Елена Петровна Карабатова
ИЗУЧЕНИЕ НАРОДНЫХ РОСПИСЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Охарактеризованы существующие программы декоративно-прикладного искусства, использующие принципы освоения народных росписей, затронута проблема их учебно-методического оснащения.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, народные росписи, дополнительное образование.
The article analyses applied arts programs with folk murals basic mastery principles and studies the problem of their didactic provision.
Key words: applied arts, folk murals, and supplementary education.
Система дополнительного образования обеспечивает художественно-эстетическое воспитание и художественнотворческое развитие учащихся разного возраста. Сегодня обращение педагога к традициям народного искусства в художественном образовании не только необходимо, но и научно обосновано. Попытка создания учебно-методического обеспечения для занятий по освоению народных росписей является своевременной и социально значимой. В Центре детского творчества Орджо-никидзевского района (ЦДТОР) г. Магнитогорска Челябинской области в течение ряда лет разрабатывался, а теперь внедряется в практику учебно-методический комплекс по изучению народных росписей на кружковых или студийных занятиях декоративно-прикладным искусством (ДНИ).
В последние годы в системе дополнительного образования повышается интерес к изучению народного искусства. В наши дни методика его освоения выходит на новый уровень педагогических технологий. Одной из сторон этнохудожественного образования является изучение народных росписей. Они не могут не нравиться, никого не оставляют равнодушным. Это яркое наследие, оставленное нам предыдущими поколениями, которое давно привлекало к себе внимание и стало полноправной частью эстетического воспитания личности. Народным росписям уделяется много вни-
мания в большинстве программ декоративно-прикладного искусства.
Однако зачастую такие программы не обладают методическим фондом. Педагоги выходят из положения по-разному: кто-то использует методический материал других программ; кто-то - только наглядные материалы, предназначенные для фронтального воздействия (таблицы, карты, репродукции, слайды и пр.), кто-то (если позволяют способности) изучает промыслы и изготавливает декоративно-прикладные изделия и оснащение своими руками. Существуют рабочие и творческие тетради для детей 6-10 лет (к программе «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства» под ред. Т. Я. Шпикаловой [1]), проблемные карточки-задания для студентов (программа М. С. Соколовой «Художественная роспись по дереву: Технология народно-художественных промыслов» [2]), однако ощущается острая нехватка методических разработок, которые были бы составлены для занятий декоративно-прикладным искусством с подростками 10-13 лет.
В ЦДТОР методическая работа организована в тесном сотрудничестве преподавателей Магнитогорского государственного университета и педагогов-практиков. Такое взаимообогащение позволяет не только апробировать методику экспериментальной работы с детьми и подростками, но и вывести образовательно-воспитательный про-
91
цесс на более высокий научно обоснованный уровень.
Итоговым результатом такого взаимодействия в области дополнительного художественного образования подростков, методическим продуктом является апробированная педагогическая технология использования рабочих тетрадей по изучению народных кистевых росписей (хохломской, городецкой, урало-сибирской) на занятиях с воспитанниками 10-13 лет.
Народная культура - это история страны, ее настоящее и будущее. Народная роспись - особая форма украшения бытовых предметов, интерьера, тесно связанная с другими формами декорирования: резьбой, вышивкой и т. д. В современном образовательном процессе с детьми и подростками традиционно изучаются следующие виды народных росписей: гжельская, жостовская, хохломская, полхов-майданская, городецкая, урало-сибирская, мезенская, пер-могорская, палехская, ракульская, борецкая и др. В зависимости от основной цели программы по изобразительному и декоративноприкладному искусству изучение происходит по-разному.
Наибольшее внимание народным росписям уделяется в программе с углубленным изучением предметов художественноэстетического цикла «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративноприкладного искусства [1]. Она предполагает развитие эстетических знаний, художественно-графических умений и творческого опыта в связи с изучением главных отличительных признаков произведений народного искусства и с решением художественнотворческих задач на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариация, импровизация).
М. С. Соколова строит свою систему обучения народным росписям на исследовательском методе, предполагающем самый высокий уровень развития воспитанника. Данный метод является основным
видом проблемного обучения. К нему разработаны карточки-задания по городецкой, хохломской и урало-сибирской росписям, отвечающие требованиям, предъявляемым к проблемной ситуации:
1) решение проблемной ситуации ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность обучаемого;
2) проблема соответствует учебной информации, которую получает обучаемый, а также той информации, которой он уже владеет;
3) проблемная ситуация создает трудности, но в тоже время она посильна;
4) основу проблемной ситуации составляет противоречие информации;
5) проблемная ситуация в процессе ее реализации порождает потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с нею;
6) формулировка проблемной ситуации максимально ясна и не имеет непонятных для обучаемого слов и выражений;
7) проблемная ситуация базируется на основных дидактических принципах обучения и потому не является легкой;
8) проблемная ситуация вызывает любознательность обучаемого и стремление к выполнению работ такого типа [2, с. 132].
Создание педагогических условий для изучения народных кистевых росписей заложено в принципах освоения народного искусства: повторе, вариации, импровизации.
1. Повтор. Задача простая, направленная на повтор главных отличительных элементов орнаментов, характерных для определенной школы народного мастерства. Это не механическое повторение, а установка на творческое, эстетическое восприятие.
2. Вариации. Задача усложненного типа, направленная на повтор главных элементов определенной школы народного мастерства с вариациями. Рисование кистью главных элементов предполагает варианты
их декоративной трактовки, привлечение разнообразных композиционных схем, включение новых элементов.
3. Импровизация. Наиболее сложная задача, направленная на импровизацию по мотивам народного орнамента и эстетического восприятия природы с целью создания нового образа. Ритм, цвет, мотивы такого орнамента разнообразны [4, с. 6].
Одним из примеров новых образовательных технологий преподавания народного искусства может быть учебнометодическое пособие, разработанное в ЦДТОР г. Магнитогорска. Содержание пособия отражает идею единства истоков отечественной художественной культуры, традиционности методических подходов к освоению росписей. Таблицы данного пособия содержат элементы росписи, вариации и импровизации по мотивам народных росписей, полные изящества, простоты, лаконичной выразительности силуэта и линии.
Учебно-методическое пособие построено на следующих принципах:
- преемственность ценностных ориентиров, содержания образования, образовательной технологии преподавания курса «Народные росписи по дереву» для подростков;
- включение регионального компонента;
- усиление эмоционально-образно-го компонента преподавания курса;
- активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся, потребности в реализации творческих способностей;
- рост профессионального мастерства, творческой активности воспитанников.
Пособие содержит пояснительную записку, в которой освещены вопросы истории развития народных росписей по дереву - городецкой, хохломской, урало-сибирской, -анализ основных мотивов и композиционных схем, технологии выполнения росписей. Отдельная глава посвящена методике
использования рабочих тетрадей на занятиях с подростками. Центральное место в учебно-методическом комплексе занимают рабочие тетради по освоению народных росписей.
Цель использования рабочих тетрадей -создание эффективных условий изучения народных кистевых росписей на занятиях с подростками 11-15 лет.
Каждая рабочая тетрадь имеет свою систему построения, но все они отвечают следующим принципам:
1. Подача материала идет от простого к сложному;
2. Используются элементы проблемного характера, что создает возможности для творческой самореализации;
3. Задания строятся по схеме, предложенной Т. Я. Шпикаловой (каждая задача обозначена значком, который поставлен в скобках):
- повтор (А) - самая простая задача;
- вариация (□) - задача усложненного типа;
- импровизация (О) - наиболее сложная задача.
Такие тетради содержат различные творческие задания, которые помогают расширить и закрепить знания обучающихся по основным разделам, - характерные элементы (трава, листья, цветы, птицы, животные, цветовые варианты, композиционные схемы). Работа с тетрадями направлена на развитие художественного чутья, фантазии, воображения, помогает приобрести начала искусствоведческого анализа, умение работать с разными художественными материалами. Рабочая тетрадь рекомендована к использованию на занятиях в системе дополнительного образования, так как предполагает более глубокий уровень освоения навыков свободной кистевой росписи. Тетради полезны и тем, кто занимался и занимается изучением народных росписей (они дают возможность что-то вспомнить, посмотреть на знакомые приемы и мотивы с новой
точки зрения) и тем, кто только собирается их осваивать.
Использование рабочих тетрадей не исключает выполнения работ в материале. Пособие используется лишь как тренажер для освоения элементов и композиционных схем, отработки умений кистевой росписи. После того как эскиз композиции утвержден, подросткам предоставляется возможность выполнить творческую работу в материале. Простейшие изделия используются в качестве сувениров, а более серьезные принимают участие в городских и областных выставках детского художественного творчества.
Особую ценность для практики художественного образования представляют «решебники» к рабочим тетрадям, которые не только демонстрируют примеры выполнения задания подросткам, но и являются эталоном для оценки достигнутых результатов. Представленный учебно-методический комплекс имеет широкое практическое применение. Макеты рабочих тетрадей мо-
гут быть использованы педагогами ДНИ для самостоятельной разработки подобных пособий.
Учебно-методический комплекс является логически завершенным пособием. Его содержание, анализ теоретической литературы, форма обобщения практического опыта подтверждают методическую грамотность педагога, его умение разрабатывать практические рекомендации по его использованию. Результаты апробации на практических занятиях с подростками, доклады на городских научно-методических семинарах и конференциях педагогов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, участие в конкурсе методических разработок подтверждают, что такое пособие необходимо педагогам дополнительного образования, так как позволяет организовать образовательно-воспитательный процесс на высоком технологическом уровне.
1. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 2 класс: метод. рекомендации / сост. Т. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская и др. - М.: Мозаика-синтез, 1997.
2. Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народно-художественных промыслов: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. С. Соколова. - М.: Владос, 2002.
3. Традиции развития художественных росписей в современном декоративном искусстве России: материалы гор. науч.-практ. конф. / под ред. Т. В. Саляевой. - Магнитогорск: МаГУ, 2001.
4. Шпикалова, Т. Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие / Т. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская и др. - М.: Владос, 2000.
5. Шпикалова, Т. Я. Методическое обеспечение образовательных технологий преподавания народного и изобразительного искусства на основе концепции, в которой учитель выступает носителем духовной сути народной художественной культуры / Т. Я. Шпикалова // Народное искусство: прошлое и современность: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Ч. I. - Смоленск: СГПУ, 2002.
94