Научная статья на тему 'Развитие этнографического туризма в России'

Развитие этнографического туризма в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12014
1274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЭТНООРИЕНТИРОВАННЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / TOURISM / CULTURAL TOURISM / ETHNOGRAPHIC TOURISM / REGIONAL PROGRAM / MULTICULTURAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трофимов Е. Н.

Анализируется развитие этнографического туризма в России для возрождения и сохра нения этнокультурного наследия. Автор считает, что важной составляющей разви тия внутреннего туризма в регионах РФ является создание новых этноориентирован ных туристских продуктов, которые не только будут способствовать развитию ту риндустрии, но и служить фактором «диалога между культурами» многонациональ ного народа России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of ethnographic tourism in Russia

The article analyzes the development of ethnographic tourism in Russia for purposes of the revival and preservation of ethnic and cultural heritage. An important condition of the develop ment of domestic tourism in the regions of the Russian Federation is to create a new ethnically oriented tour products that will not only promote the development of the industry, but also con tribute in a multicultural dialogue

Текст научной работы на тему «Развитие этнографического туризма в России»

УДК 379.85

Е.Н. ТРОФИМОВ

РАЗВИТИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

В РОССИИ

Анализируется развитие этнографического туризма в России для возрождения и сохранения этнокультурного наследия. Автор считает, что важной составляющей развития внутреннего туризма в регионах РФ является создание новых этноориентирован-ных туристских продуктов, которые не только будут способствовать развитию ту-риндустрии, но и служить фактором «диалога между культурами» многонационального народа России.

Ключевые слова: туризм, культурно-познавательный туризм, этнографический туризм, этноориентированный туристский продукт, региональные программы развития туризма, диалог культур.

The article analyzes the development of ethnographic tourism in Russia for purposes of the revival and preservation of ethnic and cultural heritage. An important condition of the development of domestic tourism in the regions of the Russian Federation is to create a new ethnically oriented tour products that will not only promote the development of the industry, but also contribute in a multicultural dialogue.

Key words: tourism, cultural tourism, ethnographic tourism, regional program, multicultural dialogue.

Этнографический туризм - одно изна-правлений культурно-познавательного туризма. Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека. Наиболее важным в организации этнографического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов. Это в первую очередь система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в государстве.

Этнографический туризм - это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта различных наро-

© Трофимов Е.Н., 2013

дов, это и знакомство с музеями народного быта.

Для России с ее многонационально-стью и обширностью территорий именно всестороннее развитие внутреннего туризма может и должно стать тем фактором, который будет знакомить ее народы между собой, укреплять горизонтальные связи между людьми и тем самым содействовать единству страны. А если учесть то обстоятельство, что главной идеологической и практической задачей в сфере межэтнических отношений является сохранение и укрепление единого и неделимого государства - Российской Федерации, то роль туризма станет вообще неоценимой. Тем более, что туризм неотделим и невозможен вне рамок на-

ционального согласия и мира, он может играть неоценимую роль в процессе налаживания дружественных отношений между российскими народами.

Известна позиция ЮНЕСКО, согласно которой туризм является одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения «диалога между культурами». Необходимо добавить, что не только между народами разных государств, но и между разными народами, проживающими в границах одного государства. Иными словами, национальный мир и согласие -это та благодатная почва, которая будет питать и развивать туризм.

Туризм сейчас развивается кластерами и в этом своем качестве создает разветвленную структуру общения граждан и народов. Он тесно связан с культурой и служит развитию и укреплению этнокультурных традиций народов, языка, литературы и искусства. Туризм никогда не позволит забывать об исторических событиях, датах и явлениях. Он призван охранять памятники истории и культуры, поскольку люди едут прежде всего изучать и смотреть именно их. Туризм развивает транспортную систему и систему связи, удешевляет перевозки и тем самым опять же содействует контактам между людьми даже вне его сферы деятельности. Он особо важен для межрелигиозного и межконфессионального общения, поскольку именно через туризм люди узнают ценности и обычаи представителей других религий и конфессий. Через туризм приходит понимание социального мира. Не говоря уже о том, что он приносит реальные деньги в богатые памятниками истории, но скудные природными ресур-

сами отдельные уголки России, и этот список можно продолжать еще долго.

В рамках туристской деятельности важнейшим направлением должно быть всестороннее ознакомление народов России с жизнью и культурой русского народа, а русского народа -с жизнью и культурой всех народов РФ, одних народов России - с жизнью и культурой других народов России, всестороннее развитие этнотуризма.

Самыми распространенными способами предоставления этноориентиро-ванного туристского продукта являются:

• собственно этнографические туры, включающие в свои программы кратковременное или относительно длительное пребывание в какой-либо одной или нескольких развивающихся этнокультурных средах;

• этноориентированные туры, предполагающие посещение этнографических музеев, передвижных этнографических выставок, мест компактного нахождения этнокультурных объектов либо участие в фольклорных фестивалях, народных ярмарках, этнорелигиозных и календарных праздниках.

При комбинировании этнографического и экологического туризма общей для них целью становится знакомство туриста с традициями и природным окружением конкретных народов. Туристы находятся в реальной этнокультурной и природной среде, питаются блюдами национальной кухни, принимают участие в традиционных занятиях (выпас животных, ловля рыбы, плетение изделий из лозы или других природных материалов и проч.). Основной принцип такого этноэколо-гического туризма - «не навреди», или сохранение природного, социального и культурного многообразия.

Наиболее часто этноэкологический туризм встречается в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Применительно к этим народам он выступает важным средством развития традиционной экономики. Кроме того, поддержка этнографического и этно-экологического туризма в названных регионах, предусматривающая активное вовлечение в туристскую деятельность представителей малочисленных народов, обеспечивает устойчивое развитие самих территорий их проживания.

Потенциал туризма в России не раскрыт, еще не все резервы государства вовлечены в этот многоплановый процесс, не все потенциальные ресурсы страны задействованы. Это подтверждается и тем фактом, что доля туризма в ВВП страны составляет лишь 3%, что откровенно мало для нормального общения народов России, жителей разных ее регионов между собой.

Можно также вполне определенно сказать, что развитие туризма послужит не только сплочению и большему взаимопониманию народов России между собой, но и большему общению этих народов с народами других стран, поскольку вслед за российскими туристами на все эти тропы выйдут туристы иностранные. А им в России есть что посмотреть: на ее территории находится большое количество памятников культуры православия, ислама, иудаизма, буддизма - всех традиционных конфессий. И эти памятники в совокупности делают нашу страну поистине уникальной сокровищницей мировых цивилизаций.

«Русское» направление туризма достаточно широко представлено в нашей стране. Это и понятно: русский

народ как самый многочисленный является объединителем и «собирателем земель», при этом его культурное наследие, особенно применительно к туризму, дополняется культурными памятниками других российских этносов. На территории Российской Федерации сложились традиционные туристские центры - это Москва, Санкт-Петербург, многие небольшие города, входящие в Центральный, Северо-Западный федеральные округа, где по составу проживает свыше 90% русских. Сейчас всем хорошо известны маршруты по европейской части России, круизы по р. Волге, многочисленные иные дестинации, представляющие несомненный интерес для туристов.

Центральное место среди них занимает самый увлекательный и познавательный туристский маршрут - «Золотое кольцо России». В первую очередь маршрут известен своей исторической составляющей. Достопримечательностями этого туристского маршрута являются самые яркие большие и малые древнерусские города: Сергиев Посад, Дмитров, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль, Кострома, Владимир, Суздаль и другие. Именно в этих городах раскрываются культура, искусство, зодчество и традиции русского народа.

Подобного рода маршруты имеются или разрабатываются и в других национальных республиках, краях и областях России, что свидетельствует о возрастающем внимании общества к туризму познавательного направления. Согласно проведенным опросам общественности относительно туристских предпочтений в нашей стране, культурно-познавательный туризм занимает второе место (20%) после пляж-

ного отдыха (38%). На сегодня количество туристов, совершающих путешествия с культурно-познавательными целями, превышает 7 млн человек ежегодно.

Этнотуризм не может развиваться директивно или по указке свыше. Инициативы здесь, прежде всего, должны исходить не от федерального центра, а больше от представителей национально-территориальных образований и объединений граждан. Регионы лучше центра знают свои достоинства, поэтому инициатива должна быть прежде всего за ними. Но в обязанности государства - показать регионам, насколько выгодно или, по крайней мере, необременительно развивать туризм. А они тогда уже будут предлагать свой продукт, учиться ведению дел и зарабатывать на нем. Со стороны региональных и местных властей это может быть реестр предлагаемых в качестве туристских дестинаций достопримечательностей, памятных и культовых мест. Это и культурные центры, места, связанные с историческими событиями, участие в народных празднествах, в фольклорных фестивалях и концертных программах. Это и знакомство с изделиями народных промыслов, с жизнью и бытом народов России, образцами их искусства, архитектуры, народного зодчества, с национальной кухней. Но и федеральный центр должен заниматься этой работой, поскольку регионы России имеют много различий, социально-политических, экономических и культурных особенностей, находятся на разных уровнях развития и в разной степени близости друг с другом. Словом, процесс должен быть асимметричным.

Конечно, в нем преимущества должны получать те национально-терри-

ториальные образования, которые активно работают в этом направлении. Роль федерального центра - оказывать первую помощь в разработке тех или иных программ по развитию туризма в регионах. Например, большое значение развитию туризма придает Бурятия, руководство которой проявило инициативу, сформировав туристский кластер, вокруг которого создаются 7 туристских зон. Более того, Республика Бурятия включена Федеральной целевой программой в число семи особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа.

Здесь много интересного. Бурятия могла бы создавать совместно с Монголией, куда доступ иностранцев проще, общие туристские маршруты, но визовые и иные сборы на границах не способствуют этому. С высокой долей уверенности можно говорить, что буряты не только найдут свою специфику, но и получат достойный туристский продукт, даже несмотря на имеющиеся проблемы и удаленность республики от основных туристских троп.

В число семи ОЭЗ входит еще одно национально-территориальное образование - Республика Алтай. Правда, она тесно связана с Алтайским краем, хотя в чем-то развивает туризм по своему сценарию. Республика Алтай позиционирует себя как «Сибирская Швейцария», где, согласно легенде, находится мистическая страна Шамбала. В республике есть множество уникальных и совершенно не похожих друг на друга природно-климатических комплексов. Есть и такой фактор, как природное непостоянство, например, там находится как самое теплое место в Западной Сибири, так и самое холодное.

Для некоторых регионов России и национально-территориальных обра-

зований туризм, можно сказать, жизненно важен. Так, Северо-Кавказский регион имеет все предпосылки стать «туристским раем». Развитие туризма в регионе способно если не снять, то, по крайней мере, значительно уменьшить гнет такой серьезной проблемы для региона, как безработица и всё, что с ней связано. Здесь известнейшие горные районы Кавказа - Приэльбру-сье, Домбай, Архыз, Цейское ущелье и др. Красота этих мест - зеленые леса, прозрачные горные реки и водопады, горячие и кислые воды, разнообразный растительный и животный мир, канатные дороги, конные и пешеходные маршруты, горнолыжные склоны различной сложности, национальная кухня - все это как магнитом притягивает сюда туристов всех возрастов и национальностей, и подобные места для них всегда должны быть доступны. Есть концепция развития туризма на Северном Кавказе. Речь идет о создании здесь кластерных зон исходя из потенциалов каждого региона.

Регион Кавминвод представляет собой ворота на Северный Кавказ, он сформирован на принципах экологии и природосбережения. В этих местах уникальные целебные ключи и грязи. Все это используется в первую очередь для оздоровления людей. По своим туристско-экскурсионным возможностям Кавминводы вообще не имеют себе подобных. Живописные горные ландшафты, обилие разнообразных минеральных источников, мягкий климат, богатое культурно-историческое наследие этого края влекут к себе туристов и отдыхающих со всех уголков России и мира. Здесь располагаются сотни лучших санаториев России разного профиля.

Однако в этом регионе, чтобы задуманное стало реальностью, прежде всего именно центру следует более ответственно заниматься вопросами разработки и использования лечебных минеральных вод, держа контрольный пакет акций в своих руках и не передавая его на откуп частному предпринимательству. В целом организаторам туризма на Северном Кавказе даже не нужно «изобретать колесо».

Благодаря выгодному географическому расположению Республика Ингушетия делится на равнинную, предгорную и горную части, что позволяет развивать такие виды туризма, как культурно-познавательный, экологический, лечебно-оздоровительный, экстремальный и спортивный. Здесь остро стоит вопрос о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Джейрахская». Это особенная территория: со своеобразным микроклиматом, богатой и оригинальной флорой и фауной, красочными живописными ландшафтами. Именно в этом месте располагаются историко-культурные святыни не только ингушского народа, но и всего Кавказа. Наличие редчайших памятников старины, уникальных фортификационных сооружений, жилых, боевых и сторожевых башен, замковых комплексов, святилищ, склепов и мавзолеев придает особую ценность этой территории и представляет значительный интерес для других народов России.

Проведенные в г. Сочи зимние Олимпийские игры 2014 г., безусловно, актуализируют отдых на Северном Кавказе. При этом особенно важно то, что во время Игр десятки тысяч гостей России познакомились с туристским потенциалом Кавказа. Созданная на период проведения Олимпийских игр

инфраструктура позволяет и дальше проводить в Сочи соревнования мирового уровня. Конечно, на пути дальнейшего развития туризма в Сочи еще немало проблем. На чем будет сделан акцент: на элитных и дорогих видах отдыха или же на доступных для широких слоев населения России и других стран мира? Во втором случае перспектив у туризма будет больше. Возможно сочетание первого и второго вариантов, но ясно одно: туризм здесь должен стать достаточно доступным и качественным.

Помимо Северного Кавказа этноту-ризм получает развитие и в целом ряде других республик и национально-территориальных образований. Вообще даже затруднительно назвать какую-то национальную республику или округ, где туризм выпадал бы из стратегии их развития. В Татарстане - самом крупном российском национально-территориальном образовании, например, реализуется программа развития туризма, в центре которой находится проект «Жемчужное ожерелье Татарстана». В него входят не только традиционные туристские центры, такие как Казань, Елабуга, Свияжск, но и другие дестинации - потенциальные «жемчужины» внутреннего туризма. Упор при этом делается на сотрудничество с районами республики. Одним из успешных проектов стали торжества, посвященные 1000-летию г. Елабу-ги. Министерство культуры Татарстана рассматривает возможность включения острова Свияжск в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь уже построена автомобильная дорога, есть проект по развитию круиз-ного туризма, предполагается включение в так называемый цикловой маршрут еще и Раифского монастыря. Пер-

спективным считается для Татарстана и агротуризм, например на базе совхоза «Майский». Идет продвижение и такой акции, как «Семь чудес России», к одному из которых намерены отнести и Казанский кремль.

В других республиках идут схожим или иным путем. Например, такая «жемчужина» России, как Карелия, в советское время пользовалась популярностью среди ленинградцев и москвичей, но не благодаря своему национальному колориту, а за счет возможности организации «дикого» отдыха среди красивейших северных озер. Отсутствие нормальных дорог и инфраструктуры почти на всей территории Карелии не способствовало развитию цивилизованного отдыха. В последнее десятилетие туризм в Карелии вслед за релаксационным туризмом на Селигере и в Ленинградской области начинает стремительно развиваться. Появились новые базы отдыха среднего и высокого уровня, модернизируются старые. Некоторые бывшие пионерские лагеря после ремонта также переквалифицировались в пансионаты, создаются круглогодичные базы отдыха коттеджного типа. Отдых в коттеджах вообще популярен во всех регионах России, а уж в Карелии, с ее рыбалкой и охотой, этот фактор, безусловно, в несколько раз увеличивает приезд туристов - как в летнее время, так и на Новый год и Рождество.

В Карелии существует несколько достойных, интересных и уникальных объектов - петроглифы Беломорска и Пудожа, зоокомплекс, второй в Европе равнинный водопад Кивач и многочисленные деревянные церкви, одной из самых лучших является церковь в Кон-допоге. Интересны и сами города Карелии: Петрозаводск с Музеем кукол и

знаменитой набережной, Олонец с церковью на острове и Музеем карелов-ливвиков, Кемь с красивейшим деревянным Успенским собором. Ну и, конечно же, «звезды» Карелии - Кижи, Валаам и Соловки (последние хотя и относятся к Архангельской области, но основная часть туристов и паломников приезжает все-таки из Карелии).

Но это больше памятники русской культуры, символизирующие единство России и Карелии. Сплавы по рекам Шуе и Охте, многодневные ве-лотуры и походы на лыжах с ночевкой в гостевых домах, туры на джипах и снегоходах, катание на собачьих упряжках - это наиболее характерные виды активного туризма в Карелии. В своей работе туристские структуры республики делают упор на местных этнографической и этнокультурной составляющих туризма, а также на природно-географической, демонстрируя приезжающим людям красоту северной природы, возможности спортивного и экстремального туризма, свои традиции и обычаи.

Или взять хотя бы такой суровый и благодатный край, как Якутия - самая большая административно-территориальная единица России, равная шести Франциям. Это не только снежные сопки, тайга и широкие реки. Вот что писал побывавший там более чем 150 лет тому назад великий русский путешественник и писатель И.А. Гончаров: «Я не мог окинуть глазами обширных лугов с бесчисленными стогами сена, между которыми шевелились якуты, накладывая на волов сено, убирая хлеб. Я видел там женщин, ребятишек, табуны лошадей и отгороженные пастбища. "Где же это я? Кто тут живет?" - спросил я у своего ямщика. "Исправные (богатые) якуты живут", -

отвечал он. Погода была великолепная, глаза разбегались, останавливаясь на сжатом хлебе, на прячущейся в чаще леса богатой, окруженной сараями и хлевами юрте, на едущей верхом на воле пестро одетой якутке». Русский писатель, давший красочную картину этого далекого и очень интересного края, достаточно подробно описал в своей книге, что производили народы Севера, что покупали у них русские купцы, что давали взамен. Особенно ценились изделия из кости мамонта. Думается, и сейчас можно найти много интересного в Республике Саха (Якутия), хотя суровые климатические условия налагают на развитие туризма свои временные ограничения.

Большой этнокультурный интерес представляют народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые также вовлечены в процесс развития туризма. За последнее время все больше появляется желающих не только ездить к теплому лазурному побережью, но и посещать места, куда редко ступает нога цивилизованного человека. Наши северные края в светлое время лета также удивительно красивы и уникальны. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока - это аборигенные народы, умеющие приспосабливаться к жизни в экстремальных условиях. Еще в Российской империи они находились под особым вниманием государственной власти, но в советский период отношение к ним стало носить больше формальный характер. Сегодня, в эпоху глобализации, и особенно вследствие промышленного освоения месторождений Севера, эти народы с трудом адаптируются к изменившимся социально-экономическим условиям, из-за чего они нередко утрачивают свои культур-

ные традиции, родной язык и мало живут по сравнению с другими народами России. В то же время эти народы создают неповторимую этносоциальную среду Севера, Сибири и Дальнего Востока. Именно эти регионы и в дальнейшем будут играть огромную роль в формировании национального дохода России.

В советское время популярностью пользовались летние теплоходные маршруты по великим рекам - Оби, Енисею и Лене. Во время поездки отдыхающие могли подняться по реке выше полярного круга и насладиться незаходящим солнцем. Логично было бы возродить данные маршруты с вовлечением в этот процесс малочисленных коренных народов. Туристы могли бы познакомиться с их бытом и жизнью, побывать в чумах и юртах, посетить праздники оленеводов и их соревнования, приобрести у них предметы народного творчества, а в зимнее время - покататься на санях. Думается, что красота природы и самобытность проживающих здесь народов станут в будущем притягательной силой для многих тысяч туристов. Следует отметить рост рынка круизов на фоне других видов транспортных путешествий, и объясняется это его связью с культурно-познавательным туризмом, а точнее - с этнотуризмом. Круизный туризм всегда был востребован среди как иностранных, так и российских туристов. Вместе с тем, признается, что рост этот ограничивается проблемами изношенности судов и инфраструктуры причальных сооружений, а также наличием участков на внутренних водных путях, где проход судов круизного класса затруднен.

Но не только национально-территориальные образования формируют

неповторимый колорит туризма в России. Свою роль в развитии туризма могут играть и национально-культурные автономии (НКА), которые имеются фактически во всех субъектах Федерации. Их роль в развитии туризма может быть весьма значительной еще и потому, что их представители всегда стремятся к общению со своими соплеменниками, к поездкам в родные места. Согласно российскому законодательству НКА были признаны видом общественного объединения и наделены правом свободного общения со своими зарубежными соотечественниками. НКА вполне могут оказать помощь государству в разработке туристских инновационных проектов, реализация которых позволит сохранить многие малочисленные народы, их самобытность, развить культуру, язык. Сегодня в России недооценивается их место в политической системе и развитии общества.

Вместе с тем в последнее время государственные, региональные и муниципальные органы власти в сфере туризма стали уделять большое внимание аспектам развития этнографического туризма как важной составляющей внутреннего и въездного туризма. В частности, этим вопросам недавно была посвящена Международная конференция «Этнографический туризм как способ возрождения и сохранения этнокультурного наследия», организованная в Москве Управлением государственных туристских проектов и безопасности туризма Федерального агентства по туризму в рамках мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». На конференции отмечалось, что, обоб-

щая этнотуристскую практику регионов, в качестве основных региональных моделей развития этнокультурного внутреннего туризма можно выделить следующие направления [1]:

• создание и развитие центров традиционных промыслов и ремесел (создание рабочих мест для местного населения, сохранение традиционной хозяйственной деятельности, формирование и распространение новых этнокультурных брендов);

• создание этнических стойбищ-музеев и музеев «под открытым небом» (популяризация традиционной этнической культуры);

• охотничий и рыболовный этноту-ризм;

• фольклорный и событийный этно-туризм (в целях сохранения и развития родных языков, сохранения устного народного творчества);

• создание экодеревень (в целях сохранения и популяризации систем традиционного жизнеобеспечения, народной медицины).

В практическом плане в деле развития этнотуризма в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» создается ряд туристско-рекреационных кластеров, в частности в Центральном федеральном округе. Эти кластеры призваны ознакомить туристов с жизнью и бытом русского села, культурой и ремеслами местного населения. Среди них туристско-рекреационный кластер «Плес» в Ивановской области, «Государыня Кострома» в Костромской области, «Елец» в Липецкой области, этнографическая деревня «Кострома» в Белгородской области, национально-туристский комплекс «Русское под-

ворье "Савчино"» в Брянской области, туристский кластер «Старинный город» в Тверской области, туристско-паломнический центр «Коренная пустынь» в Курской области и некоторые другие. Частью этой программы стало также проведение в Брянской области у границ трех государств - России, Украины и Белоруссии - фестивалей молодежных фольклорных коллективов «Красная горка» и «Славянское единство». Ивановская область становится центром России по развитию народных художественных промыслов, в регионе сохраняется 10 видов ремесел, которые составляют основу этнографического интереса к региону.

В других регионах России также создается немало этнографических туристских кластеров. Так, в Волгоградской области существует этнографический музей-заповедник «Казачий курень» с интерактивными программами «Посвящение в казаки», «Казачья свадьба», в котором гостей приветствуют старинными песнями и угощают казачьим блюдом - пышками с медом и каймаком. В Ханты-Мансийском АО стали традиционными праздники: «День оленевода», культовый праздник «Медвежьи игрища», посвященный почитанию медведя, «Вороний день», посвященный почитанию приносящей весну вороны.

Другие проекты служат сближению народов разных культур и конфессий. Так, в г. Калуге существует уникальный проект «Этномир», специализирующийся на диалоге культур народов мира и интерпретирующий каждый народ через аутентично воссозданный этнодвор, на котором гармонично размещены этнические постройки, предназначенные быть домом-гостиницей, ремесленными мастерскими, музея-

ми, ресторанами традиционной кухни, сувенирными магазинами. В Ростове-на-Дону, являющемся «северными воротами Кавказа», работают программы ознакомления туристов с историей возникновения, особенностями культовых сооружений и традициями богослужений различных конфессий, представители которых издавна проживали на территории края. Эти программы включают посещение православного собора, старообрядческой церкви, иудейской синагоги, армянского храма, мусульманской мечети и католического костела.

Конечно, этнокультурный туризм может развиваться лишь в комплексе с другими видами туризма, в отличие от которых, однако, он может быть всесезонным. Параллельное развитие этнокультурного туризма позволит поддерживать туристские потоки, пусть на минимальном уровне и в периоды «мертвого сезона», в том числе с использованием механизмов социального туризма [2]. Люди должны не

только активно отдохнуть, насладиться природой, подлечиться, но и познакомиться с жизнедеятельностью народов, на территории которых они пребывают, или, скажем, не только получить удовольствие от экстремальных видов отдыха, но и одновременно проникнуться духом и культурой народов, которые обеспечивают им этот отдых.

В настоящее время многие региональные программы по развитию туризма акцентированы на строительство горнолыжных курортов. Однако еще на стадии разработки необходимо подумать, чем наши курорты будут привлекательнее зарубежных. Ценой, близостью? Дело в том, что горнолыжники не будут круглосуточно кататься с гор, им захочется иметь еще и культурно-познавательные программы. Думается, что если гостей окружить соответствующим национальным колоритом, то это будет обогащать активные виды отдыха, а намечаемые к строительству курорты у нас в стране от этого только выиграют.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилов А.Ю. Роль этнокультурного фактора в развитии въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации. Доклад на Международной конференции «Этнографический туризм как способ возрождения и сохранения этнокультурного наследия». Москва, 24 апреля 2014 г.

2. Трофимов Е.Н. Социальный туризм - необходимая потребность для жителей Москвы и России // Социально-оздоровительный туризм как основа реализации социальной политики государства в целях устойчивого социально-экономического развития города Москвы: материалы Круглого стола. Москва, 20 марта 2014 г. М.: Логос, 2014. С. 8-16.

УДК 316.3:342

В.И. ЖУРАВЛЕВ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Раскрывается исторический опыт формирования социального государства, а именно причины возникновения идеи социального государства, комплекс проблем, для решения которого появилась данная идея. Установлены факторы и условия, благодаря которым данная идея начала постепенно находить организационно-практическое, нормативное и особенно конституционное выражение. Автор раскрывает конституционные аспекты социального государства, анализируя законодательные документы в период с конца XIX до середины XX в.

Ключевые слова: социальное государство, социалистическое государство, конституция, конституционное законодательство, социализация законодательства.

The article expands the historical experience of forming of the social state, specifically the reasons of social state formation, the complex ofproblems, factors and conditions by which this idea can have organizational, practical and constitutional usage. The author explains constitutional aspects of social state by analyzing the law documentation starting from XIX century to the midXX century.

Key words: social state, socialistic state, constitution, constitutional law, law socialization.

Теоретико-правовая идея социального государства имеет долгую и сложную историю. С.В. Калашников утверждает, что «социальное государство формируется на определенном историческом этапе эволюции общества, когда возникают соответствующие политические и социально-экономические условия. Однако общепризнанного конкретизированного перечня данных условий, а тем более их анализа и предпосылок нет» [13, с. 5]. В связи с этим в исследовательских целях необходимо выявить причины возникновения идеи социального государства, а также комплекс проблем, для решения которого появилась данная идея, установить факторы и условия, бла-

© Журавлев В.И., 2013

годаря которым данная идея начала постепенно находить организационно-практическое, нормативное и особенно конституционное выражение.

А.Э. Евстратов к факторам, вызвавшим феномен социального государства, относит: а) превращение рабочего класса в главный класс - производитель, рост его квалификации и образовательного уровня; б) рост организованного рабочего движения в странах капитала; существование социалистических стран, оказывавших постоянное воздействие на капиталистический мир; в) ускорение научно-технического прогресса и значительное повышение производительности труда; г) выдвижение на первый план задач государственного регулирования экономических и социальных про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.