Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 3. С. 66-71.
УДК [37.015.31:74] -053.4
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Плотникова Е. Н.
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Евпатория, Республика Крым
E-mail: kmndo@>maiLm
Статья посвящена исследованию проблемы формирования интереса детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности. В статье обосновывается необходимость взаимодействия с семьей как важного условия формирования интереса детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности.
Ключевые слова: интерес к изобразительной деятельности, взаимодействие, дети дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ.
Дошкольный возраст является периодом стремительного развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Вместе с общим развитием ребенка значительно расширяется и круг его интересов. Интерес заставляет ребенка активно стремиться к познанию окружающей жизни.
Под формированием интереса старших дошкольников понимается педагогически и целенаправленный организованный процесс перехода от любопытства к любознательности, а затем - к устойчивой направленности на предмет и процесс деятельности, осуществляемой на основе рефлексии и субъект-субъектного взаимодействия взрослого и ребенка в различных видах деятельности, в том числе изобразительной. Интерес к изобразительной деятельности имеет рефлексивную направленность, тесно связан с гармоничным развитием дошкольника и способствует творческому становлению его личности. Такой интерес выражается в эмоциональном отношении к изобразительному искусству, желании заниматься изобразительной деятельностью, активном усвоении знаний и их использовании в процессе собственной художественной практики, стремлении передать в изобразительной форме свои мысли, чувства, в удовольствии от самостоятельной работы.
66
Вопрос о создании специальных педагогических условий для формирования и развития интереса дошкольников к изобразительной деятельности является актуальным и требует дальнейшего изучения.
Вопросы формирования и развития интереса дошкольников к изобразительной деятельности поднимались в работах Григорьевой Г. Г., Казаковой Т. Г., Комаровой Т. С., Лыковой И. А., Сакулиной Н. П., Погодиной С. В. Авторы отмечают, что интересу принадлежит важное место в развитии изобразительной деятельности, считая его необходимым фоном, способствующим успешному протеканию этой деятельности. В то же время интерес формируется, развивается и реализуется в изобразительной деятельности. Формирование интереса происходит более эффективно, если сначала для него подготавливается почва, позже - создается положительное отношение к предмету и деятельности и, наконец, - формируется собственно интерес в процессе специально организованного педагогического сопровождения. Педагогическая работа должна быть направлена на формирование качественного (устойчивого, глубокого, широкого, познавательного) интереса.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА.
Для формирования интереса к изобразительной деятельности важным является положение психологов о том, что это не замкнутый в себе автономный процесс. По мнению Мухиной С. В. [4], формирование интереса обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих.
Именно поэтому в вопросах формирования детского изобразительного интереса необходима тесная взаимосвязь дошкольного учреждения и семьи. Родители должны понимать значение устойчивых, разносторонних интересов для развития и воспитания ребенка, для подготовки ребенка к школьному обучению. Взрослые должны не только заботиться об оснащении занятий изобразительной деятельностью (предоставление материалов, инструметов, места для занятий), но и активно участвовать в рисовании, изготовлении поделок, обсуждать с ребенком темы, способы изображения, советовать, показывать. С этой целью в детском саду используются различные формы взаимодействия: родительские собрания, консультации, мастер-классы, информационные стенды и т. д. Суть такого взаимодействия - обогащение родителей педагогическими знаниями.
В последнее время все большую популярность приобретают нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи (Солодянкина О. В. [6]). Они строятся по типу деловых игр, телевизионных развлекательных программ и направлены на установление неформальных контактов с родителями. Отличительной особенностью подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, анализировать, искать собственные решения проблемы. Общение в данном случае строится на принципах диалога, партнерства, творческого сотрудничества педагогов и семьи. В качестве таких форм выступают: клубы («Клуб любителей искусства», «Природа и художник»), кружки («Мастера», «Умелые ручки»), вечера вопросов и ответов («Почему нужно уметь рисовать», «Мой любимый художник»), вечера отдыха,
67
творческие посиделки («Давайте рисовать», «Порадуем друг друга», «Поговорим о картинах»), совместное посещение музеев и выставок, творческие проекты и т. д.
Определенную роль в формировании интереса к изобразительной деятельности, по мнению Казаковой Т. Г. [1], играет организация в дошкольных учреждениях кружков (факультативов, клубов, студий, мастерских), где дошкольники вместе с педагогами и родителями могут заниматься различными видами изобразительной деятельности и ручным трудом. Это даст возможность детям, которые проявляли устойчивый интерес к определенной тематике (например, к изображению природы), виду изобразительной деятельности (например, лепке), художественной технике (например, монотипии) и т. д., удовлетворить потребность в информации и художественной практике.
Стимулом развития интереса к изобразительной деятельности можно назвать организацию выставок, где могут быть представлены творческие работы детей, родителей, воспитателей, других сотрудников дошкольного учреждения. Это важное средство поощрения одних детей и стимуляции к деятельности других, формирование разностороннего интереса к изобразительной деятельности у всех. Детей ставят в такие условия, что у них возникает стремление к большим достижениям, желание работать совместно со взрослыми.
Одной из форм совместной работы дошкольного учреждения и семьи по формированию изобразительного интереса можно назвать организацию детского коллекционирования. Совместно с детьми можно определить содержание (репродукции, открытки, оригинальные фотографии, игрушки, этикетки, календари, детские книги) и правила коллекционирования. Взрослые вместе с дошкольниками формулируют идею коллекционирования (зачем коллекционировать, что будем собирать), предусматривают правила хранения и оформления коллекции, определяют выставочное место (коробка с ячейками, альбом, стенд, лесенка и др.). Увлеченных коллекционированием родителей можно приглашать в дошкольное учреждение для обсуждения семейных коллекций. Рассматривание коллекций позволяет активизировать интерес детей к изобразительному искусству и изобразительной деятельности.
Особого внимания и заботы со стороны взрослых требуют дети с повышенными изобразительными способностями. Существующие сегодня типовые образовательные программы, как правило, не рассчитаны на удовлетворение интересов таких детей. Их интересы достаточно шире интересов сверстников, и темпы усвоения знаний выше. Проблема обучения таких детей часто осложняется еще и тем, что они имеют своеобразный характер, что вызывает у воспитателей желание «поставить их на место», вместо того, чтобы помочь найти достойное применение его способностям. Чтобы решить проблему актуализации повышенных интересов дошкольников можно использовать художественно-творческие проекты для совместного выполнения родителями и детьми. Это поможет решать проблему индивидуализации обучения за счет более активного вовлечения семей воспитанников. Дошкольник сам выбирает интереный для него проект («Чудеса чародея цвета», «Удивительная бумага», «Народная игрушка», «Художник-
68
сказочник»), после этого педагог беседует с родителями и дает рекомендации по организации данной работы с ребенком дома.
Такие новые формы взаимодействия влияют на укрепление внутрисемейных связей, содействуют положительной настроенности педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Педагог, поддерживая постоянный контакт с семьей, узнает особенности своего воспитанника и учитывает их при работе, это ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Внедрение в практику дошкольной организации различных форм работы с семьей будет способствовать возникновению, формированию и развитию интереса ребенка к изобразительной деятельности. Такая педагогическая работа даст возможность направить динамику формирования изобразительного интереса детей дошкольного возраста от эмоциональной, ограниченной, этажной заинтересованности к интересу широкому, разностороннему. Постепенно углубленный, относительно устойчивый интерес дошкольников распространится и на другие сферы эстетической деятельности, творчество вообще.
Список литературы.
1. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. - Москва: Владос, 2006. - 271 с.
2. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т. С. Комарова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2010. - 192 с.
3. Лыкова, И. А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Справочное пособие / И. А. Лыкова. - Москва: Сфера, 2011. - 126 с.
4. Мухина, В. С. Психология дошкольника / В. С. Мухина. - Москва: Просвещение, 1995. - 237 с.
5. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. / С. В. Погодина. - М.: Академия, 2014. - 384 с.
6. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольных учреждений с семьей: Пособие для работы ДОУ / О. В. Солодянкина. - М.: Аркти, 2004. -78 с.
69
УДК [37.015.31:74] -053.4
THE INTERACT WITH THE FAMILY AS A CONDITION OF DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS INTEREST IN ARTISTIC ACTIVITIES
Plotnikova Ye. N.
Yevpatoria Institute of Social Sciences (Branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Yevpatoria, Republic of Crimea
E-mail: kmndo@)maiLm
Lately becoming more popular unconventional forms of interaction between preschools and families. They are based on the type of business games, television entertainment programs and aims to establish informal contacts with parents. The distinguishing feature of these forms is that the participants are not imposed on finished point of view, they are forced to think, to analyze, to seek their own solutions to problems. Communication in this case is based on the principles of dialogue, partnership, creative cooperation of teachers and families. As such forms are: clubs ("the Club of Amateurs of art", "Nature and artist"), mugs ("Master", "Skilled hands"), questions and answers ("Why do I need to be able to draw", "My favorite artist"), parties, creative gatherings ("Let's draw", "Please each other", "Talk about pictures"), a joint visits to museums and exhibitions, creative projects, etc.
A role in the formation of interest in the visual activities, the organization plays in preschool institutions groups of electives, clubs, studios, workshops), where the preschool children together with teachers and parents can engage in various artistic activities and manual labour. This will enable children who showed sustained interest in certain topics (e.g. nature), kind of graphic activities (e.g., modeling), artistic technique (e.g., monotype), etc., to satisfy the need for information and artistic practice.
Stimulus for the development of interest in the visual activities is the organization of exhibitions, which can be represented by the creative work of children, parents, caregivers, and other employees of preschools. This is an important means of encouraging some children and stimulate the activities of other, the formation of diverse interest in artistic activities at all. Children put in such conditions that they have a desire for great achievements, the desire to work together with adults.
One of the forms of collaboration of preschool establishment and family on forming of fine interest is the organization of children's collectibles. Together with the children to determine the content (reproduction, postcards, original photos, toys, labels, calendars, children's books) and the rules of collecting. Adults with preschoolers formulate the idea of collecting (what to collect, what are we going to collect), provide rules of storage and registration of collections, define the exhibition space (a box of cells, album, stand, ladder, etc.). Passionate about collecting parents can be invited into the preschool to discuss the
70
family collection. Viewing collections allows you to enhance the children's interest in fine art and fine art.
Special attention and care from adults require children with high visual abilities. Existing model educational programs, as a rule, not designed to meet the interests of these children. Their interests are sufficiently broader than those of their peers, and the pace of learning is higher. The problem of teaching such children often is complicated by the fact that they have a peculiar character, which is the teachers ' desire "to put them in their place", instead of help to find a worthy use of his abilities. To solve the problem of actualization of increased interest preschoolers, you can use artistic and creative projects for joint execution by parents and children. This will help to solve the problem of individualization of education through more active involvement of the families of the pupils. Preschooler chooses interesting project ("Miracles of the magician of colors", "Amazing paper", "folk toys", "Artist storyteller"), then the teacher talks to parents and makes recommendations for the organization of this work with their child at home.
Such new forms of interaction affect the intrafamilial relations, promote a positive attitude of teachers and parents to work together on parenting. The teacher, maintaining constant contact with the family, learns the features of his pupil, and accounts for them at work, this leads to the increase of efficiency of pedagogical process.
Keywords: interest in fine art, interaction, preschool children.
References
1. Kazakova T. Theory and methods of development of children's fine art / T.G. Kazakova. - Moscow: VLADOS, 2006. - 271 p.
2. Komarova T.S. Graphic activity in the kindergarten / T.S. Komarova. - Moscow: Mozaika-Sintez,
2010. - 192 p.
3. Lykov, I.A. Child development in the graphic activity. Handbook / I.A. Lykov. - Moscow: Sphere,
2011. - 126 p.
4. Mukhin, V.S. Psychology preschooler / V.S. Mukhina. - Moscow: Education, 1995. - 237 p.
5. Pogodin, S. Theory and methods of development of children's fine art / S.V. Pogodin. - Moscow: Academy, 2014. - 384 p.
6. Solodyankina, O.V. Cooperation of preschool institutions with the family / O.V. Solodyankina. -Moscow.: Arcti, 2004 -78 p.
71