Теория и методика профессионального образования
Г.И. Исламова
Художественное образование: дидактический модуль в процессе обучения молодых мастеров-педагогов технике «хохломская роспись»
В статье уточняется роль дидактики в процессе обучения молодых мастеров навыкам хохломской росписи. Представлены этапы дидактического модуля обучения хохломской росписи, следование которому поможет избежать поверхностного подхода к обучению традиционным видам росписи в колледжах и вузах.
Ключевые слова: дидактический модуль «хохломская роспись», производственное обучение, дидактика и художественное образование, воспитательный ресурс народных промыслов.
Многие специалисты поднимают вопрос о необходимости обращения к этнопедагогике, аккумулирующей приемы работы с учениками традиционных школ росписи. Одни понимают целесообразность сохранения наследия в любой форме, другие считают, что вторжение дизайна сметает все традиции. По нашему мнению, интерес к художественному творчеству никогда не иссякнет. Например, история развития отечественного дизайна показывает, что много лет подвергавшийся сомнению диалог традиционного искусства и дизайна состоялся. Хотя по многим позициям желательны ускорения организационных и научно-педагогических действий.
Мы согласны с педагогическими концепциями ученых, которые поддерживают российский многонациональный базис художественного образования в колледже, в гуманитарном и творческом вузе (Т.И. Бакланова, Л.Н. Романова, Н.М. Сокольникова, С.К. Ткалич, Г.И. Фазылзянова).
г
^ 2
ГС ГС
Ч а
Ф \0 С О
Многолетний опыт работы в мастерских хохломской росписи по- 45 зволяет нам сделать ряд выводов, которые помогают понять секреты художественно-воспитательной работы с учениками. Этот комплексный подход в работе мастера-педагога сегодня известен в педагогической практике как «формирование мотивации» к профессиональной дея- |« тельности.
С позиции обучения хохломской росписи это означает, что каждый ученик в перспективе сам будет мастером-педагогом и передаст новым поколениям мастеров-педагогов комплекс приемов, способов художественной обработки в технике «хохломская роспись».
С позиции педагогической науки важнейшим показателем профессионального обучения мастерству хохломской росписи является иерархический комплекс приемов, способов, обязательных для студента, будущего педагога. Как известно, дидактический модуль включает в себя четыре этапа: познавательный, репродуктивный, творчески-продуктивный, продуктивный.
Дидактический модуль производственного обучения. Период вовлечения новичка в художественный алгоритм деятельности мы называем этапом художественно-психологической адаптации. Постепенно каждый новичок должен усвоить определенные каноны: кистевой росписи, цветовой и растительной номенклатуры хохломской росписи, композиционных приемов расположения в границах заданного контура.
Последовательность освоения канонических приемов обязательна, иначе не состоится художник уникальной хохломской росписи. Благодаря веками сформировавшемуся подходу в обучении росписи, сейчас, как и сто лет назад, на первом курсе первые полгода преподают травный орнамент, со второго полугодия и до второго полугодия третьего курса - фоновое письмо, и на третьем курсе самый сложный из всех видов росписи - кудрину. В оставшееся время учащиеся под руководством мастера отрабатывают все виды росписи на изделиях самостоятельно. Итак, уточним: 1-й этап дидактического модуля - травный орнамент; 2-й этап дидактического модуля - фоновое письмо; 3-й этап дидактического модуля - сложная композиция «кудрина»; 4-й этап -самостоятельная роспись на изделии.
Непосредственно перед росписью учащийся обязательно разрабатывает композицию в карандаше на бумаге. Затем частично прорабатывает ее в цвете. Так называемая развертка делается в натуральную величину изделия, что помогает вовремя заметить ошибки как в композиционном построения, так и в цветовом решении.
Каждый этап росписи проходит под руководством мастера, без одобрения которого расписывать изделие не разрешается. И только согласовав все нюансы и исправив все замечания, можно приступить к самостоятельной росписи на изделии.
Q.-Ö- c^ о о CL CD o.\o
Как видим, традиционная школа хохломской росписи представляет собой нормативный художественный канон, который в профессиональной педагогической практике называется дидактическим модулем. Особенность в том, что периоды обучения имеют разный временной интервал.
Довольно сложно обучить всех учащихся одинаковой по скорости работе с кистью, чтобы расписывать ягоды или цветы. Может пройти несколько месяцев, прежде чем в руке появится легкость и уверенность, а в голове - понимание соотношения размеров элементов и чутье композиционного построения. При этом другому учащемуся достаточно нескольких недель, а третьему и вовсе - пару дней. Поэтому в процессе обучения мастер никогда не торопит и не задает регламент времени, давая учащемуся полную свободу творчества. Как сторонний наблюдатель, он вместе с учеником лишь обговаривает удачные и менее удачные моменты. Мастер может на изделии или на бумаге собственноручно показывать правильность написания элементов, а дальше уже в процессе работы учащийся их отрабатывает на своем рабочем месте.
Таким образом, дидактический модуль поможет избежать поверхностного подхода к обучению в колледжах и вузах. Прежде чем стать мастером-педагогом производственного обучения, необходимо освоить дидактический процесс передачи навыка кистевой росписи своим ученикам, от которых зависит сохранение традиций промысла «хохломская роспись». Традиционная школа изготовления художественных изделий в стиле хохломской росписи должна стать международной школой с патентом ЮНЕСКО.
Библиографический список
1. Бакланова Т.И. Проблемы этнохудожественного образования в содержании профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. 2015. № 1. С. 27-31.
2. Коновалова А.В. Художественно-графический компонент в обучении бакалавров: Учебное пособие. М., 2015.
3. Кулешова О.Д., Ткалич С.К. Тагильская роспись // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». 15 февраля - 31 марта 2014 г. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/512/4357 (дата обращения: 12.12.2015).
4. Ткалич С. К. Универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента: Автореф. ... дис. д-ра пед. наук. М., 2012.