Научная статья на тему 'Средства выявления и развития спортивно одарённых студентов'

Средства выявления и развития спортивно одарённых студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННОСТЬ / СПОРТИВНАЯ ОДАРЁННОСТЬ / КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ОДАРЁННОСТИ СТУДЕНТОВ / TALENT / SPORTS TALENT / CRITERIA FOR THE DEVELOPMENT OF ATHLETIC ABILITIES / THE MEANS OF DEVELOPMENT OF SPORTS TALENTS OF THE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеев Игорь Владимирович, Капичникова Ольга Борисовна, Гордеева Елена Николаевна, Капичников Александр Иванович, Гуреева Влада Леонидовна

Проблема определения, поддержки и развития одарённых школьников и студентов принадлежит к числу важных направлений современной педагогики. В статье показан социокультурный аспект данной проблемы, её важность на современном этапе развития высшей школы. Представлены известные педагоги и психологи, исследовавшие разные аспекты процесса выявления и становления одарённости у студентов и школьников. Выделены разные виды одарённости у обучающихся. Целью исследования является раскрытие понятия спортивная одаренность, определения уровней и критериев развития спортивных способностей. Результатом проведенного исследования является определение средств и условий выявления и развития спортивно-одарённых студентов. К числу выводов следует отнести определение трёх уровней развития спортивных способностей (общие способности, элементы спортивных способностей, специальные элементы спортивных способностей). Выявлены психолого-педагогические условия развития спортивно-одарённых студентов: выявление спортивно одарённых студентов на протяжении всего процесса обучения в вузе (в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре); включение в процесс обучения студентов индивидуализированной психолого-педагогической поддержки с учётом особенностей личности одарённого студента; поэтапный отбор студентов для занятий в спортивных кружках при вузах; разработка технологии развития спортивных способностей студентов, инновационных форм, методов и средств обучения в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордеев Игорь Владимирович, Капичникова Ольга Борисовна, Гордеева Елена Николаевна, Капичников Александр Иванович, Гуреева Влада Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Means of identification and development of sports-gifted students

The problem of identifying, supporting and developing the gifted schoolchildren and students is one of the important areas of modern pedagogy. The article shows the socio-cultural aspect of this problem and its importance at the present stage of development of higher education. There are well-known teachers and psychologists who have studied various aspects of the process of identifying and developing giftedness in students and schoolchildren. Different types of giftedness in students are highlighted. The purpose of the study is to reveal the concept of sports talent, determine the levels and criteria for the development of sports abilities. The result of the study is to determine the means and conditions for identifying and developing sports-gifted students. The conclusions include the definition of three levels of development of sports abilities (General abilities, elements of sports abilities, special elements of sports abilities). Psychological and pedagogical conditions for the development of sports-gifted students are revealed: identification of sports-gifted students throughout the entire process of study at the University (in bachelor's, master's, and postgraduate courses); inclusion of individualized psychological and pedagogical support in the process of teaching students, taking into account the personality characteristics of a gifted student; step-by-step selection of students for classes in sports clubs at universities; development of technology for developing students ' sports abilities, innovative forms, methods and means of training at the University.

Текст научной работы на тему «Средства выявления и развития спортивно одарённых студентов»

REFERENCES

1. Order of the Minister of defense of the Russian Federation of April 21 N 200, (2009), "On approval of the Manual on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation", available at: https://base.garant.ru/195845/.

2. Gorelov, A.A. (1993), Fundamentals of special physical training of flight personnel, St. Petersburg.

Контактная информация: garshina-street@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.02.2020

УДК 796.015.82

СРЕДСТВА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОРТИВНО ОДАРЁННЫХ

СТУДЕНТОВ

Игорь Владимирович Гордеев, доцент, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.; Ольга Борисовна Капичникова, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского; Елена Николаевна Гордеева, старший преподаватель, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.; Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова; Влада Леонидовна Гуреева, преподаватель, Саратовский государственный технический университет

имени Гагарина Ю. А.

Аннотация

Проблема определения, поддержки и развития одарённых школьников и студентов принадлежит к числу важных направлений современной педагогики. В статье показан социокультурный аспект данной проблемы, её важность на современном этапе развития высшей школы. Представлены известные педагоги и психологи, исследовавшие разные аспекты процесса выявления и становления одарённости у студентов и школьников. Выделены разные виды одарённости у обучающихся. Целью исследования является раскрытие понятия спортивная одаренность, определения уровней и критериев развития спортивных способностей. Результатом проведенного исследования является определение средств и условий выявления и развития спортивно-одарённых студентов. К числу выводов следует отнести определение трёх уровней развития спортивных способностей (общие способности, элементы спортивных способностей, специальные элементы спортивных способностей). Выявлены психолого-педагогические условия развития спортивно-одарённых студентов: выявление спортивно одарённых студентов на протяжении всего процесса обучения в вузе (в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре); включение в процесс обучения студентов индивидуализированной психолого-педагогической поддержки с учётом особенностей личности одарённого студента; поэтапный отбор студентов для занятий в спортивных кружках при вузах; разработка технологии развития спортивных способностей студентов, инновационных форм, методов и средств обучения в вузе

Ключевые слова: одарённость, спортивная одарённость, критерии развития спортивных способностей, средства развития спортивной одарённости студентов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p89-92

MEANS OF IDENTIFICATION AND DEVELOPMENT OF SPORTS-GIFTED

STUDENTS

Igor Vladimirovich Gordeev, the senior lecturer, Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin; Olga Borisovna Kapichnikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Saratov State University; Elena Nikolaevna Gordeeva, the senior lecturer, Saratov state technical University named after Yuri Gagarin; Alexander Ivanovich Kapichnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Vlada Leonidovna Gureeva, the teacher, Saratov state technical University named after Yuri Gagarin

Abstract

The problem of identifying, supporting and developing the gifted schoolchildren and students is one of the important areas of modern pedagogy. The article shows the socio-cultural aspect of this problem and

its importance at the present stage of development of higher education. There are well-known teachers and psychologists who have studied various aspects of the process of identifying and developing giftedness in students and schoolchildren. Different types of giftedness in students are highlighted. The purpose of the study is to reveal the concept of sports talent, determine the levels and criteria for the development of sports abilities. The result of the study is to determine the means and conditions for identifying and developing sports-gifted students. The conclusions include the definition of three levels of development of sports abilities (General abilities, elements of sports abilities, special elements of sports abilities). Psychological and pedagogical conditions for the development of sports-gifted students are revealed: identification of sportsgifted students throughout the entire process of study at the University (in bachelor's, master's, and postgraduate courses); inclusion of individualized psychological and pedagogical support in the process of teaching students, taking into account the personality characteristics of a gifted student; step-by-step selection of students for classes in sports clubs at universities; development of technology for developing students ' sports abilities, innovative forms, methods and means of training at the University.

Keyword: talent, sports talent, criteria for the development of athletic abilities, the means of development of sports talents of the students.

Проблема определения, поддержки и развития одарённых школьников и студентов принадлежит к числу важных направлений современной педагогики. Она названа в последних важнейших законодательных и нормативных документах в области образования. Её появление детерминировано социальными потребностями современного общества [1, 2]. Целью является идентификация одарённых обучающихся, подбор форм и методов, психолого-педагогических условий развития одарённых школьников и студентов.

Феномен одарённости есть уникальное развитие личности обучающихся, которое обладает не только процессуальным, но и социально значимым измерением, востребованным в современном обществе. Это творчески мыслящие студенты, способные решать современные задачи. Следует отметить их чувствительность к осуществлению различных видов деятельности, своеобразие поведения и мышления. Реализация права личности на индивидуальность и свободу в современном мире составляет задачу работы с такими студентами. К проблеме одарённости обращались выдающиеся педагоги (Ушинский К. Д., Су-хомлинский В.А., Бабанский Ю.К.); психологи (Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М., Юнг К.Г., Гилфорд Дж.); методисты (Крутецкий В.А., Лейтис Н.С., Матюшкин А.М., Кабанова-Мел-лер Е.П.). По их мнению, «одарённость» представляет выдающиеся способности, позволяющие достичь высоких результатов в той или иной области деятельности.

Проявление одарённости возможно в различных областях человеческой деятельности. В психолого-педагогической литературе изучаются различные виды одарённости, ко -торые трактуются как отличительные потенциальны возможности. Интеллектуально одарённые личности имеют очень высокий потенциал к обучению, который возможно применить в будущей исследовательской деятельности. Творческая одарённость включает художественная, музыкальные, литературные, актёрские способности, которые обеспечивают достижения в творческой деятельности. Техническая одарённость сопутствует получение высоких результатов в инженерной деятельности. Социальная одарённость способствует подготовке лидера. Спортивная одарённость означает целый комплекс природных качеств, обеспечивающих спортивные победы. Спортивная одарённость является одним из видов одарённости. В контексте статьи это комплекс природных качеств студента, дающих возможность достичь спортивных успехов в процессе занятий. Это от рождения данные особенности студента, определяющие уровень его спортивных достижений.

В психо лого-педагогических трудах различают три уровня развития спортивных способностей:

1. Общие способности, которые включают хорошее или отличное здоровье, нормальное физическое развитие, настойчивость, работоспособность, мотивацию к спортивной деятельности.

2. Элементы спортивных способностей: умелое освоение спортивной техники, адаптация к значительным мышечным напряжениям, хороший уровень функциональной подготовки,

умение преодолевать утомление, своевременное восстановление после тренировок.

3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрое увеличение спортивных результатов, хороший уровень развития специальных качеств, высокая мобильность, умение находиться в условиях противоборства с другим студентом.

Следует отметить, что в видах спорта: бег, плавание, спортивная ходьба, лыжные гонки, конькобежный спорт, велосипедный спорт в структуре способностей выделяют стабильность мышечно-двигательных дифференцировок, чувство темпа, ритма, умение адекватно оценивать функциональное состояние студента. В лёгкой атлетике, пятиборье, гимнастике, фигурном катании необходимы развитые мышечно-двигательные дифференцировки, пространственно-временная ориентировка, чувство ритма и темпа.

В играх и единоборствах необходимы психические качества восприятия возникающих ситуаций, принятия и реализации творческих решений в ходе спортивных соревнований. Процесс выявления спортивно одарённых студентов предполагает опору на критерии, к числу которых относятся:

- проявление интереса к спортивной деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

- владение зрительно-моторной координацией;

- владение широким диапазоном движения, а именно (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

- удержание равновесия при выполнении двигательных упражнений;

- владение телом при маневрировании, включающим старт, остановки, изменения направления;

- хороший уровень развития основных двигательных навыков при ходьбе, беге, прыжках.

Определение условия для развития спортивно одарённых студентов должно носить системный характер и предполагает:

- выявление спортивно одарённых студентов на протяжении всего процесса обучения в вузе (в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре);

- включение в процесс обучения студентов индивидуализированной психолого-педагогической поддержки с учётом особенностей личности одарённого студента;

- поэтапный отбор студентов для занятий в спортивных кружках при вузах;

- разработку технологии развития спортивных способностей студентов, инновационных форм, методов и средств обучения в вузе [3, 4, 5].

Таким образом проблема выявления и развития спортивно одарённых студентов требует комплексного личностно-ориентированного подхода. Новизна данной статьи заключается в поиске педагогических условий, создающих возможность выявления спортивно одарённых студентов. Её практическая значимость состоит в определении критериев отбора таких студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция модернизации отечественного образования на период до 2020 года. - URL: http://www.ug.ru/archive/25192 (дата обращения: 01.06.2020).

2. Богоявленская, Д.Б. Одаренность: природа и диагностика / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. - Москва : АНО «ЦНПРО», 2013. - 208 с.

3. Рыжкова, И.В. Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования / И.В. Рыжкова, А.И. Калинников, О.Б. Калинникова // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Международной научной конференции. - Челябинск : Два комсомольца, 2014. - С. 160-162.

4. Капичников, А.И. Формирование мотивации учебной деятельности в системе «лицей -университет» : дис. ... канд. пед. наук / Капичников Александр Иванович. - Саратов, 2000. - 175 с.

5. Романова, О.В. Эффективность преемственного обучения бакалавров, магистров и аспирантов / О.В. Романова, А.И. Капичников, О.Б. Капичникова // Гуманитарные научные исследования.

- 2015. - № 5-1 (45). - С. 79-81.

REFERENCES

1. The concept of modernization of national education for the period up to 2020, available at: http://www.ug.ru/archive/25192.

2. Bogoyavlenskaya, D.B. and Bogoyavlenskaya M.E. (2013), Giftedness: nature and diagnostics, Moscow.

3. Ryzhkova, I.V. Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2014), "The development of educational motivation of students in the new system of higher education", Pedagogy: Traditions and Innovations, Materials of the V International Scientific Conference, Two Komsomol members, Chelyabinsk, pp. 160162.

4. Kapichnikov, A. I. (2000), Formation of motivation of educational activity in the system "Lyceum-University", dissertation, Saratov.

5. Romanova, O.V., Kapichnikov, A.I. and Kapichnikova, O.B. (2015), "Effectiveness of continuous training of bachelors, masters and postgraduates", Humanities research, Vol. 5-1 (45), pp. 79-81.

Контактная информация: alexsgau@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.02.2020

УДК 796.077.4

ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ ТРЕНЕРОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД ПО БАСКЕТБОЛУ К ТРЕНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Евгений Сергеевич Горовенко, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Сергей Александрович Семенов, кандидат педагогических наук, профессор, Наталья Петровна Тагирова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Николаевна Галлямова, кандидат педагогических наук, Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) Федерального университета

Аннотация

В статье выявлены показатели, определяющие готовность тренеров по баскетболу студенческих команд к тренерской деятельности. К ним относятся: высокий уровень развития методических навыков по организации тренировочного процесса баскетболистов; знание тактики игры в баскетбол и специфики организации игры в защите, атаке, в отрыве; хорошие знания в области психологии общения и взаимодействия с игроками баскетбольной команды; умения создавать позитивный психологический климат в команде и положительный эмоциональный фон. Важны хорошие навыки применять новейшие достижения спортивной науки в тренировочном процессе баскетболистов, а также умения жить нуждами команды, проявлять требовательность и эмпатию к игрокам.

Ключевые слова: показатели готовности; тренеры по баскетболу; студенческий спорт; высокая эффективность; тренерская деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p92-95

INDICATORS OF READINESS OF TRAINERS OF STUDENT BASKETBALL TEAMS

FOR TRAINER ACTIVITY

Eugeniy Sergeyevich Gorovenko, the post-graduate student, St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great; Sergey Alexandrovich Semenov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Natalia Petrovna Tagirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Nikolaevna Gallyamova, the candidate of pedagogical sciences, Naberezhnye Chelny Institute (branch) Kazan (Volga) Federal University

Abstract

In the article, the authors have revealed the indicators determining readiness of the basketball coaches of the student teams for trainer 's activity. These include: high level of development of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.