Научная статья на тему 'Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста'

Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3718
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / EMOTIONAL INTELLIGENCE / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / DIAGNOSTICS OF LEVELS OF DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фаустова И.В.

В статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. Автор анализирует результаты диагностического исследования по выявлению особенностей эмоционального интеллекта старших дошкольников. В работе представлены критерии для оценки уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста; приводится описание данных уровней. Результаты исследования показали, что большинство детей имеют средний уровень развития эмоционального интеллекта, они испытывают затруднения при восприятии и понимании эмоциональных состояний. На основании проведенного исследования сформулированы задачи и направления коррекционно-развивающей работы с детьми. С дошкольниками, у которых был выявлен низкий и средний уровень развития эмоционального интеллекта, были проведены коррекционные занятия, включающие методы сказкотерапии, игротерапии, арттерапии, психогимнастики. В результате проведения повторной диагностики у детей была выявлена положительная динамика в развитии эмоционального интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фаустова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PRESCHOOL CHILDREN

The article deals with the problem of emotional intelligence development in senior preschool age. The author analyzes the results of a diagnostic study to identify the features of emotional intelligence of older preschoolers. The paper presents the criteria for assessing the level of development of emotional intelligence of preschool children, a description of these levels. The results of the study showed that most children have an average level of emotional intelligence, they have difficulties in perceiving and understanding emotional States. On the basis of the conducted research the tasks and directions of correctional and developmental work with children are formulated. With preschoolers diagnosed with low and average level of emotional intelligence was conducted remedial classes, including the methods of fairy tale therapy, play therapy, art therapy, psihogimnastiki. As a result of repeated diagnostics, positive dynamics in the development of emotional intelligence was revealed in children.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста»

УДК 159.99

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И.В. Фаустова

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте. Автор анализирует результаты диагностического исследования по выявлению особенностей эмоционального интеллекта старших дошкольников. В работе представлены критерии для оценки уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста; приводится описание данных уровней. Результаты исследования показали, что большинство детей имеют средний уровень развития эмоционального интеллекта, они испытывают затруднения при восприятии и понимании эмоциональных состояний. На основании проведенного исследования сформулированы задачи и направления коррекционно -развивающей работы с детьми. С дошкольниками, у которых был выявлен низкий и средний уровень развития эмоционального интеллекта, были проведены коррекционные занятия, включающие методы сказкотерапии, игротерапии, арттерапии, психогимнастики. В результате проведения повторной диагностики у детей была выявлена положительная динамика в развитии эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дети старшего дошкольного возраста, диагностика уровней развития эмоционального интеллекта.

FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PRESCHOOL CHILDREN I. Faustova

Abstract. The article deals with the problem of emotional intelligence development in senior preschool age. The author analyzes the results of a diagnostic study to identify the features of emotional intelligence of older preschoolers. The paper presents the criteria for assessing the level of development of emotional intelligence of preschool children, a description of these levels. The results of the study showed that most children have an average level of emotional intelligence, they have difficulties in perceiving and understanding emotional States. On the basis of the conducted research the tasks and directions of correctional and developmental work with children are formulated. With preschoolers diagnosed with low and average level of emotional intelligence was conducted remedial classes, including the methods of fairy tale therapy, play therapy, art therapy, psihogimnastiki. As a result of repeated diagnostics, positive dynamics in the development of emotional intelligence was revealed in children.

Keywords: emotional intelligence, children of preschool age, diagnostics of levels of development of emotional intelligence.

В настоящее время очень важным становится развитие понимания ребёнком-дошкольником собственных эмоций и эмоционального состояния окружающих его людей. Проблема развития эмоционального интеллекта наиболее актуальна в дошкольном возрасте, так как он является периодом становления психических функций, личностных образований.

Термин «эмоциональный интеллект» впервые употребили Джон Майер и Питер Сэловей. Авторы под ним понимали способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей.

Изучением эмоционального интеллекта занимались многие отечественные и зарубежные психологи: И.Н. Андреева, Р. Бар-Он, Д. Гоулмен, Дж. Мэйер, Д. Карусо, П. Сэловей, Д.В. Ушаков, Д.В. Люсин и другие. Осознание собственных

эмоций и эмоций других людей детьми рассматривали Г.М. Бреслав, Е.И. Изотова, Я.З. Неверович, М.А. Нгуен, О.М. Прусакова, А.М. Щетинина и другие.

М.А. Нгуен предлагает следующее понимание эмоционального интеллекта применительно к старшему дошкольному возрасту: «готовность ребёнка ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения с ним и находить пути решения возникающих проблем» [4]. Автор подчеркивает, что в дошкольном возрасте мы можем говорить об эмоциональном интеллекте, «когда у ребенка возникает ориентация на другого человека, на его эмоциональные переживания и при этом старается вести себя соответственно этим переживаниям. Только опираясь на эмоции свои и других людей, дети учатся ориентироваться на другого, получая

полезную информацию о том, что действительно происходит» [5, с.46].

Как справедливо замечает И.А. Пазухина, «маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми». Автор отмечает, что «дети эгоцентричны, поэтому важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение» [3, с.3].

Анализ проблемы развития эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте показал:

1) способность к пониманию эмоций, являясь компонентом целостной системы, «модель психического» развивается по логике ее общего усложнения;

2) интегрированное понимание эмоций связано с развитием «модели психического» и формируется к пятилетнему возрасту;

3) к старшему дошкольному возрасту в связи с усложнением «модели психического» дети свободно передают в рисунках как собственные эмоции, так и эмоциональное состояние другого человека [6].

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту уровень понимания детьми эмоциональных состояний повышается; восприятие экспрессии становится более дифференцированным, что сказывается на точности оценки переживаний человека; увеличиваются активный и пассивный словарь обозначения эмоциональных состояний.

В связи с этим можно сделать вывод, что в дошкольном возрасте имеются объективные предпосылки и возможности развития эмоционального интеллекта. Дети старшего дошкольного возраста способны к пониманию своих эмоций и эмоциональных состояний других людей; способны к адекватному выражению и регуляции своих переживаний; способны осознавать свое эмоциональное поведение и поведение окружающих.

Анализ проблемы также показал, что развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста должно быть направлено на обогащение практики самоосознания (распознавания собственных чувств); саморегуляции (осознанной регуляции эмоций); развитие чувства эмпатии, самопринятия, а также приобретение

коммуникативных навыков, уверенности в себе, умений разрешать конфликты.

Для оценки уровня развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие критерии, опираясь на исследования Е.И. Изотовой [1;2]:

1) ситуативные особенности эмоциональной регуляции (степень, характер выраженности, а также адекватность эмоциональной окраски предметных и коммуникативных действий);

2) внеситуативные особенности эмоциональной регуляции (преобладающий эмоциональный фон, характер эмоциональных отношений-чувств);

3) наличие и особенности функционирования эмоциональных механизмов (восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций).

Исходя из выделенных критериев, нами были разработаны общие уровни развития эмоционального интеллекта старших

дошкольников:

- высокий уровень - дети адекватно воспринимают и понимают эмоциональные состояния, свободно выражают свои эмоции (мимика, пантомимика) и контролируют их; у них высокий объем эмоционального опыта и эмоциональных представлений, они умеют выстраивать и регулировать свое и чужое эмоциональное состояние;

- средний уровень - дети испытывают затруднения при восприятии и понимании эмоциональных состояний, у них частичная локализация мимических признаков эмоциональных состояний, недостаточно высокий объем эмоционального опыта и эмоциональных представлений, с незначительными затруднениями выстраивают и регулируют свое и чужое эмоциональное состояние;

- низкий уровень - дети с трудом воспринимают и понимают эмоциональные состояния, у них затруднена произвольная мимическая имитация эмоциональных состояний, у них скудный объем эмоционального опыта и эмоциональных представлений, они не умеют выстраивать и регулировать свое и чужое эмоциональное состояние; наблюдается высокая эмоциональная напряженность.

Для выявления уровня развития эмоционального интеллекта старших

дошкольников мы использовали ряд методик: диагностическая методика эмоциональной идентификации (Е.И. Изотова); «Оцени

поведение» (Т.Д. Марцинковская, М. Митр); методика дифференцированной оценки эмоционального интеллекта ребенка в процессе наблюдения.

В результате использования диагностической методики эмоциональной идентификации (Е.И. Изотова) на первом этапе был выявлен уровень восприятия экспрессии старшими

дошкольниками. Полученные данные мы проанализировали с учетом психологической помощи и поуровневой дифференциации и получили следующие результаты: у 25% детей был выявлен высокий уровень восприятия экспрессии, они адекватно идентифицировали все 6 эмоциональных содержаний; 55% показали средний уровень восприятия экспрессии, дети испытывали некоторые трудности при идентификации эмоциональных состояний и осуществляли 4 адекватных выбора без использования помощи, некоторые нуждались в дублировании инструкции, наводящих и вспомогательных вопросах; у 20% был выявлен низкий уровень восприятия экспрессии, дети с трудом понимали эмоциональные состоянии и испытывали большие трудности, осуществляли всего 2 - 4 адекватных выбора, при этом им приходилось объяснять и наглядно показывать способ выполнения задания.

На втором этапе необходимо было выявить уровень понимания эмоций. Анализ результатов показал: у 20% детей был выявлен высокий уровень понимания эмоций, они с легкостью отмечали все 6 соответствий экспрессивных признаков по эмоциональному содержанию, старались соотносить эмоциональные состояния с цветом гномиков, в помощи не нуждались; у 50% испытуемых был выявлен средний уровень развития понимания эмоций, они смогли установить соответствие экспрессивных признаков по 4 - 6 модальностям, при этом цвет не всегда учитывался и соотносился с эмоциональными состояниями, нуждались в дублировании инструкции, наводящих и вспомогательных вопросах; у 30% был выявлен низкий уровень понимания эмоций, дети испытывали затруднения в выявлении соответствия экспрессивных признаков эмоциональному содержанию по всем модальностям, им приходилось несколько раз объяснять задание и показывать на примере способ выполнения.

Далее цель была выявить уровень идентификации эмоций. Интерпретируя данные с учетом поуровневой дифференциации, мы получили следующие показатели: 70% детей показали высокий уровень развития

идентификации эмоций, они с легкостью отвечали на вопросы и точно идентифицировали эмоциональные ситуации, изображенные на картинках, некоторые из них подробно рассказывали о тех эмоциональных переживаниях, которые могли бы испытывать герои; у 30% детей был выявлен средний уровень идентификации эмоций, они интерпретировали 6 эмоциональных ситуаций с частичной схематизацией экспрессивного эталона, некоторым оказывалась небольшая помощь, при описании эмоциональных ситуаций и чувств, которые испытывали герои. Низкий уровень выявлен не был.

На следующем этапе мы выявили уровень структуры эмоциональных представлений. Анализ результатов показал: у 20% детей был выявлен высокий уровень структуры эмоциональных представлений, они установили соответствие экспрессивных признаков по всем 9 модальностям, не испытывая при этом затруднений; у 65% был выявлен средний уровень структуры эмоциональных

представлений, дети испытывали незначительные трудности при выполнении задания, некоторые нуждались в дублировании инструкции, наводящих и вспомогательных вопросах, они определили соответствие экспрессивных признаков эмоциональному содержанию 5-7 модальностям; 15% детей показали низкий уровень структуры эмоциональных

представлений, они смогли установить соответствие экспрессивных признаков эмоциональному содержанию по 4 модальностям, при этом испытывали трудности, нуждались в наглядном показе и постоянном пояснении.

Следующий этап предполагал выявление уровня сформированности произвольного выражения эмоций. В результате проведенного анализа были получены следующие данные: у 25% детей был выявлен высокий уровень произвольного выражения эмоций, у них отмечалась адекватная произвольная мимическая имитация по образцу с выраженной комплексной локализацией мимических признаков всей лицевой мускулатуры; у 75% детей был выявлен средний уровень произвольного выражения эмоций, у них отмечалась адекватная произвольная мимическая имитация по образцу 2 - 4 модальностей с частичной локализацией мимических признаков, активизация нижнего или верхнемимического паттерна; низкий уровень выявлен не был.

С помощью методики «Оцени поведение» (Т.Д. Марцинковская, М. Митр) мы также выявили уровень развития эмоционального

интеллекта дошкольников. Проанализировав полученные данные, мы получили следующие уровни: у 60% был выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта, в ответах этих детей оценивается только поведение героев, изображенных на картинках, хотя и отмечается, что их внешний вид не соответствует норме, однако дети стараются найти оправдания такой внешности; у 20% был обнаружен средний уровень развития эмоционального интеллекта, у таких детей нет устойчивых предпочтений в оценке поведения героев картинок; у 20% детей был выявлен низкий уровень развития эмоционального интеллекта, они оценивают героев картинок только на основе их внешнего вида, собственных симпатий и антипатий.

Далее была использована методика дифференцированной оценки эмоционального интеллекта ребенка в процессе наблюдения. Проводилось выборочное наблюдение в процессе выполнения заданий или сплошное наблюдение в реальной свободной деятельности в различных ситуациях. При этом учитывались следующие показатели: особенности поведения детей (скромность или яркость эмоционального реагирования, проявления эмоционального состояния в мимических, пантомимических, интонационных средствах; соответствие использованных коммуникативных средств эмоциональному содержанию ситуации); вербальные высказывания.

Анализ полученных результатов показал: у 50% испытуемых был выявлен высокий уровень развития эмоционального интеллекта, у них отмечается высокая эмоциональная

чувствительность в сочетании с ярким мимическим реагированием; у 40% был выявлен средний уровень развития эмоционального интеллекта, дети достаточно эмоционально реагируют на происходящее, но мимические и пантомимические выражения сдержанны; 10% показали низкий уровень развития эмоционального интеллекта, у них наблюдается низкая эмоциональная чувствительность, скрытое мимическое реагирование, происходящие события вызывают у них слабовыраженные эмоции.

Таким образом, проанализировав результаты всех методик, мы можем констатировать, что 35% детей старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень развития эмоционального интеллекта, эти дети адекватно воспринимают и понимают эмоциональные состояния, свободно выражают свои эмоции (мимика, пантомимика) и контролируют их, у них высокий объем эмоционального опыта и эмоциональных

представлений, они умеют выстраивать и регулировать свое и чужое эмоциональное состояние.

У 45% детей был выявлен средний уровень развития эмоционального интеллекта, дети испытывают затруднения при восприятии и понимании эмоциональных состояний, у них частичная локализация мимических признаков эмоциональных состояний, недостаточно высокий объем эмоционального опыта и эмоциональных представлений, с

незначительными затруднениями выстраивают и регулируют свое и чужое эмоциональное состояние.

У 20% испытуемых был выявлен низкий уровень эмоционального интеллекта, дети с трудом воспринимают и понимают эмоциональные состояния, у них затруднена произвольная мимическая имитация

эмоциональных состояний, у них скудный объем эмоционального опыта и эмоциональных представлений, они не умеют выстраивать и регулировать свое и чужое эмоциональное состояние; высокая эмоциональная

напряженность.

Полученные результаты были использованы для разработки коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие эмоционального интеллекта и эмоционально-поведенческой сферы в целом детей старшего дошкольного возраста. Основные задачи программы были нацелены на формирование у детей представлений об эмоциональных состояниях, умений их различать и понимать; знакомство со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния; развитие умений распознавать, называть и описывать собственное и чужое эмоциональное состояние; совершенствование умений и навыков практического владения выразительными движениями тела (мимикой, пантомимикой); а также знакомство с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования способности управлять своими эмоциональными состояниями.

Занятия проводились со старшими дошкольниками, у которых был выявлен низкий и средний уровень развития эмоционального интеллекта, дети были поделены на подгруппы соответственно уровням. В комплекс коррекционно-развивающих занятий были включены сказкотерапия, игротерапия, арттерапия, психогимнастика.

Наши наблюдения и повторная диагностика подтвердили эффективность проведенной коррекционной работы. У детей старшего

дошкольного возраста была выявлена положительная динамика в развитии эмоционального интеллекта: 70% детей показали высокий уровень развития эмоционального интеллекта, 25% - средний уровень, 5% остались на низком уровне. При помощи критерия Т-Вилкоксона был проделан анализ значимости различий до и после проведения занятий. Исходя из полученных статистических данных, можно сделать вывод, что разработанная нами программа, направленная на развитие эмоционального интеллекта старших

дошкольников, достаточно эффективна. Детям с низким уровнем эмоционального интеллекта были рекомендованы дополнительные

индивидуальные занятия, а их родителям были предложены рекомендации, способствующие развитию эмоциональной сферы дошкольников и повышению уровня их эмоционального интеллекта.

Таким образом, для развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста необходимо систематическое проведение специально организованных занятий по развитию умения выражать различные эмоциональные состояния, идентифицировать и понимать эмоции других, а также развитие мимики, пантомимики и выразительности движений, развитие навыков общения.

Литература:

1. Изотова Е.И. Особенности идентификации эмоций у детей дошкольного возраста / Е.И. Изотова. -М., 2003. - С. 163-164.

2. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

3. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие для практических работников детских садов; автор-составитель И.А. Пазухина. - СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 272 с.

4. Нгуен М.А. Развитие эмоционального интеллекта / М.А. Нгуен // Ребёнок в детском саду. -2007. - № 5. - С. 80-87.

5. Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте / М.А. Нгуен // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 3. - С. 46-51.

6. Прусакова О.С. Генезис понимания эмоций: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.М. Прусакова. -М., 2005. - 24 с.

Сведения об авторе:

Фаустова Ирина Валерьевна (г. Елец, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и психофизиологии ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», e-mail: fayst71@mail.ru

Data about the author:

I. Faustova (Yelets, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of psychology and psychophysiology, Bunin Yelets State University, e-mail: fayst71@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.