Научная статья на тему 'Художественное образование: дидактический модуль в процессе обучения молодых мастеров-педагогов технике «Хохломская роспись»'

Художественное образование: дидактический модуль в процессе обучения молодых мастеров-педагогов технике «Хохломская роспись» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ "ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ" / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИДАКТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ / DIDACTIC MODULE KHOKHLOMA PAINTING TECHNIQUE / IN-COMPANY TRAINING / DIDACTICS AND ART EDUCATION / EDUCATIONAL POTENTIAL OF FOLK ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исламова Гузаль Илгизовна

В статье уточняется роль дидактики в процессе обучения молодых мастеров навыкам хохломской росписи. Представлены этапы дидактического модуля обучения хохломской росписи, следование которому поможет избежать поверхностного подхода к обучению традиционным видам росписи в колледжах и вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исламова Гузаль Илгизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art education: didactic module in the process of educationof young master-teachers of the “Khokhloma paiting” technique

The article states the role of didactics in the process of teaching young master-teachers of Khokhloma paiting technique. The author presents the stages of the didactic module of teaching Khokhloma teachnique, which help avoid superficial approach to traditional types of painting in colleges and universities.

Текст научной работы на тему «Художественное образование: дидактический модуль в процессе обучения молодых мастеров-педагогов технике «Хохломская роспись»»

Теория и методика профессионального образования

Г.И. Исламова

Художественное образование: дидактический модуль в процессе обучения молодых мастеров-педагогов технике «хохломская роспись»

В статье уточняется роль дидактики в процессе обучения молодых мастеров навыкам хохломской росписи. Представлены этапы дидактического модуля обучения хохломской росписи, следование которому поможет избежать поверхностного подхода к обучению традиционным видам росписи в колледжах и вузах.

Ключевые слова: дидактический модуль «хохломская роспись», производственное обучение, дидактика и художественное образование, воспитательный ресурс народных промыслов.

Многие специалисты поднимают вопрос о необходимости обращения к этнопедагогике, аккумулирующей приемы работы с учениками традиционных школ росписи. Одни понимают целесообразность сохранения наследия в любой форме, другие считают, что вторжение дизайна сметает все традиции. По нашему мнению, интерес к художественному творчеству никогда не иссякнет. Например, история развития отечественного дизайна показывает, что много лет подвергавшийся сомнению диалог традиционного искусства и дизайна состоялся. Хотя по многим позициям желательны ускорения организационных и научно-педагогических действий.

Мы согласны с педагогическими концепциями ученых, которые поддерживают российский многонациональный базис художественного образования в колледже, в гуманитарном и творческом вузе (Т.И. Бакланова, Л.Н. Романова, Н.М. Сокольникова, С.К. Ткалич, Г.И. Фазылзянова).

г

^ 2

ГС ГС

Ч а

Ф \0 С О

Многолетний опыт работы в мастерских хохломской росписи по- 45 зволяет нам сделать ряд выводов, которые помогают понять секреты художественно-воспитательной работы с учениками. Этот комплексный подход в работе мастера-педагога сегодня известен в педагогической практике как «формирование мотивации» к профессиональной дея- |« тельности.

С позиции обучения хохломской росписи это означает, что каждый ученик в перспективе сам будет мастером-педагогом и передаст новым поколениям мастеров-педагогов комплекс приемов, способов художественной обработки в технике «хохломская роспись».

С позиции педагогической науки важнейшим показателем профессионального обучения мастерству хохломской росписи является иерархический комплекс приемов, способов, обязательных для студента, будущего педагога. Как известно, дидактический модуль включает в себя четыре этапа: познавательный, репродуктивный, творчески-продуктивный, продуктивный.

Дидактический модуль производственного обучения. Период вовлечения новичка в художественный алгоритм деятельности мы называем этапом художественно-психологической адаптации. Постепенно каждый новичок должен усвоить определенные каноны: кистевой росписи, цветовой и растительной номенклатуры хохломской росписи, композиционных приемов расположения в границах заданного контура.

Последовательность освоения канонических приемов обязательна, иначе не состоится художник уникальной хохломской росписи. Благодаря веками сформировавшемуся подходу в обучении росписи, сейчас, как и сто лет назад, на первом курсе первые полгода преподают травный орнамент, со второго полугодия и до второго полугодия третьего курса - фоновое письмо, и на третьем курсе самый сложный из всех видов росписи - кудрину. В оставшееся время учащиеся под руководством мастера отрабатывают все виды росписи на изделиях самостоятельно. Итак, уточним: 1-й этап дидактического модуля - травный орнамент; 2-й этап дидактического модуля - фоновое письмо; 3-й этап дидактического модуля - сложная композиция «кудрина»; 4-й этап -самостоятельная роспись на изделии.

Непосредственно перед росписью учащийся обязательно разрабатывает композицию в карандаше на бумаге. Затем частично прорабатывает ее в цвете. Так называемая развертка делается в натуральную величину изделия, что помогает вовремя заметить ошибки как в композиционном построения, так и в цветовом решении.

Каждый этап росписи проходит под руководством мастера, без одобрения которого расписывать изделие не разрешается. И только согласовав все нюансы и исправив все замечания, можно приступить к самостоятельной росписи на изделии.

Q.-Ö- c^ о о CL CD o.\o

Как видим, традиционная школа хохломской росписи представляет собой нормативный художественный канон, который в профессиональной педагогической практике называется дидактическим модулем. Особенность в том, что периоды обучения имеют разный временной интервал.

Довольно сложно обучить всех учащихся одинаковой по скорости работе с кистью, чтобы расписывать ягоды или цветы. Может пройти несколько месяцев, прежде чем в руке появится легкость и уверенность, а в голове - понимание соотношения размеров элементов и чутье композиционного построения. При этом другому учащемуся достаточно нескольких недель, а третьему и вовсе - пару дней. Поэтому в процессе обучения мастер никогда не торопит и не задает регламент времени, давая учащемуся полную свободу творчества. Как сторонний наблюдатель, он вместе с учеником лишь обговаривает удачные и менее удачные моменты. Мастер может на изделии или на бумаге собственноручно показывать правильность написания элементов, а дальше уже в процессе работы учащийся их отрабатывает на своем рабочем месте.

Таким образом, дидактический модуль поможет избежать поверхностного подхода к обучению в колледжах и вузах. Прежде чем стать мастером-педагогом производственного обучения, необходимо освоить дидактический процесс передачи навыка кистевой росписи своим ученикам, от которых зависит сохранение традиций промысла «хохломская роспись». Традиционная школа изготовления художественных изделий в стиле хохломской росписи должна стать международной школой с патентом ЮНЕСКО.

Библиографический список

1. Бакланова Т.И. Проблемы этнохудожественного образования в содержании профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. 2015. № 1. С. 27-31.

2. Коновалова А.В. Художественно-графический компонент в обучении бакалавров: Учебное пособие. М., 2015.

3. Кулешова О.Д., Ткалич С.К. Тагильская роспись // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». 15 февраля - 31 марта 2014 г. URL: http://www.scienceforum.ru/2014/512/4357 (дата обращения: 12.12.2015).

4. Ткалич С. К. Универсальная модель профессиональной подготовки творческих кадров на основе национально-культурного компонента: Автореф. ... дис. д-ра пед. наук. М., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.