Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
emotional expressivity / children with mental retardation / emotional sphere / эмоциональная экспрессия / дети с задержкой психического развития / эмоциональная сфера

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Автономова Таисия Петровна

В статье рассматривается проблема коррекционно-развивающего воздействия на эмоциональную сферу дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Выделены основные блоки работы по развитию эмоциональной экспрессии детей с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL EXPRESSION AS A PSYCHOLOGICAL PROBLEM OF SPECIAL EDUCATION

The article considers the problem of correction and development impact on the emotional sphere of preschool children with delay of mental development (DSD). The principal components of work on the development of emotional expression by children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

1 SCIENCE TIME ■

тл 1(4 »Li ' tL® Jfl "тН -1 щг 1 - ■Fl ~ JP |Г1 1 r^g) РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Автономова Таисия Петровна, Тульский государственный педагогический университет им. JI.H. Толстого, г. Новомосковск E-mail: taia71@yandex.ru

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL EXPRESSION AS A PSYCHOLOGICAL

PROBLEM OF SPECIAL EDUCATION

Avtonomova T.P.

Tula state pedagogical University. L. N. Tolstoy

Abstract. The article considers the problem of correction and development impact on the emotional sphere of preschool children with delay of mental development (DSD). The principal components of work on the development of emotional expression by children with mental retardation.

Key words: emotional expressivity, children with mental retardation, emotional sphere.

Аннотация. В статье рассматривается проблема коррекционно-развивающего воздействия на эмоциональную сферу дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Выделены основные блоки работы по развитию эмоциональной экспрессии детей с ЗПР.

Ключевые слова: эмоциональная экспрессия, дети с задержкой психического развития, эмоциональная сфера.

Увеличение числа детей с задержкой психического развития (ЗПР) ставит перед педагогами и психологами поиск новых методов и средств воспитания и обучения дошкольников данной категории.

I

SCIENCE TIME

I

Задержку в развитии можно компенсировать благодаря правильно выстроенному обучению, учитывая сензитивные периоды развития. В связи с этим возникает необходимость в разработке адекватных программ специального образования детей данной категории, с учетом щадящего режима.

Основной целью специального образования является социальная адаптация ребенка с ЗПР. Качество межличностных отношений зависит от уровня развития эмоциональной экспрессии: умения выражать и распознавать эмоции.

В свете ФГОС ДО каждый ребенок должен овладеть специальными компетенциями, которые ориентированы на формирование социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками, умения адекватно воспринимать невербальную информацию. Поэтому специальное образование дошкольников с ЗПР должно строиться с опорой на компетенции.

Психолого-педагогическая работа по развитию эмоциональной экспрессии включает в себя следующие блоки: диагностический, коррекционно-развивающий и консультативно-просветительский. Рассмотрим каждый блок подробно.

Диагностический блок позволяет проследить динамику ребенка: первичное обследование, текущий мониторинг в процессе коррекционной работы. Систематически проводимая диагностика позволяет проконтролировать и скорректировать выявленные недостатки. Для этого составляется диагностическая программа по обследованию интересующего критерия: представлений об эмоциональной экспрессии и ряде эмоциональных модальностей. К функциям диагностики относятся следующие.

Оценочная функция позволяет выявить степень эффективности педагогических или коррекционных воздействий. Она реализуется при оценке показателей с позиции определенных критериев развития и проявления экспрессивности.

Планирование и конструирование процесса эмоционального развития осуществляется с помощью проективно-конструктивной функции.

Оценить, как на ребенка влияет то или иное средство и проследить его динамику позволит рефлексивная функция.

Благодаря коррекционной функции производится анализ и учет результатов диагностики. Эти данные используются при регулировании коррекционно-развивающего процесса и организации индивидуально-дифференцированного подхода [4].

Критерии показатели для проведения диагностики были подобраны по работам Е.И. Изотовой [2] и Н.С. Ежковой [3], среди которых восприятие эмоционально-экспрессивных состояний (показателем выступает адекватность восприятия основных эмоциональных состояний, самостоятельность в

I

SCIENCE TIME

I

выявлении и назывании экспрессивных признаков: мимических, жестовых и голосовых) и характер экспрессивных проявлений (в качестве показателя -наличие эмоциональных проявлений у детей, соответствие экспрессивных признаков эмоциональному содержанию).

Уровни развития эмоциональной экспрессии вытекают из выделенных критериев и показателей.

Оптимальный: дети узнают эмоционально-экспрессивное состояние, могут охарактеризовать признаки его внешнего проявления. Экспрессивные признаки соответствуют эмоциональному содержанию.

Допустимый: представления об эмоциях сформированы частично. При опознании эмоциональных состояний допускаются ошибки. Не всегда называются признаки их внешнего оформления. Экспрессивные признаки частично соответствуют эмоциональному содержанию.

Критический: дети не называют основные эмоциональные состояния, не узнают эмоционально-экспрессивные состояния на картинках, графических изображениях, не могут охарактеризовать признаки их внешнего оформления. Экспрессивные признаки не соответствуют эмоциональному содержанию.

В соответствии с выделенными уровнями, диагностическая программа может состоять из следующих методик «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Л.Ф. Фатихова и А.А. Харисова), «Изучение эмоциональной сферы ребенка» (В.М. Минаева), «Изучение мимической моторики» (Г.А. Волкова), «Определи выражение лица» (Л.Ю. Субботина), анкета-опросник для родителей «Представление родителей об эмоциональных особенностях ребенка» (Е.И. Изотова).

В основе коррекционно-развивающего блока - разработка и реализация коррекционно-развивающей программы по обогащению эмоциональной экспрессии через образно-ролевое разыгрывание славянских мифов. Целью таких занятий является обучение способам эмоционального выражения: развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности.

Нами была разработана программа с использованием адаптированных славянских мифов. Учитывая особенности детей с ЗПР, занятия проводились по следующему алгоритму.

Основной целью вводной части было создание эмоционального настроя и интереса детей, в подготовке к восприятию текста. Тематика вопросов определяется на возрастные особенности детей и запас их знаний. В этой части использовались нижеследующие приемы.

1. Чтение загадок, стишков; вступительная беседа; показ картинок.

2. Чтение произведения первый раз. Детям предлагается послушать

| SCIENCE TIME |

миф, сообщаются его название. Миф рассказывается эмоционально, речь четкая, доступная и понятная детям. Чтение сопровождается иллюстрациями к мифу, рисунками.

3. Беседа по содержанию прочитанного. Детям задаются вопросы подсказывающего характера и показываются картинки с последовательностью событий, с целью того, чтобы они вспомнили прочитанный материал.

4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

5. Пересказы детей с опорой на зрительные образы. Ребенку в качестве модели, воспроизводящей структуру мифа, предлагаются картинки, которые наглядны, красочны, доступны для понимания. В пересказе детей учитывается точность воспроизведения материала, полнота, правильный выбор героев мифа, последовательность. В начале, для пересказа берут произведения с простым сюжетом. Постепенно вводят мифы с более сложным содержанием, пересказ которых значительно труднее.

6. Заключительная часть. Подводятся итоги занятия, необходимо сделать анализ работы детей в сравнении с предыдущими занятиями. Так же после занятия проводилось образно-ролевое разыгрывание мифа. Роли распределялись в группе в соответствии с индивидуальными особенностями детей, что позволяло заинтересовать каждого ребенка и создать для него ситуацию успеха. Содержание инсценировок было направлено на уточнение и расширение знаний детей о чувствах, эмоциях, способах их выражения: на обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения. Для того чтобы дети с ЗПР вели себя естественно и смогли раскрепоститься мы включали в занятия специальные игры и упражнения на обогащение эмоционально-чувственного и речевого опыта.

Консультативно-просветительский блок позволяет оказать помощь педагогам и родителям, воспитывающим детей с ЗПР в развитии эмоциональной экспрессии. В процессе консультативной работы разрабатываются совместные обоснованные рекомендации по ознакомлению с эмоциями и обучению способам адекватного выражения эмоциональных состояний, выбор индивидуально ориентированных методов и приемов работы на основе диагностики, помощь семье и педагогам образовательной организации в вопросах выбора стратегии эмоционального развития ребенка.

Психологическое просвещение в условиях специального образования носит теоретический и практический характер [5]. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в эмоциональном развитии детей посредством информирования родителей и педагогов об особенностях экспрессивной выразительности. В качестве предмета информирования рассматриваются причины возникновения эмоционально-экспрессивных отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, последствия для дальнейшего развития

I

SCIENCE TIME

I

дошкольника. Во втором случае имеется в виду непосредственное ознакомление с методами узнавания эмоционального состояния ребенка; отработка способов выражения эмоций; совместное разыгрывание эмоциональных этюдов.

Организованная таким образом работа будет способствовать успешному развитию эмоциональной экспрессии как важной составляющей эмоционального развития ребенка и его успешного функционирования в социуме.

Литература:

1. Бабкина Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №1, 2012. - С. 23-31.

2. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2010. - 125 с.

3. Изотова Б. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

4. Кокорева О.И. Организация и проведение мониторинга физического развития и физической подготовленности детей в дошкольном образовательном учреждении // Мониторинг эмоционально-личностного, интеллектуального и физического развития детей с ограниченными возможностями Тульского региона: Монография. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008.- С. 5-17

5. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. — М.: Гардарики, -2000. - 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.