Научная статья на тему 'Эффект от применения комплексов упражнений с использованием средств сопряженного развития двигательных способностей в физической подготовке юных легкоатлетов'

Эффект от применения комплексов упражнений с использованием средств сопряженного развития двигательных способностей в физической подготовке юных легкоатлетов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
258
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / КОМПЛЕКСНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / TRACK AND FIELD / INITIAL TRAINING / TRAINING PROCESS / COMPLEX EDUCATION / COORDINATION ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бутрамеев Александр Васильевич

В статье отражена проблема оптимального воспитания двигательных способностей у легкоатлетов на этапе начальной подготовки. В ходе наблюдения за тренировочным процессом было выявлено, что недостаточно внимания уделяется координационным способностям. Средства, направленные на развитие двигательных способностей, носят узкий и однонаправленный характер. Мы предположили, что применение комплексов упражнений, выполняемых на технических тренировочных средствах сопряженного развития двигательных способностей, позволят повысить физическую подготовленность. Был организован и проведен педагогический эксперимент. По истечении эксперимента удалось выявить достоверные улучшения силовых, скоростных и координационных способностей.The article reflects the problem of the optimal education of motor abilities among the track and field athletes at the initial training stage. During the observation of the training process, it was revealed that insufficient attention was paid to coordination abilities. Means aimed at the development of motor abilities are narrow and unidirectional. We suggested that the use of the sets of exercises performed on the technical training equipment for the conjugate development of motor abilities will increase physical fitness. A pedagogical experiment was organized and conducted. After the experiment, it was possible to identify the significant improvements in power, speed and coordination abilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бутрамеев Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффект от применения комплексов упражнений с использованием средств сопряженного развития двигательных способностей в физической подготовке юных легкоатлетов»

tution: collection of articles of the all-Russian scientific and practical conference, Saratov, pp. 31-37.

5. Didusenko, E.N., Kapichnikov, A.I., Kapichnikova O.B. (2015), "Modular technology of teaching undergraduate students of agrarian University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (121), pp. 37-39.

Контактная информация: alexsgau@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.04.2020

УДК 796.42

ЭФФЕКТ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ СОПРЯЖЕННОГО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЮНЫХ

ЛЕГКОАТЛЕТОВ

Александр Васильевич Бутрамеев, аспирант, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Аннотация

В статье отражена проблема оптимального воспитания двигательных способностей у легкоатлетов на этапе начальной подготовки. В ходе наблюдения за тренировочным процессом было выявлено, что недостаточно внимания уделяется координационным способностям. Средства, направленные на развитие двигательных способностей, носят узкий и однонаправленный характер. Мы предположили, что применение комплексов упражнений, выполняемых на технических тренировочных средствах сопряженного развития двигательных способностей, позволят повысить физическую подготовленность. Был организован и проведен педагогический эксперимент. По истечении эксперимента удалось выявить достоверные улучшения силовых, скоростных и координационных способностей.

Ключевые слова: легкая атлетика, начальная подготовка, тренировочный процесс, комплексное воспитание, координационные способности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p56-60

EFFECT OF APPLICATION OF COMPLEXES OF EXERCISES BY USING MEANS OF THE COUPLED DEVELOPMENT OF MOTOR ABILITIES IN THE PHYSICAL TRAINING OF YOUNG TRACK AND FIELD ATHLETES

Aleksandr Vasilyevich Butrameev, the post-graduate student, Siberian State University of

Physical Culture and Sports, Omsk

Abstract

The article reflects the problem of the optimal education of motor abilities among the track and field athletes at the initial training stage. During the observation of the training process, it was revealed that insufficient attention was paid to coordination abilities. Means aimed at the development of motor abilities are narrow and unidirectional. We suggested that the use of the sets of exercises performed on the technical training equipment for the conjugate development of motor abilities will increase physical fitness. A pedagogical experiment was organized and conducted. After the experiment, it was possible to identify the significant improvements in power, speed and coordination abilities.

Keywords: track and field, initial training, training process, complex education, coordination abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестно, что для юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки одной из основных задач является оптимальное развитие двигательных способностей, что важно для последующей эффективной соревновательной деятельности [2]. Это достигается освоением координационно разнообразных двигательных действий [4].

Нам удалось выяснить, что этап начальной подготовки в легкой атлетике совпадает с периодом благоприятного развития большинства координационных способностей, что обусловлено сформированной по взрослому типу нервной системой [3]. В свою очередь, от уровня развития координационных способностей зависит проявление силовых и скоростных способностей [3, 5].

В ходе наблюдения за тренировочным процессом юных легкоатлетов нам удалось выявить, что в большей мере применяются упражнения, направленные на развития ско-ростно-силовых способностей. Повышение уровня координационных способностей, как правило, сводится к технической подготовке. Это обстоятельство затрудняет комплексное развитие двигательных способностей и, как следствие, проявляется недостаточная физическая подготовленность.

На основании вышесказанного мы считаем, что в тренировочном процессе юных легкоатлетов необходимо применять комплексы упражнений с использованием тренировочных средств сопряженного развития силовых-координационных и скоростных-координационных способностей.

Цель исследования - оценить кумулятивный тренировочный эффект от применения комплексов упражнений с использованием специальных тренировочных средств направленных на сопряженное развитие двигательных способностей у легкоатлетов этапа начальной подготовки.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Использовались следующие методы: анализ научной литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы статистической обработки данных.

Нами были разработаны комплексы упражнений для юных легкоатлетов, выполняемые на технических тренировочных средствах: неустойчивой поверхности «BOSU» и «дорожке скорости и координации» [1].

Для проверки эффективности разработанных нами комплексов был организован педагогический эксперимент продолжительностью 5 месяцев. В эксперименте приняли участие девочки (n=51) 9-11 лет, занимающиеся легкой атлетикой в группах начальной подготовки. Были сформированы следующие группы: экспериментальные группы НП-1 (n=9), НП-2, 3 (n=17) и контрольные группы НП-1 (n=8), НП-2, 3 (n=17). Тренировочный процесс контрольных групп реализовывался по общепринятой методике. В тренировочном процессе экспериментальных групп применялись разработанные нами комплексы. Комплексы упражнений использовались 2 раза в неделю, в основной части занятия, общей продолжительностью в 20-25 мин. При освоении комплексов упражнений руководствовались общими и специальными педагогическими принципами: постепенности, систематичности, связи с изученным материалом, волнообразности и т.д.

Эффективность применения разработанных комплексов оценивалась с помощью педагогического тестирования («до» и «после» эксперимента). Применялись тесты для оценки скоростных, силовых и координационных способностей. Скоростные способности (стартовая и дистанционная скорость) оценивались в тестах: «бег 10 м со старта» и «бег 10 м с хода». Для оценки координационных способностей использовался тест «челночный бег 4^9 м». Измерения проводились с использованием мобильной системы электронного хронометража (СТ-2153), точность измерения до 0,01 с. Силовые способности оценивались с помощью теста «прыжок в длину с места». Измерение результатов проводилось сантиметровой лентой с точностью до 1 см.

Для обработки полученных данных использовалась база программ SPSS Statistics 17.0 и Microsoft Excel 2007. Показатели в сформированных выборках проверялись на нормальность распределения с использованием критерия Колмогорова-Смирнова. Для проверки гипотезы о равенстве средних значений показателей использовался t-критерий Стьюдента для связанных и независимых выборок. Различия считались достоверными

при 5% уровне значимости. Вычисление среднегрупповых темпов прироста проводилось по формуле С. Броди.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе анализа результатов повторного тестирования по окончании эксперимента были выявлены достоверные различия в результатах прыжка в длину с места, беге на 10 метров со старта, челночном беге 4*9 метров у девочек экспериментальной группы НП-1 (Р<0,05) (таблица 1).

Мы предполагаем, что полученные достоверные различия связаны с увеличением скоростно-силового потенциала за счет повышенной нейромышечной активации, включением дополнительных двигательных единиц, улучшением синхронизации деятельности мышц синергистов и агонистов, стабилизаторов и синергистов.

Таблица 1. - Сравнение показателей физической подготовленности девочек (НП-1) до и после педагогического эксперимента_

Результаты в начале педагогического Результаты по окончании

Педагогические тесты эксперимента педагогического эксперимента

КГ (п=8) ЭГ (п=9) Р КГ (п=8) ЭГ (п=9) Р

XX ±о XX ±о XX ±о XX ±о

Прыжок в длину с места, см 122±12 128±14 Р> 0,05 135±9 152*±9 Р< 0,05

Бег 10м со старта, с 2,41±0,13 2,44±0,15 Р> 0,05 2,29±0,11 2,16*±0,13 Р< 0,05

Бег 10м с хода, с 2,13±0,16 2,11±0,17 Р> 0,05 2,06±0,16 1,95±0,12 Р> 0,05

Челночный бег 4*9 м, с 11,75±0,80 11,95±0,92 Р> 0,05 11,49±0,41 10,95*±0,42 Р< 0,05

«*» - достоверность различий изучаемых показателей при Р<0,05

В ходе оценки среднегрупповых показателей у девочек НП-1 в тесте «прыжок в длину с места» в контрольной и экспериментальной группе прирост результатов после эксперимента составил 10,1% и 17,1% соответственно. В тесте «бег 10м со старта» и «бег 10м с хода» у контрольной группы прирост равен 5,1% и 3,3%, у экспериментальной группы составил 12,2% и 7,9% соответственно. В тесте «челночный бег 4*9 м» в контрольной группе прирост составил 2,2%, в то время как в ЭГ 8,7% (таблица 2).

Таблица - 2. Динамика показателей подготовленности девочек (НП-1)

Педагогические тесты Результаты в начале и по окончании педагогического эксперимента Результаты в начале и по окончании педагогического эксперимента

КГ (п=8) КГ (п=8) Р ЭГ (п=9) ЭГ (п=9) Р

XX ±о XX ±о XX ±о XX ±о

Прыжок в длину с места, см 122±12 135*±9 Р< 0,05 128±14 152*±9 Р< 0,05

Бег 10м со старта, с 2,41±0,13 2,29*±0,11 Р< 0,05 2,44±0,15 2,16*±0,13 Р< 0,05

Бег 10м с хода, с 2,13±0,16 2,06*±0,16 Р< 0,05 2,11±0,17 1,95*±0,12 Р< 0,05

Челночный бег 4*9 м, с 11,75±0,80 11,49±0,41 Р> 0,05 11,95±0,92 10,95*±0,42 Р< 0,05

«*» - достоверность различий изучаемых показателей при Р<0,05

Сравнительный анализ показателей физической подготовленности девочек НП-2,3 после эксперимента позволил выявить, что результаты всех применяемых тестов достоверно выше в экспериментальной группе, чем в контрольной группе (Р<0,05).

Предположительно улучшение результатов, помимо повышения техничности действий, связаны, с одной стороны, как с более эффективной деятельностью нервной регуляции мышечной деятельности, а также большей стабильностью пояснично-тазового комплекса. Осуществляется улучшение деятельности мышц-стабилизаторов, которые являются очень важными в проявлении силовых и скоростных способностей (таблица 3).

Прирост показателей физической подготовленности девочек НП-2, 3 после проведенного эксперимента следующий. В тесте «прыжок в длину с места» у контрольной и экспериментальной группы прирост составил 4,9% и 14,2%. В результатах беговых тестов: «бег 10 м со старта» и «бег 10 м с хода», у контрольной группы прирост показателей равен 7,5% и 3,2% соответственно, у экспериментальной группы 11,3% и 7,7% соответственно.

Таблица 3 - Сравнение показателей физической подготовленности девочек (НП-2, 3) до и после педагогического эксперимента_

Педагогические тесты Результаты в начале педагогического эксперимента Результаты по окончании педагогического эксперимента

КГ (n=17) ЭГ (n=17) P КГ (n=17) ЭГ (n=17) P

XX ±G XX ±G XX ±G XX ±G

Прыжок в длину с места, см 159±13 157±20 P> 0,05 167±17 181*±20 P< 0,05

Бег 10м со старта, с 2,22±0,11 2,16±0,20 P> 0,05 2,06±0,12 1,93*±0,14 P< 0,05

Бег 10м с хода, с 1,90±0,11 1,88±0,19 P> 0,05 1,86±0,11 1,74*±0,18 P< 0,05

Челночный бег 4x9 м, с 10,92±0,62 10,72±0,90 P> 0,05 10,65±0,57 9,86*±0,66 P< 0,05

«*» - достоверность различий изучаемых показателей при P<0,05

В ходе оценки динамики результатов теста, оценивающего координационные способности, в контрольной группе прирост составил 2,5%, в то время как в экспериментальной группе этот показатель равен 8,4% (таблица 4).

Таблица 4 - Динамика показателей подготовленности девочек (НП-2, 3)_

Педагогические тесты Результаты в начале и по окончании педагогического эксперимента Результаты в начале и по окончании педагогического эксперимента

КГ (n=17) КГ (n=17) P ЭГ (n=17) ЭГ (n=17) P

XX ±о XX ±о XX ±о XX ±о

Прыжок в длину с места, см 159±13 167*±17 P< 0,05 157±20 181*±20 P< 0,05

Бег 10м со старта, с 2,22±0,11 2,06*±0,12 P< 0,05 2,16±0,20 1,93*±0,14 P< 0,05

Бег 10м с хода, с 1,90±0,11 1,86±0,11 P> 0,05 1,88±0,19 1,74*±0,18 P< 0,05

Челночный бег 4x9 м, с 10,92±0,62 10,65*±0,57 P< 0,05 10,72±0,90 9,86*±0,66 P< 0,05

«*» - достоверность различий изучаемых показателей при P<0,05

Применение разработанных комплексов упражнений способствовали повышению силовых, скоростных и координационных способностей у девочек, занимающихся легкой атлетикой на этапе начальной подготовки.

ВЫВОДЫ

В системе физической подготовки юных легкоатлетов к настоящему времени возникла проблема оптимального развития двигательных способностей. Это обусловлено выбором средств, которые, к сожалению, носят узкий и однонаправленный характер. Упражнения, способствующие развитию координационных способностей, используются эпизодически и сводятся к технической подготовке. Наблюдение за тренировочным процессом юных спортсменов позволили установить, что основная масса используемых упражнений и их комплексов направлены на развитие скоростно-силовых способностей. На этом основании мы предположили, что повышение физической подготовленности достигается за счет использования упражнений сопряженного развития скоростных-координационных и силовых-координационных упражнений, без должного увеличения объема и интенсивности тренировочных воздействий. В ходе проведенного педагогического эксперимента нам удалось выявить достоверные улучшения показателей физической подготовленности. В свою очередь это позволяет по-новому подойти к планированию тренировочного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутрамеев, А.В. Использование в тренировочном процессе юных легкоатлетов специально подготовительных средств координационной и кондиционной направленности / А.В. Бутрамеев, В.Н. Коновалов // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 6. - URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=29310 (дата обращения: 01.01.2020).

2. Соколова, Н.М. Сравнительный анализ эффективности двух вариантов программы начальной спортивной подготовки юных легкоатлетов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Соколова Надежда Михайловна. - Ярославль, 2009. - 24 с.

3. Платонов, В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов. - Москва : Спорт, 2019. - 656 с.

4. Германов, Г.Н. Урок легкой атлетики в школе : монография / Г.Н. Германов, Е.Г. Герма-нова. - Воронеж : Истоки, 2008. - 603 с.

5. Иссурин, В.Б. Координационные способности спортсменов / В.Б. Иссурин, В.И. Лях. -Москва : Спорт, 2019. - 208 с.

REFERENCES

1. Butrameev, A.V and V.N. Konovalov, (2019), "The use in the training process of young athletes of specially prepared means of coordination and conditioning", Modern problems of science and education, No. 6, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29310.

2. Sokolova, N.M. (2009), Comparative analysis of the effectiveness of two variants of the program of initial training of young athletes, dissertation, Yaroslavl.

3. Platonov V.N. (2019), Motor qualities and physical training of athletes, Sport, Moscow.

4. Germanov, G.N. and Germanova, E.G. (2008), The lesson of athletics in high school: monograph, Background, Voronezh.

5. Issurin, V.B. and Lyakh, V I., (2019), Coordination abilities of athletes, Sport, Moscow. Контактная информация: sbutrameev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.04.2020

УДК 378.147

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ

Татьяна Валерьевна Бушма, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Георгиевна Зуйкова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация

В работе сформулированы необходимые требования, оказывающие коррекционное воздействие на личностную тревожность студентов при выполнении самостоятельных работ. Предложенная стратегия учитывает индивидуальные возможности студентов, аккумулирует педагогические условия и требования, повышая качество обучения изучаемой дисциплины. Практическая значимость исследования в том, что выполнение самостоятельных работ может быть использовано как эффективное средство коррекции и профилактики личностной тревожности студентов, служит основанием для дальнейших исследований новых педагогических технологий. Предложенный алгоритм увеличения самостоятельности студентов при выполнении заданий может быть применен на практических занятиях по физической культуре в вузе.

Ключевые слова: аэробика, самостоятельная работа, личностная тревожность, студент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p60-64

INDEPENDENT WORK AS A PEDAGOGICAL TOOL FOR CORRECTING THE STUDENTS' PERSONAL ANXIETY

Tatyana Valeryevna Bushma, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Georgievna Zuykova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Lyudmila Mikhailovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

The article contains the necessary requirements that pose the corrective effect on the students' personal anxiety when performing independent work. The proposed strategy takes into account the individual capabilities of the students; it accumulates the pedagogical conditions and requirements, improving the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.