Научная статья на тему 'НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2236
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дельден А. Т.

В статье рассматривается развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. Развитие творческих способностей в дошкольной педагогике всегда рассматривалось как одна из актуальных тем. Во все времена нужны творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Актуальность данной работы состоит в том, что традиционная изобразительная деятельность не всегда приносит детям тот результат, который они задумали, в силу несформированности графических навыков у детей. Поэтому целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью инновационных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN

This article discusses the development of creative abilities in preschool children through non-traditional drawing techniques. The development of creative abilities in preschool pedagogy has always been one of the topical issues. At all times, we need creative personalities, as they determine the progress of mankind. Our time also requires unconventional thinking and acting people for the benefit of the development of the individual and society. The relevance of this work is that the traditional visual activity does not always bring children the result that they have conceived, one of the factors is the unformed graphic skills, so it is advisable to carry out special work on the formation of drawing skills with the help of innovative techniques.

Текст научной работы на тему «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МРНТИ 15.81.53

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А.Т. Дельден магистрант 1 курса специальности «Психология» Научный руководительХ.Т. Шерьязданова, д.пс.н., профессор

Казахский государственный женский педагогический университет, Алматы, Казахстан

email: [email protected]

В статье рассматривается развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. Развитие творческих способностей в дошкольной педагогике всегда рассматривалось как одна из актуальных тем. Во все времена нужны творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Актуальность данной работы состоит в том, что традиционная изобразительная деятельность не всегда приносит детям тот результат, который они задумали, в силу несформированности графических навыков у детей. Поэтому целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью инновационных методик.

Ключевые слова: творчество, дошкольный возраст, нетрадиционные техники рисования, творческие способности, традиционные техники рисования

Актуальность изучаемой проблемы находит отражение в Законе Республики Казахстан «Об образовании» в виде следующей задачи: «Развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности» [1, 2].

Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является сензитивным для развития формирования творческой личности. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

В настоящее время накоплен опыт многочисленных научных исследований в области изучения как общих способностей, так и художественно-творческих (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов, Я.А.Пономарев, Д.Б.Богоявленская, А.В.Петровский, А.Н.Леонтьев, Дж.Гилфорд), где отмечается, что развитие творческих способностей дошкольников становится одной из важных социально-педагогических проблем.

Многообразие и вариативность программ по художественно-изобразительной деятельности дошкольников (Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова, Н.А.Горяева, Т.Г.Казакова, И.А.Лыкова и др.) показывают существенные достижения в разработке программ по развитию творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности, а также взгляды казахских педагогов-просветителей А.Кунанбаева, Ы.Алтынсарина, М.Жумабаева, Ж.Аймаутова, А.Байтурсынова, Х.Досмухамедова.

В практике обучения детей в ДОУ используются в основном традиционные формы художественного образования. К традиционным техникам изобразительной деятельности дошкольников принято относить такой вид художественно-творческой деятельности, как рисование.

В ходе рисования традиционной техникой используют графические или простые карандаши, цветные восковые мелки, кисти и акварельные краски, гуашь, пастель. В лепке - это пластилин или скульптурная глина, вырезание фигурок из бумаги и наклеивание их (аппликация), создание различных конструкций, использование природных материалов: шишек, листьев, веточек, камней и др.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды традиционных техник, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Виды изодеятельности детей можно группировать:

• по технологии: рисование, аппликация, лепка, конструирование, плетение, вышивка и др.;

• по материалу: работа с бумагой, красками, тканью, деревом и др.

Одним из вариантов может стать классификация по видам художественной практики в искусстве, например, рисование (живопись, графика), скульптура, архитектурная деятельность (макетирование, моделирование, проектирование), декоративная деятельность (роспись, лепка, аппликация, плетение, вышивка, оригами). Все эти техники заложены в программы и госстандарт образования. Между тем в последние годы педагоги используют инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста (арт-терапия, песочная-терапия, сказкотерапия и др.) Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов, определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

Для того, чтобы рисование приносило детям радость и не приходилось им в тягость, следует знакомить их с нетрадиционными техниками рисования.Такие исследователи, как Никитина А.В. и Давыдова Г.Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов [3].

Нетрадиционные техники рисования - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным [4].

Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Интерес у детей появляется, когда все занятия проводятся комбинированными [4, 5, 6].

Опишем виды нетрадиционных техник рисования и их характеристики.

Пальцевая живопись: краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.

Печать листьев: используются различные листья разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью.

Тычок (жёсткой полусухой кистью): используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется по бумаге, в положении вертикально. Правило - кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование методом тычка»: для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон), опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать как по готовому контуру, так и внутри него, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.

Оттиск печатками из картофеля: из картофеля заранее заготавливаются печатки. Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая о край мисочки, наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка, а для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски.

Кляксография: надо капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить ее рукой, чтобы отпечаталась краска. Определить, на что похоже, дорисовать недостающие детали. Вариант 2: нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания.

Ниткография: техника рисования при помощи ниток. Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем положить их на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается.

Набрызг: рисование зубной щёткой. На зубную щётку набирается краска (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило -проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу, желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой). Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д.

Граттаж (гравюра): натирается свечой лист бумаги (лучше картон или плотная бумага). Затем весь лист закрашивается тушью с жидким мылом - создаётся фон в определённом цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок. Вариант 2. На плотной бумаге рисуются разноцветные мазки (или фон в 2-3 цвета). Затем рисунок натирается свечой и закрашивается тушью. Рисунок процарапывают стекой или острой палочкой. В этом случае рисунок получается цветной.

Раздувание краски: нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение, дорисовать недостающие детали.

Рисование мыльными пузырями: в стакан с водой добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу.

Известные психологи и педагоги Л.В.Выготский, А.А.Венгер, Е.И.Игнатьев, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А. Ветлугина и др. обращали внимание на то, что детское творчество - это своеобразная, самодеятельная сфера душевной жизни детей. Они подчеркивали, что у ребенка основой для возникновения творческих замыслов является окружающий мир, впечатления о природе, рукотворных предметах, жизни и деятельности людей. Ценности мира детства, проявляющиеся в творчестве, отличаются искренностью, правдивостью чувств, способностью яркого видения образа, легкостью «вхождения» в воображаемые ситуации, открытостью миру, свежестью его восприятия [7, 8, 9].

Известные казахстанские педагоги - просветители прошлого Абай Кунанбаев, Ыбрай Алтынсарин, Магжан Жумабаев и другие отмечали необходимость развития творческих способностей у подрастающего поколения. Так, Абай Кунанбаев указывал на то, что способности человека нуждаются в постоянном совершенствовании, и лишь благодаря специальным занятиям они становятся значительно выше по своему содержанию [10].

В настоящее время проблема развития детского изобразительного творчества нашла отражение в трудах зарубежных и отечественных педагогов Т.С.Комаровой, Т.Г.Казаковой, Г.Г.Григорьевой, С.В.Погодиной, Л.А.Парамоновой, Т.А.Левченко и других[11].

Джон Рескин считал, что родителям нет нужды утруждать себя, обучая ребенка рисованию, кроме как настаивать на бережливости и аккуратности в обращении с красками и бумагой, показывать ему, как лучше держать карандаш и линейку, и, если они обращают внимание на его работу, указывать, где линия слишком коротка, или слишком длинна, или слишком крива по сравнению с копией. Если ребенок проявляет талант к изобретению или группированию фигур, родители не должны ни проверять, ни хвалить его; они могут смеяться вместе с ним откровенно, или радоваться, видя его хорошо, или веселым, но они не должны хвалить его за ум, как не хвалили бы его за силу; они должны хвалить его только за то, что стоит ему самоотречения, а именно, внимания и тяжелой работы, иначе они заставят его работать ради тщеславия, и всегда плохо [12; 10].

Для определения уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, после наблюдения, мы провели ряд методик. Экспериментальные исследования проводились в ГККП «Ясли - сад» № 20 г. Алматы. В эксперименте участвовало 33 ребенка. Дети первой группы были отнесены к контрольной (16 человек), а дети второй группы (17 человек) к экспериментальной.

Для диагностики уровня сформированности у детей творческих способностей нами была применено несколько методик, предназначенных для развития творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.

• Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».

• Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор».

255

• Третье задание «Весёлые картинки» (рисование при помощи открыток).

• Четвёртое задание «Сказочная птица», а также наблюдение и беседа.

Уровень сформированности творческих способностей у детей 5-6 лет контрольной и экспериментальной групп мы замеряли через такие критерии, как:

• умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.

• умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения.

• умение подчинять движения соразмерно изображениям или их частям по величине.

• умение выделять цвет, мелкие детали, обобщать предметы по признаку формы, представлять будущий образ и способы его создания.

Результаты диагностики показывают, что творческие способности в контрольной группе:

-на высоком уровне у 12% детей; -на среднем уровне у 47% детей; -на низком уровне у 41% детей. в экспериментальной группе: -на высоком уровне у 12% детей; -на среднем уровне у 44% детей; -на низком уровне у 44% детей.

Необходимо отметить, что у детей экспериментальной и контрольной групп относительно одинаковый уровень сформированности творческих способностей. При этом большинство детей находятся на среднем и низком уровне сформированности, что убедительно доказывает необходимость разработки системы мероприятий по формированию творческих способностей.

Динамика развития уровня сформированности творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у детей в контрольной и экспериментальной групп (в процентном соотношении) представлены в диаграммах

Контрольная группа Экспериментальная

группа

■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий 29% 18% 53% ■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень 19% 31%% 50°%

уровень

Необходимо отметить, что при повторном диагностировании положительные изменения в уровне развития творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования детей наблюдаются в экспериментальной группе. В контрольной группе на высоком уровне 18% (3 ребенка), в экспериментальной 31% (5 детей). Значительно снизилось количество детей с низкого уровня развития изобразительного творчества в экспериментальной группе. Оно составило от общего количества детей лишь 19% (3 ребенка), тогда как в контрольной позитивные изменения произошли всего на 29% (5 детей).

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что у детей повысился уровень сформированности творческих способностей, чему способствовала проведенная нами экспериментальная работа с детьми, она позволила добиться хорошего уровня сформированности творческих способностей.

До эксперимента: дети не умели работать в коллективе, правильно держать кисть, не имели пространственного представления, чувства формы и цвета. После проведенных творческих заданий дети стали лучше разбираться в жанрах живописи, знать теплые и холодные оттенки цветов, получили первоначальное представление о нетрадиционных техниках рисования.

Проведение глубокого анализа системы работы по формированию творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы.

Для эффективного обучения детей педагогам и родителям необходимо знать некоторые

рекомендации, которые позволят им выстроить учебный процесс более интересно и насыщенно, а именно:

1. Создавать условия, обеспечивая детей различными дополнительными материалами.

2. Вместе с детьми осуществлять рисование нетрадиционными техниками рисования.

3. Влиять на мотивацию деятельности и поступков ребенка.

4. Привлекать детей к принятию решений, учитывать их мнения. Поощрять самостоятельность суждений, активность, учитывать личностные качества детей.

5. Стараться воздействовать на ребенка советом, просьбой, желанием к действию. Рассматривать ребенка как равноправного партнера, не навязывая ему своего мнения.

6. Применять для нетрадиционных техник рисования бытовые материалы, имеющиеся в каждом доме: кусочки ткани, коктейльные трубочки, фольгу, соль, различные крупы, зубные щетки, ватные палочки, картофель.

Благодаря применению на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования, у детей старшего дошкольного возраста постепенно повышается уровень и интерес к творческой деятельности.

Таким образом, изобразительная деятельность является важнейшим средством развития эмоционального, эстетического, нравственного, и творческого развития дошкольников.

Список литературы

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании»

2. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»

3.Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. - СПб.: Каро, 2014. - 96 с. + 16с. цв. вкл.

4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.

5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.

6. Швайго Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 144 с.

7. Сакулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.

8. Система эстетического воспитания в детском саду. Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1962.

9. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. - О.: ТИТУЛ, 1996.

10. Докладная записка Алтынсарина от 20 октября 1883 года, с. 65.Кунанбаев Абай. Избранное. - М.: Художественная литература, 1981.

11. Левченко Т.А., Жубандыкова А.М. Теория и методика развития изобразительного творчества дошкольников. Учебное пособие. Алматы: «Отан», 2015. - 182 с.

12. Ruskin, John. The Elements of Drawing. Dover publications , inc. New New York, 2012. 239p.

NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES

OF PRESCHOOL CHILDREN

A.T. Delden

1st year master student of the specialty "Psychology", Scientific adviser Kh. T. Sheryazdanova Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Kazakh State Women's Teacher Training University, Almaty, Kazakhstan, email: [email protected]

This article discusses the development of creative abilities in preschool children through non-traditional drawing techniques. The development of creative abilities in preschool pedagogy has always been one of the topical issues. At all times, we need creative personalities, as they determine the progress of mankind. Our time also requires unconventional thinking and acting people for the benefit of the development of the individual and society. The relevance of this work is that the traditional visual activity does not always bring children the result that they have conceived, one of the factors is the unformed graphic skills, so it is advisable to carry out special work on the formation of drawing skills with the help of innovative techniques.

Key words: creativity, preschool age, non-traditional painting techniques, creative abilities traditional painting techniques

МЕКТЕПКЕ ДЕЙ1НГ1 ЖАСТАГЫ БАЛАЛАРДЬЩ ШЫГАРМАШЫЛЫК; ЦАБШЕТТЕРШ ДАМЫТУДА СУРЕТ САЛУДЫЦ ДЭСТYРЛI ЕМЕС ТЕХНИКАСЫ

А. Т. Дельден «Психология» мамандыгыньщ 1- курс магистранты, Fылыми кенесшгаХ.Т. Шерьязданова, п.г.д., профессор, Казак мемлекеттiк кыздар педагогикалыц университет^ Алматы к., Казахстан

Б^л макалада мектепке дейiнгi жастагы балалардын шыгармашылык кабшеттерш дэстYрлi емес сурет салу техникасы аркылы дамыту карастырылады. Мектепке дешнп педагогикада шыгармашылык кабшеттерш дамыту эркашанда взектi такырыптардын бiрi болды. Барлык уакытга шыгармашылык т^лгалар кажет, вйткенi олар адамзаттын прогресiн аныктайды. Бiздiн уакытымыз сондай-ак жеке т^лга мен когамнын дамуы Yшiн стандартты ойлайтын жэне эрекет ететiн адамдарды талап етедi. Б^л ж^мыстын взектшп дэстYрлi бейнелеу кызметi балаларга ойлаган нэтиже экелмейдi, факторлардын бiрi графикалык дагдылардын калыптаспауы болып табылады, сондыктан инновациялык эдiстемелердiн квмегiмен сурет салу дагдыларын калыптастыру бойынша арнайы ж^мыс жYргiзу орынды.

ТYйiн свздер: шызармашылыц, мектепке дейгнгг жас, сурет салудыц дэстYрлi емес техникасы, шызармашылыц цабiлетi, сурет салудыц дэстYрлi техникасы

Поступила в редакцию 23.01.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.