УДК 373.292:75
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Г.В. Тришина
Аннотация. В статье представлен авторский вариант реализации процесса художественного развития старших дошкольников в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, заключающийся в формировании готовности личности к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства. Такой путь решения обозначенной проблемы будет эффективным при соблюдении ряда педагогических условий. Процесс формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности представлен как движение от целей формирования к результатам.
Ключевые слова: художественно-проектная деятельность, язык изобразительного искусства, педагогические условия, старшие дошкольники.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN' ALACRITY
FORMATION TO ART-PROJECT ACTIVITIES THROUGH FINE ARTS
G. Trishina
Abstract. The article presents the author's artistic embodiment of the senior preschool children in the framework of the Federal state standard of preschool education, which consists in the person's alacrity formation to the art-project activities through fine arts. This way of solving the identified problem would be effective under certain pedagogical conditions. Senior preschool children' alacrity formation process presented as a movement between the forming purposes and the results
Keywords: art-project activities, the language of fine arts, pedagogical conditions, preschool childrens.
Современное дошкольное образование должно базироваться на принципе интеграции образовательных областей, обеспечивающих формирование ингегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста и гармоничное вхождение личности в общество (Закон РФ «Об образовании в РФ»). Достижение этих целей обусловлено уровнем развития духовно-нравственной культуры личности, которая основана на эстетических ценностях (Б.Т. Лихачев, Б.П. Юсов, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, В.И. Волынкин и др.). Потому программы дошкольных образовательных учреждений, в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, ориентированы на организацию совместных видов деятельности детей и взрослых, способствующих развитию мышления, воображения и детского творчества, личностного и художественно-эстетического развития [1]. К таким видам деятельности мы относим и художественно-проектную деятельность.
Сегодня проектная деятельность детей является одной из ведущих как в дошкольном образовательном учреждении, так и в школе. Следовательно, начальной ступенью, закладывающей основы готовности к активному участию в проектной деятельности ребенка, является этап дошкольного детства. Т.К. Смыковская, учитывая психовозрастные
особенности дошкольников, понимает под проектом форму организации занятий, при которой все участники включаются в деятельность по получению конкретной продукции за небольшой промежуток времени.
Художественно-творческий характер
изобразительной и конструктивной деятельности развивает конструктивные способности детей дошкольного возраста, способствует творческому конструированию объективного мира (Л.А. Парамонова). Творческая деятельность лежит в основе не только художественной, но и проектной деятельности.
Творческая деятельность как единая основа художественной и проектной деятельности обусловила их совместное использование в образовательном процессе. В последнее время эти два понятия используются в тандеме как художественно-проектная деятельность (В.П. Фалько и др.), следовательно, речь может идти об интеграции художественной и проектной деятельности в формировании личности. Поскольку проектная деятельность с художественным содержанием решает задачи художественно-эстетического образования и интеллектуального развития ребенка, а также задачи развития творческой продуктивной его инициативности (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса), то формирование готовности к художественно-проектной деятельности представляется нам особенно важным в дошкольном возрасте.
В настоящее время проектная деятельность активно используется педагогами, работающими в разных направлениях и с детьми разных возрастных групп. Дошкольный период развития ребенка сензитивен художественной
изобразительной деятельности, формированию у него готовности к участию в художественно-проектной деятельности (Л.С. Выготский, Л.А. Парамонова, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса). Художественное развитие ребенка открывает дополнительные возможности для реализации его творческого потенциала. Оно предполагает образное восприятие мира, «правополушарный» тип мышления, способность к эмоциональной отзывчивости на явления искусства и действительности, возможность воспринимать и оценивать художественное произведение в единстве его содержания и формы, способность выражать свое видение мира, свои мысли, чувства на невербальном языке искусства (Б.Т. Лихачев, Б.П. Юсов, Н.Л. Стариченко и др.).
В работах педагогов, психологов отмечаются огромные потенциальные возможности развития детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Однако эти возможности в практической деятельности часто используются недостаточно (Л.С. Выготский, А.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, А.А. Мелик-Пашаев, Г.Г. Григорьева и др.). Исследовательский характер и игровые формы организации художественно-проектной
деятельности дошкольника позволяют осуществлять проекты с художественным содержанием в непосредственной
образовательной деятельности (НОД) и в свободное время, интегрировать различные виды художественной деятельности, задействовать широкий спектр социальных партнеров.
Формирование готовности к художественно -проектной деятельности у детей именно старшего дошкольного возраста (результат освоения дошкольной образовательной программы) мы понимаем, как готовность ребенка к освоению программы начальной школы в области изобразительной деятельности: развитую способность к художественному виденью, владение основами языка изобразительного искусства, способность к самостоятельному изобразительному творчеству; готовность к активному участию в проектной деятельности художественно-изобразительного содержания.
Также считаем необходимым обозначить, что в нашем исследовании под формированием мы понимаем процесс становления, приобретения совокупности устойчивых свойств и качеств (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.). Формировать -значит придавать форму чему-либо,
устойчивость, законченность, определенный тип [4, с.233].
В словаре С.И. Ожегова процесс - это ход, развитие какого-нибудь явления,
последовательная смена состояний и развития чего-нибудь. Поэтому процесс формирования готовности детей старшего дошкольного возраста мы представляем как движение от целей формирования к результатам (Л.В. Григорьева).
Некоторые теоретические и практические аспекты проблемы готовности ребенка старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности отражены в педагогической науке, но вместе с тем, в целом, проблема требует дальнейшего изучения. Отсутствие достаточного количества
теоретических и методических разработок в данной области и потребность практических работников в конкретных рекомендациях по организации эффективного образовательного процесса, направленного на художественное развитие личности ребёнка, обусловили поиск путей решения данной проблемы. Анализ существующих концепций и методических разработок, направленных на художественное развитие детей старшего дошкольного возраста, передового педагогического опыта,
ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности привел нас к выводу о том, что эффективность процесса формирования готовности ребенка старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами
изобразительного искусства будет зависеть от ряда педагогических условий. Для выявления и дальнейшего обоснования педагогических условий, способствующих эффективности формирования готовности ребенка старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности, необходимо уточнить данное понятие. В педагогике условия - это факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность
функционирования педагогической системы. Это то, что способствует успешному протеканию чего-либо; их понимают как педагогически комфортную среду, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, которые обеспечивают достижение профессионально-творческого уровня деятельности [2, с.17].
К наиболее оптимальным и необходимым педагогическим условиям формирования готовности ребенка старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства мы отнесли следующие условия:
1. Осознание педагогом сущности художественного развития личности ребенка дошкольного возраста в изобразительной деятельности как освоения языка изобразительного искусства. Развитие личности в определенной деятельности происходит при условии, что личность становится ее субъектом (А.Н. Леонтьев) [3], однако без освоения языка той или иной деятельности невозможно её постижение. Полноценное освоение дошкольником изобразительной деятельности возможно при условии осуществления комплексного, системного подхода к организации процесса освоения детьми дошкольного возраста основ языка изобразительного искусства (художественных материалов, технических приемов и техник изображения, некоторых закономерностей изображения в различных художественных системах и др.) на доступном для каждого возрастного этапа уровне (Н.Л. Стариченко).
2. Осуществление художественного развития личности старшего дошкольника в соответствии с возрастными нормами освоения языка изобразительного искусства и определением той основной проблемы, которую ребёнок в данный момент может и должен решать. В освоении языка изобразительного искусства ребенком дошкольного возраста приоритет отдается двум первым компонентам [5] - это художественные материалы и технические приемы изображения. Дети осваивают способы и приемы работы различными художественными материалами -графическими (цветные карандаши, восковые мелки и др.), живописными (гуашь, акварель), пластическими (пластилин, солёное тесто и др.); применяют их в традиционных и
нетрадиционных техниках изображения.
3. Реализацию технологии формирования готовности ребенка старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами изобразительного искусства, которая должна предполагать многовариантность использования компонентов языка изобразительного искусства, интеграцию видов деятельности, проектную деятельность. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и
методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин) [5, с.14].
Формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к художественно-проектной деятельности средствами
изобразительного искусства - это процесс творческого взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения, детей, их родителей, социальных партнеров (музеи, библиотеки и др.) по формированию готовности ребенка к освоению программы начальной школы в области изобразительной деятельности. Поэтому важно найти пути эффективного формирования готовности к художественно-проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Один из таких путей мы выработали в ходе нашего исследования и предложили условия, способствующие эффективности процесса готовности дошкольника к проектной деятельности. Таким образом, художественное развитие личности ребенка в детском дошкольном учреждении в современных образовательных условиях может осуществляться в процессе формирования его готовности к художественно-проектной деятельности.
педагогические повышению формирования художественно-
Литература:
1. Ильинская И.П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника / И.П. Ильинская // Начальная школа - 2009. -№ 1. - С. 20-25.
2. Качалова Л.П. Формирование готовности будущего учителя к реализации личностно-ориентированного образования: монография / Л.П. Качалова. - Шадринск: ШГПИ, 2007.
/ А.Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
4. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 6-е изд.; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007. - 576 с.
5. Стариченко Н.Л. Изобразительная деятельность дошкольника и младшего школьника - ступени развития / Н.Л. Стариченко // Преемственность в воспитательном процессе ДОУ и начальной школы. - Белгород: БелГУ, 1999. - С. 75-83.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность
Сведения об авторе:
Тришина Галина Владимировна (г. Белгород, Россия), преподаватель Белгородского педагогического колледжа, аспирант кафедры педагогики НИУ «БелГУ», e-mail: g.trishina@mail.ru
Data about the author:
G. Trishina (Belgorod, Russia), teacher of Belgorod pedagogical College, post-graduate student of the Department of pedagogy, national research University "BelGU", e-mail: g.trishina@mail.ru