Научная статья на тему 'Реализация квест-технологий на занятиях физической культурой в школе у обучающихся среднего школьного возраста'

Реализация квест-технологий на занятиях физической культурой в школе у обучающихся среднего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / QUEST TECHNOLOGY / MOTIVATION / PHYSICAL EDUCATION / TRAINING / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботяев Валерий Леонидович, Сорока Наталья Александровна

В статье рассматривается одно из направлений решения проблемы снижающегося интереса обучающихся к различным формам физического воспитания. Решение данной проблемы авторы связывают с возможностями реализации современных квест-технологий, сюжетное построение которых направлено воздействует на формирование позитивного отношения к физической культуре, повышению мотивации к занятиям физическими упражнениями. Формирование мотивационной сферы рассматривается в рамках трех направлений познавательный интерес к физической культуре, коммуникабельность и мотивация к работе в команде, желание совершенствовать свою физическую подготовленность. Проведенное исследование показало эффективность данной формы организации учебного процесса по физическому воспитанию у обучающихся среднего школьного возраста.The article discusses one of the ways to solve the problem of the students' declining interest in various forms of physical education. The authors associate the solution to this problem with the possibilities of implementing the modern quest technologies, the plot construction of which is aimed at creating the positive attitude towards physical culture and increasing motivation for the physical exercises. The formation of the motivational sphere is considered in the framework of three areas of the cognitive interest in the physical education, sociability and motivation to work in the team, the desire to improve their physical fitness. The study showed the effectiveness of this form of organization of the educational process in physical education among the students of the secondary school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ботяев Валерий Леонидович, Сорока Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация квест-технологий на занятиях физической культурой в школе у обучающихся среднего школьного возраста»

УДК 372.879.6

РЕАЛИЗАЦИЯ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ШКОЛЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Валерий Леонидович Ботяев, доктор педагогических наук, доцент, Наталья Александровна Сорока, студентка, Сургутский государственный педагогический университет

Аннотация

В статье рассматривается одно из направлений решения проблемы снижающегося интереса обучающихся к различным формам физического воспитания. Решение данной проблемы авторы связывают с возможностями реализации современных квест-технологий, сюжетное построение которых направлено воздействует на формирование позитивного отношения к физической культуре, повышению мотивации к занятиям физическими упражнениями. Формирование мотивационной сферы рассматривается в рамках трех направлений познавательный интерес к физической культуре, коммуникабельность и мотивация к работе в команде, желание совершенствовать свою физическую подготовленность. Проведенное исследование показало эффективность данной формы организации учебного процесса по физическому воспитанию у обучающихся среднего школьного возраста.

Ключевые слова: квест-технологии, мотивация, физическое воспитание, обучение, физическая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p48-53

IMPLEMENTATION OF QUEST TECHNOLOGIES IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT SCHOOL FOR STUDENTS OF THE SECONDARY SCHOOL AGE

Valery Leonidovich Botyaev, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalya Ale-xandrovna Soroka, the student, Surgut State Pedagogical University, Surgut

Abstract

The article discusses one of the ways to solve the problem of the students' declining interest in various forms of physical education. The authors associate the solution to this problem with the possibilities of implementing the modern quest technologies, the plot construction of which is aimed at creating the positive attitude towards physical culture and increasing motivation for the physical exercises. The formation of the motivational sphere is considered in the framework of three areas of the cognitive interest in the physical education, sociability and motivation to work in the team, the desire to improve their physical fitness. The study showed the effectiveness of this form of organization of the educational process in physical education among the students of the secondary school age.

Keywords: quest technology, motivation, physical education, training, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

Происходящие преобразования в системе школьного образования, ориентация учебного процесса на широкое использование деятельностного подхода заставляют специалистов, преподавателей искать новые прогрессивные направления интенсификации учебного процесса по физическому воспитанию [1, 5]. Одним из направлений реализации деятельностного подхода являются современные квест-технологии, где обучающиеся, в процессе игры решают конкретно поставленные задачи, добывают и систематизируют новую информацию [3, 8, 11].

В нашем исследовании квест-технологии рассматривались как возможность повышения мотивации к физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности у обучающихся среднего школьного возраста. Актуальность таких исследований обусловлена, в первую очередь, наблюдаемым повсеместно падением интереса обучающихся не только к школьным урокам физической культуры, но и другим спортивно-массовым мероприятиям, реализуемым в школе [2, 6, 9]. Возникает вопрос, чем обусловлена данная проблема -

снижения мотивации учащихся к занятиям физической культурой? Наверно, можно говорить, что это обусловлено рядом причин, тесно связанных друг с другом:

- снижающаяся двигательная активность молодого поколения;

- большое количество платных услуг в системе физической культуры и спорта;

- неудовлетворительная пропаганда здорового образа жизни;

- снижение престижности занятий спортом.

Все эти факторы в совокупности формируют негативное отношение к физическому воспитанию, понижая тем самым мотивацию обучающихся к занятиям физической культурой и спортом.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенное на первом этапе исследования анкетирование позволило выявить знания и отношения учащихся к квест-технологиям, степень их заинтересованности в использовании таких технологий на занятиях в школе и непосредственно на уроках физической культуры. Анализ данных ответов позволил нам выбрать наиболее интересные и востребованные варианты построения и содержания сюжетов квест-технологий. Данная анкета проводилась единожды, так как носила сугубо информационный характер.

Что же такое квест-технологии? Какие задачи они призваны решать в педагогическом образовании? Английское слово «quest» можно трактовать как «поиск», «решение» или даже «приключение», т.е. это деятельность обучающегося направленная на поиск решения обозначенных в сюжете задач [4]. Исходя из педагогической направленности квест-технологий можно говорить, что они преследуют цель активизировать исследовательскую, познавательную деятельность обучающихся, постепенно, поэтапно вникая в суть рассматриваемой проблемы [5, 10, 11].

В нашем исследовании квест-технологии рассматриваются как одно из направлений повышения мотивационной составляющей у учащихся среднего школьного возраста, на занятиях физической культурой [7, 9].

Необходимо сказать, что существуют различные варианты построения и реализации квест-технологий:

- линейные, где решение предыдущей задачи дает возможность перейти к решению следующей;

- штурмовые, где используются контрольные подсказки убывающей сложности;

- кольцевые, это вариант линейного прохождения, но с участием нескольких команд [5].

Опытно-экспериментальная работа была направлена на апробацию сюжетов квест-технологий в учебном процессе по физическому воспитанию в образовательной школе.

В нашем исследовании использовались как линейные квест-технологии, где решались двигательные задачи, так и штурмовые, в которых обучающиеся решали творческие задачи теоретического характера.

Структурно, предлагаемые нами квест-технологии состоят из следующих последовательно реализуемых этапов:

- творческое введение в тематику сюжета;

- ознакомление с двигательными заданиями и маршрутом следования;

- последовательное прохождения этапов;

- подведение итога.

Основным содержанием наших квест-технологий являлись двигательные задания, которые должны были соответствовать ряду требований: оригинальность, доступность и адекватность поставленным задачам. Следуя этим требованиям, нами были разработаны и проведены сюжеты следующих квест-технологий: «Сила каждому нужна», «Большие гонки» и «Веселый талисман». Реализация первых двух квест-технологий осуществлялась в основной части урока по физической культуре. Перед обучающимися, которые бы-

ли ранее поделены на команды, в зависимости от своей физической подготовленности, были оговорены этапы прохождения маршрута. В этих сюжетах, в равных пропорциях, были представлены как двигательные задания, так и задания теоретического характера. Каждое выполненное двигательное задание или верный ответ на теоретический вопрос приносили команде один балл. По окончанию прохождения всего маршрута квест-технологии подводились итоги, где сумма складывалась из баллов полученных за решение теоретических вопросов и оценки выполнения двигательных заданий.

Рассматриваемый нами в работе сюжет квест-технологии «Веселый талисман» ре-ализовывался во внеурочной деятельности. Данное мероприятие проводилось на параллели седьмых классов. Состав команд - восемь человек, количество команд - 6. Вопросы теоретического раздела были направлены на изучение исторических аспектов олимпийских игр (талисманы олимпийских игр). После выполнения задания на каждом из этапов команда получала один пазл. Прохождение всех этапов (п-9) позволяло заработать девять пазлов, из которых учащиеся могли собрать изображение одного из рассматриваемых талисманов олимпийских игр.

В педагогическом эксперименте, проведенном на базе МБОУ Сургутский естественно - научный лицей г. Сургут в 2018-2019 гг. приняли участие 129 обучающихся среднего школьного возраста.

Вторая анкета, которая так же была включена в первый этап исследования, позволила нам определить уровень сформированности познавательного интереса учащихся к урокам физической культуры, их коммуникабельность и мотивацию к работе в команде, а также желание к совершенствованию своей физической подготовленности.

Анкета состоит из 10 вопросов, которые распределены на три блока: познавательный интерес, коммуникабельность и мотивация к работе в команде, совершенствование физической подготовленности. Ответы на данные вопросы регламентировались шкалой оценок от 1 (не согласен совсем) до 5 (согласен полностью).

Рассмотрим блоки и включенные в них утверждения:

1. Познавательный интерес.

1.1 Я посещаю уроки физической культуры для того, чтобы не портить картину своей успеваемости;

1.2 Я думаю, что знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях физической культурой и спортом, пригодятся мне в жизни;

1.3 Мне интересны различные формы организации физкультурно-спортивной работы в школе, я с удовольствием принимаю в них участие.

2. Коммуникабельность и мотивация к работе в команде.

2.1 Мне нравится, что в занятиях физической культурой присутствует дух соперничества и соревнования;

2.2 Участвуя в физкультурно-спортивных мероприятиях и соревнованиях, я рассчитываю на поддержку товарищей по команде;

2.3 Возможность общения с друзьями, взаимопонимание во время физкультурно-спортивных мероприятий доставляет мне большое удовольствие.

3. Совершенствование физической подготовленности.

3.1 Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом, как в школе, так и во внеурочной деятельности;

3.2 Я думаю, что все физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в школе: физкультминутки, подвижные перемены, спортивные часы - должны строиться на основе игр;

3.3 Уроки физической культуры привлекают меня возможностью повысить свой уровень физической подготовленности;

3.4 Я занимаюсь физическими упражнениями и спортом, потому что это модно и престижно среди молодежи.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По итогам проведения первой анкеты можно говорить о том, что обучающиеся среднего школьного возраста имеют слабое представление о квесте и принимали в нем участие, только опосредовано, в свободное от школы время. На вопрос, хотели ли бы они принять участие в квесте в рамках образовательной среды в школе, большинство обучающихся ответили положительно. Особенно интересно им было бы поучаствовать в реализации квест-технологий в рамках урока по физической культуре. Отдавая предпочтение тем или иным видам предлагаемых квест-технологий, учащиеся выбрали два интересных им направления: спортивный (физическая подготовка) и интеллектуальный.

Интересный результат был получен при анализе ответов на вопрос об отношениях в коллективе, взаимопонимании и работе в команде. Где обучающиеся демонстрировали не очень высокий уровень коммуникабельности.

Ссылаясь на результаты первой анкеты, было разработано содержание второй анкеты, где исследование проводилось в рамках трех направлений: познавательный интерес, коммуникабельность и мотивация к работе в команде, а также желание совершенствовать свою физическую подготовленность. Для каждого направления был подготовлен свой блок вопросов, которые были сформулированы так, что позволяли отслеживать динамику произошедших изменений, в процессе реализации квест-технологий в учебном процессе физического воспитания, отдельно в познавательной и коммуникабельной сфере, а также в желании совершенствовать свою физическую подготовленность.

После обработки результатов двух анкет нами были предложены три сюжета квест-технологий: «Большие гонки», «Сила каждому нужна» и «Веселый талисман», которые, по нашему мнению, отвечали требованиям и пожеланиям обучающихся среднего школьного возраста. Сюжеты квест-технологий «Большие гонки» и «Сила каждому нужна» ре-ализовывались в основной части урока физической культуры, а сюжет «Веселый талисман» проводился во внеурочной деятельности. Данные квест-технологии проводились с обучающимися шестых классов.

Необходимо сказать о процедуре комплектования команд для прохождения квест-технологий. Все обучающиеся были поделены на команды, формирование которых проходило по принципу выбор капитанов. Шесть капитанов, последовательно, выбирали себе в команду по одному участнику, это позволяло демократично комплектовать команды, равномерно распределяя участников с разными уровнями физической подготовленности и видом соматотипа. Подобное разделение предполагало формирование новых межличностных и межгрупповых взаимоотношений, проявление которых возможно лишь при согласованной работе в команде.

После реализации всех трех сюжетов квест-технологий было проведено повторное анкетирование, которое позволило нам увидеть произошедшие изменения как в познавательной, коммуникабельной сфере, так и в желании повысить свой индивидуальный уровень физической подготовленности. Наибольшие изменения произошли в познавательной сфере, где необходимо отметить особенно сильный интерес обучающихся к сюжету квест-технологии «Веселый талисман», который потребовал от обучающихся значительно расширить свои знания об истории зарождения олимпийских игр и проведении современных олимпийских игр (рисунок 1).

В рамках проведенного исследования было выявлено, что после применения сюжетов квест-технологий, на уроках физической культуры, происходят значительные изменения в мотивационной сфере личности обучающихся. Связано это с эмоциональным настроем обучающихся к предстоящему уроку, который должен был реализоваться не по стандартной схеме, а с применением новых технологий. Все это значительно повышало интерес к уроку, стимулировало учащихся к поиску теоретического материала и повышению уровня физической подготовленности.

100 90 80

Формирование мотивационной сферы

Ö 70

5 60

| 50

с 40

30 20 10 0

Познавательный интерес

Коммуникабельность и мотивация к работе в команде

Совершенствование физической подготовленности

1 марта 2019г.

16 марта 2019г.

Показатели

Рисунок 1 - Динамика формирования мотивационной сферы в процессе реализации квест-технологий

Проведенное педагогическое исследование показало, что внедрение в учебный процесс сюжетов квест-технологий положительно сказывается на формировании мотива-ционной сферы обучающихся. Особенно значимые изменения наблюдаются в таких направлениях как познавательный, что выражается в желании обучающихся расширять свои теоретические знания в сфере физической культуры и спорта. Существенно повышается коммуникабельность, толерантность и желание работать в команде. Необходимо сказать, что соревновательный компонент, присутствующий в сюжетах квест-технологий, стимулирует обучающихся к повышению результатов физической подготовленности.

Все это говорит о целесообразности и эффективности использования квест-технологий на уроках физической культуры.

1. Вишневский, В. А. Квест-технологии в реализации коррекционно-развивающей функции урока физической культуры в инклюзивном образовании / В.А. Вишневский, И.А. Ухватова, М.Н. Мальков // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 91-93.

2. Грекова, В.А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы / В.А. Грекова // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2008. -Т. 6, № 3. - С. 45-51.

3. Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - С. 73-78.

4. Каравка, А.А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определёнными компетенциями / А.А. Каравка // Мир науки. - 2015. - № 3. - С. 20-23.

5. Лечкина, Т.О. Технология «квест-проект» как инновационная форма воспитания / Т.О. Лечкина // Наука и образование: новое время. - 2015. - № 1 (6). - С. 12-14.

6. Маслова, Т.С. Современные теории мотивации в образовательной деятельности / Т.С. Маслова // Молодой ученый. - 2015. - № 23. - С. 850-852.

7. Образовательный квест - современная интерактивная технология / С.А. Осяк, С.С. Сул-танбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (дата обращения: 21.04.2020).

8. Просвирова, И.Г. Особенности мотивации учебной деятельности у учащихся младшего подросткового возраста / И.Г. Просвирова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2006. - № 10. - С. 61-64.

9. Семенова, Т.В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд / Т.В. Семенова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2015. - № 6. - С. 185-194.

10. Шатунова, О.В. Ландшафтные квест-игры в технологической подготовке школьников / О.В. Шатунова // Вестник научных конференций. - 2015. - № 44 (4). - С. 152-155.

11. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. - Москва : Просвещение, 2008. - 109 с.

ВЫВОД

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

1. Vishnevsky, V.A., Uhvatova, I.A. and Malkov, M.N. (2019), "Quest-technologies in the implementation of the correctional and developmental function of the physical culture lesson in inclusive education", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 91-93.

2. Grekov, V.A. (2008), "Psychology of educational motivation of students. Educational motivation: basic theories and approaches", North-Caucasian psychological Bulletin, Vol. 6, No. 3, pp. 45-51.

3. Dubovizkaya, T.D. (2005), "To the problem of diagnostics of educational motivation", Question of psychology, No. 1, pp. 73-78.

4. Karavka, A.A. (2015), "Lesson-quest as a pedagogical information technology and didactic game aimed at mastering certain competencies", World of science, No. 3, pp. 20-23.

5. Lechkina, T.O. (2015), "Quest-project technology as an innovative form of education.", Science and education: new times, Vol. 1, No. 6, pp. 12-14.

6. Maslova, T.S. (2015), "Modern theories of motivation in educational activities", Young scientist, No.23, pp. 850-852.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Osyak, S.A. Sultanbekova, S.S. Zakharova, T.V. Yakovleva, E.N. Lobanova, O.B. and Plek-hanova E.M. (2015), "Educational quest - modern interactive technology", Modern problems of science and education, No.1-2, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20247.

8. Prosvirova, I.G. (2006) "Features of motivation of educational activity in young adolescent students", Bulletin of Tomsk state pedagogical University, No.10, pp. 61-64.

9. Semenova, T.V. (2015) "Theoretical and methodological approaches to the study of educational motivation: a comprehensive view", Monitoring public opinion: Economic and social changes, No.6, pp. 185-194.

10. Shatunova, O.V. (2015), "Landscape quest games in the technological training of schoolchildren", Bulletin of scientific conferences, Vol. 44, No.4, pp. 152-155.

11. Yakimanskaya, I.S. (2008), Technology of personal-oriented education, Education, Moscow.

Контактная информация: vl_bot53@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2020

УДК 376.545

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ РАБОТЫ С ТАЛАНТЛИВЫМИ И ОДАРЁННЫМИ СТУДЕНТАМИ

Сергей Викторович Булгаков, кандидат социологических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова; Ольга Борисовна Капични-кова, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского; Алексей Анатольевич Поздникин, кандидат исторических наук, доцент, Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова; Владимир Святославович Мавзовин, кандидат технических наук, старший преподаватель, Московский государственный строительный университет

Аннотация

Введение. В настоящее время проблематика данной статьи является актуальной и не до конца изученной. Цель исследования. Целью данной работы является дальнейшее изучение проблематики, связанной с работой с одарёнными и талантливыми студентами. Методика и организация исследования. Исследование основывается на традиционной организации и методиках: изучение литературы по данной проблеме, анализ и синтез разнообразных источников. Результаты исследования и их обсуждение. В статье представлена проблема работы с талантливыми и одарёнными студентами. Выделен социокультурный аспект её рассмотрения. Показана актуальность выявления интеллектуального ресурса нашей страны в глобальной конкуренции между странами. Выводы. Рассмотрены понятия талант и одарённость в контексте философских и религиозных учений. Предложены направления развития одарённых и талантливых студентов.

Ключевые слова: талант, талантливые и одарённые студенты, интеллектуальный ресурс, способность к творчеству, социальные ценности, саморазвитие и самореализация студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.