают инновационные процессы в различных образовательных учреждениях, предлагают практические рекомендации по освоению возникающих новшеств, рассматривают вопросы управления инновационными процессами.

В России исследование инновационной педагогической деятельности осуществляется по комплексу направлений: социально-философские аспекты педагогических инноваций, теоретико-методологические аспекты сущности, состава и критериев оценки педагогических инноваций.

Инновационная педагогическая деятельность в контексте данной статьи трактуется как инновационная практика организации процессов обучения и воспитания, реализуемая как отдельными педагогами, так и целым педагогическим сообществом с целью решения задач модернизации отечественного образования. Данный вид педагогической деятельности должен включать инновационные технологии обучения и воспитания, личностно ориентированные методы и приёмы воздействия на личность обучающегося. В работах зарубежных и отечественных педагогов исследуются сущностные характеристики феномена инновационной педагогической деятельности, предприняты попытки её классификации. Так в работах К. Ангеловски дана классификация инновационной педагогической деятельности на основе следующих критериев в зависимости:

1) От сферы распространения педагогических инноваций:

- в содержании образования;

- в технологиях обучения и воспитания;

- в системах управления образованием;

- в образовательной экологии;

2) от способа осуществления нового в образовательной практике:

- систематическая, плановая, заранее подготовленная;

- стихийная, спонтанная, случайная;

3) от широты и глубины инноваций:

- массовая, фундаментальная, глубокая;

- частичная, мелкая:

4) от характера возникновения нового в обучении и воспитании:

- внешняя, касающаяся форм обучения и воспитания;

- внутренняя, затрагивающая сущность обучения и воспитания подростков [2].

Яркий пример инновационной педагогической деятельности представляет деятельность основоположника отечественной науки о физическом воспитании П.Ф. Лесгафта [3]. Инновационность педагогических идей и педагогической деятельности учёного состоит в его постулате о необходимости сочетания физического и духовного развития личности. Обучение в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии и педагогическая деятельность на кафедре физиологической анатомии в Казанском университете способствовали созданию П.Ф. Лесгафтом функциональной анатомии, суть которой заключается в единстве формы и функции. Функции, реализуемые через физические упражнения, способствуют развитию всего организма человека. При этом физические упражнения интерпретируются в качестве средства, направленного не только на физическое, но и интеллектуальное развитие человека. Именно синхронное умственное и физическое воспитание детерминируют развитие всех органов человека. Инновационный подход к физическому образованию личности, реализуемый этим учёным состоит в использовании специально подобранных физических упражнений в целях формирования не только организма, но и всей личности. Важным является и вывод П.Ф. Лесгафта об использовании физических упражнений для развития познавательных способностей личности, формирования умения управления физическими движениями.

Инновационная педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафта состоит также в сочетании метода показа физического упражнения и вербального его объяснения. Изучив опыт подготовки учителей гимнастики в Германии, Швейцарии, Швеции, Австрии, Италии, Франции, Дании, Англии, Голландии, учёный сделал вывод о недостаточности использования в Европе при подготовке учителей гимнастики только рекомендаций по технике выполнения физических упражнений. П.Ф. Лесгафт считал возможным использовать метод показа только после словесного его объяснения и осознания обучающимися.

Такой подход позволяет говорить не только об инновационности, но и актуальности педагогического наследия и педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта для практики современной высшей и средней школы. Учёным поставлен вопрос о бесперспективности механического выполнения двигательных действий, упражнений, о сознательном их усвоении и на этой основе отработки их в процессе тренировки. Именно таким путём становится возможным гармоничное сочетание интеллектуального и физического развития личности, подготовка современных специалистов, различные аспекты которой рассматриваются в работах современных педагогов [4, 5, 6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция модернизации отечественного образования на период до 2020 года // URL : http://www.ug.ru/archive/25192. - Дата обращения 30.06.2015.

2. Ангеловски, К. Учителя и инновации / К. Ангеловски. - М. : Просвещение, 1991. - 157 с.

3. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений : в 5 т. Т. 1 : Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Ч. 1 / П.Ф. Лесгафт. - М. : Физкультура и спорт, 1951. - 444 с.

4. Гижов, В.А. Традиции и инновации в среде российского студенчества / В.А. Гижов, А.И. Капичников // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : сборник статей всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2016. - С. 31-37.

5. Формирование учебной мотивации студентов в условиях повышения качества трёхступенчатого высшего образования / В.А. Гижов, А.И. Капичников, А.А. Поздникин, О.Б. Капичникова // Качество. Инновации. Образование. - 2016. - № 12 (139). - С. 24-27.

6. Капичников, А.И. Проблема эффективного становления профессиональных компетенций студентов в условиях 3-х ступенчатого высшего образования / А.И. Капичников, О.В. Романова, О.Б. Капичникова // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 7 (46). - С. 20-22.

REFERENCES

1. The concept of modernization of domestic education till 2020, available at: http://www.ug.ru/ar-chive/25192.

2. Angelovski, K. (1991), Teachers and Innovation, Education, Moscow.

3. Lesgaft, P.F. (1951), Collected pedagogical works, Guidelines for physical education of schoolage children, Vol. 1, Physical culture and sport, Moscow.

4. Gizhov, V.A. and Kapichnikov, A.I. (2016), "Of tradition and innovations in the environment of the Russian students", Current problems of education in educational process of higher education institution: collection of articles of the all-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 31-37.

5. Gizhov, V.A., Kapichnikov, A.I., Pozdnikin, A.A. and Kapichnikova, O.B. (2016), "Formation of educational motivation of students in the conditions of improvement of quality of three-stage higher education", Quality. Innovations. Education, No. 12 (139), pp. 24-27.

6. Kapichnikov, A.I., Romanova, O.V. and Kapichnikova, O.B. (2015), "Problem of effective formation of professional competences of students in the conditions of 3-staged higher education", Psychology, sociology and pedagogics, No. 7 (46), pp. 20-22.

Контактная информация: alexsgau@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2019

УДК 796.034.2

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ МУЖЧИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ПОДВОДНОЙ ОХОТОЙ

Мария Владимировна Глубокая, преподаватель, Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы применения средств оздоровительной физической культуры в досуговой деятельности населения. Среди них выделяется проблема отсутствия научно-обоснованных сведений о содержании функциональной и физической подготовки мужчин зрелого возраста к занятиям любительской подводной охотой. Цель статьи: определить исходный уровень добровольцев, принявших участие в педагогическом эксперименте по проверке эффективности методики по применению специальных средств оздоровительной физической культуры в подготовке мужчин 35-45 лет к занятиям любительской подводной охотой.

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, апноэ, функциональная подготовленность, физическая подготовленность, любительская подводная охота.

FUNCTIONAL AND PHYSICAL FITNESS OF MEN ENGAGED IN AMATEUR

UNDERWATER HUNTING

Maria Vladimirovna Glubokaya, the teacher, Siberian Law Institute of the MIA of Russia, Krasnoyarsk

Annotation

The article analyzes the problems of using the means of health physical culture in preparation for leisure activities of the population. Among them there is allocated a problem of lack of the scientifically proved data on the maintenance of the functional and physical preparation of men of mature age to occupations with the amateur underwater hunting. The purpose of the article: to determine the initial level of volunteers who took part in the pedagogical experiment to test the effectiveness of the method of using the special means of the health-improving physical culture in the preparation of men aged 35-45 years old for amateur underwater hunting.

Keywords: health physical culture, apnea, functional fitness, physical fitness, amateur underwater hunting.

ВВЕДЕНИЕ

Успехи цивилизации снизили долю физического труда, в результате произошло отставание возможностей человека адаптироваться к изменяющимся условиям природной и социально-производственной среды обитания. Большую тревогу вызывают физическое здоровье населения, сформированность его физического состояния как важного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.