Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
397
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / CORRECTION / INTEGRATED APPROACH / EMOTIONAL VOCABULARY / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Архипова Мария Владимировна, Гора Юлия Вадимовна

Статья посвящена изучению и коррекции нарушений эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Дается подробная характеристика нарушений, рассматривается методический инструментарий организации коррекционной работы с детьми в условиях общеобразовательного учреждения. Приводятся результаты исследования. На основе анализа теоретических источников и практической работы раскрыта значимость коррекции нарушений эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Жулина Елена Викторовна, Архипова Мария Владимировна, Гора Юлия Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL VOCABULARY AND CORRECTION OF DISORDERS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT

The article is devoted to the study and correction of emotional vocabulary disorders in older preschool children with speech disorders. A detailed description of violations is given, methodological tools for organizing corrective work with children in the conditions of a general education institution are considered. The results of the study are given. Based on the analysis of theoretical sources and practical work, the significance of correcting emotional vocabulary disorders in older preschool children with speech disorders was revealed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

6. Роджерс С., Доусон Дж. Учебник по Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. Развиваем речь, умение учиться и мотивацию. / Перевод с англ. Под общей редакцией М. Кузьмицкой и Л. Толкачева - Москва: ИП Толкачев, 2019. - 432 с.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Архипова Мария Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); музыкальный руководитель Гора Юлия Вадимовна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №143» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена изучению и коррекции нарушений эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Дается подробная характеристика нарушений, рассматривается методический инструментарий организации коррекционной работы с детьми в условиях общеобразовательного учреждения. Приводятся результаты исследования. На основе анализа теоретических источников и практической работы раскрыта значимость коррекции нарушений эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: коррекция, комплексный подход, эмоциональная лексика, дошкольный возраст.

Annotation. The article is devoted to the study and correction of emotional vocabulary disorders in older preschool children with speech disorders. A detailed description of violations is given, methodological tools for organizing corrective work with children in the conditions of a general education institution are considered. The results of the study are given. Based on the analysis of theoretical sources and practical work, the significance of correcting emotional vocabulary disorders in older preschool children with speech disorders was revealed.

Keywords: correction, integrated approach, emotional vocabulary, preschool age.

Введение. Поиск подходов развития и коррекции нарушений устной речи у дошкольников представляется одной из важных и актуальных проблем в современной логопедии. Вопрос изучения нарушений эмоциональной лексики является актуальным на сегодняшний день, так как она выступает важным компонентом любого языка и речевой системы в целом.

Эмоциональная лексика представляет собой группу слов, выражающих различный спектр эмоций человека, таких как радость, боль, грусть. Именно эта лексика позволяет выразить личные и субъективные отношения к группе людей, предмету или какому-то явлению.

В настоящий момент все большую популярность набирает комплексный подход при нарушении эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи, обуславливается это тем, что он является одним из ведущих принципов, позволяющих всесторонне построить коррекционный маршрут по преодолению речевых расстройств.

Идея комплексного подхода заключена в том, что логопед должен находиться в тесном взаимодействии с другими представителями смежных дисциплин, мы будем взаимодействовать с психологом. Все участники программы должны построить общий коррекционный план занятий, чтобы он органично вписывался в повседневную жизнь дошкольника. Проблема изучения эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи актуальна, поскольку у таких детей имеются трудности в употреблении слов, обозначающих эмоциональных состояний в речи и интонационной выразительности, страдает подбор слов для выражения своих желаний и чувств, а также формирование эмоциональных отношений к социуму, нарушена лицевая мимика (гипомимии). Имеются различия между пассивным и активным словарем, дошкольник с ОНР понимает эмоциональные состояния, но не может перенести их во внешний план, сложности вызывают новые слова в речи.

Развитие и коррекция лексического строя речи к установленным возрастным этапам служит главным критерием готовности ребенка к дальнейшему обучению в школе. Естественно утверждать, что ребенок, у которого обнаруживается позднее появление речи, нарушения лексики, наличие большого количества аграмматизмов, нуждается в своевременной профессиональной логопедической поддержке и помощи. Анализируя данную проблему, целесообразно отметить, что расстройство овладения устной речью сопровождается, как правило, и нарушениями письменной речи на момент школьного обучения. В силу неоднозначности и многоаспектности проблемы нарушений речи у детей дошкольного возраста работу по логопедической коррекции нарушений эмоциональной лексики целесообразно строить на базе комплексного подхода. Исследователи доказывают, что именно комплексный подход создает необходимый базис для нормального функциогенеза высших психических функций ребенка с подобными нарушениями, повышает общую энергетику речевых и неречевых психических процессов, способствует преодолению стереотипий в поведении.

Изложение основного материала статьи. Чтобы изучить вопрос формирования эмоциональной лексики у детей с нормальным речевым развитием, нужно рассмотреть ряд вопросов:

1. Этапы формирования эмоциональной лексики в онтогенезе.

2. Особенности развития эмоционального и чувственного компонента у детей.

3. Взаимосвязь речи и общения в онтогенезе ребенка.

Зарубежный исследователь И. Брезертон выявил, что первые слова-эмоции малыш говорит в интервале от одного года и шести месяцев до одного года восьми месяцев, далее они интенсивно развиваются на третьем году жизни ребенка. Также он указывает на то, что дети в возрасте двух лет в основном для описания своих чувств используют общие положительные и отрицательные понятия - мне хорошо или мне плохо; состояния радости, грусти, страха, удивления, злости [12].

В три года дети начинают усваивать ряды синонимов - эмоциональных и стилистических, которые отвечают за понимание того, как человек относится к тому или иному явлению, ситуации, предмету или к людям. Также они отвечают за создание речевого этикета [9].

Эмоциональное состояние, окрашенное правильной интонационной стороной речи, дошкольники начинают выражать, начиная с четырех летнего возраста. Им доступы, следующие формы предложений: вопросительные, восклицательные, предложения, выражающие просьбу, с использованием превалирующего количества глаголов и существительных, начинают употребляться прилагательные и местоимения.

К пятилетнему возрасту дошкольники по мнению В.В. Гербова и Г.М. Лямина используют различные слова, выражающие состояния и переживания с развитой дикцией, темпом и силой голоса [3].

По данным В.Г. Нечаевой у дошкольников эмоциональное состояние проявляется как к себе через чувства уверенности, достоинства, отчаяния, так и к близким и посторонним людям - дружба, обида, симпатия. Внимание уделяется 5-6 летнему возрасту, так как именно в этом возрасте начинают формироваться сложные эмоции, такие как чувство справедливости [10].

Старшие дошкольники при восприятии эмоциональных состояний и их показе могут пользоваться вспомогательным материалом - картинками, портретами. При изучении эмоций по картинке дети зачастую учитывают ситуацию, мимику лица, выражение глаз и позу.

Нейропсихологи (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман) получили ассоциативный опыт, проведя эксперимент с ребятами шести-семи лет. Они сказали написать, по мнению воспитанников плохие и хорошие слова. Были сделаны следующие выводы:

- отмечались половые и личные различия в написании положительных и отрицательных слов в силу преобладания одного полушария над другим у детей разного пола;

- изменение ответа из-за социального окружения, так хорошие слова у современных ребят связаны с едой, а плохие с войнами и преступлениями по всему миру (также отмечается более яркая динамика разграничения хорошего от плохого у мужского пола и преобладание положительных слов у женского);

- представления о хорошем и плохом более интересны у воспитанников, которые занимаются творчеством и искусством, а не просто ходят в детские сады [5].

И.Ю. Кондратенко в исследовании процесса развития эмоциональной лексики говорил о четырех этапах формирования словаря эмоций и эмоциональной экспрессии лексики:

1 этап. Характеризуется дошкольным возрастом от трех до четырех лет. Ребенок визуальный и чувственный образ одного героя заменяет одним конкретным словом, так только «этот» медведь может быть злым, а «эта» белка испуганной.

2 этап. Подразумевает возраст детей от трех до пяти лет. Ребенок начинает понимать, что чувственный образ слова может перекладываться на ряд героев со схожими - идентичными эмоциональными состояниями, так злым может быть не только персонаж медведь, но и лиса, волк, а испуганным может оказаться кролик или вовсе человек.

3 этап. От четырех до семи лет. Ребенок начинает понимать, что эмоция, которая выражается определенным словом, отождествляется с различными группами явлений общественной, культурной и личной жизни, так веселой может быть мама, девочка в парке, Снегурочка на детском празднике и т.п. Здесь происходит увеличения запаса слов-настроений эмоциональной лексики.

4 этап. Дошкольный возраст от пяти до семи лет. Характеризуется большим использованием слов-оценок настроений, дети называют эмоциональные ряды и составляют обобщенные эмоциональные характеристики на других людей и мультипликационные персонажи [8].

Также экспрессия в речи может появиться при восприятии новых чувств, в ситуациях:

- понимания и восприятия поведения окружающих людей;

- сопереживания - понимания эмоций людей в искусстве;

- заинтересованности историями, фактами социальной, бытовой, общественной жизни и заинтересованности взаимоотношениями между людьми;

- прямого контакта со сверстниками, взрослыми или коллектива в жизни ребенка.

Дети лучше развивают свои чувства в благоприятных условиях, которые ему создают семья, детский сад. Также они зависят от средств и методов воспитания [10].

Говоря о формировании эмоций и их отражении в речи ребёнка, Т.Л. Ионова прослеживает связь между эмоциями и речью и сообщает, что эта связь бывает четырёх видов:

- способ показа эмоций с помощью интонационного поля в речи;

- выражение понимаемых эмоций благодаря экспрессии на каждом уровне становления речи;

- описание собственных и чужих эмоций;

- оценка и запоминание того, что было с ребёнком и выработка шаблонных действий для определённых эмоциональных состояний.

Каждый вид такой связи формируется на определённом возрастном этапе и существует всегда, совершенствуясь в течение всей человеческой жизни [4, с. 37].

Помимо этого автор отметила, что ребёнок выбирает способ показа своих эмоций исходя из эмоциональных проявлений другого лица или ситуации. Он считывает состояние человека и своим ответом пытается добиться той же реакции, которая была послана на него [11, с. 43].

Другим автором, А.Д. Палкиным изучалась количественная характеристика используемых эмоций у детей дошкольного возраста. Так проявление эмоций ребёнком постепенно снижается, главным фактором в снижении является возраст. Речь наиболее эмоциональна в промежутках от двух до трёх лет и с пяти до шести лет, промежуток от четырёх до пяти лет наблюдается небольшое угасание. Также отмечается обилие ласкательных суффиксов в оборотах речи и дошкольник развивает свои речевые способности за счёт знаний, которые получает в процессе общения со взрослым или сверстником, он сам выбирает необходимые слова для продолжения разговора.

Таким образом, эмоциональная лексика - это пласт слов человека, который выражает его чувства, настроение, переживания. Данный вид лексики является частью лексикона и представляет собой адекватное средство выражения личного, субъективного отношения к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации. При нормальном речевом процессе эмоции человека развиваются и усложняются постепенно, приобретая всю более экспрессивную окрашенность в общении.

Дети с ОНР плохо владеют словами, описывающими чувства. Наиболее успешно дошкольники используют прилагательные. Они способны показать и сказать злой, страшный или удивленный персонаж. При этом все равно могут допускать ошибки в виде замены эмоции другой экспрессией, словами чувствами, ситуативными определениями эмоциональных состояний, словами с широким значением. А также ошибки в подборе суффиксов. На более низком уровне воспитанники понимают глаголы, выраженные эмоциями. Низкий результат характеризуется путаницей эмоциональных состояний и чувств мальчиков и девочек, изображенных на карточках с заданиями. Дети не способны понять эмоциональную лексику существительных, не могут увидеть разницу между страхом и удивлением, радостью и спокойствием, спокойствием и грустью. Мало используют эмоциональную лексику, она бедна и характеризуется слабой интонационной выразительностью.

При предъявлении карточек отмечалось незнание эмоций или неправильная дифференциация эмоций. Помимо этого мимика была обеднена и могли повторяться одни и те же вариации эмоциональных состояний.

При исполнении задания на «Изучение особенностей мимики и пантомимики при подборе сказочного или мультипликационного героя на заданную эмоцию» присутствовало не только незнание персонажей на ту или иную эмоцию, но и незнание ряда слов, чтобы описать персонажа, что говорит о несформированности словарного запаса.

Дошкольники испытывают сложности при дифференциации различных эмоциональных состояний: испуг и горе, поэтому они не понимают чужое состояние и не могут сопереживать сложившейся ситуации.

При собственном высказывании дети редко использовали лексемы, выражающие эмоциональное состояние говорящего и слова-оценки; у дошкольников с ОНР отмечается низкая вариативность эмоциональной лексики, что касается как экспрессивной, так и импрессивной речи.

В устной речи дошкольников с речевыми нарушениями преобладали односложные предложения. Построение фраз характеризовалось однотипностью, слабой интонационной выразительностью (возникали трудности при оценке событий, эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей), скудностью эмоциональной лексики.

Выводы. Развитие речи детей с ОНР отклоняется от нормально развивающихся сверстников, как в количественном, так и в качественном плане. Эксперимент показал, что дошкольники используют в основном часто употребляемые в повседневной речи слова и словосочетания. Стоит отметить, что при предъявлении различных диагностических методик, дети, когда сталкивались с определенными сложностями, быстро теряли интерес к заданию и проявляли негативизм, отказывались отвечать на вопросы.

Все вышеперечисленные особенности эмоциональной лексики дошкольников с ОНР, приводят к выводу о необходимости проведения систематической коррекционной работы, направленной на формирование данного компонента лексической системы с опорой на комплексный подход.

Литература:

1. Азина Е.Г., Сорокоумова С.Н., Туманова Т.В. Использование ритмизации в психокоррекционном развитии младших школьников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования // Vestnik of Minin University. 2019. Volume 7, no. 1

2. Баженова Ю.А., Махова Ю.С. Особенности навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи // Vestnik of Minin University. 2020. Volume 8, no. 2

3. Гербова В.В., Лямина Г.М. О развитии речи старших дошкольников в условиях малокомплектного детского сада [Текст] // Дошкольное воспитание. 1985. - № 1. -С. 6-12.

4. Дель, С.В., Нечаева, Д.В. Особенности овладения эмоциональной лексикой / С.В. Дель, Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов / Л.Н. Ефименкова. — М.: Просвещение, 1981. - 112 с.

5. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. девочки и мальчики - два разных мира. - СПб.: Тускарора, 2000. - 184 с.

6. Жулина Е.В.Теоретические основы изучения и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста при задержке экспрессивной речи (коммуникативно-деятельностная традиция в современной логопсихологии): монография / Е.В. Жулина; Федеральное агентство по образованию, Нижегородский гос. пед. ун-т. Нижний Новгород, 2008.

7. Жулина Е.В., Белов С.В. Особенности коммуникации детей с нарушениями речи // Вестник психотерапии. 2007. №23 (28). С. 42-57.

8. Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст] / составитель И.Ю. Кондратенко. — Москва: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2005.

9. Курзинер.Е.С. Речевые этапы онтогенеза. [Текст] - М., 1996.

10. Нечаева В.Г. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1980, с. 3-10.

11. Тихонова, Е.С. Состояние эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.С. Тихонова // Дефектология. - 2008. - № 3. - С. 39-47.

12. Bretherton I. et al. Learning to talk about emotions: A functional perspective // Child. Devel. 1986. V. 57. N 3. P. 529-548.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.