Научная статья на тему 'Социокультурный аспект работы с талантливыми и одарёнными студентами'

Социокультурный аспект работы с талантливыми и одарёнными студентами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЛАНТ / ТАЛАНТЛИВЫЕ И ОДАРЁННЫЕ СТУДЕНТЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС / СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ / TALENT / TALENTED AND GIFTED STUDENTS / INTELLECTUAL RESOURCE / CREATIVITY / SOCIAL VALUES / SELF-DEVELOPMENT AND SELF-REALIZATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгаков Сергей Викторович, Капичникова Ольга Борисовна, Поздникин Алексей Анатольевич, Капичников Александр Иванович, Мавзовин Владимир Святославович

Введение. В настоящее время проблематика данной статьи является актуальной и не до конца изученной. Цель исследования. Целью данной работы является дальнейшее изучение проблематики, связанной с работой с одарёнными и талантливыми студентами. Методика и организация исследования. Исследование основывается на традиционной организации и методиках: изучение литературы по данной проблеме, анализ и синтез разнообразных источников. Результаты исследования и их обсуждение. В статье представлена проблема работы с талантливыми и одарёнными студентами. Выделен социокультурный аспект её рассмотрения. Показана актуальность выявления интеллектуального ресурса нашей страны в глобальной конкуренции между странами. Выводы. Рассмотрены понятия талант и одарённость в контексте философских и религиозных учений. Предложены направления развития одарённых и талантливых студентов.Introduction. Currently, the problem of this article is relevant and not fully studied. Purpose of research. The purpose of this work is to further study the issues related to working with the gifted and talented students. Research methodology and organization. The research is based on the traditional organization and methods: the study of literature covering this problem, the analysis and synthesis of various sources. The results of the study and their discussion. The article presents the problem of working with the talented and gifted students. The socio-cultural aspect of its consideration is highlighted. The relevance of identifying the intellectual resources of our country in the global competition between the countries is shown. Conclusions. The concepts of talent and giftedness in the context of philosophical and religious teachings are considered. The directions of development of gifted and talented students are suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булгаков Сергей Викторович, Капичникова Ольга Борисовна, Поздникин Алексей Анатольевич, Капичников Александр Иванович, Мавзовин Владимир Святославович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурный аспект работы с талантливыми и одарёнными студентами»

REFERENCES

1. Vishnevsky, V.A., Uhvatova, I.A. and Malkov, M.N. (2019), "Quest-technologies in the implementation of the correctional and developmental function of the physical culture lesson in inclusive education", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 91-93.

2. Grekov, V.A. (2008), "Psychology of educational motivation of students. Educational motivation: basic theories and approaches", North-Caucasian psychological Bulletin, Vol. 6, No. 3, pp. 45-51.

3. Dubovizkaya, T.D. (2005), "To the problem of diagnostics of educational motivation", Question of psychology, No. 1, pp. 73-78.

4. Karavka, A.A. (2015), "Lesson-quest as a pedagogical information technology and didactic game aimed at mastering certain competencies", World of science, No. 3, pp. 20-23.

5. Lechkina, T.O. (2015), "Quest-project technology as an innovative form of education.", Science and education: new times, Vol. 1, No. 6, pp. 12-14.

6. Maslova, T.S. (2015), "Modern theories of motivation in educational activities", Young scientist, No.23, pp. 850-852.

7. Osyak, S.A. Sultanbekova, S.S. Zakharova, T.V. Yakovleva, E.N. Lobanova, O.B. and Plek-hanova E.M. (2015), "Educational quest - modern interactive technology", Modern problems of science and education, No.1-2, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20247.

8. Prosvirova, I.G. (2006) "Features of motivation of educational activity in young adolescent students", Bulletin of Tomsk state pedagogical University, No.10, pp. 61-64.

9. Semenova, T.V. (2015) "Theoretical and methodological approaches to the study of educational motivation: a comprehensive view", Monitoring public opinion: Economic and social changes, No.6, pp. 185-194.

10. Shatunova, O.V. (2015), "Landscape quest games in the technological training of schoolchildren", Bulletin of scientific conferences, Vol. 44, No.4, pp. 152-155.

11. Yakimanskaya, I.S. (2008), Technology of personal-oriented education, Education, Moscow.

Контактная информация: vl_bot53@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2020

УДК 376.545

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВЫМИ И ОДАРЁННЫМИ СТУДЕНТАМИ

Сергей Викторович Булгаков, кандидат социологических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова; Ольга Борисовна Капични-кова, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского; Алексей Анатольевич Поздникин, кандидат исторических наук, доцент, Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова; Владимир Святославович Мавзовин, кандидат технических наук, старший преподаватель, Московский государственный строительный университет

Аннотация

Введение. В настоящее время проблематика данной статьи является актуальной и не до конца изученной. Цель исследования. Целью данной работы является дальнейшее изучение проблематики, связанной с работой с одарёнными и талантливыми студентами. Методика и организация исследования. Исследование основывается на традиционной организации и методиках: изучение литературы по данной проблеме, анализ и синтез разнообразных источников. Результаты исследования и их обсуждение. В статье представлена проблема работы с талантливыми и одарёнными студентами. Выделен социокультурный аспект её рассмотрения. Показана актуальность выявления интеллектуального ресурса нашей страны в глобальной конкуренции между странами. Выводы. Рассмотрены понятия талант и одарённость в контексте философских и религиозных учений. Предложены направления развития одарённых и талантливых студентов.

Ключевые слова: талант, талантливые и одарённые студенты, интеллектуальный ресурс, способность к творчеству, социальные ценности, саморазвитие и самореализация студентов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p53-56

SOCIOCULTURAL ASPECT OF WORKING WITH TALENTED AND GIFTED

STUDENTS

Sergey Viktorovich Bulgakov, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Saratov State Vavilov Agrarian University; Olga Borisovna Kapichnikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky; Aleksey An-

atolyevich Pozdnikin, the candidate of historical sciences, senior lecturer, Alexander Iva-novich Kapichnikov, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov State Vavilov Agrarian University; Vladimir Svyatoslavovich Mavzovin, the candidate of technical sciences, senior teacher, Moscow State University of Civil Engineering

Abstract

Introduction. Currently, the problem of this article is relevant and not fully studied. Purpose of research. The purpose of this work is to further study the issues related to working with the gifted and talented students. Research methodology and organization. The research is based on the traditional organization and methods: the study of literature covering this problem, the analysis and synthesis of various sources. The results of the study and their discussion. The article presents the problem of working with the talented and gifted students. The socio-cultural aspect of its consideration is highlighted. The relevance of identifying the intellectual resources of our country in the global competition between the countries is shown. Conclusions. The concepts of talent and giftedness in the context of philosophical and religious teachings are considered. The directions of development of gifted and talented students are suggested.

Keyword: talent, talented and gifted students, intellectual resource, creativity, social values, self-development and self-realization of students.

Проникновение на современном этапе цифровой экономики в различные сферы деятельности детерминировало важность интеллектуального ресурса будущих специалистов. В нашей стране и за рубежом увеличивается количество социокультурных трудов, направленных на выявление и развитие одарённых молодых людей. Проблема талантливых и одарённых студентов имеет не только личностное, но и социальное измерение. Важность данной проблемы обусловило её появление в нормативно - правовых документах не только федерального, но и регионального значения [1, 2]. Следует отметить, что сегодня более 50 стран присоединились к мировому клубу для одарённых и талантливых детей.

В нашей стране созданы центры одарённых детей, организованы магистратуры, направленные на подготовку специалистов для работы с талантливыми и одарёнными подростками и молодыми людьми.

Рассматривая проблему талантливых студентов, следует обратиться к трудам немецкого философа Г.В. Гегеля, автор сравнивает воспитание с преобразованием души. Понятие талант он рассматривает как высшую форму одарённости, проявляющуюся в способности к творчеству [3].

Феномен таланта присутствует также в христианских источниках.

В Евангелии от Матфея есть известная притча о талантах, в которой рассказывается о том, как некий человек, уходя в чужие земли, призвал рабов своих, поручил им свое имение, и оставил одному пять талантов серебра, другому два, третьему же один талант. Когда же он ушел, человек получивший пять талантов употребил их в дело, и тем самым приумножил, получив еще пять. То же само сделал и второй, и вместо двух, у него стало четыре таланта. Третий же, получивший лишь один талант, закопал его в землю. Вернувшись, человек одобрил поведение первых двух, но выгнал третьего, забрав у него талант и отдав тому, кто приумножил, прибавив: «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет» [Мф. 25:14-29].

Следует отметить, что на протяжении веков учёные по-разному интерпретировали данную притчу, но именно она легла в основу понимания талантливости и одаренности в

современном мире. В бытовой речи никто не связывает слово «талант» с мерой серебра, сегодня оно означает какую-либо способность, одаренность человека. Полученные от природы таланты даются человеку безвозмездно, их можно приумножить или «закопать в землю», не реализовать.

Данное толкование понятия талант получило распространение в различных научных трудах, в том числе социологических и педагогических.

Анализируя притчу о талантах, сделаем вывод: таланты - есть способности человека, приумножение которых есть благо, и приумножение талантов и их реализация есть также некая ценность человеческого духа, наравне с другими ценностями, такими, как свобода, любовь, счастье и так далее; приумножение талантов и их реализация - это процессы, связанные между собой, так как именно при реализации таланты приумножаются, что способствует развитию человека.

Проблема развития талантов современных студентов ставит перед преподавателями и самими студентами различные вопросы совершенствования их подготовки [4, 5].

Для реализации этой цели необходимо: выявление и развитие конкретных способностей и талантов студента, раскрытие перед личностью интересных сторон тех областей науки и знания, в которых эти таланты необходимы; овладение общенаучными методами и другими специальными методами, необходимыми для реализации талантов и методами саморазвития, самореализации личности, когда психофизическая сфера студента рассматривается как инструмент, используемый для поставленных целей и задач развития талантов и способностей; предоставление каждой личности возможности для реализации способностей в рамках тех или иных преподаваемых дисциплин, исходя из собственных способностей.

Таким образом, развитие талантов студентов есть условие, социального и духовного прогресса, необходимого нашей стране в условиях возрастающей мировой конкуренции между различными странами. Научная новизна тематики данной статьи состоит в теоретико-методологическом обосновании выявления талантливых и одарённых студентов. Практическая значимость заключается в разработке педагогических средств развития выдающихся способностей студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.01.2020).

2. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д Б. (отв. исполнитель) [и др.]. -Москва : Магистр, 1998. - 66 с.

3. Гегель, Г.В. Энциклопедия философских наук : в 3 т. Т. 3 : Философия духа / Г.В. Гегель. - Москва : Мысль, 1977. - 471 с.

4. Гижов, В.А. Традиции и инновации в среде российского студенчества / В.А. Гижов, А.И. Калинников // Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : сборник статей всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2016. - С. 31-37.

5. Дидусенко, Е.Н. Модульная технология обучения студентов бакалавриата аграрного вуза / Е.Н. Дидусенко, А.И. Капичников, О.Б. Капичникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 37-39.

REFERENCES

1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N 273-ФЗ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

2. Bogoyavlenskaya D.B. et al (1998), Working concept of giftedness, Magister, Moscow.

3. Hegel, G.V. (1977), Encyclopedia of philosophical Sciences, Philosophy of spirit, Vol. 3, Think, Moscow.

4. Gizhov, V.A. and Kapichnikov, A.I. (2016), "Of tradition and innovations in the environment of the Russian students", Current problems of education in educational process of higher education insti-

tution: collection of articles of the all-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 31-37.

5. Didusenko, E.N., Kapichnikov, A.I., Kapichnikova O.B. (2015), "Modular technology of teaching undergraduate students of agrarian University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (121), pp. 37-39.

Контактная информация: alexsgau@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.04.2020

УДК 796.42

ЭФФЕКТ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ

ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Александр Васильевич Бутрамеев, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Аннотация

В статье отражена проблема оптимального воспитания двигательных способностей у легкоатлетов на этапе начальной подготовки. В ходе наблюдения за тренировочным процессом было выявлено, что недостаточно внимания уделяется координационным способностям. Средства, направленные на развитие двигательных способностей, носят узкий и однонаправленный характер. Мы предположили, что применение комплексов упражнений, выполняемых на технических тренировочных средствах сопряженного развития двигательных способностей, позволят повысить физическую подготовленность. Был организован и проведен педагогический эксперимент. По истечении эксперимента удалось выявить достоверные улучшения силовых, скоростных и координационных способностей.

Ключевые слова: легкая атлетика, начальная подготовка, тренировочный процесс, комплексное воспитание, координационные способности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p56-60

EFFECT OF APPLICATION OF COMPLEXES OF EXERCISES BY USING MEANS OF THE COUPLED DEVELOPMENT OF MOTOR ABILITIES IN THE PHYSICAL TRAINING OF YOUNG TRACK AND FIELD ATHLETES

Aleksandr Vasilyevich Butrameev, the post-graduate student, Siberian State University of

Physical Culture and Sports, Omsk

Abstract

The article reflects the problem of the optimal education of motor abilities among the track and field athletes at the initial training stage. During the observation of the training process, it was revealed that insufficient attention was paid to coordination abilities. Means aimed at the development of motor abilities are narrow and unidirectional. We suggested that the use of the sets of exercises performed on the technical training equipment for the conjugate development of motor abilities will increase physical fitness. A pedagogical experiment was organized and conducted. After the experiment, it was possible to identify the significant improvements in power, speed and coordination abilities.

Keywords: track and field, initial training, training process, complex education, coordination abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестно, что для юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки одной из основных задач является оптимальное развитие двигательных способностей, что важно для последующей эффективной соревновательной деятельности [2]. Это достигается освоением координационно разнообразных двигательных действий [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.