УДК 372 Гарасюта М.П., Жожикова Л.В., Григорьева Л.А.
Гарасюта М.П.
студентка 5 курса Педагогический институт Северо-восточный федеральный университет (г. Якутск, Россия)
Жожикова Л.В.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры ДО ПИ Педагогический институт Северо-восточный федеральный университет (г. Якутск, Россия)
Григорьева Л.А.
старший преподаватель, кафедра иностранных языков по техническим и естественным специальностям Институт зарубежной филологии и регионоведения Северо-восточный федеральный университет (г. Якутск, Россия)
РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КРУЖОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАТЮРМОРТ»
Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития навыкам изобразительной деятельности дошкольников старшего возраста, а также методика и условия формирования изобразительной деятельности средствами работы в кружке «Рисуем натюрморт», обоснованы теоретические основы условия формирования изобразительной деятельности детей. Раскрыты основные педагогические условия развития изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста.
Авторы указывают на то, что искусство является средством всестороннего развития ребенка дошкольного возраста и стимулом для детской изобразительной деятельности. В статье описываются этапы такой работы, методы обучения, приводятся примеры.
Ключевые слова: изобразительное искусство, изобразительная деятельность, эстетическое восприятие, старший дошкольный возраст, натюрморт.
Актуальность исследования. В период инновационного развития образования особую актуальность приобретает потребность во всестороннем развитии личности, в формировании творческих способностей старших дошкольников. Именно период детства, в силу особой сензитивности и уникальности, позволяет раскрыть природные способности детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к структуре образовательных программ, которые должны включать область художественно-эстетического развития ребенка. Одним из способов решения этой задачи является искусство, которое можно назвать прообразом человеческого бытия, художественной моделью мира и человека в этом мире. Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа, голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. Still life, буквально - тихая, спокойная жизнь), жанр или произведение изобразительного искусства, содержание которых обусловлено различными формами представления неодушевлённых объектов, организованных в композицию или являющихся её частью. [3]
Степень разработанности проблемы. Различные аспекты интеллектуального и творческого развития старших дошкольников рассматривались как отечественными, так и зарубежными учеными: особенности воображения (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко и др.), сенсорное и умственное формирование (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец и др.), развитие в процессе художественно-эстетического воспитания (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др.), изобразительной деятельности (Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова
и др.), свободного воспитания (М. Монтессори), умственного и нравственного обучения (К.Д. Ушинский).
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в уточнении понятия «творческие способности» применительно к изобразительной деятельности старших дошкольников, обучающихся в художественном кружке,
- в обосновании комплекса методов обучения, способствующих развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях в художественном кружке: общепедагогические методы: объяснительно - иллюстративный и метод упражнения, и специфические методы изобразительного искусства: сюжетно-изобразительная игра, рисование с натуры, метод копирования, метод вариантности впечатления.
Практическая значимость исследования заключается:
- в формировании критериев и условных уровней развития творческих способностей у старших дошкольников в ходе проведения опытно - поисковой работы в художественной кружке,
- в разработке вариативных заданий для развития творческих способностей у старших дошкольников на занятиях в художественном кружке.
Для выявления уровней развития творческих способностей опирались на следующие критерии Тамары Семеновны Комаровой [2].
Задание №1. Рисование. «Красивые цветы»
Программное содержание. Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать
в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, промывать ее хорошо и осушать.
Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие.
Развивать эстетическое восприятие.
Методика проведения занятия. Рассмотреть цветы, принесенные в группу, отметить их красоту, свежесть, строение (серединка цветка, лепестки, стебель, листья), обратить внимание на разнообразие цветов. Предложить
детям показать, как можно нарисовать цветы, затем педагогу показать несколько других приемов рисования лепестков: всей кистью, концом, примакиванием. Предложить нарисовать цветы кто какие захочет, поощрять использование красок разного цвета. Напомнить о правильных приемах рисования кистью, красками.
Материалы к занятию. Гуашь разного цвета (по 3—4 на каждый стол), бумага белого или любого светлого цвета размером в писчий лист.
Диагностическое исследование проводилось индивидуально.
Обучение изобразительным умениям и навыкам требует практических методов - показ способов рисования с объяснением, обследование, упражнения, экспериментирование, описание, совет, поощрение. Очень интересным и продуктивным приемом может стать показ композиционных вариантов, когда воспитатель наглядно демонстрирует, как может поменяться восприятие произведения, если изменить его композицию (например, на фланелеграфе, или с помощью презентации, путем остановки кадра мультфильма, педагогического рисунка).
Использование разнообразных форм и методов, их эффективное сочетание придают процессам восприятия искусства и детского рисования творческий и развивающий характер. Изобразительное искусство в условиях систематической работы дошкольного учреждения становится средством творческого и личностного развития детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [принят Прав. РФ 17 окт. 2013г. п155.]. Москва, 2013;
2. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 176 с.;
3. Большая российская энциклопедия. https://bigenc.rU/c/natiurmort-a75e7a
Garasyuta M.P., Zhozhikova L. V., Grigorieva L.A.
Garasyuta M.P.
Northeastern Federal University (Yakutsk, Russia)
Zhozhikova L.V.
Northeastern Federal University (Yakutsk, Russia)
Grigorieva L.A.
Northeastern Federal University (Yakutsk, Russia)
DEVELOPMENT OF AESTHETIC PERCEPTION SENIOR PRESCHOOLERS VIA CIRCLE VISUAL ACTIVITY "STILL LIFE"
Abstract: the article examines the features of the development of the skills of visual activity of older preschoolers, as well as the methodology and conditions for the formation of visual activity by means of work in the circle "Drawing a still life", the theoretical foundations of the conditions for the formation of children's visual activity are substantiated. The main pedagogical conditions for the development of visual skills of older preschool children are revealed.
The authors point out that art is a means of comprehensive development of a preschool child and an incentive for children's visual activities. The article describes the stages of such work, teaching methods, and provides examples.
Keywords: fine art, visual activity, aesthetic perception, senior preschool age, still life.