Научная статья на тему 'Педагогическая технология формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности'

Педагогическая технология формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ART-PROJECT ACTIVITIES / THE LANGUAGE OF FINE ARTS / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PRESCHOOL CHILDREN'' ALACRITY FORMATION TO ART-PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тришина Галина Владимировна

Принцип интеграции образовательных областей в системе дошкольного образования ориентирует программное содержание дошкольных образовательных учреждений на организацию совместных видов деятельности детей и взрослых. К таким видам деятельности относится художественно-проектная деятельность, которая имеет творческую основу и лежит в основе многих инновационных педагогических технологий. Педагогическая технология формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства, предложенная автором статьи, направлена на формирование готовности ребенка к освоению программы начальной школы в области изобразительной деятельности, и способствует повышению эффективности художественного развития старшего дошкольника в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тришина Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN'' alacrity formation TO ART-PROJECT ACTIVITIES THROUGH FINE ARTS

The principle of integration of educational areas in the system of preschool education directs the content of preschool educational institutions on the organization of joint activities for children and adults. Such activities applies art and design work that has a creative basis and underpins many of the innovative pedagogical technologies. Pedagogical technology of formation of readiness of senior preschool age children for art and design activities through art, proposed by the author, aimed at the formation of readiness of the child to the development of primary education in the field of graphic activity, and enhances the effectiveness of the artistic development of the older preschoolers in general.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности»

УДК 373.292:75

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА К ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г.В. Тришина

Аннотация. Принцип интеграции образовательных областей в системе дошкольного образования ориентирует программное содержание дошкольных образовательных учреждений на организацию совместных видов деятельности детей и взрослых. К таким видам деятельности относится художественно -проектная деятельность, которая имеет творческую основу и лежит в основе многих инновационных педагогических технологий. Педагогическая технология формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства, предложенная автором статьи, направлена на формирование готовности ребенка к освоению программы начальной школы в области изобразительной деятельности, и способствует повышению эффективности художественного развития старшего дошкольника в целом.

Ключевые слова: художественно-проектная деятельность, язык изобразительного искусства, педагогическая технология, формирование готовности у старших дошкольников к участию в художественно-проектной деятельности.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SENIOR PRESCHOOL

CHILDREN' ALACRITY FORMATION TO ART-PROJECT

ACTIVITIES THROUGH FINE ARTS

G. Trishina

Abstract. The principle of integration of educational areas in the system of preschool education directs the content of preschool educational institutions on the organization of joint activities for children and adults. Such activities applies art and design work that has a creative basis and underpins many of the innovative pedagogical technologies. Pedagogical technology of formation of readiness of senior preschool age children for art and design activities through art, proposed by the author, aimed at the formation of readiness of the child to the development of primary education in the field of graphic activity, and enhances the effectiveness of the artistic development of the older preschoolers in general.

Keywords: art-project activities, the language of fine arts, pedagogical technology, preschool children' alacrity formation to art-project activities.

Современные реформы в обществе обусловили большую часть инновационных процессов в образовании. Смена образовательной парадигмы предполагает иное содержание, подходы, отношения между участниками педагогического процесса, при этом системность, качественность, гуманизм, доброжелательное взаимодействие и сотворчество являются базисом для достижения высокого уровня развития личности. В связи с этим приоритетным направлением является художественное развитие ребенка, оно открывает огромные возможности для реализации потенциала личности, так как предполагает образное восприятие мира, «правополушарный» тип мышления, способность к эмоциональной отзывчивости на явления искусства и действительности, способность выражать свое видение мира, свои мысли, чувства на невербальном языке искусства.

Дошкольное образование сегодня должно быть выстроено с учетом принципа интеграции

образовательных областей, которые обеспечивают формирование интегративных качеств личности ребенка и гармоничное вхождение личности в общество (Закон РФ «Об образовании в РФ») [6]. Достижение данных целей обусловлено уровнем развития духовно-нравственной культуры личности, базирующейся, на эстетических ценностях (Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, В.И. Волынкин и др.) [7]. Поэтому программы дошкольных образовательных учреждений, в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, ориентированы на организацию совместных видов деятельности детей и взрослых, способствующих развитию мышления, воображения и детского творчества, личностного и художественно-эстетического развития. Именно к таким видам деятельности мы относим и художественно-проектную деятельность.

Проектная деятельность является

инновационной образовательной технологией и средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей общества в образовательную систему. Начальной ступенью, закладывающей основы готовности к активному участию в проектной

деятельности ребенка, является этап дошкольного детства. Т.К. Смыковская, учитывая психовозрастные особенности дошкольников, понимает под проектом форму организации занятий, при которой, все участники включаются в деятельность по получению конкретной продукции за небольшой промежуток времени.

Подход: личностно-ориентированного взаимодействия

I. Целевой блок цель — формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства, как готовности ребенка к освоению программы начальной школы в области изобразительной деятельности задачи: - овладение основами языка изобразительного искусства (знания, умения, навыки в области языка изобразительного искусства) [4]; - развитие способности к художественному виденью; - развитие способности к самостоятельному изобразительному творчеству; - формирование готовности к активному участию в проектной деятельности художественно-изобразительного содержания

II. Процессуальный блок

Организационно-деятельностный компонент Содержательный компонент

Виды взаимодействия участников: педагоги - дети (на всех этапах проектной деятельности); педагоги - дети - родители (родители - чаще на этапе сбора информации и презентации проекта); педагоги - дети - социальные партнеры; (социальные партнеры - чаще на этапе сбора информации) 1. Когнитивный аспект - накопление знаний в области языка изобразительного искусства[4, с.78] и способов творческого преобразования данных, а также знаний о проектной деятельности (ее этапах и возможностях включения в художественно-проектную работу) 2. Практический аспект - формирование умений и навыков в области использования художественных материалов и технических приемов изображения и некоторых закономерностей изображения, а также активное включение в проектную деятельность. З.Чувственно-мотивационный аспект - развитие интереса к художественно-проектной деятельности, развитие способности эмоционально откликаться на явления искусства и действительности

Методы: творческий, поисковый, исследовательский Этапы художественно-проектной деятельности 1. Определение цели. 2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию и пр.). 3. Выполнение проекта - практическая часть. 4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов

III. Результативный блок

Продуктивный - высокий, креативный, плодотворный, высокорезультативный уровень. Ребенок обладает высоким уровнем сформированности знаний и умений в области использования художественных материалов и технических приемов изображения ими, знаний о некоторых закономерностях изображения в различных художественных системах (знания основных, составных цветов, контрастов для создания выразительной работы, доперспективных способов передачи пространства и др.); способов и приемов передачи собственных эмоций, впечатлений в изображении Частично-продуктивный — средний, конструктивный, базисный уровень. Ребенок обладает средне выраженным уровнем сформированности знаний и умений в области использования художественных материалов и технических, приемов изображения ими, знаний о некоторых закономерностях изображения в различных художественных системах (знания основных, составных цветов, контрастов для создания выразительной работы, доперспективных способов передачи пространства и др.) Репродуктивный - низкий уровень. Ребенок обладает низким уровнем сформированности знаний и умений в области использования художественных материалов и технических приемов изображения ими, знаний о некоторых закономерностях изображения в различных художественных системах (знания основных, составных цветов, контрастов для создания выразительно работы, доперспективных способов передачи пространства и др.); способов и приемов передачи собственных эмоций, впечатлений в изображении, допускает ошибки, ему часто требуется помощь педагога

Результат: высокий уровень сформированности готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства характеризуется готовностью ребенка старшего дошкольного возраста (7-8 лет) к активному участию в художественно-проектной деятельности и получению творческих продуктов художественно-изобразительной деятельности

Рисунок 1. - Технология формирования готовности старших дошкольников к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства

Творческая деятельность лежит в основе не только художественной, но и проектной деятельности. Творческая деятельность как единая основа художественной и проектной деятельности обусловила их совместное использование в образовательном процессе. В последнее время эти два понятия используются в тандеме как художественно-проектная деятельность (В.П. Фалько и др.), следовательно, речь может идти об интеграции художественной и проектной деятельности в формировании личности. Поскольку проектная деятельность с художественным содержанием решает задачи как художественно-эстетического образования, так и интеллектуального развития ребенка, задачи развития творческой продуктивной

инициативности ребенка (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса) [1], то формирование готовности к художественно-проектной деятельности

представляется нам особенно важным в дошкольном возрасте.

В настоящее время некоторые теоретические и практические аспекты проблемы готовности ребенка старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности отражены в педагогической науке, но вместе с тем, в целом, проблема требует дальнейшего изучения. Потребность практических работников в конкретных рекомендациях по организации эффективного образовательного процесса, направленного на художественное развитие личности ребёнка, обусловила поиск путей решения данной проблемы. Анализ существующих концепций и методических разработок, направленных на художественное

развитие детей старшего дошкольного возраста, передового педагогического опыта, а так же ретроспективный анализ собственной

педагогической деятельности привел нас к выводу о том, что эффективность процесса формирования готовности ребенка старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства будет зависеть от его правильной организации.

Предполагаем, что достижение более высокого уровня художественного развития личности дошкольника возможно в результате реализации педагогической технологии формирования готовности ребенка старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и

методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин) [3, с.14]. В рамках нашего исследования мы разработали педагогическую технологию, реализация которой способствует повышению эффективности процесса формирования готовности старшего дошкольника к художественно-проектной деятельности (см. рис.1). Применение разработанной нами педагогической технологии способствует повышению эффективности процесса

формирования готовности старшего дошкольника к художественно-проектной деятельности и дальнейшему освоению программы начальной школы в области изобразительной деятельности.

Литература:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2. Ильинская И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника / И.П. Ильинская // Начальная школа. -2009. - № 1. - С. 20-25.

3. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007. - 6-е изд. - 576 с.

4. Стариченко Н.Л. Изобразительная деятельность дошкольника и младшего

Сведения об авторе:

Тришина Галина Владимировна (г. Белгород, Россия), преподаватель Белгородского педагогического колледжа, аспирант кафедры педагогики НИУ «БелГУ», e-mail: [email protected]

Data about the author:

G. Trishina (Belgorod, Russia), teacher of Belgorod pedagogical College, post-graduate student of the Department of pedagogy, national research UNIVERSITY "BelGU", e-mail: [email protected]

школьника - ступени развития / Н.Л. Стариченко // Преемственность в воспитательном процессе ДОУ и начальной школы. - Белгород: БелГУ, 1999. - С. 75-83.

5. Torrance E.P. The Nature of Creativity as Manifest nits Testing / The Nature of Creativity // Sternberg R.J. (Ed). - Cambridge, 1988. - P. 32-75.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: Омега. - Л., 2014. - 134 с.

7. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Б.П. Юсов. - М., 1963. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.