УДК 373.211.24
Глазкова О.В. воспитатель МБДОУ «Детский сад №21» Россия, Приморский край, г. Уссурийск РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ НА МАТЕРИАЛЕ ГОРОДЦА Аннотация:
Статья посвящена вопросам работы с детьми старшего дошкольного возраста по направлению художественно-эстетическое развитие. Здесь рассматриваются такие понятия как изобразительные умения, декоративное рисование, Городецкая роспись и указаны рекомендации в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию художественно-изобразительных умений в декоративном рисовании.
Ключевые слова: художественно-изобразительные умения, Городец, декоративное рисование.
Glazkova O. V., teacher MBDOU "kindergarten №21" of Ussuriisk, Primorsky Krai THE DEVELOPMENT OF THE ARTISTIC SKILLS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE DECORATIVE PAINTING ON
MATERIAL OF GORODETS Abstract: The article is devoted to work with children of senior preschool age in the direction of artistic and aesthetic development. It deals with concepts such as visual skills, decorative painting, Gorodets painting and shows the main aspects in working with preschool children for the development of artistic skills in decorative painting.
Keywords: artistic skills, Gorodets, ornamental drawing. В дошкольном детстве значимое место занимает изобразительная деятельность. Она является одной из самых интересных для ребёнка. В изобразительной деятельности ребёнок передаёт то, что видит в окружающей жизни, что ему интересно, что вызывает положительное отношение. Эта деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной. Современные дети активно осваивают виртуальный мир, что влияет на снижение интереса к окружающему миру, в детском сознании стираются границы между хорошим и плохим, прекрасным и отвратительным. Несомненно, основы развития личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное и безнравственное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию.
Однако наблюдения за процессом рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют художественно-изобразительными умениями, поэтому зачастую остаются недовольны результатом своей работы и в дальнейшем отказываются рисовать вообще.
Анализ различных словарей показывает, что художественно-изобразительные умения - это опыт в изобразительной деятельности, приобретённый в результате регулярных упражнений.
Вопросы развития изобразительных умений отражены в работах Р.Г. Казаковой, Е.И. Ковальской, Ю.А. Полуянова, Н.М Сокольниковой. Такие педагоги как, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и др., раскрыли понятие изобразительных умений, выявили показатели, этапы и условия их развития.
Известный исследователь детского творчества и эстетического воспитания дошкольников, Е.А. Флёрина, говорила о том, что использование народной росписи является наиболее доступным видом искусства при развитии художественно-изобразительных умений детей в декоративном рисовании. Она одна из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, так как считала, что народное декоративное искусство близко и доступно дошкольнику для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.
Н.В.Шайдурова, современный педагог, исследователь детского творчества, в своих работах говорит о том, что в процессе декоративного рисования у детей развивается целый комплекс художественно-изобразительных умений. Это и умение пользоваться кисточкой и красками, и сила нажима и направления движения кисти, умение накладывать краски в одном направлении, размывать и смешивать краски для получения других цветов и оттенков цвета, добавлять белила. Так же развивается умение строить композицию, рисовать декоративный орнамент из различных элементов в различных геометрических фигурах. С помощью декоративного рисования проявляется художественно-творческая активность ребёнка в изо деятельности - это умение расписывать бумажный силуэт по собственному замыслу, но в соответствии с особенностями народного промысла.
Ещё в младшем дошкольном возрасте дети овладевают самыми простыми умениями в декоративном рисовании - украсим узором салфеточку, варежку, кукле платье, при этом используют простые приёмы («примакивания», «тычок» и т.п.). Затем осваивают простейшую композицию, составленную из чередования простых элементов (лепестков, точек, полосок).
В среднем дошкольном возрасте дети начинают осваивать элементы узора и используют их для составления несложной композиции. В этом возрасте в декоративном рисовании важно развивать у детей чувство формы.
Для этого необходимо обращать внимание дошкольников на характерные особенности каждой из форм и соответственное расположение элементов. Педагогу необходимо отмечать зависимость выразительности узора то соответствия композиции форме (узор на полосе, в круге, на треугольнике, в квадрате).
С детьми старшего дошкольного возраста идет дальнейшая работа по освоению декоративной художественной деятельности. Происходит более глубокое ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством, у детей формируется уважение к этому труду. Среди задач по освоению соответствующих изобразительных умений появляется задача обучения новым элементам узора (волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды). Дети осваивают характерные цветовые сочетания (колорит), элементы узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных изображениях предметов (кувшин, варежки, платье и т. д.).
В обучении декоративному рисованию широко используются произведения декоративного искусства, при их рассматривании внимание детей обращается на красоту, изящество, вкус, с которыми они выполнены. Детей учат выделять входящие в узор элементы и их расположение, сочетания цветов и особенности композиции. Это необходимо потому, что в основе обучения декоративному рисованию лежит знакомство с народными промыслами и народным декоративно - прикладным искусством.
Одним из видов декоративно-прикладного искусства является Городецкая роспись. Эта роспись особенна тем, что её элементы яркие, незамысловатые, они легки и доступны для рисования детям.
При работе в данном разделе изобразительной деятельности со старшими дошкольниками, взяв за основу искусство городецких мастеров, следует решать широкий комплекс задач:
1. Вызывать у детей интерес к городецкой росписи и желание узнать как можно больше об этом виде народного искусства, эмоциональный отклик - удивление, восхищение красотой и необычностью узора изделий, удобством в применении, эстетичностью оформления;.
2. Знакомить детей с истоками искусства городецких мастеров, краткой историей.
3. Вызывать желание учиться рисовать городецкие узоры. Знакомить с характерными элементами («купавка», «ромашка», «бутон», «розан», характерными листьями.). Познакомить с колоритом типичным для городецких узоров, композициями узоров.
4. Побуждать детей всматриваться в узоры, учить последовательности анализа: самые крупные элементы и их месторасположение в общей композиции; особенности того или иного элемента; выделение других элементов, их расположение, особенности; цвет; выразительные приемы «оживки» на изделии, где композиционный центр - самый главный цветок в узоре; как он выделен (относительной сложностью, величиной, цветом).
5. Развивать умение предварительно придумывать декоративный узор
(анализ исходной формы, на которой будет располагаться узор; определение общей композиции: где лучше разместить элементы - украшение; выбор элементов; определение цвета; определение последовательности общего изображения; последовательности изображения одного элемента).
6. Развивать обобщенные знания и умения в декоративном рисовании по данному виду росписи (городецкие узоры).
7. Развивать способность к творческому созданию образа на основе чувства формы, отбора и своеобразного комбинирования элементов, колорита, в своеобразной композиции. Развивать чувство формы, композиции и способности выполнять узор на любом силуэте.
8. Вызывать желание поделиться радостью, удачной работой с другими людьми, желание сделать подарок родным, близким людям, используя свои умения в декоративной деятельности по мотивам городецкой росписи.
Для реализации задач, направленных на развитие художественно -изобразительных умений в декоративном рисовании необходимы определённые педагогические условия. Одним из таких педагогических условий является познавательная работа путём обогащения содержания деятельности. Эта работа может проходить в виде экскурсий, дидактических игр, художественных и музыкальных произведений.
Следующим педагогическим условием выступает совместная деятельность педагога с детьми, в процессе которой предусматривается начальное ознакомление детей со способами изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, самостоятельное решение детьми изобразительной задачи. Следует обратить внимание на организацию восприятия детьми изображаемых предметов. Здесь важен в применении информационно-рецептивный метод, целесообразно использовать обследование предметов.
Третьим педагогическим условием является организация педагогом самостоятельной деятельности детей.
Проблема развития самостоятельности у детей широко рассматривается в современных педагогических трудах. Ей посвящено много исследований, ее изучают в самых различных аспектах. Источник самостоятельности - впечатления от восприятия окружающей действительности. Этот вид деятельности возникает по инициативе самого ребенка.
Г.Г.Григорьева говорит о следующей структуре самостоятельной художественной деятельности:
1. Возникновение художественных замыслов (постановка цели);
2. Реализация замысла;
3. Самоконтроль действий, стремление приблизиться к поставленной цели.
Самостоятельной деятельности детей во многом способствует создание среды: оборудование места работы, приобретение пособий,
материалов, удобное их размещение. Но, одним из главных условий в проявлении самостоятельности служит мотивация ребёнка. Замысел возникнет тогда, когда ребёнок будет заинтересован в результате. У него произошло накопление опыта, он научился рисовать элементы Городца, а что теперь с этим делать? Целесообразно не только организовать среду, а предлагать различные идеи для применения этого опыта. Например: «Давайте организуем выставку изделий, украшенных Городецкой росписью, и пригласим кого-нибудь (детей из другой группы, детского сада, родителей)» или «Давайте сделаем открытки в честь праздника (народного) и украсим её Городецкой росписью» и т.п.
Художественно-изобразительные умения сами по себе не возникнут. Это как раз тот вид деятельности, которому необходимо на начальных этапах учить, а потом, усложняя каждый раз задачи и опираясь на то, чему уже научились совершенствовать свой опыт, «добывать» мастерство. Необходима систематическая и целенаправленная работа в данном виде деятельности. Как в стародавние времена, старшие, опытные люди передают опыт тем, кто младше, кто не имеет опыта. Когда у детей накапливается опыт и возникает мотив, то они готовы творить, развиваться, видеть прекрасное в окружающем и окружать себя красивыми предметами. А это в свою очередь даёт им уверенность в себе, возможность реализовать свои желания.
Использованные источники:
1. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание./ А.В.Бакушинский.- М.: Новая Москва, 1925.-240 с.
2. Ветлугина, Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, В. А. Езикеева / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980. - 208 с.
3. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений./ Г.Г.Григорьева - М.: Просвещение, 1997. - 220 с.
4. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный./ Т.Ф.Ефремова. - М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с.
5. Игнатьев, Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению. / Е.И. Игнатьев. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.-346с.
6. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие /Т.Г.Казакова-М.: Гуманитар.изд. ВЛАД0С,2006. -255с.
7. Каракаш, Т.К., Мелик-Пашаев, А.А. В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, экспериментаторике и психологии искусства./сост. Т.К. Каракаш, А.А. Мелик-Пашаев, научный редактор А.А.Мелик-Пашаев/ - М: Искусство в школе, 2001.- 384с.
8. Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Т.С. Комарова. - М., Просвещение. 1983. - 158с..
9. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000
слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт рус. Языка им. В. В.Виноградова.- 4-е изд., допол.- М.: Азбуковник, 1999 -2000с.
10. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-Бада.- М.: Науч. Изд-во Большая Российская энциклопедия, 2002.- 528с.
11. Сакулина, Н.П., Комарова, Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Т.С.Комарова.- М.: Просвещение, 1979. -280 с.
12. Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством / О.А.Скоролупова.-М.:Скрипторий, 2003.- 128с.
13. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский.- М.: Высшая школа, 2004. — 512 с.
14. Супрун, Л.Я. Городецкая роспись / Л.Я.Супрун. - Культура и традиции, 2006.-147 с.
15. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н.Ушаков.- М.: Альта-Принт, 2005.-1216 с.
16. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / А.Е.Флерина. - М.: Учпедгиз, 1956. - 160с.
17. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста.Учеб.пособие / Н.В.Шайдурова. - М.:Т.Ц.СФЕРА,2008-160с.
УДК 336
Карабашева Ф.Ю. магистрант Румачик Н.А., к. э.н.
доцент
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Россия, г. Ставрополь ЭТИОЛОГИЯ И ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА Аннотация: В статье проведен историко-логический анализ развития налогового учета, который позволил сформировать этапы эволюции, проследить становление и развитие учетной системы в целях налогообложения, выявить причинно-следственную связь реформирования налоговой системы Российской Федерации и появления новых методов учета в налогообложении.
Ключевые слова: налоговый учет, бухгалтерский учет, историко-логический анализ, налогообложение
Karabascheva F. U., Magister Rumachik N.A., Cand.Ekon.Sciences, associate Professor Federal STATE Autonomous educational institution "North-Caucasian Federal University"
Russia, Stavropol