DOI: 10.18454/IRJ.2016.54.253 Исламова Г.И. ORCID: 0000-0001-7966-4392, Ассистент кафедры.
Государственный медицинский университет им. Сеченова, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ СЕМЕНОВСКОЙ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ «БЕРЕЗКА», ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ МАСТЕРАМИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
В статье рассмотрены особенности преподавания старинного, не практикующегося вида росписи березка совместно с мастерами производственного обучения города Семенова. Приведенный алгоритм освоения росписи опирается на традиционную Семеновскую хохломскую школу и может быть внедрен в практику дополнительного, среднего, высшего и послевузовского образования. Затронутые вопросы отсутствия учебно-методических пособий, учебников, отдельно по Семеновской и Семинской росписи должны сподвигнуть научное сообщество к исследованию данной стороны вопроса более детально.
Необходимость исследования обозначена и текущими проблемами экономического характера, приведший к закрытию фабрики в селе Семино и сложным положением в городе Семенов.
Наша работа, впервые в педагогической практике проводимая при непосредственном участии педагогов-мастеров академической школы Семеновской хохломской росписи должна способствовать сохранению культурного наследия в ее традиционном исполнении.
Ключевые слова: этнопедагогика, повышение уровня преподавания, учебное пособие, не практикующийся вид росписи, не изученность направлений промысла, этапы росписи, необходимость сохранения традиционных приемов обучения.
Islamova G.I.
ORCID: 0000-0001-7966-4392, Teaching Assistant. I.M. Sechenov First Moscow State Medical University TEACHING ALGORITHM OF COMPOSITIONAL CONSTRUCTION OF THE SEMENOV KHOKHLOMA PAINTING CALLED "BERIOZKA" ("BIRCH") REPRESENTED BY CRAFTSMEN OF ACADEMIC SCHOOL
Abstract
The article describes the peculiarities of teaching of an ancient type ofpainting which is not being practiced at the time by the trainers-craftsmen of Semenov city. This type of painting is called "beriozka" ("birch".) The algorithm of learning is based on the traditional Khokhloma painting practiced in Semenov city and can be integrated into the system of extracurricular, secondary, higher and postgraduate education. The article focuses on the lack of teaching aids, textbooks concerning Semenov and Semino painting. Hopefully, it will be an incentive for the scientific community to study this aspect of the question in more detail.
The necessity to conduct further research is closely related to current problems of an economic nature, which led to the closure of the factory in the village of Semino and to difficult situation in the city of Semenov.
For the first time in the teaching practice, work has been carried out with the direct participation of trainers-craftsmen of an academic school of Semenov Khokhloma painting which should contribute to the preservation of the cultural heritage in its traditional version.
Keywords: Ethnopedagogics, raising the level of teaching, study guide, out of practice form of painting, poor study of crafts directions, stages of painting, necessity to preserve traditional methods of training.
Народная художественная культура, опираясь на систему этнокультурного образования (дошкольное о бучение - школа - колледж - вуз), сохраняет свои позиции в учебном и воспитательном процессе работы с молодежью [1].
Развитие практики этнокультурного образования студентов в вузах России сопровождалось научными исследованиями. Первые диссертации по этнокультурному образованию были выполнены в рамках научной школы «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры» (основатель научной школы Т.И. Бакланова) и защищены в середине 1990-х - начале 2000-х гг. [3]
Огромный вклад в популяризацию и сохранение народных ремесел внесла практика приобщения молодого поколения к историческим традициям предков, которые в ряде случаев требуют корректировки академических мастеров.
В нашей статье мы фокусируем внимание на индикаторах качества преподавания хохломской росписи на занятиях со студентами, будущими педагогами художественного образования. [4]
В настоящем обучение хохломской росписи, вышедшее за рамки Семеновской школы хохломской росписи, стало доступным далеко за пределами Нижегородской области, и нес всегда отвечает принципам академической росписи.
Многолетние наблюдение результатов преподавания на Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства по профессии «Художник росписи по дереву», на фестивале народных художественных промыслов «Кладовая ремёсел» (г. Киров), на Всероссийском фестивале художественного творчества обучающихся «Я вхожу в мир искусств», в международном художественном конкурсе «Арт-момент» (г. Санкт-Петербург) и многих других выявили ряд несоответствий при преподавании Семеновской хохломской росписи.
Выявленные проблемы указывают на целесообразность повышения уровня подготовки преподавателей и качества образования соответственно.
Наши наблюдения в ряде Московских высших и средних учебных заведениях также выявили не корректное преподавание росписи. Не правильная трансляция приемов росписи, не умение разрабатывать композиции,
изготавливать главные инструменты, апеллировать профессиональными терминами и общая практика преподавания без учета направлений промысла позволили нам придти к такому выводу.
С нашим мнением согласны мастера производственного обучения академической школы хохломской росписи Колпащикова Е.В., Скворцова Н. Л, Дымова З.П., Балдина Е.М., Спирина О.А., Макарова О.В., Берникова М.С. имеющие богатый опыт подготовки специалистов для фабрики ЗАО «Хохломская роспись».
По мнению мастеров для совершенствования в этом направлении необходима систематизация опыта академических мастеров и совместная работа с ними, над созданием учебно-методических пособий с целью корректного преподавания в дальнейшем.
Мы исходим из того, что имея общую историю Семеновская и Семинская хохломская роспись, существенно различаются по технике исполнения, композиционному и цветовому решению и должны преподаваться раздельно.
В этой связи обучение должно осуществляться по принципу хохломских школ, осуществляющие подготовку специалистов каждый с учетом своей специализации.
По мнению мастеров, в результате отсутствия совместной научно-исследовательской работы со стороны ученых и академических мастеров, преподавание росписи сегодня дошло до такого уровня стилизации, что говорить о традиционном промысле не приходится.
Исследовательская работа в регионах способствовала бы сохранению росписей, направлений промысла, а наработанный экспедиционный материал лег бы в основу современной учебной и методической литературы, как гарант сохранения приемов росписи потомкам.
Кроме общих проблем, озабоченность мастеров вызывает и отсутствие практики преподавания старинных видов росписи, простота исполнения которых хорошо подходит для начальных этапов обучения.
В настоящем росписи дождевик, березка, под листок более сорока лет не практикуются на производстве, при этом практика их преподавания в системе среднего и дополнительного образования сохраняется на родине промысла в городе Семенов.
Регион остается единственный в стране, где мастера академической школы владеют старинными приемами росписи и передают их последователям.
За пределами Нижегородской области данные виды росписи не практикуются по причине отсутствия наглядных, учебно-методических материалов позволяющие понять принцип их выполнения.
Шансы получить, хорошие показатели научно-исследовательской работы сегодня вне города Семенова ничтожно малы, поскольку людей владеющих росписью в самом городе осталось не так много.
С целью привлечения внимания к проблеме сохранения народных промыслов, отсутствия корректного преподавания, мы впервые с мастерами академической школы раскрыли традиционную последовательность выполнения одного из старинных видов росписи березка.
Березкой в советское время принято было писать небольшие изделия утилитарного назначения - сахарницы, шкатулки, ложки. Легкая и простая в исполнении роспись позволяла быстро и не дорого украшать изделия.
Необычно мелкое написание травки, с чередующимися ресничками и травинками является отличительной особенностью ее выполнения.
В беседе с мастером Балдиной. Е.М. нам стало известно о проводимом в школе мастер классе Кребс Ольгой Петровной. Она была из числа тех, кто имел серьезный практический опыт в период их активной практики. Это было последнее живое общение, во многом сформировавшее принцип их выполнения.
Для росписи потребуется рабочая кисть, красная, зеленая, желтая и черная краска, скипидар для их разведения, палочки для размешивания, ветошь, стекло под палитру и два тычка. Капроновый тычок необходим для проставления главных и второстепенных элементов, ватный для их разживки.
Для изготовления тычка потребуется небольшой кусочек капрона от женской сорочки. Его рифленая текстура позволяет максимально передать динамику березовой зелени.
Главными элементами в росписи считаются гроздья тычков и листья, второстепенными парно или одинарно проставленные тычковые элементы.
При проставлении главных элементов, цветовое комбинирование тычка обязательно, при этом зеленый цвет должен преобладать над желтым и красным. Чтобы не нарушить целостное восприятие тычка, как отдельного элемента росписи, использование желтого цвета должно быть минимальным.
Березкой принято писать композицией по ведущей линии или веточкой.
Общие требования к росписи березка, такие же, как и к любым другим. Ведущие линии должны быть одинаковой длины и толщины, а сами элементы и разживка в них выглядеть аккуратно.
Представленная традиционная последовательность выполнения росписи опирается на традиционную Семеновскую школу.
Первым этапом росписи считается наведение поясков, в данном случае отведенное черным цветом, после чего художник приступает к наведению ведущих линий (рис. 1).
Рис. 1 - Наведение поясков и ведущей линии
Вторым этапом росписи считается проставление и написание главных и второстепенных элементов росписи (рис. 2).
Рис. 2 - Проставление и написание главных элементов
Третьим этапом художник пишет сначала травку, преимущественно в виде усиков, после чего следует разживка элементов росписи и отводка изделия.
Рис. 3 - Написание травки, разживка и отводка изделия
Травку в росписи принято писать мелко, на одинаковом расстоянии от ведущей линии. При соблюдении правил росписи визуально должно получиться три ведущие линии, при этом раздельное написание элементов обязательно.
Традиционные особенности выполнения росписи есть в каждом виде. Преподавателям важно знать их и учитывать при обучении студентов будущих педагогов, с целью дальнейшего корректного преподавания и использования в научных целях.
Цель высшего педагогического образования - подготовка специалиста нового типа, обладающего фундаментальными научными знаниями, профессиональными компетенциями, педагогическими умениями, исследовательскими навыками. В новых образовательных стандартах существенно поменялись акценты в построении образовательного процесса, форм, методов и средств обучения в высшей профессиональной школе. [2]
Вывод. Мы подробно рассмотрели эксклюзивную последовательность выполнения редкого в мировом масштабе вида хохломской росписи березка раскрытая мастерами академической Семеновской школы. Необходимость сохранения всех видов росписей будущему поколению преподавателей наша общая задача, решить которую позволит
Список литературы / References 1. Бакланова Т.И. Научная школа теории, истории и методики преподавания народной художественной культуры: основные направления исследований, перспективы развития // Наука, образование, бизнес: Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. - М.: Арт-Консалт, 2013. - С. 39-41
2. Буровкина Л.А., Шматко Т.В. Проблема художественного образования в условиях поликультурного образовательного пространства города Москвы // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно -прикладного искусства и дизайна / отв. Ред. М.С. Соколова, М.В. Слколов. Новосибирск, изд-во НГПУ, 2015. Вып. 13. С. 192-196.
3. Бакланова Т.И., Коршунова И.В. Этнокультурная деятельность учреждений культуры и образования в современной России. Статья // Международная научно-практическая конференция «Этнокультурное образование в современной России». - М.: МГПУ, Социальный институт. 2014. - С. 15-19.
4. Исламова Г.И. Учебно-методический алгоритм композиционного построения «травочного письма» хохломской росписи. Статья.//Международная научно-практическая конференция «Проблемы современной науки». 01.12.15.» -Уфа РФ: издательский центр АЭСТЕРНА. - С. 188.
5. Исламова Г.И. Художественное образование: дидактический модуль в процессе обучения молодых мастеров-педагогов. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета. Серия «Педагогика и психология» - 2016. - № 1. - С. 37
Список литературы на английском языке / References in English
1. Baklanova T.I. Nauchnaya shkola teorii, istorii i metodiki prepodavaniya narodnoy hudozhestvennoy kul'tury: osnovnye napravleniya issledovaniy, perspektivy razvitiya [Scientific School of Theory, History and Methods of Teaching of Folk Art Culture: Main Directions of Research, Development Prospects] // Nauka, obrazovaniye, biznes: Sbornik nauchnykh trudov po materialam nauchno-prakticehskoy konferentsii [Science, Education, Business: Collection of Scientific Papers Adapted From Research-to-Practice Conference]. - 2013. - M.: Art-Consult. - P. 39-41 [In Russian]
2. Burovkina L.A., Shmatko T.V. Problema khudozhestvennogo obrazovaniya v usloviyah polikulturnogo obrazovatelnogo prostranstva goroda Moskvy [Problem of Artistic Education in a Multicultural Educational Environment of Moscow] // Sovremennye tendentsii razvitiya izobrazitelnogo, dekorativno-prikladnogo isskustva i dizayna [Modern Trends in Development of Fine, Decorative and Applied Arts and Design] / Editted by M.S. Sokolova, M.V. Sokolov. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publishing House, 2015. - Is. 13. - P. 192-196. [In Russian]
3. Baklanova T.I., Korshunova I.V. Etnokulturnaya deyatelnost uchrezhdeniy kul'tury i obrazovaniya v sovremennoy Rossii. Stat'ya [Ethno-Cultural Activity of Cultural and Educational Establishments in Modern Russia. Article] // Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Etnokulturnoe obrazovaniye v sovremennoy Rossii» [International Research-to-Practice Conference "Ethnic and Cultural Education in Modern Russia."] - M.: Moscow City Pedagogical University, Social Institute. - 2014. - P. 15-19. [In Russian]
4. Islamova G.I. Uchebno-metodicheskiy algoritm kompositnogo postroeniya «travochnogo pis'ma» khokhlomskoy rospisi. Stat'ya. [Teaching Algorithm of Compositional Construction "travochnoe painting" in Khokhloma. Article] // Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsia «Problemy sovremennoy nauki» [International Research-to-Practice Conference "Problems of Modern Science."] - 2015. - Ufa RF: Publishing House AESTERNA. - p. 188. [In Russian]
5. Islamova G.I. Khudozhestvennoye obrazovaniye: didakticheskiy modul' v protsesse obucheniya molodykh masterov-pedagogov. [Artistic Education: Didactic Module in Training of Young Artists and Educators.] // Vesnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Seriya «Pedagogika I Psikhologiya» [Bulletin of the Moscow State University for Humanities. "Pedagogy and Psychology" Series] - 2016. - No.1. - p. 37 [In Russian]