Научная статья на тему 'Влияние художественных особенностей нижнетагильской лаковой росписи на процесс обучения будущих художников традиционного прикладного искусства'

Влияние художественных особенностей нижнетагильской лаковой росписи на процесс обучения будущих художников традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
357
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ЛАКОВАЯ ЖИВОПИСЬ / NIZHNIY TAGIL VARNISH PAINTING / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АРТЕЛЬ / ART ARTEL / СЕКТОРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / SECTOR COMPOSITION / ТРАДИЦИОННЫЙ ОРНАМЕНТ / TRADITIONAL ORNAMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Голубева А. Н.

В статье рассматривается проблема начального периода обучения бакалавров технологическим особенностям маховой росписи, традиционной для Нижнего Тагила. Прослеживаются основные исторические этапы возникновения и развития этого вида народного искусства. Подчеркивается значение деятельности НИИ художественной промышленности и творчества А.В. Афанасьевой в деле возрождения нижнетагильской лаковой росписи во второй половине XX века. Раскрывается значение изучения музейных коллекций расписных нижнетагильских предметов быта для современной художественной практики. Дается сравнение обучения лаковой росписи в XX веке на производстве и в настоящее время в ВШНИ (институте). Особое внимание уделено описанию методического пособия, благодаря которому можно ускорить процесс обучения нижнетагильской лаковой росписи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ART FEATURES OF NIZHNY TAGIL VARNISH PAINTING ON THE PROCESS OF TRAINING FUTURE ARTISTS OF TRADITIONAL APPLIED ARTS

The study investigates a problem of an initial stage of training of bachelor students to technological features of stroke painting, which is known to be traditional in Nizhny Tagil. The author traces the basic historical stages of foundation and development of this kind of folk art in the region. The work defines a big value of the work of the Scientific Research Institute of Art Industry and Creativity of A.V. Afanaseva in the course of revival Nizhny Tagil varnish painting in the second half of 20th century. The research also defines the meaning of studying museum collections of painted articles in Nizhny Tagil for the modern arts. The author compares training to do varnish painting in the 20th century at manufacture plants and in Higher School of Folk Arts. Special attention is given to describing a methodical grant, thanks to which it is possible to accelerate training process of doing Nizhny Tagil varnish painting.

Текст научной работы на тему «Влияние художественных особенностей нижнетагильской лаковой росписи на процесс обучения будущих художников традиционного прикладного искусства»

УДК 378

Golubeva A.N., Head of Department of Decorative Craft, Higher School of Folk Arts (Institute) (St.-Petersburg, Russia),

Е-mail: [email protected]

INFLUENCE OF ART FEATURES OF NIZHNY TAGIL VARNISH PAINTING ON THE PROCESS OF TRAINING FUTURE ARTISTS OF TRADITIONAL APPLIED ARTS. The study investigates a problem of an initial stage of training of bachelor students to technological features of stroke painting, which is known to be traditional in Nizhny Tagil. The author traces the basic historical stages of foundation and development of this kind of folk art in the region. The work defines a big value of the work of the Scientific Research Institute of Art Industry and Creativity of A.V. Afanaseva in the course of revival Nizhny Tagil varnish painting in the second half of 20th century. The research also defines the meaning of studying museum collections of painted articles in Nizhny Tagil for the modern arts. The author compares training to do varnish painting in the 20th century at manufacture plants and in Higher School of Folk Arts. Special attention is given to describing a methodical grant, thanks to which it is possible to accelerate training process of doing Nizhny Tagil varnish painting.

Key words: Nizhniy Tagil varnish painting, art artel, sector composition, traditional ornament.

А.Н. Голубева, зав. каф. декоративной росписи, Федеральное бюджетное государственное образовательное

учреждение «Высшая школа народных искусств» (институт), г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НИЖНЕТАГИЛЬСКОЙ ЛАКОВОЙ РОСПИСИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье рассматривается проблема начального периода обучения бакалавров технологическим особенностям маховой росписи, традиционной для Нижнего Тагила. Прослеживаются основные исторические этапы возникновения и развития этого вида народного искусства. Подчеркивается значение деятельности НИИ художественной промышленности и творчества А.В. Афанасьевой в деле возрождения нижнетагильской лаковой росписи во второй половине XX века. Раскрывается значение изучения музейных коллекций расписных нижнетагильских предметов быта для современной художественной практики. Дается сравнение обучения лаковой росписи в XX веке на производстве и в настоящее время в ВШНИ (институте). Особое внимание уделено описанию методического пособия, благодаря которому можно ускорить процесс обучения нижнетагильской лаковой росписи.

Ключевые слова: нижнетагильская лаковая живопись, художественная артель, секторная композиция, традиционный орнамент.

Основой для появления нижнетагильской лаковой росписи в XVIII веке послужило качественное железоделательное производство горнозаводчиков Демидовых. Одновременно с развитием крупной промышленности в Нижнем Тагиле широкое развитие получили ремёсла, в том числе - изготовление расписных подносов [1]. Достигнутые в XVIII столетии успехи в художественной обработке металла обеспечили искусству промышленного Урала и, в том числе, нижнетагильской лаковой росписи расцвет в первой половине XIX века [2].

Сюжет на лакированном железе можно отнести к вершине достижения творчества нижнетагильских живописцев. Первая половина XIX века, когда стали появляться подносы с сюжетными сценами, большинством исследователей промысла признается временем расцвета этого самобытного искусства [3].

Изображения фруктов и цветов, особенно часто появлявшихся на подносах в конце XIX века, роднит подносы с народной уральской росписью по дереву и бересте. Исследователи промысла предполагают, что деревянные и берестяные изделия расписывались в тех же мастерских, где выпускались подносы [4].

Состояние живописных промыслов в Нижнем Тагиле и Не-вьянске в начале XX века соответствует общему положению в кустарной промышленности. В период империалистической войны все промыслы приходят в упадок. Но в 20-е годы, в период НЭП, в Нижнем Тагиле возобновили работу известные ранее производства Н. Перезолова, Л. Голованова, возникли новые -Е. Хрущевой, С. Боброва.

1926 - 1929 годы стали временем нового расцвета подносного дела. В этот период начали создаваться артели: «Красная заря», «Смычка», «Пролетарий», «Металлист», в которых вновь начинается изготовление расписных подносов и посуды. В основе техники письма лежал двухцветный мазок, наложением которого на подмалевок, выполненный пальцем, набирался цветок. Роспись была более простой, значительно отличающейся от изделий первой половины XIX века. Сложные орнаменты были заменены легкими растительными или геометрическими, часто просто используется линия, выполненная краской. Подносы покрывали не только черным фоном, но и цветным с применением «копчения». Художницы - а работали в основном женщины -применяли излюбленные композиции: букет, венок, веточку, иногда они помещали букет в вазон. Помимо цветов писали фрукты.

Характерными являются подносы, где преобладают вертикально ориентированные букеты с изображением крупных цветов и фантастических фруктов, вырастающих из декоративных вазонов. Гамма росписи глубокая, сочная или несколько приглушенная из красных, синих, зеленых и золотисто-желтых цветов. Зеркало подноса могло быть разделено на сектора.

Овальный поднос с букетом на черном фоне из краеведческого музея города Перми привлекает к себе внимание в первую очередь своей стилистической близостью к народным кистевым росписям. Роспись выполнена в один прием с использованием разбела основного цвета краски. Тем ни менее, при ближайшем рассмотрении, в скромном букете можно обнаружить несомненные художественные достоинства. Букет традиционно состоит из трех роз, но все они отличаются друг от друга по цвету, форме и размеру, сохраняя при этом тональное равновесие. Благодаря цветовому и тональному решению четко выражен композиционный центр. Свободно выполненные резные листья обрамляют букет и дают возможность мелким бутонам, цветочкам и кудрявым травинкам завершить композицию. Особенно ценен этот образец тем, что является, чуть ли не единственным сохранившимся до наших дней образцом цветочной маховой росписи на черном фоне.

Небольшой поднос гитаровидной формы из коллекции местного краеведа И.А. Орлова (в настоящее время собственность Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Москва) демонстрирует нам все основные художественные особенности нижнетагильской лаковой росписи начала XX века: незатейливая цветочная композиция, цветной фон и динамичный рукописный орнамент золотистого цвета по борту подноса. Другой похожий поднос из коллекции Нижнетагильского музея-заповедника с цветочным букетом на глубоком синем фоне имеет с обратной стороны клеймо «Артель «Пролетарий». Цветы и листья написаны в ограниченном колорите, но тонально они намного светлее фона и придают росписи нарядный характер.

Следующий образец - поднос прямоугольной формы крупного размера показывает колористические возможности росписи, которые могут быть достигнуты благодаря использованию цветного фона. На подносе из собрания Нижнетагильского музея - заповедника цветной фон обладает такими качествами, что становится значимым компонентом композиции росписи. Следует напомнить, что краски для росписи нижнетагильские мастера

готовили зачастую самостоятельно из подручных материалов, в том числе из отходов камнерезного производства. Это обуславливало выбор колеров (зеленый, синий, красно-коричневый), их красоту и звучность. Именно такие свойства есть у светлого зеленого фона рассматриваемого образца. Цветочный букет потерял бы большую часть своей красочности, не будь вокруг цветового пятна такой свежести. Но композиция росписи, не удивляя нас своей пышностью, все равно имеет определенные художественные особенности. В отличие от предыдущих образцов букет ориентирован вертикально на достаточно просторной плоскости подноса. Пластика веточек с крупными темными листьями несколько колючей формы безупречна. Между островками темной зелени мерцают небольшие яркие розаны и веточки с мелкими цветочками. Такое композиционное построение, в целом, напоминает уже не букет, а цветущий куст или даже дерево.

На черном овальном подносе с фигурным краем из коллекции этого же музея композиция росписи также расположена вертикально. Но расписные мотивы совсем иного характера. Из глубины подноса перед нами возникает изящный вазон синего цвета с «букетом», а вернее с деревцем, состоящим из веток с плодами и фруктами. Фантастическая композиция росписи выполнена виртуозно, неизвестный мастер смог донести сквозь время не только общечеловеческие представления о красоте жизни, но и в полной мере показать свой профессионализм.

Как отмечает В.А. Барадулин, основная группа мастеров продолжала сложившуюся в нижнетагильском промысле традицию живописного цветочного орнамента. Несмотря на то, что расписывали изделия в разных артелях и кустарных мастерских, в их украшении существует стилистическая целостность, что позволяет говорить о едином направлении в росписи нижнетагильских мастеров конца 20-х - начала 30-х годов.

В начале 30-х годов промысел потерял многих лучших мастеров, что привело к сокращению количества продукции и ухудшению качества. Тагильчане пытаются освоить приемы жостовских мастеров, но это заимствование привело к потере традиции самобытной росписи.

Восстановление художественных и технических приемов нижнетагильской росписи началось на Урале в 70-е годы XX века. Было построено новое здание подносного цеха, силами предприятия проведен ряд экспериментальных работ по возрождению приемов и композиций традиционного письма, возобновлены творческие семинары под руководством искусствоведов и художников института художественной промышленности.

Образцами росписи при восстановлении традиции в первую очередь послужили подносы начала XX. Нижнетагильская художница Агриппина Васильевна Афанасьева, начавшая трудовую деятельность в 1928 году и перенявшая приемы росписи у мастеров этого периода, сохранила их в своей памяти и смогла восстановить через длительный промежуток времени. В 1980-е годы Агриппина Васильевна обучила росписи многих молодых художников, которые, в свою очередь, начали преподавать в учебных учреждения высшего и профессионального образования Нижнего Тагила, а также в кружках и студиях дополнительного образования.

Подготовка художников нижнетагильской декоративной росписи велась в 1970-х годах на предприятии. Любой человек без специального образования мог устроиться учеником художника по росписи прямо в цех художественных подносов. Под присмотром опытного наставника учеником он мог оставаться не более двух месяцев. Весь первый месяц ученик осваивал технику двухцветного мазка, в последующий месяц учился выполнять норму, то есть успевать расписывать в течение рабочего дня 12-15 подносов диаметром 318 миллиметров. Далее он мог самостоятельно совершенствовать свою технику росписи. В редких случаях за счет собственных усилий художник мог заработать более высокий разряд. В основной массе такие художники, освоив несколько типовых композиций, долгие годы работали над выпуском рядовой продукции предприятия.

С развитием производства, увеличением объемов выпуска продукции предприятию потребовался ежегодный приток более квалифицированных специалистов. В СГПТУ № 49 был организован прием учащихся на базе среднего образования по подготовке художников декоративной росписи. В таких группах обучались недавние школьники, которые по истечении одного года обучения получали рабочий разряд по росписи и приходили работать в цех художественных подносов.

Благодаря государственной программе поддержки предприятий народных промыслов возникали различные возможности

творческого роста такие, как обучение в творческой группе, с последующим повышением разряда, проведение выездных семинаров, где обучение вели сотрудники НИИХП (г. Москва) и т.д. В 1984 году открылось отделение «Художественная роспись» в Уральском училище прикладного искусства, которое уже профессионально, в течение четырех лет обучало специалистов по декоративной росписи.

В декабре 2009 года в ВШНИ (институте) была создана кафедра декоративной росписи, на которой продолжают обучаться студенты, получившие среднее образование в Уральском училище прикладного искусства. В настоящее время у них есть возможность получить высшее образование в области нижнетагильской лаковой росписи и при желании продолжить его в аспирантуре. Но для тех, кто впервые начинает осваивать традиционную технику росписи, необходимо использовать в качестве образцов нижнетагильские подносы первой половины XX века. Они лаконичны, композиционно безупречны и, что немаловажно для начинающих художников, просты в исполнении.

С момента открытия кафедры декоративной росписи в 2009 году в ВШНИ (институте) высшее образование получали студенты, ранее обучавшиеся азам двухцветной маховой росписи в Нижнем Тагиле. В настоящее время, после вступления в силу нового закона об образовании и утверждения новых стандартов, на кафедре могут обучаться и обучаются студенты, имеющие разные уровни подготовки. Перед педагогическим коллективом кафедры возникли определенные сложности в обучении таких студентов одновременно. Выходом из положения является разработка программ обучения для студентов разного уровня подготовки, а также организация учебного процесса таким образом, чтобы студенты, пришедшие без подготовки, как можно скорее могли освоить азы будущей профессии.

Сравним схожие ситуации обучения в 1970-х годах на предприятии, когда обучаться приходили люди без подготовки, и начальный процесс освоения росписи на кафедре студентами без предварительного обучения в колледже. Ученик на предприятии обучался технике росписи один месяц, то есть 21 рабочий день (итого: 168 часов). По программе «Основы производственного мастерства» студенту бакалавриата на это же задание отводится 144 часа. Разница в часах небольшая, но освоение техники двухцветной маховой росписи растянуто на четыре месяца, так как на эту учебную дисциплину отводится 8 часов в неделю. В основной массе студенты с задачей справляются, но необходимы некоторые условия, при выполнении которых можно достичь более высоких результатов.

Вновь проведем аналогию с обучением на предприятии: за учеником был закреплен наставник, к которому он мог обращаться за консультацией или за помощью в течение рабочего дня. В интересах ученика было быстрое освоение техники росписи, так как каждый самостоятельно расписанный поднос ему отдельно оплачивали. В то же время, наставник успевал расписывать собственные подносы. Присутствие в цехе более 100 художников создавало творческую атмосферу. То есть, по сути, были созданы идеальные условия для получения знаний, умений и навыков по декоративной росписи.

Организация учебного процесса, разработка и создание учебно-методических пособий является основным фактором, который ускоряет процесс освоения студентом необходимой информации. Это возможно показать на примере учебного пособия «Основы производственного мастерства» (двухцветная маховая роспись) [5]. Иллюстративный ряд пособия включает в себя схемы, цветные фотографии и образцы росписи, выполненные студентами ВШНИ.

Первая схема позволяет увидеть весь процесс подготовки рабочего места. На верхних рисунках отображен принцип создания тональной палитры. Далее схематично показаны приемы обработки инструментов. Схемы сопровождаются фотографиями, на которых отображены моменты подготовки рабочего места, рассмотренные в тексте и схемах.

В пособии есть схемы выполнения простых и составных элементов росписи, схема и процесс выполнения форм росписи, включая тагильскую «розу». Завершается учебное пособие иллюстративным приложением, состоящим из цветных таблиц с упражнениями, необходимыми для освоения азов росписи.

Тренировочные упражнения разной степени сложности выполняются студентами бакалавриата в первом семестре по дисциплине «Основы производственного мастерства». В первую очередь они направлены на то, чтобы студент смог выполнить

итоговую работу - тональный мотив, затем цветочный мотив в цвете. Цветочный мотив является главной составляющей любой расписной композиции. На основе простейшего мотива создана роспись сувенирного подноса. Такой образец должен выполнить каждый студент бакалавриата после освоения азов двухцветной маховой росписи.

Не будь этих коротких лет в начале XX века, думается, что судьба нижнетагильской лаковой росписи была бы под вопросом. Именно в это время цветочная композиция становиться главным украшением нижнетагильского подноса. Развиваясь в исторических реалиях, традиция, основанная на народных ро-

списях, показала свою жизнестойкость и возможности дальнейшего роста в современном мире. Сохранившиеся образцы этого периода демонстрируют в первую очередь колористические возможности росписи, а также совершенную пластику построения цветочных букетов.

Образцы нижнетагильской цветочной росписи начала XX века явились незаменимыми наглядными пособиями при возрождении расписного букета на металле во второй половине XX века, и как показывает опыт, они продолжают оставаться таковыми для тех, кто начинает освоение мастерства росписи в настоящее время.

Библиографический список

1. Гилодо А.А. К вопросу о путях формирования нижнетагильской лаковой росписи по металлу в XVIII веке. Искусство лаковой миниатюры и декоративной росписи по металлу: сборник научных трудов НИИХП. Москва, 1990.

2. Павловский Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. Москва, «Искусство», 1975.

3. Барадулин В.А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. Свердловск, 1987.

4. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. Архитектурный декор и художественные промыслы. Москва: Издательство «Наука», 1981.

5. Голубева А.Н. Основы производственного мастерства (двухцветная маховая роспись): учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная роспись (нижнетагильская)». Под научной редакцией О.П. Рыбниковой. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014.

References

1. Gilodo A.A. K voprosu o putyah formirovaniya nizhnetagil'skoj lakovoj rospisi po metallu v XVIII veke. Iskusstvo lakovoj miniatyury i dekorativnoj rospisi po metallu: sbornik nauchnyh trudov NIIHP. Moskva, 1990.

2. Pavlovskij B.V. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo promyshlennogo Urala. Moskva, «Iskusstvo», 1975.

3. Baradulin V.A. Ural'skij buket. Narodnaya rospis'gornozavodskogo Urala. Sverdlovsk, 1987.

4. Rozhdestvenskaya S.B. Russkaya narodnaya hudozhestvennaya tradiciya vsovremennom obschestve. Arhitekturnyjdekorihudozhestvennye promysly. Moskva: Izdatel'stvo «Nauka», 1981.

5. Golubeva A.N. Osnovy proizvodstvennogo masterstva (dvuhcvetnaya mahovaya rospis'): uchebno-metodicheskoe posobie dlya bakalavrov, obuchayuschihsya po napravleniyu «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly», profil' «Hudozhestvennaya rospis' (nizhnetagil'skaya)». Pod nauchnoj redakciej O.P. Rybnikovoj. Sankt-Peterburg: VShNI, 2014.

Статья поступила в редакцию 29.09.16

УДК 378

Golubeva A.N., Head of Department of Decorative Craft, Higher School of Folk Arts (Institute) (St.-Petersburg, Russia),

Е-mail: [email protected]

SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL WORK OF RUSSIAN MUSEUMS AND VOCATIONAL TRAINING. In the article influence of scientific and educational activity of museums on qualitative characteristics of vocational training in the field of traditional art has been studied. Special attention of the research addresses scientific activity of I.N. Uhanova, a leading research assistant of the Hermitage, one of chief specialists in varnish art, a Doctor of Sciences in History. The main focus of the researcher is given to proceedings in varnish painting. Invaluable contributions of museum workers and regional specialists of the Ural region on preservation and transfer to young generation of local traditions are considered. The conclusion of the work is that a deep study of traditional kinds of folk art, which are possible thanks to work of museums' research assistants, lead to positive results in vocational training.

Key words: memorial estate, Russian varnishes, master of crafts, decorative painting, varnish painting workshop.

А.Н. Голубева, зав. каф. декоративной росписи, Федеральное бюджетное государственное образовательное

учреждение «Высшая школа народных искусств», г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ РОССИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В статье рассматривается влияние научно-просветительской деятельности музеев на качественные характеристики профессионального образования в области традиционного искусства. Особое внимание обращается на научную деятельность ведущего научного сотрудника Эрмитажа, одного из главных специалистов по вопросам лакового искусства, доктора исторических наук И.Н. Ухановой. Дана высокая оценка её научным трудам в этой области. Рассмотрены также неоценимые вклады музейных работников и краеведов Уральского региона по сохранению и передаче молодому поколению местных традиций. В статье делается вывод, что глубокое изучение традиционных видов народного искусства, которое возможно благодаря труду научных сотрудников музея, приводит к положительным результатам в профессиональном образовании.

Ключевые слова: музей-заповедник, русские лаки, мастера промысла, декоративная роспись, лаковый кабинет.

В коллекциях многих музеев России находятся расписные нижнетагильские подносы. В собраниях Эрмитажа, Русского музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства, Свердловского областного краеведческого музея, Нижнетагильского музея-заповедника есть экспонаты разных временных периодов. Некоторые из них представлены в постоянных экспозициях, другие были задействованы во временных выставках и описаны в каталогах. Собранные музеями коллекции нижнетагильской лаковой живописи позволяют познакомиться как с массовой продукцией промысла, так и с уникальными выставочными произведениями, изучить различные периоды его развития,

авторские манеры каждого работавшего в промысле художника.

И.Н. Уханова, ведущий научный сотрудник Эрмитажа, начала своё исследование нижнетагильских лаков небольшой информацией в книге, вышедшей в 1964 году, «Русские лаки в собрании Эрмитажа», которая содержала основные исторические сведения о нижнетагильском промысле и описание наиболее значимых памятников этого вида искусства [1]. В 1995 году она продолжила изучение нижнетагильской лаковой живописи более подробно вместе с другими видами этого искусства в книге «Лаковая живопись в России XVШ-XIX веков». И.Н. Уханова отметила роль эстампов в создании изображений на металле, особую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.