SCIENCE TIME
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФАБРИКИ «ЛИПЕЦКИЕ УЗОРЫ»
Есикова Юлия Викторовна, Макаренко Елена Владимировна, Барбашина Елена Васильевна, МБОУ СОШ№ 61 им. М.И. Неделина, г. Липецк
E-mail: [email protected]
Аннотация. Изучение данной темы дает возможность более глубоко раскрыть историю развития фабрики «Липецкие узоры». Актуальность выбранной проблематики объясняется тем, что изучение истории становления и развития фабрики «Липецкие узоры» имеет определенное практическое значение для возможности изучения перспектив развития «бренда Липецкие узоры» в условиях создания особых экономических зон Липецкой области. Исследуемый период охватывает временной интервал с 1971 г. до современного этапа развития фабрики. На основе имеющихся публикаций, выявленных в архивах документах, материалах проанализирован и обобщен процесс становления и развития фабрики «Липецкие узоры» в контексте общей социально-экономической истории региона 1960-2000-х гг., при этом отражены место и роль творчества мастеров хохломской росписи в создании изделий, имеющих высокую художественную ценность. Проанализировано современное состояние предприятия, рассмотрены возможности реализации продукции фабрики в России и за рубежом, наиболее значимые выставки и заказы предприятия.
Ключевые слова: Фабрика «Липецкие узоры», хохломская роспись, художественный промысел, двойная лачка, роспись по текстуре
Более 40 лет прошло с момента открытия фабрики «Липецкие узоры». Производство товаров народно-декоративного искусства, хотя и не является первостепенной отраслью промышленной структуры г. Липецка, но играет важную роль в ее социально-экономическом развитии. От степени их совершенства, зависит не, сколько бытовая сторона жизнедеятельности липчан, сколько развитие их художественного вкуса.
За время существования фабрики был накоплен значительный опыт организации производства художественных изделий хохломской росписи. В
наши дни продукция фабрики остается не менее популярной на отечественном рынке, как и в начальный период становления фабрики. Экономические и социальные перемены, происходящие в России в последнее время, способствовали формированию выгодного рынка для реализации продукции отечественных художественных промыслов, таких как Елецкие кружева, романовская игрушка и деревянных изделий с хохломской росписью фабрики «Липецкие узоры». Как свидетельствуют факты, за последние время отечественные и зарубежные предприниматели проявляют значительный интерес к данной продукции и руководство фабрики регулярно получает крупные заказы на выпуск художественных изделий фабрики. Они используются в качестве сувенирной продукции, либо в качестве популяризации фирменной продукции той или иной марки товаров. Актуальность выбранной проблематики объясняется тем, что изучение истории становления и развития фабрики «Липецкие узоры» имеет определенное практическое значение для возможности изучения перспектив развития «бренда Липецкие узоры» в условиях создания особых экономических зон Липецкой области.
Исследование охватывает период с 1971 г. до современного этапа развития фабрики. Данные хронологические рамки позволили в комплексе проанализировать и обобщить основные предпосылки зарождения художественного промысла в городе Липецка, проследить этапы его развития в контексте общего развития липецкой промышленности.
Необходимость разработки данной темы была обусловлена также тем, что она не получила должного освещения в краеведческой литературе. К настоящему времени создана немногочисленная, но весьма емкая по содержанию литература. Как правило, это краткие сообщения в краеведческих сборниках и публикации в периодических изданиях, освещающие наиболее яркие вехи в истории становления и развития фабрики.
В развитии историографии темы можно выделить несколько этапов: первый этап - начало 1970-х гг., второй - 1980 - 90-е гг., третий этап охватывает 2000 - 2013-е гг.
Для первого этапа были характерны небольшие, главным образом, публицистические работы, не носившие характер системных исследований. В статьях анализировались некоторые экономические, социально-культурные предпосылки и условия формирования производства изделий с хохломской росписью в городе Липецк. Затрагивались отдельные проблемы начального периода становления фабрики - недостаточная материально-техническая оснащенность, малочисленность опытных мастеров, отсутствие единого руководства. К данному периоду следует отнести ряд публикаций в газетах Ленинское знамя, Ленинец [6, 11, 18, 22, 26].
Второй этап историографии исследуемой темы формировался во время
становления и первых успехов «Липецкие узоры». В это время появляется несколько работ, освещающих в популярной форме историю становления художественной росписи фабрики, а также некоторые, наиболее яркие, достижения художников, принимающих участие в крупных выставках достижений советского искусства [15,16. 18, 20, 23, 25,27, 29].
Третий этап историографии характеризуется появлением работ, отражающих кризисное положение предприятие по изготовлению изделий народного промысла. Отдельную категорию составляют работы искусствоведческого характера, рассматривающие липецкую хохлому с точки зрения их художественной ценности [6, 7, 9].
Таким образом, ретроспектива работ по заявленной тематике отражает не освещенность изучаемого вопроса в работах монографического характера. На сегодняшний день мы можем констатировать факт отсутствия обобщающей работы по истории фабрики «Липецкие узоры», отражающей все аспекты становления и развития предприятия. Кроме того, отсутствуют работы, посвященные творческому пути мастеров художественной росписи фабрики. О них фактически ничего не известно. В большинстве работ упоминается лишь Марфа Синева как главных художник фабрики.
Фабрика «Липецкие узоры» начала свое существование 21 мая 1974 года [1]. Именно в этот день было принято решение исполкома областного Совета депутатов трудящихся о создании фабрики с целью «дополнительного увеличения производства товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, сувениров из дерева с художественной росписью» [18, с.4].
Открытию фабрики способствовало постановление XXIV съезда КПСС повсеместно возродить народные художественные промыслы. А там, где промыслов никогда в жизни не было, их предписывалось создать. Работа была поручена Министерству топливной промышленности, потому что ведомство занималось, в том числе и заготовкой древесины, а для большинства промыслов это основной материал для воплощения творческих замыслов. Липецк оказался единственным местом, где постановление Советского правительства выполнили [13, с.5].
В Липецке начался процесс восстановления производства художественных изделий из дерева, инициатором которого был Чалых Евгений Прокофьевич (рис.1).
Рис. 1 Чалых Е.П.
Работая начальником управления топливной промышленности, он организовал цех художественной росписи на базе углебрикетной фабрики в мае 1971 года. Как рассказывает его дочь, Надежда Евгеньвна Чалых: «Однажды, не знаю, что ему в голову стукнуло, он создал «Липецкие узоры». Я так думаю, у них была поездка от министерства: нужно было развивать что-то новое. А дальше - элементарно. Увидел картинку - понравилось. «А почему бы и нам нет? Дерево у нас есть, вот значит надо съездить посмотреть!» Поехал, посмотрел, что да как. Поговорил, вот и пригласил мастеров попробовать. Приехали очень хорошие художники, истинные мастера. Вот отсюда все и пошло. Вот как был задан такой хороший тон изначально, поэтому дело пошло хорошо».
В XIX - XX веков в окрестностях Липецка изготавливались изделия из дерева. Наряду с изготовлением сельхозорудий и средств передвижения производилась хозяйственная и домашняя утварь. Имеющихся предпосылок в виде материальной базы и опыта предшествующих поколений для воссоздания промысла было недостаточно. Требовались специалисты, способные превратить изделия из дерева в настоящие произведения искусства.
В статье Е. Чалых, начальника областного управления топливной промышленности, читаем: «Группа специалистов управления выехала на родственные предприятия в Ленинград, Краснодар, Адлер. Но эта поездка не
дала желаемых результатов. Для выпуска украшений с чеканкой, деревянных кукол, что производили там, мы не имели возможностей. Да и честно сказать, эти сувениры не прельщали нас. Более удачной была поездка в Горьковскую область. В городах Семенове и Семине липчане познакомились с местными умельцами, которые показали свои изделия из дерева с хохломской росписью. Перед проводами подарили гостям несколько сувениров. Они были не только изящны, красивы, но имели практическое назначение» [18].
Помещением для начала производства расписных деревянных изделий управление не обладало. Администрации заводов «Свободный сокол», Новолипецкого металлургического и тракторного оказали значительную помощь: выделили помещение, оборудование, снабдили устойчивыми красителями. По приглашению из Горьковской области приехали художницы и мастера по дереву. Они изъявили желание не только наладить производство этих товаров, но и обучить липецкую молодежь этому редком ремеслу (рис.2). В Липецк они приехали тремя годами раньше официального открытия фабрики из г. Семенов, Горьковской области. Именно их следует считать основоположниками липецкой школы художественной росписи по дереву [22]. Марфа Федоровна Синева, Зинаида Васильевна и Андрей Семенович Прытковы, Кузьма Ивановича Левина - те самые, искавших свой подчерк хохломских художников [18, с.10].
Рис. 2 1971 год, июль. Первый коллектив фабрики «Липецкие узоры», художники
Первая партия изделий была выпущена в канун Первомая 1971 года. М. Ф. Синева, лауреат Государственной премии имени Репина, была назначена главным художником фабрики, ее сестра Мария Федоровна Засовкнна -руководителем творческой группы, Зинаида Васильевна Прыткова трудилась методистом и мастером производственного обучения по подготовке художниц. Большой вклад внесли Кузьма Иванович Левин, начальник заготовительного цеха, токари по дереву Евгений Архипов, Лида Левина, супруги - Владимир Григорьевич и Валентина Николаевна Протасовы, Анатолий Иванович Засовкин, Андрей Семенович Прытков, лошкарь Демьян Илларионович Карпов, а также художницы Зоя Фомичева, Зина Карпова, Галя Пальцева. По мере подготовки кадров, а к 1972 году на фабрике трудилось 220 человек, из которых 55 художниц-липчанок, росло производство изделий, расширялся их ассортимент. Уже к концу 1972 года на прилавках магазинов появились не только ложки, но и наборы всевозможной деревянной расписной посуды.
В 1971 году этих товаров было произведено на 26 тысяч рублей, а за десять месяцев 1972 года - уже на 125 тысяч рублей (таб.1.). За это короткое время коллектив фабрики создал 42 новых образца изделий. Среди них чайный сервиз с самоваром, набор посуды для рыбаков и туристов, столовый и салатный наборы и многое другое. О популярности липецкой Хохломы в начале 1970-х г. говорит и такой факт: когда первые изделия попали заграницу, оттуда поступила масса заявок. Так же их поставляли в московский экспортный магазин «Березка». По решению обкома КПСС и облисполкома было намечено укрепить материально-техническую базу нового производства. Институтом «Липецкгражданпроект» был разработан проект строительства здания фабрики «Липецкая Хохлома». В нем разместился цех росписи с полезной площадью 4.000 квадратных метров, токарно-заготовительный цех. В третьем квартале 1973 г. был сдан в эксплуатацию основной корпус, где размещалось 250-300 художников. Остальные помещения вошли в строй немного позже [4, с. 16, 18].
При управления был создан учебный пункт, который находился на улице Ушинского в жилом районе сокольских металлургов [13]. В нем обучалось 90 человек - будущих художниц и токарей по дереву. Е. Чалых планировал преобразовать учебный пункт в производственный комбинат с двух -трехгодичным сроком обучения, что позволило бы иметь высококвалифицированных специалистов хохломской росписи (рис.3).
SCIENCE TIME
-m
Таблица 1
Анализ экономического развития предприятия 1973-1974
Раздел Необоротные активы
факт 1973 198 9 S3, оо
измененине 74-1973 1974 абс, руб. отн, %
-36,97
Раздел в т.ч.:
сырье и материалы
в т.ч. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы
Полуфабрикаты и незавершенное производство
готовая продукция
Ден.средства
Отгруженные товары
Прочие Дебиторы
ИЗ 727,00 182 649,00 68 922,00 6о,6о
40810,00 55253,00 14443,00 35,39
19 510,00 28730,00 9 220,00 47,26
44187,00 53389,00 9 202,00 20,83
28 730,00 74007,00 45 277,00 157,59
0,00 4925,00 4 925,00 100,00
0,00 17 685,00 17 685,00 100,00
28818,00 50 000,00 21182,00 73,50
Отчет о прибылях и убытках
Таблица 2
Факт
Изменение 74-73
Валовая прибыль Общая рентабельность Прибыль
Рентабельность продукции
Выручка от реализации
Оборачиваемость (оборотных средств (дни))
Себестоимость товаров
В оптовых ценах товаров
Затраты на 1 рубль
Среднесписочная численность
Выработка на 1 сотрудника (руб)
1972
igo,oo
473
220,40
311,00 311,00 1,00 131 1682
1974 абс, руб. отн, %
21,10 21,10 100,00
5,21 5,21 100,00
16,20 16,20 100,00
4,00 4,00 100,00
«7,10 276,70 55,66
iog,6o 109,60 100,00
53S,5<> 228,50 W35
560,00 249,00 <А,Ф
0,96 -0,04 -3,80
263,00 132,00 50,19
2 i2g,oo 447,00 21,00
Рис. 3 Первая продукция хохломской росписи на угле брикетной фабрики
«Одно нас сильно тревожит - отсутствие мастеров по изготовлению ложек. Как известно, они делаются вручную. Чтобы удовлетворять спрос покупателей на эти изделия, мы вынуждены закупать полуфабрикаты у надомников Горьковской области. А это связано с лишними расходами, ведёт к удорожанию продукции». Подтверждением данного состояния фабрики служит ряд производственных решений, где данная проблема решается рядом командировок в Горьковскую область с целью закупки сырья [2].
Успешно решили нехватку заготовок благодаря приглашенному на работу Павелу Ивановичу Старцеву, инженеру-конструктору, автору изобретения линии механизированного производства ложек [12].
И все же, как существовал художественный промысел до официального открытия фабрики «Липецкие узоры» на Сырском Руднике? Ответ на этот вопрос нам дает статья, опубликованная в газете «Ленинец» от 16 октября 1971 года. Корреспондент В. Николаев сообщает, что в редакцию газеты пришло письмо от художниц фабрики «Липецкие узоры», которые жалуются на проблемы и недостатки в их работе, среди них: во-первых, теснота. «За рабочим столом места еще хватает, но посмотрите, что делается с продукцией! Почти вся она лежит на полу. Простую пыль еще сотрут перед лачкой, а серебрянка - она у нас по технологии применяется - ее ведь не сотрешь! Вот и получается вместо
должной чистоты - серость». Во-вторых, художницы жалуются на неисправную вентиляцию: «А ведь у нас лаки, краски, масло, они все-таки испаряются...». Автор статьи констатирует факт, что «зарплату девушкам, как и всем работникам хохломы, выдают с задержкой до пяти-шести дней. Существовали нарушения в режиме работы и трудовой дисциплине: «...Рабочий день у художников занят не полностью. Некоторые художницы вынуждены уходить на два-три часа раньше. Не всем хватает работы». Подобная ситуация вошла в привычку: «если раньше, уходили, когда работы не было, то теперь уходят и тогда, когда она есть!».
В октябре 1971 года в цехе работало 90 художниц и к маю ждали пополнения кадров за счет окончивших курсов еще более ста человек. Художницы задаются вопросом «Что же тогда будем расписывать? По одной ложке в день? А ведь мы работаем сдельно.». Автор статьи винит в такой неорганизованности, допущении «казацкой вольности» главного инженера цеха Синеву М. Ф. и мастера Раису Мокрецеву (рис.4).
Рис. 4 Образец изделия росписи с использованием двойного фона
Как нам кажется, проблемы цеха были связаны в первую очередь с отсутствием должности директора. Не кому было решать вопросы «на месте». Цех находился на одном балансе с леспромхозом. Проанализировав вышеуказанные проблемы, можно сделать вывод, что открытие нового более просторного помещения для росписи хохломы стало необходимостью. В связи с этим управление топливной промышленности в лице ее начальника Чалых Е.П. попросило оказать дополнительную помощь строящемуся в районе рудника новому комплексу фабрики для скорейшего завершения. Создать фабрику планировали на базе имеющихся цехов - токарно-заготовительного,
художественной росписи, лесопиления и станочной линии по производству деревянной ложки Липецкого леспромхоза [22].
После официального открытия фабрики «Липецкие узоры» на Сырском Руднике в 1974 году директором был назначен Ф. Решетников. Именно ему придется решать основные производственные и кадровые проблемы фабрики.
Таким образом, в 1971 году благодаря выходу постановления партии и правительства о поддержке и развитии новых народных промыслов в стране появилось уникальное явление - художественная роспись «Липецкие узоры». Организованные Е.П. Чалых экспедиции в г. Семенов увенчались успехом. Создание благоприятной среды для приглашенных мастеров хохломской росписи (наделение жильем, всеми необходимыми условиями для творческой работы и т.д.) позволило привлечь в г. Липецк талантливых художников, токарей, резчиков по дереву. С другой стороны, уже в самом начале своего существования фабрика испытывала трудности.
При создании собственного художественного стиля росписи хохломы, художникам фабрики «Липецкие узоры» пришлось столкнуться с рядом трудностей. Позиция руководства по данному вопросу заключалась в следующем: «Мешать не будем. Ищите. И хорошо бы найденное оказалось не похожим ни на что, чем славны другие города» [10]. Творческо -экспериментальная лаборатория под руководством Марфы Синевой, разработала новые рисунки, образцы изделий. Как известно художники отошли от настоящей Хохл омской росписи, которая имеет только 4 основных цвета: черный, красный, зеленый и желтый (или золотой). А в наборах «Липецких узоров» наряду с основными стали использують и другие всевозможные цвета: голубой, белый, и др. [25]. Чтобы цвета оставались натуральными и яркими использовалась двойная лачка: сначала рисунок пишется по золоту, потом изделия покрывались бесцветным лаком.
Художники обратили внимание на исторически сложившиеся элементы прикладного искусства районов, вошедших в состав Липецкой области: вышивки, кружевоплетения, орнамента ткани, силуэтного рисунка растительных мотивов и животного мира. В художественном оформлении изделий использовался исключительно ручной творческий труд, основанный на варьировании, импровизации и авторском исполнении свободной кистевой росписи.
В интервью мастер хохломской росписи Галина Пальцева упоминает, что была предпринята поездка в Елец с целью изучения построения композиции широко известных Елецких кружев. М. Синева в последствии разработала прекрасные узоры по мотивам кружев, которые получили всеобщее признание: изделия, пользовались большим спросом. Как говорит Надежда Чалых: «Я не раз слышала, как в Москве, в столице, в сувенирных лавках люди спрашивали: «А
есть ли у вас Липецкая Хохлома?»».
Творческие поиски мастеров шли не только по линии развития орнамента. Они много и плодотворно работали над созданием новых форм изделий. В ассортименте более 100 наименований изделий: чаши, бокалы, кружки, резные ковши, братины, ладьи. Интересны разработки целых наборов для кваса, сока, меда, окрошки, салата, которые своей красотой радуют глаз, веселят душу, создают ощущение праздника [26].
«Роспись по текстуре» придумали тоже художницы фабрики «Липецкие узоры» Пачуева Мария Фёдоровна и Пальцева Галина Николаевна. Роспись по текстуре - один из видов травочного письма с введением кудринных элементов. Сначала прописываются главные элементы, а за тем по ведущей линии дополнительные элементы. Разживка или обводка делается контрастным цветом. По ведущей линии вместо травки используются различные завитки, усики, нажимы. Краски используются преимущественно теплого цвета: красный, оранжевый, бежевый т.к. сама текстура дерева имеет теплый оттенок.
Роспись тульского самовара - это так же чисто липецкое достижение, получившее широкое распространение во всех регионах России с 1970-х годов.
«В семьдесят первом году мы ждали, что не сегодня-завтра нас разгонят, -рассказываем Марфа Синева, инициатор хохломской реформы. - Московские искусствоведы засыпали тогда письмами все партийные органы. Просили закрыть наш цех» [29, с.5].
«Как?! Пересадить «хохлому» из родной Горьковской области в далекий металлургический Липецк? Мыслимо ли это?». Искусствоведов стали привозить в Липецк с экскурсионными целями. После чего, ученые мужи сдались и письменно заверили Евгения Прокофьевича Чалых в том, что «. хохлома -успешно выполняет и перевыполняет план, . несмотря на то, что производство рассредоточено в разных районах города, и в помещения абсолютно не пригодных» [23].
Несколько позже, в публикациях о липецкой хохломе мы находим следующие тревожившие корреспондентов вопросы: «Не профанация ли это, не нарушили ли липчане своим вторжением в Хохлому исконные художественные традиции старинного народного промысла?
На этот вопрос предельно ясно ответили специалисты-художники, искусствоведы, мастера прикладного искусства, досконально изучившие продукцию липецкой хохломской ветви. Мнение их было единодушным: изделия липецких мастеров по своему художественному уровню ничем не отличаются от подобных же работ семеновцев - липчане свято соблюдают традиции, бережно хранят стиль и манеру Хохломы.
Здесь есть свой авторитетный художественный совет, своя школа-курсовая сеть, куда принимается и где учится молодежь, наиболее одаренная и
приверженная к изобразительному искусству» [17].
Таким образом, произведения фабрики «Липецкие узоры» можно назвать истинными произведениями искусства. Липецкий стиль был известен и признан в нашей стране. В росписи не использовались такие традиционные хохломские элементы, как клубничка, трилистики. Стиль «Липецких узоров» отличается богатством сочных красок. Художники тщательно выписывают сюжеты, накладывая тени и создавая объем. Поэтому каждый элемент росписи, будь то листок или цветок, выглядит словно живой. В большинстве других школ роспись более плоскостная и не такая изысканная» [23].
За 40-летнюю историю фабрика «Липецкие узоры» многократно являлась участником республиканских, зональных, областных, городских выставок, международных ярмарок, выставок, организатором которых является ассоциация НХП России: «Традиция и современность», на Поклонной горе, ежегодные смотры-выставки «Молодые дарования». Приведем наиболее значимые в истории фабрики выставки: в 1977 году более 60 работ получали награды золотыми, серебряными и бронзовыми медалями ВДНХ. На выставке экспонировалось тридцать различных изделий фабрики. Начальник творческой группы Засовкина М.Ф. награждена серебряной медалью, художник В.В. Петрищева и главный художник фабрики М.Ф. Синева за роспись сервиза «Дружба народов» - бронзовыми. Дипломами ВДНХ первой и второй степени отмечены управление топливной промышленности и учебно-опытный комбинат управления, готовящий художников. Для выставки были представлены следующие работы: рыбацкий набор, утка-ладья с ковшами, сервиз чайный, кофейный сервиз, самовары, расписанные Ниной Неверовой, сервизы с детской тематикой художницы Таи Шаповаловой и другие не менее оригинальные изделия - плод творческих поисков экспериментальной лаборатории фабрики «Липецкие узоры», которыми смогли полюбоваться посетители выставки в Москве [13].
В 1977 г. фабрика выполняет крупный заказ к юбилею Октябрьской революции. Художниками фабрики было изготовлено более 120 наименований сувениров росписи на красном фоне, по фарфору, керамике, металлу. Коллектив фабрики выработал сверхплановую продукцию на 50 тысяч рублей. План двух лет пятилетки коллектив фабрики завершил еще 20 октября, а сверхплана реализовал изделий на сумму 300 тысяч рублей. Это позволило «Липецким узорам» завоевать переходящее Красное знамя обкома и горкома КПСС [11].
Выполняли мастера заказы к юбилейным и знаменательным датам нашей страны: Олимпиаде-80, XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Основная работа по выполнению данного заказа принадлежала Тамаре Поповой, Наталье Ненаховой, Оксане Харченко и Светлане Труновой, Елене Винокуровой. Им была поручена самая ответственная работа по нанесению на панно эмблемы
XII Всемирного фестиваля - голубя мира в обрамлении фестивальной ромашки. Всего для фестиваля на фабрике было изготовлено двадцать наименований различных изделий общей стоимостью шестьдесят тысяч рублей [14].
В 1986 году поступил крупный заказ от газеты «Советская Россия», приуроченный к ее юбилею. Специально для этого события были изготовлены сувенирные карандаши [26].
С 1986 года большое внимание на фабрике стали уделять производству изделий из отходов и брака. В это время руководство фабрики впервые задумывается о необходимости создания фирменного магазина «Липецкие узоры», с тем чтобы создать стол заказов и массовый покупатель - рядовой липчанин - смог стать обладателем оригинального изделия, расписанного по его вкусу [16].
Крупные заказы фабрика изготавливала к 850-летию г. Москвы, 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина, к спортивным мероприятиям: «Кубок Кремля», «Хоккей с мячом», в память летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман». Изделия мастеров можно встретить во всех угонках России и далеко за ее пределами. А создают всю эту красоту прекрасные мастера своего дела: станочницы Анна Сумина, Лариса Торшина, токари Нина Гурьева, Валерий Фролов, художницы Людмила Левина, Нина Боева, Лариса Лутова, Ольга Кукина, Людмила Щукина, Татьяна Климова и многие другие [10, 20, 23].
Настоящим испытанием для фабрики и ее коллектива стали 1990-е годы. Хотя трудности фабрики открыто не обсуждались. В интервью директора фабрики Ивана Егоровича Попова мы находим следующие комментарии о финансовом и производственном состоянии фабрики: «Ассортимент изделий -свыше двухсот наименований. Среди них - вазы, чаши, поставцы, солонки, ложки, комплекты деревянной посуды для столовой и кухни, чайные полочки. На фабрике работает боле 200 человек. В год выпускается сотни тысяч единиц продукции, в том числе десятки коллекционных изделий. Фирма является участником ассоциации «Народно-художественные промыслы России. Рынок сбыта достаточно широк - Россия, Белоруссия, страны Европы, Канада. Хотя, уже через год официальный финансовый отчет позволит увидеть прямо противоположную картину. Фабрика будет находится в тяжелейшем финансовом кризисе [19].
За период 1999-2000 гг. фабрика награждена за участие в выставках-ярмарках 20 дипломами, благодарностями, почетными грамотами, а на 4-й выставке-ярмарке «Регионы России-99» она стала победителем конкурса «Лучший отечественный товар» и была награждена Дипломом Почета.
Среди наиболее крупных заказов в 1990-е годы это события, приуроченные к празднованию 300-летию Российского флота. Как сообщает Липецкая газета от 3 апреля 1996 года, художники фабрики Липецкие узоры» с особой
тщательностью готовятся к торжеству. Подготовленные ими оригинальные ковши, кружки, панно с праздничной символикой будут представлены на юбилейной выставке в столице [21].
В 2000 году предприятие находилось на грани банкротства, задолженность составляла около 6 миллионов рублей. «Липецкие узоры» могли прекратить свое существование. Имея большой налаженный бизнес в Москве новый директор фабрики «Липецкие узоры» Некрылов Алексей Алексеевич заинтересовался идей возрождения фабрики. Он переехал в Липецк и полностью посвятил себя фабрике. За три года «Липецким узорам» удалось полностью погасить долги. Финансовая ситуация на фабрике на сегодняшний день стабильна. Однако, как и любой другой промысел, относится к категории планово убыточных. Благодаря поддержке из федерального и областного бюджета фабрика продолжает существовать. Продукция поставляется в магазины практически всех стран. Ассортимент продукции обширный - более 250 видов изделий.
В 2002 г. фабрика «Липецкие узоры» выполнила крупный заказ, изготовив около 3000 матрешек. Наборы запечатлели игроков NFL. В работе приняли участие более пятидесяти специалистов [27].
Известная российская компания «Вимм-билль-Данн» в 2003 году заказала 20 тысяч деревянных ложек - с их помощью рекламировалась фирменная сметана «Домик в деревне». Рекламная акция проходила в Москве, и каждому покупателю продукции компании в придачу давали бесплатно сделанную фабрикой «Липецкие узоры» красивую ложку. «Байкальская строительная компания» сделал заказ на изготовление упаковки в виде матрешки для бутылок с логотипом компании [24].
1000 расписных весел было изготовлено в 2004 году для московских спортсменов, которые поступили на реализацию в столичные спортивные магазины. Изготовлению данного заказа послужило знакомство директора фабрики «Липецкие узоры» Алексея Некрылова и московской спортсменки Елены Пичугиной. Ей вручили синее весло, украшенное жар-птицей и цветами. Весло для каноэ на фабрике делали по всем правилам, из бука и липы [29].
Продукция фабрики постоянно обновляется. На сегодняшний день фабрика все больше стремится к выпуску вещей штучных, отличающихся сложной резьбой, росписью и неповторимым дизайном. С 2008 года начали возрождать лаковую миниатюру, художники пишут иконы и сказочные сюжеты. Но, несмотря на все нововведения, будущее «Липецких узоров» будет во многом зависеть от экономической ситуации в стране [23, с.30-31]. Принципиально новая бизнес-политика Алексея Некрылова позволяет фабрике выживать в современных условиях. Отпускается продукцию только в условиях предоплаты. Хотя по этой причине предприятие вынуждено сократить объем производства. Открытие собственного сайта фабрики «Липецкие узоры» в Интернете
позволило совершать большее количество сделок с иностранными партнерами. Однако, на международном и общероссийском уровне реализация продукции более успешна, нежели в регионе. Жаль, ведь по словам директора фабрики: «Продукция «Липецких узоров» - это, по сути, бренд города наряду с романовской игрушкой. И забывать об этом не патриотично».
Таким образом, история производства произведений художественной хохломской росписи в г. Липецке насчитывает несколько десятилетий. В 1971 г благодаря выходу постановления партии и правительства о поддержке и развитии новых народных промыслов в стране появилось уникальное явление -фабрика «Липецкие узоры». Организованные Е.П. Чалых, начальника топливной промышленности, экспедиции в г. Семенов увенчались успехом. Создание благоприятной среды для приглашенных мастеров хохломской росписи позволило привлечь в г. Липецк талантливых художников, токарей, резчиков по дереву. Фабрики находилось на хозяйственном расчете, поэтому прибыльность продукции для рассматриваемого предприятия никогда не была самоцелью.
Изучение различных документальных материалов убеждает в том, что появление первых видоизмененных орнаментальных композиций классической хохломы принадлежит главному художнику фабрики Марфе Синевой. Нам удалось провести сравнительный анализ видоизмененного узора, проследить его связь с особенностями исторически сложившихся элементов прикладного искусства Липецкой области. Максимально учтены имена выдающихся художников фабрики на основе упоминаний их в периодике и интервьюирования мастеров.
В поля зрения периодических изданий попали крупнейшие выставки и крупные заказы союзного значения, такие как ежегодные выставки на ВДНХ; крупные заказы к юбилейным и знаменательным датам нашей страны: 0лимпиаде-80, XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов; выставки в Германии, Австралии. А так же заказы фабрики к 850-летию г. Москвы, 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина, к спортивным мероприятиям: «Кубок Кремля», «Хоккей с мячом» и т.д. Выход из кризисного финансового состояния стал возможен благодаря деятельности нового директора фабрики Некрылова А. А. Принципиально новая бизнес-политика способствует успешной реализации продукции на международном и общероссийском рынках. На сегодняшний день предприятие успешно возвращает государственные долги, решает свои материальные и кадровые проблемы, строит планы на будущее.
Подводя итог, следует отметить, что многие вопросы истории фабрики «Липецкие узоры», этапов творческого пути и становления художников хохломской росписи в г. Липецке не получили полного, системного освещения в краеведческой литературе. Дальнейшая судьба затронутого в ходе исследования вопроса будут во многом зависеть от создания научных публикаций,
обобщающих монографических трудов. Материал, накопленный в процессе исследования темы, может быть использован в дальнейших научных разработках.
Литература:
1. ГАЛО. Ф. - 1 р 1690. Д. 1, л. 10,15, 16, 20, 23, 32, 33, 34, 112, 125, 214.
2. ГАЛО. ф. -1 р 1690. Д. 2, л. 1.
3. ГАЛО. Ф. - 1 р 1690. Д. 6, л. 7.
4. ГАЛО. Ф. - 1 р 1690. Д. 7, л. 16, 18.
5. ГАЛО. Ф. - 1 р 1690. Д. 11, л. 27, 28.
6. Березин А.Д. Земля наша Липецкая / А.Д. Березин. - Воронеж: Центраьно -Чернозёмное книжное издательство, 1974. - 447 с.
7. Липецк: фотоальбом / авт. - сост. А.М. Моргачёв. - М.: Издательство «Советская Россия», 1983. - 126 с.
8. Липецкая энциклопедия: в 3 т./ ред. - сост. Б.М. Шальнев, В.В. Шахов. -Липецк, 1999
9. Хрестоматия по истории Липецкого края / сост. В.Б. Поляков, А.Ю. Клоков, Е.П. Щукина, А.Ф. Мартынова. - Липецк: ГУ РОГ «Липецкая газета», 2004. -376 с.
10. Алексеева О. Сказки липецкой хохломы // Ленинец - 1985 - 1 июня - № 76.
11. Деревянные ракеты делают в Липецке // Липецкая газета - 2004 - 10 марта -№ 10.
12. Заслоновский Б. Поддерживать, поощрять... // Ленинское знамя - 1977 - 17 мая - № 56.
13. И слава тускнеет // Ленинское знамя - 1978 - 20 сентября -№ 99.
14. Изделия липецких мастеров // Ленинское знамя - 1979 - 30 сентября - № 225.
15. Качева Г. Звездам «Золотого обруча» - липецкие братины // Ленинское знамя
- 1978 - 26 августа - № 200.
16. Клоков А. Не допустить ошибки //Ленинское знамя - 1986 - 11 апреля - № 55
17. Коржов С. Очередь. за опилками // Ленинское знамя - 1986 - 11 апреля - № 51
18. Кочкин Ю. С маркой «Липецкие узоры» //Ленинское знамя - 1976 - 13 июня
- № 142.
19. Леденев Н. Липецкие узоры // Ленинское знамя - 1976 - 11 декабря - № 290.
20. Липецкая лепота // Смена - 1985 - № 10. С. 10.
21. Марков А. Сказочные узоры // Липецкие известия - 2004 - 1 сентября - № 35.
22. Михайлов В. Радужный узор // Ленинец - 1985 - 20 июля - № 83.
23. Неверов И. О нежности, суровости, о снах и узорах // Липецкая газеты - 2007
- 17 февраля. С. 3.
SCIENCE TIME
24. Некрылов А.А. Все краски радости от Липецких узоров» // Неоновый город Ь. - 2008 - № 4. С. 30-31.
25. Некрылов А. 20 тысяч ложек для «Домика в деревне» // Липецкая газета -2003 - 27 августа - № 168.
26. Николаев. В. Как живешь хохлома? // Ленинец - 1971-16 октября - № 57.
27. Петров В. За трудовые успехи // ленинское знамя - 1982 - 25 марта - № 70.
28. Покровским М. Есть такой промысел в России! // Липецкая газета - 1999 - 22 мая
29. Порядина П. Когда работа - творчество // Ленинское знамя - 1981 - 27 февраля - № 38
30. Пустовалова А. Фабрика американских звезд // Провинциальный репортер -2003 - № 42 - 15 октября. С. 7
31. Решетников Ф. Подарки липецкой «хохломы» // Ленинское знамя - 1976 - 4 марта - № 53.
32. Сорокина М. Напевы древнего ремесла // Ленинское знамя - 1986 - 31 июля-
33. Тихомирова А. в Липецке расписали 1000 весел // Жизнь. Липецк - 2004 - 18 февраля - № 7. С. 6.
34. Урнау В. Приказано выжить: «Из истории создания «Липецких узоров» / В. Урнау // Липецкая неделя -2003-27 февраля (№8). С.5.
№138