Научная статья на тему 'Роль этнокультурного фактора в развитии въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации'

Роль этнокультурного фактора в развитии въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1943
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль этнокультурного фактора в развитии въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации»

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

В рамках секции «Внутренний туризм и этнокультурное развитие» прошло динамичное обсуждение актуального вопроса о роли туризма в укреплении гражданского единства и поддержки самобытности народов РФ. Рост значения этнического фактора в развитии политических, экономических и культурных процессов отмечается в различных отраслях гуманитарной науки с 70-80-х годов прошлого века. С начала XXIвека в мире наблюдается значительное увеличение количества туристических поездок с целью приобщения к этнографическому наследию собственного или других народов. Однако в России к настоящему времени этнокультурный туризм не получил уровня развития, соответствующего его богатейшему ресурсному потенциалу.

Содержательная дискуссия была посвящена выяснению роли этнокультурного фактора в развитии въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации, значения музеев и музейной науки в этнокультурном развитии народов России, а также рассмотрению ценностно-миро-возренческих оснований и мотиваторов развития внутреннего туризма в России. Участники дискуссии обсудили также вопрос о роли туризма, с одной стороны, как инструмента диалога культур и цивилизаций, с другой, — как средства укрепления гражданского единства полиэтничного российского общества. Результатом работы секции круглого стола стали практические рекомендации и концептуальные направления решений рассмотренных проблем, которые нашли отражение в докладах.

РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ФАКТОРА В РАЗВИТИИ ВЪЕЗДНОГО И ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Александр Александрович Сирченко,

начальник Управления развития внутреннего туризма и государственных туристских проектов Федерального агентства по туризму

Россия традиционно воспринимается как страна с огромным культурно-историческим наследием и большим этнокультурным потенциалом. На ее территории проживает около 180 народов — представителей различных культурно-языковых и этноконфессио-нальных сообществ.

Этнокультурное многообразие является своеобразным стратегическим ресурсом нашей страны. От его бережного сохранения и приумножения зависит накопление человеческого и социального капитала, ускоренное социально-экономическое развитие, внимание к существующему культурному наследию и укрепление общероссийского гражданского единства.

В этой связи не случайны слова Д.А. Медведева, сказанные им в Послании Федеральному Собранию: «Еще один фактор, способный серьезно упрочить нашу Федерацию, — это поддержка национальных традиций и культур народов России». И таким фактором может выступать развитие этнотуризма, формирование которого в нашей стране пока только начинается.

Согласно Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года поддержка индустрии отдыха и туризма счита-

11

ВНУТРЕННИМ туризм и этнокультурное развитие

ется одним из приоритетных направлений государственной политики.

Если говорить в целом о развитии туризма в нашей стране, то внутренний и въездной туризм в России, как и отрасль в целом, вступают в новый этап своего развития.

Статистические данные за последние годы свидетельствуют о положительной динамике развития туризма. Ежегодный рост внутреннего турпотока в России в посткризисный период составляет 8—9% (в 2010 году внутренний турпоток составил 30,8 млн человек). По экспертной оценке, в 2011 году внутренний турпоток составил 33,3 млн человек.

Динамика въездного туристского потока (с учетом бизнес-туризма) свидетельствует по предварительной оценке о его росте в 2011 году на 10% по сравнению с 2010 годом. Однако число поездок иностранных туристов в нашу страну с целью туризма пока невелико и составляет в 2011 году только 2,3 млн поездок.

Выезд российских граждан с целью туризма в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 11% и составил 14 млн человек.

Доля туризма в ВВП страны составляла в 2010 году 3%, в 2011 году — 3,4%, с учетом мультипликативного эффекта — 6,5% и 6,7% соответственно.

Современное российское общество с каждым годом все активнее предъявляет к внутреннему туризму самые разные требования. То обстоятельство, что Российская Федерация представляет собой огромное многонациональное государство, заставляет внутренний туризм реагировать на этнокультурные интересы, запросы и потребности ее населения и развивать в себе специальное — этнокультурное — направление.

Важность развития данного вида туризма для российского государства очевидна. С одной стороны, этнотуризм может способствовать удовлетворению этнокультурных, социальнопсихологических и в целом познавательных потребностей россиян, а также содействовать их более тесному этническому знакомству и межкультурному взаимодействию. С другой стороны, этнотуризм может выступать эффективным средством воздействия на российскую экономику, развивая ее на первоначальном этапе в региональных и местных масштабах и далее, в масштабах страны.

К условиям развития этнотуризма в России можно отнести следующие:

1) высокая степень этнического разнообразия населения, проявляющаяся не только в национальном или макрорегиональном масштабах, но и в пределах отдельных субъектов федерации и даже на уровне низовых административных единиц (районов, муниципалитетов, сельских поселений);

2) уникальное сочетание различных этнокультурных комплексов, прежде всего, восточнославянского, тюркского и финно-угорского, сложившееся в процессе длительной межэтнической интеграции, аккультурации и ассимиляции;

3) необходимость активной пропаганды идей межэтнической толерантности с учетом напряженных, а в некоторых регионах — серьезно осложнившихся за последние десятилетия — межэтнических отношений;

4) деструктивное влияние урбанизации на традиционный культурный комплекс практически всех этнических групп страны;

5) необходимость более эффективного продвижения на отечественном и зарубежных туристских рынках регионов России, в особенности — с низким рейтингом туристских предпочтений.

В 2009 году по заказу Федерального агентства по туризму проводилось исследование о влиянии этнокультурного наследия России на развитие внутреннего туризма нашей страны. В рамках исследования с целью выявления потребностей россиян в этно-ориентированном внутреннем туризме проводился опрос, на основе которого удалось охарактеризовать современное состояние спроса на этно-ориентированный туристский продукт. В предпринятом опросе приняли участие жители самых разных регионов России. Всем участникам были заданы вопросы, предполагающие разные варианты ответов.

Каждые 9 из 10 опрошенных заявили о том, что они испытывают интерес к культурам народов, проживающих в Российской Федерации.

Практически все опрошенные (94%) хотели бы познакомиться с культурой и бытом народов России в рамках специальной туристической поездки, которая бы соответствовала их пожеланиям. Доля тех, кто не готов по разным причинам принять участие в такой поездке, не превышает 6%.

Как мы видим, в силу своей содержательной уникальности и неповторимости, в частности, предлагаемой возможности стать активным участником этнокультурной жизни какого-либо народа, этнографический туризм

12 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3

Роль этнокультурного фактора в развитии въездного и внутреннего туризма...

представляет собою одно из перспективных внутренних туристских направлений.

Анализ особенностей развития этнотуриз-ма в зарубежных странах и обобщение российской туристской практики в данной сфере убедительно свидетельствует о том, что в настоящее время самой распространенной формой развития данного направления туризма является комбинированное (то есть во взаимодействии с другими видами туризма), а самыми распространенными способами предоставления этноориентированного туристского продукта являются:

— собственно этнографические туры, включающие в свои программы кратковременное или относительно длительное пребывание в какой-либо одной или нескольких развивающихся этнокультурных средах;

— этноориентированные туры, предполагающие посещение этнографических музеев, передвижных этнографических выставок, мест компактного нахождения этнокультурных объектов либо участие в фольклорных фестивалях, народных ярмарках, этнорелигиозных и календарных праздниках.

При комбинировании этнографического и экологического туризма общей для них целью становится знакомство туриста с традиционным жизнеобеспечением и природным окружением конкретных народов. Так, туристы находятся в реальной этнокультурной и природной среде, питаются блюдами национальной кухни, принимают участие в традиционных занятиях (выпас животных, ловля рыбы, плетение изделий из лозы или других природных материалов и проч.). Основной принцип такого этноэкологического туризма — «не навреди», или сохранение природного, социального и культурного многообразия.

Наиболее часто этноэкологический туризм встречается в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Применительно к этим народам он выступает важным средством развития традиционной экономики. Кроме того, поддержка этнографического и этноэкологического туризма в названных регионах, предусматривающая активное вовлечение в организационную деятельность представителей малочисленных народов, обеспечивает устойчивое, системное развитие самих территорий их проживания.

Уже почти десятилетие в пространстве между этнографическим и экологическим туризмом в России возник и развивается так называемый сельский туризм (агротуризм). Его специфика заключается в том, что туристы во время своего пребывания-отдыха в поселениях с сохранившимся народным бытом проживают в домах сельских жителей и ведут сходный с ними «сельский образ жизни». Активнее всего сельский этнографический туризм представлен в Архангельской, Мурманской, Ярославской, Ивановской, а также некоторых других областях Центральной России. Туристы находят для себя весьма экзотичным размещение в крестьянской избе или ее рыбацком аналоге — «тоне», русскую баню-парилку, купание в озерах и реках, рыбную ловлю, сбор ягод и пр.

Перспективной территорией для развития этнографического и этноэкологического туризма является Северный Кавказ. На Кубани и Дону заманчивыми для туристов представляются «казачьи туры», в Дагестане — туры-маршруты в горные аулы.

В настоящее время в Краснодарском крае реализуются несколько инвестиционных проектов, направленных на создание инфраструктуры для этноориентированного туризма.

Примером может служить проект туристско-этнографического комплекса «Казачья станица» в районе хутора Ольгинский Абин-ского района Краснодарского края. На территории комплекса планируется строительство современного ресторана и гостиницы на 100 мест. Кроме музейной экспозиции «под открытым небом», комплекс будет включать в себя пять «хуторов», в которых туристы смогут проживать в условиях реального казачьего быта.

Другое взаимодействие — между этнографическим и культурно-познавательным туризмом — носит ярко выраженный экскурсионный характер, проявляющийся в посещении туристом этнографических и историко-культурных объектов (музеи, исторические поселения и проч.).

Примером сочетания этих видов туризма являются экскурсионные поездки по историческим местам Русского Севера (Валаам, Великий Устюг, Вологда, Каргополь, Кижи, Малые Карелы, историко-культурный комплекс Соловецких островов), Европейской России (Владимир, Великий Новгород, Изборск, Псков, Ростов, Смоленск, Суздаль, Углич, Ярославль),

13

ВНУТРЕННИМ туризм и этнокультурное развитие

Поволжья (Нижний Новгород, Казань, Козь-модемьянск, Болгар, Свияжск, Тетюши и др.).

На юге России взаимодействие этнографического и культурно-познавательного туризма активизирует деятельность этнографических музеев-заповедников, предлагающих знакомство с народным казачьим бытом.

Одним из самых ярких примеров является крупнейший в России этнографический музей под открытым небом «Атамань». Это широкомасштабный проект, который стал изюминкой Приазовья и Кубани. В строительстве казачьей станицы приняли участие все муниципалитеты Краснодарского края. Занимая территорию в 20 га, этнодеревня олицетворяет весь Краснодарский край с его казачьей историей и традициями, там есть и подворья со старинными хатами, и рыночная площадь с бричками и телегами, и часовня, и другие объекты, соответствующие станичным постройкам тех времен. Все напоминает о традиционной казачьей жизни, ремеслах, обрядах. Здесь, в одном месте можно увидеть все лучшее, что может рассказать о своих предках Краснодарский край.

Популярностью также пользуются этнографический музей-заповедник в станице Раздор-ской (первой столице Донского казачества), этнографический музей-заповедник «Казачий курень» в Волгоградской области с сохранившимися элементами быта донского казачества XIX века, парк «Добродея» на территории Анапского района Краснодарского края с входящей в его состав этнографической экспозицией «Казачье подворье» и фольклорным ансамблем.

Сочетание элементов этнографического и культурно-познавательного туризма просматривается также в предлагаемых туристам поездках в горные адыгские аулы Краснодарского края, в турах-маршрутах в районы Кавказских Минеральных Вод, Верхней Балкарии, Дагестана и т. д.

Этно-экологические туры предлагаются также в Прибайкалье. Вместе с тем, часть их носит религиозно-ориентированную направленность, так как, кроме особенностей традиционного быта и обычаев бурят, туристов знакомят с ламаистскими верованиями и традиционными (народными) методами лечения.

В случае сочетания «чисто» этнографического туризма с религиозным туризмом первоначально происходит «погружение» туристов в соответствующую этнокультурную среду

и уже затем посещение священных мест и отправление религиозных культов.

В качестве примеров такого туризма можно привести посещение «кюсото» (священных марийских рощ) в Республике Марий Эл, монастырей-дацанов XVII—XIX веков в Бурятии, исламских святынь в окрестностях г. Булгара (Республика Татарстан). В каждой из этих территорий знакомство туристов с религиозными представлениями происходит через приобщение их к этнической культуре.

Достаточно часто в российской туристской практике встречается сочетание этнографического туризма и экстремального. В его содержание наряду с посещением национальных поселений и знакомством с традиционными культурами входит активный отдых, например, сплав по горным рекам Алтая, Горной Шории, Хабаровского, Приморского края, а также пешие, водные, конные передвижения по берегам Байкала, горам Северного Кавказа.

Довольно инновационным для России представляется проект по созданию экодеревень. Его реализация была начата на территории Чувашской Республики. Проект предполагает создание на базе одного объекта условий для этнографического, сельского и экологического туризма.

Обобщая этнотуристскую практику регионов, в качестве основных направлений или даже региональных моделей развития этнокультурного направления внутреннего туризма можно выделить следующие:

• создание и развитие центров традиционных промыслов и ремесел (создание рабочих мест для местного населения, сохранение традиционной хозяйственной деятельности, формирование и распространение новых этнокультурных брендов);

• создание этнических стойбищ-музеев и музеев «под открытым небом» (популяризации традиционной этнической культуры);

• охотничий и рыболовный этнотуризм;

• фольклорный и событийный этнотуризм (в целях сохранения и развития родных языков, сохранения устного народного творчества);

• создание экодеревень (в целях сохранения и популяризации систем традиционного жизнеобеспечения, народной медицины). Развитие этнокультурного направления

внутреннего туризма в российских регионах осуществляется разными темпами. Во многом

14 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3

Роль этнокультурного фактора в развитии въездного и внутреннего туризма...

его текущее состояние определяется этнокультурным потенциалом региона, насыщенностью и материально-техническим состоянием объектов туристской инфраструктуры, а также позицией и активностью населения и органов власти.

Важно отметить также, что фактором успешности в развитии этнотуризма в регионах является наличие ведомственных или целевых программ на региональном и муниципальном уровнях, мероприятия которых будут направлены на всестороннюю поддержку данного вида туризма.

Современное состояние этнотуризма в России определяется следующими условиями и обстоятельствами:

• ограниченностью информационных ресурсов об объектах этнотуризма (в том числе низкой представленностью культурно-исторических, этнографических туристских центров России в структуре мирового информационного пространства);

• несформировавшимся в полной мере и пока неустойчивым спросом на продукты этнотуризма вследствие недостаточной информированности населения (хотя в данном отношении присутствует положительная динамика);

• недостаточным количеством объектов туристской инфраструктуры и невысоким уровнем сервиса (результаты анализа обеспеченности местами размещения в 40 исторических малых и средних городах Российской Федерации показывают, что в 60% из них отсутствуют благоустроенные гостиничные учреждения, а комфортабельные условия размещения созданы менее чем в 10 городах);

• низкими объемами инвестирования строительства и содержания гостиниц и других объектов туристской инфраструктуры;

• недостаточной рекламой и продвижением региональных этнокультурных брендов. Основными путями решения обозначенных

проблем развития туризма являются:

1) обеспечение государственной поддержки развития туристической отрасли;

2) развитие государственно-частного партнерства и создание финансовых основ для привлечения инвестиций в сферу туризма;

3) активное продвижение регионального туристского продукта на внутреннем и международном рынках;

4) развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма, применение зарубежного опыта.

Важным направлением деятельности по обеспечению государственной поддержки развития туристической отрасли должна стать реализация Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» (далее — ФЦП), принятой Правительством Российской Федерации 28 июля 2011 года.

Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, включенных в ФЦП, будут направлены на:

— создание современных туристско-рекреационных комплексов на территории наиболее перспективных туристских кластеров Российской Федерации;

— повышение качества туристских услуг;

— продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.

Для увеличения показателей внутреннего и въездного туризма в нашей стране важно создавать единое информационное поле и целенаправленно распространять информацию о туризме в России по всему миру, что является одной из целей государственной поддержки туристской отрасли.

В этих целях разработана эффективная стратегия рекламно-информационного продвижения национального туристского продукта, которая учитывает географию охвата, национальные особенности и наиболее эффективный инструментарий. Мы поставили достаточно амбициозную цель — изменить имидж России как туристской дестинации, провести ее ребрендинг как на внутреннем, так и зарубежных рынках. Данная рекламная кампания осуществляется в единой маркетинговой концепции и способствует продвижению региональных брендов под единым брендом Россия.

Были определены основные направляющие рынки, а также информационные партнеры. Ими стали ведущие зарубежные СМИ, имеющие высокие рейтинги. В них была размещена объективная информация о туристических возможностях регионов Российской Федерации. Кроме того, активная реклама туристских возможностей нашей страны проводится и в Интернете. Для этого используются ведущие мировые ресурсы и площадки, а также социальные сети.

15

ВНУТРЕННИМ туризм и этнокультурное развитие

В 2012 году широкомасштабная кампания по продвижению национального туристского продукта в России и за рубежом в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» будет продолжена.

Таким образом, необходимо усилить взаимодействие между заинтересованными министерствами и ведомствами в плане развития этнографического туризма на территории Российской Федерации. Определенный положительный опыт сотрудничества Ростуризма и Министерства регионального развития Российской Федерации в данной сфере накоплен за время совместной работы в постоянной комиссии по привлечению казачьих обществ к реализации национальных проектов, госу-

дарственных целевых и ведомственных программ в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества.

Постепенно в России формируется понимание того, что полиэтничность, многообразие традиционных культур является одним из стратегических ресурсов развития туристской деятельности. Этнотуризм может стать одним из важнейших с социальной и экономической точек зрения направлений развития внутреннего туризма.

Россия — одно из немногих государств, для которых характерно многообразие этнокультурных туристских ресурсов и внутреннему туризму которых предоставляется редкая возможность активно использовать его этнокультурный потенциал.

РОЛЬ И МЕСТО МУЗЕЕВ И МУЗЕЙНОЙ НАУКИ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ НАРОДОВ РОССИИ

Андрей Николаевич Кривошеин,

доктор экономических наук, зам. директора Всероссийского Музея декоративно-прикладного и народного искусства

Рост этнического самосознания сопровождается повышенным вниманием к вопросам сохранения этнокультурного наследия, самобытности, культурного разнообразия, а также к проблемам взаимодействия туризма и культуры. Мы говорим о внутреннем туризме, но в тоже время мы говорим, в первую очередь, об этнокультурном наследии как объекте изучения и востребования средствами внутреннего туризма и образования как части туризма.

Одной из важнейших функций этнокультурного наследия, большая часть которого сосредоточена в музеях (этнографические коллекции), является поддержка в информационном обществе культурного многообразия, а потому оно предоставляет возможности и создает оптимальные условия для культурной самоидентификации. Накапливание и сохранение культурных ценностей — основа развития цивилизации.

Бол ьшая доля музейных коллекций и экспозиций, имеющих отношение к этнокультурному наследию, сформирована весьма давно. В этом плане, если мы говорим о новых задачах

16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(а они, безусловно, новые, потому что жизнь вокруг меняется быстро), они обгоняют настолько, что то, что у нас остается в музеях за спиной, уже отражает даже не вчерашний, а позавчерашний день. Процесс освоения художественного наследия имеет особенности. Современная тенденция переосмысления роли и значения культурного наследия состоит в стремлении не только сохранить его в первозданном виде, но и активно включить в канву современной жизни. То есть сам процесс истории художественной культуры выступает здесь не только как процесс сохранения прошлого и накопления культурных ценностей, но и как процесс открытия нового в старом.

В исторической канве хронологических событий культурной жизни России существуют явления, имеющие непреходящее значение. К таким, несомненно, относится учреждение и открытие музеев. Лучшая коллекция этнографического музея, характеризующая материальную и духовную культуру народов, проживающих на территории нашей страны, создана при последнем русском императоре Николае II

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.