Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КИСТЕВОЙ РОСПИСИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КИСТЕВОЙ РОСПИСИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / РОСПИСЬ / ХОХЛОМА / ВОСПИТАНИЕ / КРУЖОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багрова Д. В.

Статья раскрывает особенности художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Особенности организации обучения детей старшего дошкольного возраста элементам хохломской росписи. Описывает кружковую работу по обучению хохломской росписи для старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багрова Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BRUSH PAINTING SKILLS IN OLDER PRESCHOOLERS ON THE MATERIAL OF KHOKHLOMA PAINTING

The article reveals the features of artistic and creative activity of children of senior preschool age. Features of the organization of teaching senior preschool children elements of Khokhloma painting. Describes the circle work on teaching Khokhloma painting for older preschoolers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КИСТЕВОЙ РОСПИСИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ»

УДК 00 - 373.2

Багрова Д.В. студент

Научный руководитель: Газизова Ф.С., к.п.н.

доцент преподаватель кафедра теории и методики дошкольного и начального образования Елабужский институт

КФУ

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КИСТЕВОЙ РОСПИСИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ХОХЛОМСКОЙ

РОСПИСИ

Аннотация: Статья раскрывает особенности художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Особенности организации обучения детей старшего дошкольного возраста элементам хохломской росписи. Описывает кружковую работу по обучению хохломской росписи для старших дошкольников.

Ключевые слава: дошкольник, роспись, хохлома, воспитание, кружок.

Bagrova D. V. student

Scientific supervisor: Gazizova F.S., Ph.D.

associate professor teacher

department of theory and methodology ofpreschool and primary education

Elabuga Institute KFU

FORMATION OF BRUSH PAINTING SKILLS IN OLDER PRESCHOOLERS ON THE MATERIAL OF KHOKHLOMA PAINTING

Abstract: The article reveals the features of artistic and creative activity of children of senior preschool age. Features of the organization of teaching senior preschool children elements of Khokhloma painting. Describes the circle work on teaching Khokhloma painting for older preschoolers.

Keywords: preschooler, painting, Khokhloma, education, circle.

Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, и

развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира.

Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность. Декоративно -прикладное искусство является источником творческой деятельности.

Знакомство детей с декоративно прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, формы величины, положение элементов на плоскости предметов. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребёнка, прививается любовь к родному краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

В результате дети увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа. От этой работы дети получают большое эмоциональное удовлетворение, потому что детский рисунок приобретает нарядный праздничный вид и выглядит эстетически привлекательно. В итоге работа была организована, так что дети смогли свободнообщаться друг другом и с взрослыми. Высказывать своё мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями.

Хохломская роспись, русский народный художественный промысел который возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Знакомство детей с декоративно - прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, некоторые приёмы мастерови побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности, происходит более глубокое ознакомление с народным декоративным искусством, формируется уважение к труду народных умельцев-художников. Чем больше дети получают информацию о декоративно - прикладном искусстве о том какие бывают узоры хохломской росписи, как правильно нужно рисовать каждый элемент росписи, в каком цвете он исполняется, у детей формируется правильное представление о хохломской росписи в целом. Программа усваивается на разнообразном и интересном для детей содержании. Освоенные умения, новые знания и закрепление старого материала идут в тесном контакте с эстетическим развитием.

Важную роль в приобщении дошкольников к народному искусству играет кружковая работа. Именно в условиях работы кружка возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и

самостоятельности. Ценность кружковой работы состоит в том, что каждый ребёнок может в течение длительного времени испытывать свои задатки, способности, выражать их в конкретном деле, находить любимую работу. Известно, что дошкольники любят всё делать своими руками, этим они могут заниматься, посещая кружки.

Кружковая деятельность - важнейшее средство эстетического и нравственного воспитания детей. В кружковой деятельности ребенок само утверждается, пробует свои способности, она доставляет ему удовольствие.

Кружковая работа строиться так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Посещая кружки, дети превращаются в мастеров-художников. Решаются познавательные, обучающие и творческие задачи. Дети знакомятся с различными техниками рисования, народными костюмами нашего многонационального государства, головными уборами, элементами орнамента, бытом и культурой, народными промыслами России. Дети учатся рассматривать виды росписи, передавая всё это на листе бумаги в виде аппликаций, поделок, занимаются изготовлением различных фигур и т.д. В кружке «Умелые руки» решаются ознакомительные, обучающие и воспитательные задачи. Посещая кружок «Умелые ручки», дети знакомятся со свойствами бумаги, с приёмами её преобразования, приобретают умение работать в коллективе.

Все занятия кружка систематизированы по группам по определенным темам, связаны с игровой деятельностью, чтобы программные задачи закреплялись в разных видах деятельности, дополняя друг друга и совершенствуя навыки умения и знания детей;

Использован принцип доступности от простого к сложному.

Кружковая деятельность построена в форме индивидуальных и коллективных работ. Используя на занятиях разную технику, дети проявляют свои технические навыки и умения: изображение на мокром листе бумаги, наложение одной краски на другую, тонирование, кляксография.

Выполнение совместных работ в технике коллажа с использованием детских рисунков, аппликаций, ткани, соленого теста помогают воспитать в детях умение работать сообща, выслушивать мнения других, находить пути воплощения замысла. Меж профессиональное общение педагог осуществляет с музыкальным руководителем, воспитателем компьютерно -игрового класса, коллегами-воспитателями

Использованные источники:

1.Антонов, В.П. Альбом «Народные художественные промыслы России». -М.: -2005.-200с

2.Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву М.: Наука, - 2011.- 35с

З.Орлова Л.В. «Рабочая тетрадь по основам народного искусства -Хохломская роспись». М, Мозаика-синтез. -45с.

4.Емельянова, Т.И. Золотая Хохлома. Альбом. - М. Интербук-бизнес, 2009. - 300с.

б.Орлова, Л.В. Рабочая тетрадь «Хохломская роспись». - М.: Мозаика -Синтез, -2010. -50с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.