УДК 745.513
Ветрова Людмила Михайловна
аспирант. Шуйский филиал Ивановского государственного университета [email protected]
Сабинская игрушка как
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Lyudmila M. Vetrova
Graduate student. Shuysky branch of Ivanovskoye of the state university [email protected]
Savinskaya toy as a
SOCIOCULTURAL PHENOMENON
Аннотация. Статья раскрывает культурноисторические аспекты развития и формы бытования Савинской деревянной игрушки (Ивановская обл.) как социокультурного феномена. Обозначена взаимосвязь народной художественной культуры с феноменом игры. Выделены культурные особенности Савинского игрушечного промысла. Проведено исследование истоков возникновения Савинской росписи, как результата взаимодействия различных видов традиционных кистевых росписей по дереву. В ходе исследования проанализированы архивные документы, воспоминания мастеров бывшей Савинской фабрики «Игрушки». Рассмотрены особенности социокультурного феномена угасания и пути возрождения промысла.
Ключевые слова: савинская игрушка, роспись, социокультурный феномен, культура, народное искусство, промыслы, традиции, народная художественная культура, игра.
Annotation. The article reveals the cultural and historical aspects of the development and forms of existence Savinsky wooden toys (Ivanovo region) as a sociocultural phenomenon. Marked the relationship of folk art and culture with the phenomenon of the game. Selected cultural characteristics Savinsky toy craft. A study of the origins of the Savinsky paintings, as a result of interaction of various kinds of traditional hand paintings on wood. The study analyzed archival documents, memoirs of former masters Savinsky factory «Toys». Describes the features of the sociocultural phenomenon of extinction and ways of revival of the fishery.
Keywords: savinsky toy, painting, socio-cultural phenomenon, culture, folk art,crafts. Tradition, folk art and culture, the game.
Среди мирового наследия русская художественная культура, ее богатейшие традиции являются ярким примером искусства высоких достижений. Такие исследователи, как П.А. Сорокин, В.М. Соловьев, М.А. Некрасова, НИ. Костомаров и другие выделяют национальные традиции как главную культурную черту общественного самосознания [4]. Народная художественная культура (НХК) создана путем взаимодействия мастеров больших и малых групп, образуя особый национальный пласт русской культуры и определяя характер народного художественного творчества.
Народное художественное творчество, как часть НХК, выполняет аксиологическую, воспитательную, игровую и другие функции. Из многообразия функций игровая культура является одной из самых древних. С незапамятных времен игра была связана, прежде всего, с игрушками. Традиционная игрушка является частью НХК, но, к сожалению, чаще истоки такой игрушки остаются в забвении. Одним из таких примеров является малоизвестная Савинская игрушка, пополнившая народные промыслы Ивановского края в 60-х гг. XX в. При исследовании Савинской игрушки как социокультурного феномена в равной степени автором использовался культурноисторический и метод аналогии.
Народная культура Савинского промысла возникла не без влияния офенской культуры, кото-
рая зародилась на территории нынешнего Савинского района во второй половине XVIII в. Коробейники-офени на различных ярмарках скупали изделия народных промыслов, в том числе недорогие деревянные игрушки. Культура офенского промысла способствовала распространению народной игрушки на обширной территории, обогащая местное народное искусство.
В начале XX в. Савинский край наиболее славился резчиками деревянных игрушек. Современный местный исследователь народных промыслов и мастер по изготовлению традиционной деревянной «топорной» игрушки ЕЮ. Игнатьев полагает, что эти игрушки берут свои дальние «корни» от необычных мастеров - «мазыков», происходивших из офенской культуры. В «Музее-Заповеднике Народного Быта» Ивановской области можно увидеть сохранившиеся деревянные игрушки мазыкского промысла. Присмотревшись, можно уловить сходство «топорной» игрушки «мазыков» и игрушки Савинского промысла.
Таким образом, пополнялось культурным опытом и искусство савинской игрушки, появившейся в 50-е гг. XX в. и изначально бытовавшей без особой росписи. Ивановский краевед В. Б. Амоков и некоторые местные исследователи давно отметили родство савинской росписи в технологии с «Агафьевым письмом», распространенным
23
в Подмосковье в позапрошлом веке [1]. В основе «Агафьева письма» лежит простая, даже в чем-то примитивная техника росписи, когда мастерицы обмакивали палец в краску и круговым движением выводили объем цветочных мотивов.
Проведенные автором статьи исследования показали наличие некоторого сходства росписи изделий савинских мастеров с другими промыслами. Неслучайно технология мазковой росписи в савинских изделиях схожа с манерой «Урало-Сибирского письма». Также колорит «Савинской росписи» схож с «Городецким письмом», а наличие «приписок», наносимых черной краской, напоминает элементы «оживки» «Хоотомского письма».
Черты сходства Городецкого и Хохломского промыслов в Савинской росписи появились в 70-е г. XX в. после приезда на Савинскую фабрику бригады мастеров из Загорского института «Игрушки» с целью обучения местных рабочих. В результате совместной экспериментальной работы мастеров из разных мест родилась роспись, признанная впоследствии самостоятельным искусством и имевшая свои уникальные особенности. В данной росписи сочетается, на первый взгляд, совершенно противоположное: живописность (объемность элементов) и декоративность, которая оживляет яркий и сочный колорит букетов. Главная особенность Савинской росписи - использование лишь цветочных мотивов, композиция чаще всего симметрична и проста в исполнении.
Несмотря на несколько десятилетий успешного развития, Савинская расписная игрушка до настоящего времени мало изучена. Об истории возникновения, специфике данного вида искусства и особенностях его технологии до сих пор не издано ни одного фундаментального труда, опубликовано лишь несколько газетных статей. И хотя Савинский промысел получил официальное и общественное признание, он не смог встать в один ряд с классическим искусством Палеха, Холуя и Мстеры. В 1990-е гг., вследствие влияния ряда негативных экономических и социальных факторов, искусство Савинских мастеров начало медленно угасать. Прилавки все больше заполнял иностранный товар, а традиционная игрушка перестала быть востребованной.
В результате проведенного исследования автором статьи найдены интересные сведения о Са-винском промысле. Центром Савинского промысла была фабрика «Игрушки» в деревне Объ-едово, которая в 70-е гг. XX в. славилась на весь мир своими расписными изделиями. Данный факт подтверждается не только воспоминаниями работников фабрики, но и рядом публикаций в газетах. Так, одна из статей газеты «Знамя» за 1970 г. сообщала: «Объедовская игрушка перешагнула границы Советского Союза и прославляет талант наших мастеров в Италии, Японии, Венгрии, ГДР ...» [2, с. 2]. Производство становится еще популярнее в 1973 г.: «3 этом году больше отправим продукции в Венгрию, Швейцарию, Данию. Запросили образцы Норвегия, ГДР, Австрия, Кения» [5, с. 1].
В местных газетах постоянно упоминались имена мастеров фабрики. Например, Е.Е. Генварева, которая была неоднократно награждена за активное участие в конкурсах по внедрению новых рисунков [3]. Еще и в настоящее время живы многие мастера фабрики. В процессе проведенной автором летом 2014 г. экспедиции в поселки Савино, Вознесение и деревню Объедово в результате встреч с бывшими мастерами В.П. Платоновой, С» Козловой, Л.А. Королевой, Л.А. Малининой и Н.А. Марычевой были собраны уникальные материалы о работе фабрики.
По воспоминаниям мастеров, на фабрике существовала система повышения квалификации художников, при которой специалисты направлялись в разные города для прохождения курсов мастерства. На самой фабрике один раз в два месяца проводили творческие дни, когда художники занимались только созданием новых образцов рисунков.
Много интересных фактов выявлено при анализе документов Савинского районного архива. Так, в делах о заседаниях художественных советов отсутствуют документы с эскизами и чертежами игрушек, а лишь перечислены их названия. Это говорит о том, что резчики приносили готовые точеные сувениры, а разрисовщицы, действительно, выполняли образцы росписи сразу на готовых изделиях масляной краской. Почти все образцы игрушек принимались на промышленный поток. Например, на одном из заседаний художественного совета в 1968 г. из десяти предложенных образцов игрушек отклонили только один.
Встреча автора статьи с бывшим директором фабрики в 1985-1989 гг. В.В. Ворониным несколько разъяснила техническую сторону производства. По словам руководителя, главной причиной угасания Савинской росписи являлись непомерно большие планы на выпуск продукции. Малочисленный коллектив не успевал выполнять качественно заказ, что вело к неустойке и резкому снижению оплаты труда. Шахматы и лото с рисунком по трафарету стали приоритетом в производстве фабрики, тогда как авторская игрушка постепенно отошла на второй план. На сегодняшний день Савинские игрушки не производятся и вовсе, и мало кто помнит об их существовании даже в Ивановской области.
В качестве положительной тенденции сохранения традиции Савинской расписной игрушки можно считать деятельность сотрудников и студентов факультета искусств Шуйского филиала Ивановского Государственного Университета. Под руководством преподавателей факультета осуществляется сбор, анализ сохранившихся документов и образцов игрушек, осваивается технология, изучается своеобразие росписи. На факультете реализуются мастер-^ассы по росписи с гостями и учащимися школ; в проектах городских праздников представляются расписные изделия, выполненные студентами, проводятся конкурсы по разработке сувенирной продукции на основе Савинского письма.
24
Таким образом, краткий анализ возникновения и развития искусства Савинской расписной игрушки показал, что она формировалась в особой социально-культурной среде небольшого торгоЛитература:
1. Амоков В.Б. Народные Умельцы. Ярославль. Верх.-Волж. 1990. 136 с.
2. Коллеров В. Там, за рекой - сказка! Знамя: Орган Савинского райкома КПСС и районного совета депутатов трудящихся. 1970. № 1 (1 янв.).
3. Самарцева Л. Золотые руки Генваревой. Знамя: Орган Савинского райкома КПСС и районного совета депутатов трудящихся. 1974. № 1 (1 янв.) С. 2.
4. Сорокин ПА. Человек. Цивилизация. Общество. М. : 1992; Соловьев В.М. Золотая книга русской культуры. М. Белый город, 2007. 560 с.; Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. М. Коллекция М. 2003. 256 с. Костомаров НИ. Быт и нравы русского народа в XVI-XVII столетиях. Смоленск: Русич, 2002. 5б0 с.
5. Якушевский В. Компас-спрос. Знамя: Орган Савинского райкома КПСС и районного совета депутатов трудящихся. 1973. № 19 (13 февр.).
вого поселения, где местные традиции переплелись с традициями инокультурными. В результате взаимообмена появилась особая самостоятельная система росписи.
Literature:
1. Amocov V.B. Craftsmen. Yaroslavl: Top.The Volge. 1990. 136 p.
2. Collerov V. There beyond the river is the tale! Banner: Body Savinsky district party Committee and district Council of deputies of workers. 1970. № 1 (1 Jan.).
3. Samartseva L. Golden hands Genuario. Banner: Body Savinsky district party Committee and district Council of deputies of workers. 1974. № 1 (1 Jan.).
4. Sorokin P.A. People. Civilization. Society. M. : 1992; Soloviev V.M. Golden book of Russian culture. M. : white city, 2007. S.; Nekrasova M.A. Folk art of Russia in the modern culture. M. : Collection M., 2003. 256 p.; Kostomarov N.I. the Life and customs of the Russian people in the XVI-XVII centuries. Smolensk: Rusich, 2002. 560 p.
5. Yakushevsky V. Compass-demand. Banner: Body Savinsky district party Committee and district Council of deputies of workers. 1973. № 19 (13 Feb.).
25